ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 15.02.1996 № 41
"О ПРОГРАММЕ СТАБИЛИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА 1996 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 1996 г. № 41
О ПРОГРАММЕ СТАБИЛИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА НА 1996 ГОД
В целях вывода агропромышленного комплекса Республики Бурятия из затянувшегося кризиса Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить программу стабилизации агропромышленного комплекса на 1996 год (прилагается).
2. Рекомендовать главам местных самоуправлений районов в срок до 1 мая 1996 г. разработать соответствующие программы и обеспечить разработку экономико - организационного обоснования деятельности каждого хозяйства.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Агалова В.К.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами Президента и
Правительства Республики Бурятия
Р.Б.ГАРМАЕВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 15.02.96 № 41
ПРОГРАММА
СТАБИЛИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА 1996 ГОД
1. Введение
Программа стабилизации агропромышленного комплекса на 1996 год учитывает общие положения Программы аграрной реформы в Российской Федерации. В то же время она отличается от общей Программы тем, что учитывает естественно - исторические и экономические условия Республики Бурятия в плане специализации сельскохозяйственного производства, формирования многоукладной аграрной экономики и сельскохозяйственной кооперации, развития рыночных отношений.
2. Социально - экономическая ситуация
и первые итоги реформы
В аграрном секторе республики за последние четыре года приняты меры по развитию многообразных форм собственности и хозяйствования, расширения прав и полномочий сельскохозяйственных товаропроизводителей по распоряжению своей продукцией и доходами, установлению цен на продукцию, приобретению пакета акций приватизируемых перерабатывающих и обслуживающих предприятий. Доминирующей стала коллективно - долевая и частная собственность.
Члены хозяйств получили в собственность земельные и имущественные паи, стали владельцами сельхозпредприятий. Значительно увеличился земельный фонд владельцев личных подсобных хозяйств, садоводческих и огороднических товариществ. С 1991 по 1995 год в личных подсобных хозяйствах площадь земельных угодий увеличилась на 35 тыс. га, садоводческих и огороднических товариществах на 3.5 га.
По состоянию на 1 октября 1995 года общее количество сельскохозяйственных предприятий составляет 222 единицы, из них 26 объединений крестьянских хозяйств (11.7%), 29 ассоциаций (13.1%), 9 коллективных сельхозпредприятий (3.6%), 5 малых предприятий (2.2%), 51 колхоз (23%), 47 совхозов (21.1%), 6 птицефабрик (3.1%).
В структуре валовой продукции сельского хозяйства по категориям всех хозяйств в 1995 году (ожидаемое) наиболее значителен вклад сельскохозяйственных предприятий (51.5%) и личных подсобных хозяйств населения (46%). Для сведения: по Российской Федерации эти показатели составляют соответственно 63 и 35 процентов.
В ходе проводимой аграрной реформы большое внимание уделяется развитию личных подсобных хозяйств. В настоящее время в республике у населения находится 51% всего крупного рогатого скота, в том числе 56% коров, 63% - свиней. Овцы и лошади, в основном, содержатся на сельскохозяйственных предприятиях.
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств на 1 июля 1995 г. составило 3405 и увеличилось в 4.2 раза по сравнению с началом 1992 года, за этот же период распались 364 крестьянских хозяйства, или более 10 процентов. Однако, несмотря на то, что удельный вес производства основных сельскохозяйственных культур крестьянскими хозяйствами в общем объеме производства несколько возрос, он остается весьма незначительным (от 1.3 до 3.8% по отдельным видам). В общем поголовье их удельный вес составляет всего 3 - 4 процента. Незначителен и удельный вес основных продуктов животноводства, производимых крестьянскими хозяйствами, в общем производстве хозяйств всех категорий (от 0.1 до 3.9 по отдельным видам продукции).
Основной формой хозяйствования в перерабатывающих и обслуживающих отраслях АПК Республики Бурятия стали акционерные общества открытого типа. Они составляют 82% от общего количества предприятий. Однако надо отметить, что сельские производители от приватизации перерабатывающих и обслуживающих предприятий по ряду организационных и объективных причин практически воздержались. На перерабатывающих предприятиях республики количество акций, принадлежащих сельхозтоваропроизводителям, составляет всего 47.4 процента. Только на одном Мухоршибирском маслозаводе она составляет 82.2%.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.95 № 73 утверждена Программа малой пищевой и перерабатывающей промышленности.
С начала года в республике действуют 143 цеха малой мощности. Эти объекты вынуждены по долгу простаивать из-за необеспеченности сырьем и материалом, оборотными средствами, поэтому не имеют экономической выгоды.
Почти в каждом районе в стадии строительства находятся цеха малой мощности. Их общее количество составляет 17 объектов и строительство ведется за счет средств крестьянских и фермерских хозяйств и акционерных обществ.
По программе развития цехов малой мощности планировалось строительство 120 цехов, но из-за отсутствия средств на многих объектах работы не ведутся.
Продолжается работа по производству картофеля, овощей по голландской технологии. В 1995 году эти работы проводились по производству картофеля на площади 50 га в ОКХ "Барское" и овощей на площади 219 га в совхозе "Унэгэтэйский". Для финансирования проекта было выделено 909.7 тыс. долларов, в том числе 200.7 тыс. долларов краткосрочного кредита.
Из урожая 1995 года предусмотрено погашение кредита в сумме 1.7 млрд. рублей.
Кардинальные меры, принимаемые Президентом и Правительством совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, позволили несколько приостановить темпы спада сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки, сокращения поголовья всех видов скота.
Так, реализация скота и птицы на убой за 9 месяцев 1995 года на сельскохозяйственных предприятиях сократилась на 4%, производство молока - 10%, яиц - 30%, шерсти - 41% по сравнению с тем же периодом 1994 года. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 22%, в том числе коров - 17, свиней - 12, овец - 35, лошадей - 11 процентов.
Одновременно ухудшается финансовое состояние предприятий АПК: по состоянию на 1 октября 1995 года на расчетных счетах предприятий имеется всего 0.5 миллиарда рублей, задолженность по картотеке № 2 составляет 54.1 млрд. рублей, в том числе задолженность за электроэнергию, по заработной плате - 29.8 млрд. рублей, кредиторская - 79.2, дебиторская - 38.6, по банковским ссудам и процентным ставкам - 14.7 млрд. рублей. До конца этого года предстоит погасить кредиты и проценты по ним в сумме 8.7 млрд. рублей.
Поспешная, экономически необоснованная, и отчасти, под административным воздействием, проведенная реорганизация колхозов и совхозов привела к выбытию из производственного потенциала крупных и необходимых для сельчан объектов, как машинно - тракторные мастерские, молочные комплексы, автозаправочные станции и т.д. (Заиграевский, Курумканский, Кижингинский и другие районы).
Разрушается селекционная работа, семеноводство, племенное дело, идет деградация почв.
Процесс приватизации обслуживающих отраслей привел к ликвидации и перепрофилированию жизненно важных для села служб, как агрохимическое, техническое и энергетическое обслуживание, строительство и ремонт.
Разрушились производственные связи сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими предприятиями. Монопольное воздействие сферы переработки проявилось прежде всего в ценовом произволе, в нарушении пропорций в цене. В результате с 1991 по 1995 годы доля села в конечной цене на продовольствие снизилась с 60 - 70 до 20 - 25 процентов.
Кризисное положение АПК Бурятии проявляется прежде всего в спаде производства продукции, ухудшении экономического и финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вместе с тем происходят разрушительные процессы, которые закрепляют этот кризис, определяют их долговременный характер.
К ним относятся:
- свертывание инвестиционной деятельности, разрушение материально - производственной базы и снижение инженерно - технического уровня сельского хозяйства;
- обесценивание сельскохозяйственного труда, падение жизненного уровня и снижение качественного состава работников сельского хозяйства;
- ослабление морально - правовых критериев поведения людей;
- деградация сельскохозяйственных земель;
- снижение поголовья животных основного стада.
Аграрные преобразования вступают в противоречие с интересами тех людей, которых они непосредственно касаются. Ухудшается демографическая ситуация, снижается рождаемость, увеличивается смертность. В первом полугодии 1995 г. естественная убыль населения наблюдается в 13 районах республики.
Стратегия аграрной реформы
Главной целью программы является определение эффективных мер по выводу агропромышленного производства из кризиса, его стабилизации и развития, обеспечение на этой основе населения продовольствием, создание условий для улучшения социального положения сельских жителей.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- разработку антикризисных мер, направленных на приостановление спада производства продуктов питания и сельскохозяйственного сырья для промышленности, восстановления продовольственной безопасности страны;
- введение эффективного механизма формирования продовольственных ресурсов, основанного на экономическом стимулировании отечественных товаропроизводителей и развитии рыночной инфраструктуры;
- разработку и введение в действие механизма регулирования паритетных ценовых отношений на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, более совершенных налоговых, кредитных, страховых и других регуляторов экономики;
- создание современной системы планирования и прогнозирования с учетом развития рыночных отношений;
- совершенствование земельных отношений, установление государственного контроля за использованием земли;
- обеспечение правового и экономического равенства всех форм хозяйствования, сохранение мощностей крупнотоварного производства;
- стимулирование развития кооперации и интеграции всех типов предприятий различных форм собственности при производстве, переработке, сбыте сельскохозяйственной продукции, агросервисном обслуживании, торговле и кредитовании;
- совершенствование системы управления, организационно - правовое оформление и выделение агропромышленного комплекса как единого объекта управления;
- технико - технологическое переоснащение АПК на основе ускоренного развития фондопроизводящих отраслей промышленности и восстановление интеграционных связей;
- широкое применение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
- социальное преобразование села, создание экономических условий для повышения жизненного уровня крестьян, решение проблем стабилизации трудовых ресурсов;
- восстановление и развитие научного потенциала, применение механизма экономического стимулирования ученых и специалистов, финансовую поддержку реализации научно - технических программ.
Крупные коллективные предприятия как основная организационная форма многоукладного сельского хозяйства могут проявлять свои возможности и преимущества лишь при условии, когда в коллективных формах хозяйствования должным образом реализуется личная заинтересованность каждого работника.
Внутрихозяйственные производственные отношения в сельскохозяйственных предприятиях должны строиться на принципах самоуправления и полного хозяйственного расчета.
Не исчерпали своих возможностей хозрасчетные подразделения, работающие на основе арендных отношений, при которых обеспечивается прямая связь результатов труда (увеличении производства продукции, снижение затрат) с его оплатой.
Арендные отношения на переходном этапе к рынку, с учетом особенностей Бурятии, являются наиболее приемлемыми формами массового вовлечения в рыночные отношения непосредственных работников села.
а) бюджетная политика
1. Политика государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется на основе дотаций, компенсаций, льготного кредитования, налогового и инвестиционного стимулирования. Она базируется на двух уровнях: федеральном и республиканском.
Финансовая поддержка агропромышленного комплекса на уровне федерального бюджета ведется по следующим направлениям:
- финансирование государственных капитальных вложений на развитие сельскохозяйственной науки и реализацию федеральных целевых программ (41.3 млрд. рублей);
- дотация по поддержке племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведение элитного семеноводства (3.8 млрд. рублей);
- субсидирование: начиная с 1996 года за счет средств федерального бюджета 30% затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями высокопроизводительных машин и оборудования, внедрение эффективных технологий (20 млрд. рублей);
- компенсация 15% стоимости покупных комбикормов (4,9 млрд. рублей);
- компенсация 30% затрат за электрическую и тепловую энергию, топливо, используемые на технологические нужды при выращивании овощей защищенного грунта в специализированных сельскохозяйственных предприятиях (1.4 млрд. рублей);
- компенсация 30% затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений (0.3 млрд. рублей);
- оказание финансовой помощи в становлении и развитии крестьянских хозяйств (3.8 млрд. рублей);
- возмещение 50% затрат по транспортировке кормов (1.2 млрд. рублей).
Правительству Республики Бурятия войти с ходатайством в Правительство Российской Федерации:
- индексировать уровень дотаций и компенсаций, выделяемых сельским товаропроизводителям на 1996 год в соответствии с удорожанием цен на энергоносители и материально - технические ресурсы.
