"ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"
(утв. Министерством образования и науки РБ)
(Зарегистрировано в Минюсте РБ 16.05.1997 № 15)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства образования и науки РБ от 20.06.2002 № 283.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Настоящее Положение разработано на основании Типового положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.01.96 № 27.
Настоящее Положение устанавливает цели, задачи, принципы аттестации и их государственной аккредитации, регламентирует порядок, методы и сроки проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, порядок финансирования аттестации и государственной аккредитации в Республике Бурятия.
Настоящее Положение в соответствии с Законами Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 13.01.86 № 12-ФЗ) и Республики Бурятия "Об образовании" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Бурятия от 25.09.96 № 383-I) устанавливает порядок аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений всех типов и видов на единой нормативной и организационно - методической основе независимо от их ведомственной принадлежности и организационно - правовых форм.
(Аттестация и государственная аккредитация учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации).
I. Общие положения
1.1. Аттестация - это основная форма государственно - общественного контроля за деятельностью образовательных учреждений и основной инструмент их развития;
1.2. Аттестация - это основной метод комплексной оценки и выявления эффективности деятельности образовательных учреждений;
1.3. Целями аттестации являются:
а) установление соответствия содержания, уровня и качества обучения, воспитания обучающихся, воспитанников, подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных, региональных образовательных стандартов;
б) повышение эффективности деятельности образовательного учреждения;
в) реализация государственной, национально - региональной политики в области образования Республики Бурятия.
Задачами аттестации являются:
а) выявление уровня и качества обученности, воспитанности выпускников образовательного учреждения каждой ступени обучения в течение 3-х последовательных лет, предшествующих аттестации и установления степени их соответствия базовым или выше базовых требованиям государственных, национально - региональных образовательных стандартов в зависимости от типа учреждения (не повышенного или повышенного);
Примечания:
Для образовательных учреждений условием его аттестации являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем у половины его выпускников (базовый уровень обученности).
Для образовательного учреждения повышенного типа (лицеи, гимназии и др.) условием аттестации являются положительные результаты итоговой аттестации всех его выпускников на базовом уровне обученности и не менее чем у половины их выше базового уровня обученности по предметам, отражающим направленность типа учреждения.
б) способствование повышению мотивации деятельности коллектива образовательного учреждения, стимулирование его развития на основе использования развивающих технологий проведения аттестации;
в) регулирование механизма реализации государственной, национально - региональной образовательной политики в образовательном учреждении.
1.4. Основными принципами аттестации образовательных учреждений являются: объективность, открытость, гласность, коллегиальность, соблюдение норм педагогической этики.
1.5. Нормативной основой аттестации являются: данное Положение; квалификационные характеристики педагогических и руководящих работников, утверждаемые Министерством общего и профессионального образования РФ в установленном порядке; государственные, национально - региональные образовательные стандарты и другие нормативные документы, определяющие цели, задачи, содержание деятельности образовательных учреждений.
1.6. Аттестация проводится по заявлению образовательного учреждения один раз в 5 лет, если иное не предусмотрено Законом.
Примечания:
- условием аттестации является наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности;
- первая аттестации вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через 3 года после получения лицензии и при условии положительных результатов (базовый уровень обученности) итоговой аттестации не менее чем у половины выпускников образовательных учреждений и всех выпускников образовательных учреждений повышенного типа. Для образовательных учреждения повышенного типа (лицеи, гимназии и др.) - результаты итоговой аттестации не менее чем у половины выпускников (50%) должны отвечать требованиям выше базового уровня обученности.
Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения, имеющего различные ступени (начальную, основную, среднюю, полную) общего образования, может проводиться либо поэтапно по имеющимся ступеням образования, либо в целом.
1.7. До создания государственной аттестационной службы аттестация проводится:
Министерством образовании и науки Республики Бурятия - образовательных учреждений всех типов и видов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования;
органами управления образованием органов местного самоуправления - государственных образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, расположенных на территории данных органов местного самоуправления по поручению Министерства образовании и науки Республики Бурятия.
II. Аттестационная комиссия, ее функции и состав
2.1. Для проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений создаются:
- главная комиссия по аттестации и государственной аккредитации, районные (городские) аттестационные комиссии;
- экспертные группы при аттестационных комиссиях.
2.1.1. Главная комиссия по аттестации и государственной аккредитации создается Министерством образования и науки Республики Бурятия. Ее персональный состав и срок полномочий определяются Приказом Министерства образования и науки РБ.
2.1.2. Районные (городские) аттестационные комиссии и экспертные группы создаются районными (городскими) органами управления образования. Персональный состав и сроки полномочий экспертных групп определяются приказами руководителей районными (городскими) органами управления образования по согласованию с Министерством образования и науки РБ и БИПКРО.
Экспертные группы по аттестации образовательных учреждений повышенного типа создаются приказом Министерства образования и науки РБ.
2.1.3. С целью реализации основных принципов проведения аттестации в состав районных комиссий, экспертных групп по аттестации образовательных учреждений могут включаться представители соответствующего районного (городского) органа управления образования, здравоохранения, органа местного самоуправления, ведущих образовательных учреждений и общественности.
Примечания:
В состав районной (городской) аттестационной комиссии и экспертных групп по аттестации образовательных учреждений не могут входить лица, находящиеся в аттестуемом образовательном учреждении на оплачиваемой работе.
2.2. Районная (городская) аттестационная комиссия создается в следующем составе: председатель - руководитель; заместитель председателя; члены комиссии.
Экспертные группы формируются в следующем составе: председатель, заместитель председателя, члены экспертных групп.
Численность состава экспертной группы по аттестации образовательного учреждения зависит от объема их работы по аттестации в данном учреждении.
Состав экспертных групп должен включать в себя специалистов из числа работников научных, методических и профессиональных образовательных учреждений, органов управления образованием.
За работниками, включенными в состав районной (городской) аттестационной комиссии и экспертных групп по аттестации образовательных учреждений на период их непосредственной деятельности в данном составе, сохраняется заработная плата по месту работы, установленная по тарификации.
2.3. Задачами аттестационной комиссии являются: комплексное обобщение деятельности (текущей и перспективной) образовательного учреждения при соблюдении основных принципов проведения аттестации; обеспечение проведения квалификационных испытаний; принятие решений по итогам аттестации.
2.4. Результаты аттестации образовательного учреждения определяются голосованием на итоговом заседании аттестационной комиссии.
Решение считается действительным, если на итоговом заседании аттестационной комиссии присутствовало не менее 2/3 ее членов и оно было принято большинством голосов.
По результатам проведенной аттестации комиссия выносит одно из двух решений:
а) о признании образовательного учреждения аттестованным;
б) о признании образовательного учреждения неаттестованным.
2.5. По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, которое подписывается всеми ее членами, доводится до сведения коллектива образовательного учреждения. Член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.
2.6. Заключение аттестационной комиссии является основанием для издания в 2-х недельный срок с момента оформления заключения проводящим аттестацию органом приказа о признании образовательного учреждения аттестованным или неаттестованным.
Приказ и копия заключения аттестационной комиссии в 3-х дневный срок со дня издания приказа выдаются (высылаются) образовательному учреждению.
2.7. Отрицательное заключение аттестационной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.
2.8. Повторная аттестация может проводиться по требованию образовательного учреждения не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.
2.9. На каждое аттестуемое образовательное учреждение формируется аттестационное дело, состоящее из:
- документов, представляемых образовательным учреждением на аттестацию;
- справки - заключения экспертной группы;
- приказа органа управления образованием о признании образовательного учреждения аттестованным или неаттестованным.
Аттестационное дело образовательного учреждения хранится в органах управления образованием, проводивших экспертизу, до следующего срока прохождения аттестации образовательным учреждением.
2.10. Положительное заключение аттестационной комиссии является основанием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.
III. Содержание и порядок проведения аттестации
3.1. Для проведении аттестации образовательное учреждение представляет в аттестационную комиссию следующие документы:
а) заявление по установленной форме;
б) копию Устава образовательного учреждения;
в) копию лицензии на образовательную деятельность;
г) материалы самообследования (самоаттестации) образовательного учреждения по установленным формам.
Примечание:
самообследование должно предшествовать государственной аттестации не более 6-ти месяцев.
д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации.
3.2. Экспертиза материалов (документов) образовательного учреждения представляется в аттестационную комиссию вместе с заявлением об аттестации.
Основанием для прохождения образовательным учреждением аттестации является положительная экспертная оценка материалов.
3.3. Этапы проведения аттестации:
I этап - подготовительный.
1. Формирование экспертной группы.
2. Составление программы аттестации, уточнение сроков ее проведения совместно с администрацией аттестуемого образовательного учреждения.
3. Конкретизация циклограммы работы экспертов в образовательном учреждении; инструктирование экспертов группы; составление трудовых соглашений между экспертами и руководителями аттестуемого образовательного учреждения.
II этап - аналитический.
1. Установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки обучающихся образовательного учреждения требованиям государственных, национально-региональных стандартов на основе положительных результатов аттестации, определяемых стандартами - измерителями.
2. Определение соответствия учебных планов и образовательных программ обучения и воспитания обучающихся, воспитанников требованиям государственных, национально - региональных образовательных стандартов; качества подготовки обучающихся, воспитанников уровню и направленности образовательных программ, полноты выполнения образовательных программ.
3. Диагностика квалификации педагогических, инженерно - педагогических и руководящих кадров образовательного учреждения и определение соответствия их уровней с присвоенными квалификационными категориями.
4. Установление соответствия материально - технической базы и медико - социальных условий пребывания обучающихся, воспитанников целям и задачам образовательного процесса.
5. Изучение учебно - методической и воспитательной работы образовательного учреждения.
6. Анализ школьной документации, изучение укомплектованности образовательного учреждения штатами и соблюдения прав участников образовательного процесса и их социальной защиты.
7. Изучение управленческой деятельности в учреждении и определение его эффективности.
8. Проведение психологических и социологических исследований среди обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
III этап - заключительный.
1. Обработка полученных данных, сравнительных таблиц, графиков, диаграмм.
2. Проведение совещания экспертной группы, составление итогового заключения.
3. Проведение совещаний экспертной группой с коллективом образовательного учреждения по предварительным результатам обследования.
4. Заседания аттестационной комиссии для подведения итогов и вынесения решения по аттестации образовательного учреждения.
IV. Обеспечение аттестации
4.1. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.
Нормативы трудозатрат для определения стоимости этих работ устанавливаются органом управления образования, осуществляющим аттестацию.
4.2. Обеспечение аттестационных комиссий информационно - методическим материалом, множительной техникой, связью осуществляется за счет средств органов управления образования.
4.3. Основанием для оплаты расходов, связанных с проведением аттестации образовательного учреждения, экзаменационно - квалификационных испытаний его пед. работников является смета, утвержденная постановлением Главы Администрации города, района.
V. Содержание и порядок государственной аккредитации
5.1. Положительное заключение аттестационной комиссии является основанием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации. Отрицательное заключение является основанием для отказа в государственной аккредитации образовательного учреждения.
5.2. Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых программ).
Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям, и критерии их отнесения к соответствующему типу, виду, категории устанавливаются Министерством образования и науки Республики Бурятия.
5.3. Государственная аккредитация проводится Министерством образования и науки Республики Бурятия образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования всех типов и видов, расположенных на территории Республики Бурятия.
5.4. Для получения государственной аккредитации образовательное учреждение представляет в Министерство образования и науки Республики Бурятия следующие документы:
- заявление;
- копию заключения аттестационной комиссии;
- копию приказа о признании образовательного учреждения аттестованным;
- копию лицензии на ведение образовательной деятельности.
5.5. Министерство образования и науки Республики Бурятия принимает решение об аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательного учреждения и выдаче (отказе в выдаче) свидетельства о государственной аккредитации.
Свидетельство о государственной аккредитации или решение об отказе в государственной аккредитации выдается (высылается) образовательному учреждению в 3-дневный срок со дня оформления свидетельства о государственной аккредитации или принятия решения об отказе в государственной аккредитации.
5.6. Образовательному учреждению, прошедшему государственную аккредитацию, выдается соответствующее свидетельство.
5.7. Свидетельство о государственной аккредитации выдается сроком на 5 лет. Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает) государственный статус (тип, вид) образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
5.8. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, а также право образовательного учреждения на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации.
5.9. Бланки свидетельств о государственной аккредитации имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер и являются документами строгой отчетности.
Приобретение, учет и хранение бланков возлагаются на Министерство образования и науки Республики Бурятия.
Свидетельства о государственной аккредитации, выдаваемые образовательному учреждению, регистрируются в журнале учета.
5.10. Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
5.11. В случае реорганизации (изменения организационно - правовой формы, статуса) образовательного учреждения свидетельство о его государственной аккредитации утрачивает силу.
5.12. Образовательное учреждение при изменении статуса (типа, вида, категории) обязано сообщить об этом в орган управления образованием.
5.13. Министерство образования и науки Республики Бурятия ведет сводный реестр образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию.