Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Бурятия91.txt.11133
Бурятия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 22.09.2003 № 296
(ред. от 18.04.2008)
"О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2004 - 2007 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Бурятия",№ 183, 01.10.2003, Официальный вестник № 48.



Изменения, внесенные Постановлением Правительства РБ от 18.04.2008 № 176, вступили в силу с 22 апреля 2008 года.



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2003 г. № 296

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2004 - 2007
ГОДЫ"

(в ред. Постановлений Правительства РБ
от 30.11.2006 № 383, от 30.03.2007 № 97,
от 28.09.2007 № 299, от 18.04.2008 № 176)

Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2004 - 2007 годы" (далее - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство образования и науки Республики Бурятия.
3. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Намсараев С.Д.), Министерству экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (Думнова Т.Г.), Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) при формировании проектов республиканского бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, с учетом доходной базы республиканского бюджета.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований предусматривать при разработке районных и городских программ социально-экономического развития меры по совершенствованию системы образования, улучшению учебно-материальной базы.
5. Признать утратившими силу с 1 января 2004 года постановления Правительства Республики Бурятия:
- от 04.06.2001 № 196 "О развитии системы дополнительного образования детей на 2001 - 2005 годы";
- от 04.03.2002 № 63 "О патриотическом воспитании граждан Республики Бурятия на 2002 - 2007 годы";
- от 29.07.2002 № 194 "О развитии сети дошкольных образовательных учреждений в Республике Бурятия";
- от 13.08.2002 № 210 "О программе развития начального профессионального образования в Республике Бурятия на 2003 - 2005 годы";
- от 27.09.2002 № 256 "О формировании установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в Республике Бурятия на 2002 - 2005 годы".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 22.09.2003 № 296

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА
2004 - 2007 ГОДЫ"

(в ред. Постановлений Правительства РБ
от 30.11.2006 № 383, от 30.03.2007 № 97,
от 28.09.2007 № 299, от 18.04.2008 № 176)

Паспорт республиканской целевой программы "Развитие
образования и науки в Республике Бурятия на 2004 - 2007
годы"

   ------------------T----------------------------------------------¬

¦Наименование ¦Республиканская целевая программа "Развитие ¦
¦Программы ¦образования и науки в Республике Бурятия на ¦
¦ ¦2004 - 2007 годы" ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Основание для ¦- Федеральный закон "Программа развития ¦
¦разработки ¦образования" от 10.04.2000 № 51-ФЗ; ¦
¦Программы ¦- Указ Президента Республики Бурятия от ¦
¦ ¦23.03.2003 № 84 "О республиканских целевых ¦
¦ ¦программах"; ¦
¦ ¦- Концепция развития воспитания в системе ¦
¦ ¦образования Республики Бурятия, утвержденная ¦
¦ ¦постановлением Правительства Республики ¦
¦ ¦Бурятия от 02.06.2003 № 196 ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Государственный ¦Министерство образования и науки Республики ¦
¦заказчик ¦Бурятия ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Основной ¦Министерство образования и науки Республики ¦
¦разработчик ¦Бурятия ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Исполнитель ¦Министерство образования и науки Республики ¦
¦Программы ¦Бурятия ¦
¦и основных ¦ ¦
¦мероприятий ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Цель Программы ¦Создание механизма устойчивого развития ¦
¦ ¦системы образования, условий достижения нового¦
¦ ¦современного качества образования и ¦
¦ ¦воспитания, развитие фундаментальной и ¦
¦ ¦прикладной науки ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Основные задачи ¦Обеспечение государственных гарантий ¦
¦Программы ¦доступности и равных возможностей получения ¦
¦ ¦полноценного образования, повышения качества ¦
¦ ¦содержания образования и воспитания, ¦
¦ ¦формирование гражданской ответственности, ¦
¦ ¦способности к социализации в обществе, ¦
¦ ¦улучшение системы профессионального ¦
¦ ¦образования, качества подготовки рабочих и ¦
¦ ¦специалистов в тесной взаимозависимости с ¦
¦ ¦развитием фундаментальной и прикладной науки ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Важнейшие целевые¦Приложение № 1 ¦
¦показатели ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦Первый этап - 2004 - 2005 годы ¦
¦реализации ¦Второй этап - 2006 - 2007 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Перечень ¦"Совершенствование содержания общего ¦
¦подпрограмм ¦образования"; ¦
¦ ¦"Воспитание и дополнительное образование ¦
¦ ¦детей"; ¦
¦ ¦"Социальная защита детей, находящихся в ¦
¦ ¦трудной жизненной ситуации"; ¦
¦ ¦"Развитие учебно-материальной базы учреждений ¦
¦ ¦образования"; ¦
¦ ¦"Кадровое обеспечение учреждений образования";¦
¦ ¦"Профессиональное образование"; ¦
¦ ¦"Развитие науки" ¦
¦(в ред. Постановления Правительства РБ от 30.11.2006 № 383) ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Перечень основных¦Приложение № 2 ¦
¦мероприятий ¦ ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Объемы и ¦Всего 81,5 млн. рублей, ¦
¦источники ¦в том числе: ¦
¦финансирования ¦Республиканский бюджет - 81,5 млн. рублей ¦
¦Программы ¦ ¦
¦(в ред. Постановления Правительства РБ от 22.09.2007 № 299) ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Удовлетворение потребности организаций в ¦
¦конечные ¦высококвалифицированных кадрах, ¦
¦результаты ¦введение единого государственного экзамена, ¦
¦реализации ¦повышение статуса воспитания в образовательных¦
¦Программы ¦учреждениях всех типов и видов, ¦
¦ ¦модернизация педагогического образования, ¦
¦ ¦повышение квалификации и переподготовка кадров¦
¦ ¦для системы образования, ¦
¦ ¦информатизация системы образования, развитие ¦
¦ ¦начального профессионального образования, ¦
¦ ¦содействие дальнейшему развитию интеграции ¦
¦ ¦профессионального образования, науки и ¦
¦ ¦производства, ¦
¦ ¦создание условий для формирования эффективной ¦
¦ ¦научно-инновационной структуры в республике ¦
¦(в ред. Постановления Правительства РБ от 30.11.2006 № 383) ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦Система контроля ¦Контроль за ходом реализации программы ¦
¦за исполнением ¦осуществляется в соответствии с постановлением¦
¦Программы ¦Правительства Республики Бурятия от 29.04.2003¦
¦ ¦№ 161 "О регламентации разработки и реализации¦
¦ ¦республиканских целевых программ" ¦
L-----------------+-----------------------------------------------


   --------------------------------

<*> Средства федерального бюджета указаны справочно.
<**> (Справочно) средства местных бюджетов указаны в соответствии с соглашениями между Министерством образования и науки Республики Бурятия и органами местного самоуправления.

Список сокращений

ВСПО - высшее и среднее профессиональное образование
ОУ - образовательное учреждение
ПО - профессиональное образование
Совет ректоров - Советы ректоров высших учебных заведений Республики Бурятия
Советы директоров - Советы директоров учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Бурятия
Ассоциация - Бурятская республиканская общественная организация "Ассоциация филиалов иногородних вузов"
УМО - учебно-методические объединения
МСУ - органы местного самоуправления
ДОУ - дошкольные образовательные учреждения
НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки
НПО - начальное профессиональное образование
РНТП - региональная научно-техническая программа
Программа - Республиканская целевая программа "Развитие образования и науки на 2004 - 2007 годы"
БНЦ СО РАН - Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
БурНИИСХ СО РАСХН - Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук
БГУ - Бурятский государственный университет
ВСГТУ - Восточно-Сибирский государственный технологический университет
ВСГАКИ - Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств
БГСХА - Бурятская государственная сельскохозяйственная академия

Введение

Республиканская целевая программа "Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2004 - 2007 годы" (далее - Программа) является организационной основой для реализации государственной политики Республики Бурятия в системе образования и науки, определяет стратегию ее приоритетного развития. Основные цели и задачи Программы учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности Республики Бурятия и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в системе образования и науки к компетенции органов исполнительной власти Республики Бурятия.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года Программа предполагает реализацию актуальных проблем системы образования Республики Бурятия, Плана действий Правительства Республики Бурятия по выявлению, поддержке и распространению инноваций в сфере образования, созданию адекватной системы управления модернизацией как долгосрочным процессом инновационного развития отрасли, реализуемым преимущественно программно-целевыми методами, включающими в себя конкретные проекты, направленные на достижение определенного законченного результата.
В сфере образования необходимо осуществить меры по развитию государственно-общественного характера управления системой образования, обеспечить подготовку нормативно-правовой базы по введению единого государственного экзамена, дальнейшую отработку структуры и содержания общего образования, включая концепцию профильного обучения в старших классах, значительно активизировать работу по реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности. С учетом реальных потребностей экономики Республики Бурятия в подготовке специалистов разного профиля предлагается продолжить реформу профессионального образования, оптимизацию сети и структуры его учреждений, стимулировать процесс интеграции разных уровней и организационных форм образования и науки в единый рынок знаний, в том числе через создание университетских комплексов.
1.1. Исключен. - Постановление Правительства РБ от 30.11.2006 № 383.
1.2. Совершенствование содержания общего образования.
В рамках модернизации российского образования в системе общего образования республики происходят существенные преобразования в структуре и содержании, что предполагает обеспечить постепенный переход к профильному обучению. Важным фактором развития системы образования являются интеграции разнопрофильных учебных заведений среднего и высшего профессионального образования: созданы 44 университетских комплекса. Информационное обеспечение будет достигнуто путем реализации масштабной программы компьютеризации школ, органов управления образованием в рамках программы информационного обеспечения общего образования учебной и учебно-методической литературой. Планируется оснащение школ электронными образовательными продуктами, подключение к информационным сетям.
Основные проблемы:
- наличие большого числа необучающихся, детей из малоимущих семей;
- нагрузка содержания общего образования путем его реструктуризации, подготовка перехода на профильное обучение;
- апробация преподавания иностранного языка, информатики со второго класса; адаптированных механизмов при поступлении ребенка в первый класс и при переходе из начальной школы в основную;
- введение системы ЕГЭ.
Недостаточными являются:
- оснащение школ компьютерами, электронными образовательными продуктами, подключение к информационным сетям;
- издание учебной литературы национально-регионального компонента;
- обновление библиотечных фондов школьных учебников в соответствии с требованиями содержания общего образования, в том числе содержания учебников и учебно-методической литературы по бурятскому языку и литературе как государственному на всех ступенях обучения.
1.3. Воспитание и дополнительное образование детей.
Воспитание и дополнительное образование - неотъемлемая часть функции системы образования. Современная стратегия воспитания направлена на формирование гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Только программными методами можно достичь:
- сохранения и развития системы дополнительного образования детей;
- усиления воспитывающей функции дисциплин школьного цикла;
- обеспечения общедоступности услуг дополнительного образования детей;
- финансового обеспечения системы воспитания и дополнительного образования.
1.4. Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Сложившаяся социально-экономическая ситуация привела к росту числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержится 1116 чел., в социальных группах при детских садах, общеобразовательных школах-интернатах, учреждениях начального профессионального образования - 2248 чел., на воспитании в семьях - 4333 опекаемых ребенка, 62 ребенка воспитываются в приемных семьях, 2095 детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных (коррекционных) учреждениях образования, 511 тубинфицированных детей получают профилактическое лечение в образовательных учреждениях санаторного типа.
В целях улучшения положения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в республике открыт детский дом в с. Петропавловка Джидинского района, близится к завершению строительство санаторного детского дома в п. Верхняя Березовка (г. Улан-Удэ), развивается новая форма устройства детей, оставшихся без попечения, - помещение на воспитание в семьи граждан.
Реализация подпрограммы "Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" предполагает осуществление мероприятий по предупреждению социального сиротства, обеспечению жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечит защиту их прав в области получения образования и дальнейшей интеграции в общество.
1.5. Начальное профессиональное образование является самостоятельным, качественно определенным звеном в системе непрерывного образования.
Профессиональные училища и лицеи выполняют функцию воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов, обеспечивают социальную защиту детей-сирот, детей из малообеспеченных семей, являются доступными для большинства молодежи.
Образовательный процесс в учреждениях начального профессионального образования ориентирован на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении квалификации, специальной, физической и общекультурной подготовке его выпускников.
В 43 профессиональных училищах и лицеях Республики Бурятия ежегодно обучается свыше 17 тысяч человек, из них 66,3% одновременно с профессией получают среднее (полное) общее образование, 16,9% получают профессию на базе среднего (полного) общего образования, 16,8% получают только профессию.
Соотношение подготавливаемых рабочих по профессиям общего назначения составляет 8,6%, промышленности - 22,4%, сферы обслуживания (сервиса) - 22,5%, общественного питания и торговли - 6,9%, транспорта - 10,3%, строительства - 19,0%, сельского хозяйства - 10,3%. Учреждениями начального профессионального образования заключены договоры на подготовку рабочих кадров по большинству профессий с организациями в Республике Бурятия.
Реализация подпрограммы "Начальное профессиональное образование" предполагает дальнейшее развитие инфраструктуры начального профессионального образования, его кадрового, финансового, материально-технического, научно-методического и информационного обеспечения, а также профориентации молодежи, позволяющих достичь высокого уровня подготовки выпускников, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.
1.6. Высшее и среднее профессиональное образование (далее - ВиСПО) в Республике Бурятия обеспечивает возможность получения профессионального образования, направленного на повышение образовательного и культурного уровня личности.
В условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения, возрастает социальная значимость высшего и среднего профессионального образования.
Подготовка кадров с высшим профессиональным образованием в республике ведется по 7 направлениям и 125 специальностям и специализациям. В государственных и муниципальных ссузах подготовка специалистов проводится по 75 специальностям.
Показатель численности студентов высших учебных заведений на 10 тысяч населения в 2002 году составил 204 человека. Показатель численности студентов ссузов на 10 тысяч населения в 2002 году составил 125 человек.
Учебные заведения ВиСПО республики расширяют спектр образовательных услуг и становятся многопрофильными, многоуровневыми и многофункциональными.
Проводится последовательная ориентация деятельности вузов и ссузов на решение различных социально-экономических задач Республики Бурятия.
Формируются новые направления подготовки специалистов в области экономики и управления.
Осуществляется обновление содержания высшего и среднего профессионального образования, обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманизацию, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов.
Сохраняя и постепенно расширяя объем подготовки специалистов с высшим и средним образованием в условиях перехода к рынку и спада производства, вузы и ссузы республики во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи.
К числу основных проблем системы ВиСПО республики относятся:
1. В условиях нестабильности социально-экономической ситуации в обществе, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики республики затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов.
2. Недостаточная связь системы ВиСПО с рынком труда и, как следствие, незаинтересованность работодателей всех форм собственности в организации практик и приглашения молодых специалистов на работу.
3. Низкий уровень социально-экономической поддержки студентов.
4. Отсутствие современной системы трудоустройства молодых специалистов в условиях отмены раннее действовавшей системы распределения выпускников высших и средних специальных учебных заведений.
5. Недостаточное взаимодействие учебных заведений профессионального образования между собой.
6. Старение учебно-лабораторной и материально-технической базы учреждений ВиСПО, в то время как подготовка специалистов требует использования в учебном процессе современного дорогостоящего оборудования.
1.7. Развитие науки.
Наука является важным фактором экономического и социального развития Республики Бурятия. Общая численность занимающихся научно-исследовательской деятельностью в вузах и научных учреждениях республики составляет 2000 человек, в том числе профессоров - 179, кандидатов и доцентов - 1010.
Наметились положительные тенденции в научно-технической сфере республики. Все организации и учреждения, занимающиеся научной деятельностью, подтвердили свой статус, получив государственную аккредитацию. Деятельность научных организаций направлена на решение задач реального сектора экономики. Проведены региональная и республиканская выставки-ярмарки проектов НИОКР. Утверждено Положение о формировании государственного заказа на научную и научно-техническую продукцию. Для стимулирования научной активности талантливой молодежи проводятся ежегодные конкурсы грантов молодых ученых Республики Бурятия.
Реализация подпрограммы "Наука" направлена на поддержку новых разработок в сфере материального производства: развитие инфраструктуры инновационной деятельности; обеспечение взаимной информированности научных организаций, вузов и организаций.
1.8. Кадры.
В образовательных учреждениях республики работает 14819 учителей общеобразовательных школ, 2283 работника дошкольных учреждений, 1695 педагогических работников и мастеров начального профессионального образования, 1899 педагогических работников дополнительного образования. Обеспеченность педагогическими кадрами в дошкольных учреждениях полная, в общеобразовательных школах составляет - 98,3%, в учреждениях начального профессионального образования - 95,6%. Остаются необеспеченными учителями иностранного языка, физики, математики сельские школы и школы отдаленных районов. Проблемой является старение педагогических кадров, отток молодых специалистов.
1.9. Укрепление материально-технической базы.
В настоящее время количество аварийных зданий составляет 100, требующих капитального ремонта - 280, подлежат сносу - 21. Темпы старения и износа зданий и помещений, санитарно-технического оборудования и теплосистем существенно опережают их реконструкцию. Все меры по поддержке деятельности общеобразовательных учреждений осуществляются в условиях финансового дефицита. Ускоряет износ зданий сменность занятий: в 2 - 3 смены работают 257 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются 42,3 тыс. детей. Из 456 сельских школ 300 имеют на балансе котельные, для обеспечения жизнедеятельности учебных заведений необходимо провести ремонт котельных и прилегающих к ним теплотрасс.
Требуют решения проблемы проведения капитального ремонта общеобразовательных учреждений, усиления противопожарных мероприятий, продолжения строительства и ввода незавершенных объектов образования, строительства новых образовательных учреждений для замены аварийного и ветхого фонда и создания новых учебных мест.

2. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации

Главная цель Программы - создание механизма устойчивого развития системы образования, условий достижения нового современного качества образования и воспитания, развитие фундаментальной и прикладной науки.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, повышение качества содержания образования, формирование гражданской ответственности, способности к социализации в обществе, улучшение системы профессионального образования, качества подготовки рабочих и специалистов в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки;
- эффективное использование результатов, полученных в приоритетных направлениях развития науки и техники;
- структурная перестройка системы образования, ее организационных форм, методов и технологий;
- организация работы по введению единого государственного экзамена;
- информатизация системы образования республики;
- обеспечение максимального охвата детей школьного возраста обучением и дополнительным образованием;
- активизация мер по повышению социального статуса воспитания и воспитательного потенциала системы образования;
- развитие профессионального уровня управления процессом воспитания в образовательных учреждениях; формирование единого межведомственного подхода к воспитанию детей и молодежи; обеспечение взаимодействия системы образования республики со всеми социальными институтами для создания единого воспитательного пространства;
- укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений во взаимодействии с семьей, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий;
- создание условий для введения в штатное расписание образовательных учреждений педагогов дополнительного образования, руководителей ОБЖ, инструкторов по основам воинской службы, старших вожатых, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, социальных педагогов, старших воспитателей;
- развитие семейных форм воспитания детей, оставшихся без родителей;
- государственная поддержка детей, воспитывающихся в опекунских и приемных семьях;
- обеспечение жилой площадью детей-сирот, никогда не имевших жилья (оставленных в государственных учреждениях), детей-сирот, потерявших жилье;
- оснащение образовательных учреждений для детей-инвалидов оборудованием для учебных мастерских, индивидуальными средствами реабилитации, предметами адаптивной физической культуры;
- совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях;
- укрепление учебно-материальной базы учреждений образования;
- проведение капитального ремонта существующей базы учреждений образования, выполнение требований и предписаний по качественному обслуживанию системы отопления, проведение противопожарных мероприятий, выполнение требований пожарной безопасности, усиление противопожарного режима;
- окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замена ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкция, а также новое строительство;
- обеспечение гражданам государственных гарантий реализации принципа равных возможностей в сфере профессионального образования;
(в ред. Постановления Правительства РБ от 30.03.2007 № 97)
- расширение перечня профессий в учреждениях начального профессионального образования в Республике Бурятия в соответствии с запросами личности, с потребностями рынка труда республики;
- социальная защита учащейся молодежи;
- совершенствование воспитательного процесса, создание условий для развития личности и реализации ее творческой активности;
- удовлетворение общественных потребностей в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием, способных осуществлять преобразование в производстве, науке, культуре и обеспечивать социально-экономический прогресс республики в современных условиях;
- создание условий для повышения качества профессионального образования;
- создание условий для активизации научно-технической и инновационной деятельности;
- поддержка быстроокупаемых НИОКР и инновационных проектов;
- содействие внедрению результатов НИОКР в производство и продвижению инновационных продуктов на рынок;
- получение новых материалов и развитие химических технологий;
- создание и развитие технологии живых систем;
- развитие энергосберегающих технологий;
- сохранение окружающей среды и природно-ресурсной базы;
- развитие информационно-телекоммуникационных технологий и электроники;
- обеспечение системы образования республики высококвалифицированными кадрами и повышение научно-методического уровня;
- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников системы образования;
- целевая подготовка педагогических работников для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, удаленных районах, и для национальных школ.
Срок реализации Программы: 2004 - 2007 гг.
Первый этап - 2004 - 2005 годы - подготовка организационно-педагогических, научно-методических и нормативно-правовых основ для дальнейшего развития системы образования, введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) и внедрения профильной школы, попечительских Советов, организации университетских и академических комплексов, интеграции учреждений профессионального образования и науки, расширение сети дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Второй этап - 2006 - 2007 годы - переход к устойчивому развитию образования и науки на основе реализации целей и задач Программы.

3. Ресурсное обеспечение Программы

(в ред. Постановления Правительства РБ от 28.09.2007 № 299)

(млн. рублей)
   ----------------------------------------T-----T-------T-------T-------T-------¬

¦ ¦Всего¦2004 г.¦2005 г.¦2006 г.¦2007 г.¦
+---------------------------------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦Республиканский бюджет ¦
+---------------------------------------T-----T-------T-------T-------T-------+
¦1. Совершенствование содержания общего ¦ 59,9¦ 11,3¦ - ¦ 36,7¦ 11,9¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦2. Социальная защита детей, находящихся¦ 2,4¦ 2,4¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦в трудной жизненной ситуации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦3. Воспитание и дополнительное ¦ 3,8¦ 1,7¦ 0,7¦ 1,0¦ 0,4¦
¦образование детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦4. Развитие учебно-материальной базы ¦ 6,8¦ 0,8¦ - ¦ 6,0¦ - ¦
¦учреждений образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦5. Кадровое обеспечение учреждений ¦ 5,0¦ - ¦ - ¦ 2,0¦ 3,0¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦6. Профессиональное образование ¦ 1,1¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1,1¦
+---------------------------------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦7. Развитие науки ¦ 2,5¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2,5¦
+---------------------------------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦Итого ¦ 81,5¦ 16,2¦ 0,7¦ 45,7¦ 18,9¦
L---------------------------------------+-----+-------+-------+-------+--------


4. Организация управления и контроль за реализацией
Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.04.2003 № 161 "О регламентации разработки и реализации республиканских целевых программ".
Организация управления и контроль за ходом реализации Программы возлагается на Министерство образования и науки и предполагает ежеквартальный анализ о ходе выполнения мероприятий Программы, утверждение аналитического отчета на заседаниях коллегии Министерства.

5. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы

(в ред. Постановления Правительства РБ от 30.11.2006 № 383)

Реализация мероприятий в соответствии с подпрограммами обеспечит:
1. Совершенствование содержания общего образования:
- качественное обновление содержания образования, профилизацию старшей ступени общего образования, введение единого государственного экзамена;
- информатизацию учреждений образования, внедрение передовых информационных технологий, способствующих повышению качества образования (на 1 компьютер 50 учащихся);
- охват обучением 99,7% детей школьного возраста.
2. Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
- приобретение оборудования образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Воспитание и дополнительное образование детей:
- повышение статуса воспитания и создание условий приоритетности воспитания в процессе образования;
- поддержку новых воспитательных технологий и разнообразие воспитательных программ с учетом национально-региональных особенностей;
- увеличение к 2007 году охвата детей учреждениями дополнительного образования до 60%.
4. Развитие учебно-материальной базы учреждений образования:
- проведение капитального ремонта (ежегодно до 10% объектов образования), уменьшение количества аварийных зданий.
5. Кадровое обеспечение учреждений образования:
- повышение квалификации и уровня образования педагогических и руководящих работников;
- предотвращение оттока педагогических и других работников образовательных учреждений из системы образования;
- повышение общественного престижа и востребованности труда педагогических работников.
6. Начальное профессиональное образование:
- повышение качества подготовки и обеспечение рынка труда квалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена.
7. Развитие науки:
- создание одного наукоемкого предприятия с годовым оборотом 5 млн. рублей и создание 5 новых рабочих мест.





Приложение № 1
к Республиканской целевой программе
"Развитие образования и науки
в Республике Бурятия на 2007 год"

ПЕРЕЧЕНЬ
ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА
2004 - 2007 ГОДЫ"

(в ред. Постановления Правительства РБ от 30.11.2006 № 383)

   -------------------------T----------------------------------T----------¬

¦ Наименование ¦ Наименование индикатора ¦Пороговое ¦
¦ подпрограммы ¦ ¦ значение ¦
¦ ¦ ¦индикатора¦
¦ ¦ +----------+
¦ ¦ ¦ 2007 г. ¦
+------------------------+----------------------------------+----------+
¦Совершенствование ¦Охват детей школьного возраста ¦ 99,7¦
¦содержания общего ¦обучением в общеобразовательных ¦ ¦
¦образования ¦школах, % ¦ ¦
+------------------------+----------------------------------+----------+
¦Воспитание и ¦Охват школьников в учреждениях ¦ 60 ¦
¦дополнительное ¦дополнительного образования ¦ ¦
¦образование детей ¦детей, % ¦ ¦
+------------------------+----------------------------------+----------+
¦Социальная защита детей,¦Устройство детей-сирот в приемные ¦ 7 ¦
¦находящихся в трудной ¦семьи, % ¦ ¦
¦жизненной ситуации ¦ ¦ ¦
+------------------------+----------------------------------+----------+
¦Развитие учебно- ¦Ежегодный ремонт объектов ¦ 10 ¦
¦материальной базы ¦образования, % ¦ ¦
¦учреждений образования ¦ ¦ ¦
+------------------------+----------------------------------+----------+
¦Кадровое обеспечение ¦Обеспеченность общеобразовательных¦ 78 ¦
¦учреждений образования ¦школ педагогическими кадрами с ¦ ¦
¦ ¦высшим образованием, % ¦ ¦
¦ +----------------------------------+----------+
¦ ¦Увеличение охвата курсовой ¦ 1 ¦
¦ ¦подготовкой руководящих и ¦ ¦
¦ ¦педагогических работников ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений к ¦ ¦
¦ ¦уровню предыдущего года, % ¦ ¦
+------------------------+----------------------------------+----------+
¦Профессиональное ¦Выпуск специалистов учебными ¦ 50 ¦
¦образование ¦заведениями начального ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования ¦ ¦
¦ ¦(человек на 10 тыс. жителей) ¦ ¦
¦ +----------------------------------+----------+
¦ ¦Выпуск специалистов учебными ¦ 89,6¦
¦ ¦заведениями высшего и среднего ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования ¦ ¦
¦ ¦(человек на 10 тыс. жителей) ¦ ¦
+------------------------+----------------------------------+----------+
¦Развитие науки ¦Создание инновационных предприятий¦ 1 ¦
¦ ¦с годовым оборотом не менее ¦ ¦
¦ ¦5,0 млн. руб., рентабельностью ¦ ¦
¦ ¦не менее 30% (ед.) ¦ ¦
L------------------------+----------------------------------+-----------






Приложение № 2
к Республиканской целевой
программе "Развитие образования
и науки в Республике Бурятия
на 2004 - 2007 годы"

МЕРОПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2004 - 2007
ГОДЫ"

(в ред. Постановлений Правительства РБ
от 28.09.2007 № 299, от 18.04.2008 № 176)

(млн. рублей)
   -----------------------T---------------T-----T-------T-------T-------T-------¬

¦ ¦ Источники ¦Всего¦2004 г.¦2005 г.¦2006 г.¦2007 г.¦
¦ ¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦1. Совершенствование содержания общего¦59,9 ¦ 11,3¦ - ¦ 36,7 ¦ 11,9¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------T---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦1.1. Введение единого ¦Республиканский¦26,9 ¦ - ¦ - ¦ 15,0 ¦ 11,9¦
¦государственного ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экзамена (ЕГЭ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+ +-----+-------+-------+-------+-------+
¦1.1.1. Приобретение ¦ ¦10,3 ¦ - ¦ - ¦ 6,7 ¦ 3,6¦
¦сопутствующего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+ +-----+-------+-------+-------+-------+
¦1.1.2. Сопутствующие ¦ ¦15,38¦ - ¦ - ¦ 7,48¦ 7,9¦
¦работы и услуги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+ +-----+-------+-------+-------+-------+
¦1.1.3. Использование ¦ ¦ 1,22¦ - ¦ - ¦ 0,82¦ 0,4¦
¦услуг связи для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проведения ЕГЭ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦1.2. Информатизация ¦Республиканский¦13,0 ¦ 8,0¦ - ¦ 5,0 ¦ - ¦
¦системы образования ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+ +-----+-------+-------+-------+-------+
¦1.2.1. Компьютеризация¦ ¦ 9,0 ¦ 4,0¦ - ¦ 5,0 ¦ - ¦
¦учреждений образования¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+ +-----+-------+-------+-------+-------+
¦1.2.2. Корпоративная ¦ ¦ 4,0 ¦ 4,0¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦информационная сеть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦1.3. Приобретение ¦Республиканский¦ 6,5 ¦ 3,3¦ - ¦ 3,2 ¦ - ¦
¦школьного оборудования¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦1.4. Приобретение ¦Республиканский¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦школьной мебели ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦1.5. Обеспечение ¦Республиканский¦13,5 ¦ - ¦ - ¦ 13,5 ¦ - ¦
¦образовательных ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждений школьными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦автобусами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦2. Социальная защита детей, ¦ 2,4 ¦ 2,4¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦находящихся в трудной жизненной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ситуации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------T---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦2.1. Оплата труда ¦Республиканский¦ 2,4 ¦ 2,4¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦приемных родителей ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(Закон Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Бурятия от 27.09.2001 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦№ 813-II "О ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦материальном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обеспечении и мерах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦социальной поддержки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приемной семьи в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республике Бурятия" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(в редакции законов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республики Бурятия от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦27.11.2006 № 1932-III,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦от 07.09.2007 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦№ 2470-III) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(в ред. Постановления Правительства РБ от 18.04.2008 № 176) ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦3. Воспитание и дополнительное ¦ 3,8 ¦ 1,7¦ 0,7¦ 1,0 ¦ 0,4¦
¦образование детей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------T---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦3.1. Допризывная ¦Республиканский¦ 2,8 ¦ 0,7¦ 0,7¦ 1,0 ¦ 0,4¦
¦подготовка ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦старшеклассников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦общеобразовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦школ и обучающихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предпоследнего года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦республиканских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждений начального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦3.1.1. Пятидневные ¦Республиканский¦ 2,8 ¦ 0,7¦ 0,7¦ 1,0 ¦ 0,4¦
¦учебно-полевые сборы с¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦юношами 10-х классов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦общеобразовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦школ и с обучающимися ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предпоследнего года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦республиканских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждений начального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦3.2. Межведомственная ¦Республиканский¦ 1,0 ¦ 1,0¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦программа "Развитие ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦физической культуры, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спорта и формирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦здорового образа жизни¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦населения Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Бурятия" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦3.2.1. Развитие ¦ ¦ 1,0 ¦ 1,0¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦детско-юношеского и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦студенческого спорта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦4. Развитие учебно-материальной базы ¦ 6,8 ¦ 0,8¦ ¦ 6,0 ¦ - ¦
¦учреждений образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------T---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦4.1. Ремонт аварийных ¦Республиканский¦ 6,8 ¦ 0,8¦ - ¦ 6,0 ¦ - ¦
¦школ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦5. Кадровое обеспечение учреждений ¦ 5,0 ¦ - ¦ - ¦ 2,0 ¦ 3,0¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------T---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦5.1. Целевая ¦Республиканский¦ 2,0 ¦ - ¦ - ¦ 1,0 ¦ 1,0¦
¦подготовка ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦специалистов для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦5.2. Повышение ¦Республиканский¦ 3,0 ¦ - ¦ - ¦ 1,0 ¦ 2,0¦
¦квалификации, ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦переподготовка, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стажировка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦педагогических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦руководящих кадров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦6. Профессиональное образование ¦ 1,1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1,1¦
+----------------------T---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦6.1. Реализация ¦Республиканский¦ 1,1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1,1¦
¦подпрограммы "Развитие¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦начального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+ +-----+-------+-------+-------+-------+
¦6.1.1. Развитие ¦ ¦ 1,1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1,1¦
¦учебно-материальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦базы учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦начального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦7. Развитие науки ¦ 2,5 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2,5¦
+----------------------T---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦7.1. Создание системы ¦Республиканский¦ 2,5 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2,5¦
¦для формирования ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦эффективной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инновационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦структуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+-------+
¦Всего ¦Республиканский¦81,5 ¦ 16,2¦ 0,7¦ 45,7 ¦ 18,9¦
¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+---------------+-----+-------+-------+-------+--------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru