ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 18.12.1996 № 431
(с изм. от 21.11.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 1996 г. № 431
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"
(с изм., внесенными Постановлением Правительства РБ
от 21.11.2000 № 395)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 932 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Республики Бурятия" (далее именуется - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный Комитет Республики Бурятия по земельным ресурсам и землеустройству.
3. Министерству экономики Республики Бурятия и Министерству финансов Республики Бурятия предусмотреть выделение Государственному Комитету Республики Бурятия по земельным ресурсам и землеустройству бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Агалова В.К.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами Президента и
Правительства Республики Бурятия
Р.Б.ГАРМАЕВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 18.12.1996 № 431
Постановлением Правительства РБ от 21.11.2000 № 395 действие Целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Республики Бурятия" продлено на 2001 год в части научно-методического и технического обеспечения.
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"
1. Введение
Целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Республики Бурятия" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.96 № 932 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" и предусматривает разработку, развертывание и функционирование автоматизированной системы ведения земельного кадастра на территории Республики Бурятия, которая будет способствовать обеспечению поступления платежей за землю, функционированию цивилизованного рынка земли и недвижимости и защите прав на землю.
С начала 90-х годов в Республике Бурятия идет процесс реформирования земельных отношении, происходит значительное перераспределение земли, передача ее в частную собственность. Новый тип земельных отношений, основанный на многообразии форм собственности на землю, закреплен в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах.
Узаконены такие нормы общественных отношении, как институты собственников и арендаторов земли, залог, продажа и другие сделки с земельными участками, платность землепользования, регистрация прав на землю и выдача соответствующих документов.
В настоящее время около 120000 юридических и физических лиц получили документы, подтверждающие права на землю.
Проводится сплошная инвентаризация земель населенных пунктов. По состоянию на 1 января 1996 года такие работы проведены на площади около 6774 га земель и в настоящее время продолжаются.
Формируется рынок земли, так в 1995 году только по городу Улан-Удэ было зарегистрировано более 200 сделок купли - продажи земельных участков между гражданами и юридическими лицами.
В ходе проведения реформ стало очевидным отсутствие современных методов ведения земельного кадастра как адекватного инструмента управления земельными ресурсами.
Мировая практика показывает что земельно - кадастровые системы являются неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса.
Регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ней недвижимость введутся Госкомитетами по земельным ресурсам и землеустройству по единой системе утвержденной на всей территории Российской Федерации и являются основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операции с ней, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ней недвижимость.
Объективная оценка ситуации позволяет сделать вывод, что решающий шаг к созданию современной земельно - кадастровой системы может быть сделан только в рамках принятия Программы, предусматривающей замену технологии ведения земельного кадастра и переход к цифровым методам получения, обработки, хранения и предоставления земельно - кадастровых данных.
Необходимость принятия Программы обуславливается также тем, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вопросы формирования объектов недвижимости, регистрации прав на них и их экономической оценки находятся в ведении различных министерств и ведомств, подведомственных им организаций (комитет по земельным ресурсам и землеустройству, комитет по управлению государственным и муниципальным имуществом, комитет по архитектуре и градостроительству и др.).
2. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - разработка и развертывание на территории Республики Бурятия автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (далее именуется - система) как государственной информационной системы обеспечивающей органы государственной власти и местного самоуправления необходимой для распоряжения и управления земельными ресурсами информацией, а также защиту собственников, владельцев и пользователей земли.
Программа подготовлена с учетом рекомендаций Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. Российского и зарубежного опыта организации кадастрового производства, а также фактического состояния службы регулирования земельных отношений в Республике.
В целом Программа включает комплекс взаимоувязанных организационно - правовых, инженерно - технических, кадровых, финансовых и хозяйственных мероприятий, которые позволяют создать эффективно функционирующую систему ведения государственного земельного кадастра.
Достижение поставленной цели осуществляется путем поэтапного развертывания и наращивания системы с переходом на автоматизированный количественный и качественный учет и сплошную оценку земель.
По мере накопления данных будет развернута комплексная земельно - информационная система, ориентированная на информационное обеспечение управления земельными ресурсами на всех административно - территориальных уровнях.
Основными задачами Программы являются:
- учет количества и качества земель, создание банка данных о наличия и состоянии земельных ресурсов республики, информационно - аналитическое обеспечение задач управления землями, находящимися в федеральной, республиканской и муниципальной собственности;
- предоставление юридически обоснованных и достоверных данных о правах на землю и недвижимость для органов власти и управления, финансово - кредитных учреждений, юридических и физических лиц;
- обеспечение государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей земли и прочно связанной с ней недвижимости, стимулирующей более эффективное производство и инвестиции;
- информационную и правовую поддержку функционирования рынка земли и недвижимости с целью упрощения операций с недвижимостью, обеспечения получения заемных средств под залог земли и недвижимости;
- совершенствование механизма расчета величины земельного налога и других платежей за землю, обеспечение их полного и своевременного сбора;
- информационное обеспечение и поддержку землеустройства, мониторинга земель, государственного контроля за использованием земель, разработки программ по рациональному использованию земельных ресурсов и регулированию развития территорий, а также установления границ территорий с особым правовым режимом, включая природоохранный, заповедный, рекреационный и др.
Программа будет реализовываться в 1997 - 2000 годах в два этапа, основными задачами которых будут соответственно создание нормативно - правовой и технологической базы и создание земельно - информационного банка данных.
3. Основные программные мероприятия
3.1. Нормативно - правовое обеспечение.
Система создается и будет функционировать на основе документов о правовом статусе и режиме использования земель, их количественных и качественных характеристиках, а также кадастровых карт и планов.
Основными правовыми актами, регламентирующими реализацию Программы, будут являться действующие акты органов государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия, в том числе:
- Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации № 622 от 25.08.92 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации № 2130 от 11.12.93 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость;
- Указ Президента Российской Федерации № 293 от 28.02.96 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования";
- Указ Президента Российской Федерации № 337 от 07.03.96 "О реализации конституционных прав граждан на землю";
- Приказ Российского комитета по земельным ресурсам и землеустройству "Об организационных мерах по управлению реализацией федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра";
- Приказом Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Республики Бурятия № 14 от 12.08.96 утверждено Положение о кадастровом бюро при районных и городских комитетах по земельным ресурсам и землеустройству;
А также готовится принятие нового Земельного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов, регулирующих вопросы государственного земельного кадастра, регистрации прав на землю, разграничения государственных и муниципальных земель, оценки и налогообложения земли и недвижимости, землеустройства, принятие которых позволит обеспечить государственную защиту прав на землю и прочно связанную с ней недвижимость, а также систему контроля и управления использованием земельных ресурсов.
3.2. Организационное обеспечение.
Организацию работ по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Республики Бурятия обеспечивает в основном Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Он разворачивает систему, ведет ее техническое оснащение и сопровождение, отработку до рабочего режима и последующую эксплуатацию.
Для этого при Госкомземе Республики Бурятия необходимо создать современный Центр земельного кадастра, имеющий необходимую техническую и учебную базу, специалистов для разработки и внедрения системы, ее эксплуатации и сервисного обслуживания (мероприятия по организации Центра приведены в приложении 1).
При всех районных и городских комитетах по земельным ресурсам и землеустройству году будут сформированы специальные структурные подразделения - кадастровые бюро, которые будут основными пользователями системы (приложение 2). Для создания кадастровых бюро требуется 3200.0 млн. руб. (приложение 2а).
В штаты сельских и поселковых администраций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.92 № 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" требуется ввести 135 специалистов - землеустроителей из расчета одного специалиста на две администрации. Необходимое количество землеустроителей для органов местного самоуправления приведено в приложении 3.
Должностные обязанности специалистов землеустроителей разрабатываются и утверждаются Госкомземом Республики Бурятия.
3.3. Научно - методическое и нормативное обеспечение.
Научно - методическое и нормативное обеспечение развертывания государственной автоматизированном системы земельного кадастра осуществляется Роскомземом, федеральным кадастровым центром "Земля". Ими будут организованы следующие мероприятия:
разработка системного и технического проектов технологий и программных средств создания системы;
создание подсистемы защиты информации от несанкционированного доступа;
создание подсистемы передачи данных;
развертывание программно - технических комплексов и сопровождение системы;
интеграция системы в сданное информационно - коммуникационное пространство России.
Ввод в действие нормативно - технической базы и методик территориального значения обеспечивает республиканский Центр земельного кадастра. Кадастровые бюро горрайкомземов осуществляют внедрение и функционирование системы. Общая потребность средств республиканского бюджета Российской Федерации на эти цели составит 900 млн. руб., в том числе на 1998 г. - 300 млн. руб. (приложение 4).
4. Основные направления реализации Программы
4.1. Этапы создания и развертывания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра.
Развертывание системы пройдет в несколько этапов с учетом организационно - технической готовности базовых мероприятий Программы. Первый этап связан с организационным становлением системы. На этом этапе будут завершены работы по формированию кадастровых бюро горрайкомземов и состава специалистов землеустроителей сельских и поселковых администраций, будет проводится переподготовка кадров, приобретение и разработка технических средств, развернуты все виды обеспечения системы.
На втором этапе уточняется технический проект системы с учетом принимаемых законодательных актов Российской Федерации и Республики Бурятия, формируется работающая автоматизированная система кадастра, завершается подготовка и актуализация интегрированной базы данных о земле и прочно связанной с ней недвижимости. Система вводится в рабочий режим функционирования.
4.2. Информационное обеспечение создания и функционирования Системы.
В основу информационного обеспечения Системы берутся планово - картографические материалы, данные полученные в результате изучения качественного состояния земель материалы инвентаризации земель и др.
В Республике Бурятия имеется планово - картографический материал масштабов 1:10000 и 1:25000 полученный по результатам аэрофотосъемок 1985 - 1993 гг., часть их устарела и не отвечает задачам современного кадастра. Необходимо систематическое обновление планово - картографической базы ведения земельного кадастра. Объемы и стоимость работ по аэрофотосъемке, полевому дешифрированию и изготовлению планово - картографического материала составляет 30300,0 млн. руб. средств федерального бюджета (приложение 5).
Необходимость работ по определению качественного состояния земель с передачей земли в различные формы собственности возросла. Увеличились объемы работ но фермерским хозяйствам. Необходимо проведение почвенных, геоботанических и агрохимических обследовании. Работы выполняются Бурятским предприятием ВостсибНИИгипрозем, Иркутским госуниверситетом и республиканской станцией агрохимической службы "Бурятская" за счет средств федерального и местного (республиканского) бюджетов, потребность средств на 1997 - 2000 гг. составляет 4.2 млрд. руб. (приложение 6). Данные обследования будут использованы при создании банка данных о земле.
Инвентаризация земель в Республике Бурятия начата в 1993 году и ведется в соответствии с принятой Программой инвентаризации земель населенных пунктов РБ. Основными условиями, от которых зависит ее ускорение являются объемы финансирования за счет источников, в первую очередь от средств земельного налога, остающихся в распоряжении администрации районов и городов республики. Перечисление этих средств на специальный счет Госкомзема Республики Бурятия позволит целенаправленно организовать работы по инвентаризации земель и закончить их в основном к 2805 году. В ходе инвентаризации будут установлены границы населенных пунктов, выявлены все землепользователи и определены площади занимаемых ими участков. Общая стоимость работ приведена в приложении 7 и составит 40.3 млрд. руб.
4.3. Техническое обеспечение создания системы.
Развертывание системы ведения автоматизированного земельного кадастра связано с поставкой значительного количества технических средств и технологического оборудования, разработкой специального программного обеспечивания, создания интегрированных компьютерных сетей и проведением других организационно - технических мероприятий.
В республику будут поставлены современные программно - технические комплексы, спутниковые геодезические системы, мобильные автомобильные комплексы для кадастровых съемок, электронные тахеометры, теодолиты, картографические плоттеры. Общая стоимость составляет 2.0 млрд. руб. (приложение 8)
Потребность средств на капитальное и жилищное строительство составляет 4.0 млрд. руб. из федерального бюджета (приложение 9).
4.4. Кадровое обеспечение создания системы.
В целях обеспечения обеспечения Госкомзема и его структурных подразделении в городах и районах, а также сельских органов местного самоуправления квалифицированными специалистами - землеустроителями планируется осуществить комплекс мер по повышению уровня профессиональной подготовки кадров способных обеспечить реализацию ключевых, наиболее сложных в техническом и методическом отношении мероприятий Программы. Предусматривается их подготовка в Бурятской с/х академии и колледже им. М.Н.Ербанова, Омский с/х академии, ИВЦ МСХиП РБ, а также в создаваемых на территории всей Российской Федерации региональных сервисных центрах. Затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов землеустроителей составит 500 млн. руб. (приложение 2а).
5. Финансовое обеспечение
Объем и сжатые сроки работ по внедрению Программы требует больших финансовых затрат, которые обеспечиваются за счет средств, поступающих от платежей за землю и централизуемых в федеральном, областном и местном бюджетах, а также от хозрасчетной деятельности кадастровых бюро горрайкомземов. Наибольшие финансовые затраты приходятся на проведение инвентаризации и кадастровых съемок земель, изготовление планово - картографических материалов, без которых не может быть создана информационная база системы, а сама она теряет практический смысл. Сводные затраты на реализацию Программы обеспечения функционирования на территории Республики Бурятия единой системы государственного земельного кадастра приведены в приложении 10, 11, 12 и составляют 87.6 млрд. руб.
6. Заключение
Создание автоматизированной системы земельного кадастра республики значительно повысит экономическую эффективность новых земельных отношений и позволит перекрыть затраты, связанные с ее развертыванием. Окупаемость системы может быть дополнительно увеличена за счет расширения и совершенствования системы платных услуг, создания специальных фондов, разработки внебюджетных механизмов поддержки работ по созданию и ее эксплуатации.
В целом накопленная кадастровая информация позволит внести существенные изменения в налоговую систему, обосновать установление правового режима пользования земельными участками (сервитуты, ограничения, обременения и др.), что в конечном итоге должно принести к нормализации остро стоящих перед обществом земельно - имущественных отношений, даст возможность развиваться рынку земли и недвижимости.
Потребителями информации будут как органы государственной власти и местного самоуправления, так и граждане, научно - исследовательские, учебно - консультационные, проектные и другие организации разных форм собственности и различного направления деятельности.
Приложение № 1
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КАДАСТРОВОГО ЦЕНТРА
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