ЗАКОН Республики Бурятия от 25.12.1997 № 636-I
"ОБ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ"
(принят Народным Хуралом РБ 25.12.1997)
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 8, 16.01.1998
"Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия", № 21, 1998
Утратил силу в связи с изданием Закона Республики Бурятия от 03.01.2001 № 570-II, вступившего в силу со дня официального опубликования в газете "Бурятия".
ОБ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Принят
Народным Хуралом
Республики Бурятия
25 декабря 1997 года
Настоящий Закон устанавливает правовые основы и порядок оказания адресной социальной помощи лицам, проживающим и прошедшим регистрацию в Республике Бурятия.
--> примечание.
Статья 1 признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению Решением Верховного Суда от 15.12.2000 в части указания на оказание адресной социальной помощи путем предоставления льгот.
Статья 1. Основы государственной политики в Республике Бурятия по оказанию адресной социальной помощи
Государственная политика в сфере оказания адресной социальной помощи направлена на поддержание малоимущих семей (граждан) путем предоставления социальных пособий либо льгот или услуг. Основные направления по реализации адресной социальной помощи разрабатываются Правительством Республики Бурятия.
Статья 2. Основные понятия
Адресная социальная помощь - оказание на заявительной основе дифференцированной помощи нуждающимся лицам, имеющим среднедушевой доход ниже утвержденного на территории Республики Бурятия прожиточного минимума, в денежной и (или) натуральной форме, в виде льгот или услуг.
Заявительная основа - обращение гражданина или его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения в письменной форме об оказании помощи.
Семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Многодетная семья - семья, имеющая 4-х и более детей несовершеннолетнего возраста.
Среднедушевой доход - отношение совокупного дохода семьи к количеству членов семьи.
Социальное пособие - денежная помощь, носящая единовременный или долговременный характер.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение в семье, одиночество), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Экстремальная ситуация - ситуация, сложившаяся под воздействием стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и войн, несчастных случаев (пожар, авария, катастрофа и т.п.), в результате которых гражданин остался без жилья, имущества, средств к существованию.
--> примечание.
Статья 3 признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению Решением Верховного Суда от 15.12.2000.
Статья 3. Принципы оказания адресной социальной помощи
Государственная политика в Республике Бурятия в сфере оказания адресной социальной помощи строится на следующих основных принципах:
- заявительный характер предоставления адресной социальной помощи;
- дифференциация видов адресной социальной помощи в зависимости от материального положения, состояния трудоспособности на основе прожиточного минимума,, установленного в Республике Бурятия.
--> примечание.
Статья 4 признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению Решением Верховного Суда от 15.12.2000.
1. Право на адресную социальную помощь имеют следующие категории лиц, проживающих, а также прошедших регистрацию на территории Республики Бурятия и имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума;
- одинокие неработающие пенсионеры по возрасту, по случаю потери кормильца или супружеские пары, достигшие пенсионного возраста, у которых отсутствуют родственники, обязанные по закону их содержать:
- инвалиды I и II групп;
- многодетные семьи;
- неполные семьи с несовершеннолетними детьми;
- дети из социально неблагополучных семей;
- семьи родителей инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей;
- дети - инвалиды и осуществляющие за ними уход и приживающие совместно с ними родители или лица, их заменяющие;
- опекунские семьи - семьи, имеющие в своем составе детей, оставшихся без родителей и взятых под опеку (попечительство) на основании решения органов местного самоуправления;
- сироты - студенты вузов, учащиеся средних специальных и профессиональных учебных заведений очного обучения;
- студенты вузов, учащиеся средних специальных и профессиональных учебных заведений очного обучения, имеющие несовершеннолетних детей;
- выпускники детских домов и школ - интернатов для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 21 года;
- лица, попавшие в трудные жизненные и экстремальные ситуации.
2. В исключительных случаях вопрос оказания адресной социальной помощи решается органами местного самоуправления.
--> примечание.
Статья 5 признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению Решением Верховного Суда от 15.12.2000 в части указания на предоставление социальной помощи в виде льгот, а также в части указания на период предоставления адресной социальной помощи сроком на один квартал.
Статья 5. Виды и периодичность адресной социальной помощи
1. Адресная социальная помощь оказывается в денежной и (или) натуральной форме, либо в виде услуг или льгот единовременно или сроком на один квартал, исходя из конкретных условий.
--> примечание.
Статья 6 признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению Решением Верховного Суда от 15.12.2000 в части определения размера адресной социальной помощи в виде разницы между среднедушевым доходом и прожиточным минимумом.
Статья 6. Определение размера и видов адресной социальной помощи
Размер и виды адресной социальной помощи определяются ежеквартально Правительством Республики Бурятия, исходя из имеющихся финансово - экономических возможностей; размер социальной помощи не может превышать разницу между среднедушевым доходом и прожиточным минимумом.
Статья 7. Полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Бурятия в сфере оказания адресной социальной помощи
1. Оказание адресной социальной помощи осуществляется через систему органов социальной защиты населения и их специализированные социальные учреждения.
2. Правительство Республики Бурятия предусматривает финансирование исполнения настоящего Закона в проекте закона о республиканском бюджете на очередной год отдельной строкой в расходной части бюджета.
Глава III. Механизм реализации адресной социальной
помощи и вступление в силу настоящего Закона
--> примечание.
Статья 8 признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению Решением Верховного Суда от 15.12.2000 в части указания на назначение адресной социальной помощи по заявлению представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
Адресная социальная помощь назначается:
- по заявлению гражданина или его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Заявление о назначении адресной социальной помощи подается в орган социальной защиты населения по месту постоянного жительства и регистрации гражданина.
К заявлению прилагаются: справка о составе семьи, справки о доходах всех членов семьи, включая заработную плату, пенсии, пособия, алименты, компенсации, услуги, льготы и другие выплаты, а также акт о материальном положении семьи.
--> примечание.
Статья 9 признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению Решением Верховного Суда от 15.12.2000.
Статья 9. Исчисление среднедушевого дохода для оказания адресной социальной помощи
1. При исчислении среднедушевого дохода в составе семьи учитываются: супруги, их дети и родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство.
В качестве семьи также рассматриваются лица, не состоящие в зарегистрированном браке, но совместно проживающие, ведущие общее хозяйство.
2. Дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, военнослужащие срочной службы, лица, находящиеся в местах лишения свободы, в составе семьи не учитываются.
3. В неполных семьях в составе семьи учитывается только тот родитель, который воспитывает ребенка и проживает совместно с ним.
4. Среднедушевой доход на члена семьи (одиноко проживающего гражданина) исчисляется путем деления общей суммы всех видов доходов всех членов семьи (гражданина) за три календарных месяца, непосредственно предшествовавших обращению за оказанием адресной социальной помощи, на число месяцев (на три), а затем - на число членов семьи.
5. Если среднедушевой доход члена семьи менее установленного на день обращения за оказанием адресной социальной помощи прожиточного минимума, то такая семья признается малоимущей. При исчислении среднедушевого дохода семьи из расчета исключается трудоспособные неработающие члены семьи, не зарегистрированные в органах занятости населения,
--> примечание.
Статья 10 признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению Решением Верховного Суда от 15.12.2000.
Статья 10. Виды доходов, учитываемые при исчислении среднедушевого дохода семьи
1. При исчислении совокупного дохода семьи учитываются все виды доходов членов семьи, в соответствии с законодательством, а также пенсии, пособия, стипендии, алименты, доходы по вкладам банка, пожертвования благотворительных организаций. Подлежат учету выплаты и компенсации из фондов предприятия, услуги, льготы и иные учитываемые доходы семьи.
2. Исчисление совокупного дохода осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства заявителя на основании справок об оплате труда на постоянной работе и с других мест работы, справок о размере стипендии, пенсии, пособия, иных доходов, справок о составе семьи и места постоянного жительства, сведений налоговой инспекции.
3. При исчислении совокупного дохода семьи, в составе которой в расчетный период произошли изменения, учитываются (не учитываются) доходы прибывшего (выбывшего) члена семьи с первого числа месяца его прибытия (выбытия).
4. При исчислении совокупного дохода принимаются во внимание результаты обследования материального положения семьи, зафиксированные в акте органов социальной защиты населения.
Статья 11. Порядок оказания адресной социальной помощи
1. Заявление об оказании адресной социальной помощи подается в орган социальной защиты населения по месту постоянного жительства (регистрации) заявителя.
2. Днем обращения за оказанием адресной социальной помощи считается день приема органом социальной защиты населения заявления со всеми необходимыми документами. Если заявление пересылается по почте со всеми необходимыми документами, то днем обращения за социальной помощью считается дата, указанная на почтовом штемпеле получения данного заявления.
3. Заявление об оказании адресной социальной помощи лицам, попавшим в трудную жизненную и экстремальную ситуации, подается в орган социальной защиты населения по месту жительства (регистрации).
4. Заявление об оказании адресной социальной помощи рассматривается в течение 10 дней со дня поступления всех необходимых документов. Решение о назначении социальной помощи либо об отказе в ее оказании выносится органом социальной защиты населения.
5. По просьбе заявителя адресная социальная помощь может выплачиваться в виде денежных сумм либо заменяться полностью или частично талонами на питание, на продукты, одежду, обувь, предметы домашнего обихода, компенсации расходов по содержанию детей в детских учреждениях, на питание в школах, на предоставление других социальных услуг.
Статья 12. Обязанность и ответственность получателей адресной социальной помощи
1. Получатели адресной социальной помощи обязаны извещать орган социальной защиты населения, оказавший помощь, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение или прекращение оказания социальной помощи (поступление на работу, увеличение дохода по другим причинам, смерть или выезд на другое постоянное местожительства одного из членов семьи, помещение ребенка в детское учреждение на полное государственное обеспечение, лишение родительских прав и т.д.).
2. В случае невыполнения обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, а также при оказании адресной социальной помощи по представленным заявителем фиктивным документам с заведомо ложными сведениями о составе семьи и уровне доходов, - суммы оказанной социальной помощи взыскиваются с гражданина в судебном порядке. Органы исполнительной власти и местного самоуправления Республики Бурятия, назначающие социальные пособия, вправе проверить достоверность сведений заявителя о доходах.
Статья 13. Изменение размера и прекращение оказания адресной социальной помощи
1. Размер оказываемой адресной социальной помощи изменяется в случаях:
- изменения прожиточного минимума;
- изменения состава семьи;
- изменения величины среднедушевого дохода, если наступление данных обстоятельств не привело к увеличению дохода выше прожиточного минимума, установленного на день его поступления. Изменение размера адресной социальной помощи производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили данные обстоятельства.
2. Оказание адресной социальной помощи прекращается в случаях:
- увеличения среднедушевого дохода выше установленного прожиточного минимума (при изменении состава семьи, поступлении на работу, появлении других доходов);
- выезда семьи или одинокого гражданина на постоянное место жительства за пределы республики;
- обнаружения незаконности оказания адресной социальной помощи по вине заявителя или работников органов социальной защиты населения.
3. Гражданин теряет право на получение адресной социальной помощи с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 2 настоящей статьи.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
г. Улан-Удэ
25 декабря 1997 года
№ 636-I