29 декабря 2005 года | N 1449-III |
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ
ЗАКОН
О РЕФЕРЕНДУМЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Принят
Народным Хуралом
Республики Бурятия
21 декабря 2005 года
(в ред. Законов Республики Бурятия
от 22.11.2006 № 1965-III
, от 14.03.2007 № 2111-III
,
от 08.10.2007 № 2565-III
, от 07.05.2009 № 841-IV
,
от 15.10.2009 № 1043-IV
, от 14.12.2009 № 1234-IV
,
от 06.10.2010 № 1701-IV
, от 13.10.2010 № 1572-IV
,
от 13.10.2010 № 1704-IV
, от 05.05.2011 № 2001-IV
,
от 11.07.2011 № 2133-IV
, от 13.10.2011 № 2294-IV
,
от 13.10.2011 № 2306-IV
, от 23.12.2011 № 2430-IV
,
от 10.05.2012 № 2670-IV
, от 11.10.2012 № 2947-IV
)
В настоящем Законе определяются принципы, особенности и порядок реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме Республики Бурятия, являющемся высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти и проводимом в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией
Республики Бурятия.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и термины
В настоящем Законе применяются следующие понятия и термины:
1) агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период кампании референдума Республики Бурятия;
2) агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить агитацию по вопросам референдума;
3) агитация по вопросам референдума - деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;
4) адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, наименование района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Республики Бурятия;
5) бюллетень - бюллетень для голосования на референдуме;
6) вопрос (вопросы) референдума - вопрос (вопросы), проект закона, иного нормативного правового акта, по которым предлагается провести или проводится референдум;
7) гарантии права на участие в референдуме - установленные Конституцией
Российской Федерации, законом, иным нормативным актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
8) ГАС "Выборы" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы";
9) государственная система регистрации (учета) участников референдума - комплекс обеспечивающих гарантии и реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации мер по сбору, систематизации и использованию сведений об участниках референдума;
10) добровольное пожертвование гражданина - безвозмездное внесение гражданином Российской Федерации собственных денежных средств на специальный счет референдума;
11) добровольное пожертвование юридического лица - безвозмездное перечисление юридическим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный счет референдума;
12) документ, заменяющий паспорт гражданина, - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. Такими документами являются:
а) военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
б) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
в) утратил силу. - Закон
Республики Бурятия от 07.05.2009 № 841-IV;
(см. текст в предыдущей редакции
)
г) справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
13) кампания референдума - деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума до дня представления комиссией референдума, организующей референдум, отчета о расходовании средств республиканского бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня отказа в проведении референдума;
Статья 54. Опубликование и обнародование итогов голосования и результатов референдума
1. Комиссия предоставляет для ознакомления итоги голосования по каждому участку референдума, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий, участникам референдума, уполномоченным представителям инициативной группы, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию.
2. Избирательная комиссия Республики Бурятия направляет общие данные о результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов референдума.
3. Официальное опубликование результатов референдума, а также данных о числе голосов участников референдума, поданных по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), осуществляет Избирательная комиссия Республики Бурятия в порядке, установленном федеральным законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.
4. Комиссии всех уровней, за исключением участковых комиссий, публикуют (обнародуют) данные, которые содержатся в протоколах комиссий соответствующего уровня об итогах голосования и о результатах референдума, и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий и на основании которых определялись итоги голосования, результаты референдума в соответствующих комиссиях. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. В течение трех месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах референдума данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования и о результатах референдума, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(в ред. Закона
Республики Бурятия от 13.10.2011 № 2294-IV)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 55. Юридическая сила решения, принятого на референдуме
1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и действует на территории Республики Бурятия.
2. Решение, принятое на референдуме, подлежит регистрации в органе государственной власти Республики Бурятия в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов.
3. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.
4. В соответствии с федеральным законом отмена судом решения, принятого на референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:
1) нарушение установленного федеральным законом и настоящим Законом порядка проведения референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;
2) несоответствие настоящего Закона Конституции
Российской Федерации, федеральному закону, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;
3) несоответствие решения, принятого на референдуме, Конституции
Российской Федерации, федеральному закону.
5. Если результаты референдума признаны недействительными, Избирательная комиссия Республики Бурятия назначает повторное голосование в порядке, установленном частью 5 статьи 53
настоящего Закона.
6. Если для реализации решения, принятого на референдуме, дополнительно требуется издание закона, иного нормативного правового акта, орган государственной власти Республики Бурятия, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
7. Если после проведения референдума по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Бурятия, вступил в силу федеральный закон по данному вопросу, решение, принятое на референдуме и не соответствующее этому федеральному закону, не применяется.
Статья 56. Использование государственной автоматизированной информационной системы при проведении референдума
1. При подготовке и проведении референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению права на участие в референдуме граждан Российской Федерации используется только ГАС "Выборы" в порядке, предусмотренном федеральными законами. Ввод в ГАС "Выборы" данных, содержащихся в протоколах комиссий об итогах голосования, о результатах референдума, является обязательным.
2. Работники информационного центра Избирательной комиссии Республики Бурятия, в функции которого входят техническое и информационное обеспечение деятельности указанной комиссии, автоматизация информационных процессов, реализуемых в ходе подготовки и проведения референдума, эксплуатация и развитие части ГАС "Выборы", организуют и осуществляют работы по эксплуатации и развитию данной системы на всей территории Республики Бурятия, в том числе в территориальных комиссиях.
3. При использовании в соответствии с федеральными законами ГАС "Выборы" (отдельных ее технических средств) при проведении референдума, в том числе при регистрации (учете) участников референдума, составлении списков участников референдума, подсчете голосов участников референдума, установлении итогов голосования и определении результатов референдума Избирательная комиссия Республики Бурятия образует группу, в которую входят члены комиссии с правом решающего и совещательного голоса, для контроля за использованием ГАС "Выборы" (отдельных ее технических средств). Все члены комиссии, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, содержащейся в ГАС "Выборы".
4. С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования (о результатах референдума) Избирательной комиссией Республики Бурятия ГАС "Выборы" используется для наблюдения за ходом и установлением итогов голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий вышестоящим комиссиям, а отдельные ее технические средства - для подсчета голосов участников референдума. Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через ГАС "Выборы" (отдельные ее технические средства), являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, если иное не установлено законом.
5. Если после ввода данных протокола участковой комиссии об итогах голосования в ГАС "Выборы" обнаружены допущенные при вводе технические ошибки, требующие корректировки, данные вводятся в ГАС "Выборы" исключительно по мотивированному решению непосредственно вышестоящей комиссии.
6. При использовании в ходе референдума ГАС "Выборы" (отдельных ее технических средств) данные об участии участников референдума в референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и сроки предоставления таких данных не должны противоречить требованиям законодательства о референдумах.
(в ред. Закона
Республики Бурятия от 13.10.2011 № 2294-IV)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Глава 10. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВА НА УЧАСТИЕ В
РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ
Статья 57. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан Российской Федерации на участие в референдуме
1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном федеральными законами.
2. В соответствии с федеральным законом решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
3. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
4. В соответствии с федеральным законом в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.
5. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут обратиться участники референдума, инициативная группа и ее уполномоченные представители, наблюдатели, комиссии, общественные объединения.
6. Согласно федеральному закону при рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях права на участие граждан в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действие (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.
Статья 58. Основания для отмены регистрации инициативной группы
Регистрация инициативной группы может быть отменена судом по заявлению Избирательной комиссии Республики Бурятия в случаях, в порядке и в сроки, предусмотренные федеральными законами.
Статья 59. Отмена решения об итогах голосования, о результатах референдума
1. После установления итогов голосования, определения результатов референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования и (или) в сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования с отметкой "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой "Повторная".
2. Отмена судом решений комиссий производится в соответствии с федеральными законами.
3. Отмена судом решения о результатах референдума в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников референдума, влечет признание результатов референдума недействительными.
4. В случае признания итогов голосования на участке референдума в Республике Бурятия недействительными после составления Избирательной комиссией Республики Бурятия протокола об итогах голосования, о результатах референдума эта комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах референдума с отметкой: "Повторный".
5. На основании протоколов комиссий об итогах голосования с отметкой: "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления Избирательной комиссией Республики Бурятия протокола об итогах голосования, о результатах референдума и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные Избирательной комиссией Республики Бурятия, вносятся соответствующие изменения.
Статья 60. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений
Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений в суде устанавливаются федеральными законами.
Статья 61. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме
1. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме устанавливается федеральными законами.
Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 62. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившими силу:
Закон
Республики Бурятия от 2 декабря 2003 года № 490-III "О референдуме Республики Бурятия" ("Бурятия", 2003, 6 декабря).
Президент Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
г. Улан-Удэ
29 декабря 2005 года
№ 1449-III
Приложение
к Закону Республики Бурятия
"О референдуме Республики Бурятия"
ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
Республика Бурятия
Утратил силу. - Закон
Республики Бурятия от 10.05.2012 № 2670-IV.
(см. текст в предыдущей редакции
)