ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 21.11.1996
<ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РБ № 107 ОТ 09.04.1996 И № 267 ОТ 25.07.1996>
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 225, 26.11.1996
--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РБ от 11.12.1996 № 420, признавшего Постановление Правительства РБ от 09.04.1996 № 107 утратившим силу.
Вступил в силу с 21 ноября 1996 года (абзац 27 данного документа).
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 1996 года
Конституционный суд Республики Бурятия в составе председателя О.В.Хышиктуева, судей Е.А.Мурзиной, А.Д.Улымжиева, с участием представителя мэрии г. Улан-Удэ - стороны, обратившейся с запросом, - юрисконсульта О.М.Ивановой, представителей Правительства Республики Бурятия - стороны, принявшей оспариваемый акт, - председателя Государственного комитета Республики Бурятия по торговле, ресурсам и межрегиональным связям В.Ц.Дамбаин, заведующего сектором законопроектной и экспертно - правовой работы Государственно - правового управления аппарата Президента и Правительства Республики Бурятия О.С.Диванова, юриста Государственного комитета Республики Бурятия по торговле, ресурсам и межрегиональным связям О.Ю.Федорец, руководствуясь частью первой статьи 100, частью первой статьи 101 Конституции Республики Бурятия, частью первой статьи 3, статьями 23, 43, 44 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановлений Правительства Республики Бурятия № 107 от 9 апреля 1996 года "О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции на территории Республики Бурятия", № 234 от 4 июля 1996 года "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Бурятия от 9 апреля 1996 года № 107 "О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции на территории Республики Бурятия", № 267 от 25 июля 1996 года "О выполнении нормативных актов, регулирующих производство и оборот алкогольной продукции на территории Республики Бурятия".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос мэрии г. Улан-Удэ о проверке конституционности указанных постановлений Правительства Республики Бурятия.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем акты Правительства Республики Бурятия Конституции Республики Бурятия.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Е.А.Мурзиной, объяснения представителей сторон, свидетелей, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Бурятия
установил:
Мэрия г. Улан-Удэ обратилась в Конституционный суд Республики Бурятия с запросом о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия постановлений Правительства Республики Бурятия № 107 от 9 апреля 1996 года "О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции на территории Республики Бурятия", № 234 от 4 июля 1996 года "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Бурятия от 9 апреля 1996 года № 107 "О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции на территории Республики Бурятия", № 267 от 25 июля 1996 года "О выполнении нормативных актов, регулирующих производство и оборот алкогольной продукции на территории Республики Бурятия". Заявитель полагает, что названные постановления не соответствуют Конституции Республики Бурятия. Принимая их, Правительство Республики Бурятия вышло за пределы своей компетенции как органа исполнительской власти, тем самым нарушив нормы статей 5, 6, 11 Конституции Республики Бурятия. Кроме того, данными постановлениями введен ряд ограничений на право торговли алкогольной продукцией для физических лиц, чем нарушены положения статей 32, 35, 53 Конституции Республики Бурятия и положения Федерального закона № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
1. Согласно статье 5 Конституции Республики Бурятия государственная власть в республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Статьи 6 и 104 Конституции Республики Бурятия закрепляют самостоятельность органов местного самоуправления.
В части третьей статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" закреплен ряд запретов на реализацию алкогольной продукции. При этом в части шестой этой же статьи записано, что "Иные условия или ограничения на розничную реализацию алкогольной продукции на определенной территории могут устанавливаться органом законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления исключительно в целях защиты здоровья населения, обеспечения общественной безопасности и соблюдения нравственных норм поведения".
Правительство Республики Бурятия своим постановлением № 107 "О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции на территории Республики Бурятия" (абзац 8 часть первая пункт 6 приложения № 3 к данному постановлению) установило иные условия и ограничения на розничную реализацию алкогольной продукции, введя запрет на продажу алкогольной продукции и пива в помещениях мелкорозничной торговой сети (киосках, ларьках, палатках). Тем самым Правительство Республики Бурятия в нарушение требований статей 5, 6, 104 Конституции Республики Бурятия, а также Федерального закона № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года вышло за пределы своей компетенции, поскольку такие условия и ограничения могли быть установлены либо законодательным (представительным) органом Республики Бурятия - Народным Хуралом, либо органами местного самоуправления.
2. Статья 10 Конституции Республики Бурятия и статья 8 Конституции Российской Федерации гарантируют свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, равенство всех форм собственности, их равную правовую защиту.
В соответствии с данными конституционными положениями в части первой статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года указано, что право на розничную торговлю алкогольной продукцией имеют как организации, так и индивидуальные предприниматели.
Вопреки этому Правительство Республики Бурятия в абзаце 2 части первой пункта 6 постановления № 107 от 9 апреля 1996 года разрешило осуществление выдачи лицензий на розничную торговлю алкогольными напитками только юридическим лицам, имеющим стационарную торговую сеть и сеть общественного питания.
Пунктом 2 приложения № 3 к постановлению № 107 (в редакции постановления № 234) Правительство Республики Бурятия подтвердило, что розничная торговля алкогольными напитками осуществляется юридическими лицами, имеющими стационарную торговую сеть или сеть общественного питания.
Впоследствии в пункте 7 постановления Правительства Республики Бурятия № 267 от 25 июля 1996 г. закреплено разрешение главам органов местного самоуправления районов и городов республики принимать решения о выдаче лицензий на право розничной торговли алкогольной продукцией физическим лицам, но при этом указано, что лишь тем из них, кто либо является учредителем юридических лиц, осуществляющих производственную деятельность, и занимается инвестированием производственной деятельности данного предприятия, либо имеет стационарную торговую сеть (магазины).
В соответствии с частью 3 статьи 53 Конституции Республики Бурятия права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь законами Российской Федерации и Республики Бурятия и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, в нарушение конституционных установлений, а также федерального закона данными постановлениями Правительства Республики Бурятия нарушены права индивидуальных предпринимателей.
3. В соответствии с частью второй статьи 11 и частью второй статьи 65 Конституции Республики Бурятия законы и иные правовые акты, принимаемые в республике, не должны противоречить ее Конституции, а также Конституции и законам Российской Федерации.
В настоящее время вступил в законную силу и действует на территории Республики Бурятия Закон Республики Бурятия от 24 сентября 1996 г. "Об усилении государственного контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции для жизни и здоровья населения", в статье 16 которого Правительству Республики Бурятия предложено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с данным законом. Однако на момент рассмотрения дела это предписание закона не выполнено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 23 и 38 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия", Конституционный суд Республики Бурятия
постановил:
Признать не соответствующими Конституции Республики Бурятия абзац 2 части первой пункта 6 постановления Правительства Республики Бурятия № 107 от 9 апреля 1996 г. "О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции на территории Республики Бурятия";
пункт 2 приложения № 3 к постановлению Правительства Республики Бурятия № 107 (в редакции постановления Правительства Республики Бурятия № 234 от 4 июля 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Бурятия № 107 "О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции на территории Республики Бурятия");
абзац 8 части первой пункта 6 приложения № 3 к постановлению Правительства Республики Бурятия № 107 от 9 апреля 1996 г. "О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции на территории Республики Бурятия";
пункт 7 постановления Правительства Республики Бурятия № 267 от 25 июля 1996 г. "О выполнении нормативных актов, регулирующих производство и оборот алкогольной продукции на территории Республики Бурятия".
Согласно части первой статьи 41 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" с момента вступления в силу настоящего постановления абзац 2 части первой пункта 6 постановления Правительства Республики Бурятия № 107 от 9 апреля 1996 г. "О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции на территории Республики Бурятия"; пункт 2 приложения № 3 к постановлению Правительства Республики Бурятия № 107 (в редакции постановления Правительства Республики Бурятия № 234 от 4 июля 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Бурятия № 107 "О дополнительных мерах по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции на территории Республики Бурятия"); абзац 8 части первой пункта 6 приложения № 3 к постановлению Правительства Республики Бурятия № 107 от 9 апреля 1996 г.; пункт 7 постановления Правительства Республики Бурятия № 267 от 25 июля 1996 г. "О выполнении нормативных актов, регулирующих производство и оборот алкогольной продукции на территории Республики Бурятия" считаются недействительными.
В соответствии со статьей 39 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
Согласно части третьей статьи 41 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" настоящее постановление подлежит опубликованию в средствах массовой информации не позднее пяти дней со дня принятия постановления Конституционным судом Республики Бурятия.