ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 04.07.2007 № 220
(ред. от 18.04.2008)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ (2008 - 2010 ГОДЫ)"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Бурятия", № 123, 10.07.2007, Официальный вестник № 55.
Изменения, внесенные Постановлением Правительства РБ от 18.04.2008 № 176, вступили в силу с 22 апреля 2008 года.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2007 г. № 220
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ
БУРЯТИИ (2008 - 2010 ГОДЫ)"
(в ред. Постановления Правительства РБ от 18.04.2008 № 176)
На основании Закона Республики Бурятия "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия", в целях создания правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и формирования здорового образа жизни населения Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Молодежь Бурятии (2008 - 2010 годы)" (далее - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство образования и науки Республики Бурятия.
3. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Намсараев С.Д.), Министерству экономики Республики Бурятия (Думнова Т.Г.) при формировании проектов республиканского бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, с учетом доходной базы республиканского бюджета.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 18.04.2008 № 176)
4. Рекомендовать главам муниципальных образований при разработке районных и городских программ социально-экономического развития предусматривать мероприятия по работе с молодежью.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 04.07.2007 № 220
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МОЛОДЕЖЬ БУРЯТИИ (2008 - 2010 ГОДЫ)"
(в ред. Постановления Правительства РБ от 18.04.2008 № 176)
Паспорт
Республиканской целевой программы "Молодежь Бурятии
(2008 - 2010 годы)"
-----------------------T------------------------------------------------------¬
¦Наименование Программы¦Республиканская целевая программа "Молодежь Бурятии ¦
¦ ¦2008 - 2010 годы)" ¦
+----------------------+------------------------------------------------------+
¦Основание для ¦- Стратегия государственной молодежной политики в ¦
¦разработки Программы ¦Российской Федерации, утвержденная распоряжением ¦
¦ ¦Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 ¦
¦ ¦№ 1760-р; ¦
¦ ¦- Закон Республики Бурятия "О государственной ¦
¦ ¦молодежной политике в Республике Бурятия" (в редакции ¦
¦ ¦законов Республики Бурятия от 25.09.1996 № 390-I, ¦
¦ ¦от 06.07.2004 № 762-III, от 07.12.2004 № 899-III); ¦
¦ ¦- постановление Правительства Республики Бурятия от ¦
¦ ¦29.04.2003 № 161 "О регламентации разработки и ¦
¦ ¦реализации республиканских целевых программ" ¦
+----------------------+------------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Министерство образования и науки Республики Бурятия ¦
¦заказчик Программы ¦ ¦
+----------------------+------------------------------------------------------+
¦Разработчик Программы ¦Министерство образования и науки Республики Бурятия ¦
+----------------------+------------------------------------------------------+
¦Исполнители Программы ¦Министерство образования и науки Республики Бурятия, ¦
¦ ¦Министерство здравоохранения Республики Бурятия, ¦
¦ ¦Республиканское агентство государственной службы ¦
¦ ¦занятости населения, ¦
¦ ¦Республиканское агентство по физической культуре и ¦
¦ ¦спорту, ¦
¦ ¦Военный комиссариат Республики Бурятия, ¦
¦ ¦государственное учреждение "Молодежный центр ¦
¦ ¦Республики Бурятия", ¦
¦ ¦Бурятский республиканский совет Российской оборонной ¦
¦ ¦спортивно-технической организации (ДОСААФ) (по ¦
¦ ¦согласованию), ¦
¦ ¦детские и молодежные общественные объединения, ¦
¦ ¦спортивные федерации и организации (по согласованию) ¦
+----------------------+------------------------------------------------------+
¦Цель и задачи ¦Цель - создание правовых, экономических, ¦
¦Программы ¦организационных условий и гарантий для самореализации ¦
¦ ¦личности молодого человека, формирование здорового ¦
¦ ¦образа жизни, а также развитие и реализация потенциала¦
¦ ¦молодежи в интересах России. ¦
¦ ¦Задачи: ¦
¦ ¦- формирование позитивного социального опыта молодого ¦
¦ ¦человека, его гражданское становление, развитие ¦
¦ ¦духовности и нравственного потенциала, воспитание ¦
¦ ¦чувства патриотизма; ¦
¦ ¦- выявление и поддержка инновационной деятельности, ¦
¦ ¦создание условий для реализации интеллектуально- ¦
¦ ¦творческого потенциала молодежи; ¦
¦ ¦- социально-экономическая поддержка, формирование ¦
¦ ¦финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения ¦
¦ ¦молодых семей жильем; ¦
¦ ¦- обеспечение гарантий правовой и социальной ¦
¦ ¦защищенности подростков и молодежи; ¦
¦ ¦- содействие в профессиональной ориентации и ¦
¦ ¦трудоустройстве молодежи; ¦
¦ ¦- профилактика асоциальных явлений в молодежной среде,¦
¦ ¦укрепление физического и психического здоровья ¦
¦ ¦молодого поколения республики; ¦
¦ ¦- создание условий равного доступа к получению ¦
¦ ¦качественного профессионального образования; ¦
¦ ¦- содействие участию молодежи в развитии государства и¦
¦ ¦общества ¦
+----------------------+------------------------------------------------------+
¦Важнейшие целевые ¦Приложение № 1 ¦
¦показатели ¦ ¦
+----------------------+------------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2008 - 2010 год ¦
¦Программы ¦ ¦
+----------------------+------------------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Всего по Программе - 16,2 млн. рублей, ¦
¦финансирования ¦в том числе средства республиканского бюджета - ¦
¦ ¦16,2 млн. рублей: ¦
¦ ¦2008 год - 10,5 млн. рублей; ¦
¦ ¦2009 год - 3,0 млн. рублей; ¦
¦ ¦2010 год - 2,7 млн. рублей ¦
¦(в ред. Постановления Правительства РБ от 18.04.2008 № 176) ¦
+----------------------+------------------------------------------------------+
¦Организация управления¦Контроль за ходом реализации Программы осуществляется ¦
¦Программой и контроль ¦в соответствии с постановлением Правительства ¦
¦за ходом ее реализации¦Республики Бурятия от 29.04.2003 № 161 "О ¦
¦ ¦регламентации разработки и реализации республиканских ¦
¦ ¦целевых программ" ¦
+----------------------+------------------------------------------------------+
¦Перечень основных ¦Приложение № 2 ¦
¦мероприятий по ¦ ¦
¦реализации Программы ¦ ¦
+----------------------+------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые результаты ¦Снижение темпов неблагоприятной динамики развития ¦
¦от реализации ¦демографической ситуации, улучшение физического ¦
¦Программы ¦здоровья населения республики, снижение напряженности ¦
¦ ¦на рынке труда молодежи, повышение деловой и ¦
¦ ¦социальной активности молодежи. ¦
¦ ¦Достижение критериев оценки уровня развития социальной¦
¦ ¦сферы на 2008 - 2010 годы: ¦
¦ ¦- снижение уровня молодежной безработицы с 31,8% в ¦
¦ ¦2007 году до 30,0% в 2010 году; ¦
¦ ¦- увеличение количества мероприятий, проводимых ¦
¦ ¦исполнительными органами государственной власти ¦
¦ ¦Республики Бурятия, направленных на формирование ¦
¦ ¦здорового образа жизни, профилактику асоциального ¦
¦ ¦поведения в молодежной среде, с 25 в 2007 году до 40 в¦
¦ ¦2010 году; ¦
¦ ¦- увеличение количества подростковых клубов с 67 в ¦
¦ ¦2007 году до 72 в 2010 году; ¦
¦ ¦- увеличение количества молодежных общественных ¦
¦ ¦объединений с 40 в 2007 году до 50 в 2010 году; ¦
¦ ¦- увеличение количества социальных центров и служб для¦
¦ ¦молодежи с 9 в 2007 году до 12 в 2010 году ¦
L----------------------+-------------------------------------------------------
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Молодежь - это особая социально-демографическая группа населения, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.
Общая численность молодежи в Бурятии в возрасте от 14 до 29 лет - 301000 человек, что составляет 31,0% от численности всего населения республики. В молодежной среде наблюдаются следующие положительные тенденции: уменьшение количества безнадзорных детей (если в 2002 году было выявлено 617 детей, то в 2006 году - 101 ребенок), снижение уровня молодежной безработицы за счет создания временных и сезонных рабочих мест, увеличение количества студенческих трудовых отрядов с 14 отрядов в 2002 году до 64 отрядов в 2006 году. Ежегодно более 200 несовершеннолетних граждан в возрасте 14 - 18 лет работают на постоянной основе в организациях республики, увеличивается количество оздоровленных детей в летнее время, молодых людей, стремящихся к повышению уровня образования, происходит стабилизация роста негативных явлений в молодежной среде.
В последние годы в республике продолжает улучшаться демографическая ситуация. В то же время в 2006 году в республике родилось 14201 человек, а умерло 13904 человека. Каждый второй ребенок рождается больным, за годы обучения в школе уровень здоровья учащихся снижается в 4 - 5 раз. Вместе с тем продолжается увеличение процента миграции населения Республики Бурятия в иные регионы России. Ежегодный отток составляет около 4000 человек, большинство из них - молодежь. Наблюдается тенденция "оседания" талантливой молодежи, получившей квалифицированное образование, в центральных городах России. С каждым годом увеличивается число юношей, не пригодных по состоянию здоровья к воинской службе.
Наблюдается кризис молодой семьи: увеличилось количество разводов среди молодых семей (в 2006 году заключено 7845 браков, а разводов - 4605). Вопрос об обеспечении молодежи жильем в республике стоит достаточно остро. С 2002 по 2006 год было обеспечено жильем 319 молодых семей и 539 молодых специалистов, тогда как на учете для получения жилья состоит 1147 молодых семей и 955 молодых специалистов.
Статистические данные по асоциальному поведению молодежи в Республике Бурятия достаточно высоки в сравнении с другими субъектами Российской Федерации. В последнее десятилетие наблюдается рост таких негативных явлений в молодежной среде, как наркомания, алкоголизм, заболеваемость ВИЧ-инфекцией. Например, по показателю заболеваемости ВИЧ-инфекцией на 100 тыс. населения в 2006 году Республика Бурятия превосходит аналогичный показатель по России и по Сибирскому Федеральному округу: 260 (Республика Бурятия), 248,6 (Российская Федерация) и 235,5 (Сибирский Федеральный округ). Заболеваемость ВИЧ-инфекцией до 14 лет на время выявления составляет 1,4% от общего числа, 15 - 17 лет - 6,4%, 17 - 19 лет - 11,4%, 20 - 29 лет - 52,8%. Продолжает увеличиваться количество человек, употребляющих наркотические средства. На учете в Республиканском наркологическом диспансере с диагнозом наркомании состояло в 2003 году - 519 чел., в 2004 году - 522 чел., в 2005 году - 530 чел., в 2006 году - 520 чел.
Особое внимание среди прочих социально негативных явлений вызывает повышение уровня преступности несовершеннолетних. За 2006 год уровень тяжких преступлений возрос с 254 до 291 (14,5%), что составляет 14,7% всех преступлений, совершенных несовершеннолетними.
В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р), Законом Республики Бурятия "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия" (в редакции законов Республики Бурятия от 25.09.1996 № 390-I, от 06.07.2004 № 762-III, от 07.12.2004 № 899-III) Программа предполагает реализацию актуальных проблем государственной молодежной политики Республики Бурятия. Для достижения поставленной в Программе стратегической цели решение соответствующих задач требует применения эффективных механизмов, методов преодоления кризисных явлений в молодежной среде Республики Бурятия.
Программа как организационная основа реализации государственной молодежной политики представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях, системе управления, организационно-правовых формах деятельности и финансово-экономических механизмах.
Кроме того, мероприятия Программы носят межотраслевой характер и затрагивают все учреждения, реализующие государственную молодежную политику в Республике Бурятия, и муниципальные образования в Республике Бурятия, что позволит проводить единую политику в данной области и сформировать единое информационное пространство.
При отсутствии программного подхода возможен следующий вариант решения проблемы в сфере государственной молодежной политики в Республике Бурятия: плановое, но несистемное решение основных проблем в сфере государственной молодежной политики в Республике Бурятия. Этот вариант характеризуется дополнительными рисками. Плановый, но несистемный вариант зачастую может привести не к решению проблем, а, наоборот, к ухудшению ситуации в сфере государственной молодежной политики. Вариант не учитывает тесную взаимосвязь проблем, требующих в ряде случаев скоординированных действий для их полномасштабного решения.
Позитивные изменения в сложившейся ситуации возможны при условии поэтапной реализации программы развития молодежи, основанной на принципах целостности и системности.
Проблему развития государственной молодежной политики в Республике Бурятия предлагается решить путем реализации мероприятий, определенных республиканской целевой программой, при совместном участии многих заинтересованных государственных, муниципальных и общественных структур. При отсутствии такой программы будут ограничены возможности создания в Республике Бурятия условий для развития механизмов в сфере государственной молодежной политики.
Изменение качественных показателей в социальной сфере может быть результатом только комплексного воздействия на целую группу факторов. Именно поэтому проблемы укрепления здоровья граждан, повышения уровня физической подготовленности во всех социально-демографических группах населения требуют программной проработки.
2. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Целью Программы является создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и формирование здорового образа жизни молодежи.
В процессе достижения цели Программы планируется решение следующих задач:
- формирование позитивного социального опыта молодого человека, его гражданское становление, развитие духовности и нравственного потенциала, воспитание чувства патриотизма;
- выявление и поддержка инновационной деятельности молодежи, создание условий для реализации интеллектуально-творческого потенциала молодежи;
- социально-экономическая поддержка молодых семей, формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей жильем;
- обеспечение гарантий правовой и социальной защищенности подростков и молодежи;
- содействие в решении вопросов занятости молодежи, временного и постоянного трудоустройства;
- профилактика асоциальных явлений в молодежной среде;
- создание системы правового и политического просвещения молодежи, развитие молодежного парламентского движения;
- создание системы оздоровления и физического воспитания молодежи, развития массовых видов детского и молодежного спорта;
- создание условий равного доступа к получению качественного профессионального образования, обеспечение трудоустройства молодежи, укрепление физического и психического здоровья молодого поколения республики;
- содействие участию молодежи в развитии государства и общества; создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях.
Сроки реализации Программы - 2008 - 2010 годы.
3. Ресурсное обеспечение Программы
(в ред. Постановления Правительства РБ от 18.04.2008 № 176)
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета составляет 16,2 млн. рублей.
Объем средств на реализацию Программы по годам реализации:
------------------------------------------T-----T-------T-------T-------¬
¦ Направления Программы ¦Всего¦2008 г.¦2009 г.¦2010 г.¦
+-----------------------------------------+-----+-------+-------+-------+
¦1. Молодежь и гражданственность ¦ 4,0¦ 2,5¦ 0,8¦ 0,7¦
+-----------------------------------------+-----+-------+-------+-------+
¦2. Молодая семья ¦ 1,4¦ 1,0¦ 0,2¦ 0,2¦
+-----------------------------------------+-----+-------+-------+-------+
¦3. Занятость и профессионализм молодежи ¦ 3,7¦ 2,3¦ 0,7¦ 0,7¦
+-----------------------------------------+-----+-------+-------+-------+
¦4. Молодежь в трудных жизненных ситуациях¦ 2,0¦ 1,3¦ 0,4¦ 0,3¦
+-----------------------------------------+-----+-------+-------+-------+
¦5. Студенчество и научный потенциал ¦ 1,3¦ 0,9¦ 0,2¦ 0,2¦
¦молодежи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------+-----+-------+-------+-------+
¦6. Кадровое и информационное обеспечение ¦ 2,2¦ 1,5¦ 0,4¦ 0,3¦
+-----------------------------------------+-----+-------+-------+-------+
¦7. Молодежная возвратная миграция ¦ 1,6¦ 1,0¦ 0,3¦ 0,3¦
+-----------------------------------------+-----+-------+-------+-------+
¦Итого ¦ 16,2¦ 10,5¦ 3,0¦ 2,7¦
L-----------------------------------------+-----+-------+-------+--------
4. Организация управления и контроль за реализацией
Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.04.2003 № 161 "О регламентации разработки и реализации республиканских целевых программ".
Организация управления и контроль за ходом реализации Программы возлагается на Министерство образования и науки Республики Бурятия и предполагает ежегодный анализ хода выполнения мероприятий Программы, утверждение аналитического отчета на заседаниях коллегии Министерства.
5. Оценка социально-экономической эффективности Программы
(в ред. Постановления Правительства РБ от 18.04.2008 № 176)
Социальные эффекты, получаемые в процессе и по результатам реализации Программы, оцениваются по следующим направлениям:
1. Молодежь и гражданственность:
- повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию, эстетическому и физическому развитию детей и молодежи;
- поддержка молодежных и общественных инициатив в области молодежной политики;
- развитие молодежного добровольческого движения в республике;
- повышение правовой и политической культуры молодежи, защита их прав и интересов;
- развитие правового просвещения подростков и молодежи;
- формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
2. Молодая семья:
- выявление и анализ основных тенденций развития молодых семей в Республике Бурятия;
- разработка и принятие программных нормативно-правовых документов, создание условий для решения актуальных проблем молодых семей;
- содействие в создании клубов молодых семей в Республике Бурятия;
- определение механизма социального партнерства между государством и объединениями молодых семей;
- подготовка молодежи к семейной жизни и культуре семейных отношений.
3. Занятость и профессионализм молодежи:
- разработка нормативно-правовых документов для организации занятости молодежи и поддержки предпринимательской деятельности;
- содействие в создании рабочих мест для молодежи на рынке труда республики и обеспечение информационно-методического сопровождения;
- проведение республиканских конкурсов на лучшие проекты и бизнес-планы в области молодежной политики;
- организация и проведение семинаров по вопросам трудоустройства, формированию специальных знаний, умений и навыков;
- укрепление социальной защищенности молодежи за счет предоставления молодому человеку интегрированной и дифференцированной информации по таким направлениям, как образование, профориентация, занятость.
4. Молодежь в трудных жизненных ситуациях:
- создание единого информационного поля в сфере профилактики асоциальных явлений среди молодежи, формирования позитивной ценностной ориентации молодежи и взаимодействия ведомств, работающих в данной сфере;
- программно-методическое обеспечение работы органов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере профилактики асоциальных явлений в молодежной среде;
- привлечение молодежи к решению проблем наркомании, алкоголизма, преступности, СПИДа и других, повышение результативности работы и внедрение новых методов и технологий работы с молодежью.
5. Студенчество и научный потенциал молодежи:
- выявление и продвижение способной и талантливой молодежи, содействие профессиональному росту в сфере науки и образования, закрепление молодых научных кадров в учебных и научных учреждениях;
- содействие развитию молодежных научных инициатив, стимулирование инновационной деятельности молодежи;
- привлечение молодежи в научные, научно-практические объединения и поддержка различных форм деятельности этих профилей.
6. Кадровое и информационное обеспечение:
- повышение профессионального мастерства специалистов, работающих с молодежью;
- внедрение передового опыта и технологий в области молодежной политики;
- формирование эффективного взаимодействия заинтересованных ведомств и организаций;
- укрепление социальной защищенности молодежи за счет предоставления молодому человеку интегрированной и дифференцированной информации по таким направлениям, как образование, подготовка кадров, повышение квалификации.
7. Молодежная возвратная миграция:
- создание единой информационной базы данных учащейся молодежи и молодых специалистов, желающих вернуться после окончания учебы в Бурятию;
- воспитание у молодежи как внутри республики, так и за ее пределами чувства малой Родины и патриотизма, формирование позитивного восприятия Республики Бурятия как места проживания и самореализации творческого потенциала.
Приложение № 1
к Республиканской целевой
программе "Молодежь Бурятии
(2008 - 2010 годы)"