ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 14.03.1997
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЕЙ 3, 5, 8, 10, 18, И 33 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 51, 19.03.1997
--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Закона Республики Бурятия от 06.01.2004 № 603-III, признавшего Закон Республики Бурятия от 16.03.1994 № 427-XII утратившим силу.
Вступил в силу с 14 марта 1997 года (пункт 4 данного документа).
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 1997 года
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЕЙ 3, 5, 8,
10, 18, И 33 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О ВЫБОРАХ
ДЕПУТАТОВ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Конституционный суд Республики Бурятия в составе председателя О.В.Хышиктуева, судей А.Д.Улымжиева и Е.А.Мурзиной с участием представителя республиканской общественной организации "Русская община" - стороны, обратившейся с жалобой, - В.И.Яковлева,
представителя Прокурора Республики Бурятия - стороны, обратившейся с запросом, - Т.Ф.Магомедова,
представителя Народного Хурала Республики Бурятия - стороны, принявшей оспариваемый акт, - К.О.Усенова,
руководствуясь частью первой статьи 100, частью первой статьи 101 Конституции Республики Бурятия, частью первой статьи 3, статьями 23, 43 и 44 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 5, 8, 10, 18, 33 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" от 16 марта 1994 года с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Республики Бурятия от 12 апреля 1994 года, 2 августа 1994 года, 8 сентября 1995 года.
Поводом к рассмотрению дела явились жалоба республиканской общественной организации "Русская община" и запрос Прокурора Республики Бурятия о проверке конституционности указанных статей Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителями положения названного Закона Конституции Республики Бурятия.
Учитывая, что жалоба республиканской общественной организации "Русская община" и запрос Прокурора Республики Бурятия касаются одного и того же предмета, Конституционный суд Республики Бурятия соединил дела по этим обращениям в одном производстве.
Заслушав сообщение судьи - докладчика О.В.Хышиктуева, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных на заседание Г.К.Языкова - полномочного представителя Президента Республики Бурятия в Конституционном суде Республики Бурятия, Н.М.Цыганковой - председателя Избирательной комиссии Республики Бурятия, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Бурятия
установил:
Заявители направили в Конституционный суд Республики Бурятия обращения о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия отдельных положений статей 3, 5, 8, 10, 18, 33 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия", полагая, что эти положения нарушают конституционные права граждан, противоречат Конституции Республики Бурятия, а также Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 года.
Конституционный суд Республики Бурятия на основании представленных материалов проверил конституционность рассматриваемых спорных статей.
1. Согласно Закону Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" в каждом районе, аймаке, городе республиканского подчинения образуются территориальные избирательные округа. Норма избирателей на избирательный округ составляет в среднем 11 тысяч избирателей (часть третья статьи 3). При образовании избирательных округов с учетом территориальных и национальных особенностей района, аймака, города республиканского подчинения допускается взаимное отклонение численности избирателей от установленной нормы (часть четвертая статьи 3). Список территориальных округов на территории Республики Бурятия приведен в приложении к настоящему Закону и является его неотъемлемой частью (часть пятая статьи 3).
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Бурятия (пункт "н" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзац 13 статьи 62 Конституции Республики Бурятия). Согласно части пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации, части второй статьи 65 Конституции Республики Бурятия по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия принимаемые в республике законы и иные нормативные акты должны соответствовать федеральным законам.
В частях первой и второй статьи 9 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" закреплено: "Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:
примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов".
Таким образом, установленные в Законе Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" положения о порядке образования избирательных округов, фиксированной средней норме представительства избирателей при образовании избирательных округов без указания процента допустимого отклонения от нее (части третья и четвертая статьи 3), закреплении списка избирательных округов в специальном приложении, объявленном неотъемлемой частью названного Закона (часть пятая статьи 3 и приложение к ней) противоречат указанным нормам Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", а также нарушают конституционный принцип равенства прав граждан (статья 17 Конституции Республики Бурятия), распространяющийся и на механизм реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти.
2. В соответствии с частью первой статьи 5 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит республиканским избирательным объединениям и группам избирателей. При этом к республиканским избирательным объединениям отнесены: республиканские отделения общефедеральных политических партий и движений, иных общественных объединений (организаций), уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривают участие в выборах; республиканские политические партии и движения, иные общественные объединения (организации), уставы которых зарегистрированы в порядке, предусмотренном законодательством, и предусматривают участие в выборах; блок указанных объединений, создаваемый на период проведения выборов (абзацы 1, 2, 3 части второй статьи 5).
Организациям или филиалам и представительствам общероссийских, а также межрегиональных общественных объединений названным Законом такого права не дано. Вместе с тем согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (статьи 2, 18), а также Федеральному закону "Об общественных объединениях" (статья 14) избирательными объединениями являются любые общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах. В свою очередь, общественные объединения могут быть общероссийскими (осуществляющими свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеющими там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства), и межрегиональными (осуществляющими свою деятельность на территории менее половины субъектов Российской Федерации и имеющими там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства).
Таким образом, положение абзаца 1 части второй статьи 5 республиканского Закона не соответствует установленному статьями 17, 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" порядку выдвижения кандидатов.
