ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совета Министров РБ от 24.05.1994 № 126
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 1994 г. № 126
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА
В целях реализации энергосберегающих мероприятий, повышения эффективности использования топливно - энергетических ресурсов, оздоровления экологической обстановки Совет Министров Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить Основные направления энергосбережения в Республике Бурятия на период до 2000 года (прилагается).
2. Поручить отделу топливно - энергетического комплекса Совета Министров Республики Бурятия, Байкалэнергоцентру и АО "Бурятэнерго" до 1 сентября 1994 г. подготовить программу мероприятий по реализации Основных направлений энергосбережения в Республике Бурятия.
3. Установить порядок обязательного для всех потребителей энергоресурсов республики регулярного (не реже одного раза в три года) обследования с целью составления энергетического паспорта объекта и выявления возможных резервов экономии топливно - энергетических ресурсов. Обследование осуществлять за счет средств потребителей, кроме населения и жилищных организаций, силами Байкалэнергоцентра и привлеченных им организаций.
4. Поручить Байкалэнергоцентру осуществлять следующее:
4.1. Контролировать соблюдение норм расхода топливно - энергетических ресурсов и выполнение энергосберегающих работ, определенных в энергопаспорте предприятий и организаций.
4.2. Оказывать предприятиям и организациям техническое содействие в проведении работ по экономии топливно - энергетических ресурсов.
4.3. Координировать всю работу по осуществлению программы мероприятий по реализации Основных направлений энергосбережения в Республике Бурятия, руководствуясь в своей деятельности Законами РФ и Республики Бурятия, указами, постановлениями Президента РФ, Правительства РФ и Государственной Думы РФ, Президента РБ, Народного Хурала и Совета Министров РБ, а также Уставом Байкалэнергоцентра.
5. Поручить отделу топливно - энергетического комплекса Совета Министров РБ и Байкалэнергоцентру подготовить проекты документов по применению экономических мер воздействия по стимулированию энергосбережения и санкций за нерациональное и расточительное расходование энергоресурсов.
Председатель Совета Министров
Республики Бурятия
В.САГАНОВ
Управляющий Делами Совета
Министров Республики Бурятия
В.ПОТЕХИН
Утверждены
Постановлением Совета Министров
Республики Бурятия
от 24.05.94 № 126
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ ДО 2000 ГОДА
Введение
Одной из главных причин напряженного состояния в топливно - энергетическом комплексе республики продолжает оставаться низкая энергетическая эффективность экономики. Расход первичных энергетических ресурсов в расчете на единицу валового внутреннего продукта примерно в 1.3 раза больше, чем в США, и вдвое выше по сравнению с передовыми западноевропейскими странами и Японией, активно проводящими государственную энергосберегающую политику.
Продолжающийся спад производства в экономике Республики Бурятия практически не отразился на объемах энергопотребления, хотя промышленные предприятия сталкиваются с проблемой резкого возрастания цен на топливо и энергию.
Бурятская энергосистема работает с дефицитом энергетической и тепловой энергии, который составляет 30 - 35 процентов.
Высокая вероятность углубления энергетического кризиса в перспективе требует принятия срочных мер по проведению энергосберегающей политики в Республике Бурятия.
Опыт мирового сообщества свидетельствует, что успех энергосберегающей политики может быть обеспечен только комплексом мер законодательного, экономического, организационного и технического характера, осуществляемых совместно на государственном и региональном уровне.
1. Цель и основные направления реализации программы
Основной целью настоящей программы является создание условий, стимулирующих проведение энергосберегающих мероприятий на основе экономической заинтересованности энергопроизводителей и потребителей.
Следуя известной международной практике осуществления программ энергосбережения, предлагается проведение комплекса мероприятий по следующим направлениям:
- создание экономического механизма энергосбережения;
- создание правовых основ для введения экономического механизма энергосбережения;
- создание структур, осуществляющих контроль и стимулирование политики энергосбережения в республике;
- создание условий для внедрения средств учета и контроля за распределением ТЭР;
- создание и внедрение энергосберегающих технологий и оборудования на предприятиях и в жилищно - коммунальном секторе;
- финансовое обеспечение энергосберегающих мероприятий;
- популяризация энергосберегающей идеологии;
- создание условий для привлечения иностранных инвестиций и технологий для осуществления энергосберегающих мероприятий.
В рамках технической политики приоритетными направлениями вложения финансовых средств на ближайшие годы следует считать:
- массовое оснащение потребителей приборами учета расходования тепловой энергии и приборами учета потребления электроэнергии, работающими в многоставочном режиме;
- перевод строительного комплекса на выпуск изделий с повышенными теплотехническими характеристиками и утепление существующего жилого фонда (резерв - до 40% экономии нагрузки на отопление жилья);
- мероприятия по экономии воды;
- внедрение регулируемого привода для электродвигателей во всех отраслях народного хозяйства;
- внедрение установок и мероприятий по утилизации сбросного тепла.
2. Создание правовых основ энергосбережения
Введение в действие механизма энергосбережения требует создания законодательной и нормативной базы двух уровней: федеральной и региональной.
2.1. Федеральные законодательные акты
В настоящее время постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.05.92 № 318 и от 01.08.92 № 371 созданы определенные предпосылки для проведения энергосберегающих мероприятий. В частности, даны поручения соответствующим министерствам по созданию системы субсидий, налогов, льгот и штрафов для стимулирования энергосбережения. Указано на необходимость создания фондов энергосбережения Государственной инспекции по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов.
Необходимо принятие специального закона об энергосбережении, создающего правовую основу для комплексного решения проблемы. Законом должен быть предусмотрен механизм экономического поощрения за осуществление энергосберегающих мероприятий (льготное налогообложение, кредитование и др.).
2.2. Федеральные нормативные акты
Государственными нормами должно быть предусмотрено создание методик, позволяющих определить соответствие выпускаемого отечественного оборудования мировым стандартам энергопотребления.
Необходимо создание новых строительных норм на проектирование зданий и сооружений по мировым стандартам энергопотребления и количеству теплопотерь, а также предусматривающих обязательное использование приборов учета и регулирования энергопотребления.
2.3. В Республике Бурятия необходимо принять Закон об энергосбережении и через Байкальский центр энергосбережения и энергоэффективности активно осуществлять претворение в жизнь политики энергосбережения.
3. Основы экономического механизма энергосбережения
Введение экономических норм по энергосбережению включает создание условий взаиморасчетов энергопроизводителей и потребителей, стимулирующих:
- планирование и саморегулирование режимов энергопотребления;
- заинтересованность энергопроизводителей и потребителей в проведении энергосберегающих мероприятий.
3.1. Первый подход реализуется путем введения многоставочных тарифов за пользование электрической и тепловой энергией (при наличии электро- и теплосчетчиков).
3.1.1. Для промышленных потребителей тариф строится на основе введения фиксированной платы за договорную мощность и переменных ежемесячных плат за количество полученных энергоресурсов.
3.1.2. Введение дифференцированной платы для населения, основанной на нормировании энергопотребления в зависимости от количества человек в семье и размеров полезной жилой площади. Сверхнормативное использование электрической энергии оплачивается по увеличенному тарифу, нарастающему по мере перерасхода.
3.1.3. Введение дифференцированного по времени суток тарифа на электрическую энергию, что способствует выравниванию "пиков" энергопотребления и стимулированию использования ряда энергосберегающих технических средств.
3.2. Во втором подходе предусматривается создание системы дифференцированных надбавок к тарифам за нерациональное использование энергоресурсов, стимулирующих потребителей к снижению энергопотребления, и штрафных санкций по фактам бесхозяйственного отношения к расходованию ТЭР.
3.2.1. Установление надбавок осуществляется на основе имеющихся нормативов и данных обследований, в результате которых составлен паспорт потребителя с указанием выявленных резервов снижения энергопотребления.
Решение об установлении для данного абонента величины надбавки к тарифу за нерациональное использование ТЭР будет приниматься Региональной энергетической комиссией Республики Бурятия с учетом сроков планируемых потребителем мероприятий по реконструкции производства.
3.2.2. При выявлении фактов бесхозяйственного отношения к использованию ТЭР, грубого нарушения регламентированной технологии энергопотребления, а также при создании аварийных ситуаций, связанных с потерями энергии и топлива, к потребителям должны применяться штрафные санкции.
3.3. Создание условий для экономической заинтересованности энергопроизводителей в снижении объемов энергопотребления в жилищно - коммунальной сфере.
3.3.1. В настоящий период в жилищно - коммунальном хозяйстве республики подавляющее большинство энергопотребителей находится в ведении муниципальной собственности, что создает существенные трудности для введения экономического механизма энергосбережения. Все издержки по потерям тепловой энергии покрываются из бюджета муниципалитета, что практически исключает заинтересованность жилищно - эксплуатационных организаций в ее экономии.
В то же время экономическая основа деятельности теплоснабжающих организаций, в том числе и муниципальной собственности, зависит от объема реализованной продукции. Таким образом, заинтересованность предприятий в увеличении сбыта энергии входит в противоречие с политикой энергосбережения.
3.3.2. Для изменения существующей ситуации вводится экономический механизм заинтересованности в экономии тепловой энергии с условием оборудования потребителя коммерческими приборами учета расхода тепловой энергии:
- заключение контракта между поставщиком тепла и потребителем, предусматривающего поставки энергии определенной кондиции и в определенных количествах. Нарушение контракта наказывается штрафными санкциями. Выявление нарушений осуществляется жилищно - эксплуатационной организацией путем экспертной оценки жалоб жителей, а также силами жилищной инспекции;
- в контракте предусматривается объем отпуска тепловой энергии в размере среднестатистических данных за предыдущие 5 лет;
- жилищные организации в смету на центральное отопление и горячее водоснабжение включают объем тепловой энергии, предусмотренной контрактом;
- в результате энергосберегающих мероприятий на счете потребителей образуются средства, часть которых направляется на новые энергосберегающие мероприятия, а часть идет в премиальный фонд энергоснабжающей организации;
- контракт указанного типа и размер доли возвратных в бюджет средств планируется на долговременной основе (не менее 5 лет).
Результатом введения данного экономического механизма будет являться сокращение бюджетных ассигнований на теплоснабжение жилищно - коммунального сектора, создание условий заинтересованности в экономии энергии (в том числе и у потребителей) для поставщиков тепла.
4. Организационные мероприятия
Для управления и контроля за политикой энергосбережения создан Байкальский центр энергосбережения и энергоэффективности (Байкалэнергоцентр - БЭЦ), ответственный за рациональное использование энергоресурсов.
4.1. К числу главных задач Байкалэнергоцентра должно относиться:
- политика энергосбережения;
- разработка норм расходования и нормативов плат и штрафов за нерациональное и расточительное использование топлива и энергии, а также предложений по дотациям и льготам за участие в выполнении программ энергосбережения и др.;
- проведение надзора за рациональным использованием топливно - энергетических ресурсов на предприятиях и в коммунально - бытовом секторе;
- осуществление экспертизы энергопотребителей для определения резервов экономики ТЭР;
- разработка программ энергосбережения.
4.2. Для решения поставленных задач Байкалэнергоцентр и его сотрудники должны наделяться следующими правами:
- обязательного энергетического аудирования;
- контроля за соблюдением энергоснабжающими организациями норм и качества энерго- и топливообеспечения и норм расходования ТЭР потребителями;
- контроля за состоянием учета производства, распределения и потребления ТЭР;
- взимание штрафов за расточительное расходование ТЭР;
- беспрепятственного доступа в любое время суток к энергетическим, электро- и теплоиспользующим установкам потребителей и производителей энергии на территории Республики Бурятия вне зависимости от их ведомственной подчиненности и собственности, а также по согласованию с жильцами и местными органами управления, в квартиры и дома граждан.
4.3. Источники финансирования Байкалэнергоцентра:
- средства Бурятского регионального Фонда энергосбережения в виде определенного процента от собранных сумм штрафов и надбавок к тарифам за нерациональное использование энергоресурсов;
- плата за хоздоговорные работы по реконструкции системы энергопотребления заказчиков;
- доходы от рекламной и маркетинговой деятельности в области энергосбережения.
4.4. Необходимо также принять решение об обязательном тепловизионном обследовании вновь вводимых в эксплуатацию зданий. Результаты обследования должны быть зафиксированы в акте государственной комиссии. При наличии отклонений теплопотерь от проектных величин к строительным организациям должны применяться экономические санкции. Решение о принятии таких санкций принимается Региональной энергетической комиссией по представлению Байкалэнергоцентра.
5. Создание и внедрение средств учета и контроля за
распределением топливно - энергетических ресурсов
Реализация механизма энергосбережения требует широкого внедрения приборов учета в практику коммерческих расчетов между продавцами и потребителями энергии, а также создания систем контроля за распределением энергоресурсов.
5.1. Создаваемые и предназначенные для серийного применения приборы учета должны отвечать следующим требованиям:
5.1.1. Для крупных потребителей и оптовых покупателей - перепродавцов энергии приборы учета должны обеспечивать высокую точность и возможность их использования в режиме дистанционного считывания информации и управления режимами работы.
5.1.2. Для индивидуальных бытовых потребителей электроэнергии необходимы простые и сравнительно дешевые многоставочные электросчетчики.
5.2. Организация контроля за распределением ТЭР должна строиться для решения следующих задач:
- получение своевременной информации о необходимости изменения режимов энергоснабжения и энергопотребления;
- своевременного обнаружения необоснованных энергопотерь.
5.2.1. Внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами позволяет экономить от 15 до 20 процентов топливно - энергетических ресурсов.
5.2.2. Контроль за состоянием потерь и выявление резервов экономии энергии, в первую очередь в системах теплоснабжения, следует осуществлять на основе регулярных тепловизионных обследований, проводимых с помощью аэросъемки и с подвижных лабораторий. Подобные мероприятия позволят получить подробную информацию о состоянии инженерных коммуникаций, потерях через ограждающие конструкции зданий, тепловых сбросах промышленных предприятий в водный и воздушный бассейны.
6. Программа научно - технического прогресса
в области энергосбережения
6.1. Необходимо сформировать программу научно - технического прогресса в области энергосбережения с выделением следующих направлений:
- осуществление научно - технических и опытно - конструкторских разработок в области создания энергосберегающего оборудования и технологий, приборов учета и контроля за распределением ТЭР, систем управления энергоснабжением;
- налаживание серийного производства энергосберегающего оборудования, приборов, изделий и материалов;
- техническое переоснащение имеющихся в республике производств с заменой энергоемкого оборудования.
6.2. Тепловая энергия
6.2.1. Создание и использование технически более совершенных теплосчетчиков на базе завода "Теплоприбор".
6.2.2. Внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами теплоснабжения и приборов индивидуального регулирования температурного режима в помещениях.
6.2.3. Разработка и внедрение технологии утепления ограждающих конструкций для проектируемых и существующих зданий. В рамках этой работы требуется:
- осуществить подбор или создать материалы утеплителя, клеевых составов, технологий нанесения этих материалов;
- разработать эффективные узлы примыкания оконных блоков к стенам, уплотнения притворов окон и дверей;
- создать технологию нанесения теплопленок на поверхность оконных стекол, что эквивалентно созданию дополнительного слоя обычного остекления.
6.2.4. Создание и внедрение тепловых насосных установок (ТНУ), широко используемых во всем мире для утилизации тепловых сбросов.
6.2.5. Создание и внедрение различных аккумуляторов тепловой энергии, использующих неравномерности в потреблении тепловой и электрической энергии для аккумулирования тепла, позволяющих применять:
- энергию сбросного тепла ТЭЦ;
- энергию "ночных провалов" в системах горячего водоснабжения для ее реализации в "пиковые" часы водоразбора;
- электронагрев в часы "ночного провала" для накопления тепла для отопления квартир и индивидуальных домов.
6.3. Электрическая энергия
6.3.1. Создание и применение устройств учета, передачи и обработки информации по электропотреблению. Необходима организация выпуска и применения электросчетчиков, работающих по двух-, трехставочным тарифам, систем управления электроснабжением и другие.
6.3.2. Разработка, изготовление и внедрение преобразователей для регулирования скорости вращения насосов и вентиляторов, а также других промышленных установок. Применение регулируемого электропривода позволит сэкономить около 20 процентов электроэнергии.
6.3.3. Внедрение натриевых ламп, которое позволяет снизить расход электроэнергии, идущей на уличное освещение, в 2 - 3 раза.
6.3.4. Внедрение эффективных электрических светильников с газоразрядными лампами и лампами накаливания для бытового, коммунального и промышленного назначения позволит сэкономить до 30 процентов электроэнергии, идущей на освещение.
7. Финансовое обеспечение программы
7.1. Осуществление энергосберегающих мероприятий нуждается в аккумуляции значительных финансовых средств, которые отсутствуют в республиканском бюджете, однако могут быть получены за счет потребителей путем введения в действие экономического механизма энергосбережения.
7.2. Для аккумулирования получаемых таким образом средств необходимо создать Бурятский региональный Фонд энергосбережения при Байкалэнергоцентре. Распределение средств Фонда осуществляется по программам, утвержденным Региональной энергетической комиссией.
Основные направления расходования средств Фонда:
- финансирование региональных программ энергосбережения, утвержденных Региональной энергетической комиссией по представлению "Байкалэнергоцентра";
- льготное кредитование потребителей энергоресурсов, осуществляющих меры по энергосбережению;
- долевое финансирование федеральных программ по энергосбережению, осуществляемое по решению Совета Министров Республики Бурятия, по представлению Региональной экономической комиссии и Байкалэнергоцентра.
8. Работа по вовлечению населения
по проблемам энергосбережения
Опыт развитых стран Запада в реализации программ энергосбережения свидетельствует о необходимости широкого привлечения индивидуальных потребителей к экономии энергоресурсов.
В наших условиях, при несовершенстве приборов учета электроэнергии и полном отсутствии учета и регулирования индивидуального потребления тепловой энергии, важность осознанного отношения населения к экономии энергии еще более возрастает.
Задача вовлечения населения в экономию ТЭР решается при условии широкой разъяснительной и воспитательной работы. В этой работе, осуществляемой через средства массовой информации, уличную рекламу, листовки и другие, должны быть отражены как аспекты прямой финансовой выгоды для потребителей, так и возможные перспективы оздоровления экологической обстановки при снижении энергопотребления.
В перспективе, после насыщения потребительского рынка товарами, основным направлением энергосберегающих усилий в общественной сфере станет реклама энергоэкономических бытовых приборов, оборудования, материалов, индивидуальных приборов учета и регулирования энергии.
9. Создание условий для иностранных капиталовложений
в области энергосбережения
Привлечение иностранных инвестиций, технологий, оборудования и материалов является мощным толчком к практической реализации многих аспектов программы энергосбережения. Следует учесть и накопленный развитыми странами долголетний опыт по экономии ТЭР.
Интерес ряда западных фирм к участию в программах энергосбережения в России наталкивается на ряд трудностей:
- отсутствие валютных средств для закупки по импорту;
- отсутствие механизма погашения затрат западных партнеров на организацию совместного производства и поставку комплектующих;
- отсутствие законодательной базы энергосбережения.
Следует предусмотреть соответствующие механизмы при создании закона об энергосбережении.