Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 22.12.2005 № 299-36
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УЛАН-УДЭНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2005 г. № 299-36

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ГОРОДА УЛАН-УДЭ

Рассмотрев предложение Администрации г. Улан-Удэ по разработке Стратегии развития города, руководствуясь статьей 14 Устава муниципального образования "город Улан-Удэ" Улан-Удэнский городской Совет депутатов решил:
1. Принять Концептуальные основы Стратегии развития города Улан-Удэ (приложение № 1).
2. Одобрить планы по разработке Стратегии на 2006 г. и последующие годы (приложение № 2).
3. Пресс-службе Администрации г. Улан-Удэ (Хайдапова С.Б.) опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на финансово-экономический Комитет Улан-Удэнского городского Совета депутатов (А.Н.Барданов).

Заместитель главы муниципального
образования по работе с Горсоветом
В.А.ГРАНАТ





Приложение № 1
к Решению Улан-Удэнского
городского Совета депутатов
от 22.12.2005 № 299-36

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ Г. УЛАН-УДЭ

Введение

Необходимость внедрения стратегического мышления в систему управления развитием города Улан-Удэ - это вызов новейшего времени, определяющий успешное развитие нашего города в будущем. Высшей целью проводимой нами политики стратегического управления является создание условий для повышения благосостояния и качества жизни жителей нашего города. Именно поэтому мы стремимся к тому, чтобы в Стратегии развития были учтены интересы всех граждан города. Однако, успешная разработка и эффективная реализация этого документа возможны лишь при консолидации усилий всех заинтересованных сторон - самих жителей города, общественности, бизнес-сообщества, науки, федеральных, республиканских и муниципальных структур.
В процессе обсуждения основных задач Стратегии города, мы пытались выстроить открытый и честный диалог со всеми, кто не равнодушен к судьбе нашего города, кто связывает с его судьбой свою судьбу, кто готов присоединиться к этой непростой и очень важной для нас всех работе. Таким образом, мы можем позиционировать стратегию как договор общественного согласия, задающий основные ориентиры для всех, показывающий перспективы будущего развития, в соответствии с которым власти, общественные организации, бизнес-структуры принимают на себя определенные обязательства за будущее развитие города.
На сегодняшний день мы можем с уверенностью сказать, что провели большую работу по вовлечению населения в процесс обсуждения Стратегии развития города. Нам удалось создать активно действующие рабочие группы от общественных организаций, бизнес-сообщества и науки, которые, откликнувшись на наш призыв, стали нашими партнерами по разработке Стратегии.
Однако, несмотря на тесное и плодотворное сотрудничество по разработке Стратегии с различными учеными и практиками, мы вынуждены признать - общего "рецепта", по которому можно разработать качественную стратегию города (имеется в виду такую, которую в последующем можно будет реализовать на практике) просто не существует. Каждый город, каждый регион идет своим путем исходя из конкретных экономических, геополитических, культурологических предпосылок, которыми он обладает.
И в то же время мы выработали для себя золотое правило стратегирования: Стратегия считается эффективной и успешной там, где она реализуется. А реализуемой она становится только при условии соучастия в процессе ее разработки представителей всех групп - общественных, бизнес-сообщества и властных структур.
И именно поэтому мы намерены твердо держать курс на установление тесного взаимодействия, отношений партнерства со всеми, кто неравнодушен к судьбе нашего города и продолжить процесс перехода на стратегическую систему управления развитием города.

Мэр г. Улан-Удэ
Г.А.АЙДАЕВ

Сущность и значение стратегического подхода к управлению
г. Улан-Удэ

Внедрение стратегического подхода представляет собой современный метод модернизации муниципального управления, позволяющий решать сложные задачи развития г. Улан-Удэ на основе долгосрочной стратегии.
Стратегически ориентированное управление в г. Улан-Удэ позволит увязать в единую систему (рис. 1):
- инновационные идеи и разработки местных органов управления, бизнес-сообщества и населения города, создающие основу для внедрения в процессы управления самых новых и прогрессивных методов и механизмов общественного развития;
- перспективное видение местными органами власти траектории и перспектив развития г. Улан-Удэ в долгосрочном временном горизонте с учетом стартовых конкурентных позиций города в условиях масштабных мировых и российских перемен: глобализации экономики, роста конкуренции городов и регионов, информационной революции и структурных преобразований;
- разработку, реализацию и мониторинг Стратегического плана развития г. Улан-Удэ, направленного на активизацию потенциала и ресурсов города для достижения важнейших целей повышения качества жизни и укрепления конкурентных позиций города в регионе, общероссийском и мировом пространствах;
- разработку и реализацию взаимосвязанной системы стратегических и целевых программ и флагманских проектов в приоритетных сферах развития г. Улан-Удэ для достижения конечных целевых ориентиров Стратегического плана и решения наиболее сложных проблем города;
- текущее управление городским развитием на основе плана действий и заказа на управление.

Рис. 1. Важнейшие звенья стратегически ориентированного
управления развитием г. Улан-Удэ

   --------------------------------¬

¦Инновационные идеи и разработки¦
L----------------T---------------

\/
   --------------------------------¬

¦ Перспективное видение ¦
L----------------T---------------

\/
   --------------------------------¬

¦ Стратегическое планирование ¦
L----------------T---------------

\/
   --------------------------------¬

¦ Комплексные стратегичекие ¦
¦ программы и проекты ¦
L----------------T---------------

\/
   --------------------------------¬

¦ Текущее управление ¦
L--------------------------------


Внедрение системы стратегически ориентированного управления на основе реализации взаимосвязанных звеньев цепи "инновационные идеи - перспективное видение - стратегическое планирование - комплексные программы, проекты - текущее управление" обеспечит г. Улан-Удэ целый ряд кардинальных позитивных преимуществ на длительную перспективу:
- позволит комплексно учесть все важнейшие современные факторы и ведущие принципы изменений, определяющие конкурентоспособность и потенциал развития г. Улан-Удэ, и использовать их для усиления роли города и продвижения его нового имиджа в макрорегионе Восточной Сибири, общероссийском и мировом пространствах;
- будет содействовать внедрению инновационных подходов и методов местного самоуправления и самых современных технологий городского развития, в том числе разработке и реализации Стратегического плана г. Улан-Удэ, который станет базовым документом для укрепления партнерства с населением и бизнес-сообществом для обеспечения высокого качества жизни горожан, для привлечения в город инвесторов и туристов, для целенаправленной реализации приоритетных проектов и, в конечном счете, для усиления ответственности местных властей за достижение целевых конечных результатов развития города;
- обеспечит концентрацию и эффективное использование ресурсов и потенциалов г. Улан-Удэ на социальной ориентации развития для повышения качества и уровня жизни в г. Улан-Удэ, укрепления уверенности горожан в будущем и консолидации местного сообщества на принципах демократии и широкого гражданского участия.
В процессе внедрения стратегически ориентированного управления важнейшее место занимает разработка и последующая реализация Стратегии развития г. Улан-Удэ, которая станет центром направленной в будущее и развивающейся системы планирования и управления в городе. Разработка и реализация Стратегического плана г. Улан-Удэ имеет важное значение для населения, предприятий, бизнес-сообщества и органов местного и республиканского управления, обеспечивая целый ряд конкурентных преимуществ:
- повысит уверенность горожан в стабильном и надежном будущем;
- будет содействовать общественной консолидации, интеграции гражданского общества и укреплению доверия к местной власти;
- усилит ответственность Администрации перед населением на основе оценки выполнения этапов Стратегического плана;
- обеспечит концентрацию и эффективное использование инвестиционных и бюджетных ресурсов для достижения стратегических целей, обеспечения ключевых приоритетов и реализации флагманских проектов развития города;
- будет содействовать внедрению инновационных методов местного самоуправления и самых современных технологий городского развития;
- откроет новые перспективы государственно-частного партнерства в осуществлении городских проектов;
- улучшит инвестиционный климат и позволит привлечь новых инвесторов;
- повысит туристическую привлекательность, дополнив историко-архитектурную привлекательность г. Улан-Удэ видением будущего;
- позволит республиканским органам управления лучше учитывать интересы г. Улан-Удэ при принятии целевых программ и проектов;
- станет основой для формирования современного международного имиджа г. Улан-Удэ.
Место Стратегии развития г. Улан-Удэ во внедрении стратегически ориентированной системы управления представлено на рис. 2.

Рис. 2. Место Стратегии развития г. Улан-Удэ во внедрении
стратегически ориентированной системы управления

   --------------------------¬    
   ----------------------------¬

¦Главные факторы изменений+-¬ --+Ведущие принципы изменений ¦
L-------------------------- ¦ ¦ L----------------------------

   --------------------------¬ ¦   ¦ ----------------------------¬

¦ Демократизация и ¦<+ +>¦ Ориентация на человека ¦
¦ социализация ¦ ¦ ¦ L----------------------------

¦ общественного развития ¦ ¦ ¦ ----------------------------¬
L-------------------------- ¦ ¦ ¦ Открытость процесса ¦
   --------------------------¬ ¦   ¦ ¦     принятия решений,     ¦

¦ Глобализация и ¦<+ +>¦ эффективный механизм ¦
¦ территориальная ¦ ¦ ¦ ¦ обратной связи ¦
¦ конкуренция ¦ ¦ ¦ L----------------------------

L-------------------------- ¦ ¦ ----------------------------¬
   --------------------------¬ ¦   ¦ ¦   Гражданское участие,    ¦

¦ Внутренняя и внешняя ¦<+ +>¦соблюдение баланса "Наука -¦
¦ стратегическая политика ¦ ¦ ¦ ¦ Бизнес - Общественность - ¦
¦ России ¦ ¦ ¦ ¦ Администрация" ¦
L-------------------------- +¬ -+ L----------------------------

   --------------------------¬ ¦¦ ¦¦ ----------------------------¬

¦ Стратегический выбор ¦<+¦ ¦¦ ¦ Укрепление ¦
¦ Бурятии ¦ ¦¦ ¦¦ ¦ конкурентоспособности, ¦
L-------------------------- ¦¦ ¦L>¦ ориентир на ¦
   --------------------------¬ ¦¦ ¦  ¦пространственное развитие  ¦

¦ Стратегическое видение ¦<-¦ ¦ ¦ города ¦
¦перспектив и потенциалов ¦ ¦ ¦ L----------------------------

L-------------------------- \/ \/
   -----------------------¬ ----------¬ -------------------------¬

¦ Система управления ¦ ¦Стратегия¦ ¦ Стратегически ¦
¦ г. Улан-Удэ +>¦развития +>¦ориентированная система ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦управления г. Улан-Удэ ¦
L----------------------- L---------- L-------------------------

   --------------------------¬ /\ /\ ----------------------------¬

¦ Комплексные ¦ ¦ ¦ ¦ Независимая экспертиза ¦
¦ стратегические ¦<¬¦ ¦->¦ стратегических документов ¦
¦ программы и проекты ¦ ¦¦ ¦¦ L----------------------------

L-------------------------- +- L+ ----------------------------¬
   --------------------------¬ ¦   ¦ ¦    Комплексный подход к   ¦

¦ Мониторинг ¦<+ +>¦ разработке стратегических ¦
L-------------------------- ¦ ¦ ¦ документов ¦
   --------------------------¬ ¦   ¦ L----------------------------

¦ Оценка конечных ¦ ¦ ¦ ----------------------------¬
¦результатов в увязке с ¦ ¦ ¦ ¦Конкурсный механизм отбора ¦
¦ бюджетным процессом ¦<+ +>¦ стратегических документов ¦
L-------------------------- ¦ ¦ L----------------------------

   ------------------¬ ¦   ¦ --------------------¬

¦Методы реализации+-- L-+Принципы реализации¦
L------------------ L--------------------


Главная цель и стратегические приоритеты

Главной целью Стратегии развития города является создание условий при которых процесс развития, расширения возможностей для самореализации людей, повышения качества и комфортности проживания в нашем городе становится постоянным и отвечающим времени и требованиям горожан.
Исходя из главной цели слоганом Стратегии развития может быть: "Меняемся Мы - меняется Город".

Видение будущего города и роль Администрации в его развитии

Мы видим город Улан-Удэ как:
1. Город, развивающийся на основе корпоративно-демократических соглашений между различными субъектами.
2. Город благоприятный для развития бизнеса, как одного из основных источников его развития.
3. Город благоприятный для самоопределения различных социальных групп.
4. Город комфортабельный и удобный для жизни.
5. Город, включенный в информационную среду, активно формирующий собственную информационную составляющую, способствующую устойчивому развитию.
6. Город, развивающий духовную среду, стимулирующую развитие самобытности и неповторимости для осознания своего места в мире.
7. Город, строящий свое настоящее и будущее на основе понимания мировых и российских процессов и тенденций.
Мы видим Администрацию города как:
1. Организацию, ориентированную на оказание помощи жителям города в удовлетворении их запросов и потребностей, решении возникающих проблем и нужд.
2. Организацию, стремящуюся за счет выявления интересов жителей города, бизнеса и иных формальных и неформальных организаций и объединений создать благоприятные условия для развития каждого.
3. Организацию, стремящуюся координировать усилия различных субъектов в процессе управления городским развитием, понимающую реальные процессы в России и в мире.
Стратегическими приоритетами при разработке Стратегии развития города являются:
1. ориентация на человека, его потребности, жизненные ценности и приоритеты;
2. открытость процесса принятия решений для населения, создание эффективного механизма обратной связи между властью, бизнесом, общественностью и городским сообществом в целом;
3. участие в процессе разработки и реализации стратегического плана широкого спектра общественных, научных, некоммерческих, предпринимательских организаций и объединений;
4. масштабность принимаемых решений, их направленность на вовлечение города Улан-Удэ в макроэкономические процессы.

1. Ориентация на человека

Потребность в развитии, его интенсивность определяют и задают люди. И управление развитием - очень тонкий и непростой механизм, направленный не только и не столько на прирастание материальных благ, сколько на качественные изменения в сознании людей, в их восприятии окружающего, изменения стереотипов, ценностных ориентаций, в результате чего предлагаемые изменения в нашей жизни "оестествляются", т.е. приживаются, становятся естественными. В любом случае, все, что делается - делается людьми и для людей. Организация и управление развитием города Улан-Удэ в пространстве и во времени невозможно без определения места и роли человека в ней. Поэтому определяющим фактором стратегического развития города Улан-Удэ мы выбираем развитие и саморазвитие личности улан-удэнца. Мы делаем основной акцент на формирование более прочных социально-экономических позиций жителя нашего города. Стратегический план развития города будет создавать предпосылки для самореализации активных деятельностных и творческих начал каждого жителя города, использование его потенциальных возможностей для формирования новой пространственной структуры расселения города. Приобщенность к реализации стратегического плана развития города предоставит возможности для упорядочения усилий по принятию фундаментальных решений и действий всех заинтересованных в ней граждан, позволяя изменить и свой собственный образ жизни. В конечном итоге это способность мыслить и действовать стратегически, значит и выстраивать стратегию достижения собственного успеха.
Кроме этого, все комплексные стратегические программы и проекты будут учитывать пространственную представленность социального капитала (человеческого капитала) в его индивидуальном выражении (стратегические индикаторы) и структуру социальных организованностей. Этот разумный минимум индикаторов, которые будут отслеживать изменение сущностных характеристик уровня, образа и стиля жизни улан-удэнца в развитии, будет ориентирован на поиски возможностей возрождения и переориентации градообразующих предприятий, способствующих созданию потенциальной, а не иллюзорной возможности новой экономической базы города Улан-Удэ.

2. Открытость процесса принятия решений, создание
эффективного механизма обратной связи

Большую роль в управлении развитием играет информационная среда. Именно в ней формируются стереотипы и ценностные ориентации людей. Через информационное поле можно воздействовать на сознание и добиваться разрушения стереотипов и начать формирование новых ценностей и внедрение новых норм. Поэтому очень важно при разработке стратегии развития города ориентироваться на создание нового информационного пространства, направленного на развитие, как города, так и каждого человека в отдельности.
Для этого необходимо проводить соответствующую информационную политику, в основе которой - идеи развития, созидания и совершенствования. Пропаганда этих идей должна занимать большую часть информационного пространства города. Это должно стать одним из направлений Стратегии развития г. Улан-Удэ. Человек должен оказаться в информационном поле, стимулирующем и вдохновляющем на развитие, а не наоборот. В связи с этим особое внимание надо обратить на совершенствование видов коммуникаций и внедрение новых информационных технологий и новых информационных продуктов, которые дадут возможность для духовного и интеллектуального роста, и сориентируют человека в современном социокультурном пространстве.
Но прежде чем говорить о создании нового информационного пространства города необходимо сформировать информационное поле и коммуникативные связи стратегии как таковой. Важно заметить, что информационное сопровождение проекта стратегического развития предполагает не только процесс передачи информации жителям города о ходе и реализации планов стратегии через СМИ, но и многоплановый процесс развития контактов и налаживание обратной связи, необходимой для эффективной разработки и реализации проектов развития. С этой целью необходимо создать общую структуру коммуникаций. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня и доводиться до каждого конкретного лица, будь то чиновник или простой житель города. Понятно, что формирование коммуникационных процессов, выбор средств и каналов коммуникаций осуществляется после проектирования организационной структуры. Однако, предварительная работа по поиску эффективных путей развития города и различные исследования, уже проведенные Администрацией города, дают основание для планирования структуры коммуникаций Стратегии. Не стоит так же забывать о том, что Стратегия - живой процесс, и вполне возможны корректировки, сопровождающие любой процесс развития. Главное, нужно помнить, что коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель.
Коммуникация - двусторонний процесс: с одной стороны, предполагается воздействие на целевые и иные аудитории, а с другой - получение встречной информации о реакции аудиторий на осуществляемое воздействие. Обе составляющие одинаково важны, их единство дает основание говорить о коммуникации как о системе. Это основа, аксиома, главное правило создания коммуникативного пространства Стратегии.
Сложность процессов коммуникаций обуславливает необходимость их моделирования. Такой подход дает возможность наиболее полно охватить все направления развития стратегического планирования и с оптимальной отдачей использовать ресурсы. Значимость коммуникации в современных условиях устойчиво возрастает и более необходимо выстроить систему средств сбора, хранения, обработки и передачи информации и целого ряда других факторов. Коммуникативное пространство Стратегии - это комплексное воздействие информации о процессе на внутреннюю и внешнюю среду с целью создания благоприятных условий для стабильного развития этого процесса.

3. Соблюдение баланса "Бизнес - Общественность -
Администрация"

Гармоничное, устойчивое развитие города возможно лишь там, где оно осуществляется на основе принципов демократии и понимании того, что город есть определенного рода корпорация различных субъектов - Общественности, Бизнеса и Властных структур. Практика успешного развития многих городов показывает, что стратегический план может быть разработан только в многостороннем конструктивном диалоге бизнеса, власти и общества (гражданских институтов). Попытка отказаться от этого диалога или имитировать его делает бессмысленной всю затею.
Наша задача - осуществить качественный переход от принципов "корпоративного лоббизма" к корпоративно-демократическим принципам развития города как системы. Главное условие для этого состоит в том, чтобы уровень согласования был поднят на значительно более высокую ступень, а корпоративный интерес был встроен в систему таким образом, чтобы способствовать, а не препятствовать формированию и реализации общих интересов. И именно, на стыке корпоративных интересов при условии демократических процедур их согласования должны появляться стратегические документы, определяющие развитие города на много лет вперед. Поэтому важно выделить основные группы влияния (это могут быть формальные и неформальные организации, объединения, предприятия, партии и т.д., чьи интересы существенно связаны с данным регионом или городом, и чьи ресурсы позволяют заметно влиять на его развитие) и создать организационные условия, способствующие активному вовлечению их представителей в процесс разработки и реализации Стратегии. Важным условием эффективного вовлечения представителей различных групп населения города в процесс разработки Стратегии является учет интересов этих групп, установление взаимоотношений доверия между инициаторами разработки Стратегии и представителями основных групп влияния в городе. Внедренческая часть Стратегии развития города должна содержать в себе необходимые механизмы, позволяющие, с одной стороны, учитывать различные интересы, с другой, соблюдать утвержденные стратегические приоритеты развития. А поскольку процесс стратегирования (т.е. стратегического управления развитием) постоянен, то представителям основных корпоративных интересов необходимо осуществить интеграцию в этот процесс со своими специфическими функциями.
Одной из самых важных задач органов местного самоуправления становится вовлечение в этот процесс как можно большего числа людей, способных взять на себя ответственность по разработке и реализации проектов развития. Мировой, да и российский опыт показывает, что таких людей не бывает много. Только единицы могут предложить проекты действительно "прорывные". Чуть больше тех, кто способен включиться в процесс реализации этих проектов.
Главное здесь, чтобы принципы стратегического управления и стратегического мышления прижились в нашем обществе, стали естественными для нас. Тогда естественным станет и процесс взаимодействия между чиновниками, бизнесменами по разработке и реализации важных для всех нас проектов.

4. Незамкнутость Стратегии на ограниченном пространстве

Пространственное развитие современного г. Улан-Удэ в контексте стратегического управления будет разрабатываться как единая схема пространственного развития города. Это связано в первую очередь с тем, что стратегическое управление, стратегическое мышление в целом невозможно вне пространственных координат действия.
Под пространственным развитием мы будем иметь в виду наиболее общий подход к глобальным стратегическим задачам управления развитием города Улан-Удэ. Организация пространственного развития города будет ориентирована на обеспечение интеграции г. Улан-Удэ в российский рынок, а также способствовать выявлению реального пространственного каркаса развития города, включая узлы опережающего роста и связи между ними, прочитываемые в глобальном экономическом контексте; планирование направлений опережающего развития этих узлов и связей; разработку и осуществление проектов такого опережающего развития, способного вовлечь в свою орбиту все возможные точки роста. В обобщенном виде это будет единая схема пространственного развития города Улан-Удэ в сочетании инструментов бизнес-активности, умножения социального капитала и централизованного муниципального вмешательства в процесс реструктурирования пространства города в целом.
Стратегическое управление (соответственно аналитика и прогнозирование) будет осуществляться в пространственных координатах - непосредственно или опосредованно через юридические или финансовые институты.
Вывод, который следует из вышесказанного: о серьезном экономическом развитии можно говорить только тогда, когда на нашей территории будут выстроены (или выделены уже имеющиеся) деловые и организационные связи с процессами, имеющими глобальное (мировое) и макрорегиональное значение.
Насколько глубоко и качественно мы сможем оценить к каким процессам можно "подключить" нашу территорию, увидим ли мы вообще эти процессы - это вопрос компетенций. И это серьезный вызов всем нам, поскольку в противном случае, мы с вами будем продолжать вариться в собственном соку, и ощутим, в скором времени, все издержки процесса глобализации.
Ясно одно, прежде всего, искать надо там, где это кажется важным и полезным для нас с вами, а затем попытаться эту "самоидентификацию" согласовать с весьма противоречивыми процессами глобализации и локализации, найдя свою нишу в сложном и меняющемся пространстве Байкальского региона, Федерального Сибирского округа, РФ и мира. Именно анализ сложившейся ситуации, "самоидентификация" позволят определить место города Улан-Удэ во внешнем пространстве и понять каким образом мы должны выстраивать взаимоотношения с внешним миром, чтобы сохранить свою индивидуальность, преимущества и не раствориться в общем потоке глобализации. Это позволит также понять какие разрывы у нас наблюдаются, требующие внесения коррективов и адаптации к основным процессам, благодаря которым развивается мировая экономика. И что нужно сделать, чтобы преодолеть эти разрывы. Вот здесь и рождается "Большая стратегия" - т.е. становятся явными те основные элементы, с помощью которых будет найден баланс между глобализацией и локализацией, что позволит повысить качество жизни для различных социальных групп населения города.
Согласно стратегическим приоритетам формируются и стратегические направления развития города:
1. Экономическое направление.
Экономическое развитие города является основным процессом, обеспечивающим развитие других направлений, - социального и культурно-духовного. Базовым тезисом развития экономики города является "развитие бизнес-процессов в рамках духовно-культурной среды для социального благополучия горожан". Экономика города в контексте поставленной стратегической цели и принципов стратегического развития должна быть ориентирована на изменение структуры предпринимательской активности с товаропроизводящей на услугопроизводящие виды деятельности. Рост конкурентоспособности предпринимательства обеспечивается за счет встраивания экономики города в общерегиональные, общероссийские и общемировые экономические процессы.
2. Социальное направление.
Социальное направление раскрывает социально-экономические интересы и потребности горожан и гостей города, качество жизни и уровень благосостояния, состояние и качество жизнеобеспечивающих структур (объекты социальной инфраструктуры, градостроительство, транспортная система и логистика, ЖКХ и благоустройство), а также результаты хозяйственно-экономической деятельности, затрагивающие аспекты жизнеобеспечения и безопасности (технологическая и экологическая безопасность, безопасность жизнедеятельности в целом).
3. Культурное и духовное направление.
Под культурным пространством города мы имеем в виду пространство города, включающее искусственно созданное социальное пространство и все многообразие социальных образований, в том числе демократические институты, а также культурное, духовное и информационное пространство.
Совершенствование и развитие духовно-культурного пространства г. Улан-Удэ должно быть ориентировано на сохранение, поддержание и развитие существующей мультикультурной среды и богатого уровня духовного творчества, разнообразной палитры самобытной культуры различных народов, традиционно проживающих в городе и республике. Формирование нового культурно-духовного пространства г. Улан-Удэ предполагает создание условий для творческой реализации духовных и физических способностей и потребностей горожан, культурно-гуманистических показателей качества жизни каждого человека. При формировании комплексных стратегических программ и проектов мы учитываем то, что инвестиции в человека, в его духовное и культурное развитие есть самое эффективное вложение в будущее развитие города.
Взаимосвязь стратегических направлений и приоритетов стратегического управления представлена в табл. 1.

Таблица 1

Взаимосвязь направлений и приоритетов Стратегии

   -----------------T----------------------------------------------------------¬

¦ Приоритеты ¦ Направления ¦
¦ +-----------------T---------------------T------------------+
¦ ¦ Экономическое ¦ Социальное ¦ Культурное и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ духовное ¦
+----------------+-----------------+---------------------+------------------+
¦Ориентация на ¦Формирование ¦Создание условий для ¦Создание условий ¦
¦человека ¦нового ¦комфортного и ¦для творческой ¦
¦ ¦экономического ¦безопасного ¦реализации ¦
¦ ¦мышления и ¦проживания в городе; ¦культурных, ¦
¦ ¦поведения, ¦формирование более ¦духовных и ¦
¦ ¦ориентированного ¦прочных социально- ¦информационных ¦
¦ ¦на достижение ¦экономических позиций¦способностей и ¦
¦ ¦стратегии успеха ¦жителя нашего города ¦потребностей ¦
¦ ¦каждого человека.¦для создания базы для¦горожан, ¦
¦ ¦Экономика как ¦развития устойчивого ¦формирование ¦
¦ ¦средство решения ¦среднего класса как ¦институтов ¦
¦ ¦социальных задач ¦основы социальной ¦гражданского ¦
¦ ¦и культурно- ¦стабильности ¦общества ¦
¦ ¦духовных ¦г. Улан-Удэ ¦ ¦
¦ ¦ценностей ¦ ¦ ¦
+----------------+-----------------+---------------------+------------------+
¦Открытость ¦Обеспечение ¦Совершенствование информационного ¦
¦процесса ¦взаимосвязи ¦пространства и всех видов коммуникаций ¦
¦принятия ¦индивидуальных ¦за счет внедрения новых информационных ¦
¦решений, ¦бизнес-стратегий ¦технологий и новых информационных ¦
¦создание ¦со Стратегией ¦продуктов, которые дадут возможность для¦
¦эффективного ¦развития города ¦для духовного и интеллектуального роста,¦
¦механизма ¦через организацию¦и позволят человеку успешно ¦
¦обратной связи ¦комплексного ¦самореализоваться в современном ¦
¦ ¦воздействия ¦социокультурном пространстве ¦
¦ ¦информации ¦ ¦
¦ ¦в целях наиболее ¦ ¦
¦ ¦эффективного ¦ ¦
¦ ¦использования ¦ ¦
¦ ¦ресурсов и ¦ ¦
¦ ¦минимизации ¦ ¦
¦ ¦экономических ¦ ¦
¦ ¦рисков ¦ ¦
+----------------+-----------------+----------------------------------------+
¦Соблюдение ¦Активное вовлечение основных групп влияния и их ¦
¦баланса "Бизнес ¦представителей в процесс разработки и реализации Стратегии¦
¦- Общественность¦ ¦
¦- Администрация"¦ ¦
+----------------+-----------------T---------------------T------------------+
¦Незамкнутость ¦Обеспечение ¦Стремление к ¦Обогащение мировой¦
¦Стратегии на ¦интеграции ¦достижению ¦и российской ¦
¦ограниченном ¦Улан-Удэ в ¦соответствия уровня и¦культуры за счет ¦
¦пространстве ¦российский рынок,¦качества жизни ¦поддержания и ¦
¦ ¦а также ¦общероссийским и ¦развития ¦
¦ ¦способствовать ¦международным ¦существующей ¦
¦ ¦выявлению ¦стандартам ¦мультикультурной ¦
¦ ¦реального ¦ ¦среды и богатого ¦
¦ ¦пространственного¦ ¦уровня духовного ¦
¦ ¦каркаса развития ¦ ¦творчества, ¦
¦ ¦города, включая ¦ ¦разнообразной ¦
¦ ¦узлы опережающего¦ ¦палитры самобытной¦
¦ ¦роста и связи ¦ ¦культуры различных¦
¦ ¦между ними ¦ ¦народов, ¦
¦ ¦ ¦ ¦традиционно ¦
¦ ¦ ¦ ¦проживающих в ¦
¦ ¦ ¦ ¦городе и ¦
¦ ¦ ¦ ¦республике ¦
L----------------+-----------------+---------------------+-------------------


Методы разработки Стратегии развития и ее место в системе
управления г. Улан-Удэ

Разработка Стратегического плана г. Улан-Удэ представляет собой сложный творческий процесс, основанный на оправдавшем себя в международной и российской практике сбалансированном сочетании многообразных методических подходов, которые можно сгруппировать по четырем сферам работ (рис. 3).

Рис. 3. Методы разработки Стратегического плана г. Улан-Удэ

   ---------------¬ ---------------¬------------------------------¬

¦ Сферы работы ¦ ¦ Участники ¦¦ Методы разработки ¦
¦ ¦ ¦ разработки ¦¦ ¦
L--------------- L---------------L------------------------------

   ---------------¬ ---------------¬------------------------------¬

¦ Научные ¦ ¦ Научные ¦¦Научные исследования ¦
¦исследования и¦ ¦разработчики 覦Методические разработки ¦
¦ методические +>¦ консультанты ++Анкеты, формы ¦
¦ разработки ¦ ¦ ¦¦Критерии и показатели оценки ¦
L--------------- L---------------¦конкурентоспособности, ¦
¦потенциалов и др. ¦
¦Системный, сопоставительный, ¦
¦SWOT-анализ, гипотезы, ¦
¦оптимизация целеполагания ¦
¦Модерация "стратегической ¦
¦недели" ¦
¦"Мозговые штурмы" ¦
L------------------------------

   ---------------¬ ---------------¬------------------------------¬

¦ Эмпирический ¦ ¦ Органы ¦¦"Мозговые штурмы" ¦
¦ опыт и +>¦ местного ++Статистические и фактические ¦
¦ практика ¦ ¦самоуправления¦¦материалы ¦
L--------------- L---------------¦Координация работ ¦
¦Модернизация рабочих групп ¦
¦Экспертные оценки ¦
¦Формирование и редактирование¦
¦итогового документа ¦
L------------------------------

   ---------------¬ ---------------¬------------------------------¬

¦ Участие ¦ ¦ Население ¦¦Экспертные оценки ¦
¦ гражданского +>¦Предприятия и ++Инициативы и предложения в ¦
¦ общества ¦ ¦ бизнес- ¦¦"банк идей" ¦
L--------------- ¦ сообщество ¦¦Анкетирование ¦
¦ Общественные ¦¦Интервью ¦
¦ организации ¦¦Дискуссии по основным ¦
L---------------¦разделам плана ¦
L------------------------------

   ---------------¬ ---------------¬------------------------------¬

¦ Работа СМИ +>¦ Пресса ¦¦Дискуссии по основным ¦
L--------------- ¦ Радио ++разделам плана ¦
¦ Телевидение ¦¦PR хода разработки плана ¦
¦ Интернет ¦¦Активизация гражданского ¦
L---------------¦участия ¦
¦Маркетинг и позиционирование ¦
¦плана ¦
L------------------------------


В сфере научных исследований и разработок ученые и консультанты привносят результаты исследований и внедряют элементы методических разработок в области городского стратегического планирования, разрабатывают применительно к условиям г. Улан-Удэ критерии и показатели оценки конкурентоспособности, потенциалов и ресурсов города, применяют методы системного, сопоставительного, SWOT-анализа, выдвигают гипотезы и осуществляют оптимизацию целеполагания, широко используют метод "мозговых штурмов".
В сфере применения эмпирического и практического опыта сотрудники органов местного управления г. Улан-Удэ активно участвуют в проведении "мозговых штурмов", модерации рабочих групп и анкетирования, готовят статистические и фактические материалы, выступают координаторами работ и экспертами на всех этапах разработки плана, составляют конечную редакцию плана.
Сфера широкого гражданского участия, охватывающая главные целевые группы субъектов социально-экономического развития г. Улан-Удэ, - население, коллективы предприятий и бизнес-сообщество, общественные организации, НГО и т.д. - имеет кардинальное значение для обеспечения демократического и социально ориентированного процесса разработки плана. Представители важнейших целевых групп выступают в качестве экспертов, участвуют в анкетировании, интервьюировании, вносят инициативы и предложения в "банк идей" по реализации Стратегического плана, являются активными участниками во встречах, семинарах, дискуссиях по обсуждению основных разделов плана.
Сфера работы СМИ, представленная в г. Улан-Удэ местными прессой, радио, телевидением, а также официальным сайтом города в Интернете, охватывает сопровождение со стороны СМИ всего процесса стратегического планирования, а именно осуществление PR-процесса, участие во встречах, семинарах, дискуссиях, активизация гражданского общества, маркетинг и позиционирование Стратегического плана г. Улан-Удэ.
Важным элементом процесса стратегического планирования в г. Улан-Удэ является обеспечение сочетания стратегических подходов и существующей системы планово-управленческих документов, реализуемых Администрацией города в настоящее время. Стратегический план как документ управления должен также получить определенный статус и "вписаться" в структуру органов местного управления.
Существующая система планирования и управления на основе внедрения стратегического подхода должна быть "надстроена" на один уровень - долгосрочный, стратегический "этаж", на котором в г. Улан-Удэ будут разрабатываться и реализовываться Генеральный план развития города, Стратегия развития города, стратегические целевые программы и стратегические (флагманские) проекты. Два других уровня - среднесрочного планирования и текущего управления - будут определяться целями и направлениями, формируемыми на уровне стратегического планирования (рис. 4).

Рис. 4. Система планирования и управления в г. Улан-Удэ с
учетом внедрения стратегического подхода

   ---------------¬------------¬
   ----------------¬
   -------------------¬

¦Генеральный ¦¦Генеральный¦ ¦ Стратегия ¦ ¦ Стратегический ¦
¦план и ¦¦ план на ¦<->¦развития города¦<->¦ план (КСП и ¦
¦стратегическо妦20 - 25 лет¦ ¦на 15 - 20 лет ¦ ¦проекты) на 15 лет¦
¦планирование ¦L----T------- L-------T-------- L---------T---------

L--------------- L------------------+----------------------

\/
   ---------------¬-------------¬  ----------------¬
   -------------------¬

¦Среднесрочное ¦¦Прогноз СЭР ¦ ¦ Программа СЭР ¦ ¦ Муниципальные ¦
¦планирование ¦¦на 3 - 5 лет+->¦ на 3 года ¦<->¦целевые программы ¦
L---------------L-----T------- ¦ ¦ ¦ на 3 - 5 лет ¦
¦ L-------T-------- L---------T---------

L-----------------+----------------------

\/
   ---------------¬-------------¬  ----------------¬
   -------------------¬

¦Текущее ¦¦ Бюджет ¦ ¦ План действий ¦ ¦ Заказ на ¦
¦планирование 覦 на 1 год ¦ ¦ Администрации ¦ ¦ управление ¦
¦управление ¦L-----T------- ¦ на 1 год ¦ L---------T---------

L--------------- ¦ L-------T-------- ¦
L-----------------+----------------------

\/
Стратегическое развитие г. Улан-Удэ

Структура стратегических документов

С точки зрения теории бизнес-ориентированных систем и исследования операций процедура разработки и внедрения Стратегии развития города рассматривается как проектирование определенной деятельности, в основе которой лежит т.н. спиральная модель развития. Следуя логике развития по данной модели, разработка Стратегии развития города представляет собой гибкий многоуровневый процесс проектирования (см. рис. 5).

Рис. 5. Спиральная модель разработки Стратегии развития
города

Рисунок не приводится.

В данном процессе особое место занимают сбор, организация и анализ информации. Они реализуются на соответствующих этапах - базовом и аналитическом. Эти этапы, как предшествуют основным этапам разработки стратегических документов, так и сопровождают их. Содержание, последовательность и взаимосвязь этапов разработки Стратегии развития города представлены на рис. 6.
Базовый этап (сбор и организация информации) - этап, на котором происходит вовлечение широкой общественности в процесс разработки стратегических документов, выстраивается система информирования и обратной связи между Администрацией города, как координатором процесса разработки Стратегии, и различными рабочими группами и отдельными гражданами, населением города в целом. Базовый этап с одной стороны предшествует самому процессу разработки стратегических документов, обеспечивая участие в нем наиболее активных и компетентных горожан, а с другой стороны, постоянно сопровождает весь процесс разработки и реализации Стратегии, гарантируя, таким образом, его постоянство и соблюдение интересов горожан в итоговых стратегических документах. Детально механизм вовлечения общественности в процесс разработки Стратегии прописан в соответствующем разделе настоящего документа.

Рис.6. Этапы разработки Стратегии развития города Улан-Удэ

   -----------------¬
   --------------¬  
   -------------¬

\/ ¦ \/ ¦ \/ ¦
   ---------------¬  ----------------¬  ------+---------¬ ------+---------¬ -------+----¬

¦ I. +->¦ II. +->¦ III. +>¦ IV. +>¦ V. ¦
¦ Базовый ¦ ¦ Аналитический ¦ ¦Концептуальный ¦ ¦ Программный ¦ ¦ Проектный ¦
LT---T---------- LT--------------- LT--------------- LT--------------- LT-----------

¦ ¦ ¦ /\ ¦ /\ ¦ /\ ¦ /\
¦ L-------------+------+-----------+------+----------+--------+--------+------

¦----------------¬¦-----------------¬¦---------------¬ ¦---------------¬ ¦--------------¬
Ц ¦¦ Активизация ¦¦¦Выявление ¦¦¦ Определение ¦ ¦¦ Обоснование ¦ ¦¦ Обоснование ¦
е ++ общества на ¦¦¦главных факторов¦++ главной цели ¦ ¦¦ направлений ¦ ++проектов и их¦
л ¦¦ разработку ¦++конкуренто- ¦¦¦ механизмов ¦ ++ развития и ¦ ¦¦ комплексов ¦
ь ¦¦ стратегии ¦¦¦способности ¦¦¦ развития ¦ ¦¦ программного ¦ ¦L--------------

¦L----------------¦¦г. Улан-Удэ ¦¦L--------------- ¦¦ блока ¦ ¦--------------¬
М ¦----------------¬¦L-----------------¦---------------¬ ¦L--------------- ¦¦ Организация ¦
е ++"Стратегическая¦¦-----------------¬¦¦ Место и роль ¦ ¦---------------¬ ¦¦ конкурсного ¦
𠦦 неделя" ¦¦¦ Выявление ¦++ Стратегии в ¦ ++ Концепции ¦ ++механизма для¦
о ¦L----------------++ основных ¦¦¦ системе ¦ ¦¦ направлений ¦ ¦¦ отбора ¦
п ¦----------------¬¦¦ приоритетов ¦¦¦ управления ¦ ¦L--------------- ¦¦ проектов ¦
р ++ Проектно- ¦¦¦населения городদ¦ городом ¦ ¦---------------¬ ¦L--------------

и ¦¦деловой семинар¦¦L-----------------¦L--------------- ¦¦ Система ¦ ¦--------------¬
я ¦L----------------¦-----------------¬¦---------------¬ ¦¦ показателей ¦ ¦¦Формирование ¦
т ¦----------------¬¦¦Анализ важнейших¦¦¦ Главная цель ¦ ¦¦ оценки ¦ ++ состава ¦
и ¦¦ Рабочие ¦++ элементов ¦¦¦ развитие и ¦ ++ реализации ¦ ¦¦ экспертных ¦
я ++ совещания, ¦¦¦ вертикали ¦++ видение ¦ ¦¦ Стратегии в ¦ ¦¦ советов ¦
¦¦ встречи, ¦¦¦ приоритетов ¦¦¦ будущего ¦ ¦¦ рамках ¦ ¦L--------------

¦¦ дискуссии ¦¦L-----------------¦¦ города ¦ ¦¦ направлений ¦ ¦--------------¬
¦L----------------¦-----------------¬¦L--------------- ¦L--------------- ¦¦ Организация ¦
¦----------------¬¦¦Социологический ¦¦---------------¬ ¦---------------¬ ++ работы ¦
¦¦ Анкетирование,¦++ портрет города ¦¦¦ Система ¦ ¦¦ Обоснование ¦ ¦¦Общественного¦
¦¦ система ¦¦¦анализ основных ¦¦¦стратегических¦ ¦¦ блока ¦ ¦¦ Совета ¦
L+обратной связи ¦¦¦ стереотипов ¦++приоритетов и ¦ ++ комплексных ¦ ¦L--------------

¦(газета, сайт, ¦¦L-----------------¦¦ принципов ¦ ¦¦стратегических¦ ¦--------------¬
¦ СМИ) ¦¦-----------------¬¦¦ развития ¦ ¦¦программ (КСП)¦ ¦¦Реализация и ¦
L------T---------¦¦Анализ стартовых¦¦L--------------- ¦L--------------- L+ мониторинг ¦
¦ L+ конкурентных ¦¦---------------¬ ¦---------------¬ ¦ проектов и ¦
¦ ¦ возможностей ¦¦¦ Механизм ¦ ¦¦ Разработка, ¦ ¦ программ ¦
¦ L--------T--------L+ вовлечения ¦ ¦¦ экспертиза, ¦ L------T-------

¦ ¦ ¦общественности¦ L+ общественное ¦ ¦
¦ ¦ L-------T------- ¦ обсуждение и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ принятие КСП ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L------T-------- ¦
\/ \/ \/ \/ \/
Р ----------------¬--------------------¬------------------¬---------------¬------------¬
е ¦Общественные и ¦¦Конкурентоспособны馦Видение будущего,¦¦ Утвержденный ¦¦ Итоговый ¦
з ¦организационны妦профиль г. Улан-Удэ¦¦ механизмы ¦¦ пакет КСП и ¦¦ документ ¦
у ¦ предпосылки ¦L--------------------¦ реализации, ¦¦рекомендуемый ¦¦"Стратегия ¦
л ¦ разработки ¦ ¦ мониторинга и ¦¦ перечень ¦¦ развития ¦
ь ¦ Стратегии ¦ ¦позиционирования ¦¦первоочередных¦¦г. Улан-Удэ¦
т L---------------- ¦ Стратегии ¦¦стратегических¦L------------
а L------------------¦ проектов ¦
т L---------------

Аналитический этап аналогично базовому этапу является предшествующим и сопровождающим процесс разработки Стратегии. Он направлен на выявление главных факторов конкурентоспособности города пространстве и во времени. От качества проведенного анализа во многом зависит эффективность принимаемых решений. Поэтому аналитический процесс должен стать постоянной и органичной составляющей процесса разработки и реализации Стратегии. Анализ должен проводится как по выбранным стратегическим направлениям по соответствующим индикаторам, так и на качественное соответствие происходящих в городе изменений стратегическим принципам.
Основной процесс разработки стратегических документов осуществляется в 3 этапа.
1. Концептуальный.
На данном этапе необходимо разработать концепции развития обозначенных стратегических направлений. Для раскрытия концепции развития стратегического направления необходимо оценить как текущее состояние города по данному направлению, так и сделать "заявку на будущее". Оценку необходимо проводить с позиций глобального, общероссийского, макрорегионального, регионального и местного масштаба. При этом и оценка текущего состояния, и "заявка на будущее" производятся исходя из сохранения базовых ценностей общества (традиции, культуры), предупреждения будущих рисков и сдерживания "нерешаемых" проблем.
Первый уровень: стратегия г. Улан-Удэ как территории, имеющей определенные правовые границы (МО - городской округ). Здесь работа строится в плоскости правовых полномочий органов МСУ. И отсюда вытекает необходимость общественного обсуждения процесса разработки стратегии. В этом плане мы с вами многое уже наработали - провели встречи и т.п. и выделили направления, по которым можно обсуждать с каких проектов нужно начинать совершенствовать наш город как среду обитания горожан и гостей города.
Второй уровень: стратегия развития г. Улан-Удэ в контексте развития региона (в территориальном опять же понимании этого термина) - какие виды деятельности концентрируются в г. Улан-Удэ, с какими еще территориями г. Улан-Удэ взаимодействует благодаря связям, возникающим в процессе этой деятельности. Какая выстраивается конфигурация этой деятельности, какие в ней есть объекты, какие "крутятся" ресурсы, какие собственные ресурсы г. Улан-Удэ туда уже вовлечены, а какие можно и нужно вовлекать и т.д. Т.е. г. Улан-Удэ в контексте геоэкономических региональных связей, которые и должны дать толчок для дальнейшего развития.
И, наконец, третий уровень: стратегия развития неких видов деятельности, которые позволят г. Улан-Удэ включиться в общемировые глобальные (или хотя бы макрорегиональные) процессы развития, в процессы глобального регионообразования. Причем здесь под регионом понимается уже не территория, как таковая, а связи, которые возникают и действуют между различными субъектами и образуют особую конфигурацию в мировом пространстве, независимо от территориальной удаленности и правовой принадлежности.
Результатами оценки должны стать характеристика целевого вектора развития в рамках данного направления, долгосрочные задачи, стоящие перед городом в целом и стратегическое видение будущего как результат решения поставленных задач, наиболее общие показатели, необходимые для разработки Стратегии в рамках данного направления. Результаты оценки должны прояснить выбор комплексных стратегических программ развития города.
2. Программный.
На данном этапе предполагается разработка пакета комплексных стратегических программ. Особенностью данного этапа является то, что программы разрабатываются не по каждому направлению в отдельности, а по принципу комплексного подхода к решению управленческих задач. Разработка комплексных стратегических программ развития города должна вестись по отдельной методике, которая, в свою очередь, должна пройти процедуру общественного обсуждения и утверждения.
Логика обоснования комплексной стратегической программы предполагает проведение следующих обязательных аналитических процедур:
- сопряжение данной программы с главной стратегической целью развития города, а также с целями и задачами, обозначенными в обосновании направлений, характеристика масштабности программы (соотнесение ее с уровнями стратегической матрицы);
- выявление и оценка "разрывов" между существующим состоянием и "заявкой на будущее" в рамках предложенной тематики программы;
- формулировка конкретных целей и задач в рамках комплексной стратегической программы;
- оценка реальной ресурсной обеспеченности сформулированных целей, предложение методов и разработка рекомендаций, действий по мобилизации людских, финансовых, технологических, предпринимательских, организационно-управленческих и иных ресурсов для достижения поставленных целей;
- долгосрочные последствия решения поставленных задач;
- определение приоритетов и структурирование комплексной стратегической программы по отдельным проектам.
3. Проектный.
Это наиболее важный этап разработки стратегических документов, т.к. именно здесь происходит детализация и опредмечивание проведенных на предыдущих этапах исследований, поставленных целей и задач. И именно здесь на практике происходит реализация механизма взаимодействия муниципалитета, органов государственной власти, бизнеса и общественности города. Это этап разработки, экспертного отбора, общественного обсуждения и принятия стратегических проектов и их комплексов в рамках, определенных комплексными стратегическими программами. Разработка стратегических проектов также осуществляется согласно методике, прошедшей процедуру общественного обсуждения и утверждения. Основными характеристиками стратегических проектов являются:
- направленность на конечного потребителя (выявление категорий населения, на которые данный проект окажет влияние, и категорий, непосредственно заинтересованных в реализации проекта);
- наличие сторон-партнеров, которые берут на себя обязательства по дальнейшей реализации данного проекта;
- обоснованность выбранной технологии реализации проекта, достижения поставленных в проекте задач (финансово-экономическая, организационно-управленческая, экологическая, технологическая, правовая).
Стратегические проекты разрабатываются на то же период, что и комплексные стратегические программы и являются практической частью Стратегии развития г. Улан-Удэ.
"Стратегическая матрица".
Для более четкого понимания механизма формирования Стратегии как документа мы рассматриваем ее структуру в виде некой матрицы, в которой в столбцах находятся этапы разработки, а в строках - уровни, которые охвачены тем или иным этапом (см. табл. 2).

Таблица 2

Стратегическая матрица

   ---------------------T---------------------------¬

¦ Уровни ¦ Этапы ¦
¦ +---------T---------T-------+
¦ ¦Концепции¦Программы¦Проекты¦
+--------------------+--/\/\---+---------+-------+
¦ полномочий МСУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-+--+-+----+---------+-------+
¦ региональный/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦макрорегиональный +-+--- ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+-+----+----+---------+-------+
¦ глобальный \/-+----- ¦ ¦ ¦
L--------------------+---------+---------+--------


Эта матрица отражает как этапность разработки стратегических документов, так и глубину проработки документов на каждом этапе в соответствии со стратегическими принципами. В целом система стратегических документов представлена на рис. 7.

Рис. 7. Система стратегических документов

   -----------------------¬

¦Главная цель стратегии¦
L-----------T-----------

   -----------------------------------+---------------------------¬

¦ Концептуальные¦ основы стратегии ¦
¦
   --------------T-+---------------------¬     ¦

¦Стратегические ---+---¬
   ---+---¬ Стратегические ---+---¬ ¦

¦ приоритеты L--T---- L--T---- направления L--T---- ¦
¦ ¦
   ------+-------------+-----------------------+----¬¦

¦ ¦ ¦ ---+---¬
   ---+---¬    Концепции
   ---+---¬¦¦

¦ ¦ ¦ L------- L------- направлений L-------¦¦
¦ ¦ L--------------------------------T----------------¦
L-----+---------------------------------------+-----------------

   ------+---------------------------------------+----------------¬

¦ ¦ Комплексные стратегические ¦программы ¦
¦ ¦
   ---------------T-------------+----------¬     ¦

¦ ¦
   ---+---¬    
   ---+---¬              
   ---+---¬ ¦

¦ \/ L--T---- L--T---- L--T---- ¦
¦---------------¬¦ ¦ ¦ ¦
L+Стратегические++--------------+------------------------+------

-+ индикаторы ++--------------+------------------------+----------¬
¦L---------------¦ ¦ Стратегические проекты ¦ ¦
¦ ¦ -------¬ ¦---------¬ ¦ -------¬ ¦
¦ +-+ ¦ ¦¦-------¬¦ +-+ ¦ ¦
¦ ¦ L------- +++ ¦¦ ¦ L------- ¦
¦ ¦---------¬ ¦¦L-------¦ ¦---------¬¦
¦ ¦¦-------¬¦ ¦¦-------¬¦ ¦¦-------¬¦¦
¦ +++ ¦¦ +++ ¦¦ +++ ¦¦¦
¦ ¦¦L-------¦ ¦¦L-------¦ ¦¦L-------¦¦
¦ ¦¦-------¬¦ ¦L--------- ¦¦-------¬¦¦
¦ L++ ¦¦ ¦ -------¬ L++ ¦¦¦
¦ ¦L-------¦ L-+ ¦ Группы ¦L-------¦¦
¦ L--------- L------- проектов L---------¦
L--------------------------------------------------------------------


Система вовлечения общественности в процесс разработки и
реализации Стратегии развития г. Улан-Удэ

Необходимо понимать, что сколь бы удачной или неудачной была предложенная структура стратегических документов, в конечном счете, все зависит от людей, которые эти документы будут разрабатывать и затем внедрять в практику. Поэтому у стратегической матрицы появляется еще и 3-е измерение - субъектное.
Задача Администрации города - создать такие условия, при которых каждый должен иметь возможность принять участие в разработке Стратегии развития нашего города в том качестве и в той степени, в какой ему это необходимо.
1-й уровень. Уровень информационного обмена. Население города получает возможность высказать свои предпочтения и опасения. Администрация города получает необходимую информацию для принятия решений, для выстраивания последующих шагов и после соответствующего информационного освещения вновь сверяет это с населением.
Этот уровень является базовым, поскольку именно здесь широкие слои населения получают основную информацию о происходящих процессах, здесь выстраиваются отношения доверия и взаимопонимания между Администрацией и населением, здесь население города получает первый опыт участия в процессе принятия стратегических решений (на уровне участия в общественных слушаниях, в социологических опросах и т.д.).
Система обратной связи с населением города: Газета "Город", сайт www.gorod-strateg.ru, секретариат стратегического планирования при Администрации города, общественные акции ("Стратегическая неделя", конкурс "Улан-Удэ - город будущего" и т.д.).
2-й уровень. Уровень вовлечения. Позволяет представителям интересов различных групп (общественных, научных, бизнеса и т.д.), тем, кто увидел свой интерес в реализуемом процессе, оценил его возможности, принять участие непосредственно в разработке стратегических документов.
Это может осуществляться через специально организуемые для этих целей мероприятия (например, проведенный на Байкале проектный семинар, куда приглашались наиболее активные участники акций первого уровня, стратегическая игра по вопросам развития туризма), а также обеспечивается возможность выхода на Администрацию с индивидуальными и групповыми проектами стратегических документов.
Проекты стратегических документов должны соответствовать ряду специализированных требований, разрабатываться по единым методикам, соответствующим уровню документов, и проходить конкурсный механизм отбора.
Необходимость последнего обусловлена проведенным анализом богатого опыта реализации программ и проектов в Бурятии и Байкальском регионе за последние 20 лет. Данный анализ позволяет выявить основные причины низкой эффективности большинства из них и учесть полученные выводы при разработке стратегических документов. Так, основными причинами неэффективности реализованных проектов стали:
1. Расплывчатое, неконкретное формулирование целей; несоответствие целей реальным проблемам социально-экономического развития региона;
2. Отсутствие количественных и качественных показателей достижения конечных результатов, что ведет к невозможности оценки эффективности программы;
3. Слабый учет мнения местного населения и общественности при разработке комплекса мероприятий;
4. Слабая проработанность экономических, финансовых и правовых механизмов реализации программ при недостатке денежных средств; систематическое недофинансирование мероприятий программ;
5. Неэффективность механизмов ответственности государственного и муниципального заказчика и исполнителей за реализацию заданий программ. Неисполнение программ по срокам, объемам и результатам.
Таким образом, проблемы есть во всем ряду: цели - приоритеты - показатели эффективности - взаимодействие с жителями - механизмы реализации и ответственности. При этом основной причиной является отсутствие конкурсного механизма при принятии решения об утверждении программ и ответственности за конкретные результаты их исполнения.
Для разработки комплексных стратегических программ (КСП) и проектов по их реализации предусматривается двухэтапный конкурсный механизм: конкурс концепций и конкурс программ (и проектов). Основными принципами проведения конкурса являются:
1) безвозмездность процесса разработки проектов стратегических документов, подаваемых на конкурс. Это исключает от участия претендентов, не заинтересованных в реализации программ;
2) ориентация на софинансирование проектов стратегических документов (минимизация участия бюджетных средств и максимизация вложений бизнеса и общественности). Это условие задает привязку процесса разработки документа (программы, проекта) к его последующей реализации;
3) приоритет консорциумов заявителей из всех трех секторов сообщества (бизнеса, общественности, органов государственной власти и местного самоуправления). Это задает, как условие, их взаимодействие (соблюдение баланса интересов), а также создаст предпосылки для получения дополнительного (синергетического) эффекта.
Для обеспечения открытости принятия решений, защиты от субъективности, необходимо провести тендер на администрирование конкурса среди организаций, имеющих соответствующий опыт и репутацию независимого и квалифицированного посредника.
Выбранный на условиях тендера Администратор разрабатывает комплект документации, необходимый для проведения конкурса стратегических документов:
1. Методика разработки стратегических документов с учетом главных факторов и ведущих принципов Стратегии, а также структуры стратегической матрицы.
2. Условия проведения конкурса с обеспечением объективной оценки программ и проектов, межсекторного взаимодействия при выполнении и защитой от нецелевого использования выделяемых средств и результатов работы по проектам.
3. Формы для заявок (по этапам конкурса), отчетности, мониторингу и оценки эффективности (достижения ожидаемых результатов).
3-й уровень. Экспертный уровень. Необходимость соблюдения баланса интересов общественности, бизнеса и власти предопределяет необходимость создания структур в функции которых входит экспертиза разрабатываемых специалистами и представителями различных городских групп, населением стратегических документов.
Такими структурами являются Координационный Совет по Стратегии развития города (КСС) и Корпус экспертов.
Координационный Совет по Стратегии развития города (КСС) - рабочий орган, действующий при мэре г. Улан-Удэ, и включающий в себя представителей Администрации города, органов государственной власти РБ, бизнес-сообщества, общественных организаций. Положение и регламент работы КСС разрабатывается Администрацией города по согласованию с заинтересованными сторонами и утверждается нормативным актом Администрации города.
Корпус экспертов - рабочий орган, осуществляющий независимую экспертизу представленных на конкурс проектов стратегических документов. Экспертиза осуществляется как по стратегическим направлениям, так и по уровням разработки Стратегии (согласно стратегической матрице). Корпус экспертов формируется в виде базы данных, которая создается Администратором конкурса по условиям договора с ним, через рассылку запросов-предложений по всем направлениям и уровням с запасом на все тематики стратегических документов. Экспертами могут быть представители бизнеса, общественности, органов государственной власти и местного самоуправления и не только г. Улан-Удэ, но и других городов и регионов России. В случае необходимости в Корпус экспертов могут быть введены и международные представители. Методику и порядок отбора экспертов разрабатывает Администратор конкурса и представляет на утверждение КСС. Администратор также разрабатывает и представляет на утверждение КСС регламент работы Корпуса экспертов.
Эксперты дают оценку собранным заявкам (концепций и проектов) строго в соответствии с утвержденным регламентом, который разрабатывается для обеспечения соответствия проектов стратегических документов:
- ведущим принципам, приоритетам и индикаторам Стратегии;
- целям, задачам и ожидаемым результатам КСП;
- фискальным требованиям, задачам мониторинга и защиты от коррупции.
После прохождения экспертизы проекты стратегических документов ранжируются Администратором по полученным баллам и направляются в КСС для принятия решения о вынесении их на Общественный Совет.
4-й уровень - уровень общественного обсуждения, наблюдения и контроля за ходом исполнения утвержденных стратегических документов.
Он объединяет все предыдущие уровни, вовлекая в процесс рассмотрения и утверждения стратегических документов, как широкую общественность, так и высокопрофессиональных экспертов. А также предоставляет механизмы, с помощью которых население города может получать информацию и высказывать свои отзывы и предложения по поводу уже принятых и действующих проектов.
Для придания логической завершенности предлагаемой системы вовлечения общественности создается Общественный Совет.
Прототип этого органа был создан Администрацией города в 2004 году, когда возникла необходимость общественного обсуждения и утверждения муниципальных целевых программ. В Программный Совет входят руководители Администрации города, все без исключения депутаты городского Совета, члены Инвестиционного Совета (рабочего органа Администрации, который занимается первичной экспертизой предлагаемых проектов целевых программ), разработчики целевых программ, а также все жители города, которые пожелают участвовать в обсуждении интересующего их вопроса. Опыт работы Программного Совета показал его действенность и эффективность. Поэтому при рассмотрении проектов уже стратегических документов Программному Совету придается статус Общественного Совета (см. рис. 8), причем Инвестиционный Совет, который по положению занимается рассмотрением муниципальных целевых программ, должен быть заменен на Координационный Совет по Стратегии развития города.
Действующая в настоящее время в г. Улан-Удэ система важнейших органов управления позволяет стратегическому плану достаточно органично "вписаться" в процесс управления городом. Законодательное влияние на процесс стратегического управления оказывают мэр города, городской Совет депутатов через Программный совет. Административное влияние осуществляют мэр и Администрация города. Тематическая работа осуществляется на основе рабочих групп, а отраслевая работа - по линии структурных подразделений Администрации. Координатором всего процесса является Комитет по экономике, который взаимодействует со всеми органами системы управления г. Улан-Удэ.
Подобное место Стратегии развития г. Улан-Удэ в системе управления оптимальным образом соответствует эффективно действующим механизмам и в то же время позволяет внедрить стратегический подход, разработать и реализовать Стратегию развития г. Улан-Удэ.
В целом систему разработки и утверждения стратегических документов можно представить в виде рис. 9.

Рис. 8. Структура Общественного Совета г. Улан-Удэ

   ------¬

¦ Мэр ¦
   -------+-----+------¬

¦ Координационный ¦
¦Совет по Стратегии ¦
--+T--------T---T-----+-¬
¦АГ¦Горсовет¦ПРБ¦НХ РБ ¦
--+--+--------+-T-+---T---+-¬
¦ ОО ¦ Бизнес- ¦Наука¦СМИ ¦
¦ ¦Ассоциации¦ ¦ ¦
--+----+----------+-----+-----+-¬
¦ Секретариат ¦
¦ организационное обеспечение ¦
--+-------------------------------+-¬
¦ Население города ¦
L------------------------------------


Список сокращений:
АГ - Администрация города;
Горсовет - Улан-Удэнский городской Совет депутатов;
ПРБ - Правительство Республики Бурятия;
НХ РБ - Народный Хурал Республики Бурятия;
ОО - общественные организации;
СМИ - средства массовой информации и коммуникаций.

Рис. 9. Система разработки и утверждения стратегических
документов

Рисунок не приводится.

Статус стратегии развития г. Улан-Удэ как документа

Статус Стратегии развития г. Улан-Удэ формируется в процессе его разработки и принятия исходя из трех возможных вариантов, каждый из которых не исключает, а дополняет предыдущий.

1. Базовый статус "Стратегия развития города как договор
общественного согласия"

Этот статус отражает недирективность Стратегии и отход от традиционного, чисто административного характера управления развитием города. В то же время Стратегия станет тем рамочным документом, в соответствии с которым органы местного самоуправления г. Улан-Удэ, население, предприятия, бизнес и общественность примут на себя определенные обязательства по участию в программах и мероприятиях по ее реализации. Общественное согласие будет достигаться на основе механизма долгосрочного партнерства при инициировании, выборе и реализации целей развития г. Улан-Удэ. Стратегия в данном статусе утверждается специально сформированным для этих целей общественным органом - Общественным Советом во главе с мэром г. Улан-Удэ. Положительной стороной такого статуса является то, что все участники разработки Стратегии, представленные в общественном органе, берут на себя моральные обязательства добиваться реализации мероприятий плана и придерживаться выбранных приоритетов. В то же время данный статус не обеспечивает строгую обязательность исполнения Стратегии и преемственность ее реализации и мониторинга в длительной перспективе со стороны Администрации города, органов государственной власти.

2. Административный статус "Стратегия развития города как
городской закон"

Стратегия развития г. Улан-Удэ утверждается законодательным органом - Улан-Удэнским городским Советом депутатов, что повышает силу статуса Стратегии и законодательно закрепляет партнерство всех целевых групп, формируемое в процессе разработки и реализации Стратегии. В этом варианте в процессе разработки и управления реализацией Стратегии деятельность Общественного Совета и независимых экспертов обязательно сочетается с экспертной оценкой местных органов власти. При этом координация процесса разработки, утверждения, реализации и мониторинга Стратегии осуществляется Администрацией г. Улан-Удэ. Финансовая база Стратегии строится с учетом будущих бюджетов города, что является одним из достоинств подобного подхода. Законодательное утверждение плана, кроме того, закрепляет сложившееся партнерство всех заинтересованных сторон, обеспечивает преемственность стратегического планирования и в определенной мере защищает его от политических изменений, позволяет органам исполнительной власти осуществлять реальную координацию работ по реализации плана.

3. Региональный статус "Стратегия развития г. Улан-Удэ как
столицы Республики Бурятия"

Этот статус Стратегия может получить, если его целиком или частично утвердит и/или включит в состав региональных программ Народный Хурал Республики Бурятия. Подобный статус позволит существенно расширить поле сотрудничества, включит г. Улан-Удэ в систему межрегионального партнерства, повысит макрорегиональное и национальное значение города. Этот статус, с одной стороны, может обеспечить дополнительные финансовые и организационные ресурсы и резервы для разработки и реализации Стратегии, но, с другой стороны, он означает усложнение самой процедуры стратегического управления, обусловливает необходимость региональной экспертизы и вертикального согласования позиций стратегических документов.

Структура стратегии развития г. Улан-Удэ

1. Концептуальные основы Стратегии развития города Улан-Удэ
2. Факторный анализ конкурентного потенциала г. Улан-Удэ
2.1. Социально-экономический и пространственный паспорт города
Улан-Удэ
Пространственный паспорт города Улан-Удэ
Геополитическое положение и природно-климатические условия
Улан-Удэ в сравнении с сопоставимыми по численности
населения и конкурентным качествам городов Восточной
Сибири
Транспортная доступность г. Улан-Удэ
Ресурс политической стабильности и организационный
потенциал местной власти
Сводная таблица конкурентного профиля г. Улан-Удэ по
важнейшим факторам социально-экономического развития в
группе городов Восточной Сибири
Зонирование территории города по основным социально-
экономическим параметрам и концентрации видов деятельности
Экономический паспорт города Улан-Удэ
Структура экономики по отраслям
Рейтинги г. Улан-Удэ в группе восточно-сибирских городов
по показателям экономического потенциала
Развитие предпринимательства
Вклад малого бизнеса в развитие городской экономики
Структура малых предприятий
Сопоставление конкурентоспособности г. Улан-Удэ и
городов Восточной Сибири по показателям
предпринимательского климата
Развитие торговли и сферы услуг
Туризм как основа нового кластера экономики
Инвестиционно-инновационные процессы
Финансово-бюджетный потенциал
Социальный паспорт г. Улан-Удэ
Демографический потенциал
Уровень и качество жизни
Развитость социальной инфраструктуры
Градостроительство и транспортная инфраструктура
ЖКХ и благоустройство
Безопасность жизнедеятельности
Рейтинги г. Улан-Удэ в группе восточно-сибирских городов
по показателям уровня благосостояния
Рейтинги г. Улан-Удэ в группе восточно-сибирских городов
по показателям развития социальной инфраструктуры
Рейтинги г. Улан-Удэ в группе восточно-сибирских городов
по показателям величины города и качества жизни
Культурный и духовный паспорт г. Улан-Удэ
Развитие информационных технологий, медиа
Развитие гражданского общества
Уровень культурного развития
2.2. Пространственная позиция г. Улан-Удэ в глобальной,
российской и региональной системах (Общие тенденции развития
города Улан-Удэ)
1. Место и роль РФ в мировой экономической системе
2. Место и роль Сибирского федерального округа в
национальной экономике России.
3. Место и роль Байкальского региона в экономике и системе
управления Сибирского федерального округа.
4. Место и роль Республики Бурятия в Байкальском регионе и
Сибирском федеральном округе.
5. Место и роль г. Улан-Удэ в экономике и системе управления
Республики Бурятия.
6. Формирование приоритетов развития столицы Республики
Бурятия в контексте тенденции развития мировой экономики
3. Стратегические направления развития города Улан-Удэ на
долгосрочную перспективу
3.1. Развитие города в микро- и макроэкономическом
пространстве
Целевой вектор
Задачи
Стратегическое видение будущего
Стратегические преимущества и угрозы
Способы и методы решения стратегических задач
Ожидаемые результаты
Основные показатели развития
3.2. Развитие социальных жизнеобеспечивающих систем
Целевой вектор
Задачи
Стратегическое видение будущего
Стратегические преимущества и угрозы
Способы и методы решения стратегических задач
Ожидаемые результаты
Основные показатели развития
3.3. Культурное и духовное развитие горожан:
Целевой вектор
Задачи
Стратегическое видение будущего
Стратегические преимущества и угрозы
Способы и методы решения стратегических задач
Ожидаемые результаты
Основные показатели развития
4. Комплексные стратегические программы (КСП)
Пакет первоочередных комплексных стратегических программ
4.1. Поселенческие программы
1. КСП "Развитие городской инфраструктуры"
Краткое описание программы
Цель и задачи программы
Стратегические преимущества и угрозы
Основные программные мероприятия
Ожидаемые результаты
Список проектов по реализации КСП
2. КСП "Здоровый город"
Краткое описание программы
Цель и задачи программы
Стратегические преимущества и угрозы
Основные программные мероприятия
Ожидаемые результаты
Список проектов по реализации КСП
3. КСП "Улан-Удэ азиатские торговые ворота России"
Краткое описание программы
Цель и задачи программы
Стратегические преимущества и угрозы
Основные программные мероприятия
Ожидаемые результаты
Список проектов по реализации КСП
4. КСП "Развитие территорий"
Краткое описание программы
Цель и задачи программы
Стратегические преимущества и угрозы
Основные программные мероприятия
Ожидаемые результаты
Список проектов по реализации КСП
4.2. Поведенческие программы
1. КСП "Развитие туризма"
Краткое описание программы
Цель и задачи программы
Стратегические преимущества и угрозы
Основные программные мероприятия
Ожидаемые результаты
Список проектов по реализации КСП
2. КСП "Развитие предпринимательства"
Краткое описание программы
Цель и задачи программы
Стратегические преимущества и угрозы
Основные программные мероприятия
Ожидаемые результаты
Список проектов по реализации КСП
3. КСП "Развитие местных инициатив"
Краткое описание программы
Цель и задачи программы
Стратегические преимущества и угрозы
Основные программные мероприятия
Ожидаемые результаты
Список проектов по реализации КСП
4. КСП "Развитие эффективных коммуникаций"
Краткое описание программы
Цель и задачи программы
Стратегические преимущества и угрозы
Основные программные мероприятия
Ожидаемые результаты
Список проектов по реализации КСП
5. Стратегические проекты
Наименование КСП, на реализацию которой направлен проект
Предполагаемые участники проекта
Краткое описание проекта
Цель и задачи проекта
Перечень основных организационных мероприятий
Ожидаемые результаты
Срок разработки проекта
Срок начала реализации проекта
6. Система мониторинга реализации стратегических программ и
проектов
7. Система коммуникации для распространения информации о
ходе разработки и реализации Стратегии и получения
обратной связи от населения города





Приложение № 2
к Решению Улан-Удэнского
городского Совета депутатов
23.12.2005 № 299-36

ПЛАН ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ НА 2006 И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ

На 2006 год

1. Создание Координационного Совета по Стратегии (КСС).
2. Проведение факторного анализа конкурентоспособности города:
анализ конкурентного потенциала г. Улан-Удэ силами экспертной общественности;
проведение специализированных территориальных социологических и маркетинговых исследований;
научно-практическая конференция по проблемам конкурентного потенциала г. Улан-Удэ;
утверждение факторного анализа конкурентного потенциала города на общественном совете.
3. Выбор Администратора для проведения конкурсов стратегических документов:
разработка, рассмотрение на Координационном совете по Стратегии и утверждение на Общественном Совете методики разработки стратегических документов;
формирование корпуса экспертов (из г. Улан-Удэ, РБ, Байкальского региона, РФ);
проведение открытого конкурса на разработку концепций стратегических направлений;
утверждение на общественном совете концепций стратегических направлений.
4. Утверждение перечня комплексных стратегических программ и графика их рассмотрения на Общественном Совете.
5. Включение результатов факторного анализа и концепций стратегических направлений в гипотезу Генерального плана города.

План на 2007 год

1. Проведение конкурса на разработку комплексных стратегических программ.
2. Утверждение прошедших экспертизу стратегических программ на Общественном Совете.
3. Проведение конкурса на разработку стратегических проектов по утвержденным программам.
4. Утверждение проектов на Общественном Совете и запуск процесса их реализации.
5. Запуск механизмов мониторинга и обратной связи.

2008 год и далее

1. Проведение конкурсов на разработку стратегических документов согласно перечня.
2. Утверждение стратегических документов на Общественном Совете согласно графику.
3. Реализация механизмов обратной связи с общественностью города.
4. Мониторинг эффективности реализуемых проектов и программ.
5. Внесение корректив в стратегические документы по результатам мониторинга и обратной связи.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru