Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 21.05.2007
"О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 2 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РАЗМЕРА, УСЛОВИЙ И ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СПЕЦИАЛИСТАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ, РАБОТАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ (ПОСЕЛКАХ ГОРОДСКОГО ТИПА) НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 93, 26.05.2007, Официальный вестник № 44
"Собрание законодательства Республики Бурятия", № 4-5 (97-98), 2007.


Вступил в силу с 21 мая 2007 года (пункт 2 данного документа).



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2007 года

О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 2 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РАЗМЕРА, УСЛОВИЙ И
ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ МЕР
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
СПЕЦИАЛИСТАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ, РАБОТАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ,
РАБОЧИХ ПОСЕЛКАХ (ПОСЕЛКАХ ГОРОДСКОГО ТИПА) НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"

Конституционный Суд Республики Бурятия в составе Председателя К.А.Будаева, судей Г.В.Егоровой, Ю.Р.Вольного,
с участием гражданки - А.А.Морозовой, ее представителя - А.Г.Оськина, Полномочного представителя Президента Республики Бурятия в Народном Хурале Республики Бурятия и Конституционном Суде Республики Бурятия, начальника Государственно-правового управления Президента Республики Бурятия - М.А.Магомедовой, консультанта - Т.Г.Бизиной, представителей Народного Хурала Республики Бурятия: начальника Правового управления Народного Хурала Республики Бурятия - А.И.Усковой, консультанта Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике - Л.А.Кейзеровой,
представителей: Министерства труда и социального развития Республики Бурятия, заместителя начальника отдела правовой политики по предоставлению социальных выплат Управления социальных гарантий и компенсаций - Л.И.Французовой; Министерства образования и науки Республики Бурятия, специалиста - Л.И.Соловьевой; Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия, главного юрисконсульта - Л.Н.Москвитиной; муниципального образования "Кабанский район" - С.Н.Новолотского; Бурятской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, правового инспектора труда - Е.В.Крашенинникова,
руководствуясь статьей 99, частью 3 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, частью 3 статьи 3, статьями 47, 50, 55 Закона Республики Бурятия от 25 октября 1994 года № 42-I "О Конституционном Суде Республики Бурятия" (в ред. законов Республики Бурятия от 14.04.2000 № 373-II, от 24.12.2001 № 895-II, от 07.03.2006 № 1601-III),
рассмотрел в открытом заседании дело по заявлению гражданки А.А.Морозовой о проверке конституционности части 2 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 24 марта 2005 года № 1047-III "Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия" (в ред. Закона Республики Бурятия от 27.11.2006 № 1984-III).
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.Р.Вольного, объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия

установил:

I. Закон Республики Бурятия "Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия" принят Народным Хуралом Республики Бурятия 15 марта 2005 года, подписан Президентом Республики Бурятия 24 марта 2005 года, опубликован в газете "Бурятия" от 26 марта 2005 года № 51, действует в редакции от 27 ноября 2006 года.
Данный Закон установил категории специалистов, проживающих в сельской местности, в том числе вышедших на пенсию, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Статья 2 этого Закона гласит:
"1. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются следующим категориям специалистов:
педагогическим работникам образовательных учреждений;
медицинским и фармацевтическим работникам;
работникам культуры и искусства;
социальным работникам;
специалистам государственной ветеринарной службы.
2. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг также предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, вышедшим на пенсию при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности не менее десяти лет, проживают там, и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в образовательных учреждениях, учреждениях культуры и искусства, социального обслуживания, в организациях здравоохранения, государственной ветеринарной службы.".
В своем заявлении в Конституционный Суд Республики Бурятия гражданка А.А.Морозова - пенсионерка, более десяти лет проработавшая педагогом в образовательных учреждениях в сельской местности, ушедшая на пенсию из районного отдела народного образования по возрасту, оспаривает конституционность части 2 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 24 марта 2005 года № 1047-III. По мнению А.А.Морозовой названная норма, примененная судом в ее деле, не соответствует части 2 статьи 53 Конституции Республики Бурятия, согласно которой в Республике Бурятия не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
II. Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется в соответствии с закрепленными ею принципами, в том числе принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункты "е", "ж" пункта 1).
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 9 января 1998 года № 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации", федеральный законодатель при регулировании вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе, разграничивая полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе передавать им осуществление части полномочий, которые ранее реализовывались федеральными органами государственной власти.
В силу приведенной правовой позиции федеральный законодатель при определении в рамках реформирования системы социальной защиты конкретных форм участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из того, что координация вопросов здравоохранения и социальная защита, согласно статье 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, передал субъектам Российской Федерации полномочие по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации были внесены изменения и дополнения в различные законодательные акты, в том числе в те, которые предоставляли льготы по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям квалифицированных работников, работающих и проживающих в сельской местности, в частности, в статью 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании". В соответствии с этими изменениями установление мер социальной поддержки данным категориям квалифицированных работников, их размер, условия и порядок возмещения расходов было предоставлено субъекту Российской Федерации.
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
Законом Республики Бурятия от 24 марта 2005 года № 1047-III "Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия" была установлена мера социальной поддержки квалифицированным работникам, вышедшим на пенсию, в том числе и педагогическим работникам образовательных учреждений, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельской местности не менее десяти лет, проживают там, и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в образовательных учреждениях.
Ранее действовавшие нормативные правовые акты Союза ССР и РСФСР, на которые ссылается в своем заявлении А.А.Морозова, предусматривавшие льготы по оплате жилья с отоплением и освещением для проживающих в сельской местности работников образовательных учреждений, не устанавливали такой льготы для вышедших на пенсию работников районных отделов народного образования.
Таким образом, правовое предписание части 2 статьи 2 оспариваемого Закона Республики Бурятия по своему конституционно-правовому смыслу в системе правовых норм, регулирующих общественные отношения в данной сфере, является мерой социальной поддержки, установленной для рассматриваемой категории граждан законодателем Республики Бурятия в рамках предоставленных полномочий, не нарушает какие-либо конституционные права граждан и не противоречит части 2 статьи 53 Конституции Республики Бурятия.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 88 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", Конституционный Суд Республики Бурятия

постановил:

1. Признать не противоречащим Конституции Республики Бурятия правовое предписание части 2 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 24 марта № 1047-III "Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия" (в ред. Закона Республики Бурятия от 27.11.2006 № 1984-III).
2. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
3. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" данное постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.

Конституционный Суд
Республики Бурятия


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru