Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации г. Улан-Удэ от 12.09.1997 № 231
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В Г. УЛАН-УДЭ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Постановления Администрации г. Улан-Удэ от 12.04.2006 № 126.



АДМИНИСТРАЦИЯ Г. УЛАН-УДЭ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 1997 г. № 231

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В Г. УЛАН-УДЭ

Город Улан-Удэ - промышленный центр Республики Бурятия, является основным потребителем топливно - энергетических ресурсов. Практически вся тепловая энергия и 70% электрической энергии, поставляемых на региональный рынок, потребляется в городе.
Динамика тарифов на энергию за последние шесть лет свидетельствует о существенном их увеличении: теплоэнергия подорожала в 19894 раза, электроэнергия - в 9779 раз.
Резкий рост цен на энергоносители, высокая энергоемкость отраслей промышленности, значительный уровень расходов городского бюджета на покрытие дотаций по теплу в ЖКХ ставят задачу энергосбережения как приоритетную в развитии экономики и социальной сферы города.
Город располагает достаточным потенциалом энергосбережения, использование которого позволит снизить себестоимость выпускаемой местными товаропроизводителями продукции, а, значит, повысить ее конкурентоспособность, высвободить инвестиционные ресурсы, сократить негативное воздействие энергетики на состояние окружающей среды, существенно сократить расходы городского бюджета на обеспечение надежного энергоснабжения, продлить сроки использования невозобновляемых энергетических ресурсов и др.
В целях повышения эффективности использования топливно - энергетических ресурсов исходя из необходимости реализации политики энергосбережения и совершенствования тарифной политики, в соответствии с концепцией реформы жилищно - коммунального хозяйства, постановлениями Правительства РФ от 02.11.95 № 1087 "О неотложных мерах по энергоснабжению" и Правительства РБ № 126 от 24.05.94 "Об основных направлениях энергосбережения в Республике Бурятия на период до 2000 г.", а также Решением Коллегии при Главе самоуправления от 27.09.97, постановляю:
1. Установить, что перевод хозяйственного комплекса и социальной сферы на энергосберегающий путь развития является приоритетным направлением в развитии экономики г. Улан-Удэ.
2. Утвердить "Основные направления энергосбережения в г. Улан-Удэ на период до 2003 г." (приложение).
3. Осуществление деятельности по реализации энергосберегающей политики, оценке обоснованности применяемых тарифов на тепловую и электрическую энергию, по выдаче рекомендаций о рациональном использовании топливно - энергетических ресурсов (ТЭР) на объектах муниципальной собственности, проведению энергоаудита возложить на МУП "Улан-УдэЭнерго", наделив последнее необходимыми полномочиями.
4. МУП "Улан-УдэЭнерго" разработать и осуществить комплекс первоочередных мер по энергосбережению:
4.1. Подготовить и представить на утверждение проекты необходимых нормативных актов по энергосбережению, механизмы экономического стимулирования работ, связанных с энергосбережением, а также правила применения экономических санкций за нерациональное и расточительное расходование ТЭР в срок до 30.11.97.
4.2. В срок до 15.12.97 разработать комплексную программу энергосбережения в организациях бюджетной сферы, предусматривающую оснащение современными приборами учета и регулирования. Выйти с предложениями по источникам финансирования разработки программы и ее реализации в 1998 году.
4.3. Разработать предложения по утилизации тепла мусороперерабатывающего завода и подготовить программу работ по данной тематике в срок до 01.12.98.
4.4. Подготовить к реализации в 1997 - 1998 гг. следующие программы в области энергосбережения:
- "Программу снижения расходов бюджетных организаций по оплате электро- и теплоэнергии";
- "Программу энергетических обследований муниципальных котельных и их модернизации";
- "Программу повышения эффективности использования энергии в жилом секторе";
- "Программу снижения потерь энергоносителей в тепловых и электрических сетях".
4.5. Проводить обязательное для всех городских потребителей, включая промышленных, регулярное обследование с целью выявления возможных резервов экономии. Обследование осуществлять за счет средств потребителей, кроме населения и жилищных организаций.
5. Управлению архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ обеспечить контроль за установкой в обязательном порядке современных приборов учета ТЭР на вновь строящихся объектах.
6. Управлению архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ совместно с МУП "Улан-УдэЭнерго" разработать программу энергосберегающих мероприятий по строительному комплексу.
7. Усилить роль общественных организаций в осуществлении энергосберегающей политики, для чего способствовать формированию структур, представляющих интересы потребителей электричества, тепла и прочих услуг.
8. Комитету по экономике Администрации г. Улан-Удэ обеспечить проведение активной тарифной политики в сфере энергосбережения, а также в срок до 01.11.97:
- заключить договор с МУП "Улан-УдэЭнерго" на разработку научно обоснованной методики формирования тарифов и норм энергозатрат;
- подготовить предложения по созданию хозрасчетных технических центров по сертификации энергетического оборудования и энергоуслуг.
9. Городскому финансовому управлению предусмотреть расходы по финансированию работ, связанных с энергосбережением, в бюджете на 1998 год.
10. Обязать все хозяйствующие субъекты на территории города представлять ежеквартальную информацию по использованию ТЭР Муниципальному унитарному предприятию "Улан-УдэЭнерго", уполномоченному на проведение энергоаудита.
11. Установить, что денежные средства, сэкономленные в результате внедрения мероприятий по энергосбережению в городских бюджетных организациях, в течение 2-х лет остаются в их распоряжении и могут использоваться на развитие материальной базы.
12. Оргкомитету по энергосбережению принять участие в работе по выработке предложений для создания нормативно - правовой базы энергосбережения.
13. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Зам. Председателя Комитета по экономике Гаврилова В.Г.

И.о. Мэра города
А.Г.ПРЕЙЗНЕР





Приложение
к Постановлению
Администрации г. Улан-Удэ
от 12.09.1997 № 231

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ Г. УЛАН-УДЭ

Введение

Повышение эффективности использования энергии является необходимой составляющей комплексного решения многих энергетических проблем, таких как:
- снижение конкурентоспособности производимых товаров и услуг за счет резкого удорожания энергоресурсов;
- перерывы и аварии в энергоснабжении вследствие роста задолженности энергоснабжающим организациям;
- высокой неопределенности перспектив развития энергетики г. Улан-Удэ;
- рост расходов на энергоносители у бюджетных организаций;
- рост ротации на теплоснабжение бытовых потребителей;
- ухудшение экологической обстановки;
- переход к полной оплате жителями услуг по энергоснабжению в свете реформы ЖКХ.
Кроме того, г. Улан-Удэ как крупный потребитель топлива и электроэнергии сейчас сталкивается с необходимостью закупок энергоресурсов по стремительно растущим ценам. Дефицит энергии составляет 30 - 35%. Вероятность углубления энергетического кризиса требует принятия срочных мер по повышению энергоэффективности, росту разнообразия используемых энергетических источников, использованию рыночных сил в балансировании спроса и предложения.

I. Цели и задачи энергосберегающей политики г. Улан-Удэ

Энергетическая политика предусматривает:
- обеспечение надежного уровня снабжения потребителей энергоносителями и энергетическими услугами;
- устойчивое, с точки зрения окружающей среды, и безопасное развитие систем энергоснабжения посредством разумного и эффективного использования энергии;
- повышение разнообразия источников энергии с использованием республиканских ресурсов;
- стимулирование экономического роста и повышение конкурентоспособности производимых в городе товаров за счет обеспечения энергетических услуг с минимальными затратами;
- поддержание баланса роста потребностей в энергоносителях и негативных воздействий, порождаемых их производством и использованием, посредством скоординированного и интегрированного энергетического планирования.
Основной целью энергосберегающей политики г. Улан-Удэ является создание условий, стимулирующих проведение энергосберегающих мероприятий на основе экономической заинтересованности энергопроизводителей и потребителей.
Необходимо обеспечить энергосберегающий путь развития города на основе:
- введения экономического механизма по стимулированию энергосбережения;
- приведения стандартов в соответствие с требованиями по обеспечению снижения энергоемкости материального производства, сферы быта и услуг;
- организации на всех уровнях эффективного управления использованием топлива и энергии;
- проведения ценовой политики, отражающей действительное соотношение стоимости топлива, энергии и других видов продукции;
- осуществления поддержки энергосбережения через внебюджетный фонд энергосбережения для финансирования проектов и программ;
- информационного обеспечения и реализации отечественного и зарубежного опыта.
В рамках технической политики приоритетными направлениями вложения финансовых средств на ближайшие годы следует считать:
- массовое оснащение потребителей приборами учета расходования тепловой энергии и приборами учета потребления электроэнергии, работающими в многоставочном режиме;
- перевод строительного комплекса на выпуск изделий с повышенными теплотехническими характеристиками и утепление существующего жилого фонда (резерв - до 40% экономии нагрузки на отопление жилья);
- мероприятия по экономии воды;
- внедрение регулируемого привода для электродвигателей во всех отраслях народного хозяйства;
- внедрение установок и мероприятий по утилизации сбросного тепла.
Повышение эффективности использования энергии может послужить двигателем устойчивого экономического роста г. Улан-Удэ. Реализация программ по энергоэффективности позволит сократить:
- сроки и средства, необходимые для получения дополнительного энергетического ресурса - энергосбережения;
- энергетические издержки производства;
- воздействие на окружающую среду: деградацию земель, загрязнение воды и воздуха, воздействие радиоактивных материалов, изменение локального и глобального климата;
- темпы истощения природных ресурсов;
- неопределенность планирования в энергетике;
- риск поспешного внедрения недостаточно надежных технологий производства энергии.

II. Нормативно - правовая база энергосбережения

Введение в действие механизма энергосбережения требует создания законодательной и нормативной базы.
2.1. Федеральные законодательные акты.
В марте 1995 г. на "законодательном поле" появился первый Федеральный закон, регламентирующий деятельность в российской энергетике, "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Чуть позже - в августе 1995 г. - был принят Федеральный закон "О естественных монополиях", регулирующий деятельность субъектов естественных монополий, в число которых попали транспортировка газа по трубопроводам и услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" содержит ряд очень важных для деятельности по энергосбережению положений. Он регламентирует порядок разработки и утверждения тарифов на электрическую и тепловую энергию, выдвигает требование экономического обоснования затрат энергосистем при разработке тарифов. В законе в качестве важнейшего принципа государственного регулирования тарифов определено обеспечение энергосистем средствами, направляемыми на энергосбережение. Еще более важным является определение порядка формирования региональных энергетических комиссий и их полномочий. Фактически данный закон создал необходимые условия для начала реализации программ управления спросом в России.
В марте 1996 г. принят важный закон в сфере повышения энергоэффективности - Закон РФ "Об энергосбережении". Закон регламентирует все стороны деятельности по энергосбережению.
2.2. Законодательная база Республики Бурятия в сфере энергосбережения.
Система энергетического законодательства Республики Бурятия находится только в стадии становления. Имеется ряд Постановлений Правительства РБ: "Об основных направлениях энергосбережения РБ на период до 2000 г." за № 126 от 24.05.94, "Об экономии топливно - энергетических ресурсов и поддержке энергоснабжающего приборостроения" за № 124 от 10.04.95 и др.
Закон РБ "Об энергосбережении" готов к рассмотрению депутатами Народного Хурала на сессии в сентябре 1997 г.
Разработку нормативной базы энергосберегающей политики г. Улан-Удэ осуществляет МУП "Улан-УдэЭнерго".
Готовятся следующие документы:
- порядок предоставления гарантии возврата инвестиций по энергетическим контрактам, заключенных в рамках программ энергосбережения в бюджетной сфере;
- порядок предоставления льгот потребителям топливно - энергетических и энергоснабжающим организациям;
- положение о материальном стимулировании участников реализации энергосберегающих программ;
- положение об экономической ответственности за нерациональное использование ТЭР;
- типовой энергетический паспорт хозяйственных объектов;
- предложения о предоставлении льгот при налогообложении прибыли на сумму фактически произведенных затрат по энергосбережению.

III. Экономические и финансовые механизмы
энергосбережения

Финансирование городских программ в области энергосбережения осуществляется за счет средств городского бюджета, финансовой поддержки федерального и республиканского бюджетов, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников в порядке, установленном нормативно - правовыми актами РФ и РБ.
В качестве источников финансирования энергосберегающих программ могут рассматриваться:
- средства от отчислений из прибыли, остающиеся в распоряжении организаций;
- средства инвестиционных фондов, формирующихся за счет отчислений определенного процента от тарифа;
- средства фонда НИОКР;
- средства, полученные в результате экономии от выполнения энергосберегающих мероприятий;
- кредитные ресурсы.
Как альтернативные источники финансирования могут рассматриваться идеи создания револьверного фонда энергосбережения и заключение перформанс - контрактов.
В качестве экономических механизмов стимулирования энергосбережения предлагается предоставление гарантий и премирование организаций - участников работ по программам энергосбережения, а также тарифных и налоговых льгот.
Гарантиями возврата инвестиций по энергетическим контрактам являются обязательства муниципальных образований по оплате энергосберегающих работ из бюджетных средств;
- гарантии распространяются на энергосберегающие работы, выполненные в рамках программ энергосбережения для организаций бюджетной сферы (муниципальных);
- порядок возврата средств под гарантии администрации определяется постановлением главы администрации г. Улан-Удэ;
- гарантиями возврата инвестиций по предприятиям и организациям внебюджетной сферы являются условия, предусмотренные энергетическими контрактами;
- источником материального стимулирования участников реализации энергосберегающих программ являются средства, сэкономленные в результате реализации этих программ;
- положение о материальном стимулировании участников реализации энергосберегающих программ утверждается постановлением главы администрации г. Улан-Удэ;
- налоговые льготы и льготы по тарифам, предоставляемые предприятиям всех организационно - правовых форм, осуществляющих реализацию энергосберегающих программ и проектов;
- освобождение от выплат в городской бюджет налога на прибыль, полученную энергоснабжающими организациями от инвестиций в энергосбережение у своих потребителей.

IV. Управление реализацией политики повышения
энергоэффективности

Для разработки и реализации энергетической политики необходимы органы управления. При существующей ситуации потребители энергии и производители энергоэффективного оборудования и услуг представлены как нечто неорганизованное. Однако балансирование интересов потребителей и производителей энергии невозможно при наличии хорошо организованных производителей и разобщенных, неспособных координировать свои действия потребителей. Потребители должны объединяться, вот огромное поле деятельности в сфере реализации энергетической политики.
В Республике Бурятия органами разработки и реализации энергетической политики являются:
1. Народный Хурал РБ;
2. РЭК;
3. Министерство промышленности, транспорта и связи;
4. Байкалэнергоцентр.
К числу главных задач этих органов относятся:
- политика энергосбережения;
- разработка норм расходования и нормативов плат и штрафов за нерациональное и расточительное использование топлива и энергии, а также предложений по дотациям и льготам за участие в выполнении программ энергосбережения и др.;
- проведение надзора за рациональным использованием топливно - энергетических ресурсов на предприятиях и в коммунально - бытовом секторе;
- осуществление экспертизы энергопотребителей для определения резервов экономики ТЭР;
- разработка программ энергосбережения.
Для достижения основных целей муниципальной энергетической политики муниципальные органы управления энергетикой должны выполнять следующие функции:
1. Разработка и реализация муниципальных энергетических программ (комплексных программ топливо- и энергообеспечения) с формированием в этих целях необходимых инвестиционных доходов, органов управления программами и соответствующих научно - консалтинговых структур;
2. Проведение активной энергосберегающей политики на основе создания муниципальных программ, фондов и центров энергосбережения;
3. Формирование муниципального рынка энергоресурсов, создание конкурентной среды путем приоритетной поддержки "малой энергетики", независимых производителей топлива и энергии, в первую очередь использующих местные энергоресурсы и создающих новые мощности в энергетике, освоение источников возобновляемой энергии с привлечением финансовых ресурсов коммерческих структур и потенциальных потребителей топлива и энергии;
4. Проведение муниципальной политики налогообложения как производителей, так и потребителей энергоресурсов, в том числе представление льгот по местным налогам и субсидий, применение штрафных санкций за неэффективное использование энергоресурсов;
5. Государственное регулирование тарифов на электроэнергию и тепло.
6. Разработка и реализация санации убыточных предприятий ТЭК.
7. Создание при необходимости специальных органов управления ТЭК, ответственных за разработку и реализацию муниципальной энергетической политики.
Разработку и реализацию энергосберегающей политики в г. Улан-Удэ призвано осуществлять МУП "Улан-УдэЭнерго".

V. Энергосберегающие программы

Важнейшим средством реализации политики энергосбережения являются программы повышения энергетической эффективности.
Инициатором разработки городских программ энергосбережения могут быть городской Совет депутатов, Администрация г. Улан-Удэ, а также муниципальные организации, работающие в сфере энергосбережения.
Администрация города утверждает методику формирования муниципальных и районных программ, методику проведения энергообследований, финансового анализа включаемых в программы проектов, а также критерии отбора этих проектов, процедуры рассмотрения и утверждения муниципальных разделов программ и условия их финансирования. Заявка на финансирование определенного раздела программы может не рассматриваться, если в ней отсутствуют:
- необходимая информация, круг которой определен в методических рекомендациях по разработке муниципального или районного разделов программы;
- обязательство следовать разработанным методическим рекомендациям по осуществлению программы и требованиям к формам отчетности;
- перечень организаций, привлекаемых к реализации программы;
- оценка предполагаемой экономической эффективности использования средств, предоставляемых городским бюджетом или городским Фондом энергосбережения;
- ведется обособленный учет использования средств, полученных из городского или республиканского бюджетов, и обеспечивается свободный доступ уполномоченным представителям городской администрации к учетной документации.
Глава администрации города представляет ежегодный отчет законодательному собранию о ходе реализации программы энергосбережения по установленной форме.
Другим важным аспектом является определение процедур разработки, утверждения и реализации городской программы
повышения эффективности использования энергии.
МУП "Улан-УдэЭнерго" призвано разработать и представить на утверждение Администрации города Методику разработки программы, которая должна включать: рекомендации по отбору проектов; критерии отбора участников программы; описание типовых мероприятий по повышению эффективности использования энергии; методику проведения энергетических обследований, если таковые требуются.
Администрация города в обязательном порядке проводит экспертизу разработанных методик и после утверждает их.
Программа должна включать:
- результаты выборочных предварительных энергетических обследований, позволяющие определить возможности повышения эффективности использования энергии;
- рекомендации по типам проектов с оценкой затрат на их реализацию и экономического эффекта;
- график оснащения участников программы приборами контроля и регулирования потребления энергии и энергоэффективным оборудованием;
- список организаций, привлекаемых к реализации проекта;
- гарантии отбора на равноправной основе проектов, включаемых в Программу;
- обоснование размеров финансирования программ за счет средств города и республики;
- гарантии реализации намеченных проектов и эффективности использования бюджетных средств.
Финансирование программ и проектов по энергосбережению осуществляется за счет средств городского бюджета и прочих источников.

VI. Пропаганда эффективного использования энергии

Опыт развитых стран Запада в реализации программ энергосбережения свидетельствует о необходимости широкого привлечения индивидуальных потребителей к экономии энергоресурсов.
В наших условиях, при несовершенстве приборов учета электроэнергии и полном отсутствии учета и регулирования отношение населения к экономии энергии еще более возрастает.
Задача вовлечения населения в экономию ТЭР решается при условии широкой разъяснительной и воспитательной работы. В этой работе, осуществляемой через средства массовой информации, уличную рекламу, листовки и другие, должны быть отражены как аспекты прямой финансовой выгоды для потребителей, так и возможные перспективы оздоровления экологической обстановки при снижении энергопотребления.
В перспективе, после насыщения потребительского рынка товарами, основным направлением энергосберегающих усилий в общественной сфере станет реклама энергоэкономических бытовых приборов, оборудования, материалов, индивидуальных приборов учета и регулирования энергии.
Городские программы по энергосбережению должны предусматривать преподавание во всех высших и средних учебных заведениях основ эффективного использования ТЭР, подготовку и переподготовку кадров преподавателей, инженерно - технических работников, занятых энергообеспечением предприятий.
Необходимо работать над информационным обеспечением энергосбережения. На органы управления энергосбережением возлагается организация выставок энергоэффективного оборудования и технологий, информационное обслуживание потребителей энергоресурсов, участие средств массовой информации в пропаганде повышения эффективности использования топлива, электро- и других видов энергии.

Управляющий делами
Администрации г. Улан-Удэ
В.И.МАРФИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru