Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 08.05.2003
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ЗАКОНА РБ "О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА НАРОДНОГО ХУРАЛА РБ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Бурятия Урмаева Т.А., при секретаре Ширипнимбуевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Бурятия в интересах государства и общества о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Закона Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" от 19.04.1995 № 113-1 (в ред. Закона РБ от 24.04.2002 № 1000-II, от 25.12.2002 № 168-III, от 31.12.2002 № 190-III),

установил:

Исполняющий обязанности прокурора РБ обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
В судебном заседании представители прокуратуры Болдоева Э.В. и Ковалева Г.Н., действующие на основании доверенности, внесли изменения в части заявленного требования и пояснили, что федеральному законодательству противоречат положения, содержащиеся в ст. 19, 20, 21 и 22 Закона РБ, за исключением первого предложения п. 1 статьи 19 в части, где устанавливается неприкосновенность депутата Народного Хурала РБ в течение всего срока его полномочий.
Представитель Народного Хурала РБ Доржиев А.Д., действующий на основании доверенности от 29 апреля 2003 г. № 135-III, с заявленными требованиями и.о. прокурора РБ и с внесенными изменениями согласился.
Представитель Президента РБ Башкирцев А.Ю., действующий на основании доверенности от 28.01.2003, заявленные требования признал полностью.
Выслушав участников процесса и исследовав представленные документы, суд считает, что заявление и.о. прокурора РБ подлежит удовлетворению.
Статьей 19 Закона РБ устанавливается неприкосновенность депутата Народного Хурала РБ и определяется порядок привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, порядок производства отдельных процессуальных действий по уголовным и административным делам в отношении депутата. Статьей 20 Закона РБ установлен порядок лишения депутата неприкосновенности.
Пункт 1 ст. 19 Закона РБ в части, где указано, что депутат законодательного органа государственной власти субъекта РФ обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий, согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 года № 9-II соответствует Конституции РФ как принцип парламентской неприкосновенности.
В остальной части указанные статьи противоречат федеральному законодательству. Так, в соответствии со вступившим в силу с 01.07.2002 Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ч. 2 ст. 447) производство по уголовным делам в отношении депутата законодательного органа государственной власти устанавливается названным Кодексом с изъятиями, предусмотренными главой 52. В статьях 448, 450 УПК РФ определен особый порядок привлечения к уголовной ответственности и производства по уголовным делам в отношении указанных лиц.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что установление порядка производства по делам об административных правонарушениях относится к ведению Российской Федерации (ст. 1.3). В силу ст. 1.4 КоАП РФ особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.
Таким образом, порядок привлечения депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ к уголовной или административной ответственности и производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях в отношении указанных должностных лиц не могут регулироваться нормативными актами субъектов РФ.
Статья 21 Закона РБ в части предоставления депутату Народного Хурала РБ права отказаться от дачи свидетельских показаний по уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий, противоречит нормам уголовно-процессуального законодательства РФ.
Так, из положений ст. 5 п. 40 УПК РФ следует, что свидетельский иммунитет не может устанавливаться законом субъекта РФ, поскольку все случаи, при которых лицо вправе не давать свидетельские показания, могут быть установлены только УПК РФ. Статья 56 пункт 3 УПК РФ не предусматривает свидетельский иммунитет депутатов законодательных органов субъектов РФ, предоставляя это право только Депутатам Государственной Думы.
Указанная статья республиканского Закона в части закрепления свидетельского иммунитета депутата Народного Хурала РБ в гражданском процессе противоречит ст. 1 ГПК РФ, согласно которой порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ", настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом "О мировых судьях в РФ".
Таким образом, законом субъекта РФ не могут регулироваться вопросы гражданского судопроизводства.
Противоречит статье 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 № 53-ФЗ статья 22 рассматриваемого Закона РБ, в которой установлено, что депутат Народного Хурала в соответствии с федеральным законом освобождается на срок его полномочий от призыва на военную службу и военные сборы.
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федерального закона правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция РФ, настоящий Федеральный закон, другие Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ. Из чего следует, что Федеральным законом не предоставлено право субъектам Федерации осуществлять правовое регулирование вопросов воинской обязанности и военной службы, в том числе устанавливать случаи освобождения от военной службы и военных сборов.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд считает, что вышеуказанные нормы Закона РБ подлежат признанию противоречащими законодательству РФ, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, судья

решил:

Признать статью 19, за исключением первого предложения п. 1, статьи 20, 21, 22 Закона РБ "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" от 19.04.1995 № 113-1 противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать газету "Бурятия" опубликовать сообщение о решении после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Бурятия.

Судья Верховного Суда
Республики Бурятия
Т.А.УРМАЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru