ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача по РБ от 04.06.2007 № 5
"О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 122, 07.07.2007, Официальный вестник № 54
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО
РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2007 г. № 5
О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ АТМОСФЕРНОГО
ВОЗДУХА НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
За 25 лет в Республике Бурятия уровень общей заболеваемости населения увеличился в 2,1 раза. По некоторым группам болезней, в том числе экологически значимым (новообразования, бронхиальная астма, аллергические риниты и др.), заболеваемость возросла в десятки раз. Наиболее неблагоприятная медико-демографическая ситуация наблюдается в промышленных городах и поселках с выраженным техногенным воздействием на атмосферный воздух.
В 2006 году в атмосферный воздух поступило более 95,9 тыс. тонн загрязняющих веществ, из них 66,6% приходится на выбросы промышленных предприятий г. Улан-Удэ, Селенгинского и Кабанского районов.
По данным наблюдений Бурятского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах республики не имеет тенденции к снижению. Ежегодно регистрируются превышения предельно допустимых концентраций по окислам азота, взвешенным веществам, формальдегиду, фенолу, бензапирену. Данные государственного санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия показывают, что 9,4% исследованных проб атмосферного воздуха в зоне влияния ТЭЦ-1 и ЛВРЗ превышают ПДК (фенола до 2,7 ПДК, формальдегида и серы диоксида до 1,2 ПДК, азота диоксида до 2,8 ПДК).
По результатам социально-гигиенического мониторинга установлена корреляционная зависимость между сезонным подъемом заболеваемости населения г. Улан-Удэ и уровнем концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. По данным комплексной работы по оценке риска, проведенной в рамках проекта РОЛЛ AMP США, риск развития дополнительных случаев заболеваемости и смертности от загрязнения атмосферного воздуха в г. Улан-Удэ составляет соответственно 12% и 17% от всей заболеваемости и смертности населения города.
Эти данные свидетельствуют о недостаточной эффективности системы охраны атмосферного воздуха населенных мест и наличии нарушений санитарного законодательства.
По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух за 2005, 2006 гг. из 82 промышленных предприятий 77% не соответствуют санитарным правилам. Выбросы загрязняющих веществ 67,4% предприятий создают превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) в жилой зоне. Временно согласованные выбросы (ВСВ) установлены для 32,6%. Из них планируемые и проводимые воздухоохранные мероприятия не позволяют достичь ПДВ у 71,4% предприятий. Сроки ВСВ устанавливаются на весь 5-летний срок действия проекта без экономического обоснования планируемых природоохранных мероприятий и оценки их эффективности. На промышленных предприятиях недостаточно применяются передовые научно-технические достижения, направленные на сокращение выбросов и уменьшение размеров санитарно-защитных зон. При обосновании воздухоохранных мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха не учитывается их приоритетность с позиций снижения опасности для здоровья населения.
Планировка городов и населенных пунктов республики не отвечает требованиям функционального зонирования и организации санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий. В границах нормативных СЗЗ ряда промышленных предприятий и отопительных котельных размещаются жилые дома. Действующие промышленные предприятия не имеют проекты организации, озеленения и благоустройства СЗЗ.
Производственный лабораторный контроль за качеством атмосферного воздуха на границах санитарно-защитных зон и в зонах влияния предприятий выполняется не на должном уровне, только на 19-ти промышленных предприятиях.
Не ведется учет загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах от автотранспорта, вклад которого в суммарное загрязнение атмосферы городов, по литературным данным, составляет 80 - 90%. Не проводятся мероприятия по рационализации дорожной сети, включающие строительство бессветофорных транспортных развязок, обводных и кольцевых дорог. Управлением Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РБ не проводится контроль токсичности отработавших газов автотранспорта на объектах дорожной сети в процессе эксплуатации транспортных средств.
Не отработана система информирования, оперативного реагирования и контроля за выполнением мероприятий по снижению выбросов в дни неблагоприятных метеоусловий.
Первостепенным мероприятием на пути к реализации природоохранного и санитарного законодательства и обеспечению прав граждан на безопасную среду обитания является разработка системы сводных расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Сводный проект нормативов ПДВ для г. Улан-Удэ выполняется в течение 2006 - 2007 гг. в рамках муниципального заказа Администрации г. Улан-Удэ.
По разработанному проекту нормативов предельно допустимых выбросов для г. Улан-Удэ и результатам расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ определены долевые вклады предприятий и объектов дорожной сети в формирование приземных концентраций вредных примесей. В связи с этим предложены мероприятия по сокращению выбросов промышленных предприятий и автотранспорта в атмосферный воздух, обеспечивающие соблюдение гигиенических нормативов, а также мероприятия по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). Определены расчетные границы объединенных санитарно-защитных зон групп предприятий для последующей разработки отдельных проектов организации и благоустройства СЗЗ.
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка:
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ принят 06.10.2003, а не 06.10.2006.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка:
Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" № 96-ФЗ принят 04.05.1999, а не 02.04.1999.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, снижения риска здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха, руководствуясь Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 г., № 14, ст. 1650), Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2006 № 131-ФЗ, Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" от 02.04.1999 № 96-ФЗ, постановляю:
1. Рекомендовать:
1.1. Органам муниципальных образований Республики Бурятия:
1.1.1. обеспечить планирование застройки, территориальное зонирование с учетом утвержденных в установленном порядке границ санитарно-защитных зон и санитарных разрывов предприятий и иных объектов;
1.1.2. обеспечить координацию работ по организации объединенных санитарно-защитных зон для групп предприятий и промышленных узлов;
1.1.3. обеспечить разработку и реализацию муниципальных целевых программ по охране атмосферного воздуха;
1.1.4. органам следующих муниципальных образований: г. Гусиноозерск, г. Кяхта, г. Северобайкальск, поселков Селенгинск, Каменск организовать разработку сводных проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух населенных мест в 2008 году;
1.1.5. согласовывать технические задания на разработку сводных проектов нормативов ПДВ населенных пунктов с Управлением Роспотребнадзора по РБ.
1.2. Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Бурятия (Путятин В.С.):
1.2.1. устанавливать сроки нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при наличии экономического обоснования воздухоохранных мероприятий, в том числе оценки экономического ущерба здоровью населения в зоне влияния выбросов загрязняющих веществ предприятий в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.02-78 "Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями" для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
1.2.2. обеспечить контроль за выполнением мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в дни неблагоприятных метеоусловий (НМУ) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
1.3. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Бурятия (Носков П.Л.):
1.3.1. устанавливать сроки нормативов предельно допустимых выбросов (ВСВ) загрязняющих веществ в атмосферу при наличии экономического обоснования воздухоохранных мероприятий, в том числе оценки экономического ущерба здоровью населения в зоне влияния выбросов загрязняющих веществ предприятий в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.02-78 "Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями" для объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
1.3.2. обеспечить контроль выполнения мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в дни неблагоприятных метеоусловий (НМУ) на объектах, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
1.3.3. организовать систему оперативного наблюдения и оповещения населения о риске неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения;
1.3.4. обеспечить разработку и реализацию республиканской целевой программы по охране атмосферного воздуха и снижению риска здоровью населения.
1.4. Министерству внутренних дел (Сюсюра В.Л.):
обеспечить инструментальный контроль за содержанием загрязняющих веществ в выхлопных газах автотранспорта на объектах дорожной сети населенных мест согласно "Правилам дорожного движения".
1.5. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия (Рубан В.А.):
1.5.1. обеспечить градостроительное зонирование территорий муниципальных образований с выделением зоны охраны питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, рекреационных, водоохранных зон (с особыми условиями использования территорий) и установления градостроительных регламентов;
1.5.2. обеспечить составление электронных топографических карт городов населенных пунктов республики.
1.6. Бурятскому Республиканскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Пронин В.Н.):
1.6.1. обеспечить размещение фоновых наблюдательных станций в соответствии с требованиями РД 52.04.186-89;
1.6.2. обеспечить разработку и оповещение прогнозов периодов неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с требованиями РД 52.04.52-85 "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях".
2. Руководителям предприятий, учреждений, имеющих источники загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
2.1. обеспечить организацию и проведение производственного контроля за качеством атмосферного воздуха на границах санитарно-защитных зон и в зонах влияния предприятий;
2.2. обеспечить разработку проектов организации, благоустройства санитарно-защитных зон;
2.3. разработать мероприятия по достижению ПДВ с проведением технико-экономического анализа соответствия передовым отечественным и зарубежным научно-техническим достижениям и учетом экономического ущерба здоровью населения;
2.4. использовать при разработке проектов нормативов ПДВ единую систему координат.
3. Восточно-Сибирскому территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (Баирову В.К.):
усилить надзор за выполнением действующих законодательных актов в области охраны атмосферного воздуха при выборе земельных участков под строительство, при проведении мероприятий по контролю и санитарно-эпидемиологической экспертизы на объектах, являющихся источниками воздействия на окружающую среду.
4. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия (Филиппов А.П., Макаров Л.В. начальники территориальных отделов):
4.1. усилить надзор за выполнением действующих законодательных актов в области охраны атмосферного воздуха при выборе земельных участков под строительство, при проведении мероприятий по контролю и санитарно-эпидемиологической экспертизы на объектах, являющихся источниками воздействия на окружающую среду;
4.2. осуществлять координирование деятельности государственных и ведомственных лабораторий по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха населенных мест для оценки риска здоровью населения.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возлагаю на заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Бурятия Мантатову Н.В.
Главный государственный
санитарный врач по
Республике Бурятия
А.Б.БОЛОШИНОВ