ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 08.02.2001 № 55
(ред. от 23.10.2001)
"О СОСТОЯНИИ МАТЕРИНСКОЙ СМЕРТНОСТИ И УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2001 - 2003 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2001 г. № 55
О СОСТОЯНИИ МАТЕРИНСКОЙ СМЕРТНОСТИ И УТВЕРЖДЕНИИ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2001 - 2003 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РБ от 23.10.2001 № 367)
В целях сохранения и укрепления здоровья женщин и детей, охраны репродуктивного здоровья населения, создания условий для рождения здоровых детей, улучшения показателей материнской и младенческой смертности Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Считать охрану материнства и детства приоритетным направлением работы Министерства здравоохранения Республики Бурятия.
2. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Безопасное материнство" на 2001 - 2003 годы.
3. Определить государственными заказчиками по реализации Республиканской целевой программы "Безопасное материнство" на 2001 - 2003 годы Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Администрацию города Улан-Удэ.
4. Министерству здравоохранения Республики Бурятия (Бальжиров Б.Г.), Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.), Бурятскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования (Логина О.В.) при разработке проектов бюджета на 2001 - 2003 годы предусматривать средства на реализацию Республиканской целевой программы "Безопасное материнство" на 2001 - 2003 годы.
5. Министерству здравоохранения Республики Бурятия (Бальжиров Б.Г.), Администрации г. Улан-Удэ (Айдаев Г.А.) в течение первого полугодия 2001 года подготовить предложения о реорганизации перинатальной службы.
6. Рекомендовать главам муниципальных образований республики выделять средства на выполнение Республиканской целевой программы "Безопасное материнство" на 2001 - 2003 годы.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по социальной политике Ханхалаева Е.К.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
В.Е.ГУЛГОНОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 08.02.2001 № 55
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 2001 - 2003 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РБ от 23.10.2001 № 367)
Паспорт Республиканской программы
"Безопасное материнство" на 2001 - 2003 годы
-----------------T------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦"Безопасное материнство" ¦
¦программы ¦ ¦
+----------------+------------------------------------------------+
¦Нормативная база¦- Приказ Министра здравоохранения Российской ¦
¦ ¦Федерации от 29.03.1996 "О президентской ¦
¦ ¦Программе "Дети России"; ¦
¦ ¦- Концепция охраны репродуктивного здоровья ¦
¦ ¦населения России на период 2000 - 2004 годы и ¦
¦ ¦план мероприятий по ее реализации, утвержденные ¦
¦ ¦Министерством здравоохранения Российской ¦
¦ ¦Федерации от 17.04.2000, Министерством труда и ¦
¦ ¦социального развития Российской Федерации от ¦
¦ ¦10.05.2000, Министерством образования Российской¦
¦ ¦Федерации от 05.05.2000 ¦
¦ ¦- Постановление Правительства Российской ¦
¦ ¦Федерации от 25.08.2000 № 625 "О федеральных ¦
¦ ¦целевых программах по улучшению положения детей ¦
¦ ¦в Российской Федерации на 2001 - 2002 гг." ¦
+----------------+------------------------------------------------+
¦Государственные ¦ Министерство здравоохранения Республики ¦
¦заказчики и ¦ Бурятия, Администрация г. Улан-Удэ ¦
¦разработчики ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+----------------+------------------------------------------------+
¦Цель программы: ¦ - создание условий для рождения желанных и ¦
¦ ¦здоровых детей; ¦
¦ ¦- улучшение показателей материнской, ¦
¦ ¦перинатальной и младенческой смертности; ¦
¦ ¦- сохранение и укрепление здоровья женщин и ¦
¦ ¦детей; ¦
¦ ¦- охрана репродуктивного здоровья населения, ¦
¦ ¦профилактика и снижение числа абортов ¦
+----------------+------------------------------------------------+
¦Сроки реализации¦- 2001 - 2003 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+----------------+------------------------------------------------+
¦Система контроля¦- контроль за реализацией программы ¦
¦за исполнением ¦осуществляется в установленном порядке ¦
¦Программы ¦Министерством здравоохранения Республики Бурятия¦
L----------------+-------------------------------------------------
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам, в целом здоровье населения и экономическое благополучие общества, является материнская смертность. В республике сохраняется высокий уровень риска материнской смертности, связанный с нарастанием негативных тенденций в состоянии здоровья беременных. В 1999 году данный показатель в республике вырос в 2,5 раза по сравнению с 1998 годом и превысил показатель Российской Федерации в 2 раза.
Основными причинами материнской смертности являются: высокая заболеваемость беременных, рожениц и родильниц анемиями, болезнями почек, заболеваниями сердечно - сосудистой системы, осложнения во время беременности, родов, послеродового периода, аборты на поздних сроках беременности, резкое снижение уровня жизни населения, отсутствие планирования в малообеспеченных семьях, ухудшение материально - технической базы и оснащения лечебных учреждений.
Социально - экономические проблемы за последнее десятилетие оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства. К наиболее общим проблемам здоровья населения республики относятся низкий уровень рождаемости (11,0 на 1000 чел. в 1999 г., по Российской Федерации - 8,8 в 1998 г.), высокий уровень смертности (12,6 на 1000 чел. в 1999 г., по Российской Федерации - 13,6 в 1998 г.), сохраняющийся с 1993 г. отрицательный естественный прирост населения.
Большая часть (53%) женского населения республики находится в детородном возрасте, т.е. способны к выполнению важнейшей биологической функции - воспроизводству потомства.
Неблагополучна динамика заболеваний репродуктивной сферы у женщин. Возросли воспалительные заболевания женских половых органов, расстройства менструальной функции, женское бесплодие. Ежегодно имеется тенденция роста социально значимых заболеваний, таких как туберкулез и венерические заболевания.
Продолжается снижение индекса здоровья у беременных женщин, в частности, отмечается рост числа страдающих анемией до 50%, болезнями почек - до 18% и системы кровообращения - до 6,9%. На этом фоне нарастают осложнения течения беременности, родов и послеродового периода. Удельный вес нормальных (без патологии) родов составил в 1999 г. 20,4% (в Российской Федерации - 31,8%).
Состояние здоровья матери, в первую очередь, отражается на качестве здоровья новорожденных. Из года в год увеличивается число недоношенных детей, новорожденных с врожденной патологией. Каждый четвертый ребенок рождается с признаками задержки развития и дефицитом веса. Особую тревогу вызывает уровень инфицирования новорожденных детей внутриутробными инфекциями, рождение детей с врожденным сифилисом.
Материально - техническая база и оснащенность медицинским оборудованием родовспомогательных учреждений республики остаются крайне низкими. Отстает уровень оснащения республиканского родильного дома, предназначенного оказывать высокоспециализированную помощь при осложненных родах. Материально - техническое оснащение не адекватно современным требованиям, предъявляемым к учреждению, где сконцентрированы беременные с тяжелой соматической и акушерской патологией.
Из-за высокой изношенности оборудования и инструментария в отдельных районных РТМО не обеспечиваются стандарты обследования и лечения беременных и больных женщин. Недостаточно проводится ультразвуковой скрининг на врожденные аномалии развития плода. Не решен вопрос исследования беременных женщин на внутриутробные инфекции, которые являются одной из основных причин заболеваемости беременных и новорожденных. Главами администраций не выделяются денежные средства на приобретение контрацептивов для женщин из малообеспеченных семей.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, создание оптимальных условий для рождения желанных и здоровых детей, улучшение показателей материнской и младенческой смертности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- создание необходимых условий для улучшения показателей материнской, перинатальной и младенческой смертности, сохранения и укрепления здоровья женщин, снижения числа абортов;
- снижение заболеваемости и улучшение состояния здоровья новорожденных;
- укрепление материально-технической базы учреждений акушерско-гинекологической и педиатрической служб;
- совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической и педиатрической помощи;
- улучшение лекарственного обеспечения населения;
- обеспечение социальной помощи женщинам из малообеспеченных семей;
- развитие стационарозамещающих видов медицинской помощи женщинам и детям;
- профилактика внутрибольничной инфекции в акушерских стационарах.
Основные направления реализации Программы
Основными программными мероприятиями являются:
- принятие неотложных мер для снижения материнской смертности в республике;
- укрепление материально-технической базы учреждений акушерско-гинекологической и педиатрической служб для внедрения современных технологий охраны материнства и детства;
- улучшение подготовки и повышения квалификации кадров акушерско-гинекологической и педиатрической служб;
- обеспечение эффективной и безопасной транспортировки беременных, рожениц, родильниц и детей.
Ресурсное обеспечение Программы
(в ред. Постановления Правительства РБ от 23.10.2001 № 367)
Организация управления Программой и
контроль за ходом ее реализации
Управление Программой обеспечивается Министерством здравоохранения Республики Бурятия. Министерство здравоохранения Республики Бурятия как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
Оценка эффективности и реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
- сохранить жизнь и здоровье матери и ребенка;
- внедрить новые формы охраны репродуктивного здоровья населения и обеспечения безопасного материнства;
- укрепить материально-техническую базу амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений акушерско-гинекологической и педиатрической служб;
- обеспечить современный уровень организации и качества акушерско-гинекологической, педиатрической помощи;
- снизить число осложнений беременности, родов, послеродового периода, абортов, а также показатели материнской и младенческой заболеваемости и смертности.
Экономическая эффективность отдельных мероприятий Программы:
- развитие стационарозамещающих технологий сэкономит 1800,0 тыс. рублей в год;
- снижение затрат на лечение одного новорожденного в неонатальной больнице даст экономию средств в сумме 5,0 тыс. рублей на число детей, не нуждающихся в госпитализации;
- организация мероприятий по предупреждению инфицирования рожениц, родильниц и новорожденных даст экономический эффект в размере 24000,0 тыс. рублей в год;
- снижение числа абортов на 25% позволит уменьшить затраты на 1800,0 тыс. рублей в год.
В целом экономия за три года составит: 27600,0 тыс. руб. х 3 = 82800,0 тыс. руб.
План мероприятий по реализации Республиканской целевой
программы "Безопасное материнство" на 2001 - 2003 годы