Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Минобразования РБ от 30.06.2006 № 745
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА "КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ"
(Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 30.06.2006 № 032006003)

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 34, 28.02.2007, Официальный вестник № 15
"Бурятия", № 36, 02.03.2007






Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 30 июня 2006 г. № 032006003
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПРИКАЗ
от 30 июня 2006 г. № 745

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА "КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ
УСЛУГ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ"

Во исполнение постановления Правительства Республики Бурятия от 28.10.2005 № 343 "О Программе реформирования региональных финансов Республики Бурятия" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый стандарт "Качество предоставления бюджетных услуг в области образования".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя министра А.И.Бадлуева.

Министр
образования и науки
Республики Бурятия
С.Д.НАМСАРАЕВ





Приложение
к Приказу Министерства
образования и науки
Республики Бурятия
от 30.06.2006 № 745

СТАНДАРТ
"КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УСЛУГ В ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАНИЯ"

1. Область применения

Стандарт "Качество предоставления бюджетных услуг в области образования" (далее - стандарт) распространяется на услуги в области образования, предоставляемые населению учреждениями (организациями) образования, и устанавливает основные положения, определяющие качество услуг в области образования, оплачиваемых (финансируемых) из средств республиканского бюджета.

2. Нормативное и правовое обеспечение деятельности
образовательного учреждения

Стандарт регламентируется следующими нормативными актами:
Конституцией Российской Федерации;
Конституцией Республики Бурятия;
Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" с изменениями и дополнениями;
Законом Республики Бурятия от 02.06.1993 № 338-XII "Об образовании" с изменениями и дополнениями;
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей";
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ имеет название "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а не "Об основах системы профилактики безнадзорности и нарушений несовершеннолетних".
   ------------------------------------------------------------------

Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и нарушений несовершеннолетних";
постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2001 № 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов";
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 № 1427 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)";
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: наименование постановления Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования" было изменено постановлением Правительства РФ от 01.04.2003 № 181 на наименование: "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг".
   ------------------------------------------------------------------

постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования";
постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении";
постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 № 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении";
Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы;
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ от 09.09.1996 № 1058 имеет название "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об общеобразовательном учреждении и в Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении", а не "Об утверждении Положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении".
   ------------------------------------------------------------------

постановлением Правительства Российской Федерации № 1058 от 09.09.1996 "Об утверждении Положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении";
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Министерства юстиции РФ от 21.11.2005 № 223 имеет название "Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы", а не "Об утверждении Положения об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы".
   ------------------------------------------------------------------

приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.11.2005 № 223 "Об утверждении Положения об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы";
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Республики Бурятия от 10.06.1992 "О языках народов Республики Бурятия" имеет номер 221-XII, а не 467.
   ------------------------------------------------------------------

Законом Республики Бурятия от 10.06.1992 № 467 "О языках народов Республики Бурятия";
постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2006 № 65 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Оптимизация сельских общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия на 2006 - 2008 годы";
постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.06.2005 № 201 "О Порядке утверждения уставов государственных образовательных учреждений Республики Бурятия";
Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.12.1999 № 1362, и соответствующими Государственными стандартами, утвержденными Министерством образования Российской Федерации;
Государственными стандартами среднего профессионального образования, утвержденными Министерством образования Российской Федерации;
настоящим стандартом "Качество предоставления услуг в области образования".

3. Основные факторы, влияющие на качество предоставления
услуг в области образования

Основными факторами, влияющими на качество предоставления услуг в области образования, являются:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
условия размещения учреждения;
наличие специального технического оснащения учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
наличие информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг населению;
развитие взаимоотношений с гражданским сообществом через органы государственно-общественного управления образовательным учреждением (Попечительские советы, Управляющие советы и др.);
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью учреждения.

