ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 07.02.1997
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЕЙ 3, 5 И 8 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 28, 14.02.1997
--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Закона Республики Бурятия от 10.06.2003 № 325-III, признавшего Закон Республики Бурятия от 14.03.1994 № 424-XII утратившим силу.
Вступил в силу с 7 февраля 1997 года (пункт 4 данного документа).
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 1997 года
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЕЙ
3, 5 И 8 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О ВЫБОРАХ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Конституционный суд Республики Бурятия в составе председателя О.В.Хышиктуева, судей А.Д.Улымжиева и Е.А.Мурзиной, с участием представителя прокурора Республики Бурятия - стороны, обратившейся с запросом, - Т.Ф.Магомедова, представителя Народного Хурала Республики Бурятия - стороны, принявшей оспариваемый акт, К.О.Усенова, руководствуясь частью первой статьи 100, частью первой статьи 101 Конституции Республики Бурятия, частью первой статьи 3, статьями 23, 43 и 44 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности статей 3, 5 и 8 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия" от 14 марта 1994 г.
Поводом к рассмотрению дела явились запросы прокурора Республики Бурятия о проверке конституционности указанных статей Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия", объединенные судом в одно производство.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем статьи данного Закона Конституции Республики Бурятия.
Заслушав сообщение судьи - докладчика О.В.Хышиктуева, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных на заседание О.С.Диванова - представителя Президента Республики Бурятия, Н.М.Цыганковой - председателя Избирательной комиссии Республики Бурятия, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Бурятия
установил:
Прокурор Республики Бурятия обратился в Конституционный суд Республики Бурятия с запросами о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия статей 3, 5 и 8 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия". Заявитель полагает, что эти статьи вышеназванного Закона не соответствуют Конституции Республики Бурятия, противоречат Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
Конституционный суд Республики Бурятия на основании представленных материалов проверил конституционность рассматриваемых спорных статей вышеуказанного Закона.
1. Согласно статье 3 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия" Президентом Республики Бурятия может быть избран гражданин Республики Бурятия, проживающий на ее территории не менее 10 лет, в том числе на момент выборов - не менее 3-х лет.
Аналогичный ценз оседлости установлен в статье 71 Конституции Республики Бурятия, и поэтому мнение прокурора Республики Бурятия о несоответствии статьи 3 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия" Конституции Республики Бурятия в части данного избирательного ценза является ошибочным.
В данном случае возникает вопрос о проверке соответствия статьи 71 Конституции Республики Бурятия Конституции Российской Федерации, однако в соответствии со статьей 101 Конституции Республики Бурятия, статьей 3 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" этот вопрос находится вне компетенции Конституционного суда Республики Бурятия.
2. Согласно части второй статьи 14 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
В части третьей статьи 14 этого же Закона закреплено, что межрегиональным общественным объединением является объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" избирательное объединение - это общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 5 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия" право выдвижения кандидатов в Президенты Республики Бурятия принадлежит республиканским избирательным объединениям и группам избирателей.
Согласно части второй этой же статьи республиканскими избирательными объединениями являются:
республиканские отделения общефедеральных партий, политических движений и иных общественных объединений (организаций), уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривают участие в выборах;
республиканские партии, политические движения, иные общественные объединения (организации), уставы которых зарегистрированы в установленном порядке и предусматривают участие в выборах;
блок указанных общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов.
Таким образом, право выдвижения кандидатов в Президенты Республики Бурятия по Закону Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия" предоставлено республиканским отделениям общефедеральных партий, политических движений и иных общественных объединений, но организациям или филиалам и представительствам общероссийских и отделениям, а также иным соответствующим структурным подразделениям межрегиональных общественных объединений такого права не дано.
Положение абзаца 1 части второй статьи 5 республиканского Закона ограничивает порядок выдвижения кандидатов, предусмотренный статьями 17, 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
3. В части четвертой статьи 5 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия" закреплено, что группой избирателей является добровольное объединение граждан Республики Бурятия численностью не менее 100 человек.
Формулировка "численностью не менее 100 человек" противоречит статье 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", предоставляющей право выдвижения кандидатов непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Каких-либо количественных ограничений избирателей Федеральный закон при этом не устанавливает.
4. Частью четвертой статьи 8 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия" установлено, что кандидат в Президенты не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Народного Хурала Республики Бурятия. Избрание меры пресечения и проведение иных процессуальных действий, ограничивающих права и свободы кандидата в Президенты Республики Бурятия, могут быть применены к кандидату только по постановлению Верховного суда Республики Бурятия.
В соответствии со статьей 61 Конституции Республики Бурятия уголовное и уголовно - процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно статье 62 Конституции республики административное и административно - процессуальное законодательство находится в совместном ведении Республики Бурятия и Российской Федерации. Частью второй статьи 65 Конституции Республики Бурятия закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия принимаемые в республике законы и другие правовые акты должны соответствовать федеральному законодательству.
В части пятой статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" предусмотрено, что кандидат после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора.
Таким образом, часть четвертая статьи 8 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия" не соответствует Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
5. В соответствии с частью второй статьи 11 и частью второй статьи 65 Конституции Республики Бурятия законы и иные правовые акты, принимаемые в республике, не должны противоречить ее Конституции, а также Конституции и законам Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 23 и 38 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия", Конституционный суд Республики Бурятия
постановил:
1. Признать часть первую статьи 3 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия" в отношении ценза оседлости соответствующей Конституции Республики Бурятия.
2. Признать не соответствующими Конституции Республики Бурятия абзац 1 части второй и часть четвертую статьи 5, часть четвертую статьи 8 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия".
3. Согласно части первой статьи 41 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия", с момента вступления в силу настоящего постановления абзац 1 части второй и часть четвертая статьи 5, часть четвертая статьи 8 Закона Республики Бурятия "О выборах Президента Республики Бурятия" считаются недействующими.
4. В соответствии со статьей 39 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
5. Согласно части третьей статьи 41 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" данное постановление подлежит опубликованию в средствах массовой информации не позднее пяти дней со дня принятия постановления Конституционным судом Республики Бурятия.