РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 15.05.2003
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РБ ОТ 18 ФЕВРАЛЯ 2002 Г. № 923-II "О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ И ВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО СЧЕТА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ И ХРАНЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАЛОГА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ">
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Закона Республики Бурятия от 29.09.2003 № 459-III, признавшего Закон Республики Бурятия от 18.02.2002 № 923-II утратившим силу.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего Алагуевой А.П., при секретаре Дагбаевой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 15 мая 2003 года дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона РБ от 18 февраля 2002 г. № 923-II "О порядке открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога в Республике Бурятия".
установил:
18 февраля 2002 года Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон № 923-II "О порядке открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога в Республике Бурятия". Обращаясь в суд, прокурор РБ просит признать п. 1 ст. 3 Закона в части указания на возможность установления республиканскими законами иного размера избирательного залога, абзац 2 п. 3 ст. 4 в части установления перечня сведений о гражданах и юридических лицах, внесших пожертвования в избирательный фонд, которые кандидат должен представить в избирательную комиссию, п. 3 ст. 5 в части возврата избирательного залога в избирательный фонд, ст. 6 в части отсутствия указания на случаи невозврата избирательного залога противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению на том основании, что Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной размер избирательного залога, что при внесении средств в избирательный фонд гражданин не обязан указывать идентификационный номер налогоплательщика, а юридическое лицо - адрес местонахождения, что в случае снятия своей кандидатуры с регистрации избирательный залог не возвращается в избирательный фонд, а перечисляется в доход соответствующего бюджета, а также незаконного исключения случаев невозврата избирательного залога.
В судебном заседании представитель прокурора РБ Ковалева Г.Н., действующая на основании доверенности, заявление поддержала, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства.
Представитель Президента РБ Башкирцев А.Ю., действующий на основании доверенности, с требованиями прокурора согласился.
Представитель Народного Хурала РБ в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежаще извещен. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Народного Хурала.
Суд, выслушав представителя прокурора, представителя Президента РБ, проверив материалы дела, приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с чч. 1 и 2 настоящей статьи.
Судом установлено, что отдельные положения Закона Республики Бурятия № 923-II "О порядке открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога в Республике Бурятия" противоречат соответствующим положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". П. 1 ст. 3 Закона РБ закрепляет иной размер избирательного залога, чем в федеральном законе, устанавливающий 15%. п. 3 ст. 4 Закона РБ предусматривает, помимо тех сведений, установленных п. 7 и п. 8 ст. 58 Федерального закона, сведения об идентификационном номере налогоплательщика и адресе юридического лица. п. 3 ст. 5 Закона РБ устанавливает при снятии зарегистрированным кандидатом своей кандидатуры возврат избирательного залога в избирательный фонд кандидата, а не в доход соответствующего бюджета, как это указано в Федеральном законе (ст. 38 п. 13). Ст. 6 Закона РБ устанавливает исчерпывающий перечень оснований невозврата избирательного залога, тогда как в федеральном законе предусмотрены и иные основания. При таких обстоятельствах Народный Хурал РБ не вправе был устанавливать такие противоречивые положения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора удовлетворить.
Признать п. 1 статьи 3 в части указания на возможность установления республиканскими законами иного размера избирательного залога, абзац 2 пункта 3 статьи 4 в части установления перечня сведений о гражданах и юридических лицах, внесших пожертвования в избирательный фонд, которые кандидат должен представить в комиссию, пункт 3 статьи 5 в части возврата избирательного залога в избирательный фонд кандидата, статью 6 в части отсутствия указания на случаи невозврата избирательного залога, установленные Федеральным законом, Закона Республики Бурятия от 18.02.2002 № 923-II "О порядке открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога в Республике Бурятия" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
Опубликовать в газете "Бурятия" результаты рассмотрения заявления прокурора. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия
А.П.АЛАГУЕВА