ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2007 г. № 179
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В
РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
(в ред. Постановления
Правительства РБ от 05.03.2012 № 109)
В целях всестороннего учета интересов народов, проживающих в Республике Бурятия, и обеспечения взаимодействия органов государственной власти Республики Бурятия, федеральных органов государственной власти, органов самоуправления, институтов гражданского общества по реализации государственной национальной политики в республике Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
государственной национальной политики в Республике Бурятия.
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия руководствоваться Концепцией
государственной национальной политики в Республике Бурятия при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, а также при разработке программ этнокультурного развития и межнационального сотрудничества, реализации государственной политики в области культуры, образования, здравоохранения и информации, разработке проектов законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы межнациональных отношений.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия учитывать положения Концепции
государственной национальной политики в Республике Бурятия при принятии решений в сфере национальных отношений, при разработке программ этнокультурного развития и межнационального сотрудничества, реализации политики в области культуры, образования, здравоохранения и информации.
4. Признать утратившим силу постановление
Правительства Республики Бурятия от 29.09.1997 № 336 "О Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 29.05.2007 № 179
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
(в ред. Постановления
Правительства РБ от 05.03.2012 № 109)
Государственная национальная политика в Республике Бурятия выражает интересы граждан, проживающих в Республике Бурятия и относящих себя к определенным народам и этническим общностям, направлена на сохранение их самобытности, культуры и языка.
Концепция государственной национальной политики в Республике Бурятия (далее - Концепция) представляет собой систему современных научно обоснованных теоретических положений, принципов и приоритетов государственной политики в сфере межнациональных отношений.
Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Бурятия в решении задач этнокультурного развития народов и этнических общностей в Республике Бурятия и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав граждан.
Концепция определяет цель, задачи и направления государственной политики в Республике Бурятия в сфере межнациональных отношений, в создании условий удовлетворения гражданами своих социокультурных потребностей, в формировании культуры межнационального общения.
Концепция предусматривает объединение усилий органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия в развитии диалога с общественными объединениями и гармонизации межнациональных отношений.
Объектом государственной политики является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития Республики Бурятия.
I. Современное состояние межнациональных отношений
Республика Бурятия - полиэтничный субъект Российской Федерации. На территории Республики Бурятия проживают представители 111 национальностей (по данным Всероссийской переписи 2002 года), принадлежащие к различным языковым группам и исповедующие христианство, буддизм, шаманизм, ислам, иудаизм. Наиболее многочисленными из них являются русские и буряты, составляющие 95,6% всего населения. Также на территории республики проживают коренные малочисленные народы Севера Сибири - эвенки и сойоты, представители татарской, украинской, армянской, азербайджанской, немецкой, польской и других этнических общностей.
Республика Бурятия обладает историческим опытом позитивного межэтнического и межрелигиозного взаимодействия.
Многонациональный состав населения Республики Бурятия, своеобразие подходов и устремлений к устройству жизни, укладов и обычаев ее народов требует исключительной взвешенности и ответственности в проведении единой национальной политики, направленной на обеспечение добрососедства и согласия в регионе.
Начало 90-х годов в республике было отмечено ростом национального самосознания бурятского народа, формированием и активизацией деятельности его национальных общественных объединений, выступивших под лозунгами "возрождения национальной культуры и родного языка". Одновременно были созданы общественные объединения, выражающие этнокультурные интересы русской части населения, и ими были выдвинуты соответствующие требования. Органами государственной власти при взаимодействии с общественностью на основе переговоров, поиска компромиссов, взаимных уступок был найден конструктивный путь решения назревших этнокультурных проблем бурятского и русского народов и других этнических общностей республики. Также были предприняты политические, правовые и организационные меры по созданию необходимых условий для свободного удовлетворения этническими общностями своих культурных потребностей и укреплению межэтнического согласия в республике.
Изменения, внесенные Постановлением
Правительства РБ от 05.03.2012 № 109 в абзац пятый раздела I, применяются
в отношении высшего должностного лица Республики Бурятия (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия), вступившего в должность после вступления в силу Закона
Республики Бурятия от 05.05.2011 № 1985-IV "О внесении изменений в Конституцию Республики Бурятия".
Главой, Правительством и Народным Хуралом Республики Бурятия на основе Концепции государственной национальной политики Российской Федерации была выработана согласованная государственная национальная политика Республики Бурятия, направленная на учет этнических интересов граждан и удовлетворение их этнокультурных запросов. Органы власти поддержали проведение общебурятских съездов, съезда семейских, съезда народов Бурятии. Была оказана государственная поддержка инициативам этнических общностей по созданию общественных объединений, национально-культурных центров. Для обеспечения диалога власти и этнических общностей при Главе республики были сформированы Совет по делам национальностей, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, из представителей этнокультурных объединений создана Ассамблея народов Бурятии.
(в ред. Постановления
Правительства РБ от 05.03.2012 № 109)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Такая взвешенная политика органов государственной власти республики дала свои положительные результаты. В общественном сознании населения утвердилось позитивное восприятие проблем бурятского народа и необходимости усиления внимания вопросам развития бурятской культуры и языка. В региональной национальной политике были учтены этнокультурные интересы русского народа, являющегося большинством в республике, и этнокультурные интересы других этнических общностей Бурятии.
Таким образом, в 90-е и последующие годы в республике удалось сохранить взаимное понимание между основными этническими общностями и группами населения и толерантность в межнациональных отношениях. В настоящее время этнополитическая ситуация в Бурятии отличается стабильностью и устойчивостью, характеризуется благоприятным климатом и отсутствием серьезных противоречий и проявлений экстремизма.
Вместе с тем, учитывая сложность этнического фактора, его зависимость от воздействия внешней и внутренней среды, невозможно однозначно утверждать о неизменности существующей этнополитической ситуации.
В Российской Федерации ситуация в сфере межнациональных отношений, по сравнению с началом 90-х годов, заметно изменилась в худшую сторону. В центральных регионах России участились факты проявления бытовой ксенофобии и преступлений, совершенных по мотивам национальной неприязни. Односторонняя информация о них через СМИ и Интернет стремительно распространяется по всей территории страны. Республика Бурятия, находясь в едином информационном пространстве страны, объективно подвергается деструктивному влиянию негативной информации.
Приходится констатировать, что по своей результативности негативная информация, транслируемая по телевидению, публикуемая в печатных СМИ и Интернете, оказывается действеннее формализованной воспитательной и профилактической работы, проводимой в организациях и учебных заведениях республики. Тем самым она способствует созданию условий для распространения в молодежной среде идей ксенофобии, национализма, экстремизма и фашизма.
К числу факторов, влияющих на состояние межэтнических отношений в республике, относится миграция. Миграция населения и территориальная мобильность населения является необходимым условием нормального социально-экономического развития любой территории. Республике Бурятия, численность населения которой продолжает снижаться, приток трудовых ресурсов за счет мигрантов крайне необходим для обеспечения экономического роста. Неблагоприятные демографические тенденции и сокращение численности населения республики свидетельствуют о том, что в ближайшие годы острая потребность в людях будет сохраняться. В то же время увеличение миграционного притока из ближнего и дальнего зарубежья, при сохраняющемся высоком уровне безработицы, способствует росту социальной напряженности на рынке труда, влечет за собой изменение этнического состава населения республики и, безусловно, влияет на межэтнические отношения. В настоящее время среди местного населения уже отмечены факты антимигрантских настроений.
Из внешних факторов, влияющих на межэтнические отношения, нельзя не учитывать фактор приграничного положения республики и развитие внешнеэкономических и культурных связей с сопредельными странами - Китаем и Монголией.
К факторам внутренней среды, влияющим на межэтнические отношения, следует отнести имеющиеся различия в этнокультурной активности этнических общностей, проживающих в республике.
Этнокультурное "возрождение" 90-х годов способствовало разрешению многих этнических проблем в республике, накопившихся в предыдущие десятилетия. Вместе с тем до настоящего времени в обществе нет внятных и обоснованных целей этнокультурного возрождения. Отсутствие их четкого видения и неопределенность в этом вопросе может привести к усилению этнизации сознания населения, особенно молодежи, к укреплению культурных границ, к изоляции этнических общностей друг от друга и к культурной замкнутости.
Недостаточно активное воспитание культуры межэтнических отношений и нарушение баланса интересов различных этнических общностей, проживающих на одной территории, может привести к росту взаимной подозрительности и напряженности в межэтнических отношениях.
В этой связи перед органами государственного и муниципального управления стоит задача сохранения баланса интересов этнических общностей в этнокультурном развитии, и на основе этого формирования высокой и устойчивой культуры межэтнического взаимодействия и общероссийской идентичности у граждан - представителей этнических общностей Республики Бурятия.
Необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, создающей условия для удовлетворения гражданами своих образовательных, культурных, языковых и этнических интересов.
Регулирование межнациональных процессов требует гибкости в осуществлении государственной национальной политики, выработки новых технологий в формировании представлений о совместном проживании народов. Постоянное изучение этнополитических процессов, прогнозирование событий в межнациональных отношениях дает возможность принимать своевременные и обоснованные решения.
Важным инструментом в повышении эффективности реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия является разработка и осуществление различных программ, направленных на национально-культурное развитие народов Бурятии, укрепление межнационального согласия в республике.
II. Принципы государственной национальной политики
Принципы государственной национальной политики в Республике Бурятия основываются на положениях Конституции
Российской Федерации, признанных Россией нормах международного права, положениях Конституции
Республики Бурятия, а также принципах, заложенных в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. Они определяют основы жизнедеятельности личности в обществе и государстве независимо от принадлежности к той или иной национальности, национально-государственные интересы России.
III. Основные цели и задачи государственной национальной
политики в Республике Бурятия
Основной целью государственной национальной политики в Республике Бурятия является обеспечение условий для реализации каждым гражданином своих прав и свобод, удовлетворения своих этнокультурных потребностей, а также культурного и национального развития народов, проживающих в Бурятии.
Цели сохранения этнических культур и традиций этносов ориентированы на формирование у граждан единой российской общегосударственной идентичности. Для этого необходимо укрепление единства духовной, нравственной и социально-политической жизни народов, проживающих в Республике Бурятия.
В области реализации положений федерального и республиканского законодательства в области межнациональных отношений:
- разработка и принятие правовых актов, направленных на реализацию положений федерального и республиканского законодательства в области межнациональных отношений, создание организационных и материальных условий для регулирования межнациональных отношений в республике;
- обеспечение взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с общественными, политическими и религиозными организациями по созданию и сохранению условий межнационального согласия;
- поддержание открытого диалога органов государственной власти и местного самоуправления с этническими сообществами в принятии решений органов государственной власти и местного самоуправления, затрагивающих их интересы.
В социально-экономической сфере:
- учет экономических интересов этнических групп в Бурятии, прогрессивных форм и опыта их традиционного хозяйствования при проведении региональной экономической политики;
- развитие сотрудничества с субъектами Российской Федерации в сфере национальной политики;
- поддержка в рамках действующего законодательства общественных объединений, способствующих сохранению национальных культур и более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни республики;
- изучение совместно с научно-исследовательскими организациями и вузами интересов этнических групп и состояния межнациональных отношений в республике и разработка практических рекомендаций;
- продвижение бренда Бурятии на региональном и международном уровне как исторически сложившегося в границах Байкальского региона, единого туристского пространства, центра буддизма и сохранившейся уникальной этнической культуры;
- оказание содействия мигрантам в реализации своих прав на национально-культурное развитие, в адаптации в новой среде, формирование в среде местного населения позитивного отношения к трудовым мигрантам как неотъемлемой части развития региональной экономики.
В духовной сфере:
- формирование и культивирование идей духовного сотрудничества населения Республики Бурятия, создание обстановки межнационального согласия, чувства любви к малой Родине - Бурятии - как составляющей общероссийского патриотизма;
- создание атмосферы взаимного уважения к национальным традициям и обычаям, дальнейшее развитие духовно-культурного обмена;
- обеспечение реализации Закона
Республики Бурятия "О языках народов Республики Бурятия";
- включение языков коренных малочисленных народов Республики Бурятия в программы учебных заведений, в частности, в районах их компактного проживания;
- совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития национальной культуры и языка, воспитание уважения к культуре, истории, языку народов России, мировым культурным ценностям;
- всемерная поддержка развития миротворческой деятельности всех конфессий республики, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, признание важной роли традиционных религий в воспитании чувства уважения и доверия между народами.
В международной и межрегиональной сфере:
- поддержка общественных национально-культурных объединений выходцев из Бурятии в различных регионах России, дальнем и ближнем зарубежье в их деятельности по удовлетворению национально-культурных запросов, сохранению и развитию родного языка, национальных традиций, укреплению связей с Бурятией;
- развитие связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
- развитие контактов с субъектами Российской Федерации по вопросам сотрудничества в сфере национальных отношений, культурного обмена.
IV. Механизмы и основные направления реализации Концепции
государственной национальной политики в Республике Бурятия
В целях реализации национальной политики планируется разработка республиканских целевых программ и планов мероприятий, осуществление в соответствии с федеральным и республиканским законодательством поддержки общественных объединений в области сохранения и развития этнических культур на уровне отдельных общин локального и экстерриториального характера.
Координация деятельности по реализации государственной национальной политики обеспечивается уполномоченным республиканским органом исполнительной власти. В решении государственных задач по осуществлению национальной политики важная роль отводится институтам гражданского общества.
Для реализации государственной национальной политики необходимо проведение следующих мер:
1) в сфере реализации положений федерального и республиканского законодательства в области межнациональных отношений:
- разработка правовых актов Республики Бурятия, направленных на реализацию федерального и республиканского законодательства в области межнациональных отношений, противодействия экстремизму и предупреждения конфликтов на национальной почве;
2) в сфере реализации социально-экономических программ:
- при принятии управленческих решений по социально-экономическому развитию Республики Бурятия учет особенностей межнациональных отношений в Республике Бурятия в интересах создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека независимо от национальной принадлежности;
- включение в республиканские целевые программы мер, направленных на национально-культурное развитие народов, удовлетворение их культурных, образовательных потребностей, учет традиционного образа жизни и сохранение среды обитания коренных малочисленных народов, укрепление мира и межнационального сотрудничества, улучшение экономического положения народов;
- оказание, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, поддержки общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие национального самосознания народа как составляющей российского патриотического гражданского сознания;
3) в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики:
- осуществление мер по формированию и развитию информационного пространства с учетом многонационального состава населения, использование возможностей всех средств информации и в первую очередь государственных для демонстрации достижений культур и традиций народов, проживающих в Республике Бурятия;
- разработка и реализация программ, направленных на распространение в СМИ идей толерантности и патриотизма, пропаганду позитивного опыта межэтнического сотрудничества в республике;
- разработка и обеспечение выпуска регулярных программ на языках народов, проживающих в Республике Бурятия, по каналам теле- и радиовещания;
- развитие книгоиздания, периодической печати, телевидения на языках народов, проживающих в Республике Бурятия;
4) научное обеспечение национальной политики:
- осуществление постоянного мониторинга межнациональных отношений, религиозной ситуации, в том числе демографического и экономического положения населяющих Республику Бурятия народов и иных этнических групп, в том числе состояния языков народов Республики Бурятия;
- оказание поддержки научным структурам, ведущим исследования в области реализации национальной политики и по проблемам межнациональных отношений;
- прогнозирование развития межнациональных отношений и этнокультурных процессов на территории Республики Бурятия с учетом развития их на территории всей России.