ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 29.12.1997 № 424
"О РЕФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ",
"ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАССРОЧКИ ПРИ ВЫКУПЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД ПРИВАТИЗИРОВАННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу с 11 января 2001 года в связи с изданием Указа Президента РБ от 11.01.2001 № 6.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 1997 г. № 424
О РЕФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Для ускорения процесса перехода экономики республики на эффективные методы хозяйствования и в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране" (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и программой Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах", одним из важнейших направлений которой определена реформа предприятий, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить проект Концепции реформирования предприятий всех форм собственности Республики Бурятия (далее Концепция), разработанный рабочей группой, сформированной по распоряжению Правительства от 22.07.97 № 605-р.
2. Рекомендовать руководителям предприятий независимо от форм собственности приступить к разработке программы реформирования предприятий, руководствуясь Концепцией реформирования предприятий Республики Бурятия и методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118.
3. С целью координации действий Правительства Республики Бурятия, органов местного самоуправления и предприятий по реализации данной концепции образовать Правительственную комиссию по проведению реформирования предприятий во главе с Первым заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия Агаловым В.К. Поручить комиссии до 20 января 1998 г. разработать план действий по реализации данной концепции.
4. Установить, что решение об оказании любой формы государственной поддержки с 1 сентября 1998 г. принимается Правительством Республики Бурятия только по отношению к предприятиям, принявшим решение о реформировании и отвечающим оценочным критериям реформирования предприятий, определенным в р. V Концепции. Оценка соответствия данным критериям дается на основании данных Паспорта предприятия п. 3.12 Концепции (приложение № 1).
Виды и формы государственной поддержки определяются на договорной основе между Правительством Республики Бурятия и хозяйствующим субъектом, между органами местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, либо совместным 3-сторонним договором.
5. Отраслевым министерствам совместно с руководителями предприятий определить перечень "пилотных" предприятий, на которых в первоочередном порядке будут отрабатываться направления и механизм реформирования.
6. Утвердить положение о предоставлении рассрочки при выкупе земельных участков под приватизированными предприятиями в дополнение к постановлению Правительства Республики Бурятия от 31.10.95 № 360 "О продаже земельных участков, занимаемых приватизированными объектами, находившимися в федеральной собственности и государственной собственности Республики Бурятия" (приложение № 2).
7. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Бурятия при продаже в рассрочку земельных участков под приватизированными предприятиями муниципальной собственности руководствоваться данным Положением.
8. Установить, что представители республики в органах управления предприятий, часть акций которых находится в государственной собственности, имеющих задолженности по заработной плате, платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, обязаны:
- требовать созыва заседания Совета директоров (наблюдательного Совета), если они являются членами Совета директоров (наблюдательного Совета) этого предприятия, и включения в установленном порядке в повестку дня заседания отчет исполнительного органа управления о размерах и причинах образования задолженности и о принимаемых мерах по их погашению;
- принимать в установленном порядке меры по досрочному прекращению полномочий соответствующего исполнительного органа управления в случае неудовлетворительной деятельности предприятия по погашению имеющейся задолженности;
- включать вопросы о состоянии имеющейся задолженности и мерах по ее погашению, принимаемых органами управления предприятия, а также представителями республики в органах управления предприятия, в доклад об организационной и финансово - хозяйственной деятельности предприятия, представляемый в Комитет по управлению государственным имуществом Республики Бурятия.
9. Установить, что государственные служащие Республики Бурятия, назначенные представителями республики в органах управления предприятий, за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них п. 10 настоящего постановления обязанностей, несут дисциплинарную ответственность и их полномочия по представлению интересов республики в органах управления этих предприятий могут быть прекращены.
Представители республики в органах управления предприятий, не являющиеся государственными служащими Республики Бурятия несут ответственность, предусмотренную договором на представление интересов государства в акционерном обществе.
10. Считать одной из главных задач реформирования предприятий перевод системы бухгалтерского учета и отчетности на международные стандарты.
В этих целях Учебному центру при Правительстве Республики Бурятия (Литвинцев Г.М.) до 15 января 1998 г. проработать учебную программу переобучения бухгалтеров предприятий всех форм собственности на договорных условиях с последующим внедрением новой системы бухгалтерского учета на предприятиях.
11. Министерству социальной защиты населения и труда Республики Бурятия (Ефимов С.Г.) совместно с Министерством народного образования и науки Республики Бурятия (Намсараев С.Д.), Министерством промышленности, энергетики и транспорта Республики Бурятия (Переляев В.В.), Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Болонев П.М.), Министерством строительства и архитектуры Республики Бурятия (Антонов С.М.) до 15 января 1998 г. разработать план подготовки управленческих кадров в рамках разрабатываемого Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 1998/99 учебном году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.07.97 № 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" и направить свои предложения в Комиссию по организации подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации.
12. Для более активного проведения политики банкротства неэффективных предприятий Министерству финансов Республики Бурятия предусматривать в проектах бюджетов начиная с 1998 года целевое выделение средств на обучение внешних управляющих в соответствии с заявкой Территориального агентства Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Республике Бурятия.
13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
А.Г.ЛУБСАНОВ
Проект
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 29.12.97 № 424
КОНЦЕПЦИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ВСЕХ ФОРМ
СОБСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Концепция разработана во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране", программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах", постановления Правительства РФ от 30 октября 1997 года № 1373 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций" и в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118 проекта типовой программы реформирования предприятий, разработанной Министерством экономики Российской Федерации.
I. Современное состояние предприятий республики
Среди стратегических задач среднесрочной программы до 2000 года центральное место занимает структурная перестройка экономики, одной из главных составляющих которой является реформирование предприятий. Специфика Бурятии отправным пунктом имеет структуру, заложенную в условиях планово - распределительной системы, поэтому, сохраняется угроза консервации депрессивной структуры экономики с преобладанием в ней сырьевых отраслей. Для выхода из глубочайшего кризиса экономики требуется целенаправленная структурная и инвестиционная политика с использованием методов рыночной экономики.
Суть состоит в том, чтобы поддержать эффективные предприятия, реструктурировать и свертывать неэффективные, бесперспективные предприятия. Смысл реформы состоит в переходе на выпуск востребованной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Подавляющее большинство предприятий республики имеет не просто устаревшие основные фонды, не только технологии периода индустриализации, но и не соответствующую новым требованиям систему управления. На предприятиях накопилось множество проблем, часть из которых была унаследована от административно - командного периода управления промышленностью, часть возникла в последние годы. Для многих предприятий эти проблемы начинают приобретать воспроизводственный характер и ставят под угрозу существование трудовых коллективов.
Сокращение общего объема промышленного производства за пять лет реформ на 55 процентов, а по отдельным отраслям еще больше, происходило на фоне роста удельного веса в структуре валового регионального продукта топливно-сырьевых и энергетической отраслей (с 7 до 46%). В то же время машиностроительный комплекс сократил выпуск продукции на 78 процентов, а выпуск потребительских товаров в 1996 году составил всего 26 процентов от уровня 1990 года.
Доля убыточных предприятий в 1996 году составила 68 процентов к общему числу предприятий.
Только в текущем году начался процесс стабилизации промышленного производства. По итогам восьми месяцев т.г. объем промышленного производства составил 106,2 процента к соответствующему уровню 1996 года.
Данный положительный факт скорее свидетельствует о достижении предприятиями промышленности нижнего порога спада, чем о начале реального роста.
Процесс экономического роста можно считать удовлетворительным лишь тогда, когда он имеет саморазвивающийся характер и может продолжаться на базе достаточной конкурентоспособности, без особой помощи со стороны государства. В республике конкурентоспособность продукции местных товаропроизводителей оставляет желать лучшего.
Важнейшим свидетельством тому служит показатель экспортной квоты (соотношение между объемом экспорта и объемом валового внутреннего продукта). В данном случае экспорт охватывает не только поставки за рубеж, но и в регионы России, составляет всего 21 процент. Доля же ввозимых товаров составляет 88 процентов. Таким образом, отсутствующая "экспортная" база означает не только несостоятельность промышленности республики сегментировать внешние рынки, также угнетенность внутреннего рынка из-за господства на нем внешних оферентов.
Диагноз неудовлетворительной конкурентоспособности экономики республики подтверждается и такими фактами, как например, отсутствие спроса на основной и "человеческий" капитал. Налицо нехватка "рыночного капитала". Важно не только производство конкурентоспособной продукции, но и умение ее сбывать.
Негативным моментом является стремительный процесс ликвидации рабочих мест. Число официально зарегистрированных безработных (на 1 июня 1997 г. - 10,3 тыс. чел.) не отражает реальный дефицит рабочих мест, т.к. скрытая безработица на эту дату составила 85 тыс. человек.
Для стимулирования внутреннего спроса Правительство Республики Бурятия оказывает различные виды помощи предприятиям путем размещения государственного заказа ссуд, льготных кредитов, налоговых льгот, инвестиций, но этих мер явно недостаточно для коренного перелома в динамике производительных сил республики. Нужны внутренние реформы у самих товаропроизводителей. В совокупности государственной поддержки и внутрипроизводственных реформ возможна реальная структурная реформация всего реального сектора экономики Республики Бурятия. В конечном итоге производство перейдет на режим экономического роста без содействия со стороны государства.
В конечном счете преодоление отставания в сфере конкурентоспособности - ключевая задача предпринимателей, а не государства.
К числу характерных внутренних проблем, препятствующих наиболее эффективному функционированию предприятий, относятся:
- слабое влияние собственников (акционеров) на решения, принимаемые аппаратом управления предприятий, в том числе, где имеется государственная доля собственности;
- медленные темпы приватизации земельных участков, на которых расположены предприятия;
- отсутствие "прозрачной" информации о финансово - экономическом состоянии предприятия для собственников, кредиторов, поставщиков, инвесторов, фискальных государственных служб;
- не адаптированная к спросу структура производства и управления.
Функции государства в реформировании предприятий сводятся к следующему:
во-первых, оно определяет требования к реформе предприятий;
во-вторых, стимулирует тех, кто соответствует этим требованиям;
в-третьих, создает для реформы предприятий благоприятную среду и оказывает прямое содействие.
Если на первых этапах реформы основным направлением государственной политики было изменение внешней среды функционирования предприятий, то действия Правительства Республики Бурятия на предстоящую среднесрочную перспективу должны быть сконцентрированы на стимулировании внутренних преобразований на предприятиях.
II. Цели и задачи реформирования предприятий
Реформирование предприятий направлено на повышение эффективности функционирования предприятий в условиях рыночной конкурентной среды исходя из их современного состояния.
Для выработки концептуальных позиций по реформе предприятий проведен обширный экономический анализ крупных и средних предприятий. Осуществлено сплошное исследование на 140 предприятиях. Выборочная совокупность составила 91% от всего количества предприятий, что свидетельствует о репрезентативности результатов анализа. Объективно все предприятия распределились на 3 группы по критериям дееспособности и эффективности в рыночной среде функционирования материального производства.
Предприятия, производственный и рыночный потенциал которых при надлежащем менеджменте обеспечивает их нормальное функционирование, выделены в первую группу, куда вошли 55 предприятий.
Ко второй группе отнесены предприятия, потенциал которых обеспечит нормальную работу при определенных внутренних преобразованиях и государственной поддержке. К этой группе отнесено 71 предприятие.
Неэффективные и бесперспективные предприятия, характеризующиеся низким производственным и рыночным потенциалом, составляют третью группу.
Для относительно благополучных предприятий по сравнению с другими цель реформирования заключается в повышении их конкурентоспособности по ценам и качеству выпускаемой продукции, работ, услуг.
Реформирование предприятий II группы состоит в оптимизации производственной и организационной структуры для поэтапного расширения сегмента товарного рынка и формирования самовоспроизводящейся системы.
Для предприятий III группы реформирование состоит в реструктуризации (перепрофилировании) либо в их ликвидации.
Общей целью реформирования для предприятий всех трех групп является повышение технологической структуры производства и качества управления.
Реализация поставленной цели реформирования требует решения следующих задач:
- создание законодательной и нормативной базы, позволяющей государству более целенаправленно осуществлять свои функции регулирования;
- разработка методической базы для проведения реформы и создания достаточной интеллектуальной и финансовой базы;
- осуществление мониторинга за процессами реформирования предприятий, прежде всего - "пилотных".
Сопутствующими задачами реформы предприятий, позволяющими реализовать главные цели являются:
- защита прав акционеров, участников, собственников;
- четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к эффективным собственникам;
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;
- обеспечение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов - поставщиков;
- создание эффективного механизма управления предприятиями.
III. Основные направления реформирования
предприятий и формы его регулирования
3.1. Передача независимому регистратору ведения
реестра акционеров
Ведение реестра акционеров независимым регистратором позволит защитить права в первую очередь мелких держателей акций путем создания системы регистрации прав собственника, а также регистрации прав пользования, владения и распоряжения имуществом.
Фонду республиканского имущества Республики Бурятия, Бурятской дирекции Комиссии по ценным бумагам РФ необходимо принимать меры (через механизм лицензирования) по дальнейшему укрупнению независимых регистраторов в целях достижения прозрачности за движением ценных бумаг и адекватному реагированию на изменение количества и состава собственников.
3.2. Пересмотр устава предприятия и уточнение контракта
с руководителем предприятия
В условиях недостаточного контроля собственника за деятельностью управляющих (исполнительных директоров) необходимы меры по повышению ответственности руководителей предприятий за принимаемые управленческие решения, сохранность и эффективность использования имущества предприятия, финансово - хозяйственные результаты его деятельности. В этих целях предлагается:
- установить предусмотренную законодательством полную материальную ответственность руководителей предприятий за причиненные убытки;
- предусматривать в контрактах упрощенную процедуру расторжения договора между исполнительным руководителем и организацией;
- при заключении контрактов с руководителями предприятий устанавливать разрешительный порядок совместительства в целях ограничения сложившейся практики одновременной работы на руководящих должностях в разных организациях;
- в связи с тем, что процесс продажи акций предприятий держателями мелких пакетов и переход мелких акционеров в категорию наемных работников приняли массовый характер необходимо включение в устав предприятия целесообразность представительства наемных работников в руководстве предприятием.
3.3. Реализация прав собственности на землю
Без собственности на землю, где размещается предприятие невозможно вести политику повышения ликвидности предприятия, его инвестиционной привлекательности и задействования механизма ипотеки. Поэтому реформа предприятия предусматривает в первую очередь рекомендовать внедрение в практику выкупа земельных участков под приватизированными предприятиями, руководствуясь при этом Указом Президента РФ от 16.05.97 № 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами", постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.10.95 № 360 "О продаже земельных участков, занимаемых приватизированными объектами, находившимися в федеральной собственности и государственной собственности Республики Бурятия", а также дополнением к вышеуказанному постановлению в соответствии с п. 4 настоящего постановления, предоставляющим рассрочку при выкупе земельных участков под приватизированными предприятиями (приложение № 2).
3.4. Инвентаризация имущества и осуществление
реструктуризации имущественного комплекса предприятия
Рост конкурентоспособности предприятий прежде всего состоит в сокращении условно - постоянных расходов.
Исходя из тенденции роста ставок налога на недвижимость совершенствование производственной структуры предприятия должно вестись путем выведения из баланса предприятия избыточных производственных мощностей и площадей на основе списания, создания новых (дочерних) юридических лиц, создания ТПЗ свободного предпринимательства и т.д.
Параллельно следует завершить передачу объектов социально - бытового и культурного назначения в ведение местных органов исполнительной власти в соответствии с порядком передачи.
3.5. Рыночная оценка активов предприятия
Рыночная оценка активов предприятий - залог привлечения портфельных инвестиций на основе эмиссии акций на фондовых рынках страны и за рубежом. Важнейшей задачей государства в лице Правительства является формирование независимого института оценщиков имущества.
В свою очередь задача предприятий - увеличивать оценочную привлекательность (ликвидность) имущества.
3.6. Усиление положения предприятия на товарном рынке,
его финансового потенциала и эффективности управления
Переход от политики сбыта продукции по разнорядкам к маркетинговой концепции сегментации товарных рынков является ключевым в системе совершенствования управления. Для этого на всех реформируемых предприятиях следует создавать специализированный маркетинговый центр ведущего агрессивную товарную политику, включающую в себя:
- общую характеристику положения предприятия на рынке выработки государственной политики и подготовки (обновления) нормативных актов применительно изменяющейся конъюнктуры рынка, объема импорта и экспорта аналогичной продукции и потребляемого сырья, производства и импорта продукции - заменителя; сегментации рынка; по степени (эластичности спроса, сложившихся цен, потенциальной и реальной емкости рынка, его насыщенности и др.);
- выявление конкурентов и анализ их деятельности (общая информация о конкурентах, сильные и слабые стороны конкурентов по качеству выпускаемой продукции, ценовой политике, продвижению товара, сбытовой политике, послепродажному обслуживанию, формам осуществления расчетов, определение уровня конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции);
- составление оптимистического, пессимистического и средневзвешенного прогноза развития рынка;
- анализ эффективности существующей стратегии сбыта;
- анализ эффективности использования различных каналов сбыта товара (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьютерская и дилерская схема сбыта);
- анализ эффективности существующей системы снабжения;
- анализ эффективности использования различных каналов снабжения (прямые связи, через биржевую сеть, через посредников и т.д.);
- анализ развития рынка потребляемых видов сырья и материалов, выявление более выгодных поставщиков;
- анализ существующей организации производственных процессов, снабжения и сбыта по каждому виду выпускаемой продукции;
- анализ эффективности производства каждого вида выпускаемой продукции, в том числе на основе определения прямых затрат, а также затрат по организации снабжения и сбыта, структуры затрат по производству и сбыту, в том числе в разрезе постоянных и переменных издержек;
- подготовка предложений по оптимизации ассортимента выпускаемой продукции, с учетом требований сертификации продукции и антимонопольного законодательства.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия относительно своих конкурентов проводится по следующим направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, управление и организация производства, наличие и масштабы непроизводственной деятельности.
- информационное обеспечение маркетингового центра с применением новейших технических средств и высокого качества персонала.
3.7. Разработка конкретной программы мер по ликвидации
задолженности по оплате труда
Реализация этого направления реформирования предприятия позволит восстановить стимулирующую роль заработной платы, улучшить социально - психологический климат на предприятии, что является важнейшим фактором повышения производительности труда.
Программа должна включать: проведение анализа основных причин несвоевременной выплаты заработной платы, разработку конкретного плана мероприятий по погашению задолженности по выплате заработной платы, включая определение сроков и порядок возврата долга.
В контрактах, заключаемых с руководителем предприятия, предусмотреть их ответственность за обеспечение своевременной выплаты заработной платы и увязки размеров должностных окладов и поощрений руководителей с наличием указанной задолженности.
Реализация мер по ликвидации задолженности по оплате труда предусмотрена указами Президента Российской Федерации от 20.07.96 № 1054 "О мерах по ликвидации задолженности акционерных обществ по заработной плате и налогам", от 28.02.97 № 134 "Об обеспечении своевременного финансирования расходов на выплату заработной платы", от 09.06.97 № 561 "О внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 28.02.97 № 134 "Об обеспечении своевременного финансирования расходов на выплату заработной платы", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.97 № 214 "Об обязанностях представителей акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды", Указом Президента Республики Бурятия от 16.09.97 № 221 "О мерах по сокращению задолженности по заработной плате работникам предприятий и организаций сферы материального производства", а также пунктами 7 и 8 данного постановления, устанавливающими административную ответственность управляющих государственными пакетами акций.
3.8. Проведение реструктуризации задолженности
по платежам в бюджет
Порядок и условия проведения реструктуризации задолженности предприятий по платежам в федеральный и республиканский бюджеты и внебюджетные фонды определены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.97 № 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.04.97 № 35н, Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29.04.97 № АП-3-10/98 и Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 29.04.97 № 01 "О порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.97 № 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет", а также Указом Президента Республики Бурятия от 10.07.97 № 172 "О списании пени, начисленных предприятиям и организациям за несвоевременную уплату налоговых платежей в доле республиканского и местных бюджетов Республики Бурятия" и постановлением Правительства Республики Бурятия от 9 сентября 1997 г. № 325 "О мерах по снижению задолженности, реструктуризации платежей в федеральный и республиканский бюджеты и внебюджетные фонды хозяйствующих субъектов", пунктами 7 и 8 данного постановления.
3.9. Реформирование системы Бухгалтерского учета
Безотлагательное реформирование системы бухгалтерского учета стало необходимым условием активизации инвестиционной деятельности, улучшения качества управления предприятием. Отрицательной чертой действующей системы является ее ориентация на одного пользователя налоговые органы, вследствие чего искажается реальная картина финансово - экономического состояния для акционеров, инвесторов, кредиторов, менеджеров.
Реформа бухгалтерского учета требует адаптации к ней всей системы ведения учета на уровне предприятия, подготовки кадров бухгалтеров, экономистов предприятий, налоговых и других работников, поэтому комплексная, постепенная перестройка бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов займет 3 - 4 года и должна будет осуществляться в несколько этапов.
В 1997 году будет создана правовая база реформы бухгалтерского учета, направленная на приведение его в соответствие с международными стандартами. Одновременно необходима разработка программ обучения бухгалтеров и аудиторов. В 1998 году можно начать внедрение новой системы бухгалтерского учета. В течение 1998 - 1999 годов возможно параллельное сосуществование двух балансов - в старой и новой формах. На этом этапе все практикующие бухгалтеры должны пройти переподготовку и в 2000 году завершить переход к новой системе бухгалтерского учета.
3.10. Подготовка и переподготовка кадров
Выполнение этого направления реформирования предприятия предусматривает разработку планов обучения и переподготовки кадров предприятия, формирование кадровой политики, предусматривающей наем на контрактной основе квалифицированного персонала, необходимого для реформы предприятия.
Приобретение управляющими и персоналом умения пользоваться современными инструментарием и методиками хозяйственного анализа.
Переподготовка бухгалтеров и финансистов для перехода на международные стандарты ведения бухгалтерского учета.
Рекомендовать применение норматива минимальных обязательных ежегодных затрат на внутрифирменное обучение персонала в размере 1,5%, а для малых предприятий 1,0% от суммы выплаченной заработной платы.
Для осуществления этого направления концепции необходима разработка республиканского плана обучения и подготовки кадров в рамках разрабатываемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 1998/99 учебном году.
3.11. Выработка стратегии развития предприятия
Основным "слабым" местом практических всех без исключения предприятий республики является отсутствие стратегии развития предприятия на перспективу. Выработка ее позволит выявить среднесрочные и долгосрочные ориентиры развития предприятия, достижение которых обеспечит предприятию максимальный эффект от его экономической деятельности в перспективе.
Выработка стратегии предприятия должна проводиться исходя из прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, анализа финансово - хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием.
Начальной стадией выработки стратегии предприятия должно быть формирование стратегии поведения на рынке в соответствии с которой определяется система снабженческо - сбытовой, производственно - технологической, инновационной, финансовой, инвестиционной, кадровой политики.
В соответствии с основными направлениями деятельности и избранной стратегией должна быть определена и организационно - управленческая структура предприятия.
Главной причиной отсутствия отработанной стратегии развития большинства предприятий является недостаток финансовых средств на ее разработку, а самим предприятиям в силу отсутствия достаточно квалифицированных для этого кадров сделать невозможно. В связи с этим целесообразно временно перейти от практики кредитования инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета развития на финансирование разработки самих проектов, как показала практика, кредитование представляемых предприятиями бизнес-планов не дает должного эффекта из-за чрезвычайно низкого качества самих проектов.
3.12. Обобщающим документом по осуществлению мер реформирования предприятия будет являться "Паспорт предприятия", в который вносятся изменения с периодичностью, определенной для предприятия по представлению информации в органы государственной статистики (примерная структура Паспорта предприятия дана в приложении № 1).
На основе данных Паспорта будут приниматься решения об оказании данному предприятию любых форм государственной поддержки.
IV. Меры государственного регулирования
реформирования предприятий
В отношении предприятий принявших решение о реформировании и ведущих ее осуществление предусматриваются следующие формы государственной поддержки:
- поддержание спроса на конкретные виды продукции и услуги предприятия в рамках государственного (республиканского) заказа;
- стимулирование экспорта продукции высокой степени обработки;
- содействие созданию финансово - промышленных групп и других форм интеграции банковского и промышленного капитала;
- предоставление республиканской и муниципальной собственности в лизинг и аренду на льготных условиях;
- создание территориально - производственных зон свободного предпринимательства;
- предоставление беспроцентных ссуд на разработку бизнес - планов за счет средств бюджета развития Республики Бурятия;
- страхование инвестиций от некоммерческих рисков;
- содействие в формировании благоприятного имиджа предприятий;
- предоставление режима наибольшего благоприятствования при реструктуризации задолженности в республиканский бюджет Республики Бурятия;
- налоговое освобождение до полной самоокупаемости реализуемого инвестиционного проекта при переходе на международную систему бухучета;
- поощрение предприятий производящих конкурентоспособную продукцию, расширяющих и завоевывающих новые товарные рынки путем предоставления инвестиционных налоговых кредитов.
V. Оценочные критерии реформирования предприятий
- передача ведения реестра акционеров независимым регистраторам;
- эффективность работы по реструктуризации долгов перед республиканским и местными бюджетами и внебюджетными фондами;
- снижение неденежных форм расчета;
- переход на параллельное ведение двух бухгалтерских балансов - по старой и новой системам;
- наличие средне- или долгосрочного бизнес-плана;
- отказ от бартерных форм расчета;
- переход на международные стандарты бухгалтерского учета;
- наличие договоров страхования имущества.
- отсутствие текущей задолженности по уплате налогов и платежей.
Приложение № 1
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 29.12.97
ПАСПОРТ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Наименование предприятия (полное и сокращенное).
2. Юридический, почтовый адреса предприятия.
3. Номер и дата государственной регистрации.
4. Код ОКПО (общероссийский классификатор предприятий и организаций).
5. Код КОПФ (классификатор организационно - правовых форм хозяйствующих субъектов).
6. Код КФС (классификатор форм собственности).
7. Код ОКОГУ (общероссийский классификатор органов государственной власти и управления).
8. Код ОКАТО (общероссийский классификатор объектов административно - территориального деления).
9. Код ОКОНХ (общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства).
10. Код ОКДП (общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг).
11. Код ОКП (общероссийский классификатор продукции).
12. Организационно - правовая форма, форма собственности.
13. Величина уставного капитала (уставного фонда - для государственных унитарных предприятий).
14. Для акционерных обществ - характеристика структуры акционерного капитала с перечнем основных акционеров и принадлежащих им пакетов акций, а также указание реестродержателя (наименование организации, ее адрес и номер лицензии).
15. Данные о руководителях предприятия (фамилия, имя, отчество, возраст, образование, стаж работы в настоящей должности).
16. Численность основного и вспомогательного персонала.
17. Основные виды деятельности и основные виды выпускаемой продукции. Общая характеристика ассортимента выпускаемой продукции с указанием основных наименований. Наличие продукции, подлежащей сертификации и имеющей сертификаты с указанием типа сертификата (международный, национальный). Наличие маркирования продукции, подлежащей сертификации, знаками соответствия, защищенными от подделок. Удельный вес объема продукции, сертифицированной в соответствии с международными стандартами качества продукции, в общем объеме производства.
18. Наличие лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию (номер лицензии, дата выдачи, срок действия, название органа, выдавшего лицензию). Наличие деклараций на виды деятельности, подлежащие декларированию (название органа, которому представили декларацию, дата представления декларации).
19. Мощности предприятия, их загруженность и объем продаж по продуктовому ассортименту. Мощности предприятия, законсервированные в целях обеспечения мобилизационных заданий.
20. Доля экспорта в общем объеме продаж.
21. Наличие в собственности земельного участка (его границы, размеры, местоположение, уровень благоустройства территории и состояние инженерно - транспортной инфраструктуры).
22. Пообъектная характеристика основных фондов (стоимости, возрастного состава, степени износа, принадлежность к объектам гражданской обороны или мобилизационным мощностям). Наличие аттестации производства.
23. Наличие у предприятия объектов интеллектуальной собственности (их характеристика, документы, определяющие право на эту собственность, стоимостная оценка).
24. Основные финансовые показатели эффективности деятельности предприятия:
а) размер прибыли и его изменение за последний отчетный период;
б) показатели на текущую дату и их значения на дату последнего отчета:
рентабельности (продаж, активов, инвестированного капитала и т.д.);
ликвидности баланса (общий коэффициент покрытия, коэффициент срочной ликвидности, коэффициент ликвидности при мобилизации средств);
финансовой устойчивости (соотношение заемных и собственных средств, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент маневренности собственных оборотных средств);
деловой активности (коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, коэффициент оборачиваемости собственного капитала);
в) состояние дебиторской задолженности:
ее объемы по срокам образования: до 1 мес., от 1 до 3 мес., от 3 до 6 мес., от 6 мес. до 1 года, свыше 1 года;
ее объемы по видам дебиторской задолженности: бюджета,
внебюджетными фондами, организациями - дебиторами и т.д.;
объем сомнительной дебиторской задолженности;
доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме задолженности;
г) состояние кредиторской задолженности:
ее объемы по срокам образования: до 1 мес., от 1 до 3 мес., от 3 до 6 мес., от 6 мес. до 1 года, свыше 1 года;
ее объемы по видам кредиторской задолженности: бюджету, внебюджетным фондам, организациям - кредиторам и т.д.
25. Среднемесячная заработная плата (по различным категориям персонала).
26. Наличие задолженности по текущим платежам в бюджет, во внебюджетные фонды и по оплате заработной платы.
27. Указание на проведенную реструктуризацию задолженности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 1997 г. № 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет" (с характеристикой выбранного способа).
28. Форма начисления налогов (по мере отгрузки продукции, выполнения работ (услуг); с момента получения предоплаты (аванса).
29. Введение финансовой отчетности по международным стандартам с указанием сроков ее введения.
30. Проведение рыночной оценки активов (сроки ее проведения и категории активов, подлежащих проведенной оценке, номер лицензии оценщика).
31. Объем рыночной капитализации (объем выпуска в обращение ценных бумаг с их классификацией).
32. Пообъектная характеристика объектов культурно - бытового назначения и жилищно - коммунального хозяйства. Перечень и стоимость объектов незавершенного строительства.
33. Участие в финансово - промышленных группах и капитале других предприятий и организаций (с указанием их реквизитов).
34. Наличие договора страхования имущества (с указанием доли застрахованного имущества в общем объеме активов)
35. Наличие договора страхования профессиональной деятельности руководителя предприятия.
36. Номер лицензии независимого регистратора.
37. Наличие аудиторского заключения, номер лицензии аудитора и сроки проведения последней аудиторской проверки.
Паспорт подписывается руководителем предприятия.
Приложение № 2
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 29.12.97 № 424
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАССРОЧКИ ПРИ ВЫКУПЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ ПОД ПРИВАТИЗИРОВАННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
1. Предоставить покупателям земельных участков право на выкуп в рассрочку земельных участков на условиях, предусмотренных настоящим положением, при соблюдении следующих требований:
отсутствуют задолженности покупателя перед фондом имущества по договорам выкупа имущества предприятий, зданий, строений, сооружений, а также иных земельных участков;
отсутствуют задолженности по арендной плате или платежам по налогу на землю за выкупаемый земельный участок;
2. Рассрочка, по желанию покупателя может быть предоставлена:
до 2 лет - при условии выплаты первоначального взноса не менее 35% выкупной стоимости земельного участка по договору купли - продажи;
до 1 года - при условии выплаты первоначального взноса не менее 30% выкупной стоимости земельного участка по договору купли - продажи;
до 6 месяцев - при условии выплаты первоначального взноса не менее 25% выкупной стоимости земельного участка по договору купли - продажи.
3. Оплата выкупной стоимости земельного участка при выкупе в рассрочку производится ежемесячно равными долями, начиная со второго месяца с даты заключения договора купли - продажи. Первоначальный взнос выплачивается в течение 30 календарных дней с даты заключения договора купли - продажи.
4. Если в период действия договора купли - продажи земельного участка в рассрочку производится индексация земельного налога Правительством Российской Федерации, то выкупная стоимость земельного участка пересматривается. При этом подлежащая оплате оставшаяся часть выкупной стоимости пересчитывается с момента начала действия новой ставки земельного налога. Пересмотр выкупной стоимости земельного участка оформляется дополнительным соглашением к договору купли - продажи на основе дополнительного акта нормативной цены земельного участка, выдаваемого соответствующим земельным комитетом. Оплата выкупной стоимости производится ежемесячно равными долями, начиная со второго месяца с даты заключения дополнительного соглашения.
5. Установить, что на период действия Договора купли - продажи земельного участка в рассрочку, покупатель на ряду с выплатой платежей в счет выкупа земельного участка оплачивает также платежи за аренду участка, либо иные виды оплаты.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления, главам городов и районов республики размер взимаемой арендной платы за земельный участок, выкупаемый в рассрочку, определить равным земельному налогу с даты поступления первоначального взноса на расчетный счет продавца. В этом случае арендодатель и арендатор заключают дополнительное соглашение, являющееся неотъемлемой частью договора аренды земельного участка, где отражается требование п. 2.4 настоящего Положения и уточняются сроки внесения арендной платы.
7. Покупатель в период выкупа земельного участка в рассрочку при продаже недвижимости, принадлежащей ему по праву собственности и расположенной в границах выкупаемого земельного участка, другому собственнику обязан:
внести в договор купли - продажи недвижимости требование солидарной ответственности за внесение очередных платежей по выкупу земельного участка (если новый собственник недвижимости не представит нотариально заверенный отказ от выкупа части земельного участка, находящегося под его недвижимостью);
совместно с новым собственником (собственниками) недвижимости и Продавцом на основе данных службы технической инвентаризации, подтверждающих право (долю) собственности на недвижимость новых собственников, составить акт раздела земельного участка пропорционально долям каждого собственника недвижимости и зарегистрировать его в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству. При переходе права собственности на здание, сооружение, строение к нескольким собственникам раздел земельного участка производится без выдела в натуре;
совместно с Продавцом земельного участка и новым собственником (собственниками) заключить трехстороннее (многостороннее) дополнительное соглашение к Договору купли - продажи земельного участка, где закрепить солидарную ответственность сторон по выкупу земельного участка в соответствии с заключенным договором купли - продажи.
8. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству в случаях, указанных в п.п. 2 - 7 при условии полной оплаты выкупной стоимости всего земельного участка всеми участниками сделки купли - продажи земли на условиях, установленных Договором купли - продажи и дополнительным соглашением, являющимся неотъемлемой частью Договора купли - продажи, готовит и выдает правоустанавливающие документы на земельный участок (части, доли земельного участка) в соответствии с актом раздела земельного участка каждому собственнику. При этом землеустроительные работы по уточнению границ земельных участков выполняются за счет каждого нового собственника.
9. Право собственности покупателя на земельный участок (часть, долю) в случае выкупа его в рассрочку наступает после регистрации договора купли - продажи в земельном комитете и внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершения подписей на правоустанавливающие документы и выдачи удостоверения о произведенной государственной регистрации прав.
10. Учет и распределение в соответствии с действующими нормативами денежных средств, поступающих в оплату выкупной стоимости земельного участка, осуществляет Продавец (Фонд республиканского имущества Республики Бурятия).