Республиканский уровень:
- разработка республиканского бюджета должна исходить из обеспечения приоритета развития агропромышленного комплекса в системе народного хозяйства республики. Ежегодно расходы на развитие АПК должны составлять не менее 15% расходной части республиканского бюджета;
- сохранить из бюджета республики дотирование продукции животноводства, поставляемой в федеральные и региональные фонды, обеспечивающее минимальную рентабельность, - 34 млрд. рублей.
- сохранить на 1996 год дополнительную дотацию на животноводческую продукцию из республиканского бюджета (28.9 млрд. рублей);
- обеспечить направление земельного налога на расходы по повышению плодородия почв, коренному улучшению земель;
- компенсировать затраты на ремонтно - эксплуатационные работы внутрихозяйственных оросительных систем;
- продолжить финансирование Программы по созданию нового типа полугрубошерстной породы овец.
Для обеспечения стабильного санитарно - эпизоотического благополучия и создания надежной защиты животных от инфекционных и паразитарных заболеваний, повышения сохранности и получения доброкачественной животноводческой продукции и сырья предусмотреть выделение в 1996 году средства в сумме 1,0 млрд. рублей на приобретение биологических препаратов и дезинфицирующих средств, лабораторного оборудования и спецдезтехники.
Для усиления контроля за ветеринарным благополучием мяса и мясопродуктов на мясокомбинатах предусмотреть перевод ветспециалистов в штаты государственной ветеринарной сети.
Ежегодно в бюджете предусматривать выделение средств на содержание государственной ветеринарной службы по нормативным расчетам.
Для укрепления материально - технической базы Государственной ветеринарной службы предусмотреть ежегодно дополнительное выделение средств на капитальное строительство в размере 1000.0 млн. рублей с последующей индексацией.
Для финансовой поддержки производственной деятельности Бурятской республиканской плодово - ягодной опытной станции СО РАСХН осуществить частичный перевод на бюджетное финансирование научно - исследовательских работ.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.07.95 № 268 в целях частичного возмещения затрат, связанных с повышением квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса выделить из бюджета республики на 1996 год 176 млн. рублей.
С целью реализации намеченных мероприятий войти с ходатайством в Народный Хурал Республики Бурятия о принятии индекса к бюджетным расходам АПК в размере 1.57.
б) кредитная политика
1. Изменить отношение к выделению централизованных кредитных ресурсов на покрытие сезонного недостатка собственных оборотных средств, с учетом наличия собственных оборотных средств и затрат на социальное строительство на селе.
Кредитные ресурсы должны быть целевыми и играть стимулирующую роль в наращивании производства сельскохозяйственной продукции.
В первую очередь кредитные и инвестиционные ресурсы предоставлять сельскохозяйственным предприятиям всех форм собственности, которые наращивают производственный потенциал, сокращают непроизводительные расходы, внедряют научно - технический прогресс, обеспечивают высокую отдачу. Необходимо повышать ответственность хозяйств за целевое использование кредитов.
Правительству Республики Бурятия войти с ходатайством в Правительство Российской Федерации:
- о пролонгировании задолженности сельских товаропроизводителей по расчету за товарный кредит сроком на 5 лет;
- восстановить начиная с 1996 года централизованные льготные долгосрочные и краткосрочные кредитования сельских товаропроизводителей и других предприятий АПК;
- продолжить практику поставок сельским товаропроизводителям техники, племенного скота, семян, удобрений на лизинговой основе;
- предусмотреть в бюджете России средства на покрытие 50% расходов сельхозтоваропроизводителей на выплату процентов по ссудам коммерческих банков;
- средства, предназначенные для возврата кредитов, рассроченных на 10 лет, с погашением начиная с января 1995 года (8.7 млрд. рублей) направить предприятиям АПК Республики Бурятия на пополнение собственных оборотных средств.
в) налоговая политика
Просить депутатов Федерального собрания от Республики Бурятия внести предложение о введении в Российской Федерации единой земельной ренты для сельскохозяйственных предприятий.
Внести предложение в Народный Хурал Республики Бурятия о введении дополнительных льгот:
а) о льготных условиях платы за землю по сельскохозяйственным предприятиям, инвестирующим средства на улучшение земли, повышению плодородия почв в пределах сумм платежей, остающихся в бюджетах Республики Бурятия;
б) освободить от уплаты налогов в бюджет Республики Бурятия прибыль подсобных производств и промыслов сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно - строительные работы) при условии, если выручка от реализации сельскохозяйственной продукции превышает 50 процентов.
г) ценовая политика
Ценовая политика должна предусматривать применение свободных цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения, в сочетании с гарантированными закупочными ценами.
Для обеспечения достаточного уровня рентабельности, необходимого для ведения расширенного воспроизводства нужно производить дотирование отдельных видов сельскохозяйственной продукции из федерального, республиканского и местных бюджетов, при этом дифференцировать дополнительные выплаты в зависимости от климатических условий, проводить регулярную индексацию ставок дотаций. Также производить дотирование приоритетных отраслей, коренным образом влияющим на дальнейшее развитие сельского хозяйства (элитное семеноводство, племенное дело и т.д.). При этом размеры дотаций должны оказывать существенное влияние на развитие этих отраслей.
Создать сеть служб ценового мониторинга для оперативного определения рынков сбыта и уровня региональных закупочных цен.
Просить Народный Хурал Республики Бурятия войти с ходатайством в Правительство Российской Федерации:
- о введении государственного регулирования цен на основные виды материально - технических ресурсов, предельных цен на энергоносители;
- ввести соотношения между стоимостью сельхозпродукции и товаров производственно - технического назначения (ГСМ, электроэнергию), а также соответствия удельного веса сырья в оптово - отпускных ценах промышленности.
Устанавливать для торгово - посреднических предприятий уровень предельных наценок и ввести пороговые цены, которые должны быть использованы в интересах обеспечения защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей.
Земельные отношения
Регулирование земельных отношений в сельском хозяйстве предусматривает:
- юридическое закрепление на землю за собственниками, владельцами, пользователями перераспределяемых земель;
- формирование экологически устойчивых землевладений и землепользований, с учетом максимального сохранения природных ландшафтов;
- осуществление государственного контроля за предоставлением, использованием и охраной земель;
- введение государственного кадастра и мониторинга земель;
- обеспечение реализации комплексной программы "Повышение плодородия почв";
- создание условий для закрепления сельских жителей, заселения сельской местности, не обеспеченной трудовыми ресурсами, жителями городов, переселенцами, военнослужащими, уволенными из рядов Вооруженных Сил.
Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
1. Становление и развитие фермерских хозяйств идет сложно. Высокие цены на сельскохозяйственную технику, строительные материалы, высокие процентные ставки за кредиты, неплатежи за сданную продукцию, недостаток техники, удобрений, дорог, связи, сферы обслуживания, отсутствие правовой защиты являются главным тормозом в развитии фермерского движения.
Дальнейшее развитие и деятельность фермерских хозяйств целесообразно строить на взаимоотношениях с АО в направлении:
- кооперирования с акционерными обществами и товариществами по сервисному обслуживанию на базе созданной инфраструктуры акционерных обществ (ремонтные мастерские, нефтебазы, складские помещения, зерноочистительные пункты, автопарк) через договорные отношения или оставлении части имущественных паев при выходе крестьянских хозяйств из АО;
- кооперирование с акционерными обществами, товариществами и сельхозкооперативами по созданию акционерных обществ по переработке и сбыту произведенной продукции;
- финансирование и кредитование фермерских хозяйств и акционерных обществ должно осуществляться на уровне района из единых источников по целевому назначению;
- при этом предусматривать направление не менее 15% средств на капитальные вложения;
- создания самостоятельных ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств по организации производства и реализации продукции, организации технического и технологического обслуживания как хозяйственного органа управления;
- подготовка фермеров для эффективного ведения крестьянского хозяйства.
Развитие личных подсобных хозяйств
Часть личных подсобных хозяйств в связи с банкротством хозяйств, высвобождением рабочих должна стать экономически самостоятельной, равноправной формой хозяйствования наряду с агроформированиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Они должны выступать в качестве физических лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и вступать в договорные отношения с государственными и другими организациями и учреждениями, кооперироваться с акционерными, крестьянскими хозяйствами для организации акционерных обществ по переработке и реализации продукции, а также материально - техническому и технологическому обслуживанию. Сельские жители самостоятельно определяют виды деятельности и выбирают наиболее приемлемые формы хозяйствования.
В целях дальнейшего развития личных подсобных хозяйств необходимо распространить на подсобные хозяйства населения порядок и условия предоставления целевых кредитов, выделения бюджетных и других ассигнований, установленных для колхозов, акционерных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств в доле их участия в поставках сельскохозяйственной продукции в государственные ресурсы на договорных условиях.
Взаимоотношение предприятий производственно -
технического обслуживания, материально - технического
обеспечения и перерабатывающих предприятий
с сельскими товаропроизводителями
Одним из условий преодоления кризиса в АПК должно стать завершение структурной перестройки системы обслуживания сельских товаропроизводителей и переработки сельскохозяйственной продукции. Необходимо добиваться более полного использования имеющегося производственного потенциала этих предприятий.
Для решения поставленной задачи необходимо:
- совершенствовать производственную деятельность предприятия материально - технического обеспечения путем создания республиканского оптового рынка материально - технических ресурсов для АПК, который должен удовлетворить спрос сельских товаропроизводителей на технику, оборудование, ГСМ, запасные части и другие виды ресурсов, необходимые для нормального воспроизводственного процесса;
- способствовать созданию снабженческих кооперативов на базе объединения сельских товаропроизводителей с целью защиты их экономических интересов перед поставщиками средств производства в части уровня цен на продукцию, условий поставки и других факторов;
- предприятие по ремонту и техническому обслуживанию обязаны переориентировать высвобождающиеся мощности на восстановление и изготовление запасных частей, ремонт сельскохозяйственной техники или технологического оборудования для АПК самостоятельно или в кооперации с заводами - изготовителями;
- создать дилерскую сеть фирменного сервиса заводов - изготовителей;
- предприятия сельхозхимии в основном будут обеспечивать сельских товаропроизводителей средствами химизации и выполнять услуги по повышению плодородия почв;
- предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции должны максимально использовать имеющиеся производственные мощности, для чего в кратчайшие сроки произвести вторичную эмиссию с целью передачи контрольного пакета акций сельским товаропроизводителям. На взаимовыгодных договорных условиях производить закуп продукции в подсобных хозяйствах населения.
Считать важнейшим направлением создание резервных систем надежности технологического процесса в условиях, когда сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения не в состоянии обслуживать себя из-за отсутствия финансовых средств и материально - технической базы.
В этих условиях экономически эффективно создание машинно - технологических станций, уборочно - транспортных отрядов, отрядов по выполнению механизированных работ и других формирований агросервиса.
Развитие рыночной инфраструктуры АПК
Основой эффективного производства является отлаженный товарный рынок. Развитие товарного рынка должно осуществляться по нескольким направлениям:
- создание условий сельскохозяйственным товаропроизводителям для расширения базы фирменной розничной торговли;
- создание системы торгово - закупочных фирм в сфере деятельности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;
- формирование оптовых торговых продовольственных рынков и товарных бирж по реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее промышленной переработки;
- развитие фьючерских (предварительная оплата стоимости товара до его получения) контрактов на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья;
- расширение ассортимента продуктов питания, повышение их качества и развитие рекламы;
- ускорение подготовки кадров, владеющих практикой маркетинга.
Расширение ассортимента продуктов питания и их качества определяется уровнем технического и технологического развития перерабатывающих предприятий и цехов. Массовое строительство товарных цехов в колхозах, акционерных обществах по переработке мяса и молока экономически нецелесообразно. На уровне района должны строиться современные акционерные предприятия по переработке молока и мяса, а на уровне специализированных хозяйств - хлебопекарни, маслобойни, сыродельни и т.д.
Реформирование управления АПК
Реформирование управления АПК осуществить по следующим основным направлениям:
- организационно - правовое оформление и выделение агропромышленного комплекса в республике в единый объект управления (т.е. финансирование и определение штатной численности районных управлений сельского хозяйства должно осуществляться через Министерство сельского хозяйства и продовольствия);
- разработка механизма экономических отношений, обеспечивающего развитие кооперации и интеграции производства в отраслях агропромышленного производства;
- повышение статуса и эффективности функционирования отраслевых контрольных органов, государственных сельскохозяйственных инспекций.
Структура районных управлений сельского хозяйства должна строиться исходя из необходимости выполнения следующих функций:
- исполнение решений вышестоящих организаций по государственному регулированию производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- маркетинговое и информационно - консультационное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей района;
- оказание помощи в организации достижений НТП и передового опыта;
- организация и контроль за выполнением решений в области государственной поддержки социальной сферы села, строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры, контроль за рациональным использованием кредитов, дотаций, компенсаций и т.д.;
- государственный контроль и надзор за рациональным использованием земельных угодий, охраной окружающей среды, контроль за качеством реализуемой сельскохозяйственной продукции и т.д.
Для успешного выполнения этих функций в составе районных управлений сельского хозяйства следует иметь службу маркетинга; отделы по планово - экономической работе и бухучету, госинспекции, по технологии производства.
Управление агропромышленным комплексом республики должно строиться на основе принципов разграничения функций управления на всех уровнях.
При Министерстве сельского хозяйства и продовольствия создать хозрасчетный маркетинговый центр, призванный осуществлять информационное обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей по вопросам сбыта сельскохозяйственной продукции, приобретения средств производства для АПК, давать прогноз цен на перспективный период и т.д. При этом для его становления выделить из бюджета Республики Бурятия начальные средства согласно принятой смете. Необходимо создать специальные отделы или группы, отвечающие за ценовые, финансово - кредитные и иные экономические регулирования. При этом остается актуальным укрепление экономических служб и повышение их роли в регулировании деятельности районных АПК.
Для нормального функционирования этой структуры необходимо:
1. Предоставить право Министерству сельского хозяйства и продовольствия республики через регулирование цен воздействовать на структуру материально - технического снабжения и электрообеспечение, создавать некоторые льготные кредитные возможности (инвестиционные кредиты) для развития сельских районов.
В условиях, когда сложившиеся производственные, хозяйственные и экономические связи в агропромышленном комплексе оказались разорванными, исключительное значение приобретает развитие кооперативных отношений. При этом необходимо воспользоваться предоставленным Гражданским кодексом Российской Федерации акционерным обществам правом преобразовываться в производственный кооператив.
При этом необходимо рассматривать АПК как интегрированную систему сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей отраслей промышленности, сельского строительства, материально - технического снабжения, агросервиса, социальной инфраструктуры села.
Формирование продовольственных ресурсов
Основными задачами государственной продовольственной политики являются:
- повышение уровня продовольственного обеспечения и покупательского спроса всех слоев населения;
- улучшение качества продуктов питания и сельскохозяйственного сырья;
- регулирование продовольственного рынка преимущественно экономическими методами на основе поддержки его нормальной насыщенности и недопущения дефицита продовольствия.
Правительство Республики Бурятия, Бурятский республиканский филиал Федеральной продовольственной корпорации содействуют приоритетному развитию продовольственного рынка, межотраслевых и региональных связей, обеспечению ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики.
Устанавливаются два уровня формирования заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд - федеральные и региональные фонды.
Перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в региональный фонд, а также государственные заказчики по его формированию определяются Правительством Республики Бурятия.
Правительство и местные органы исполнительной власти гарантируют закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по заключенным договорам, ежегодно предусматривать в бюджете республики средства на формирование продовольственного фонда. Обеспечить в полном объеме возврат ссуд и процентов по ним, выданных ссудозаемщикам в 1993 и 1994 годах, и в срочном порядке направить их на формирование продовольственного фонда.
Ежегодно устанавливает на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд гарантированные закупочные цены, обеспечивающие возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителями. Стартовые цены на продукцию в последующем индексируются по мере инфляции.
С учетом сезонности производства сельскохозяйственной продукции для товаропроизводителей гарантируется авансовая оплата растениеводческой продукции в размере не менее 50% от стоимости объема поставок, определяемых договором. По продукции животноводства сохраняется выплата дотаций из соответствующих бюджетов, обеспечивающих рентабельность ее производства.
Зерно, скот, птица, молоко и шерсть, предложенные товаропроизводителями, закупаются в полном объеме.
Введена система государственных и коммерческих залоговых операций, получат распространение фьючерские и форвардные контракты на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.
При этом сельскохозяйственные товаропроизводители вправе реализовывать произведенную ими продукцию по своему усмотрению исходя из экономической выгоды.
В целях создания эффективной системы распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия предусматриваются:
- разработка схемы размещения специализированных товарно - сырьевых бирж в крупных зонах товарного производства сельскохозяйственной продукции;
- создание на кооперативной основе торгово - закупочных фирм с индустрией сортировки, охлаждения, упаковки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции в районах ее непосредственного производства и потребления, а также торговых домов, комбинатов, объединений, функционирующих по прямым связям с сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Социальная политика
Основными направлениями социальной политики должны стать:
- срочная передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 724;
- усиление жилищного строительства и других объектов социального назначения;
- реконструкция и улучшение содержания автомобильных дорог, объектов электрификации, связи и водоснабжения;
- обеспечение качественно новых условий проживания сельского населения;
- обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве;
- финансирование капитальных вложений осуществлять за счет государственных централизованных федеральных бюджетных средств и средств местного бюджета и внебюджетных фондов.
Кадровая политика
Кадровая политика должна быть направлена на:
- подготовку и переподготовку специалистов высшей и средней квалификации на базе интеграции образования, производства и науки;
- организацию массовой подготовки и переподготовки менеджеров;
- создание системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих.
За основу в работе с кадрами на 1996 год необходимо взять концепцию кадровой политики в агропромышленном комплексе Республики Бурятия, рассмотренную Правительством Республики Бурятия 27 июля 1995 г. и рассчитанную на поэтапное выполнение до 2000 года.
Для переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в республике имеется соответствующая учебная база в лице кадрового центра Бурятской государственной сельскохозяйственной академии и Бурятского института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК.
Переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов производить в кадровом центре Бурятской сельскохозяйственной академии, Бурятском институте переподготовки и повышения квалификации кадров АПК и, по возможности, учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.
