ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 31.01.2007 № 22
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 30.07.2003 № 243 "О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2003 - 2010 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 19, 03.02.2007, Официальный вестник № 8
Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 3 данного документа).
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2007 г. № 22
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 30.07.2003 № 243 "О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА
2003 - 2010 ГОДЫ"
В целях создания материально-технической базы для реализации Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2003 - 2010 годы Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 30.07.2003 № 243 "О Республиканской целевой программе "Жилище" Республики Бурятия на 2003 - 2010 годы" (в редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 13.11.2006 № 363):
1.1. В паспорте Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2003 - 2010 годы:
- в разделе "Цель и задачи Программы" основные задачи дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Создание условий для развития организаций стройиндустрии и промышленности строительных материалов Республики Бурятия";
- раздел "Перечень подпрограмм и основных мероприятий" дополнить абзацем следующего содержания:
"подпрограмма по развитию организаций стройиндустрии и промышленности строительных материалов Республики Бурятия";
- раздел "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"обеспечение ежегодного темпа роста промышленного производства строительных материалов на 5 - 7,5%".
1.2. Дополнить Республиканскую целевую программу "Жилище" Республики Бурятия на 2003 - 2010 годы разделом 15 "Подпрограмма "Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов Республики Бурятия на 2007 - 2010 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Наименование таблицы 12.1 Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2003 - 2010 годы изложить в следующей редакции:
"Объем финансирования подпрограммы "Переселение граждан в Республике Бурятия из ветхого и аварийного жилищного фонда".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 31.01.2007 № 22
15. ПОДПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СТРОЙИНДУСТРИИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
Паспорт
подпрограммы "Развитие стройиндустрии и промышленности
строительных материалов Республики Бурятия на
2007 - 2010 годы"
Наименование Развитие стройиндустрии и промышленности
подпрограммы строительных материалов Республики Бурятия на 2007
- 2010 годы
Государственный Министерство строительства, архитектуры и жилищно-
заказчик коммунального хозяйства Республики Бурятия
подпрограммы
Разработчик Министерство строительства, архитектуры и жилищно-
подпрограммы коммунального хозяйства Республики Бурятия
Цель и задачи Целью подпрограммы является создание условий для
подпрограммы развития строительной индустрии и промышленности
строительных материалов Республики Бурятия в целях
удовлетворения потребности участников
инвестиционно-строительного процесса.
Задачи:
- определение стратегических направлений по
модернизации, реконструкции и строительству новых
мощностей по базовым производствам отрасли,
рассчитанных на дальнейшую перспективу в
соответствии со стратегией перехода Республики
Бурятия к устойчивому развитию на 2002 - 2010 гг.
и период до 2015 года;
- создание условий для развития материально-
технической базы строительства, обеспечивающей
реализацию планов строительства объектов
энергетики, транспортной инфраструктуры и
промышленности в целом
Важнейшие Ежегодные темпы роста объемов продукции
целевые промышленности строительных материалов - 5,5 - 7%
индикаторы и
показатели
Сроки и этапы 1 этап - 2007 - 2008 годы - создание условий для
реализации стабилизации производственно-хозяйственной
подпрограммы деятельности действующих предприятий отрасли и
проведения прединвестиционных исследований для
подготовки инвестиционных проектов по ключевым
позициям по развитию отрасли в соответствии с
программными мероприятиями по развитию собственных
производств промышленности строительных материалов
в Республике Бурятия до 2012 года.
2 этап - 2008 - 2010 годы - создание условий для
модернизации, реконструкции действующих
производств и возможное строительство новых
мощностей по производству строительных материалов
с обеспечением выполнения темпов роста
производства промышленности строительных
материалов Республики Бурятия не менее 8 - 10% в
год
Исполнители Министерство строительства, архитектуры и жилищно-
подпрограммы коммунального хозяйства Республики Бурятия, органы
местного самоуправления в Республике Бурятия (по
согласованию), организации и физические лица
Ожидаемые Увеличение объемов производства и удовлетворение
конечные потребности строительного рынка Республики Бурятия
результаты в местных строительных материалах и конструкциях
реализации
подпрограммы
Объемы Ресурсное обеспечение подпрограммы:
финансирования всего - 5200,0 млн. рублей,
подпрограммы в том числе - собственные и привлеченные средства
организаций (справочно) - 5200,0 млн. рублей
1. Анализ ситуации в стройиндустрии и промышленности
строительных материалов Республики Бурятия
Обеспечение строительного комплекса и населения Республики Бурятия эффективными и качественными строительными материалами, изделиями и конструкциями для домостроения относится к числу основных направлений, решение которых требуется, в первую очередь, для реализации стратегической задачи - увеличение объемов жилищного строительства, поставленной Правительством России в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Вместе с тем, при формировании Федеральной и Республиканской целевых программ "Жилище" не были определены основные направления развития отрасли стройиндустрии и промышленности строительных материалов как Российской Федерации, так и Республики Бурятия.
В период экономических реформ в стране, из-за снижения инвестиций в основной капитал, в экономическом развитии республики произошло значительное снижение объемов производства строительных материалов по крупным и средним предприятиям (таблица 1).
Индексы промышленного производства по отрасли
(в процентах к предыдущему году)
Среднероссийский показатель "Индекс производства" по виду "Обрабатывающие производства" по производству "Прочие неметаллические минеральные продукты" (по ОКВЭД) в 2006 г. (январь - ноябрь) составил по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. 110,3%, по Республике Бурятия этот показатель составил 109,3%. Все это свидетельствует о необходимости, с целью устойчивого развития отрасли, осуществить коренное обновление отрасли промышленности строительных материалов республики.
Коренная системная модернизация предприятий и организаций отрасли в этот период не осуществлялась.
На протяжении последних лет происходило падение темпов обновления основных фондов отрасли, практически прекратились работы по техническому перевооружению, модернизации и реконструкции предприятий.
Действующие предприятия промышленности строительных материалов, сохранившиеся в республике, к настоящему времени морально и физически устарели и далее не могут без системной модернизации, реконструкции и строительства новых предприятий решать задачи жилищной программы.
Инвестиции в основной капитал промышленности строительных материалов за счет всех источников финансирования в фактически действующих ценах по годам представлены в таблице 2.
Степень износа основных фондов промышленности строительных материалов крупных и средних предприятий отрасли на конец года в процентах приведена в таблице 3.
Таким образом, в отрасли не обеспечивается даже простое воспроизводство основных фондов.
Производством строительных материалов на территории республики занята 41 организация, в том числе 6 крупных и средних организаций: ООО "Тимлюйский цементный завод", ОАО "Тимлюйский завод АЦИ", ООО "Загорскстройматериалы", ООО "Селенгинский завод ЖБИ", ООО "Таловский завод ЖБК", ОАО "Завод бетонных блоков". Общая численность работников промышленности строительных материалов составляет 2094 человека. На долю малого предпринимательства приходится 20% от общего объема отгрузки в отрасли. В основном эти организации производят стеновые материалы, тротуарную плитку, сухие строительные смеси, светоограждающие конструкции.
За последние годы объем товарной продукции отрасли в общем объеме промышленной продукции Республики Бурятия не превышает 2 - 3% в год, при 5,5% в 1995 году.
Стоимость основных фондов организаций стройиндустрии составляет 108,0 млн. руб. или 0,4% стоимости основных производственных фондов республики.
Производство строительных материалов и стройиндустрии в Республике Бурятия является одной из наиболее энергоемких (более 20% затрат в себестоимости продукции). В общем объеме республиканских грузоперевозок железнодорожным, автомобильным и водным транспортом перевозки строительных материалов составляют около 25%.
Организации стройиндустрии и промышленности строительных материалов и изделий республики в настоящее время потребляют более 10 видов местного минерального сырья и являются наиболее крупными потребителями горнодобывающей отрасли республики.
Полностью прекратили производство продукции заводы крупнопанельного домостроения (КПД-1 и КПД-2), стекольный завод в г. Улан-Удэ, кирпичный завод в г. Гусиноозерске, силикатный завод в г. Улан-Удэ и ряд других предприятий.
Не в полном объеме используются и производственные мощности действующих организаций.
Уровень использования существующих мощностей по
отдельным предприятиям отрасли
Несмотря на низкий уровень использования производственных мощностей, их незагруженная часть не может в полной мере рассматриваться в качестве резервной из-за несоответствия качества продукции структуре спроса на рынке, ресурсорасточительности и использования устаревших технологий.
В связи с этим строительные материалы, производимые в республике, уступают отечественным и зарубежным аналогам по показателям внешнего вида, долговечности, некоторым физико-механическим свойствам, декоративности и т.п.
Критическое финансовое положение предприятий, моральный и физический износ значительной части производственного аппарата в настоящее время является главным фактором, препятствующим возможному вовлечению свободных мощностей в процесс производства.
Все это не позволяет увеличивать объемы производства, снижать стоимость продукции, обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции и расширять рынки сбыта.
2. Сырьевая база промышленности строительных материалов
Для нужд развития собственной промышленности строительных материалов и строительной индустрии и других целей республика располагает значительными минерально-сырьевыми ресурсами, которые представлены глинами и суглинками для производства кирпича и керамзита, строительными камнями, песком, песчано-гравийными материалами, карбонатными породами для производства цемента и извести, вулканическими шлаками и вулканическими стеклами (перлиты) для производства теплоизоляционных материалов и изделий, легких бетонов и т.п.
Данные о количестве разведанных месторождений основных видов сырья для производства строительных материалов приведены в таблице 6.
Балансовые запасы основных видов минерально-строительного
сырья Республики Бурятия
Таким образом, балансовые запасы основных минерально-сырьевых ресурсов Республики Бурятия обеспечивают в полной мере развитие основных производств по выпуску цемента, асбестоцементных кровельных листов, сборного железобетона и ряда других общестроительных материалов.
3. Основные цели и задачи развития стройиндустрии и
промышленности строительных материалов Республики Бурятия
Целями и задачами подпрограммы является создание условий для удовлетворения требований строительного комплекса к стройиндустрии и промышленности строительных материалов, основанных на необходимости реализации основных целей и задач национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и других национальных проектов, а также реализации планов строительства объектов энергетики, транспортной инфраструктуры промышленности в целом с учетом:
- увеличения объемов жилищного и промышленного строительства в республике;
- изменения структуры жилищного строительства при переходе на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и технологии их возведения;
- снижения стоимости строительства, ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат при строительстве и эксплуатации жилья, сокращении продолжительности инвестиционного цикла;
- обеспечения потребности участников инвестиционного строительного процесса в качественных, экологически чистых, современных по дизайну видах строительных материалов, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному и потребительскому спросу различных слоев населения, как для строительства элитного жилья, так и качественного жилья для граждан с невысокими доходами.
Задачи:
- определение стратегических направлений по модернизации, реконструкции и строительству новых мощностей по базовым производствам отрасли, рассчитанных на дальнейшую перспективу в соответствии со стратегией перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002 - 2010 гг. и период до 2015 года;
- создание условий для развития материально-технической базы строительства, обеспечивающей реализацию планов строительства объектов энергетики, транспортной инфраструктуры и промышленности в целом.
4. Прогноз спроса и предложений на продукцию
Прогноз спроса и предложений по основным видам строительных материалов и изделий на период до 2010 г. разработан на основании анализа рабочих вариантов сценарных условий прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия, подготовленных Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия, а также исходя из целей и задач Федеральной и Республиканской целевых программ "Жилище", в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также развития других областей экономической деятельности, в том числе коммунальной инфраструктуры.
Наметившиеся в последние два года тенденции в производстве продукции промышленности строительных материалов республики, импортозамещения и некоторого расширения внешних рынков сбыта будут сохранены. При этом ожидается рост объемов производства продукции, выпускаемой на действующих в настоящее время предприятиях республики.
Мероприятиями, намеченными настоящей подпрограммой на период до 2010 года, предусматривается создать условия и осуществить за счет различных источников финансирования техническое перевооружение, реконструкцию и новое строительство более 10 объектов и производственных мощностей.
В результате будет достигнут устойчивый рост объемов производства по всем основным видам строительных материалов, изделий и конструкций, а также увеличение доли выпуска современных, эффективных и конкурентоспособных видов продукции.
Также, начиная с 2009 года, прогнозируется ежегодное увеличение экспортных поставок и уменьшение импорта, обусловленное переходом на международные требования по качеству продукции и вступлением России в ВТО.
Прогноз динамики объемов производства основных видов эффективных общестроительных материалов, изделий и конструкций приведен в таблице 7.
При этом продукция отрасли, предлагаемая для реализации на товарных рынках, будет содержать широкую гамму строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих всем требованиям экономичной эксплуатации жилья и комфортного проживания в нем.
Развитие производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций в Республике Бурятия для собственников предприятий и организаций будет экономически целесообразно и обосновано с учетом спроса на товарных рынках, местных природно-климатических условий, оптимального использования имеющейся сырьевой базы отрасли, попутно добывамых продуктов и отходов других отраслей промышленности.
5. Приоритеты в инновационной и инвестиционной сферах
Приоритетами в инновационной и инвестиционной сферах по отдельным направлениям развития производств промышленности строительных материалов республики будут:
В производстве вяжущих материалов:
- модернизация и техническое перевооружение действующего производства цемента и создание условий для строительства нового предприятия по производству цемента;
- разработка составов многокомпонентных цементов и сухих смесей с активными химическими и другими добавками;
- создание дополнительных мощностей по упаковке и тарированию цемента.
В производстве теплоизоляционных материалов:
- организация новых мощностей по производству высокоэффективных видов теплоизоляционных материалов широкой номенклатуры на основе перлитов, базальтов, пеностекла и других природных материалов на базе ресурсо- и энергосберегающих технологий;
- внедрение прогрессивного технологического оборудования для производства теплоизоляционных материалов, в том числе высокоэффективных плавильных агрегатов для производства материалов и изделий из базальтового волокна, волокнообразующих узлов и установок, обеспечивающих улучшение монтажных и эксплуатационных свойств теплоизоляционных материалов.
В производстве кровельных, гидроизоляционных и полимерных строительных материалов:
- организация производства экологически чистых и долговечных покрытий поясов, новых видов герметиков, пенопластов, пенобетонов, отделочных и изоляционных материалов;
- организация производства цементно-песчаной и металлической черепицы.
Организация индустриального домостроения:
- продолжение работы по организации выпуска эффективных конструкций и изделий для домов различных архитектурно-строительных систем, позволяющих применять для устройства наружных стен как панели, так и мелкоштучные изделия, отвечающие повышенным требованиям по теплоизоляции зданий;
- дальнейшее развитие производств для организации малоэтажного строительства с использованием легких конструкций, монолитных и сборно-монолитных технологий с наружным утеплением или с оставляемой опалубкой из пенополистирола, арболита и других материалов;
- повышение эффективности монолитного домостроения, улучшение организации, снижение стоимости и повышение качества строительства;
- организация строительства изделий конструкций для сборно-каркасно-монолитного строительства жилья и соцкультбыта;
- расширение использования продукции отечественных производителей для строительства (инвентарной опалубки, бетоноводов, бетононасосов и др. оборудования и механизмов).
В деревообрабатывающем производстве:
- организация производства изделий и конструкций для модульного каркасно-панельного деревянного домостроения;
- организация производства клееной древесины.
В производстве стеновых материалов:
- обновление основных фондов, замена устаревшего и физически изношенного оборудования за счет внедрения в производство современного высокопроизводительного оборудования для выпуска широкой номенклатуры эффективных стеновых материалов, в том числе изделий из ячеистых бетонов и других современных стеновых материалов;
- расширение применения в строительной практике теплоэффективных ограждающих конструкций на основе современных утеплителей, ячеистых бетонов, пеностекла, полистиролбетонов, а также облицовочных изделий на основе бетонов, керамики и природного камня;
- повышение темпов технического перевооружения действующих кирпичных заводов.
По техническому перевооружению горных организаций отрасли:
- обновление технологического оборудования, машин и механизмов горных организаций промышленности строительных материалов;
- повышение степени использования извлеченных из недр горных пород;
- расширение использования минерального сырья для производства различных видов строительных материалов, изделий и конструкций.
В производстве сборного железобетона:
- техническое перевооружение организаций по производству сборного железобетона с организацией выпуска специального сборного железобетона.
Вышеназванные направления предусмотрены к внедрению, разработке перспективных планов развития организаций и рекомендуются потенциальным инвесторам, организациям строительного комплекса, предпринимателям.
Наиболее значимыми и принципиальными, требующими решения в рассматриваемом периоде, являются задачи стимулирования развития науки и создания условий для активного привлечения инвестиций.
6. Ресурсное обеспечение и механизм реализации подпрограммы
Основу финансово-экономического обеспечения подпрограммы должны составлять собственные и привлеченные средства. По прогнозным оценкам объемы инвестиций должны составить не менее 5200,0 млн. рублей.
При этом следует отметить, что пропорции по источникам инвестиций в промышленность строительных материалов в целом должны соответствовать федеральной инвестиционной политике. Прогнозируется, что за счет собственных средств предприятий будет обеспечено 40 - 60% всех капиталовложений. Основной объем средств от общего объема капитальных вложений намечается привлечь за счет банковских кредитов, заемных средств, иностранных инвестиций, внебюджетных фондов и других источников финансирования.
Иностранные инвестиции следует рассматривать как одно из важнейших направлений для осуществления технического перевооружения, модернизации и развития предприятий реального сектора экономики. Основой для развития иностранного участия является действующая законодательная база в сфере международного сотрудничества и вступления России в ВТО.
Выполнение мероприятий по перевооружению и модернизации производства, осуществляемых предприятиями за счет собственных или заемных средств, обеспечивается исходя из экономической целесообразности и их финансовых возможностей.
Предприятия самостоятельно или с привлечением стратегических инвесторов проводят маркетинговые исследования, осуществляют техническое обновление производственных фондов, реализуют мероприятия по совершенствованию управления предприятием и оптимизацией производственных процессов.
На уровне Правительства Республики Бурятия будет уделяться внимание мониторингу за деятельностью предприятий стройиндустрии промышленности строительных материалов республики, составлению региональных балансов спроса и предложений по основным видам продукции отрасли, а также разработке проектов региональных законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на создание цивилизованного рынка строительных материалов, стимулирование привлечения отечественных и иностранных инвесторов, повышение качества и конкурентоспособности продукции, максимальное использование местных сырьевых ресурсов.
7. Оценка эффективности мероприятий подпрограммы
Основным результатом от реализации подпрограммы станет насыщение товарных рынков доступными по цене для широкого потребителя, добротными по качеству и надежности отечественными строительными материалами, изделиями и предметами домоустройства, необходимыми для сооружения индивидуального и многоквартирного жилья.
Прогнозируемый рост объемов товарной продукции отрасли в 2010 году составит 115 - 120 процентов к уровню 2000 года и налогооблагаемой базы в 2 - 2,5 раза.
Развитие добросовестной конкуренции на рынке стройматериалов, государственное регулирование монопольных проявлений повлекут выравнивание цен и их постепенное снижение.
Увеличится занятость населения в отрасли более чем на 1500 человек.
Реализация мероприятий позволит также стимулировать дополнительный спрос на продукцию смежных отраслей экономики - машиностроения, металлургической и химической промышленности (технологическое оборудование, черный, цветной металл, химическое сырье для производства строительных материалов и т.д.).
8. Ожидаемые результаты выполнения подпрограммы
Реализация мероприятий по развитию организаций стройиндустрии и промышленности строительных материалов Республики Бурятия позволит достичь ежегодных темпов роста объемов продукции промышленности строительных материалов от 5,0 до 7,5%.
Оценка эффективности подпрограммы будет осуществляться по индикатору "темп роста объемов промышленного производства" (индекс промышленного производства), определяемому Бурятстатом по методике оценки деятельности видов экономической деятельности в промышленности.