3. В части четвертой статьи 5 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" закреплено, что группой избирателей является добровольное объединение граждан Республики Бурятия численностью не менее 50 человек.
Формулировка "численностью не менее 50 человек" противоречит статье 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав, граждан Российской Федерации", предоставляющей право выдвижения кандидатов непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Каких-либо количественных ограничений избирателей федеральный Закон при этом не устанавливает.
4. По мнению Прокурора Республики Бурятия, часть четвертая статьи 8 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия", согласно которой списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей, места нахождения окружных и участковых избирательных комиссий публикуются Центральной избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее 45 дней до дня выборов, вступает в противоречие с частью первой статьи 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", устанавливающей, что границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
В данном случае речь идет о правовой регламентации различных по своему содержанию вопросов и поэтому какое-либо противоречие между республиканским и федеральным законами отсутствует.
5. В соответствии с частью второй статьи 10 оспариваемого Закона Республики Бурятия уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 10 дней до дня выборов.
Согласно части второй статьи 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года, указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.
Названное положение республиканского Закона в данном случае вступает в противоречие с федеральным законом.
6. Частью второй статьи 10 республиканского Закона предусмотрена возможность составления дополнительных списков избирателей, что противоречит статье 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", устанавливающей составление лишь одного списка избирателей по каждому избирательному участку.
7. Частью четвертой статьи 18 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" установлены на период проведения выборов особые условия привлечения членов избирательной комиссии с правом решающего голоса к уголовной и административной ответственности. Предусмотрено, что член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемого в судебное порядке.
Вопросы уголовного и уголовно-процессуального законодательства находятся в исключительном ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, абзац 14 статьи 61 Конституции Республики Бурятия). Вопросы административного и административно - процессуального законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Бурятия (пункт "к" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзац 10 статьи 62 Конституции Республики Бурятия). Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", уголовным, уголовно - процессуальным, административным и административно - процессуальным законодательством Российской Федерации не установлены особые правила привлечения к ответственности членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в субъектах Российской Федерации. В силу части пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Положения оспариваемого Закона Республики Бурятия, касающиеся уголовно - правовых аспектов статуса членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, вступают в противоречие с федеральным законодательством.
Что касается привлечения членов избирательных комиссий с правом решающего голоса к административной ответственности, то данный вопрос в том виде, как он решен в части четвертой статьи 18 республиканского Закона "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия", затрагивает принципы, основные положения и институты административного права и административной ответственности, то есть, по сути дела, относится к основам административного права, установленным действующим федеральным законодательством. Какие-либо исключения из него по такому кругу вопросов не могут быть введены актом субъекта Российской Федерации.
8. В части пятой статьи 18 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" предусмотрено, что член избирательной комиссии с правом решающего голоса в течение срока своих полномочий не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
Трудовое законодательство находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "к" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзац 10 статьи 62 Конституции Республики Бурятия). В целях более полной защиты трудовых прав граждан Республика Бурятия вправе устанавливать дополнительные к предусмотренным действующим федеральным трудовым законодательством правовые гарантии их прав. Именно к таким гарантиям относятся гарантии, установленные для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в части пятой статьи 18 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия", которые применяются только в период подготовки и проведения выборов.
9. Часть третья статьи 33 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" разрешает участковой избирательной комиссии прекратить голосование ранее установленного времени окончания голосования, если по избирательному участку проголосовали все избиратели, зарегистрированные в списках участников голосования.
Данное положение противоречит статье 30 Конституции Республики Бурятия, поскольку в данном случае ущемляются права избирателей, которые по каким-либо причинам оказались не включенными в список избирателей.
10. В соответствии с частью второй статьи 11 и частью второй статьи 65 Конституции Республики Бурятия законы и иные правовые акты, принимаемые в республике, не должны противоречить ее Конституции, а также Конституции и законам Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 23 и 38 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия", Конституционный суд Республики Бурятия
постановил:
1. Признать не соответствующими Конституции Республики Бурятия:
- части третью, четвертую и пятую статьи 3 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" и приложение к части пятой статьи 3 данного Закона;
- абзац 1 части второй статьи 5 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия";
- формулировку "численностью не менее 50 человек" в части четвертой статьи 5 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия";
- часть вторую статьи 10 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия";
- часть четвертую статьи 18 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия";
- часть третью статьи 33 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия".
2. Часть четвертую статьи 8 и часть пятую статьи 18 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" считать соответствующими Конституции Республики Бурятия.
3. Согласно части первой статьи 41 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" с момента вступления в силу настоящего постановления части третья, четвертая и пятая статьи 3, абзац 1 части второй и формулировка "численностью не менее 50 человек" в части четвертой статьи 5, часть вторая статьи 10, часть четвертая статьи 18, часть третья статьи 33 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" и приложение к данному Закону, предусмотренное частью пятой статьи 3 Закона считаются недействующими.
4. В соответствии со статьей 39 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
5. Согласно части третьей статьи 41 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" данное постановление подлежит опубликованию в средствах массовой информации не позднее пяти дней со дня принятия постановления Конституционным судом Республики Бурятия.