В текущем году повышение квалификации прошли лишь единицы из числа специалистов, в основном из-за отсутствия средств на командировочные расходы.
В 1996 году запланировано повысить квалификацию, обучить менеджменту и агробизнесу не менее 65 руководителей и 450 специалистов агропромышленного комплекса.
Совместно с главами местных самоуправлений районов, управлениями сельского хозяйства, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия в 1996 году надо возобновить работу по формированию, подготовке и обучению резерва кадров руководителей, руководителей сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.
В подготовке кадров массовых профессий основным направлением должна стать подготовка специалистов широкого профиля. В условиях закрытия учебно - курсовых комбинатов и приостановки этой работы непосредственно в производственных подразделениях, единственными учреждениями, способными вести подготовку высококвалифицированных кадров остаются профессионально - технические училища.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Министерство образования, по делам высшей школы и научных учреждений Республики Бурятия должны скоординировать свою деятельность по максимальному использованию и расширению возможностей, особенно сельских профессионально - технических училищ.
Научное обеспечение и консультационная деятельность
Научное обеспечение, которым занимается более 20 научно - исследовательских, учебных, опытно - конструкторских, научно - производственных и других учреждений, должно осуществляться через Центр научного обеспечения аграрно - промышленного комплекса, определенный постановлением Совета Министров Республики Бурятия от 16 октября 1987 г. № 275.
Основным направлением деятельности Центра научного обеспечения должны оставаться разработка и освоение зональных систем земледелия и кормопроизводства, животноводства и ведения агропромышленного производства в целом.
В целях повышения эффективности научного обеспечения развития отраслей АПК должны быть предусмотрены:
- сохранение и дальнейшее развитие научно - технического потенциала;
- совершенствование механизма разработки и реализации государственных, отраслевых и региональных целевых научно - технических программ;
- на конкурсной основе государственная поддержка наиболее перспективных научных школ и исследований;
- совершенствование научного обеспечения на основе разработки нормативных документов по функционированию научных учреждений и их экспериментально - производственной базы, экономического стимулирования научно - технического прогресса, тесной координации действий федеральных и региональных органов АПК;
- система организационно - экономических мер по формированию научного обеспечения, научно - производственных и производственных систем, научно - учебных агротехнических парков, инновационных центров, развитию и росту инновационной активности опытно - производственных и учебно - опытных хозяйств, научно - производственных объединений, базовых предприятий и районов агротехнополиса;
- разработка перспективных научно обоснованных систем ведения агропромышленного производства на республиканском и районном уровнях, отражающих последние достижения науки и техники;
- формирование рыночных отношений в научно - технической сфере при разработке и реализации достижений науки и техники;
- совершенствование систем подготовки и переподготовки научных кадров, развитие их творческой инициативы, повышение престижности труда ученых, их материального обеспечения;
- создание информационно - консультационных центров по оказанию помощи предприятиям и фермерским хозяйствам в освоении достижений науки и техники, информатизации, а также обучения кадров перспективным технологиям и методам хозяйствования.
Основными направлениями деятельности консультационных формирований должны стать:
- консультации по технологическим, инженерно - техническим, экономическим, финансово - кредитным, организационно - хозяйственным, социальным и другим вопросам деятельности предприятий всех организационно - правовых форм;
- участие в проведении оценки экономического состояния предприятий, хозяйств и разработки мер по преодолению кризисных ситуаций;
- практическая помощь предприятиям, хозяйствам в разработке, экспертизе и реализации инновационных проектов;
- оказание помощи фермерам, другим мелким формам хозяйствования в получении и рациональном использовании средств из государственных и других источников, направляемых на субсидирование сельского хозяйства;
- услуги по рациональному землепользованию, включая консультации по мониторингу, улучшению состояния использования земельных угодий, с учетом требований охраны окружающей среды и т.д.;
- консультации по вопросам сельскохозяйственного строительства и оборудованию, в том числе и мелиоративному, систем водоснабжения, освещения и т.д.
Формирование конкурентной среды и
демонополизация предприятий АПК
Программой было предусмотрено, что основой формирования конкурентной среды в АПК являются:
- реформирование и приватизация предприятий и организаций всех отраслей АПК;
- создание многосекторной аграрной экономики;
- демонополизация предприятий АПК;
- развитие рыночной инфраструктуры на принципах кооперации и промышленной интеграции;
- совершенствование форм организации производства, перестройка их внутрихозяйственного организационно - экономического механизма хозяйствования на основе хозрасчета и перехода на полный арендный подряд.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.1995 № 73 в целях коренного поддержания приоритетных дееспособных производств хозяйства АПК были разделены на три группы:
- первая группа - специализированные хозяйства, которым предполагается придать статус государственных (казенных) сельскохозяйственных предприятий (71 хозяйство);
- вторая группа - хозяйства, находящиеся в экономически стабильном положении (77 хозяйств);
- третья группа - безнадежные хозяйства, находящиеся в банкротном и предбанкротном состоянии (41 хозяйство).
В связи с тем, что не был принят Закон "О государственных сельскохозяйственных предприятиях" юридически хозяйства первой группы не были оформлены. Анализ принятой недавно первой части Гражданского кодекса Российской Федерации показал, что колхозы, совхозы, сохранившие после реорганизации свой статус, а также коллективные предприятия не предусмотрены этим документом. Однако это не означает, что сейчас нужны новые реорганизации. Важно не упустить момент при подготовке других законов, таких как "О сельскохозяйственной кооперации", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О коллективном сельскохозяйственном предприятии" и предусмотреть в них четкий порядок приведения статуса всех сельхозпредприятий в соответствие с новым законодательством.
В текущем году, несмотря на то, что 41 хозяйство было признано "безнадежным" практически намеченная реорганизация их в крестьянские (фермерские) хозяйства, кооперативы, ассоциации не была произведена. Из этих хозяйств лишь птицефабрика "Никольская" была передана колхозу им. Ленина Мухоршибирского района.
Остальные хозяйства остались в прежней форме хозяйствования, и государство вновь поддержало их существование через товарный кредит.
При разработке дальнейшей программы АПК необходимо вновь вернуться к рассмотрению их финансового состояния и определить конкретные предложения по их дальнейшему существованию.
В соответствии с реальными естественно - историческими и экономическими условиями, психологической настроенностью людей в обозримой перспективе в Бурятии целесообразно в основном сохранить крупные коллективные хозяйства с дальнейшим их развитием и совершенствованием, включая преобразования их внутренней структуры и экономического механизма. На этой основе могут функционировать государственные, акционерные, кооперативные и другие предприятия, составляющие основу многоукладной аграрной экономики.
В наших условиях в пользу крупных предприятий с коллективными формами хозяйствования говорят условия, экстремальные для проживания людей и ведения сельского хозяйства, ограниченная материально - техническая база и сфера агросервиса.
Особенно нуждается в кооперации фермерский сектор, включающий 3297 хозяйств. Их вклад в продовольственное обеспечение республики остается крайне низким (4 - 5%). В Бурятии процесс организации крестьянских (фермерских) хозяйств замедлился из-за слабой финансовой поддержки и материально - технической базы. В 1995 году прекратили свою деятельность 276 хозяйств или 8.4% к общему количеству.
Поэтому ускоренному развитию села в рыночной среде, сбалансированному развитию сельского хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и различных видов агросервиса будет способствовать развитие кооперации.
Помимо создания горизонтальных структур кооперации, должны получить развитие вертикальные кооперативные формирования (по переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, по техническому, агрохимическому, мелиоративному обслуживанию) в районах республики.
Растениеводство
Для приостановления негативных процессов в 1996 и последующие годы необходимо:
- особое внимание уделить реализации комплексной программы повышения плодородия почв. В ближайшей перспективе обеспечить внесение на поля и естественные кормовые угодья не менее 2 млн. тонн органических удобрений, до 100 тыс. тонн минеральных удобрений в действующем веществе. По новой концепции использование разных факторов интенсификации необходимо строго увязывать с принципами природоохранного земледелия. Именно на этой основе нужно разрабатывать структуру посевов, севообороты, систему обработки почвы, удобрений, защиты растений.
Особое внимание должно быть уделено биологическим приемам повышения плодородия почв. В условиях республики важно для воспроизводства в севооборотах гумуса широко использовать наряду с навозом другие источники органического вещества и, в первую очередь, сидераты, а также расширять посевы культур, способных повышать плодородие почв. В качестве сидератов могут использоваться, в первую очередь, донник, яровой рапс и сурепица, редька масличная и т.д.
Это обеспечит переход на высокоэффективное, низкозатратное, экологически сбалансированное земледелие, решение проблемы противоэрозионно - водоохранной защиты земель.
В современных условиях не только сохраняется, но и увеличивается роль чистых паров как одного из важнейших средств повышения урожайности. По данным научных учреждений республики, в севооборотах с удельным весом чистого пара до 22 - 25% пашни возможно поддерживать бездефицитный баланс гумуса за счет растительно - пырьевых остатков и небольших доз навоза. Из-за дефицита финансовых средств сократилось внесение органических и минеральных удобрений, а недостаток техники приводит к сокращению площадей используемой пашни (за счет вывода из оборота легких земель).
Необходимо восстановить сеть специализированных семеноводческих хозяйств, улучшить материально - техническую базу семеноводства. Необходима поддержка элитного семеноводства из средств местного бюджета.
Ключевой проблемой является производство зерна и, прежде всего, продовольственного. Она будет решаться за счет дальнейшего совершенствования структуры посевных площадей под пшеницей с учетом потребности населения республики в зерне на продовольствие и промышленную переработку. Необходимо довести валовые сборы зерна до 400 тысяч тонн в ближайшие годы.
В последние годы заметно возросло отрицательное влияние комплекса болезней, сорняков и вредителей на урожай и качество сельскохозяйственной продукции. Посевы зерновых и кормовых культур подвергаются головневым болезням и т.д., естественные сенокосы и пастбища ежегодно поражаются саранчовыми вредителями. Поэтому надежную защиту от вредителей, болезней и сорняков может обеспечить своевременное планирование и проведение этих работ не только химическими, но и агротехническими методами. Химические способы подразумевают использование инсектицидов, фунгицидов и гербицидов, протравление семян, краевые обработки. Эта работа необходима и ее надо проводить своевременно.
Учитывая, что у населения республики ежегодно расширяются площади посадок картофеля, необходимо в общественном секторе стабилизировать площади посева этой культуры, так как ежегодно хозяйства испытывают трудность в реализации картофеля. Однако, учитывая то, что производство картофеля для хозяйств является выгодной отраслью, необходимо развивать переработку картофеля. Это касается и овощей. При их производстве и переработке необходимо учитывать не только свои внутренние потребности, но и потребности других регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, Якутии. Основное производство этих культур, особенно овощей, должно быть сосредоточено в хозяйствах пригородной зоны, что и делается в настоящее время. Второй год по голландской технологии возделывается лук. Результаты, надо сказать, неплохие, особенно в этом году. Опыт показал, что мы в состоянии обеспечить население республики этим продуктом питания.
В целом интенсификация производства картофеля и овощей должна происходить по линии расширения передовых отечественных и голландских технологий.
В запущенном состоянии находится лугопастбищное хозяйство, на котором производится значительное количество кормов, а за последние годы на этих угодьях практически не проводится никакой работы по их улучшению. Естественные кормовые угодья - это большой резерв создания надежного запаса дешевых кормов. Поэтому на них необходимо ежегодно проводить весь комплекс работ по коренному и поверхностному улучшению. На сегодня во многих хозяйствах эти угодья обезличены, т.е. не имеют хозяина и, как следствие этого, они ежегодно теряют урожайность, снижаются валовые сборы. Необходимо возродить в республике лугомелиоративные отряды, герасимовское движение по созданию высокопродуктивных утугов. В настоящее время культурные пастбища разрушены и требуется немало средств по их восстановлению.
Животноводство
Дальнейшее развитие и специализация отраслей животноводства должны происходить с учетом требований рынка.
Это должно исходить от самих крестьянских, коллективных хозяйств и ассоциаций, политика в этой отрасли сельского хозяйства должна проводиться с помощью зооветспециалистов хозяйств, районных управлений сельского хозяйства и министерства сельского хозяйства и продовольствия.
В сельском хозяйстве Бурятии овцеводство являлось одной из ведущих отраслей. В зоне Восточной Сибири по количеству овец и производству шерсти в расчете на единицу площади земли до 1990 года республика занимала первое место.
В лучшие годы своего развития численность овец достигала 1952 тыс. голов (1976 г.), производство шерсти в физическом весе 5 - 9 тыс. тонн, до 22 тыс. тонн производилось мяса - баранины.
Почти каждый второй труженик сельского хозяйства был связан с овцеводством.
Однако в настоящее время по ряду социально - экономических причин отрасль находится на грани полного развала. Как уже отмечалось, в республике осталось по состоянию на 1 января 1995 года 623.9 тыс. голов овец. Основная продукция овцеводства - шерсть идет за бесценок.
Начиная с 1991 года цена на промышленное сырье и технические средства увеличилась в 2 - 3 и более тысяч раз, а закупочные цены на шерсть только в 50 раз, себестоимость ее производства при этом возросла в 4450 раз.
Таким образом, без государственной поддержки сохранить овцеводство невозможно.
Мясное скотоводство не требует больших затрат на строительство капитальных помещений, может обходиться дешевыми помещениями и иметь высокую мясную продуктивность на рационах с минимальным количеством концентратов, в летний период эффективно использовать отгонные пастбища.
В республике мясное скотоводство было хорошо развито в отдаленных районах горных и таежных зон. Численность мясного скота доходила до 86 тыс. голов, в том числе 25 тыс. голов коров.
Внедрена и апробирована технология ведения мясного скотоводства, которая имеет свою специфику для республики из-за своеобразного климата.
Требуется оказание финансовой помощи хозяйствам, фермерам, занимающимся мясным скотоводством.
На фоне общего спада в животноводстве республики произошло падение и племенного дела.
В республике имеется 3 племзавода, сеть племенных хозяйств и ферм. Жесткие условия рыночных взаимоотношений отразились отрицательно на деятельности племенных хозяйств и ферм.
Из-за отсутствия финансовых средств у покупателей не реализуется выращенная племпродукция. Отказ от искусственного осеменения в хозяйствах губительно отражается на финансово - хозяйственной деятельности племпредприятий в районах и резко ухудшает генетический потенциал животных, а значит и продуктивность скота. Сворачиваются и другие работы, связанные с селекцией и воспроизводством в животноводстве.
В коллективных хозяйствах ликвидированы штаты селекционеров, племучетчиков и большая сеть контрольно - ассистентской службы. Все это необходимо восстановить. Без работы этих людей животноводству не достичь прежних уровней.
Инженерное обеспечение АПК
Основной технической политикой в аграрном секторе должна стать:
- система прогрессивных технологий и машин для сельскохозяйственного производства, позволяющая сельским товаропроизводителям получать более дешевую конкурентоспособную продукцию.
В республике основу их составляют программы:
- "Развитие производственно - технологического и технического сервиса в агропромышленном производстве";
- "Изготовление сельскохозяйственной техники и запасных частей, потребных для АПК, на заводах республики";
- "Восстановительный ремонт тракторов ДТ-75 и зерноуборочных комбайнов";
- "Автономное электроснабжение сельских поселений в Окинском районе". На основе применения нетрадиционных видов энергии.
Изготовление и внедрение многооперационных комбинированных сельскохозяйственных машин, позволяющих производить за один проход от 4 до 7 операций, что обеспечивает сохранение структуры почвы, экономию ГСМ, уменьшения трудоемкости и т.д.
С целью сокращения потребности в материальных и технических ресурсах сегодня ведется работа совместно с сельскохозяйственной академией и заводом - изготовителем АО "Бурятферммаш" по созданию и использованию многооперационных машин, таких как навеска овощной сеялки, многооперационного роторного культиватора и т.д.
Для удовлетворения потребностей сельхозпроизводителей разных форм собственности в многочисленных услугах, в первую очередь, в полеводстве (вспашка, заготовка кормов, уборка урожая и т.д.), с другой стороны, освоению прогрессивных технологий производства сельскохозяйственных культур организовать машинно - технологические станции в Иволгинском, Селенгинском, Кижингинском районах.
Однако дальнейшее развитие данного направления сдерживается отсутствием финансовых средств на приобретение сельскохозяйственной техники, хотя организационно - техническая основа для этих целей имеется.
Надо отметить, что финансирование по техническому обеспечению АПК должно быть многоканальным: лизинг, прямое выделение средств из бюджета, освобождение от определенного вида налогов с целью направления освободившихся финансовых средств на техническое перевооружение.
Основные направления использования государственных капитальных вложений на безвозвратной основе определяются, во-первых, федеральными программами, такими как:
"Индустрия детского питания";
рыборазводные объекты по программе "Рыба";
объекты переработки и хранения зерна по программам:
"Хлеб России"
"Повышение плодородия почв".
Во-вторых, программами стратегического развития АПК Республики Бурятия, такими как:
- объекты племенных и репродукторных хозяйств животноводства, птицеводства, свиноводства, семеноводческие хозяйства;
- объекты бюджетных организаций системы государственного управления АПК РБ;
- электрификация и радиотелефонизация села;
- кадровое обеспечение АПК РБ;
- газификация;
- программа природоохранных мероприятий;
- программы НИОКР, имеющие отраслевое значение;
- выполнение государственной программы "Возрождение российской деревни" (объекты социального и культурно - бытового назначения).
Для улучшения деятельности инвестиционного комплекса необходимы следующие меры:
1. Для повышения заинтересованности колхозов, совхозов, фермерских хозяйств и других сельских товаропроизводителей, промышленных и строительных организаций следует принять меры, освобождающие от налогообложения прибыли и других привлекаемых источников, направляемых ими на расширение производства, социальное переустройство и развитие производственной инфраструктуры.
2. Для повышения заинтересованности индивидуальных застройщиков в создании производственной и социальной базы на селе необходимо обеспечить им государственную поддержку в виде беспроцентного долгосрочного кредита (20 - 30 лет).
3. По объектам производственного назначения выделяемые ссуды разделить на две части:
- безвозвратные по программам республиканского назначения;
- на возвратной основе, в виде льготных кредитов по программам местного территориального назначения.