3.1. Документы, в соответствии с которыми функционирует
учреждение

3.1.1. Положение (устав) об учреждении.
3.1.2. Лицензия на право ведения (осуществления) образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации.
3.1.3. Руководства, правила, инструкции, штатное расписание, правила внутреннего распорядка, методики, которые должны регламентировать процесс предоставления услуг, определять методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривать меры совершенствования работы учреждения.
3.1.4. Эксплуатационные документы на имеющееся в учреждении оборудование, приборы и аппаратуру, которые должны способствовать обеспечению их нормальной и безопасной деятельности.
3.1.5. Государственные стандарты и стандарт в области образования, которые должны составлять нормативную основу практической работы учреждения в соответствующей сфере образования.
3.1.6. Заключения органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.
В учреждении следует осуществлять постоянный пересмотр документов, подразумевающий включение в них необходимых изменений и дополнений.

3.2. Условия размещения учреждения

3.2.1. Учреждение и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных зданиях и помещениях, доступных для населения. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
3.2.2. По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, правил противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.).

3.3. Специальное и техническое оснащение учреждения

3.3.1. Каждое учреждение должно быть оснащено специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг соответствующих видов.
3.3.2. Специальное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
3.3.3. Неисправное специальное оборудование, приборы и аппаратура должны быть заменены, отремонтированы (если они подлежат ремонту) или изъяты из эксплуатации.

3.4. Укомплектованность учреждения специалистами и их
квалификация

3.4.1. Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
3.4.2. Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной (периодической) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными действенными способами.
3.4.3. У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
3.4.4. Все специалисты учреждения должны быть аттестованы в установленном порядке.
3.4.5. Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными качествами, чувством ответственности.
3.4.6. При оказании услуг работники учреждения должны проявлять к населению максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.

3.5. Состояние информации об учреждении, порядок и правила
предоставления услуг населению

В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей":
учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для населения;
клиент вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о выполняемых услугах, обеспечивающей их компетентный выбор;
в состав информации об услугах в обязательном порядке должны быть включены:
перечень основных услуг, предоставляемых учреждением;
характеристика услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее предоставление;
наименования государственных стандартов, требованиям которых должны соответствовать услуги (в случае наличия таковых);
взаимосвязь между качеством услуги, условиями ее предоставления и стоимостью (для полностью или частично оплачиваемой услуги);
возможность влияния клиентов на качество услуги;
возможность получения оценки качества услуги со стороны клиента;
установление взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями клиента;
правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуг;
гарантийные обязательства учреждения - исполнителя услуг.

3.6. Наличие внутренней (собственной) и внешней систем
(служб) контроля за деятельностью учреждения

3.6.1. Учреждения должны иметь документально оформленную внутреннюю (собственную) систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников с целью определения соответствия государственным и настоящему стандартам, другим нормативным документам в области образования. Эта система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с клиентами, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
3.6.2. Внешняя система контроля должна включать в себя контроль, который осуществляет Министерство образования и науки Республики Бурятия и его структурные подразделения, в соответствии с Порядком оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам качества, утвержденным Правительством Республики Бурятия.
Работа учреждений по предоставлению услуг в области образования должна быть направлена на полное удовлетворение нужд клиентов, непрерывное повышение качества услуг.
Руководитель учреждения (организации) несет полную ответственность за качество оказания услуг. Он должен четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, осуществлять контроль за деятельностью, влияющей на качество услуг.
При оценке качества услуги используются следующие критерии:
полнота предоставления услуги в соответствии с установленными требованиями ее предоставления;
результативность (эффективность) предоставления услуги, оцениваемая различными методами (в том числе путем проведения опросов).

