Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 14.12.2006
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 9 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 24 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА № 637-III "О ПЕРЕДАЧЕ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В ИНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ И ПРИЕМЕ ОБЪЕКТОВ ИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ИЛИ СОБСТВЕННОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 238, 19.12.2006
"Собрание законодательства Республики Бурятия", № 12 (93), 2006


Вступил в силу с 14 декабря 2006 года (пункт 3 данного документа).



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2006 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПУНКТА 1 СТАТЬИ 9 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 24 ФЕВРАЛЯ
2004 ГОДА № 637-III "О ПЕРЕДАЧЕ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В ИНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЛИ
МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ И ПРИЕМЕ ОБЪЕКТОВ ИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В
ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ИЛИ
СОБСТВЕННОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БУРЯТИЯ"

Конституционный суд Республики Бурятия в составе председателя К.А.Будаева, судей Ю.Р.Вольного, Г.В.Егоровой, с участием представителей:
Президента Республики Бурятия: М.А.Магомедовой - полномочного представителя Президента и Правительства Республики Бурятия в Народном Хурале Республики Бурятия и Конституционном Суде Республики Бурятия, начальника Государственно-правового управления Президента Республики Бурятия, А.П.Будацыренова - заместителя начальника Государственно-правового управления Президента Республики Бурятия;
Народного Хурала Республики Бурятия: А.И.Усковой - начальника Правового управления Народного Хурала Республики Бурятия, В.Г.Ирильдеева - председателя Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, В.А.Перинова - консультанта Правового управления Народного Хурала Республики Бурятия;
Республиканского агентства имущественных и земельных отношений: О.В.Петровой, Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия Н.А.Кобуновой;
руководствуясь пунктом "а" части 1 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, пунктом "а" части 1 статьи 3, статьями 47, 50, 55, 72 Закона Республики Бурятия от 25 октября 1994 года № 42-I "О Конституционном Суде Республики Бурятия" (в редакции законов Республики Бурятия от 14.04.2000 № 373-II, от 24.12.2001 № 895-II, от 07.03.2006 № 1601-III), рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных положений пункта 1 статьи 9 Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года № 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" в части норм "об одобрении перечня данных объектов и вносит его на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия. По представлению Правительства Республики Бурятия Народный Хурал Республики Бурятия принимает решение". Указанный Закон опубликован в газете "Бурятия", № 36, 26 февраля 2004 года, "Собрание законодательства Республики Бурятия", № 1 - 2, 2004 года.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Президента Республики Бурятия.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Бурятия оспариваемые в запросе законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.В.Егоровой, объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия

установил:

I. Пункт 1 статьи 9 Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года № 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" гласит:
"1. При передаче в государственную собственность Российской Федерации, собственность иных субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов государственной собственности Республики Бурятия, а также приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия, Правительство Республики Бурятия принимает решение об одобрении перечня данных объектов и вносит его на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия.
По представлению Правительства Республики Бурятия Народный Хурал Республики Бурятия принимает решение о передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия или приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности, либо отказе в передаче или приеме.".
Президент Республики Бурятия просит признать противоречащим Конституции Республики Бурятия (пункту "н" статьи 62, пункту "ж" статьи 63, пункту "и" статьи 86, пункту "з" части 3 статьи 93) пункт 1 статьи 9 Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года № 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" в части норм "об одобрении перечня данных объектов и вносит его на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия. По представлению Правительства Республики Бурятия Народный Хурал Республики Бурятия принимает решение". По его мнению, оспариваемые положения вступают в противоречие с абзацем двадцатым части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а не пункт 2 статьи 26.
   ------------------------------------------------------------------

Представители Народного Хурала Республики Бурятия считают, что оспариваемая норма полностью согласуется с закрепленным в пункте 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" положением, согласно которому законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют в установленных данным Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения и которое также нашло отражение в статье 31 Закона Республики Бурятия от 19 апреля 1995 года № 111-I "О Народном Хурале Республики Бурятия".
II. Согласно частям 1 и 4 статьи 5 Конституции Республики Бурятия государственная власть в Республике Бурятия едина и осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Разграничение полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и их взаимодействие устанавливаются Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Статья 62 Конституции Республики Бурятия предусматривает, что в совместном ведении Республики Бурятия и Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п. "н"); по статье 63 Конституции Республики Бурятия к ведению Республики Бурятия относится государственная собственность Республики Бурятия (п. "ж").
Согласно статьи 86 (пункты "а", "и", "ш", "щ", "я") Конституции Республики Бурятия к ведению Народного Хурала Республики Бурятия относятся осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Бурятия и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия в пределах полномочий Республики Бурятия; установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Бурятия; осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Бурятия, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Бурятия; осуществление контрольных функций в пределах и формах, установленных законом Республики Бурятия; осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия. Эти же положения предусмотрены в подпунктах "б", "в" пункта 1, подпунктом "ж" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статья 93 (п. "з" ч. 3) Конституции Республики Бурятия гласит, что Правительство Республики Бурятия управляет и распоряжается собственностью Республики Бурятия в соответствии с законами Республики Бурятия, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республике Бурятия в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4 июля 2003 года в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" была введена "Глава IV.2. Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации" (ст. ст. 26.10 - 26.22).
Согласно пункту 1 статьи 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
22 августа 2004 года был принят Федеральный закон № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", абзацы одиннадцатый и двенадцатый части 11 статьи 154 которого предусматривали: "Основанием возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на имущество, передаваемое ему муниципальным образованием, а также права собственности муниципального образования на имущество, передаваемое ему субъектом Российской Федерации, является решение исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим пунктом, возникает с момента, устанавливаемого соответствующим решением Правительства Российской Федерации, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче (приеме) имущества.".
После вступления в силу вышеуказанного Федерального закона органам исполнительной и законодательной власти Республики Бурятия следовало внести поправки в Закон Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года № 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" и привести его в соответствие с федеральным законодательством.
Для более четкого регулирования разграничения полномочий был принят Федеральный закон от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Этим Федеральным законом положения абзацев одиннадцатого и двенадцатого части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ были изложены в новой редакции. Теперь абзацы пятнадцатый, семнадцатый и двадцатый части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ регулируют порядок передачи имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
В абзацах пятнадцатом, семнадцатом и двадцатом части 11 статьи 154 вышеназванного Федерального закона закреплено, что:
"Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления:
уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.".
Таким образом, предложения о передаче имущества должны направляться органами государственной власти Республики Бурятия или органами местного самоуправления уполномоченному исполнительному органу государственной власти Республики Бурятия, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности Республики Бурятия в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность Республики Бурятия.
Решение о передаче имущества из собственности Республики Бурятия в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность Республики Бурятия принимаются уполномоченными исполнительными органами (уполномоченным исполнительным органом) государственной власти Республики Бурятия, осуществляющими полномочия собственника имущества.
На основе приведенных норм Конституции Республики Бурятия, федеральных законов и законов Республики Бурятия Конституционный Суд Республики Бурятия приходит к выводу о том, что положение пункта 1 статьи 9 Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года № 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" в части нормы "об одобрении перечня данных объектов и вносит его на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия." не вступает в противоречие с Конституцией Республики Бурятия и федеральным законодательством. Народный Хурал Республики Бурятия, установив порядок управления и распоряжения собственностью Республики Бурятия, вправе осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Бурятия и дать оценку, выразить мнение о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия по поводу передачи объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия. Обращения, предложения и рекомендации, в которых содержатся позиция, мнение и оценка Народного Хурала, могут быть направлены соответствующим органам государственной власти и должностным лицам, что в свою очередь не препятствует Правительству Республики Бурятия или уполномоченным исполнительным органам (уполномоченному исполнительному органу), осуществляющим полномочия собственника имущества, самостоятельно осуществлять свои полномочия, предоставленные в соответствии с Конституцией Республики Бурятия, федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Республики Бурятия.
Положение пункта 1 статьи 9 Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года № 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" в части нормы "По представлению Правительства Республики Бурятия Народный Хурал Республики Бурятия принимает решение" вступает в противоречие с Конституцией Республики Бурятия, ее статьями 5 (ч. 1, ч. 4); 11 (ч. 1, ч. 2); 62 (п. "н"); 63 (п. "ж"); 86 (п. "и"); 93 (п. "з" ч. 3) и федеральным законодательством.
Народный Хурал Республики Бурятия не вправе принимать решение о передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия или приеме объектов иной государственной собственности или муниципальной собственности, либо отказе в передаче или приеме, так как данное полномочие отнесено к ведению уполномоченных исполнительных органов (уполномоченного исполнительного органа) государственной власти Республики Бурятия, осуществляющих полномочия собственника имущества.
Согласно части 1 статьи 11 Конституции Республики Бурятия в Республике Бурятия устанавливается верховенство закона. Органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Конституцию Республики Бурятия и законы Республики Бурятия.
В части 2 статьи 11 Конституции Республики Бурятия установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Бурятия, не должны противоречить Конституции Республики Бурятия, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 60, 61, 62, 64, 65, 66, 71, 75 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", Конституционный Суд Республики Бурятия

постановил:

1. Признать положение пункта 1 статьи 9 в части нормы "об одобрении перечня данных объектов и вносит его на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия." Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года № 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" не противоречащим Конституции Республики Бурятия.
2. Признать положение пункта 1 статьи 9 в части нормы "По представлению Правительства Республики Бурятия Народный Хурал Республики Бурятия принимает решение" Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года № 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" не соответствующим Конституции Республики Бурятия, ее статьям 5 (ч. 1, ч. 4); 11 (ч. 1, ч. 2); 62 (п. "н"); 63 (п. "ж"); 86 (п. "и"); 93 (п. "з" ч. 3).
3. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее постановление является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу после его провозглашения.
4. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.

Конституционный Суд
Республики Бурятия


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru