Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 06.10.2006 № 318
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ ДЛЯ ЗАГОТОВКИ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОБОЧНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 190, 11.10.2006, Официальный вестник № 59


Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РБ от 26.06.2007 № 200, вступившего в силу со дня официального опубликования в газете "Бурятия".
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 2 данного документа).



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2006 г. № 318

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ ДЛЯ
ЗАГОТОВКИ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПОБОЧНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

В соответствии со статьей 120 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования на территории Республики Бурятия согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ





Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 06.10.2006 № 318

ПРАВИЛА
ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ ДЛЯ ЗАГОТОВКИ ВТОРОСТЕПЕННЫХ
ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОБОЧНОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА
ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

I. Общие положения

1. Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования на территории Республики Бурятия (далее - Правила) разработаны в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 № 345, Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 224, и регулируют отношения между лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти Республики Бурятия и лесопользователями по использованию лесного фонда Российской Федерации при заготовке второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования.
2. Участки лесного фонда для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации.
3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов предусматривает заготовку пней, ивовой коры, бересты, хвойных (пихтовых, сосновых и еловых) лап, новогодних елок, хвороста, прута, ерника для метел, банных веников, дичков хвойных, лиственных и кустарниковых пород и др.
4. Побочное лесопользование предусматривает сенокошение, пастьбу скота, размещение ульев и пасек, заготовку древесных соков, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и других видов побочного лесопользования, установленных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Производить заготовку второстепенных лесных ресурсов и осуществлять побочное лесное пользование могут граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
6. Нахождение граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов и т.д., а также заготовка второстепенных лесных ресурсов в соответствии с решениями федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти Республики Бурятия в области природных ресурсов, природопользования и охраны окружающей среды в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, могут быть ограничены или запрещены в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового или лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников, национальных природных парков, на особо защитных участках леса - в связи с установленным в них режимом лесопользования или их статусом.

II. Сроки осуществления пользования лесным фондом

1. По продолжительности осуществления заготовка второстепенных лесных ресурсов и побочное лесопользование могут быть краткосрочными - до 1 года (сезона), или долгосрочными - до 99 лет.
2. Все лесопользователи (за исключением получивших участки лесного фонда в пользование по результатам лесных аукционов) пользуются правом получения лесорубочных билетов, ордеров, лесных билетов в течение всего года.
Лесопользователи, которые приобрели право на пользование лесным фондом по результатам лесных аукционов, обязаны получить лесорубочные билеты, лесные билеты в течение 20 дней после его проведения. В случае неполучения лесорубочного билета, лесного билета без уважительных причин в течение этого срока лесопользователи теряют право на получение участка лесного фонда в пользование в заявленных целях.
3. Сроки начала заготовок кедровых орехов, дикорастущих плодов и ягод в зависимости от массового созревания утверждаются решениями администраций муниципальных районов по предложению лесхозов. Решения доводятся администрациями муниципальных районов до населения не позднее чем за 15 дней до начала заготовки.
4. Сроки заготовки и вывозки второстепенных лесных ресурсов и продуктов побочного лесопользования указываются в лесорубочном билете, ордере, лесном билете.

III. Принципы определения участков лесного фонда для
заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления
побочного лесопользования

Территориальное размещение побочного лесопользования и заготовки второстепенных лесных ресурсов по видам, их количественная и качественная оценки определяются при лесоустройстве. Лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти Республики Бурятия осуществляют текущий учет сырьевых ресурсов. Для определения урожая текущего года и возможного объема заготовок по каждому виду побочного лесопользования и второстепенных лесных ресурсов применяются ГОСТы, ОСТы и различные методики учета урожая и определения сырьевых запасов продукции.
Объемы и места заготовки второстепенных лесных ресурсов и продуктов побочного лесопользования определяются лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти Республики Бурятия исходя из рекомендаций лесоустройства и состояния указанных ресурсов, не допуская их истощения.

IV. Порядок предоставления права на заготовку второстепенных
лесных ресурсов и осуществление побочных лесных пользований
и прекращения права пользования

1. Участки лесного фонда для заготовки второстепенных лесных ресурсов и продукции побочного лесопользования предоставляются в краткосрочное пользование и в долгосрочное пользование.
2. Предоставление участков лесного фонда в краткосрочное и долгосрочное пользование регулируется лесным законодательством.
3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов допускается только по специальным разрешениям - лесорубочным билетам или ордерам, выдаваемым лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти Республики Бурятия в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации.
Осуществление побочного лесопользования в коммерческих целях допускается только по специальному разрешению - лесному билету, выдаваемому лесхозом (лесничеством) федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти Республики Бурятия.
В лесорубочном билете, ордере, лесном билете указываются вид, размер, сроки и место заготовок второстепенных лесных ресурсов или осуществления побочного лесопользования, а также обязанности лесопользователя. По каждому виду лесной продукции указывается ее стоимость, исчисленная по ставкам лесных податей или по результатам лесных аукционов. Выдача лесорубочных билетов, ордеров, лесных билетов регулируется лесным законодательством.
4. При выдаче лесорубочного билета, ордера или лесного билета лесхоз (лесничество) федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация (лесничество) органа исполнительной власти Республики Бурятия в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, обязаны ознакомить лесопользователя с Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, а также ответственностью за их нарушение, за что лесопользователь расписывается в разрешительном документе на право лесопользования.
5. Со дня выдачи лесорубочного билета (ордера), лесного билета переданные лесопользователю участки лесного фонда считаются сданными под его охрану. С этого дня на лесопользователя возлагаются все обязательства, предусмотренные настоящими Правилами.
6. Лесопользователи в течение периода заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования производят учет объемов заготовки лесных ресурсов и размеров побочного лесопользования и ежеквартально представляют соответствующую информацию в виде справки в лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющую ведение лесного хозяйства организацию органа исполнительной власти Республики Бурятия. В случае, если указанный период менее одного квартала, соответствующая информация представляется по окончании периода заготовки второстепенных лесных материалов и осуществления побочного лесопользования.
7. Прекращение права пользования участками лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации.

V. Платежи за пользование второстепенными лесными ресурсами
и осуществление побочного лесопользования

1. В соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации сбор гражданами для собственных нужд дикорастущих ягод, орехов, грибов, лекарственных растений и технического сырья на участках лесного фонда производится бесплатно и без оформления лесного билета.
Заготовка пищевых лесных ресурсов в коммерческих целях производится за плату.
2. Заготовка второстепенных лесных ресурсов и осуществление других видов побочного лесопользования, не указанных в пункте 1 настоящего раздела, производится за плату.
3. Ставки лесных податей за заготовку второстепенных лесных ресурсов и осуществление побочного лесопользования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти Республики Бурятия в области природных ресурсов, природопользования и охраны окружающей среды в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации.
4. Бесплатная заготовка пищевых лесных ресурсов устанавливается из расчета на одного человека семьи за один сезон:
- кедровый орех - 100 кг;
- дикорастущие ягоды - 30 кг;
- дикорастущие грибы - 30 кг;
- черемша, папоротник - 30 кг;
- лекарственных растений - 5 кг;
- технического сырья - 20 кг.
5. Заготовка дикорастущих ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья сверх объемов, установленных пунктом 4, считается промысловой заготовкой в коммерческих целях и производится за плату в соответствии с частью 2 пункта 1 настоящего раздела.
6. Лесные подати не взимаются при заготовке второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти Республики Бурятия.
7. Лесные подати не взимаются при заготовке сельскохозяйственными организациями на участках лесного фонда, предоставленных им по договорам безвозмездного пользования для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования в объемах, обусловленных договором безвозмездного пользования.

VI. Особенности использования участков лесного фонда при
осуществлении отдельных видов заготовок второстепенных
лесных ресурсов и побочного лесопользования

1. Порядок осуществления побочного лесопользования и заготовки второстепенных лесных ресурсов определяется федеральным законодательством, законодательством Республики Бурятия и настоящими Правилами.
2. При осуществлении пользований лесопользователям на предоставленных участках по согласованию с лесхозами разрешается строительство временных сооружений типа промысловых избушек, навесов, сушилен, складов хранения сырья, дорог и т.д. Местонахождение, размер, назначение и количество строений, сроки их ликвидации оговариваются в договоре или лесном билете.
3. Участки лесного фонда, предоставленные для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, не используются для возведения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного либо дачного строительства.

VII. Побочное лесопользование

1. Для сенокошения используются участки лесного фонда категории "сенокосные угодья", а также необлесившиеся лесосеки, прогалины и другие не покрытые лесной растительностью земли до проведения на них мероприятий по лесовосстановлению или лесоразведению.
Пастьба скота разрешается на участках лесного фонда, отнесенных к категории "пастбища", а также на покрытых и не покрытых лесной растительностью, за исключением изъятых из хозяйственного оборота участков особо охраняемых природных территорий, заповедных лесных участков, лесопарков, лесов, имеющих научное или историческое значение, лесов первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, лесов первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, если иное не обусловлено установленным режимом их использования.
Лесопользователи должны по требованию лесхоза федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти Республики Бурятия огораживать скотопрогоны или пастбища во избежание потрав лесных культур, питомников, молодняков естественного происхождения и других ценных участков леса.
Пастьба скота не допускается: на площадях лесных культур до достижения ими высоты, исключающей возможность повреждения вершин скотом; на лесосеменных елово-пихтовых, сосновых, тополевых, ивовых, орехоплодовых плантациях; на участках, где проводятся мероприятия по содействию естественному возобновлению лесов; в естественных молодняках и насаждениях с развитым жизнеспособным подростом до достижения им высоты, исключающей возможность повреждения вершин скотом; на вырубках и других, не покрытых лесом, площадях, предназначенных под естественное возобновление хвойных пород; на землях, подверженных водной и ветровой эрозии.
Пастьба скота с использованием собак на территории лесного фонда с организованным охотничьим хозяйством не допускается.
Не допускается пастьба скота без пастуха (за исключением пастьбы на огороженных участках или на привязи).
Пастьба коз разрешается исключительно на предварительно огороженных участках лесного фонда.
Площади сенокосных угодий, размер и качество участков, пригодных для выпаса скота без нанесения ущерба лесу (подросту, лесным культурам и т.д.), уточняются лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти Республики Бурятия ежегодно на основании материалов лесоустройства с учетом изменения состояния лесного фонда, а также плана производства лесовосстановительных работ.
Участки лесного фонда предоставляются лесопользователям для сенокошения и пастьбы скота с учетом производительности сенокосов и норм выпаса.
2. Сбор лесной подстилки и опавшего листа разрешается производить на одной и той же площади не чаще одного раза в пять лет в конце летнего периода, но до наступления листопада, чтобы опадание листвы и хвои последнего года создало естественное удобрение лесной почвы.
Сбор подстилки должен производиться частично, без углубления на всю ее толщину.
Запрещается сбор подстилки на бедных органическими веществами песчаных почвах лишайниковых боров, хрящевато-скелетных почвах каменистых боров.
3. Размещение ульев и пасек производится преимущественно на опушках леса, прогалинах и других, не покрытых лесом, площадях. Пасеки должны размещаться, как правило, не ближе 3 километров одна от другой.
На участках, предоставленных для размещения ульев и пасек, лесопользователям разрешается постановка ульев и сооружение временных строений - сторожек и построек для хранения ульев, инвентаря и продуктов медосбора. Размер, виды и характер указанных строений согласовываются с лесхозом.
Размещение ульев и пасек без оформления лесного билета запрещается. Срок лесного билета устанавливается на один сезон медосбора. Выдача лесных билетов на последующий год производится в порядке, установленном настоящими Правилами.
4. Заготовка древесных соков (березы) допускается на участках спелого леса, подлежащего рубке главного пользования или лесовосстановительной рубке, не ранее чем за 5 лет до рубки. Заготовка должна производиться способами, обеспечивающими сохранение технических качеств древесины.
Для подсочки подбираются участки здорового леса I - III классов бонитета с полнотой не менее 0,4 и количеством деревьев на одном гектаре не менее 200 штук. В подсочку назначают деревья диаметром на высоте груди 20 см и более. В комлевой части деревьев, отобранных в подсочку, на высоте 35 - 50 см от корневой шейки намечают расположение и количество подсочных отверстий в зависимости от диаметра дерева:
- при диаметре 20 - 26 см - 1 отверстие;
- при диаметре 27 - 34 см - 2 отверстия;
- при диаметре 35 - 40 см - 3 отверстия;
- при диаметре свыше 40 см - 4 отверстия.
Каналы сверлят буравом сразу после того, как начинается сокодвижение с некоторым уклоном для лучшего стока сока. Диаметр канала 1 см, глубина - 0,5 - 2,0 см (толщина коры не учитывается). В подготовленное отверстие для стока сока вставляется желобок из свежесрезанных побегов длиной 12 - 20 см. Под желобком устанавливается сокосборник (приемник).
После окончания сезона подсочки желобки должны быть сняты, а отверстия закрыты деревянной пробкой и замазаны варом, садовой мазью или глиной с известью для предупреждения заболевания деревьев.
В следующий сезон подсочки новое отверстие просверливают на расстоянии не менее 20 см от старого отверстия.
Заготовка древесных соков в лесах, где не допускается проведение рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок, запрещается.
5. Заготовка дикорастущих плодов и орехов производится на выделенных в установленном порядке орехопромысловых зонах.
Граждане и юридические лица, которым предоставлены в долгосрочное пользование участки в орехопромысловых зонах кедровых лесов для промысловой заготовки орехов в коммерческих целях, имеют право осуществлять на указанных участках и другие виды побочных лесных пользований с выпиской лесного билета на каждый вид пользования.
На участках, предоставленных для сбора дикорастущих плодов и орехов, лесопользователи имеют право возводить сушильни, навесы, хранилища, сторожки, установки для переработки плодов и орехов и другие строения временного типа.
На лесопользователей, которым участки для заготовки дикорастущих плодов и орехов предоставлены в долгосрочное пользование, возлагаются:
- приведение и содержание участка в надлежащем санитарном состоянии;
- осуществление мероприятий по повышению урожайности плодовых деревьев и кустарников;
- проведение биотехнических, агрохимических и других работ в целях содействия естественному возобновлению наиболее ценных пород плодовых деревьев и кустарников, а также посадка их на изреженных участках;
- охрана плодовых и орехоносных насаждений.
6. Заготовка и сбор ягод и грибов должны производиться методами, не наносящими вред ягодникам и грибницам.
На предоставленных участках лесопользователи имеют право возводить сушильни, установки для переработки ягод и грибов и другие строения временного типа.
Граждане и юридические лица, которым участки для заготовки ягод и грибов предоставлены в долгосрочное пользование, обязаны осуществлять мероприятия по повышению урожайности ягод и содержать участки в надлежащем санитарном состоянии.
7. Заготовка и сбор пищевых и лекарственных растений и технического сырья допускаются в объемах, обеспечивающих своевременное восстановление растений и воспроизводство их запасов.
Запрещается заготовка пищевых, лекарственных растений и технического сырья тех видов, которые занесены в Красные Книги Республики Бурятия и Российской Федерации.
Лесопользователям на предоставленных им участках разрешается устройство сушилен, навесов и других временных сооружений для сушки и хранения сырья.

VIII. Второстепенные лесные ресурсы

1. Заготовка пней для осмола разрешается в лесах всех групп, за исключением площадей лесных культур, склонов гор и оврагов, площадей, где возможны эрозионные процессы, на особо защитных участках и в лесах 1 группы с ограниченным режимом лесопользования, в молодняках.
При заготовке пней заготовители обязаны принимать меры к сохранению подроста, молодняка и прилегающих насаждений, а также заравнивать ямы, образовавшиеся после заготовки пней, укладывать заготовленные пни в местах по указанию лесхозов и очищать места заготовок от коры и щепы.
2. Заготовка бересты допускается с растущих деревьев в лесном фонде, за 1 - 2 года до назначения лесосек в рубку, с сухостойных, валежных деревьев, а также со свежесрубленных деревьев.
Заготовка бересты с растущих деревьев производится в весенне-летний и осенний период без повреждения луба. При этом используемая для заготовки часть ствола не должна превышать 1/4 общей высоты дерева.
Заготовка бересты с сухостойных и валежных деревьев производится в течение всего года.
3. Заготовка хвойной (пихтовой, сосновой, еловой) лапки производится с деревьев диаметром от 18 см и выше путем обрубки веток или их обрезки острыми инструментами на протяжении 30% живой кроны. При заготовке хвойной лапки срезы сучьев должны быть косыми и гладкими, без отлупов, расщепов, задиров и надломов. Повторная срезка веток допускается не ранее чем через 4 - 5 лет.
4. Заготовка новогодних елок в первую очередь производится на специальных плантациях, участках лесного фонда, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализированные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог и другие площади, где не требуется сохранение подроста и насаждений).
Допускается заготовка новогодних елок при проведении лесхозами лесохозяйственных работ, в том числе из вершинной части срубленных елей, а также лесопользователями на действующих лесосеках за счет вершинной части срубленных деревьев. Такая заготовка производится бесплатно, но с оформлением разрешительных документов.
5. Заготовка ивового корья производится в весенне-летний период со срубленных стволиков (побегов), которые после снятия коры укладываются в кучи и закрепляются с боков кольями.
Снимать кору с растущих деревьев запрещается.
6. Заготовка банных веников, ерника для метел, ветвей для плетения, а также на веточный корм скоту производится на участках лесного фонда, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализованные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог и другие площади, где не требуется сохранения подроста и насаждений), а также с деревьев, срубленных при проведении лесохозяйственных мероприятий. Заготовка должна производиться без повреждения деревьев и кустарников до степени прекращения роста путем срезания веток не более половины общей высоты дерева.
Допускается заготовка банных веников, метел и веток на корм скоту на действующих лесосеках за счет использования крон срубленных деревьев бесплатно, но с оформлением разрешительных документов.
7. Выкопка деревьев на участках лесного фонда для посадки их на землях иных категорий может проводиться в хвойных насаждениях I класса возраста, в лиственных насаждениях I и II классов возраста, за исключением площадей лесных культур, склонов оврагов, берегов рек и озер и других площадей, на которых заготовка дичков может нанести значительный ущерб окружающей среде.
Выкопка кустарников подлеска на участках лесного фонда для посадки их на землях иных категорий может проводиться в насаждениях с подлеском средней или высокой густоты и преобладанием в его составе заготавливаемого вида.
При заготовке деревьев и кустарников заготовитель обязан заравнивать ямы, образовавшиеся после заготовки.

IX. Права и обязанности лесхозов или осуществляющей ведение
лесного хозяйства организации

1. Лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти Республики Бурятия в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, имеют право:
- осуществлять контроль за осуществлением лесопользователями побочных лесных пользований и заготовкой второстепенных лесных ресурсов и вносить предложения территориальному органу федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования по устранению лесопользователями нарушений;
- изменять условия договора на долгосрочное пользование участком лесного фонда по соглашению с лесопользователем;
- проводить лесохозяйственные мероприятия на участках лесного фонда, переданных в пользование в соответствии с его функциями по управлению лесным хозяйством;
- бесплатно использовать транспортные пути, построенные лесопользователем в целях осуществления побочного пользования лесом, заготовки второстепенных лесных ресурсов, для выполнения лесохозяйственных, лесозащитных и других мероприятий;
- направлять в соответствующие государственные органы материалы о привлечении лиц к установленной ответственности, о прекращении права пользования участками лесного фонда, предъявлять иски в суд или арбитражный суд к гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, нарушающим лесное законодательство, об ограничении, приостановлении прав пользования участками лесного фонда;
- получать от лесопользователей сведения, справочные и другие материалы об использовании, воспроизводстве, охране и защите леса, оговоренные в лесорубочном или лесном билете, а также в договоре;
- привлекать лесопользователей к ликвидации лесных пожаров в соответствии с установленным органами исполнительной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления Порядком.
2. Лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти Республики Бурятия в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, обязаны:
- производить отвод участков лесного фонда, определять наличие ресурсов для осуществления лесопользования, выдавать лесорубочные билеты, ордера, лесные билеты, заключать договоры аренды, безвозмездного пользования участками лесного фонда;
- возмещать затраты лесопользователя за выполненные лесохозяйственные мероприятия, предусмотренные лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом и договором;
- обеспечивать лесопользователей информацией о лесном фонде в установленном порядке;
- выделять при необходимости лесопользователю лесохозяйственную технику и специалистов для выполнения лесохозяйственных и лесовосстановительных работ согласно договору;
- осуществлять контроль за своевременным внесением платежей лесопользователями.

X. Права и обязанности лесопользователя

1. Лесопользователь имеет право:
- получать информацию от лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти Республики Бурятия об участках лесного фонда, передаваемых ему в пользование;
- осуществлять разрешенные виды пользования участками лесного фонда в установленных пределах;
- возводить на срок лесопользования временные строения и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке;
- вносить предложения по пересмотру условий договора, лесорубочного билета, ордера или лесного билета;
- осуществлять защиту своих нарушенных или оспариваемых прав пользования участками лесного фонда в судебном порядке, а также требовать возмещения убытков в связи с нарушением своих прав.
2. Лесопользователь обязан:
- осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, Республики Бурятия и настоящими Правилами;
- соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, лесорубочного билета, ордера или лесного билета;
- не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей среде;
- применять технологии заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, исключающие истощение имеющихся ресурсов;
- вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
- соблюдать на предоставленных им в пользование участках лесного фонда Правила пожарной безопасности в лесах и проводить на указанных участках противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение;
- не оставлять в лесу заготовленные лесные ресурсы после сроков окончания их сбора или заготовки и вывозки;
- приводить земли на участках лесного фонда, предоставленных в пользование, в состояние, указанное в договоре аренды участка лесного фонда, договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете, за свой счет;
- согласовывать с лесхозом места размещения производственных и хозяйственных построек согласно установленному порядку согласования мест строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, площадок для складирования лесных ресурсов, дорог, стоянок транспорта, мероприятия по благоустройству и т.д.;
- сдавать участки лесного фонда лесхозу федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти Республики Бурятия после завершения на них работ;
- проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на площадях, на которых в результате деятельности лесопользователя уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность;
- возмещать убытки и потери лесного хозяйства в установленном порядке;
- своевременно вносить платежи за пользование участками лесного фонда;
- соблюдать Санитарные правила в лесах, выполнять другие требования, установленные правилами, утвержденными соответствующими правовыми актами;
- не допускать нарушений прав других лесопользователей;
- представлять в установленном порядке информацию о пользовании участками лесного фонда, а также информацию, необходимую для определения размеров платежей за пользование лесным фондом, лесхозу федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти Республики Бурятия, другим организациям в установленном порядке;
- выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации, Республики Бурятия, настоящими Правилами.
3. Лесопользователь, принявший участки лесного фонда для заготовки второстепенных лесных ресурсов, осуществления побочного лесопользования, обеспечивает их охрану и выполнение всех обязательств, предусмотренных настоящими Правилами.

XI. Контроль за соблюдением настоящих Правил

Контроль за использованием участков лесного фонда для заготовки второстепенных лесных ресурсов, осуществления побочных лесопользований осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства и его территориальным органом или органом исполнительной власти Республики Бурятия в области природных ресурсов, природопользования и охраны окружающей среды в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальным органом.

XII. Ответственность за причинение ущерба лесному фонду и
разрешение споров

1. Лесопользователи обязаны возмещать ущерб, причиненный лесному фонду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Незаконно добытые лесные ресурсы подлежат изъятию и использованию в установленном порядке.
3. Споры по вопросам использования участков лесного фонда для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования разрешаются в судебном порядке. В административном порядке споры разрешаются в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru