ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 12.01.1998 № 8
"О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ (1998 - 2000 ГОДЫ)"
(вместе с "ПЕРЕЧНЕМ МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ 1998 - 2000 ГОДОВ" И ПОТРЕБНОСТЬЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 1998 г. № 8
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ (1998 - 2000 ГОДЫ)"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1997 г. № 746 "О Федеральной целевой программе "Молодежь России (1998 - 2000 годы)" и для дальнейшего развития и реализации государственной молодежной политики в Республике Бурятия, направленной на создание правовых, социально - экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Молодежь Бурятии (1998 - 2000 годы)".
2. Утвердить Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту государственным заказчиком программы.
3. Государственному комитету Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту (Мантуров С.В.):
- ежегодно вносить в Правительство Республики Бурятия согласованные с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Бурятия предложения по уточнению Республиканской целевой программы "Молодежь Бурятии (1998 - 2000 годы)" с учетом складывающейся социально-экономической ситуации;
- совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями принять меры по выполнению Республиканской целевой программы "Молодежь Бурятии (1998 - 2000 годы)";
- ежегодно представлять в Правительство Республики Бурятия доклад о положении молодежи республики.
4. Рекомендовать главам местного самоуправления районов и городов разработать и принять свои программы развития государственной молодежной политики, финансирование которых предусмотреть из средств местных бюджетов.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Нимаеву Л.Ч.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
А.Г.ЛУБСАНОВ
ПАСПОРТ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ (1998 - 2000 ГОДЫ)"
-----------------------T-----------------------------------------¬
¦Наименование программы¦ Республиканская целевая программа ¦
¦ ¦ "Молодежь Бурятии (1998 - 2000 годы)" ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Основание для ¦Данная программа разработана на основе ¦
¦разработки программы ¦федеральной программы "Молодежь России ¦
¦ ¦(1998 - 2000 годы)", утвержденной ¦
¦ ¦постановлением Правительства РФ от ¦
¦ ¦18 июня 1997 г. № 746, Закона Республики ¦
¦ ¦Бурятия "О государственной молодежной ¦
¦ ¦политике в Республике Бурятия" ¦
¦ ¦(в редакции Закона РБ от 25 сентября 1996¦
¦ ¦года № 390-I) ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Государственный ¦Государственный комитет Республики ¦
¦заказчик программы ¦Бурятия по делам молодежи, туризму, ¦
¦ ¦физической культуре и спорту ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Основные разработчики ¦Государственный комитет Республики ¦
¦программы ¦Бурятия по делам молодежи, туризму, ¦
¦ ¦физической культуре и спорту ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦Главной целью реализации Республиканской ¦
¦программы, важнейшие ¦целевой программы является укрепление и ¦
¦целевые показатели ¦дальнейшее формирование правовых, ¦
¦ ¦экономических и организационных условий ¦
¦ ¦для гражданского становления и социальной¦
¦ ¦самореализации молодежи как основного ¦
¦ ¦потенциала развития общества и ¦
¦ ¦государства в ближайшей перспективе. ¦
¦ ¦ В состав основных задач входят: ¦
¦ ¦ - формирование условий для ¦
¦ ¦гражданского становления, духовно - ¦
¦ ¦нравственного и патриотического ¦
¦ ¦воспитания молодежи; ¦
¦ ¦ - решение социально - экономических ¦
¦ ¦проблем молодежи, включая поддержку ¦
¦ ¦молодых семей; вопросов профессионального¦
¦ ¦развития и занятости молодежи; развитие ¦
¦ ¦молодежного предпринимательства, деловой ¦
¦ ¦активности и самозанятости молодежи; ¦
¦ ¦ - интеллектуальное и физическое ¦
¦ ¦развитие молодежи, включая поддержку ¦
¦ ¦талантливой молодежи; развитие ¦
¦ ¦художественного творчества, массовых ¦
¦ ¦видов детского и молодежного спорта, ¦
¦ ¦международных обменов; ¦
¦ ¦ - правовая защита, социальная ¦
¦ ¦поддержка и развитие, информационное ¦
¦ ¦обеспечение молодежи; развитие и ¦
¦ ¦поддержка деятельности детских и ¦
¦ ¦молодежных общественных объединений ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦1998 - 2000 годы ¦
¦реализации программы ¦ ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Перечень подпрограмм ¦Основные направления и система ¦
¦и основных мероприятий¦программных мероприятий включают 14 ¦
¦ ¦подпрограмм, выстроенных в соответствии с¦
¦ ¦главными целями и задачами программы: ¦
¦ ¦ - развитие гражданственности, ¦
¦ ¦духовно - нравственное и патриотическое ¦
¦ ¦воспитание молодежи; ¦
¦ ¦ - социально - экономическая поддержка¦
¦ ¦молодой семьи; ¦
¦ ¦ - поддержка молодежного ¦
¦ ¦предпринимательства; ¦
¦ ¦ - решение вопросов занятости ¦
¦ ¦молодежи; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ - поддержка талантливой молодежи; ¦
¦ ¦ - развитие художественного творчества¦
¦ ¦молодежи; ¦
¦ ¦ - создание системы поддержки ¦
¦ ¦массового детского и молодежного спорта; ¦
¦ ¦ - международное молодежное ¦
¦ ¦сотрудничество; ¦
¦ ¦ - государственная поддержка ¦
¦ ¦деятельности детских и молодежных ¦
¦ ¦объединений; ¦
¦ ¦ - правовая защита молодежи, ¦
¦ ¦предупреждение правонарушений в ¦
¦ ¦молодежной среде; ¦
¦ ¦ - формирование и развитие системы ¦
¦ ¦социальных служб для молодежи; ¦
¦ ¦ - развитие системы молодежного, ¦
¦ ¦детского и семейного отдыха; ¦
¦ ¦ - создание системы информационного ¦
¦ ¦обеспечения молодежи и молодежной ¦
¦ ¦политики; ¦
¦ ¦ - кадровое обеспечение ¦
¦ ¦государственной молодежной политики ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Исполнители ¦Государственный комитет Республики ¦
¦подпрограмм и основных¦Бурятия по делам молодежи, туризму, ¦
¦мероприятий ¦физической культуре и спорту (головной ¦
¦ ¦исполнитель), Департамент Федеральной ¦
¦ ¦службы занятости населения по РБ, ¦
¦ ¦Министерство образования и науки, ¦
¦ ¦Министерство социальной защиты населения ¦
¦ ¦и труда, Министерство культуры, МВД, ¦
¦ ¦Министерство здравоохранения, Госкомстат,¦
¦ ¦другие заинтересованные министерства и ¦
¦ ¦ведомства республики; отделы по делам ¦
¦ ¦молодежи администраций местного ¦
¦ ¦самоуправления, детские и молодежные ¦
¦ ¦общественные объединения; вузы; прочие ¦
¦ ¦организации, работающие в молодежной ¦
¦ ¦сфере ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Общий объем необходимых финансовых ¦
¦финансирования ¦средств для реализации программы в 1998 -¦
¦ ¦2000 гг. - 21,750 млн. рублей, в том ¦
¦ ¦числе из республиканского бюджета - ¦
¦ ¦20,876 млн. рублей, из внебюджетных ¦
¦ ¦источников - 0,874 млн. рублей ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦ Формирование у молодежи гражданско - ¦
¦результаты реализации ¦патриотического отношения к своей ¦
¦программы ¦республике, уважение ее истории, ¦
¦ ¦культуры, традиций. ¦
¦ ¦ Повышение уровня доходов молодежи и ¦
¦ ¦молодых семей. ¦
¦ ¦ Укрепление института молодой семьи, ¦
¦ ¦снижение числа разводов и уровня ¦
¦ ¦безнадзорности среди детей и подростков. ¦
¦ ¦ Снижение уровня безработицы и ¦
¦ ¦обеспечение максимально возможной ¦
¦ ¦вторичной и сезонной занятости молодежи; ¦
¦ ¦повышение квалификации и формирование ¦
¦ ¦трудовых ресурсов, соответствующих по ¦
¦ ¦своим профессиональным и качественным ¦
¦ ¦характеристикам требованиям рынка. ¦
¦ ¦ Рост деловой активности, ¦
¦ ¦предприимчивости и самоорганизации ¦
¦ ¦молодежи. ¦
¦ ¦ Улучшение здоровья молодого ¦
¦ ¦поколения, снижение уровня преступности, ¦
¦ ¦наркомании и алкоголизма в молодежной ¦
¦ ¦среде. ¦
¦ ¦ Повышение духовно - нравственного, ¦
¦ ¦интеллектуального и творческого ¦
¦ ¦потенциала молодого поколения. ¦
+----------------------+-----------------------------------------+
¦Система организации ¦Общее руководство, межведомственная ¦
¦контроля за ¦координация и контроль за реализацией ¦
¦исполнением программы ¦мероприятий программы осуществляет ¦
¦ ¦Государственный комитет Республики ¦
¦ ¦Бурятия по делам молодежи, туризму, ¦
¦ ¦физической культуре и спорту, исполняющий¦
¦ ¦функции государственного заказчика, ¦
¦ ¦который регулярно информирует ¦
¦ ¦правительство о ходе ее реализации, ¦
¦ ¦представляет отчеты в Министерство ¦
¦ ¦экономики и Министерство финансов об ¦
¦ ¦использовании средств республиканского ¦
¦ ¦бюджета; участвует в создании ¦
¦ ¦нормативно - правовой базы, пакета ¦
¦ ¦документов на республиканском уровне. ¦
¦ ¦Госкоммолодежи взаимодействует с ¦
¦ ¦соисполнителями мероприятий программы на ¦
¦ ¦договорной основе, на уровне районов ¦
¦ ¦осуществляет координацию деятельности ¦
¦ ¦органов местного самоуправления в ¦
¦ ¦области молодежной политики ¦
L----------------------+------------------------------------------
Содержание проблемы
В Российской Федерации, также и в Республике Бурятия происходят существенные социально - экономические преобразования, связанные с переходом общества к механизмам своего регулирования на основе принципов рыночной экономики. Быстрота, с которой осуществляются данные преобразования, приводит к серьезным издержкам, ухудшению социально - экономического положения как населения, так и молодежи.
В настоящий момент общая численность молодежи в возрасте от 16 до 30 лет с учетом демографических и миграционных процессов в Республике Бурятия составляет 220,2 тысяч человек, это составляет около 20% от численности всего населения республики.
Сложнейшие изменения социально - экономической и политической системы всегда приводят к неустойчивому положению общества, большинства его членов. Общая нравственно - психологическая ситуация во многом определяется:
- снижением уровня жизни населения, особенно молодежи, растущей неудовлетворенностью, озабоченностью за свое будущее. В 1996 году в Российской Федерации 68% молодежи считали, что их уровень жизни снижается, 46% были уверены, что в ближайшие 2 - 3 года он будет еще более снижаться;
- ломкой системы ценностных ориентаций людей, особенно молодых.
Переход (весьма непоследовательный, противоречивый) от "прозябания" и иждивенчества к предприимчивости, от "телефонного права" и подзаконных актов к правовому государству, от тоталитаризма и авторитаризма к демократии осложняется глубинным изменением человеческой психологии и переосмыслением многих нравственно - правовых норм и принципов.
В целом ситуация в молодежной среде может характеризоваться следующими негативными тенденциями:
- наиболее остростоящей перед молодежью проблемой стало решение жилищного вопроса. Так, за период с 1992 по 1995 годы число молодых семей, получивших жилую площадь, сократилось с 295 до 141;
- безработица ударила, в основном, по молодежи, в настоящее время она составляет 42% трудоспособного населения;
- заболеваемость подростков за последние 4 года возросла в 1,4 раза;
- увеличение случаев самоубийств по сравнению с 1990 годом возросло в 2,1 раза;
- криминализация молодежи: в 1993 несовершеннолетними было совершено 2317 преступлений, в 1994 - более 2500, а в 1996 уже 3266 преступлений;
- произошло значительное сокращение рождаемости в Республике Бурятия, а в некоторых районах прирост населения имеет отрицательную направленность;
- почти 75% молодых людей чувствуют себя социально незащищенными;
- большинство молодежи указывает на отсутствие информации о своих правах и возможностях.
Причем предполагается их дальнейшая динамика в сторону ухудшения.
Безработица, нехватка жилья, аполитичность населения, снижение рождаемости, криминализация общества - это далеко не полный список проблем, затронувших наше общество и в первую очередь молодежь. Все это вылилось в необходимость государственного регулирования процессов, происходящих в молодежной среде, которое способствовало бы более "мягкой" адаптации молодежи к современным условиям. В нашей республике в феврале 1995 года была принята комплексная республиканская программа "Молодежь Бурятии", утвержденная постановлением Правительства от 13.02.95 № 43, которая призвана выражать стратегическую линию Правительства Республики Бурятия в решении проблем молодежи.
Анализ деятельности
Целью программы является создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики, в связи с чем предусматривается решение следующих задач:
- обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
- создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;
- содействие решению жилищной проблемы, поддержке молодой семьи, студенчества и социально ущемленных категорий молодежи;
- внедрение системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций.
Приоритетные направления деятельности Госкоммолодежи:
- содействие трудоустройству и занятости молодежи;
- правовая помощь и профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и военно - патриотическое воспитание молодежи;
- поддержка талантливой молодежи;
- развитие художественного творчества молодежи;
- организация летнего отдыха;
- развитие массового детского спорта, социальных служб для молодежи;
- поддержка детского и молодежного движения;
- развитие сети детских и подростковых клубов по месту жительства.
Наиболее важными из проделанной работы являются:
- создание Координационного совета по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту при Президенте Республики Бурятия;
- создание Экспертно - консультационного совета при Государственном комитете Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту;
- создание республиканского внебюджетного фонда поддержки молодежных программ Республики Бурятия;
- принятие Закона Республики Бурятия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия";
- взаимодействие с Народным Хуралом по законотворчеству в области молодежной политики;
- создание ряда социальных служб для молодежи (Центр содействия занятости молодежи, Центр информационного обеспечения молодежи, Центр международного молодежного сотрудничества, Молодежный телефон доверия).
Негативное влияние на ход реализации программы "Молодежь Бурятии" оказало нестабильное и недостаточное финансирование:
-----T--------T------------------T--------------T----------------¬
¦Годы¦Заявлено¦ Утверждено в ¦ Фактическое ¦ Всего ¦
¦ ¦ млрд. ¦ республиканском ¦финансирование¦профинансировано¦
¦ ¦ рублей ¦бюджете млрд. руб.¦ млрд. рублей ¦ % ¦
+----+--------+------------------+--------------+----------------+
¦1995¦ 1,729 ¦ 1,729 ¦ 0,530 ¦ 30,6 ¦
+----+--------+------------------+--------------+----------------+
¦1996¦ 2,700 ¦ 1,000 ¦ 0,644 ¦ 64 ¦
+----+--------+------------------+--------------+----------------+
¦1997¦ 7,180 ¦ 1,000 ¦ 0,593 ¦ 59 ¦
L----+--------+------------------+--------------+-----------------
В результате за прошедший период в рамках выполнения программы Госкоммолодежи комитет уделял большое внимание тем подпрограммам, которые требовали меньших финансовых затрат.
В своей работе Госкоммолодежи тесно сотрудничает со всеми министерствами и ведомствами, а также детскими и молодежными общественными организациями Республики Бурятия.
В настоящее время в Бурятии зарегистрировано более 30 молодежных организаций, которые осуществляют социальные программы и нуждаются в государственной поддержке:
"Оркрист" - студенческая организация, организация массовых мероприятий для молодежи, представляющая студенчество как политическую силу;
"Ралей Интернешнл" - молодежная организация, реализующая международные проекты на территории республики.
Ассоциация организаторов детского движения "Улаалзай" объединяет руководителей детских организаций для координационной деятельности в области детского образования, воспитания, отдыха.
Опыт реализации программы в 1995 - 1997 гг. показал, что основные направления и механизмы реализации системы программных мероприятий в целом определены правильно, отражают реальные проблемы, существующие в настоящее время, способствуют их поэтапному разрешению и поддерживаются на уровне субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, общая стратегия реализации программы, по которой в первые два года предполагались становление инфраструктуры отрасли и запуск основных механизмов проведения мероприятий при оптимальном и стабильном финансировании, а в последний - отладка и совершенствование деятельности структур отрасли и выход на конечные показатели, - оказалась нарушенной. Значительно сдерживают реализацию программы: слабая законодательно - нормативная база государственной молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях; отсутствие устойчивой и полностью сформированной системы органов по делам молодежи; сложность в организационном, материально - техническом и кадровом обеспечении основных направлений программы. Все эти проблемы решались параллельно с реализацией программы.
В рамках проведения в 1995 - 1997 гг. программных мероприятий совместно с государственными органами управления Республики Бурятия при основном финансовом обеспечении за счет местного бюджета и привлечения внебюджетных источников, в целом, заложены организационные основы и частично сформировались механизмы реализации основных направлений программы.
Несмотря на целый ряд неблагоприятных факторов, программа "Молодежь Бурятии" реализуется и достигнуты определенные результаты. Вышеперечисленные негативные процессы, происходящие в обществе, вновь повышают значимость государственной молодежной политики в республике.
Основные цели и задачи программы на
период 1998 - 2000 гг.
Главной целью второго этапа реализации программы на период 1998 - 2000 гг. является укрепление и дальнейшее формирование правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи как основного потенциала развития общества и государства в ближайшей перспективе.
В основных положениях программа носит преемственный характер по отношению к программе предыдущего, первого этапа. Идеология ее сохранена и базируется на следующих исходных принципах:
- социальное инвестирование;
- инновационное развитие;
- инициатива и самореализация.
Решение основных задач и система программных мероприятий предстоящего этапа реализации программы осуществляются в рамках следующих комплексных направлений:
- формирование условий для гражданского становления, духовно - нравственного и патриотического воспитания молодежи, общественной самореализации личности;
- формирование правовых и организационных условий по улучшению экономического положения и повышению уровня доходов молодежи и молодых семей, субсидирования и иных форм экономической поддержки молодежи в целях получения образования и поддержки деловой активности;
- создание устойчивой системы профессиональной ориентации и профессионального развития молодежи, содействие постоянному трудоустройству, временной и вторичной занятости молодежи, развитие молодежного предпринимательства и самозанятости;
- интеллектуальное и физическое развитие молодежи, поддержка различных форм художественного и научно - технического творчества, массовых видов спорта и туризма, международных обменов, развитие и поддержка деятельности детских и молодежных объединений;
- формирование системы правовой защиты и социальной адаптации молодежи, развитие клубов и иных форм самоорганизации и досуговой занятости молодежи по месту жительства, дальнейшее развитие и укрепление социальных служб для молодежи, поддержка различных форм детского, молодежного и семейного отдыха;
- развитие системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики, научно - исследовательская деятельность, анализ и социальное прогнозирование в сфере государственной молодежной политики;
- развитие системы органов по делам молодежи, поддержка деятельности учреждений по работе с молодежью, укрепление их материально - технической базы, подготовка и переподготовка государственных служащих и специалистов по работе с молодежью.
Основные направления сведены в 5 разделов, включающих 14 подпрограмм. Задачи и мероприятия в рамках подпрограмм сформулированы в укрупненном виде и детализируются при подготовке годовых планов реализации программы.
Система программных мероприятий
1. Формирование условий для гражданского
становления, духовно - нравственного и
патриотического воспитания молодежи
Настоящий раздел (подпрограмма) включает мероприятия по развитию гражданственности, духовно - нравственному и патриотическому становлению молодежи:
- развитие и поддержка различных форм воспитания, молодежных движений и инициатив в этой сфере;
- информационное и учебно - методическое обеспечение;
- материально - техническая и финансовая поддержка общественных объединений и организаций, ведущих работу в данном направлении.
2. Решение социально - экономических проблем молодежи
Настоящий раздел включает три подпрограммы социально - экономической направленности:
Поддержка молодой семьи:
- поддержка молодой семьи как репродуктивной социальной единицы, адаптация ее в условиях перехода к рыночной экономике, улучшение ее материального, нравственного и духовного состояния, стимулирование деловой активности;
- разработка системы льгот в данной области, при этом выделение проблем социально - экономической поддержки малообеспеченных студенческих семей;
- решение вопросов содействия молодой семье различной направленности (по содействию в решении экономических, юридических, социально - бытовых проблем, создание информационно - справочных служб по трудоустройству и переквалификации).
Поддержка молодежного предпринимательства:
- создание системы информационно - справочного и аналитического обеспечения, юридического и экспертного консультирования молодежи по основам предпринимательской деятельности;
- финансовая поддержка разработанных в интересах молодежи программ и проектов, носящих новаторский характер, направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи;
- проведение республиканских конкурсов, выставок в области экономики и предпринимательства;
- финансирование обучения молодежи основам предпринимательской деятельности.
Решение вопросов занятости молодежи:
- обеспечение соблюдения прав молодых граждан в сфере профессионального образования, труда и занятости;
- организация курсов профориентации, профобучения, психологической реабилитации безработной молодежи;
- решение вопросов сезонной занятости учащихся и студентов, в том числе через систему общественных работ; восстановление и координация деятельности системы студенческих отрядов; становление центров содействия занятости молодежи в целях организационного содействия трудоустройству молодежи на постоянную и временные работы и обеспечения вторичной занятости в свободное время;
- финансирование программ и проектов в области занятости, обучения, организации новых рабочих мест для молодежи.
3. Интеллектуальное и физическое развитие молодежи
Раздел включает следующие пять подпрограмм:
Поддержка талантливой молодежи. Выявление и развитие индивидуальных особенностей личности, повышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию. Пропаганда "интеллектуализации" общества как одного из основных направлений социального развития, поддержка всех видов и форм содействия в интеллектуальном и научно - техническом развитии молодежи.
Развитие художественного творчества. Воспитание потребностей молодежи в освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры; формирование эстетических приоритетов, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры и участию в культурной жизни общества. Проведение молодежных конкурсов и фестивалей по различным жанрам художественного творчества.
Создание системы поддержки массового детского и молодежного спорта. Воспитание потребности молодого поколения в занятиях физической культурой и спортом, здоровом образе жизни в целом. Дальнейшее развитие системы массовых детских и юношеских спортивных соревнований. Поддержка молодежных спортивных и технических объединений, секций и клубов.
Международное молодежное сотрудничество. Осуществляется в плане установления прямых связей с молодежными организациями зарубежных стран, в оказании практической помощи организаторам и участникам конкретных проектов международного молодежного сотрудничества в разработке необходимых документов, подборе партнеров, установлении и поддержке контактов. Организация молодежных обменов в области образования, культуры, экологии, занятости, предпринимательства и спорта.
Государственная поддержка деятельности детских и молодежных объединений. Создание условий для реализации экономической, инновационной, духовной активности молодого поколения в системе общественных организаций и объединений. Организационно - методическая, финансовая и нормативно - правовая поддержка проектов и программ молодежных и детских объединений. Проведение семинаров, конференций, форумов по развитию детского и молодежного движения.
4. Социальная поддержка и защита молодежи
В настоящий раздел входят три подпрограммы, включающие систему мер по правовой защите, предупреждению правонарушений и активной социальной политике в отношении молодежи.
Правовая защита молодежи, предупреждение правонарушений в молодежной среде. Создание механизмов правового информирования и консультирования молодежи. Разработка и реализация комплекса мер по предупреждению подростковой и молодежной преступности. Поддержка программ по защите прав молодежи, профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании. Проведение профилактической работы среди подростковых клубов по месту жительства, клубов по интересам, кружков, спортивных секций.
Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи. Создание экономических и правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания молодежи, молодежно - подростковых клубов и центров по месту жительства. Государственная поддержка инновационных программ и проектов, направленных на совершенствование социальной работы с молодежью. Разработка и издание методических рекомендаций по работе социальных служб для молодежи.
Развитие системы молодежного, детского и семейного отдыха. Разработка и осуществление механизма государственной поддержки системы организации досуга и оздоровительного отдыха подростков и молодежи. Реализация новых педагогических идей, инновационных образовательных программ. Организация работы экспериментальных площадок для внедрения новых технологий. Подготовка и издание информационно - методических материалов по организации оздоровления и отдыха детей и молодежи.
5. Обеспечение реализации программы
Две подпрограммы данного раздела направлены на обеспечение реализации государственной молодежной политики в Республике Бурятия:
Создание системы информационного обеспечения молодежи и молодежной политики. Усиление социальной защищенности молодых людей за счет свободного доступа их к информационным источникам и возможность получения полной, точной, достоверной и своевременной информации по различным сферам жизнедеятельности, в том числе и с привлечением средств массовой информации. Информационное обеспечение государственной молодежной политики. Проведение мониторингов, исследовательских работ, научно - практических и учебных мероприятий; реализация издательских проектов. Изучение ценностных ориентаций молодежи; определение приоритетных текущих и перспективных направлений реализации государственной молодежной политики.
Кадровое обеспечение государственной молодежной политики. Совершенствование процесса подготовки и переподготовки кадров системы органов и учреждений по делам молодежи. Формирование кадрового потенциала государственной молодежной политики. Обмен опытом работы с регионами Сибири и Дальнего Востока по вопросам реализации потенциала государственной молодежной политики.
Ресурсное обеспечение программы
Общий объем необходимых финансовых средств для реализации программы в 1998 - 2000 гг. 21,750 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета - 20,876 млн. рублей, из внебюджетных источников - 0,874 млн. рублей.
В соответствии с действующим законодательством ежегодные объемы финансирования программы из республиканского бюджета определяются по результатам защиты Госкомитетом бюджетных заявок по разделу "Молодежная политика" и утверждаются законом о республиканском бюджете. Финансирование мероприятий молодежной политики за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников осуществляется после принятия городских и районных молодежных программ.
Оказание поддержки из республиканского бюджета органам местного самоуправления республики планируется осуществлять только при наличии у них утвержденных проектов и программы и выделении из соответствующих бюджетов средств на их реализацию.
Финансирование Республиканской целевой программы "Молодежь Бурятии" предполагается осуществлять из следующих источников:
- средства федерального бюджета;
- средства республиканского бюджета;
- средства местных бюджетов;
- внебюджетные средства (средства предприятий и организаций всех форм собственности, средства международных финансовых организаций, взносы юридических и физических лиц, различные фонды и другие поступления).
Привлечение внебюджетных источников финансирования планируется осуществлять на договорной основе с учетом опыта реализации программы в предыдущие годы. Основные направления программы, в рамках которой планируется привлечь наибольшие объемы внебюджетных средств: развитие деловой активности, предпринимательства и решение вопросов занятости молодежи, художественного творчества и поддержки талантливой молодежи; системы детского, молодежного и семейного отдыха; массовых видов спорта и клубной работы по месту жительства.
Механизм реализации программы
Программа направлена на создание условий для социального становления и самореализации молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества путем проведения эффективной государственной молодежной политики.
Госкоммолодежи координирует деятельность республиканских органов исполнительной власти, учреждений по работе с молодежью, общественных молодежных объединений и организаций по выполнению мероприятий программы; определяет и корректирует приоритетные направления по их реализации, осуществляет регулирующие и контролирующие функции, позволяющие установить зависимость между затратами на реализацию и конечными результатами; обеспечивает эффективное использование средств.
Программа предусматривает поэтапное выполнение намеченных мероприятий, более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с отраслями экономики и социальной сферы в целом.
Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Общее руководство, межведомственную координацию и контроль за реализацией мероприятий осуществляет Госкоммолодежи, исполняющий функции государственного заказчика. Решения о финансировании конкретных проектов и мероприятий из средств республиканского бюджета принимаются, как правило, на конкурсной основе, в рамках каждого направления программы с учетом рассмотрения и рекомендаций постоянно действующих экспертных советов, в состав которых входят представители Госкоммолодежи, заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций, а также других регионов Российской Федерации.
Взаимодействие Госкоммолодежи с соисполнителями мероприятий программы осуществляется на основе контрактов и договоров, определяющих права и обязанности государственного заказчика и соисполнителя по выполнению программных проектов и мероприятий и регулирующих их взаимоотношения. Соблюдение сроков проведения мероприятий, правомерность и соответствующая отчетность по использованию средств республиканского бюджета подлежат постоянному контролю со стороны Госкоммолодежи.
Ход реализации подпрограмм планируется регулярно рассматривать на заседаниях коллегии Госкоммолодежи, межведомственных комиссий, экспертно - методических советов; на семинарах и совещаниях с участием представителей субъектов Российской Федерации.
Оценка эффективности реализации программы
Реализация основных направлений и системы мероприятий данной программы обеспечит поэтапное решение следующих проблем:
- формирование в молодежной среде гражданско - патриотического отношения к Республике Бурятия, уважения ее истории, культуры, традиций;
- укрепление института молодой семьи, снижение числа разводов, уровня безнадзорности среди детей и подростков;
- снижение уровня безработицы и обеспечение максимально возможной вторичной и сезонной занятости молодежи, повышение уровня квалификации и формирование трудовых ресурсов, соответствующих по своим профессиональным и качественным характеристикам требованиям рынка;
- рост деловой активности, предприимчивости и самоорганизации молодежи;
- улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности, уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде;
- повышение духовно - нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОТРЕБНОСТЬ В ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ 1998 - 2000 ГОДОВ"
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ 1998 - 2000 ГОДОВ" И ПОТРЕБНОСТЬ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