ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 21.10.1996 № 358
"О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РБ от 03.02.1998 № 39.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 1996 г. № 358
О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Комплексную программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия (далее именуется - Комплексная программы), разработанную Министерством экономики Республики Бурятия совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти.
2. Министерствам и ведомствам Республики Бурятия, органам местного самоуправления районов и городов организовать работу по реализации Комплексной программы.
3. Возложить на Министерство экономики Республики Бурятия (Атанов Н.И.) координацию работы по выполнению Комплексной программы и обеспечение контроля за ее реализацией.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами Президента и
Правительства Республики Бурятия
Р.Б.ГАРМАЕВ
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 21.10.96 № 358
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СТИМУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия (далее именуется - Комплексная программа) разработана на основании "Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 года № 1016 и "Программы Правительства РФ "Реформы и развитие Российской экономики в 1995 - 1997 гг.", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 года № 439, Федеральной программы "Социально - экономическое развитие Республики Бурятия" и федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы" утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 15.04.96 № 442 и 15.04.96 № 480.
Комплексная программа исходит из того, что:
в экономике Республики Бурятия замедлились темпы спада производства, в отдельных отраслях спад производства приостановлен и снизилась инвестиционная активность;
приняты Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации основные законодательные решения, формирующие правовое поле инвестиционной деятельности.
В Комплексной программе предусматривается:
- продолжение работ по улучшению инвестиционного климата в республике как среды, в которой протекает инвестиционный процесс, включая обеспечение гарантий безопасности инвестору при работе на республиканском рынке;
- определение и реализация мер, направленных на увеличение объема инвестиций;
- разработка законодательных решений, обеспечивающих привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики;
- повышение отдачи капитальных вложений за счет достижения поставленной цели с меньшими затратами в социальной сфере и повышение эффективности инвестиций в производственной сфере.
Также, в составе программы предусматриваются мероприятия по реализации Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в Республике Бурятия.
1. Современная ситуация в инвестиционной сфере
Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших индикаторов общеэкономической ситуации.
В 1995 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования снизился против 1991 года в 6,6 раза, в том числе направленных на развитие материального производства почти в 7,7 раза, социальной сферы в 5 раз.
В результате проводимой в Российской Федерации и Республике Бурятия приватизации и формирования многоукладной экономики, структура инвестиций по формам собственности претерпела значительные изменения. До 1993 года в республике преобладающей формой собственности была государственная собственность, удельный вес которой составлял 76%.
С 1993 года в связи с разгосударствлением, доля инвестиций предприятий и организаций государственной формы в общем объеме инвестиций снизилась с 75,9% до 47,9%. При одновременном более интенсивном росте инвестиций заказчиков со смешанной формой собственности с 4,9% в 1991 году до 30,1% в 1995 году.
Начиная с 1993 года изменяется структура источников инвестиций, появляются внебюджетные источники финансирования - внебюджетные инвестиционные фонды, льготный инвестиционный кредит, конверсионный кредит, фонд финансовой поддержки отраслей, кредиты банков. В 1995 году доля привлеченных средств от общего объема инвестиций составила 26,4%. В основном эти средства направляются на развитие промышленности (энергетика, цветная металлургия, промышленность стройматериалов, транспорт).
Начиная с 1992 года идет сокращение бюджетного финансирования. Доля средств федерального бюджета в общем объеме инвестиций снизилась с 44,6 в 1991 году до 28,3% в 1995 году. За счет средств федерального бюджета преимущественно финансируются объекты производственного назначения (74 - 80%). Приоритетное значение при этом придается строительству объектов топливно - энергетического комплекса, транспорта, объектов АПК, объектов, строящихся по лимитам Правительства Республики Бурятия, хотя в последние годы наблюдается тенденция к сокращению бюджетных средств. Прекращено бюджетное финансирование на строительство и реконструкцию объектов завода "Теплоприбор", "Бурятферммаш", ЗММК, авиационного, приборостроительного, судостроительного, стекольного, объектов минерально - сырьевого комплекса.
По сравнению с 1991 годом сократились инвестиции из федерального бюджета на строительство объектов АПК в 22 раза, связи - 31 раз, объектов, строящихся по лимитам Правительства - 5 раз.
Принятые за 1992 - 1994 годы в целях стабилизации социально - экономического развития Республики Бурятия два Указа Президента Российской Федерации и три постановления Правительства Российской Федерации из-за недостаточного централизованного финансирования выполняются неудовлетворительно. Собственными средствами республика не располагает. Дефицит бюджета только в прошлом году составил 1,3 трлн. рублей. В то же время финансовая помощь предоставлена в 10 раз меньше, чем требовалось. При этом кредиторская задолженность федерального бюджета Республике Бурятия за 1995 год составляла около 667 млрд. рублей.
Объем инвестиций из республиканского бюджета ежегодно сокращается, их удельный вес составил в 1995 году 3,4% от общего объема, более 90% этих средств направляется на развитие социальной сферы. Инвестиции из республиканского бюджета направляются на строительство объектов, строящихся по лимитам Правительства Республики Бурятия и агропромышленного комплекса.
В 1993 году произошел резкий спад инвестиций на строительство объектов АПК за счет республиканского бюджета с 25,4 млн. рублей в 1992 году до 1,81 млн. рублей в 1993 году (в сопоставимых ценах), а в 1994 году на эти цели не выделено ни рубля.
В 1995 году в 10,6 раза по сравнению с 1991 годом сократились инвестиции на строительство объектов, строящихся по лимитам Правительства РБ.
Возрастает роль собственных средств предприятий и организаций всех форм собственности направленных на инвестиции. В 1995 году их доля от общего объема составляет 36,8%.
Также, в последние годы наблюдается рост объема средств населения направленных на индивидуальное жилищное строительство, их доля в общем объеме в 1995 году составила 4,8% против 1,1% в 1991 году.
Удельный вес инвестиций в социальную сферу имеет тенденцию роста, так в 1991 году он составлял 27,1%, а в 1995 году достиг 40%.
Изменения в отраслевой структуре инвестиций не совпадают со сдвигами в структуре основных фондов республики в силу запаздывания ввода основных фондов, разных сроков их службы и различных темпов обновления. Отраслевая структура основных фондов республики формировалась в основном в связи с возникновением и развитием новых производств общероссийского значения. Высокий удельный вес производственных основных фондов имеет тенденцию роста.
Степень износа производственных фондов по состоянию на 01.01.96 составляет 43,4%.
Несмотря на увеличивающееся количество зарегистрированных совместных предприятий, объем привлечения иностранных инвестиций, их отраслевая структура не удовлетворительны. Доля производимых ими работ, товаров и услуг в общем объеме производства мала.
Общий накопленный объем иностранных прямых инвестиций в республике по состоянию на 01.01.96 составил более 9 млн. долларов США.
Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций показывает, что основная доля их вложена: в лесную и деревообрабатывающую промышленность - 38,6%, в производство товаров народного потребления - 34,3%, в торговлю - 15,9%.
В последнее время наблюдается снижение уровня притока иностранного капитала. Фактически вклад иностранных инвесторов в экономику республики незначителен и составляет около 5 млн. дол. (оценка) - сумма включает также рублевые капвложения в предприятия с иностранными инвестициями с участием капитала из стран СНГ.
Несмотря на вышеизложенное в 1995 году в инвестиционной сфере отмечался ряд позитивных тенденций. Так, приостановлены темпы спада объемов инвестиций. Также продолжала изменяться структура капитальных вложений по отраслям экономики. При сокращении удельного веса всех инвестиций, направляемых на развитие промышленности, увеличилась доля инвестиций, направленных на развитие угольной, деревообрабатывающей и легкой промышленности, а также возрос удельный вес инвестиций на развитие транспорта, связи и строительства. В общем объеме инвестиций, направленных на развитие агропромышленного комплекса, сокращаются инвестиции предприятий государственной формы собственности, а инвестиции частной формы собственности возрастают.
Увеличиваются долгосрочные кредитные ресурсы, выделяемые коммерческими банками. Так, по состоянию на 01.01.96 коммерческими банками Республики Бурятия выделено предприятиям и организациям долгосрочных кредитных ресурсов в сумме 25,86 млрд. рублей, в том числе за счет собственных ресурсов 8,81 млрд. рублей и за счет привлеченных ресурсов 17,05 млрд. рублей. Также увеличиваются объемы кредитных ресурсов полученных от российских коммерческих банков. Так, указанным банкам в 1995 году выделены долгосрочные кредитные ресурсы в сумме 27,07 млрд. рублей, а в 1993 - 1994 годах только 4,94 млрд. рублей.
По состоянию на 01.01.96 общая сумма депозитов в банках, действующих на территории республики (включая Сбербанк) составила 303,5 млрд. рублей, в том числе депозитов населения - 280,9 млрд. рублей. Из общей суммы депозитов потенциальными ресурсами для инвестиций могут быть только депозиты сроком выше 90 дней, величина которых составляет 93,4 млрд. рублей.
Основными причинами малого объема инвестиций в республике являются: отсутствие юридической четкости в вопросах разграничения собственности, ее структуры и правового статуса, прежде всего в области природных ресурсов, в т.ч. земли, бюджетный дефицит, нестабильная политическая ситуация в стране, неблагоприятная общеэкономическая ситуация, ограниченные возможности предоставления государственных гарантий со стороны Правительства республики, низкий уровень инфраструктуры, Байкальский фактор и многие другие (приложение № 2).
Создание благоприятного инвестиционного климата
Привлечение инвестиций в экономику в основном зависит от наличия благоприятного инвестиционного климата. Создание благоприятного инвестиционного климата осуществляется на федеральном и республиканском уровнях. Так, в последнее время были приняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов, в их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями: освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также представление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных в иностранных банках и кредитных учреждений. Отмечено ограниченное количество расчетных (текущих) бюджетных счетов предприятий и учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях, с 1 января 1996 года отменен налог на сверхнормативное повышение расходов на оплату труда и другие.
Для формирования рыночных инструментов выхода экономики из кризиса на федеральном уровне предусматривается оказание государственной поддержки в объеме 0,5 процента валового внутреннего продукта частным инвесторам на конкурсной основе на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов. В указанных проектах доля централизованных инвестиционных ресурсов в затратах не должна превышать 20%, а доля собственных и заемных средств частных инвесторов должна быть не менее 80%, в том числе собственных средств инвестора - не менее 20%.
Существенное развитие должны приобрести такие источники финансирования, как вторичная эмиссия ценных бумаг.
Вторичная эмиссия ценных бумаг в республике не идет, так как не сформированы гарантии Правительства Республики Бурятия.
Указом Президента Республики Бурятия от 28.03.95 № 88 в республике образована Бурятская республиканская комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, обеспечивающая реализацию принимаемых федеральной комиссией решений и контроль за деятельностью профессиональных участников ценных бумаг.
В настоящее время так же ведется подготовительная работа по разработке проспекта эмиссии республиканского облигационного займа Правительства Республики Бурятия.
Намечается выпускать облигационный займ под инвестиционную программу разработки месторождения "Зун-Оспа", при этом банк "Российский кредит" будет проводить подписку и размещение облигаций и открывать накопительные счета. От средств полученных за реализацию облигаций будет образовываться фонд инвестиционных программ, фонд погашения и страховой фонд.
Также в республике размещением ценных бумаг занимается чековый фонд "Ариг Ус", инвестиционная компания "Бурят-Азия" и другие рыночные образования. Созданный республиканский внебюджетный жилищный фонд "Жилинвест" будет заниматься выпуском и реализацией жилищных займов и сертификатов.
Дополнительные возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных проектов и объединения финансовых ресурсов появятся с образованием промышленно - финансовых компаний в лесопромышленном комплексе, в добыче золота и агропромышленном комплексе. Государство может в различных формах участвовать в реализации проектов.
В создании благоприятного инвестиционного климата важную роль играет целевая ориентация предприятий на использование по назначению амортизационных отчислений. Но в республике в 1995 году 60% предприятий сработали убыточно. Сумма убытка составила 322,7 млрд. рублей. В 1996 году планируется увеличение балансовой прибыли на 34%. Увеличение прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия в 1996 году планируется в 1,5 раза (в основном за счет ценового фактора). Соотношение средств, направляемых на потребление и капитальные вложения не позволяет нормальному развитию производства (75% и 25% соответственно).
В целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики созданы необходимые инвестиционные фонды и институты. К ним относится фонд поддержки предпринимательства, дорожный, экологический, "Жилинвест", "Бурят-Азия", чековый фонд "Ариг Ус", АООТ "Финкор-Бурятия", создаваемый фонд реализации программы, дирекция реализации Программы и другие.
Привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику сдерживается также слабой информационной обеспеченностью инвестиционной деятельности в Республике Бурятия.
Также, в настоящее время в республике разработано около ста инвестиционных проектов и бизнес планов, но не все из них соответствуют международным требованиям.
В 1995 году Правительство Республики Бурятия организовало специальный выпуск журнала "Бизнес", где дана информация о наличии и характеристика имеющихся инвестиционных проектов в республике.
В марте 1996 года в г. Москве прошли дни Республики Бурятия, где был организован "круглый стол" по презентации инвестиционных проектов для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.
В настоящее время созданный банк данных наличия инвестиционных проектов и бизнес - планов не соответствует международным требованиям и отсутствуют активы имущества, наличие свободных производственных мощностей и другие.
В развитии инвестиционной деятельности в Республике особое месте должна занять государственная поддержка, которая осуществляется на федеральном и республиканском уровне.
На федеральном уровне государство принимает на себя финансирование значительной части федеральных программ за счет средств федерального бюджета, государственного фонда финансовой поддержки отдельных отраслей, внебюджетного фонда, образованного в федеральных органах.
К такой программе относится принятая федеральная программа "Социально - экономического развития Республики Бурятия" и Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Из федерального бюджета намечается финансирование отдельных объектов социальной сферы. Также, Правительство Российской Федерации намечает выделить встречные гарантийные обязательства, включая залоговые обязательства для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.
На республиканском уровне Правительство Республики Бурятия предусматривает финансирование из республиканского бюджета части вышеуказанных программ, объектов социальной сферы, выделение гарантийных обязательств предприятиям и организациям для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, включая создание залогового фонда.
Для ускорения выхода экономики республики из кризиса, увеличивается объем производства и в дальнейшем рост инвестиций, в 1996 году в республиканском бюджете предусмотрено 30 млрд. рублей льготного кредитования предприятиям и организациям на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком окупаемости 2 - 3 года. Одним из источников привлечения средств, в экономику Республики Бурятия являются депозиты находящиеся в банках.
Повышение инвестиционной активности не может быть решено посредством усиления прямого вмешательства государства. Поэтому в дальнейшем необходимо обеспечить увеличение высокоэффективных инвестиций путем создания необходимой законодательной базы, для повышения инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств.
На федеральном уровне намечается принять в 1996 году необходимые законодательные и нормативные акты. Однако, указанных актов недостаточно для привлечения отечественных инвестиций в экономику Республики Бурятия. Поэтому на республиканском уровне необходимо в 1996 - 1997 годах принять дополнительные законодательные и нормативные акты.
Организационно - правовые условия инвестирования
Четкое правовое регулирование инвестиционной деятельности, определение правового положения субъектов инвестиционной деятельности, правового обеспечения гарантий стабильности отношений по инвестициям становятся объективной потребностью не только инвесторов, заказчиков инвестиций, но и законодательных, государственных органов.
Без создания и совершенствования законодательной и нормативной базы инвестиционной деятельности на федеральном и республиканском уровне реализация Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия невозможна.
Одним из организационно - правовых условий инвестирования экономики республики является определение перечня приоритетных отраслей и производств в Республике Бурятия, в которых представляется льготный режим инвесторам. Предусматривается утвердить постановлением Правительства Республики Бурятия указанный перечень. (приложение № 3)
В целях создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия требуется предоставление инвесторам налоговых льгот.
Действующие законодательные акты в области налоговой политики представляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства.
Однако имеющиеся льготы по налогообложению не обеспечивают создание благоприятного инвестиционного климата в экономику Республики Бурятия. Поэтому необходимо на республиканском уровне принять дополнительные меры по налогообложению.
В связи с вышеизложенным при подготовке проекта закона "О предоставлении отечественным и иностранным инвесторам налоговых льгот" необходимо предусмотреть:
- освобождение предприятий и организаций от уплаты налога на прибыль в республиканский и местный бюджеты в части направления на финансирование строительства объектов производственного и непроизводственного назначения;
- освобождение от НДС средств финансируемых из федерального, республиканского и местного бюджетов, направляемых на строительство жилья и объектов социальной сферы, зачисляемых в республиканский и местный бюджеты;
- освобождение вновь создающихся промышленных предприятий (не привлеченных бюджетных средств) на 5 лет от всех республиканских налогов и местных сборов, в том числе первые 3 года на 100%, последующие 2 года - 50%;
- снижение республиканской и местной ставки налога на прибыль для банков и страховщиков, направляющих 50% собственных средств инвестиций в экономику Республики Бурятия;
- введение 5-летней отсрочки для применения положений новых республиканских законов, ухудшающих условия деятельности новых предприятий с отечественными и иностранными инвестициями.
В настоящее время имеющийся инвестиционный климат не привлекает иностранных инвесторов в экономику Республики Бурятия. Принятые в последние годы Правительством Российской Федерации ряд нормативных документов, направленных на привлечение иностранных инвестиций носит избирательный характер - в преимущественном положении, как и прежде, остаются предприятия с иностранными инвестициями нефтяного комплекса.
Поэтому на уровне Правительства Республики Бурятия необходимо принять дополнительные меры по ранее принятым законодательным актам по по привлечению иностранного капитала в экономику республики.
Так, необходимо представлять дополнительные налоговые льготы за счет республиканского и местного бюджетов предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющими производство продукции, работ и услуг.
- проект, который сопровождается передовой технологией;
- проект, который расположен в свободной зоне экспортного производства, установленном законодательством о СЭЗ.
Также, условия освобождения от налога или уменьшении налога должны быть зависимы от месторасположения мощности, вновь построенные или дополнительно построенные, объемов капитала, переведенного в республику иностранцем в соответствии с утвержденным проектом и капитала, созданного предприятием с иностранным вкладчиком, полученный от дивидендов иностранца или от платежей иностранного партнера.
В связи с вышеизложенным при разработке проекта закона Республики Бурятия "О предоставлении отечественным и иностранным инвесторам налоговых льгот" предусмотреть нижеследующие налоговые льготы иностранным инвесторам:
- освобождение на 5 лет от налога на прибыль, НДС передаваемых в республиканский и местный бюджеты, заводские мощности вновь или дополнительно построенные за пределами г. Улан-Удэ, в том числе первые 3 года на 100%, последующие 2 года на 50%;
- освобождение на 5 лет дополнительно от налога на имущество и налога на землю, мощности вновь и дополнительные построенные в промышленном районе в соответствии с проектом о размещении и развитии промышленных объектов (за пределами городов и районных центров), в том числе первые 3 года на 100%, последующие годы на 50%.
Кроме того, при разработке проекта дополнения к указанному закону Республики Бурятия целесообразно предусмотреть стимулирование сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья и полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.
В связи с принятым Гражданским Кодексом Российской Федерации и других законодательных актов Правительство Российской Федерации в настоящее время разрабатывает проект закона "О дополнениях и изменениях закона Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
После принятия указанного закона необходимо разработать проект закона Республики Бурятия "Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия".
При разработке проекта закона необходимо предусмотреть меры по привлечению инвестиций, предусмотренных в Указах Президента Российской Федерации от 17.09.94 № 1928 "О частных инвестициях Российской Федерации", от 26.07.95 № 715 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации 29.10.94 № 1108 "Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации" от 22.06.94 № 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе", от 23.05.94 № 507 "О привлечении внебюджетных инвестиций в экономику Российской Федерации" и других.
До начала перестройки экономической системы все решения в области инвестиций принимались на государственном уровне на централизованной и плановой основе. При этом экономическая эффективность инвестиций не всегда рассматривалась в числе основных критериев выбора объектов для финансирования или учитывалась весьма формально. С развитием предпринимательского процесса у частных фирм и акционированием предприятий при недостатке стартового капитала появилась необходимость в получении финансовых ресурсов, в том числе из иностранных источников под конкретные проекты. Для представления проектов потенциальному инвестору требуется разработка бизнес - плана, отвечающего с одной стороны требованиям международной практики, а с другой к российским и бурятским экономическим условиям. Бизнес - план стал принципиально новым документом для широких кругов российских предпринимателей, которые столкнулись с серьезными проблемами при его разработке из-за нехватки соответствующего опыта, знаний, информации и отсутствием специалистов и консультантов в этой области.
Для информационного обеспечения инвестиционной деятельности представляется необходимым содействие Правительства Республики Бурятия действующим и создаваемым республиканским консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес - планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности в республике являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состояние рынка, перспективы развития экономики и отдельных отраслей, планы предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций, ход приватизации, продаж акций, конверсия производства.
Для обеспечения информационно - консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.95 № 657 создан Российский центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации. В целях выявления потенциальных иностранных инвесторов необходимо организовать связь с указанным центром.
В связи с вышеизложенным в республике необходимо создать информационное обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Бурятия (п. 1 приложения № 1).
На федеральном уровне создается фонд государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов на основе организации залоговой системы, отвечающей требованиям мирового уровня.
Задача Правительства Республики Бурятия совместно с заинтересованными организациями, инвесторами ежегодно определять перечень высокоэффективных инвестиционных проектов и обеспечить разработку бизнес - планов для представления в Минэкономики России для получения государственных гарантий и льготных инвестиционных кредитов.
В соответствии с мировой практикой Правительством Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "Перечень отраслей, предприятий, видов деятельности, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов". На республиканском уровне необходимо разработать (п. 9 приложение № 1).
Государственная поддержка и гарантия инвестиционной деятельности осуществляется на федеральном и региональном уровнях.
На федеральном уровне государство финансирует реализацию федеральных программ и объекты, относящиеся к федеральной собственности.
К такой программе относятся принятые федеральные программы "Социально - экономическое развитие Республики Бурятия" и "Развитие экономики Дальнего Востока и Забайкалья".
В целях осуществления гарантий и поддержки Правительства Республики Бурятия на реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов необходимо подготовить проект постановления Правительства Республики Бурятия по указанному вопросу (п. 10 приложения № 1).
Одной из форм поддержки Правительства Республики Бурятия высокоэффективных инвестиционных проектов и программ является долевое участие республиканского бюджета в их реализации. Долевое участие республиканского бюджета должно осуществляться на конкурсной основе и условиях определенных для федерального бюджета.
Указанные средства из республиканского бюджета выделяются инвесторам на условиях закрепления в республиканской собственности части акций, создаваемых акционерных обществ.
После реализации проекта прибыль от вложенной доли республиканского бюджета направляется на реализацию других высокоэффективных проектов.
Одной из форм государственной поддержки высокоэффективных проектов является выделение из республиканского бюджетного льготного кредита по конкретным объектам. При этом ставка за кредит должна определяться от 1/2 до 1/4 действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
Государственные гарантии возврата кредита, также являются одной из форм государственной поддержки инвестиционной деятельности. Государственные гарантии в республике могут осуществляться в двух формах.
1. Инвестор выделяет прямой кредит предприятиям и организациям под гарантийное обязательство Правительства Республики Бурятия, при этом получатель кредита должен выдать Правительству Республики Бурятия встречное гарантийное обязательство.
2. Инвестор выделяет кредитные ресурсы Правительству Республики Бурятия под залог, а Правительство выделяет кредиты на финансирование инвестиционных проектов. По этим вариантам Правительство Республики Бурятия возвращает кредиты.
В целях привлечения в экономику республики внебюджетных инвестиций под гарантии Правительства Республики Бурятия требуется создание республиканского инвестиционного финансового консорциума.
Одновременно с учреждением консорциума Правительство Республики Бурятия должно принять постановление, предусматривающее государственные гарантии по эмиссионным обязательствам участников консорциума.
Величина государственных гарантий республики должна быть в пределах 5 - 10% суммы, выделенной бюджетом республики на республиканские инвестиции.
Средства, полученные в ходе размещения ценных бумаг участников консорциума, в объеме не менее 50% общего объема привлеченных средств направляются на финансирование инвестиционных проектов по спискам Минэкономики Республики Бурятия.
В целях привлечения капитала негосударственных инвесторов необходимо создать, механизмы защиты вкладываемых ими средств от некоммерческих рисков.
Интересы частных инвесторов, участвующих в реализации проектов, должны быть защищены от следующих некоммерческих (политических) рисков: последствий решений органов государственной власти по ограничению прав собственности и распоряжение созданными активами и произведенной продукцией, изменений правил бухгалтерской отчетности, арбитражной процедуры. Страховая защита инвестиций должна осуществляться как по отдельным видам названных рисков, так и по различным их сочетаниям.
Принципиальным положением является добровольность страхования инвесторов от некоммерческих рисков. Для страхования инвестиций требуется создание страховых учреждений, включающих сеть страховых компаний, целевые пулы. Национальную перестраховочную компанию.
В связи с принятием федеральной программы социально - экономического развития Республики Бурятия создается необходимость развития системы страхования инвестиций. Так, в этих целях в республике будет создаваться Государственно - акционерный консорциум по страхованию кредитов и инвестиций. Учредителями консорциума от имени Российской Федерации и Республики Бурятия выступят соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом. При этом государство обладает контрольным пакетом акций страхового консорциума. Это повысит доверие к консорциуму крупных зарубежных инвесторов. В качестве учредителей привлекаются также имеющие высокую репутацию банковские, страховые и инвестиционные коммерческие институты.
Также, требуется представление права консорциуму проведения всех видов страховых операций и услуг, в том числе связанных с осуществлением экспортно - импортных операций и реализации инвестиционных проектов на территории республики, а также права перестрахования экспортно - импортных сделок.
Краткосрочные риски консорциум может страховать из собственных средств, а коммерческие риски по среднесрочным и долгосрочным кредитам - за государственный счет.
Гарантии по среднесрочным и долгосрочным кредитам от имени правительства выдаются консорциумом по решению Дирекции Федеральной Программы социально - экономического развития Республики Бурятия в объеме средств, предусмотренных на эти цели отдельной строкой в бюджетах Российской Федерации и Республики Бурятия.
Кроме того, республиканский инвестиционный консорциум направляет 25% от общего объема средств привлеченных в ходе эмиссии ценных бумаг на формирование страхового фонда.
Отсутствие залогового фонда сдерживает привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики.
Также, действующее законодательство допускает привлечение частных инвестиций в экономику путем получения кредита под залог (заклад) движимого и недвижимого имущества. Для этого в республике должен создаваться залоговый реестр, с помощью которого кредитор получает возможность установить действительного владельца собственности и обладателя прав собственности на закладываемое имущество.
Одной из форм гарантий привлечения инвестиций в экономику является передача части акций инвестору. Приватизированные предприятия должны с учетом переоценки основных фондов и роста курса акций обеспечить выпуск дополнительных акций для передачи инвестору.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством налогоплательщики осуществляют авансовые налоговые платежи. Эта форма, также сдерживает привлечение инвестиций в экономику республики. Для стимулирования привлечения инвестиций необходимо разработать проект закона Республики Бурятия отменяющий авансовые налоговые платежи, в части республиканского и местного налогов, связанных с инвестициями (п. 11 приложения № 1).
Также, необходимо местным самоуправлениям районов, городов и населенных пунктов не вводить в действие новые местные налоговые сборы предприятиям и организациям, которые привлекают иностранные инвестиции.
В последние годы из-за отсутствия средств приостановлено строительство более 500 производственных и непроизводственных объектов, в том числе 150 тыс. кв. метров общей площади жилых домов. В действующем законодательстве объекты незавершенного строительства не обеспеченные финансированием можно передавать другим заказчикам, а также продавать с торгов. Однако, полученные средства согласно законодательству не направляются на завершение строительства других объектов. В целях снижения объемов незавершенного строительства, привлечения средств инвесторов на строительство указанных объектов необходимо подготовить проект закона Республики Бурятия о методике и проведении тендеров и торгов объектов незавершенного строительства с последующим использованием полученных средств в инвестиционной деятельности (п. 12 приложения № 1). Необходимо в проекте закона предусмотреть то, что оставшиеся средства после перечисления в федеральный бюджет и погашение расходов, связанных с проведением тендеров и торгов, в полном объеме направляются на продолжение строительства приостановленных объектов и в первую очередь жилых домов и объектов социальной сферы.
Для привлечения отечественных и иностранных инвестиций на финансирование инвестиционных проектов особое место занимает участие республики в межгосударственных, всероссийских и региональных выставках и конкурсах инвестиционных проектов (п. 13 приложения № 1).
Поэтому необходимо разработать в соответствии с международными требованиями качественные проекты и бизнес - планы, осуществить рекламно - информационную кампанию в печатных изданиях, обеспечить издание делового проспекта, где дана информация о наличии и характеристика имеющихся инвестиционных проектов в республике.
Учитывая ограниченные финансовые и материальные ресурсы, неустойчивость хозяйственных связей, рост транспортных тарифов, при участии выставок приоритет следует отдавать тем инвестиционным проектам, которые сориентированы на:
- выпуск экспортной и импортозамещающей продукции;
- снабжение сырьем, материалами и комплектующими изделиями предприятий республики и соседних регионов;
- выпуск продукции, предназначенной для удовлетворения жизненных потребностей населения республики;
- имеющие короткий инвестиционный и производственный циклы, хорошо проработанные проекты и бизнес - планы, которые быстро окупаются даже в условиях инфляции;
- инвестиционные проекты, включенные в федеральные программы "Социально - экономическое развитие Республики Бурятия" и "Развитие экономики Дальнего Востока и Забайкалья".
Поэтому требуется организация конкурсного отбора указанных проектов (п. 19 приложения № 1).
В целях стимулирования развития внешнеэкономических связей республики с соседними государствами и создания благополучного инвестиционного климата необходимо создание на территории республики точечных экономических зон. Также требуется проработать вопрос создания в соответствии с мировой практикой свободных таможенных зон и зон экспортного производства. Такие зоны должны создаваться на действующих предприятиях, имеющих соответствующую инфраструктуру и необходимые производственные мощности.
Поэтому необходимо заключить договор со специализированным институтом МВЭС России о разработке предложения по созданию на территории республики вышеуказанных экономических зон (п. 14 приложения № 1).
Указом Президента Российской Федерации от 17.09.94 № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" лизинг определен как вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных и привлеченных финансовых средств в имущество передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок.
Для производителей основных видов лизингового имущества, лизинг создает благоприятные возможности расширения рынков сбыта, преодоления трудностей сбыта своей продукции.
Создание компании по лизингу строительной техники и оборудования даст возможность организациям не покупать указанную технику и освободившиеся средства направлять на инвестиционную деятельность в Республике Бурятия.
Несмотря на наличие государственной поддержки на федеральном уровне, в республике фактически не проводится работа по развитию лизинга. В настоящее время назрела необходимость создания в республике компании по лизингу строительной техники и оборудования (п. 15 приложения № 1). Выпуск и реализация ценных бумаг является одним из способов привлечения внебюджетных инвестиций в экономику республики. По этому направлению в республике проводится определенная работа, но она недостаточна. Требуется подготовка предложений по развитию ценных бумаг в республике.
Для этого необходимо Республиканской комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку совместно с банками и фирмами, расположенными на территории республики, подготовить предложения о создании депозитарно - клиринговой компании. Также необходимо в 1996 году подготовить проект постановления Правительства Республики Бурятия о развитии рынка ценных бумаг в республике (п. 16 приложения № 1).
В проекте постановления должны быть определены участники, которым разрешен выпуск гарантированных государством ценных бумаг для финансирования инвестиционных проектов.
Для развития государственного жилищного фонда, обеспечивающего представление жилья нуждающимся в рамках социальной нормы, необходимо в проекте постановления Правительства Республики Бурятия предусмотреть выпуск жилищного займа со сроком погашения на 10 - 15 лет.
Для привлечения свободных средств населения для финансирования жилищного строительства Указом Президента Российской Федерации от 10.07.94 № 1182 разрешен выпуск жилищных сертификатов.
Республиканский внебюджетный жилищный фонд "Жилинвест" имеет возможность заниматься выпуском и обращением жилищных сертификатов. Кроме того, также возможен выпуск и обращение муниципальных жилищных сертификатов.
Для привлечения внебюджетных инвестиций на реализацию отдельных перспективных инвестиционных проектов (освоение больших месторождений) в проекте указанного постановления предусмотреть проспект эмиссии республиканского облигационного займа Правительства Республики Бурятия.
В настоящее время в республике фактически не проводится работа по ипотечному кредитованию.
После выхода нормативно - правовых актов Российской Федерации необходимо разработать мероприятия по ипотечному кредитованию в Республике Бурятия (п. 19 приложения № 1).
Предоставление инвесторам прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в республиканской и муниципальной собственности, но не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное ведение или оперативное управление, должно осуществляться на основании концессионных договоров, заключаемых с отечественными и иностранными инвесторами Правительством Республики Бурятия или иным уполномоченным на то государственным органом в порядке, установленном законодательством Республики Бурятия о концессиях. Однако в настоящее время отсутствует указанный закон.
Поэтому требуется разработка проекта закона Республики Бурятия "О концессиях и концессионной деятельности в Республике Бурятия"
Во исполнение указанного закона необходимо разработать проект постановления Правительства Республики Бурятия (п. 20 приложения № 1).
В постановлении должен быть определен порядок проведения конкурсов и аукционов на заключение концессионных договоров с отечественными и иностранными инвесторами, а также утвержден перечень объектов республиканской, муниципальной собственности, видов хозяйственной деятельности в отношении которых может быть заключен концессионный договор.
Для участия в международных конкурсах (тендерах) Бурятгеолком, Минфин и Минстрой Республики Бурятия должны подготовить перечень месторождений полезных ископаемых на проведение разведки, разработки и освоения (п. 21 приложения № 1). Указанный перечень необходимо согласовать с Роскомнедром и утвердить Правительством Республики Бурятия.
Предлагаемые мероприятия в проекте Комплексной программы обеспечат улучшение инвестиционного климата в республике, что будет способствовать притоку отечественных и иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия.
Приложение № 1
к Комплексной программе стимулирования
отечественных и иностранных
инвестиций в экономику
Республики Бурятия
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
СТИМУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
------------------------------T--------------T-----------T---------------¬
¦ Наименование мероприятия ¦Вид документа ¦ Срок ¦ Исполнители ¦
¦ ¦ ¦исполнения ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦1. Информационное обеспечение¦ ¦ ¦Финкор-Бурятия,¦
¦инвестиционной деятельности в¦ ¦ ¦предприятия и ¦
¦в Республике Бурятия: ¦ ¦ ¦организации ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦- разработка и создание банка¦ ¦постоянно ¦Минпром РБ, ¦
¦данных высокоэффективных ¦ ¦ ¦Минстрой РБ, ¦
¦проектов и бизнес - планов; ¦ ¦ ¦Минсельхозпрод ¦
¦ ¦ ¦ ¦РБ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦- сбор, отработка и ¦Банк данных, ¦постоянно ¦Финкор-Бурятия,¦
¦актуализация информации о ¦годовой доклад¦ ¦Минпром, ¦
¦законодательстве, состоянии ¦состояния ¦ ¦Минстрой, ¦
¦рынка, перспективное развитие¦конкуренции на¦ ¦Минэкономики, ¦
¦экономики, о ходе ¦рынке ¦ ¦МВЭС и МО РБ, ¦
¦приватизации и др.; ¦республики ¦ ¦Госкомстат РБ, ¦
¦ ¦ ¦ ¦БТУ ГКАП РФ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦организация связи с ¦ ¦постоянно ¦МВЭС и МО РБ, ¦
¦Российским центром содействия¦ ¦ ¦Минэкономики РБ¦
¦иностранным инвестициям при ¦ ¦ ¦ ¦
¦Минэкономики России; ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦- организация системы ¦Проект ¦ I кв. ¦АООТ "Финкор - ¦
¦информационного обеспечения ¦постановления ¦ 1997 г. ¦Бурятия", МВЭС ¦
¦потенциальных отечественных ¦Правительства ¦ ¦и МО РБ, ¦
¦и иностранных инвесторов; ¦РБ ¦ ¦Минэкономики РБ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦- создание МВЭС и МО РБ ¦ ¦ IV кв. ¦МВЭС И МО РБ ¦
¦банка данных по проектам, ¦ ¦ 1996 г. ¦ ¦
¦требующим иностранных ¦ ¦ I кв. ¦ ¦
¦инвестиций с оформлением ¦ ¦ 1997 г. ¦ ¦
¦документации по методике ¦ ¦ ¦ ¦
¦ЮНИДО на русском и английском¦ ¦ ¦ ¦
¦языках и занесением в ¦ ¦ ¦ ¦
¦компьютерную базу данных ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦2. Разработка критериев ¦Методические ¦ IV кв. ¦Госкомзем РБ, ¦
¦оценки стоимости земельных ¦рекомендации ¦ 1996 г. ¦Госкомимущество¦
¦участков ¦ ¦ ¦РБ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦3. Определение порядка учета ¦Методические ¦ I кв. ¦Госкомзем РБ ¦
¦стоимости земельных участков ¦рекомендации ¦ 1997 г. ¦Госкомимущество¦
¦в активах коммерческих ¦ ¦ ¦РБ ¦
¦организаций, в том числе с ¦ ¦ ¦Минэкономики РБ¦
¦иностранными инвестициями ¦ ¦ ¦Республиканская¦
¦ ¦ ¦ ¦комиссия по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ценным бумагам ¦
¦ ¦ ¦ ¦Минфин РБ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦4. Разработка перечня ¦Постановление ¦ I кв. ¦Минэкономики ¦
¦приоритетных отраслей и ¦Правительства ¦ 1997 г. ¦РБ, Минфин РБ, ¦
¦производств в Республике ¦РБ ¦ ¦Минпром РБ, ¦
¦Бурятия в которых ¦ ¦ ¦АООТ "Финкор - ¦
¦представляется льготный ¦ ¦ ¦Бурятия" ¦
¦режим инвесторам ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦5. Разработка закона по ¦Закон ¦ 1997 г. ¦МВЭС РБ - ¦
¦предоставлению ¦Республики ¦ ¦иностранные, ¦
¦отечественным и иностранным ¦Бурятия ¦ ¦ГНИ РБ, ¦
¦инвесторам налоговых льгот ¦ ¦ ¦Минэкономики РБ¦
¦и изменение к закону ¦ ¦ ¦-отечественные,¦
¦привлечению иностранных ¦ ¦ ¦Минфин РБ ¦
¦инвестиций. ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦6. Завершение формирования ¦Проект ¦ IV кв. ¦Минэкономики РБ¦
¦органов управления для ¦постановления ¦ 1996 г. ¦ ¦
¦обеспечения финансирования ¦и распоряжения¦ ¦ ¦
¦реализации федеральной ¦Правительства ¦ ¦ ¦
¦программы социально - ¦РФ и РБ и ¦ ¦ ¦
¦экономического развития ¦другие ¦ ¦ ¦
¦Республики Бурятия ¦документы ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦7. Разработка проекта Закона ¦Проект Закона ¦ II кв. ¦Правительствен-¦
¦Республики Бурятия ¦РБ ¦ 1997 г. ¦ная комиссия, ¦
¦"Об инвестиционной ¦ ¦ ¦Минэкономики ¦
¦деятельности в Республике ¦ ¦ ¦РБ, Минстрой РБ¦
¦Бурятия" ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦8. Подготовка и представление¦Перечень ¦ежегодно ¦Минэкономики ¦
¦в Минэкономики РФ ¦проектов с ¦1 полугодие¦РБ, Минпром РБ,¦
¦перспективных инвестиционных ¦бизнес - ¦ ¦Минсельхозпрод ¦
¦проектов, нуждающихся в ¦планом ¦ ¦РБ, Минстрой РБ¦
¦поддержке для получения ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственных гарантий и ¦ ¦ ¦ ¦
¦льготных инвестиционных ¦ ¦ ¦ ¦
¦кредитов от Правительства ¦ ¦ ¦ ¦
¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦9. Разработка проекта Закона ¦Проект Закона ¦после ¦Минэкономики ¦
¦Республики Бурятия "Перечень ¦Республики ¦принятия ¦РБ, Минпром РБ,¦
¦отраслей, предприятий, видов ¦Бурятия ¦федераль- ¦ГКАП по РБ, ¦
¦деятельности и территорий, в ¦ ¦ного ¦Минфин РБ, ¦
¦которых запрещается или ¦ ¦закона ¦МВЭС и МО РБ ¦
¦ограничивается деятельность ¦ ¦ ¦ ¦
¦иностранных инвесторов" ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦10. Разработка предложений ¦Проект Закона ¦ 1997 г. ¦ ¦
¦по формированию гарантий ¦Республики ¦ ¦Правительствен-¦
¦и поддержки Правительства ¦Бурятия, ¦ ¦ная комиссия, ¦
¦Республики Бурятия для ¦проект ¦ ¦Минфин, ¦
¦инвестиционных проектов, ¦постановления ¦ ¦Минэкономики ¦
¦включая создание залогового ¦Правительства ¦ ¦РБ, ¦
¦фонда Республики Бурятия ¦Республики ¦ ¦Госкомимущество¦
¦ ¦Бурятия ¦ ¦РБ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦11. Разработка предложений по¦Проект Закона ¦ I кв. ¦Минфин РБ, ¦
¦отмене авансовых налоговых ¦Республики ¦ 1997 г. ¦Минэкономики ¦
¦платежей в части ¦Бурятия ¦ ¦РБ, ГНИ ¦
¦республиканского и местного ¦ ¦ ¦ ¦
¦налогов для инвесторов, ¦ ¦ ¦ ¦
¦финансируемых инвестиционную ¦ ¦ ¦ ¦
¦деятельность ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦12. Разработка методики и ¦ -"- ¦ -"- ¦Минстрой РБ, ¦
¦предложений по проведению ¦ ¦ ¦Госкомимущество¦
¦торгов объектов ¦ ¦ ¦РБ ¦
¦незавершенного строительства ¦ ¦ ¦ ¦
¦с последующим использованием ¦ ¦ ¦ ¦
¦полученных средств в ¦ ¦ ¦ ¦
¦инвестиционной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦13. Участие в ¦Отбор ¦постоянно ¦Финкор-Бурятия,¦
¦межгосударственных, ¦инвестиционных¦ ¦ТПП РБ, СПП РБ ¦
¦всероссийских и региональных ¦проектов ¦ ¦МВЭС и МО РБ, ¦
¦выставках и конкурсах для ¦ ¦ ¦Минэкономики РБ¦
¦привлечения иностранных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦отечественных инвестиций по ¦ ¦ ¦ ¦
¦финансированию инвестиционных¦ ¦ ¦ ¦
¦проектов, включая издание ¦ ¦ ¦ ¦
¦делового проекта ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦14. Разработка и ¦Обоснование ¦ I кв. ¦Совместно ¦
¦представление в Правительство¦ ¦ 1997 г. ¦МВЭС и МО РБ ¦
¦Российской Федерации ТЭО ¦ ¦ ¦и Минэкономики ¦
¦о создания на территории ¦ ¦ ¦РБ с участием ¦
¦Республики Бурятия ¦ ¦ ¦института МВЭС ¦
¦свободно - экономических зон ¦ ¦ ¦России ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦15. Организация компании по ¦Проект ¦ IV кв. ¦Минстрой РБ, ¦
¦лизингу строительной техники ¦постановления ¦ 1996 г. ¦Госкомимущество¦
¦и оборудования ¦Правительства ¦ ¦РБ ¦
¦ ¦РБ, ¦ ¦ ¦
¦ ¦учредительные ¦ ¦ ¦
¦ ¦документы ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦16. Разработка предложения по¦Проект ¦ -"- ¦Республиканская¦
¦развитию рынка ценных бумаг ¦постановления ¦ ¦комиссия по ¦
¦в Республике Бурятия, включая¦Правительства ¦ ¦ценным бумагам ¦
¦выпуск и обращение жилищных ¦РБ ¦ ¦и фондовому ¦
¦сертификатов, займов ¦ ¦ ¦рынку, Минфин ¦
¦ ¦ ¦ ¦РБ, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Национальный ¦
¦ ¦ ¦ ¦банк РБ, Фонд ¦
¦ ¦ ¦ ¦имущества РБ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦17. Создание ¦Распоряжение ¦ -"- ¦Минэкономики РБ¦
¦Правительственной комиссии ¦Правительства ¦ ¦ ¦
¦по координации деятельности ¦РБ, Положение ¦ ¦ ¦
¦инвестиционных фондов. ¦о комиссии ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦18. Организация конкурсного ¦Пакет проектов¦постоянно ¦Минэкономики ¦
¦отбора перспективных ¦с бизнес - ¦ ¦РБ, ¦
¦инвестиционных проектов с ¦планом ¦ ¦Финкор-Бурятия ¦
¦минимальным сроком ¦ ¦ ¦ ¦
¦окупаемости для представления¦ ¦ ¦ ¦
¦инвесторам на рассмотрение ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦19. Разработка мероприятий по¦Проект ¦1996 - 1997¦Минстрой РБ, ¦
¦развитию ипотечного ¦постановления ¦После ¦Минфин РБ, ¦
¦кредитования и привлечения ¦Правительства ¦выхода ¦Нац. Банк РБ ¦
¦финансовых средств на ¦РБ ¦нормативно-¦Минэкономики РБ¦
¦осуществление жилищного ¦ ¦правовых ¦ГКИ РБ ¦
¦строительства ¦ ¦актов РФ ¦ГНИ РБ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦20. Разработка проекта Закона¦Проект Закона ¦1997 г. ¦Правительствен-¦
¦Республики Бурятия "О ¦РБ ¦после ¦ная комиссия, ¦
¦концессиях и концессионной ¦ ¦принятий ¦Минстрой, ¦
¦деятельности в Республике ¦ ¦Закона РФ ¦Минпром, ¦
¦Бурятия" ¦ ¦ ¦Минэкономики, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Минфин, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Госкомгео РБ, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Финкор-Бурятия ¦
¦ ¦ ¦ ¦ГКИ РБ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦21. Подготовить перечень ¦Перечень ¦1 полугодие¦Госкомгео, ¦
¦месторождений полезных ¦месторождений ¦1997 г. ¦Минпром РБ. ¦
¦ископаемых для представления ¦ ¦ ¦ ¦
¦на международных конкурсах ¦ ¦ ¦ ¦
¦(тендерах) на разведку, ¦ ¦ ¦ ¦
¦разработку и освоение ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦22. Определение критериев ¦Методические ¦1996 - 1997¦Госкомгео РБ ¦
¦стоимостной оценки ¦рекомендации ¦ ¦Минпром РБ ¦
¦месторождений полезных ¦ ¦ ¦Минэкономики РБ¦
¦ископаемых ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+--------------+-----------+---------------+
¦23. Определение порядка ¦Методические ¦1996 - 1997¦Госкомэкологии ¦
¦оценки эффективности и ¦рекомендации ¦ ¦РБ, МВЭС РБ ¦
¦системы отбора ¦ ¦ ¦Минэкономики ¦
¦природоохранных мероприятий и¦ ¦ ¦РБ ¦
¦объектов для отечественного и¦ ¦ ¦ ¦
¦иностранного инвестирования ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------+--------------+-----------+----------------
Примечание: В случае необходимости и целесообразности разработки других законодательных и нормативно - правовых актов по вопросам стимулирования отечественных и иностранных инвестиций, не вошедших в план мероприятий Комплексной программы, они будут разрабатываться в установленном порядке.
Приложение № 2
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
В РЕСПУБЛИКУ БУРЯТИЯ
-----------------------------------------T-------------------------------------¬
¦ Способствующие привлечению ¦ Препятствующие привлечению ¦
¦ инвестиций ¦ инвестиций ¦
+----------------------------------------+-------------------------------------+
¦1. Земля, недра, воды и другие природные¦1. Отсутствие юридической четкости в ¦
¦ресурсы, расположенные на территории РБ,¦вопросах разграничения собственности,¦
¦РБ, являются достоянием (собственностью ¦ее структуры и правового статуса, ¦
¦народа республики и находятся под ¦прежде всего в области природных ¦
¦юрисдикцией и управлением Республики ¦ресурсов, т.ч. земли. ¦
¦Бурятия (Федеративный договор, ¦ ¦
¦Конституция РБ). ¦2. Нестабильная политическая ситуация¦
¦ ¦в стране. ¦
¦2. Право частной собственности на землю ¦ ¦
¦и другие природные ресурсы (Конституция ¦3. Неблагоприятная общеэкономическая ¦
¦РБ, Указ Президента РФ). ¦ситуация, отсутствие динамичного ¦
¦ ¦роста внутреннего рынка, бюджетный ¦
¦3. Право заключения соглашений с ¦дефицит. ¦
¦субъектами, административно - ¦ ¦
¦территориальными единицами, ¦4. Отсутствие льготных по сравнению с¦
¦министерствами и ведомствами иностранных¦другими регионами условий ¦
¦государств (Соглашение между ¦налогообложения, потенциальных ¦
¦Правительствами РФ и РБ от 11.07.95 "О ¦инвесторов. ¦
¦разграничении предметов ведения и ¦ ¦
¦полномочий в области международных и ¦5. Ограниченные возможности ¦
¦внешнеэкономических связей). ¦предоставления государственных ¦
¦ ¦гарантий со стороны Правительства ¦
¦4. Право привлечения иностранных ¦республики - неопределенность ¦
¦банковских и коммерческих кредитов под ¦залогового потенциала: ¦
¦гарантии Правительства РБ (в п. 3) ¦- отсутствие земельного кадастра; ¦
¦ ¦- отсутствие реестра государственного¦
¦5. Право создания залогового запаса ¦имущества и реестра месторождений ¦
¦драгоценных металлов за счет выкупа ¦полезных ископаемых, обладающих ¦
¦10% добываемого в республике золота, а ¦реальной ценностью и стоимостной ¦
¦также всего золота, добытого сверх ¦оценкой. ¦
¦согласованных квот с РФ, для ¦ ¦
¦предоставления гарантий иностранным ¦6. Отсутствие реестра месторождений ¦
¦инвесторам (Соглашение между ¦полезных ископаемый для сдачи в ¦
¦Правительствами РФ и РБ "О разграничении¦концессию. ¦
¦полномочий по установлению условий ¦ ¦
¦экономической деятельности на территории¦7. Неразвитость банковской системы - ¦
¦водосборной зоны оз. Байкал") ¦отсутствие крупного самостоятельного ¦
¦ ¦банка, обладающего значительным ¦
¦6. Право формирования собственного ¦собственным капиталом. ¦
¦валютного фонда, для предоставления ¦ ¦
¦правительственных гарантий иностранным ¦8. Низкий уровень инфраструктуры: ¦
¦инвесторам (Соглашение "О разграничении ¦- связь; ¦
¦полномочий в области международных и ¦- внутриреспубликанские ¦
¦внешнеэкономических связей). ¦автомобильные дороги; ¦
¦ ¦ ¦
¦7. Право сдачи в концессию ¦9. Высокие затратные составляющие: ¦
¦неразработанных месторождений полезных ¦- на энергоресурсы; ¦
¦ископаемых, создания совместных ¦- транспортные издержки; ¦
¦предприятий по их освоению (по ¦- на сейсмичность; ¦
¦согласованию с Госимуществом РФ). ¦- на экологию (по Байкальскому ¦
¦ ¦фактору) ¦
¦8. Выгодное географическое положение в ¦ ¦
¦центре азиатского континента на ¦10. Слабое развитие рынка труда. ¦
¦перекрестке путей между Востоком и ¦ ¦
¦Западом, позволяющее осуществлять ¦11. Отсутствие структур по ¦
¦перевозки в азиатские страны. ¦осуществлению лизинговой ¦
¦Возможность создания крупного ¦деятельности. ¦
¦международного железнодорожного ¦ ¦
¦терминала. ¦12. Отдаленность от крупных ¦
¦ ¦промышленных центров страны, западных¦
¦9. Развитая транспортная сеть: ¦и восточных границ. ¦
¦- прохождение по территории Республики ¦ ¦
¦2-х железнодорожных магистралей; ¦13. Суровые природно - климатические ¦
¦- развитая служба авиационного ¦условия. ¦
¦транспорта для внутрироссийских ¦ ¦
¦перевозок, статус международного ¦14. Низкая освоенность территории ¦
¦аэропорта г. Улан-Удэ, наличие 10 ¦и плотность населения. ¦
¦аэропортов в районных центрах; ¦ ¦
¦- наличие водного транспорта и службы ¦15. Арендное земледелие. ¦
¦по его обслуживанию. ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦10. Наличие квалифицированных трудовых ¦ ¦
¦ресурсов, ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦11. Наличие ценных и уникальных ¦ ¦
¦материально - сырьевых ресурсов. ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦12. Наличие запасов возобновляемых ¦ ¦
¦природных ресурсов: ¦ ¦
¦- запасы древесины в 1,9 млрд. куб. м. ¦ ¦
¦- разнообразие видов пушного зверя. ¦ ¦
¦- рыбные ресурсы ¦ ¦
¦- лечебно - минеральные источники от ¦ ¦
¦всем болезней (330 источников), в т.ч. ¦ ¦
¦2 общероссийских курорта). ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦13. Возможности для формирования ¦ ¦
¦туристско - рекреационного комплекса. ¦ ¦
¦Зона оз. Байкал и Восточных Саян, ¦ ¦
¦Хамар-Дабан. ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦14. Озеро Байкал как естественный ¦ ¦
¦стратегический запас пресной воды. ¦ ¦
¦(Байкал - колодец мира). ¦ ¦
L----------------------------------------+--------------------------------------
Приложение № 3
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
- комплекс отраслей производственной инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика), являющейся основой для развития всех отраслей экономики республики и осуществления устойчивых хозяйственных связей с экономикой России в целом;
- минерально - сырьевой комплекс, развитие которого отвечает жизненно важным интересам как Бурятии, так и России;
- машиностроительный комплекс, интенсивное развитие которого должно обеспечить в рамках конверсии производство в республике широкой гаммы высококачественной производственной и бытовой техники для нужд республики, так и в России в целом;
- комплекс отраслей по переработке местных возобновляемых ресурсов, призванных обеспечить диверсификацию производства в республике, увеличить количество рабочих мест, значительно повысить отдачу богатейшего природного потенциала республики;
- рекреационно - туристский комплекс, развитие которого может стать в перспективе одной из основных отраслей экономики республики, учитывая уникальный характер имеющихся для этого ресурсов, связанных в первую очередь с мировой жемчужиной - озером Байкал;
- агропромышленный комплекс, развитие которого должно более полно обеспечить население республики продуктами питания собственного производства при создании возможностей для расширения занятости жителей села.