4. Качество услуг по предоставлению общедоступного и
бесплатного дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования, а также
дополнительного образования в общеобразовательных
учреждениях

Содержание образования в конкретном общеобразовательном учреждении должно определяться образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ. Программы должны быть составлены с учетом возрастных и психофизических возможностей учащихся.
Организация образовательного процесса в общеобразовательном учреждении должна быть регламентирована учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основании базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, разрабатываемых государственными органами управления образованием. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников должны определяться уставом общеобразовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Преподавание в национальных школах должно вестись на родном языке. Вместе с тем, гражданам должно предоставляться право выбора языка обучения. Язык (языки), на котором осуществляется обучение и воспитание в общеобразовательном учреждении, должен быть определен учредителем (учредителями) общеобразовательного учреждения и (или) уставом общеобразовательного учреждения.
Педагогические работники должны иметь образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об общеобразовательных учреждениях соответствующих типов и видов. К педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям.
Расписание занятий в общеобразовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников. В общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.
Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования должно завершаться обязательной итоговой аттестацией выпускников, по результатам которой общеобразовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании. Общеобразовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, выдают лицам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования.
Общеобразовательное учреждение должно осуществлять индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.
Уровень подготовки выпускников должен соответствовать государственным и национально-региональным образовательным стандартам и давать возможность получения образования на следующем уровне.
Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника общеобразовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования.
Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения должен быть доведен до сведения учеников, их родителей (законных представителей), определяться учредителем и закрепляться в уставе общеобразовательного учреждения. Порядок приема должен обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. При приеме гражданина в общеобразовательное учреждение последнее обязано ознакомить учащихся и (или) его родителей (законных представителей) с уставом общеобразовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации общеобразовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Права и обязанности обучающихся, воспитанников общеобразовательного учреждения должны быть определены уставом данного общеобразовательного учреждения и иными, предусмотренными этим уставом, локальными актами. Обучающиеся и их родители должны быть с ними ознакомлены.
Школа при необходимости осуществляет организованный подвоз учащихся на занятия из отдаленных местностей школьным либо привлеченным автотранспортом.
Для детей, нуждающихся в длительном лечении, должны быть организованы оздоровительные общеобразовательные учреждения, в том числе, санаторного типа. Кроме того, учебные занятия для таких детей могут проводиться общеобразовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.
Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников общеобразовательного учреждения должны осуществлять органы здравоохранения. Общеобразовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка должна проводиться только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

5. Качество услуг по предоставлению начального и среднего
профессионального образования: по общим профессиям для
отраслей экономики, по профессиям отраслей промышленности
(металлообработки, судостроения, лесозаготовительной и
деревообрабатывающей, легкой), по профессиям отрасли
строительства, по профессиям отраслей транспорта и связи, по
профессиям общественного питания и торговли, по профессиям
производства пищевой продукции, по профессиям сельского
хозяйства; по предоставлению среднего профессионального
образования: по специальностям отрасли образования,
здравоохранения, бытового обслуживания, сельского хозяйства,
промышленности, строительства, отрасли связи и транспорта,
общественного питания

Услуги по предоставлению начального и среднего профессионального образования должны обеспечивать подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования или среднего полного общего образования.
Востребованность выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования по той или иной профессии или специальности должна быть максимальной и соответствовать количеству имеющихся рабочих мест.
Обучение дополнительным профессиям или специальностям наряду с основной в учреждениях начального и среднего профессионального образования должно проводиться по желанию учащихся. Формы образовательных программ по обучению дополнительным профессиям или специальностям должны быть установлены с учетом потребностей и возможностей личности. Учебная нагрузка, режим занятий учащихся определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Прием граждан в учреждения начального и среднего профессионального образования осуществляется на основании перечня медицинских противопоказаний к производственному обучению и работе по выбранной профессии и должен проводиться на конкурсной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и уставом учебного заведения.
Содействие в предоставлении начального и среднего профессионального образования должно способствовать привлечению финансирования из внебюджетных источников (в соответствии с наличием оплачиваемых работодателями контрактов на подготовку специалистов).
Работа по профессии или специальности в период обучения в учебном заведении должна оплачиваться в соответствии с квалификацией и существующими расценками.
Предоставление начального и среднего профессионального образования должно осуществляться в соответствии с образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой конкретным учреждением начального и среднего профессионального образования на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ.
Качество и уровень предоставления начального и среднего профессионального образования должны предоставлять выпускникам возможность получения среднего или высшего профессионального образования.
Расписание занятий в учреждениях начального и среднего профессионального образования должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания учащихся. В учреждениях начального профессионального образования должно быть предусмотрено помещение для питания учащихся.
Медицинское обслуживание учащихся в учреждениях начального профессионального образования должны вести органы здравоохранения. Учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Выпускникам должен выдаваться документ государственного образца об окончании учебного заведения и присваиваться соответствующий квалификационный разряд. Уровень знаний и умений выпускника должен соответствовать присвоенному ему квалификационному разряду.

6. Качество услуг по предоставлению общедоступного и
бесплатного начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего, начального профессионального образования
в специальных образовательных учреждениях закрытого типа

Направление подростков в специальные образовательные учреждения закрытого типа должно осуществляться только по решению суда после медицинского заключения, устанавливающего наличие (отсутствие) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Учебные планы, программы и методики должны быть составлены с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся и направлены на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Распорядок дня и расписание занятий должны соответствовать медицинским показателям учащихся и общим санитарно-эпидемиологическим нормам.
Для определения форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних должно быть проведено комплексное обследование и подготовлены рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи. Определять форму обучения следует с учетом социально-педагогической дезадаптации, уровня знаний, физического и психического состояния несовершеннолетних.
Администрацией учебного заведения закрытого типа должны быть обеспечены специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя:
охрану территории указанного учреждения;
личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния;
ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию;
круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе, во время, отведенное для сна;
проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений.
Применение мер физического сдерживания должно происходить в исключительных случаях в течение минимально необходимого времени и в пределах, не унижающих человеческого достоинства, в целях пресечения совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний или причинения ущерба своей жизни или здоровью, либо для устранения иной опасности. Поддержание дисциплины в учебном заведении закрытого типа должно быть основано на гуманном, не унижающем человеческого достоинства обращении.
Для социальной адаптации несовершеннолетних и связи с семьей должны быть созданы условия для свиданий с семьей без ограничений их количества, а также возможность осуществления телефонных переговоров.
Получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм должно быть организовано без ограничения их количества при обязательном их осмотре.
Обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия должно осуществляться по соответствующим утвержденным нормам.
Получаемые в учебном заведении закрытого типа профессии должны быть востребованы и давать возможность трудоустройства после выпуска из учреждения.
Обучение несовершеннолетних по соответствующим учебным программам должно содействовать профессиональной ориентации и получению ими специальности.
Перевод несовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа должен осуществляться в связи с их возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для их исправления.
Спортивные секции, технические и иные кружки, клубы должны быть общедоступны и способствовать налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления конфликтов, для адаптации учащихся, преодоления отклонений в развитии.

7. Качество услуг по предоставлению общедоступного и
бесплатного дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования по основным
образовательным программам в образовательных учреждениях
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно включать в себя обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации. Одежда, обувь и нательное белье должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, быть удобными в носке, соответствовать росту и размеру ребенка.
Помещения для проживания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть укомплектованы мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами.
Услуги по содержанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны включать в себя организацию летнего отдыха и комплексного оздоровления, организацию трудовых лагерей и объединений на территории республики и за ее пределами, организацию оздоровительных, творческих, профильных смен в учебно-оздоровительных центрах и комплексах.
Организация на базе профессиональных училищ обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна обеспечить содействие их профессиональной ориентации и получение ими специальности (второй специальности).
Разработка и апробация новых методик и программ психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, развивающей и коррекционной работы должна способствовать преодолению или ослаблению отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на каждом возрастном этапе.
В практику обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть включены специальные тренинги, программы, игры, моделирующие опыт социальной, экономической жизни. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, обучение их основам ведения домашнего хозяйства должны быть наглядными и эффективными. В результате выпускники должны в полном объеме освоить такие бытовые процедуры, как приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.п.
Питание в учреждениях, осуществляющих содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно соответствовать установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям, удовлетворять потребности в калорийности и должно быть приготовлено из доброкачественных продуктов.
Создание в учреждении необходимых условий для работы подразделений медицинских учреждений должно обеспечивать охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
Выпускникам учреждений, осуществляющих содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно должно выплачиваться единовременное пособие в размере, установленном законодательством.
Организация досуга в учреждениях, осуществляющих содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов воспитанников. Она должна способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности воспитанников, привлечению их к участию в детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой деятельности, к занятию спортом, к проведению других культурно-досуговых мероприятий.

8. Качество услуг по предоставлению общедоступного и
бесплатного дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования по основным
образовательным программам в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников
с отклонениями в развитии

В зависимости от количества детей и подростков с отклонениями в развитии должно быть создано необходимое количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), позволяющих предоставить эту услугу всем нуждающимся с различными отклонениями.
Для помещения детей и подростков в специальные (коррекционные) учебные заведения необходимо представить заключение Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения и получить согласие родителей.
Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии должны быть разработаны на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников и должны обеспечивать их воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Специальные педагогические подходы должны обеспечить коррекцию нарушений развития, усвоение образовательных программ соответствующих уровней.
При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии устанавливаются специальные государственные и региональные образовательные стандарты. Уровень подготовки учеников должен соответствовать специальным государственным образовательным стандартам.
В учебном заведении должны разрабатываться и проводиться оптимальные для каждого ребенка мероприятия, необходимые для его социально-средовой ориентации, социально-бытовой ориентации, повышения его интеллектуального уровня.
Родителям (законным представителям) обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающихся, а также с медицинскими и психологическими показателями. По желанию родителей им должна быть оказана квалифицированная консультативная помощь в проведении мероприятий по социально-медицинской реабилитации детей.
Медицинские процедуры, назначенные для улучшения и поддержания состояния здоровья учащихся, должны проводиться квалифицированным персоналом в точном соответствии с медицинскими показаниями и назначениями.

9. Качество услуг по предоставлению дополнительного
образования детям в учреждениях регионального значения
(за исключением качества услуг по предоставлению
дополнительного образования в сфере культуры и искусства)

Количество учреждений, предоставляющих услуги дополнительного образования детям, должно обеспечивать всех желающих заниматься в них.
Учреждения, оказывающие услуги по предоставлению дополнительного образования детям, должны предоставлять широкий спектр программ дополнительного образования, удовлетворяющих потребности всех желающих и способствующих развитию способностей детей, самореализации личности ребенка, успешной адаптации воспитанника в обществе.
Уровень и качество преподавания должны соответствовать государственным и региональным стандартам дополнительного образования и давать возможность продолжения образования по выбранному направлению.

10. Качество услуг по подготовке, переподготовке, повышению
квалификации педагогических работников

Действующая система профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов должна обеспечивать их потребности в дополнительном профессиональном образовании с учетом специфики их производственной деятельности. При несоответствии уровня образования работников они должны быть направлены, по возможности, на обучение для получения необходимого уровня образования. При несоответствии специальности работников установленным требованиям, они должны быть направлены на переподготовку или на повышение квалификации.
Дополнительное профессиональное образование должно способствовать более успешному осуществлению кадровой политики, максимальной реализации личностных возможностей работников и специалистов учреждений. С этой целью должно проводиться систематическое изучение потребности в дополнительном обучении руководителей и специалистов, в направлении их на обучение по программам высшего профессионального образования.
Разработанные учебными центрами профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров (в том числе зарубежными) учебные программы должны соответствовать характеру трудовой деятельности слушателей и государственным образовательным стандартам дополнительного профессионального образования. Образовательные программы должны быть сориентированы на исходный уровень образования и подготовки, квалификационные требования (профессиональные стандарты) и цели обучения. Образовательные программы должны предусматривать профориентационное тестирование, блок общепрофессиональных дисциплин, блок специальных дисциплин, блок вспомогательных дисциплин, практику или стажировку. Дополнительные профессиональные образовательные программы должны разрабатываться и реализовываться образовательным учреждением повышения квалификации самостоятельно с учетом потребностей заказчика.
В образовательном учреждении повышения квалификации должны реализовываться различные по срокам, уровню и направленности дополнительные профессиональные образовательные программы.
В образовательном учреждении повышения квалификации должны быть разработаны учебные планы, в том числе учебные планы индивидуального обучения специалистов. Порядок разработки и утверждения учебных планов должен определяться уставом этого учреждения. Учебный процесс должен включать в себя теоретические и практические занятия.
Для успешного самообразования слушателей преподавателями учебного заведения должны проводиться лекции, консультации, практические занятия, быть подготовлены учебные и информационные материалы.
Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 40 - 50 минут.
Слушателям должна быть предоставлена имеющаяся на факультетах, кафедрах и в других структурных подразделениях учреждения нормативная, инструктивная, учебная и методическая документация по вопросам их профессиональной деятельности, а также библиотеки, информационные фонды, услуги других подразделений в порядке, определяемом уставом учреждения.
Оценка уровня знаний слушателей образовательного учреждения повышения квалификации должна быть проведена по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Проведение итоговой аттестации слушателей должно быть осуществлено специально создаваемыми комиссиями, составы которых должны утверждаться руководителем образовательного учреждения.
Преподаватели учебных заведений должны замещаться в соответствии с положением о замещении профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Полученные знания должны соответствовать новейшим достижениям в соответствующих отраслях науки и техники, передовому отечественному и зарубежному опыту.
По окончании курса обучения слушателю должен быть выдан документ, где должно указываться время обучения и полученная специальность (квалификация).
Содействие в трудоустройстве после окончания обучения должно осуществляться в соответствии с пожеланиями слушателя и в соответствии с полученной специальностью.
Профессиональная переподготовка должна расширять квалификацию специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности.
Устав учебного заведения должен содержать права и обязанности слушателей, с которыми слушатели должны быть ознакомлены.
За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы должна быть сохранена средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, должны выплачиваться суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.
Дополнительное образование, по возможности, должно предоставляться по месту жительства слушателей. Иногородним слушателям должно быть предоставлено общежитие (другое место проживания).

11. Качество услуг по обеспечению проживания учащихся и
студентов в общежитиях учебных заведений начального и
среднего профессионального образования

Общежитие должно предоставляться всем иногородним учащимся и студентам, а также учащимся и студентам, проживающим в данной местности, при наличии определяемых уставом или другими локальными нормативными актами условий.
Площадь помещения должна обеспечивать размещение всех учащихся и студентов, которым должно предоставляться общежитие, и необходимого персонала. Жилая площадь, предоставляемая учащимся и студентам, по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий, помещений, их комфортность) должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания клиентов.
Общежития должны быть оснащены телефонной связью и местами для получения корреспонденции. Учащимся и студентам должна быть предоставлена возможность пользования телефонной связью.
Коммунально-бытовые и санитарные условия должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим и другим нормам и удовлетворять необходимые жизненные потребности учащихся и студентов.
Общежития должны иметь специально оборудованные помещения для учебных занятий и проведения досуга. Количество, конфигурация и размер этих помещений должны позволять комфортно размещаться всем желающим.
Предоставляемая учащимся мебель должна быть удобной в пользовании. Ее количество должно соответствовать количеству проживающих. Мебель должна регулярно ремонтироваться или заменяться по мере износа.
Постельное белье должно предоставляться в необходимой комплектации и регулярно заменяться по мере загрязнения и износа.
Учащиеся и студенты должны быть ознакомлены с правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями проживающих в общежитии.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru