ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 24.05.2006 № 150
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 13.03.2002 № 74 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ДОРОГИ БУРЯТИИ XXI ВЕКА"
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 95, 30.05.2007, Официальный вестник № 30
"Собрание законодательства Республики Бурятия", № 6-7 (87-88), 2006
Вступил в силу с 24 мая 2006 года (пункт 3 данного документа).
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2006 г. № 150
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 13.03.2002 № 74 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ДОРОГИ БУРЯТИИ XXI ВЕКА"
С целью приведения Республиканской программы "Дороги Бурятии XXI века" в соответствие с постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.11.2005 № 357 "О передаче на безвозмездной основе в собственность муниципальных образований в Республике Бурятия имущества государственной собственности Республики Бурятия в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Бурятия от 13.03.2002 № 74 "Об утверждении Республиканской программы "Дороги Бурятии XXI века" следующие изменения:
1.1. В пункте 2 слова "Государственный комитет Республики Бурятия по управлению автомобильными дорогами (Гринчишин И.С.)" заменить словами "Республиканское дорожное агентство (Патрушев С.В.)".
1.2. Пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Установить, что на период действия Программы финансирование отдельных ее мероприятий подлежит ежегодному уточнению с учетом возможностей федерального и республиканского бюджетов.".
2. Республиканскую программу "Дороги Бурятии XXI века" изложить в новой редакции согласно приложению.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Приложение
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 24.05.2006 № 150
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДОРОГИ БУРЯТИИ XXI ВЕКА РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ПЕРИОД
ДО 2010 ГОДА С ПРОГНОЗОМ ДО 2020 ГОДА"
Паспорт
Республиканской целевой программы "Дороги Бурятии XXI века
республиканского значения на период до 2010 г. с прогнозом
до 2020 года"
----------------T-------------------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Республиканская целевая программа "Дороги Бурятии XXI века ¦
¦Программы ¦республиканского значения на период до 2010 г. с прогнозом до¦
¦ ¦2020 года" (далее - Программа) ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Дата принятия ¦Приказ Министерства промышленности, производственной ¦
¦решения о ¦инфраструктуры и технологий Республики Бурятия от 17.04.2005 ¦
¦корректировке ¦№ 33-пл. ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Государственный¦Республиканское дорожное агентство ¦
¦заказчик ¦ ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Основной ¦ОАО "Иркутскгипродорнии" ¦
¦разработчик ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
¦(организации) ¦ ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Цель и задачи ¦Цель Программы - обоснование перспектив совершенствования и ¦
¦Программы ¦развития сети автомобильных дорог республиканского значения ¦
¦ ¦на 2006 - 2010 гг. с прогнозом до 2020 года, способствующих ¦
¦ ¦созданию благоприятных условий экономического развития, ¦
¦ ¦освоению природных ресурсов, развитию туризма и ¦
¦ ¦внешнеэкономических связей, повышению уровня жизни населения.¦
¦ ¦Задачи Программы: ¦
¦ ¦1. сохранение и модернизация существующей сети автомобильных ¦
¦ ¦дорог общего пользования республиканского значения за счет ¦
¦ ¦ремонта, ликвидации недоремонта, повышения уровня содержания ¦
¦ ¦дорог и искусственных сооружений на них; ¦
¦ ¦2. приведение сети дорог по протяжению и техническому уровню ¦
¦ ¦в соответствие с потребностями экономики республики, ¦
¦ ¦развития туризма, приграничного сотрудничества, экологической¦
¦ ¦безопасности за счет строительства и реконструкции ¦
¦ ¦автомобильных дорог; ¦
¦ ¦3. сокращение количества деревянных мостов, паромных ¦
¦ ¦переправ, ликвидация аварийных мостов; ¦
¦ ¦4. совершенствование системы управления дорожным хозяйством; ¦
¦ ¦5. обеспечение стабильного финансирования и соблюдения ¦
¦ ¦инвестиционных приоритетов; ¦
¦ ¦6. целевые индикаторы Программы: ¦
¦ +----------------------------T----T--------------------T------+
¦ ¦ Наименование ¦Ед. ¦ этапы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦изм.+------T------T------+ за ¦
¦ ¦ ¦ ¦2006 -¦2011 -¦2016 -¦период¦
¦ ¦ ¦ ¦ 2010 ¦ 2015 ¦ 2020 ¦ ¦
¦ +----------------------------+----+------+------+------+------+
¦ ¦Увеличение протяженности ¦км ¦ 150¦ 138¦ - ¦ 288¦
¦ ¦автомобильных дорог общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пользования республиканского¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦значения с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦усовершенствованным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦покрытием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----------------------------+----+------+------+------+------+
¦ ¦Сокращение числа деревянных ¦штук¦ 27¦ 28¦ 99¦ 154¦
¦ ¦мостов на автомобильных +----+------+------+------+------¦
¦ ¦дорогах общего пользования ¦п. м¦ 1273¦ 525¦ 934¦ 2732¦
¦ ¦республиканского значения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+----------------------------+----+------+------+------+------+
¦Сроки и этапы ¦Период реализации Программы 2006 - 2010 гг. с прогнозом до ¦
¦реализации ¦2020 года. ¦
¦Программы ¦1-й этап - 2006 - 2010 гг.; ¦
¦ ¦2-й этап - 2011 - 2015 гг.; ¦
¦ ¦3-й этап - 2016 - 2020 гг. ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Перечень ¦Подпрограмм нет. ¦
¦подпрограмм и ¦Мероприятия: ¦
¦основных ¦- территориальная дорожная и инвестиционная политика; ¦
¦мероприятий ¦- определение объемов работ по содержанию и ремонту ¦
¦Программы ¦автомобильных дорог республиканского значения; ¦
¦ ¦- определение объемов работ по строительству и реконструкции ¦
¦ ¦автомобильных дорог республиканского значения; ¦
¦ ¦- формирование перспективной дорожной сети, развитие ¦
¦ ¦транспортных коридоров; ¦
¦ ¦- повышение безопасности дорожного движения; ¦
¦ ¦- ограничение воздействия автомобильных дорог на окружающую ¦
¦ ¦среду; ¦
¦ ¦- совершенствование проектно-сметного дела ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Хозяйствующие субъекты, определяемые государственным ¦
¦подпрограмм и ¦заказчиком на основе действующего законодательства ¦
¦основных ¦ ¦
¦мероприятий ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Объемы и ¦Всего по Программе, в ценах на начало 2006 г: ¦
¦источники ¦Территориальные автомобильные дороги республиканского ¦
¦финансирования ¦значения - ¦
¦Программы ¦Строительство и реконструкция ¦
¦ ¦31893,74 млн руб., из них по периодам: ¦
¦ ¦2006 - 2010 гг. - 8835,20 млн. руб.; ¦
¦ ¦в том числе средства: ¦
¦ ¦федерального бюджета <*> - 7621,19 млн. руб. ¦
¦ ¦республиканского бюджета - 1214,01 млн. руб. ¦
¦ ¦2011 - 2015 гг. - 11263,37 млн. руб., ¦
¦ ¦в том числе средства: ¦
¦ ¦федерального бюджета <*> - 9010,70 млн. руб. ¦
¦ ¦республиканского бюджета - 2252,67 млн. руб. ¦
¦ ¦2016 - 2020 гг. - 11795,17 млн. руб. ¦
¦ ¦в том числе средства: ¦
¦ ¦федерального бюджета <*> - 8256,62 млн. руб. ¦
¦ ¦республиканского бюджета - 3538,55 млн. руб. ¦
¦ ¦Ремонт и содержание (республиканский бюджет) ¦
¦ ¦6967,47 млн. руб., из них по периодам: ¦
¦ ¦2006 - 2010 гг. - 1488,28 млн. руб.; ¦
¦ ¦2011 - 2015 гг. - 2337,81 млн. руб.; ¦
¦ ¦2016 - 2020 гг. - 3141,38 млн. руб. ¦
¦ ¦Повышение безопасности движения (республиканский бюджет) ¦
¦ ¦205,69 млн. руб., из них по периодам: ¦
¦ ¦2006 - 2010 гг. - 53,00 млн. руб.; ¦
¦ ¦2011 - 2015 гг. - 55,00 млн. руб.; ¦
¦ ¦2016 - 2020 гг. - 97,69 млн. руб. ¦
¦ ¦Примечание: <*> Предполагаемое финансирование за счет статьи ¦
¦ ¦"субсидии из средств федерального бюджета в рамках реализации¦
¦ ¦федеральной адресной инвестиционной программы" ¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Протяжение сети территориальных автомобильных дорог ¦
¦результаты ¦республиканского значения увеличится на 550 км и составит ¦
¦реализации ¦3595 км. Значительно повысятся и ее качественные ¦
¦Программы ¦характеристики. ¦
¦ ¦Реализация программных мероприятий будет способствовать: ¦
¦ ¦- созданию новых рабочих мест, ¦
¦ ¦- сокращению уровня общей безработицы; ¦
¦ ¦- приросту денежных доходов населения; ¦
¦ ¦- приросту валового регионального продукта; ¦
¦ ¦- увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; ¦
¦ ¦- приросту промышленного и сельскохозяйственного производства¦
+---------------+-------------------------------------------------------------+
¦Система ¦Общее руководство и контроль за реализацией Программы ¦
¦организации ¦осуществляет государственный заказчик - Республиканское ¦
¦контроля над ¦дорожное агентство ¦
¦исполнением ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
L---------------+--------------------------------------------------------------
Общие сведения
Республиканская целевая программа "Дороги Бурятии XXI века республиканского значения на период до 2010 г. с прогнозом до 2020 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы, принятой Народным Хуралом Республики Бурятия от 16.03.2005.
При разработке Программы учтены основные положения Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы, Стратегии перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002 - 2010 годы, меры по сокращению отставания социально-экономического развития Республики Бурятия от среднероссийских показателей, предусмотренные Указом Президента Республики Бурятия от 29.03.2004 № 112; Концепции развития туризма в Республике Бурятия.
Корректировка Программы продиктована изменениями в дорожной отрасли, связанными с разграничением полномочий между органами государственной власти республики и органами местного самоуправления, на основании постановления Правительства Республики Бурятия № 357 от 11.11.2005.
Работа выполнена на основании приказа Министерства промышленности, производственной инфраструктуры и технологий Республики Бурятия от 17.04.2005 № 32-пл.
Необходимость данной работы увязана с постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.05.2005 № 174 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 24.03.2003 № 99 "О классификации территориальных автомобильных дорог общего пользования Республики Бурятия и пересмотре их перечня (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 21.01.2004 № 8, от 05.08.2004 № 180)".
В Программе учтены основные положения Государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации, одобренные постановлением Правительства РФ от 17.04.1999 № 438; Методические указания по разработке "Программы модернизации и развития сети автомобильных дорог Федерального округа в РФ на период до 2025 года (Российское дорожное агентство, Москва, 2002 г.); постановление Правительства Республики Бурятия от 03.04.2006 № 88 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 29.04.2003 № 161 "О регламентации разработки и реализации республиканских целевых программ".
Программа имеет комплексный характер и не включает в себя подпрограмм. Стратегия развития территориального дорожного комплекса предусматривается при наиболее реальном развитии производительных сил республики.
1. Анализ современного состояния дорожной сети
1.1. Анализ выполнения Программы "Дороги Бурятии XXI века"
на период до 2010 г. за 2001 - 2005 годы
Программой "Дороги Бурятии XXI века" на период до 2010 года с прогнозом до 2020 года, разработанной в 2001 году, определены основные направления развития и модернизации автомобильных дорог республики.
Учитывая ограниченность финансовых ресурсов, Программой в качестве приоритетного было принято направление обеспечения сохранности и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния существующей дорожной сети, сокращения накопленного значительного "недоремонта".
Выполнение Программы за период 2001 - 2005 годы составило:
Анализ выполнения Программы "Дороги Бурятии XXI века на
период до 2010 года с прогнозом до 2020 года", за период
2001 - 2005 годов
Строительство, реконструкция, ремонт автомобильных дорог
республики, км
Диаграмма не приводится.
Диаграмма 1.1.2
Объем финансирования дорожных работ в ценах 2006 года,
млн. руб.
Диаграмма не приводится.
Приведенные данные свидетельствуют о значительном отставании от показателей Программы по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог. За рассматриваемый период на территориальной сети автомобильных дорог было выполнено работ по строительству и реконструкции на 35,5 км, что составило около 9% от запланированного минимально необходимого объема.
Обеспеченность финансовыми ресурсами составила 14,0%. Основной причиной недовыполнения Программы по-прежнему остается недостаточное и нестабильное финансирование.
Несмотря на финансовые сложности, в этот период введены в постоянную эксплуатацию 18 мостовых переходов общей протяженностью 1185,5 п. м, среди них:
- в 2001 году - мостовой переход через р. Улзыта на автомобильной дороге Монды - Орлик длиной 35,15 п. м с подходами 1,038 км;
- в том же году - мост через р. Марикта-2 на автомобильной дороге Романовка - Багдарин общей длиной 53,25 п. м;
- в 2002 году - мостовой переход через р. Чикой на автомобильной дороге Мухоршибирь - Бичура - Кяхта, включающий 2 моста общей длиной 324,83 п. м и подходы к ним протяжением 2,6 км;
- в 2002 году - мост через р. Кичера длиной 172,4 п. м на автомобильной дороге Северобайкальск - Нижнеангарск - Кичера - Новый Уоян;
- в 2002 году - мостовой переход через р. Сухотко на км 55 автомобильной дороги Курумкан - Сахули - Улюнхан длиной 53,2 п. м с подходами 0,55 км;
- в том же году - мостовой переход через реку Марикта-1 на автомобильной дороге Романовка - Багдарин длиной 41,2 п. м с подходами 0,44 км;
- в 2003 году - мостовой переход через р. Алла на км 48,52 автомобильной дороги Курумкан - Сахули - Улюнхан длиной 53,2 п. м с подходами 0,55 км;
- в 2004 году - мостовой переход через р. Кодун на км 10 автомобильной дороги Кижинга - Чесан - Загустай - Хуртэй, включающий 2 моста общей длиной 172,6 п. м и подходы к ним протяжением 2,5 км;
- в том же году - мост через р. Уда длиной 140,4 п. м на автомобильной дороге Старая Курба - Новая Курба;
- в 2005 году - мостовой переход через р. Кодун на км 211 автомобильной дороги Улан-Удэ - Заиграево - Кижинга - Хоринск длиной 131,4 п. м с подходами 2,45 км.
После завершения работ по строительству и реконструкции сданы в эксплуатацию участки:
Территориальных автомобильных дорог:
- в 2003 году - Закаменск - Нурта - граница с Монголией, км 15 - км 20;
- в 2004 году - Таксимо - Усть-Муя, км 43 - км 51;
- в 2005 году - участки автомобильной дороги Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан, км 109 - км 119 и км 130 - км 135.
За период 2001 - 2005 гг. выполнен ремонт на 42,1 км территориальных автомобильных дорог и 47 мостов длиной 1605,9 п. м. Общая стоимость работ по ремонту составила в ценах на начало 2006 года 333,78 млн. руб.
На содержание автомобильных дорог и мостов было направлено 1075,03 млн. руб. в ценах на начало 2006 года, что составило 35,7% от общего объема финансирования.
Динамика состояния автомобильных дорог республики в результате реализации программных мероприятий в сравнении с состоянием на конец 2000 года приведена в таблице:
Таблица 1.1.2
---------------T----------T-----------T----------T----------T----------T----------¬
¦ Основные ¦ На ¦ Ha ¦ На ¦ Ha ¦ На ¦ На ¦
¦ показатели ¦01.01.2001¦0l.01.2002 ¦01.01.2003¦01.01.2004¦01.01.2005¦01.01.2006¦
+--------------+----------+-----------+----------+----------+----------+----------+
¦Общая ¦ 6688¦ 6700¦ 6721¦ 6754¦ 6773¦ 6778¦
¦протяженность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦автомобильных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дорог ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Из них с ¦ 6226¦ 6238¦ 6259¦ 6292¦ 6318¦ 6331¦
¦твердым ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦покрытием, км ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В том числе ¦ 3496¦ 3497¦ 3500¦ 3517¦ 3513¦ 3524¦
¦капитального и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦облегченного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦типов, км ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Переходные, км¦ 2730¦ 2741¦ 2759¦ 2775¦ 2805¦ 2807¦
¦Грунтовые, км ¦ 462¦ 462¦ 462¦ 462¦ 455¦ 447¦
L--------------+----------+-----------+----------+----------+----------+-----------
Диаграмма 1.1.3
Динамика структуры автомобильных дорог республики на начало
каждого года, (км)
Диаграмма не приводится.
За 5 последних лет протяженность сети автомобильных дорог увеличилась на 90 км (1,3%), с твердым покрытием на 105 км (1,7%), с усовершенствованными типами покрытий на 28 км (0,8%), протяженность грунтовых дорог уменьшилась на 15 км.
1.2. Анализ современного состояния дорожной сети
Общая протяженность дорог общего пользования на начало 2006 года составила 6778 км, из них 6331 км с твердым покрытием, что составляет 93,4% от общей протяженности.
По уровню развития сети автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 кв. км территории Республика Бурятия в Сибирском федеральном округе занимает 8-е место после Читинской области.
- Алтайский край - 86 км,
- Кемеровская область - 61 км,
- Омская область - 57 км,
- Новосибирская область - 55 км,
- Республика Хакасия - 41 км,
- Республика Алтай - 31 км,
- Читинская область - 23 км,
- Республика Бурятия - 18,0 км,
- Иркутская область - 16,0 км,
- Республика Тыва - 15 км,
- Томская область - 12 км,
- Красноярский край - 5,5 км.
Средняя плотность автомобильных дорог с твердым покрытием по Сибирскому федеральному округу составляет 18 км.
Сеть федеральных дорог республики составляет 831 км (12,3%), территориальных - 5947 км (87,7%).
Распределение сети дорог республики по категориям, км
Диаграмма 1.2.6
Федеральные
Диаграмма не приводится.
Диаграмма 1.2.7
Территориальные
Диаграмма не приводится.
Доля дорог с усовершенствованными типами покрытий в республике составляет 52,0% по отношению к аналогичному показателю по Сибирскому федеральному округу - 50%, по России - 68,4%. Доля грунтовых дорог - 6,6%, по Сибирскому федеральному округу - 11,7%, по России - 9,1%.
Основу автодорожной сети республики составляют 3 федеральные автомобильные дороги: М-55 "Байкал" от Челябинска через Иркутск, Улан-Удэ, до Читы протяжением 432 км, А-164 Култук - Монды протяжением в пределах территории республики 180 км, находящаяся в ведении управления автомобильной магистрали "Красноярск - Иркутск" (Упрдор "Прибайкалье"), А-165 Улан-Удэ (автомобильная дорога "Байкал") - Кяхта до границы с Монголией протяжением 219 км. Дороги имеют обширный район тяготения, обслуживают связи субъектов Сибирского федерального округа между собой и другими регионами России.
Степень загруженности федеральных автомобильных дорог наибольшая. Вдоль их сосредоточена основная часть населения республики и наиболее развита экономическая деятельность.
Уровень транспортно-эксплуатационного состояния покрытий, оцениваемый в зависимости от процента протяженности дорог с твердым покрытием, составляет 100%, при этом 100% с асфальтобетонным покрытием.
Территориальная сеть дорог общего пользования представлена переходными - 47% и усовершенствованными - 45,5% типами покрытий, 447 км (7,5%) остаются пока грунтовыми.
На основании постановления Правительства Республики Бурятия от 24.05.2005 № 174 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 24.03.2003 № 99 "О классификации территориальных автомобильных дорог общего пользования Республики Бурятия и пересмотре их перечня (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 21.01.2004 № 8, от 05.08.2004 № 180)" были внесены изменения в отношении классификации территориальных автомобильных дорог республики общего пользования.
В целях разграничения полномочий между органами государственной власти республики и органами местного самоуправления в отношении автомобильных дорог в ведении Республиканского дорожного агентства находятся только дороги, имеющие республиканское значение.
Территориальная сеть местного значения передана в управление муниципальных образований.
Основные территориальные дороги республиканского значения представлены ответвлениями от федеральной дороги "Байкал" в меридиональном направлении: Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан (402 км), Улан-Удэ - Романовка - Чита (507 км), Гусиноозерск - Петропавловка - Закаменск (289 км), Мухоршибирь - Бичура - Кяхта (222 км), Улан-Удэ - Заиграево - Кижинга - Хоринск (214 км).
В общей сети автомобильных дорог республики дороги высших категорий (I - II) составляют 228 км или 3,4%.
Обеспеченность связей между населенными пунктами республики с ее центром по дорогам с твердым покрытием составляет 91%. Не имеют связей два административных района, 1 город республиканского подчинения, 10 поселков городского типа и 67 сельских населенных пунктов.
Не менее сложной и серьезной проблемой является транспортно-эксплуатационное состояние автодорожных мостов и путепроводов. Из 694 мостов на территориальных дорогах 352 (7262 п. м) или 34% остаются деревянными. Средняя их длина составляет 20,6 п. м.
Наличие деревянных мостов на автомобильных дорогах
республиканского значения, пог. м
Диаграмма не приводится.
Диаграмма 1.2.8
Наличие деревянных мостов на автомобильных дорогах местного
значения, пог. м
Диаграмма не приводится.
На территориальных дорогах республиканского значения насчитывается 53 моста общей длиной 1076,5 п. м, находящихся в неудовлетворительном состоянии, и 10 мостов (505,1 п. м) - в аварийном состоянии. Около 40% мостов (2732 п. м) на республиканских дорогах - деревянные. На местной сети деревянные мосты составляют 65%, что соответствует почти половине их суммарной длины.
На дорогах Бурятии общего пользования имеется 5 паромных переправ.
1.3. Прогноз транспортных потоков и оценка степени
соответствия параметров дорог интенсивности движения
На основе прогноза социально-экономического и транспортного развития, грузовых и пассажирских автомобильных перевозок, уровня автомобилизации населения Республики Бурятия выполнен прогноз интенсивности движения на сети дорог республиканского значения.
Данные об интенсивности движения представлены в приложении 5.
Степень соответствия существующих параметров сети автомобильных дорог республиканского значения существующим размерам движения составляет 85%, прогнозируемым размерам движения - 65%.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации
Программы
2.1. Основные цели и задачи, территориальная дорожная и
инвестиционная политика
Основная цель Программы - обоснование перспектив совершенствования и развития сети автомобильных дорог республиканского значения, способствующих созданию благоприятных условий экономического развития, освоению природных ресурсов, развитию туризма и внешнеэкономических связей, повышению уровня жизни населения.
Программа разработана на период 2006 - 2010 гг. с прогнозом до 2020 года.
Анализ сложившейся ситуации и прогноз развития экономики определили следующие основные задачи в дорожной отрасли на планируемый период по этапам:
1. Сохранение и модернизация существующей сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения за счет ремонта, ликвидации недоремонта, повышения уровня содержания дорог и искусственных сооружений на них:
2. Приведение сети дорог по протяжению и техническому уровню в соответствие с потребностями экономики республики, развития туризма, приграничного сотрудничества, экологической безопасности за счет строительства и реконструкции автомобильных дорог:
4. Совершенствование системы управления дорожным хозяйством.
5. Обеспечение стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов.
Целевые индикаторы реализации инвестиционных приоритетов в рассматриваемом периоде:
Период реализации Программы 2006 - 2010 гг. с прогнозом до 2020 года, в том числе по этапам:
- 1-й этап - 2006 - 2010 гг.;
- 2-й этап - 2011 - 2015 гг.;
- 3-й этап - 2016 - 2020 гг.
3. Система программных мероприятий
3.1. Содержание и ремонт территориальных автомобильных
дорог республиканского значения
На основе анализа фактически сложившихся показателей о выполнении работ по ремонту и содержанию территориальной сети автомобильных дорог республики, в соответствии с основными направлениями дорожной политики, целями и задачами Программы были рассчитаны объемы работ, необходимые для обеспечения требуемого транспортно-эксплуатационного состояния сети территориальных дорог и повышения безопасности дорожного движения.
За период 2006 - 2010 годы запланировано выполнить ремонтные работы с усилением дорожной одежды на 193 км дорог с усовершенствованными покрытиями и произвести ремонт мостов общей протяженностью 809 п. м.
Распределение инвестиционных ресурсов между различными направлениями приведено в таблице 3.1.1.
За период 2010 - 2020 гг. запланировано отремонтировать 464 км дорог республиканского значения. Намеченные Программой объемы ремонтных работ позволят к концу расчетного периода снизить недоремонт на дорогах на 73%.
Расчетный прогноз ожидаемой ликвидации недоремонта автомобильных дорог Республики Бурятия к концу расчетного периода приведен в приложении 6.
Общий объем финансирования работ по ремонту дорог республиканского значения и сооружений на них за период 2006 - 2010 гг. - 514,42 млн. руб., содержанию 973,87 млн. руб.
3.2. Строительство и реконструкция территориальных
автомобильных дорог
Перечень объектов, включенных в Программу, с указанием основных технико-экономических показателей приведен в таблице 3.2.1.
За период 2006 - 2010 гг. Программой предусмотрено построить и реконструировать 388,09 км дорог, 2564,88 п. м мостов.
Основные объемы строительства и реконструкции предстоит осуществить на территориальных автомобильных дорогах республиканского значения, обеспечивающих межрайонные транспортные связи.
Общий объем инвестиционных затрат на выполнение программы по строительству и реконструкции территориальных автомобильных дорог республики на период 2006 - 2010 годы составит 8835,20 млн. рублей в ценах 2006 г., на период 2011 - 2015 гг. - 11263,37 млн. руб., на период 2016 - 2020 гг. - 11795,17 млн. руб.
3.3. Показатели состояния сети территориальных дорог
республиканского значения по периодам реализации Программы
За период реализации Программы 2006 - 2010 гг. с прогнозом на 2020 г. общая протяженность территориальных дорог республиканского значения возрастет с 3045 км на начало 2006 года до 3595 км к концу расчетного периода. Прирост протяженности составит 550 км, из них за счет формирования сквозного межрегионального транспортного коридора 224 км, строительства новых направлений дорог - 176 км, перевода перспективных направлений местных дорог - 150 км.
Возрастет протяженность дорог с капитальным и облегченным типом покрытия, будут ликвидированы грунтовые участки на территориальных дорогах республиканского значения.
3.4. Формирование системы платных автомобильных дорог
В качестве платных дорожных объектов могут рассматриваться вновь строящиеся или находящиеся в незавершенном строительстве автомобильные дороги, мосты, путепроводы с подходами к ним.
В качестве платных дорожных объектов в предстоящий период будут рассматриваться в первую очередь:
- автомобильные дороги, обслуживающие преимущественно концентрированные транзитные потоки;
- мостовые переходы, обеспечивающие резкое сокращение дальности поездки и перевозки грузов по сравнению с альтернативными маршрутами.
Организация платных дорог экономически оправдана, как правило, на дорогах с фактической интенсивностью движения не менее 15 тыс. автомобилей в сутки. Существующий уровень интенсивности движения на федеральных дорогах республики 2 - 3 тыс. авт. в сутки.
3.5. Мероприятия по обеспечению сохранности автомобильных
дорог и повышению безопасности дорожного движения
Обеспечение безопасности движения на автомобильных дорогах республики в любой период года и в любых погодных условиях является первоочередной задачей дорожных организаций.
За период 2001 - 2005 годы на автомобильных дорогах республики произошло дорожно-транспортных происшествий:
Таблица 3.5.1
---------------------T--------------------------¬
¦ Показатели ¦ Рассматриваемый период ¦
¦ аварийности +----T-----T----T-----T----+
¦ ¦2001¦2002 ¦2003¦2004 ¦2005¦
¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+--------------------+----+-----+----+-----+----+
¦Всего ДТП ¦ 296¦ 361¦ 472¦ 514¦ 513¦
¦Количество погибших ¦ 99¦ 115¦ 151¦ 161¦ 117¦
¦Количество раненых ¦ 391¦ 455¦ 643¦ 766¦ 742¦
¦из них по причине ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦неудовлетворительных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дорожных условий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Всего ДТП ¦ 59¦ 69¦ 71¦ 64¦ 90¦
¦Количество погибших ¦ 20¦ 23¦ 23¦ 15¦ 23¦
¦Количество раненых ¦ 64¦ 91¦ 100¦ 96¦ 136¦
L--------------------+----+-----+----+-----+-----
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являлись нарушения правил дорожного движения: несоответствие скорости движения конкретным условиям, несоблюдение очередности движения, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
Ярко выраженных мест концентрации ДТП на автомобильных дорогах республики не отмечено. Сопутствующие дорожные условия, это, как правило, низкие сцепные качества покрытия в период снегопадов и гололеда.
Комплекс мер по сокращению аварийности на автомобильных дорогах предусмотрен Государственной программой повышения безопасности дорожного движения:
- улучшение содержания и совершенствование технического состояния автомобильных дорог;
- усиление контроля над эксплуатационным состоянием автомобильных дорог общего пользования;
- проведение сезонных обследований дорожной сети;
- обеспечение обустройства мест производства работ дорожными знаками, направляющими ограждениями и сигнальными устройствами по согласованию с ГИБДД;
- контроль за безопасным проездом автотранспорта через ледовые и паромные переправы;
- обеспечение содержания и обустройства железнодорожных переездов в строгом соответствии с требованиями;
- проведение на дорогах общего пользования проверок технического состояния дорожных знаков;
- обеспечение регулярного оповещения участников дорожного движения об изменении погодных условий на дорогах;
- организация весового контроля тяжеловесных транспортных средств, в целях предотвращения разрушений покрытия проезжей части дорог, а также в целях проверки состояния водителей и принадлежности транспортных средств. Пункты весового контроля планируется разместить в г. Улан-Удэ на выходе автомобильных дорог: Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан и Улан-Удэ - Романовка - Чита. В настоящее время действует только один передвижной ПВК на автомобильной дороге Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан (п. Березовка).
На реализацию мероприятий по повышению безопасности движения на дорогах республики потребуется 205,69 млн. рублей:
Таблица 3.5.2
----------------------------------T-----T------T---------¬
¦ Наименования ¦Еди- ¦Объем ¦ Затраты ¦
¦ ¦ницы ¦ ¦ в ценах ¦
¦ ¦изме-¦ ¦на начало¦
¦ ¦рения¦ ¦ 2006 г.,¦
¦ ¦ ¦ ¦млн. руб.¦
+---------------------------------+-----+------+---------+
¦1. Приобретение диагностической ¦шт. ¦ 1¦ 0,18¦
¦лаборатории, специальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦автомобилей ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Выполнение работ, направленных¦млн. ¦ ¦ 205,69¦
¦на повышение уровня ¦руб. ¦ ¦ ¦
¦безопасности дорожного движения ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.1. Изготовление и установка ¦шт. ¦ 91800¦ 17,67¦
¦дорожных знаков, указателей ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2. Изготовление и установка ¦п. м ¦ 54000¦ 12,42¦
¦барьерных ограждений ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3. Изготовление и установка ¦шт. ¦ 15000¦ 3,15¦
¦оградительных, сигнальных тумб ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.4. Устройство дорожной разметки¦км ¦ 12000¦ 9,60¦
¦2.5. Устройство и ремонт ¦шт. ¦ 80¦ 3,51¦
¦посадочных площадок ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.6. Устройство площадок отдыха ¦шт. ¦ 3¦ 0,16¦
¦2.7. Устройство съездов с твердым¦шт. ¦ 100¦ 5,85¦
¦покрытием ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.8. Укрепление обочин ¦км ¦ 1500¦ 65,55¦
¦2.9. Устройство повышенного ¦п. м ¦ 3000¦ 23,30¦
¦колесоотбойного бруса на ¦ ¦ ¦ ¦
¦искусственных сооружениях ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.10. Повышение коэффициента ¦км ¦ 1500¦ 61,70¦
¦сцепления покрытий (поверхностная¦ ¦ ¦ ¦
¦обработка) ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Создание и совершенствование ¦млн. ¦ ¦ 0,7 ¦
¦автоматизированного банка ¦руб. ¦ ¦ ¦
¦дорожных данных ¦ ¦ ¦ ¦
¦(совершенствование компьютерных ¦ ¦ ¦ ¦
¦программ) ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Создание общей базы данных по ¦млн. ¦ ¦ 1,0 ¦
¦состоянию дорожной сети ¦руб. ¦ ¦ ¦
¦(электронная карта республики) ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Выявление участков ¦млн. ¦ ¦ 0,9 ¦
¦концентрации ДТП ¦руб. ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----+------+---------+
¦Всего: ¦млн. ¦ ¦ 205,69¦
¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----+------+---------+
¦Реконструкция железнодорожных ¦шт. ¦ 12¦ 2,40¦
¦переездов ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------------+-----+------+----------
3.6. Оценка воздействия на окружающую природную среду и меры
по снижению негативного воздействия
Автомобильные дороги, как и любые другие технические сооружения, оказывают влияние на состояние и качественные параметры природных систем.
Основными критериями антропогенного воздействия от намечаемой деятельности по развитию краевой сети автодорог являются:
- изъятие ценных и малоценных земель;
- нарушение естественных форм рельефа;
- загрязнение атмосферы выбросами вредных веществ, как в период строительства, так и в период эксплуатации дорог;
- загрязнение водной среды.
Стоимость природоохранных мероприятий складывается не только из компенсационных затрат, но и из стоимости мероприятий, направленных на смягчение воздействия сооружения (автомобильной дороги) на окружающую природную среду.
Стоимость природоохранных мероприятий и затрат, намеченных Программой на период 2006 - 2010 гг., определилась на основе опыта проектировщиков, в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, нормативной, инструктивно-методической документации, по объектам, аналогам.
Из общей суммы затрат по смягчению экологического ущерба, которая может составлять до 11,5% от сметной стоимости строительства, направляется:
- 1,25% на компенсацию ущерба рыбоводческим, лесным и охотничьим угодьям;
- 5,8% для обеспечения мер безопасности движения и инженерные сооружения, обеспечивающие охрану окружающей среды, такие как освещение, барьерные ограждения, противошумовые барьеры, системы водоотвода и стока,
- 4,45% на более серьезные мероприятия по защите окружающей среды, такие как рекультивацию временно занимаемых земель (3,0%), посадку лесозащитных полос вдоль дорог (1,4%), берегоукрепление и мониторинг (0,05%).
Сумма затрат на природоохранные мероприятия, учтенные в общих инвестиционных затратах на строительство и реконструкцию дорог, определена в базовых ценах и составляет:
3.7. Совершенствование системы управления дорожным
хозяйством
Основными направлениями совершенствования системы управления на перспективу являются:
- повышение действенности государственной политики в дорожном хозяйстве, направленной на удовлетворение потребностей населения, экономики и государства в перевозках по автомобильным дорогам, совершенствование единой экономической, научно-технической, инновационной, инвестиционной, кадровой, социальной политики в дорожном хозяйстве;
- улучшение управления автомобильными дорогами и имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования, повышение их транспортно-эксплуатационного состояния;
- усиление координации развития сети автомобильных дорог общего пользования республики, взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти в целях формирования единой дорожной сети, создания условий для обеспечения единства экономического пространства, повышение эффективности транспортного обслуживания, экологической безопасности.
Система государственного управления дорожным хозяйством республики охватывает сеть территориальных дорог общего пользования республиканского значения, относящихся к собственности Республики Бурятия.
Взаимодействие республики и центра, основанное на заинтересованности в согласованном развитии территориальных дорог республиканского значения, будет осуществляться путем:
- совершенствования и обеспечения соблюдения единой нормативно-правовой базы по основным направлениям деятельности дорожного хозяйства;
- совместной разработки и реализации региональных программ развития сети автомобильных дорог.
Особое значение в качестве механизма взаимодействия регионов и центра приобретает совершенствование механизма распределения субвенций и дотаций территории из федерального бюджета РФ.
В целях осуществления единой государственной экономической, научно-технической, инновационной, инвестиционной, кадровой политики в дорожном хозяйстве, как одного из важнейших условий совершенствования единой сети автомобильных дорог общего пользования, необходимо:
- повышение эффективности управления реализацией дорожных проектов;
- создание современной системы мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог и режимов движения транспортных средств;
- совершенствование конкурсной системы размещения заказов на проведение дорожных работ;
- повышение действенности системы управления качеством дорожных работ;
- совершенствование лицензирования дорожной деятельности, сертификации и метрологического обеспечения дорожного хозяйства.
3.8. Совершенствование проектно-сметного дела
В рамках реализации Программы должны быть предусмотрены следующие основные направления совершенствования проектно-сметного дела:
- совершенствование методологии проектирования дорожных объектов;
- формирование рынка проектных работ.
К основным задачам совершенствования методологии проектирования относятся: максимальная ориентация проектных решений на интересы пользователей дорог, повышение роли обоснований инвестиций с ориентацией их на эффективное решение комплексной сетевой транспортной задачи и ускорение экономического и социального развития территории.
В целях оптимального расходования средств проектирование дорожных объектов должно осуществляться в четыре стадии:
- программа развития дороги (ПРД) или сети дорог;
- обоснование инвестиций (ОИ) в строительство или реконструкцию дороги;
- проект (П) на строительство или реконструкцию дороги;
- рабочая документация (РД).
В программе развития дороги производится определение приоритетов развития, выделяются участки, требующие первоочередного инвестирования. При этом должна быть рассмотрена возможность обеспечения нормального функционирования дороги путем проведения ремонтов, реконструкции или нового строительства. В качестве первоочередной задачи сохранения и использования средств рассматривается максимальное использование существующей дороги.
На стадии обоснования инвестиций производится выбор трассы дороги, определяются основные проектные решения и параметры, которые должны затем стать основой задания на разработку проекта и приглашения к конкурсу на его составление. ОИ в строительство и реконструкцию должны предусматривать решение вопросов подготовки материалов для отвода и выкупа земель, резервирования земель придорожных полос с учетом будущего развития дорог и обеспечения экологической безопасности в зоне влияния объекта, комфортности проживания населения на прилегающих территориях.
При разработке проекта (П) производится назначение и выбор лучших конструктивных решений, определение сметной стоимости работ. Главным средством оптимизации расходования средств на этой стадии является заключение договоров подряда на основе торгов. В составе проекта разрабатывается тендерная документация, целью которой является формирование требований к ведению работ, качеству продукции, условиям оплаты и гарантиям.
На стадии РД, которая может разрабатываться и подрядчиком, предусмотрено детализировать конструкции и строительные процессы.
Реализацию проектов предусмотрено осуществлять только по проектам, получившим положительное заключение государственных экспертиз. Государственную экспертизу проектной документации предусмотрено проводить с привлечением широкого круга независимых специалистов.
Стоимость проектно-изыскательских работ, определенная на основании проектов-аналогов, разработанных в соответствии с последними требованиями, должна быть не менее 4 - 5% от стоимости строительства.
3.9. Меры по созданию и сохранению рабочих мест для
трудоустройства высвобождаемых работников других отраслей
Создание и развитие автомобильных дорог помогает решить задачу обеспечения занятости населения.
Для использования трудовых ресурсов, высвобождаемых из других отраслей экономики республики, внедряется система общественных работ, которая призвана обеспечить:
- удовлетворение потребностей в выполнении дорожных работ, носящих временный или сезонный характер.
Реализация Программы потребует привлечения значительных трудовых ресурсов, что будет способствовать решению социальных проблем региона. Увеличение численности занятого населения на дорожных работах составит 10 - 15% по отношению к текущему периоду.
Потребуются дополнительные трудовые ресурсы в дорожно-строительной индустрии, дорожном машиностроении, сфере обслуживания объектов придорожной инфраструктуры. Должна быть создана система подготовки и переподготовки кадров.
Основным резервом для пополнения численности работающих в дорожном хозяйстве будут:
- работники части строительных организаций,
- люди, потерявшие работу в других отраслях,
- уволенные в запас военнослужащие,
- беженцы и переселенцы.
На подготовку кадров в рамках Программы предусматриваются затраты из территориального дорожного фонда в пределах 0,5 - 1%.
3.10. Обеспечение нормативного качества дорожных работ
С целью обеспечения нормативного уровня качества дорожных работ Программой предлагается реализовать мероприятия в следующих основных направлениях:
- создание сквозной системы управления качеством дорожного комплекса, основанной на международных стандартах серии ИСО 9000. В рамках настоящего направления предполагается составление, внедрение и сертификация Системы качества Республиканского дорожного агентства с точки зрения оптимизации инвесторских и иных управленческих процессов с одновременным стимулированием создания подобных систем в подрядных дорожных организациях республики;
- повышение надежности и оперативности надзора за технико-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог и искусственных сооружений, а также совершенствование методов контроля качества дорожно-строительных материалов и дорожных работ при одновременном снижении стоимостных затрат на выполнение контрольных испытаний.
В ходе решения поставленных задач должны быть реализованы следующие мероприятия:
- усиление контроля качества выпускаемой проектно-сметной документации;
- модернизация системы диагностики автомобильных дорог путем расширения ее пользовательских возможностей для решения вопросов инвентаризации, паспортизации, учета имущества;
- внедрение новых неразрушающих методов контроля устройства дорожных одежд и конструкций искусственных сооружений с использованием современных приборов и оборудования;
- совершенствование методов лабораторных испытаний дорожно-строительных материалов;
- совершенствование комплексной многоступенчатой системы контроля качества работ на базе системной иерархии:
- технический надзор со стороны Заказчика;
- авторский надзор со стороны проектной организации;
- инженерное сопровождение строительства со стороны независимых инжиниринговых организаций;
- повышение действенности производственного контроля качества выполняемых работ лабораторными и техническими службами подрядных организаций;
- повышение квалификации специалистов дорожного хозяйства.
Для реализации указанных выше мероприятий необходимо:
- произвести внедрение передвижной видеолаборатории для выполнения работ по инвентаризации и учету имущества, а также формирование видеобанка дорожных данных с целью обоснованного назначения участков первоочередного ремонта по результатам компьютерного анализа;
- безусловно осуществлять обязательный контроль качества основными службами Заказчика всей поступающей проектно-сметной документации;
- произвести доукомплектование лабораторной и геодезической служб необходимыми приборами и оборудованием.
4. Ресурсное обеспечение Программы
4.1. Определение потребностей в финансовых ресурсах
Общая сумма финансовых затрат на реализацию Программы совершенствования и развития автомобильных дорог республиканского значения на период до 2010 года составляет в ценах на начало 2006 года 10376,48 млн. руб. (26,0%), в целом по Программе - 39066,90 млн. руб.
Известны два источника финансирования работ в дорожной отрасли: федеральный бюджет по статье "субсидии из средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы" <*> и республиканский бюджет по статье "дорожное хозяйство".
Подробное обоснование инвестиционных затрат по каждому объекту и в целом по видам работ приведено в приложениях 2, 3, 4, сводные показатели в целом по Программе и источникам финансирования - в приложении 1.
4.2. Показатели потребности основных дорожно-строительных
материалов для реализации Программы
Значительное снижение стоимости строительства, реконструкции и ремонтных работ возможно при максимальном приближении точек поставки каменных строительных материалов к объектам строительства.
В целях обеспечения объектов строительства дорожно-строительными материалами необходимо проведение соответствующих разведочных работ.
Исходя из имеющейся информации обеспеченности дорожно-строительными материалами территории подготовка необходимых запасов дорожно-строительных материалов представляется как отдельное "направление" Программы, где можно выделить первоочередные направления и районы для выполнения этих работ.
Финансовые затраты на материалы учтены в стоимости работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию.
5. Оценка ожидаемой эффективности и социально-экономических
и экологических последствий реализации Программы развития
сети автомобильных дорог
Экономическая эффективность инвестиционных затрат на планируемый объем работ по автомобильным дорогам определена в соответствии с "Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и отбору их для финансирования (вторая редакция)", утвержденными Минстроем, Минэкономики, Минфин РФ от 26.06.1999 № ВК 477. Кроме того, учтены интерпретации указанных "Рекомендаций" применительно к дорожной отрасли "Руководство по оценке эффективности инвестиций в дорожные проекты". Расчет экономической эффективности выполнен с использованием компьютерной модели "АвтоДорИнвест", разработаной исследовательской консультационной фирмой "Альт" (Санкт-Петербург) совместно с ОАО "Иркутскгипродорнии".
Затраты пользователей на эксплуатацию транспортных средств определены для различных дорожных условий с учетом природных климатических условий области.
Экономия времени на поездках оценена исходя из скорости передвижения по дорогам до и после осуществления Программы по совершенствованию сети дорог с соотнесением сбереженного времени пассажирами и владельцами транспортных средств к величине заработной платы.
Экономия на затратах от дорожно-транспортных происшествий по всем объектам определена расчетным путем в зависимости от улучшения дорожных условий, обеспечивающих безопасность движения после реализации Программы, и в существующих условиях движения.
Выполнен экономический анализ, оценка соотношений выгод от реализации проектных решений и потока затрат на их осуществление по каждому объекту в течение определенных временных границ.
Основными критериями экономической эффективности затрат является чистый дисконтированный доход (ЧДД), а также показатель соотношения чистого дисконтированного дохода к инвестиционным затратам. Одним из дополнительных расчетных показателей эффективности принят срок окупаемости, т.е. период времени возмещения издержек.
Расчетные экономические показатели Программы приведены в таблице:
Экономические показатели Программы свидетельствуют об эффективности намеченных мероприятий по развитию и совершенствованию сети автомобильных дорог республики. Реализация программных мероприятий будет способствовать:
- созданию новых рабочих мест;
- сокращению уровня общей безработицы;
- приросту денежных доходов населения;
- приросту валового регионального продукта;
- увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, приросту промышленного и сельскохозяйственного производства.
При выборе объектов автомобильных дорог для включения в первоочередные при формировании списка учитывались экономические, финансовые, распределительные и учрежденческие аспекты Программы.
Перечень автомобильных дорог и сооружений на них по очередности выполнения работ приведен в приложениях 2, 3.
Приложение 1
к Республиканской
целевой программе
"Дороги Бурятии XXI века
республиканского значения"
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ "ДОРОГИ
БУРЯТИИ XXI ВЕКА РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ" НА ПЕРИОД ДО
2010 ГОДА С ПРОГНОЗОМ ДО 2020 Г. В ЦЕНАХ НА НАЧАЛО 2006 Г.
<*> Примечание. Предполагаемое финансирование строительства и реконструкции автомобильных дорог за счет статьи "субсидии из средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы".
Приложение 2
к Республиканской
целевой программе
"Дороги Бурятии XXI века
республиканского значения"
ПЕРЕЧЕНЬ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКАНСКОГО
ЗНАЧЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К СТРОИТЕЛЬСТВУ И РЕКОНСТРУКЦИИ НА
ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Приложение 4
к Республиканской
целевой программе
"Дороги Бурятии XXI века
республиканского значения"
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПОТРЕБНОСТИ В ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСАХ
Стоимость работ на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог определена по утвержденным объектам-аналогам.
При определении стоимости строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог в текущих ценах на начало 2006 года применены индексы изменения стоимости по дорожной отрасли с учетом территориальных коэффициентов по письму Госстроя от 06.09.1990 № 14-Д и индексов-дефляторов, рекомендованных Минэкономразвития РФ.
В качестве объектов-аналогов приняты:
1. РП а/д Залари - Жигалово на участке Н. Уда - Чичково в Иркутской области.
2. РП а/д Видим - Прибойный на участке км 27 - 34 в Иркутской области.
3. РП а/д Челябинск - Чита на участке Тулюшка - Куйтун км 1548 - 1554.
4. РП на ремонт а/д Иркутск - Усть-Ордынский на км 53.
5. РП а/д Иркутск - Качуг на участке км 198 - 206.
6. РП а/д Усть-Кут - Улькан на участке Магистральный - Улькан км 180 - 184.
7. РП а/д Канск - Абан-Богучаны на участке км 188 - 198.
8. ИП а/д Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий км 34 - 64.
9. РП а/д Новосибирск - Иркутск на участке Алзамай - Замзор км 1291 - 1296.
10. РП на строительство автодороги "Байкал" на участке "Обход г. Иркутска", км 0 - 18.
11. Строительство путепровода на 446 км автодороги Тулун - Братск - Усть-Кут через ж/д Тайшет - Лена (571 км).
12. Мостовой переход через суходол на 33 км автодороги Тайшет - Чуна - Братск в Тайшетском районе в Иркутской области.
13. Ремонт моста ч/р Каторжанка на 46 км федеральной автодороги "Байкал" в Иркутской области.
14. Капитальный ремонт моста через ручей на 114 + 700 км федеральной автодороги М-55 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ в Иркутской области.
Затраты на содержание автомобильных дорог и сооружений на них приняты по расчетным показателям ОИ автомобильной дороги "Амур" - строящейся дороги от Читы через Невер, Свободный, Архару, Биробиджан до Хабаровска на участке км 0 - км 2165 (Основные организационные и технические решения по содержанию автомобильной дороги "Амур" Чита - Хабаровск).
На основании расчетов и анализа данных с учетом вышеизложенного средняя ориентировочная стоимость 1 км дороги определилась:
-----------------------------------T---------------¬
¦ Виды работ ¦ В ценах на 1 ¦
¦ ¦ квартал 2006 ¦
¦ ¦года, млн. руб.¦
+----------------------------------+---------------+
¦I. Строительство ¦ ¦
¦1.1. Территориальные дороги ¦ ¦
¦III категория (усовершенствованное¦ 32,7 ¦
¦покрытие) ¦ ¦
¦IV категория (переходное покрытие)¦ 10,8 ¦
¦V категория (переходное покрытие) ¦ 7,8 ¦
+----------------------------------+---------------+
¦II. Реконструкция ¦ ¦
¦2.1. Территориальные дороги ¦ ¦
¦III категория (усовершенствованное¦ 19,2 ¦
¦покрытие) ¦ ¦
¦IV категория (переходное покрытие)¦ 7,9 ¦
+----------------------------------+---------------+
¦III. Ремонт ¦ ¦
¦3.2. Территориальные дороги ¦ ¦
¦IV категория (переходное ¦ 6,3 ¦
¦покрытие) ¦ ¦
+----------------------------------+---------------+
¦IV. Ремонт (устройство покрытия в ¦ ¦
¦пределах существующей категории) ¦ ¦
¦4.1. Территориальные дороги ¦ ¦
¦II категория (усовершенствованное ¦ 19,1 ¦
¦покрытие) ¦ ¦
¦III категория (усовершенствованное¦ 12 ¦
¦покрытие) ¦ ¦
¦IV категория (переходное покрытие)¦ 3,4 ¦
¦V категория (переходное покрытие) ¦ 2,4 ¦
+----------------------------------+---------------+
¦V. Содержание дорог и сооружений ¦ ¦
¦II - III категории ¦ 0,100¦
¦(усовершенствованное покрытие) ¦ ¦
¦IV категория (переходное покрытие)¦ 0,159¦
¦Мосты и путепроводы (на 1 п. м) ¦ 0,016¦
L----------------------------------+----------------
Приложение 5
к Республиканской
целевой программе
"Дороги Бурятии XXI века
республиканского значения"
ПРОГНОЗ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