ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 05.06.2001 № 202
(ред. от 01.04.2004)
"О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2001 - 2010 ГГ. ("ЗОЛОТО БУРЯТИИ")"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.
Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РБ от 05.12.2008 № 521, вступившего в силу со дня официального опубликования в газете "Бурятия".
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2001 г. № 202
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2001 - 2010 ГГ.
("ЗОЛОТО БУРЯТИИ")
(в ред. Постановления Правительства РБ от 01.04.2004 № 69)
В целях более полной реализации производственного потенциала золотодобывающей отрасли Республики Бурятия и его роста, увеличения реальных доходов и занятости населения, повышения бюджетной эффективности золотодобывающей отрасли Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Целевую программу развития золотодобывающей промышленности Республики Бурятия на 2001 - 2010 гг. ("Золото Бурятии").
2. Министерствам и ведомствам Республики Бурятия принять исчерпывающие меры по реализации Целевой программы развития золотодобывающей промышленности Республики Бурятия на 2001 - 2010 гг. ("Золото Бурятии").
3. Рекомендовать администрациям Баунтовского, Закаменского, Муйского, Окинского, Северо-Байкальского, Хоринского районов на основе Целевой программы развития золотодобывающей промышленности Республики Бурятия на 2001 - 2010 гг. ("Золото Бурятии") разработать и принять районные программы развития золотодобывающей промышленности.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
В.Е.ГУЛГОНОВ
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 05.06.2001 № 202
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2001 - 2010 ГГ.
("ЗОЛОТО БУРЯТИИ")
(в ред. Постановления Правительства РБ от 01.04.2004 № 69)
Паспорт
Целевой программы развития золотодобывающей промышленности
Республики Бурятия на 2001 - 2010 гг. ("Золото Бурятии")
---------------------T--------------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Целевая программа развития золотодобывающей ¦
¦Программы ¦промышленности Республики Бурятия на 2001 - 2010 гг. ¦
¦ ¦("Золото Бурятии") ¦
+--------------------+--------------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Правительство Республики Бурятия ¦
¦заказчик Программы ¦ ¦
+--------------------+--------------------------------------------------------+
¦Основные ¦Главное управление природных ресурсов и охраны ¦
¦разработчики ¦окружающей среды МПР РФ по Республике Бурятия, ¦
¦Программы ¦Государственный комитет Республики Бурятия по ¦
¦ ¦природопользованию и охране окружающей среды, ¦
¦ ¦Министерство финансов Республики Бурятия, ¦
¦ ¦Министерство промышленности Республики Бурятия ¦
+--------------------+--------------------------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦Основная цель: создание условий устойчивого роста добычи¦
¦Программы ¦благородных металлов и воспроизводства минерально- ¦
¦ ¦сырьевой базы золота в Республике Бурятия. ¦
¦ ¦Повышение благосостояния населения Республики Бурятия на¦
¦ ¦основе максимизации объемов добычи золота и увеличения ¦
¦ ¦налоговых поступлений в бюджет всех уровней ¦
+--------------------+--------------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2001 - 2010 гг. ¦
¦реализации Программы¦I - 2001 - 2002 гг. ¦
¦ ¦II - 2003 - 2005 гг. ¦
¦ ¦III - 2006 - 2010 гг. ¦
+--------------------+--------------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Министерство финансов Республики Бурятия, ¦
¦основных ¦Министерство промышленности Республики Бурятия, ¦
¦мероприятий ¦Минэкономразвития Республики Бурятия, ¦
¦ ¦Главное управление природных ресурсов и охраны ¦
¦ ¦окружающей среды МПР России по Республике Бурятия, ¦
¦ ¦Государственный комитет Республики Бурятия по ¦
¦ ¦природопользованию и охране окружающей среды, ¦
¦ ¦органы местного самоуправления муниципальных ¦
¦ ¦образований Республики Бурятия ¦
+--------------------+--------------------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Всего: 16728 млн. руб., из них: ¦
¦финансирования ¦1. ГРР - 6178,4 (шесть миллиардов сто семьдесят восемь ¦
¦ ¦миллионов четыреста тысяч) млн. руб. ¦
¦ ¦Бюджетные источники: ¦
¦ ¦РФ - 1184 (один миллиард сто восемьдесят четыре ¦
¦ ¦миллиона) млн. руб. (справочно) ¦
¦ ¦РБ - 829,2 (восемьсот двадцать девять миллионов двести ¦
¦ ¦тысяч) млн. руб. ¦
¦ ¦Внебюджетные источники: ¦
¦ ¦собственные средства предприятий - 4165,2 (четыре ¦
¦ ¦миллиарда сто шестьдесят пять миллионов двести тысяч) ¦
¦ ¦млн. руб. (справочно). ¦
¦ ¦2. Техническое перевооружение и строительство новых ¦
¦ ¦рудников - 10550 млн. руб. - собственные средства ¦
+--------------------+--------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Повышение социально-экономического благосостояния ¦
¦результаты ¦населения золотодобывающих районов и в целом республики ¦
¦ ¦на основе увеличения объемов добычи золота. ¦
¦ ¦Добыча золота к 2010 г. - 20 т в год. ¦
¦ ¦Прирост запасов золота к 2010 г. ¦
¦ ¦кат. С1 + С2 - 148,7 т, ¦
¦ ¦ресурсов кат. Р1 + Р2 - 598,4 т ¦
+--------------------+--------------------------------------------------------+
¦Система организации ¦Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет ¦
¦контроля за ходом ¦Правительство Республики Бурятия ¦
¦выполнения Программы¦ ¦
L--------------------+---------------------------------------------------------
Введение
Целевая программа развития золотодобывающей промышленности Республики Бурятия на 2001 - 2010 гг. ("Золото Бурятии") была разработана и утверждена в 2001 году и содержала в себе три этапа ее выполнения: первый 2001 - 2002 гг.; второй 2003 - 2005 гг. и третий 2005 - 2010 гг. Настоящая корректировка программы и по существу ее полная переработка вызвана следующими основными причинами:
1. Сокращение минерально-сырьевой базы золота и отставание темпов прироста запасов золота от темпов его добычи. За 11 лет добыча золота поднялась с 3479 кг в 1992 г. до 8145 кг в 2003 г. Прирост запасов после экономического кризиса в 1993 - 1998 гг. стабилизировался на уровне 9,5 т в год с тенденцией постепенного снижения.
2. Изменение и в целом сокращение структуры финансирования геологоразведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы (МСБ) золота.
3. Создание Республиканского Госкомитета по природопользованию и охране окружающей среды. Изменение в связи с этим структуры управления и планирования геологоразведочных работ по воспроизводству МСБ золота на территории Республики Бурятия.
В программе рассмотрены два варианта развития золотодобычи - фактически сложившийся, ведущий к замораживанию роста добычи золота, и заведомо неприемлемый и необходимый, предусматривающий рост добычи золота к 2010 году до 20 т в год. В процессе согласования - программа была доработана вместе со специалистами Комдрагмета, ГК Республики Бурятия ПП и ООС и Министерства промышленности Республики Бурятия.
I. Концепция Целевой программы развития золотодобывающей
промышленности Республики Бурятия на 2001 - 2010 гг.
("Золото Бурятии")
1.1. Общие положения
1.1.1. Цели и задачи Программы
Целью Программы является:
Создание условий развития минерально-сырьевой базы и увеличение добычи золота в Республике Бурятия до 20 т в год, повышение на этой основе благосостояния населения Республики Бурятия за счет увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Основные задачи Программы развития золотодобывающей отрасли и ее минерально-сырьевой базы на 2001 - 2010 гг. определяются следующим образом:
1. Выделение приоритетных направлений развития золотодобывающей отрасли;
2. Разработка программы и проведение геологоразведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы республики;
3. Разработка и осуществление рационального использования МСБ золота и полноты извлечения полезных ископаемых из недр;
4. Разработка инвестиционных проектов отрасли;
5. Обновление основных фондов;
6. Концентрация финансовых средств на окупаемых проектах развития отрасли;
7. Увеличение объемов добычи золота до 20 тонн в год;
8. Внедрение новой технологии и оборудования по наиболее полному извлечению металла, а также совершенствование существующих технологий по переработке россыпного рудного золота;
9. Разработка и внедрение новых технологий по извлечению тонкого мелкого золота;
10. Увеличение доходной части консолидированного бюджета за счет поступления налогов и платежей от организаций, ведущих добычу драгоценных металлов;
11. Использование средств от добычи золота для обеспечения подъема республиканской экономики и перевода ее на принципы устойчивого развития;
12. Рост реальных доходов и улучшение благосостояния населения республики;
13. Создание новых рабочих мест в районах и повышение общего уровня занятости населения в республике;
14. Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по операциям с драгоценными металлами.
Формирование в республике благоприятного механизма развития золотодобывающего производства невозможно без стимулирования притока иностранного и российского капиталов. В этих целях представляется необходимым проведение системного мониторинга приоритетных направлений добычи золота, по которым в максимальной степени и в кратчайшие сроки возможна эффективная реализация накопленного потенциала и возможностей республики.
Успех политики Правительства Республики Бурятия в развитии золотодобывающей отрасли будет оцениваться по росту производственного потенциала республики, увеличению реальных доходов и занятости населения, бюджетной эффективности добычи золота.
Решение поставленных задач должно осуществляться путем проведения мероприятий на двух уровнях - республиканском и местном.
а) на республиканском уровне:
- формирование Фонда драгоценных металлов;
- разработка программы освоения минерально-сырьевой базы Республики Бурятия;
- осуществление организационно-правовых мероприятий, позволяющих создать благоприятные экономические и инвестиционные условия развития золотодобывающего производства с принятием законодательных и подзаконных актов Республики Бурятия;
- оказание финансовой поддержки организациям, занимающимся добычей золота;
- принятие мер, обеспечивающих экономическую и экологическую безопасность республики при осуществлении добычи золота;
б) на местном уровне:
- решение вопросов по изъятию земель из сельскохозяйственного пользования и передаче их недропользователю;
- оказание финансовой поддержки организациям, занимающимся добычей золота;
- контроль за соблюдением экономической и экологической безопасности при проведении золотодобывающих работ.
1.1.2. Стратегия и целевые ориентиры Программы
Стратегическим направлением золотодобывающей политики Правительства Республики Бурятия является максимальное использование доходов от использования золотодобывающего потенциала для реализации структурной перестройки экономики республики. Становление золотодобывающей отрасли как одной из приоритетных и бюджетообразующих в Республике Бурятия.
1.1.3. Управление реализацией и финансирование Программы
Дальнейшее развитие золотодобывающей промышленности требует создания гарантированных источников финансовых средств.
Для решения проблем финансирования золотодобычи планируется привлечение следующих источников:
- государственное авансирование (кредиты);
- кредиты коммерческих банков золотодобывающим организациям под их собственные гарантии;
- финансирование геологоразведочных работ (поисковая стадия и начало оценки) за счет бюджетных средств (Республиканский и федеральный бюджет <*>) и за счет собственных средств <*1> золотодобывающих предприятий (стадия оценки и разведки);
- привлечение иностранных инвестиций через создание совместных предприятий (СП) с участием иностранных инвесторов;
- привлечение средств населения.
Необходимые объемы финансовых средств представлены в таблице 2.
1.2. Меры, обеспечивающие экологическую безопасность
Республики Бурятия при осуществлении деятельности по добыче
золота
Основными экологическими проблемами при разработке рудных и россыпных месторождений являются: разрушение растительного покрова и изменение рельефа местности в районах деятельности организаций, процессы накопления токсичных твердых и жидких отходов производства, техногенное воздействие на окружающую среду.
Кроме этого, возникает социально-экологическая проблема деградации пастбищных земель в лесотундровой зоне вследствие геологоразведочных и добычных работ, связанная с условиями сохранения традиционных экономических основ жизнедеятельности коренных малочисленных народов, проживающих в Северо-Байкальском, Баунтовском, Окинском районах.
------------------------------------
<*1> справочно
Таблица 1
Финансирование ГРР и развитие минерально-сырьевой базы
золота на территории Республики Бурятия до 2010 года
(фактический вариант)
<*> включая прогнозно-поисковые работы.
<**> включая отчисления ВМСБ, оставляемые предприятиям на проведение ГРР (до 01.01.2002).
В связи с этим главной задачей охраны окружающей среды при золотодобыче является реализация программных мероприятий по решению экологических проблем в оздоровлении экологической обстановки в районах деятельности геологоразведочных и горнодобывающих организаций с постепенным приближением к нормативам состояния окружающей среды.
Для этого проектами работ должны быть предусмотрены мероприятия по очистке загрязненных и сточных вод, развитие систем оборотного водоснабжения производственных потребностей.
Кроме этого, на начальных стадиях отработки должны составляться проекты ликвидации рудников, предусматривающие меры по восстановлению земельных и лесных ресурсов после проведения геологоразведочных и горно-добычных работ.
Особо стоит проблема добычи золота в системе озера Байкал, где в первой природоохранной зоне добыча полезных ископаемых запрещена полностью, а в буферной имеет значительные ограничения как по видам деятельности, так и по объемам добычи. Обеспечение экологической безопасности в Байкальском регионе должно быть осуществлено организацией экспертизы конкурсных проектов не только с экологической и экономической позиций, но и с горно-технической, объективно оценивающей применение оборудования и способы отработки. Наиболее перспективным и экологосберегающим способом отработки золотоносных кор выветривания может оказаться способ подземного выщелачивания, с успехом применяющийся на Урале. Поэтому при выдаче лицензий на отработку месторождений золота в системе оз. Байкала в качестве обязательного условия должно быть применение новых экологобезопасных технологий.
II. Состояние и проблемы воспроизводства
минерально-сырьевой базы золота Республики Бурятия
2.1. Современное состояние минерально-сырьевой базы
Минерально-сырьевую базу золота Республики Бурятия по состоянию на 01.01.2004 составляют крупные, средние и мелкие месторождения рудного золота различных морфологических и генетических типов, россыпные месторождения, комплексные рудные месторождения, месторождения золотоносных кор выветривания и другие - для Республики Бурятия нетрадиционные рудные и россыпные месторождения золота. Всего 376 разведанных месторождений, из них 16 рудных, 2 комплексных и 358 россыпных с суммарными балансовыми запасами золота около 200 т.
2.1.1. Рудные месторождения золота представлены малосульфидными золото-кварцевыми жилами (Пионерский тип), золото-кварц-сульфидными минерализованными зонами (Зун-Холбинский тип) и золото-порфировыми (Коневинский тип) месторождениями. Имеются реальные возможности выявления низкотемпературных золото-кварцевых и штокверковых месторождений рудного золота.
Основные разведанные золоторудные месторождения расположены в двух геолого-экономических районах Восточно-Саянском и Северо-Байкальском.
В Восточном Саяне находятся крупное Зун-Холбинское, средние - Барун-Холбинское, Коневинское, Зун-Оспинское и ряд мелких Водораздельное, Динамитное, Самартинское, Лево-Самартинское группа и Таинское. Два месторождения Коневинское и Зун-Оспинское, по предварительной оценке ресурсов, могут перейти в раздел крупных объектов с запасами первые сотни тонн золота каждое. Кроме месторождений в Юго-Восточной части Восточного Саяна, выявлено более 30 перспективных рудопроявлений золота.
В Байкало-Муйском районе разведаны средние по размерам Ирокиндинское и Кедровское месторождения золота. Находится в стадии оценки ряд рудопроявлений, перспективных на выявление средних и крупных месторождений золота - Нерунда, Каменное, Каралонская группа, Нижнее-Орловское, Намаминская группа и др.
Кроме перечисленных выше, выявлен ряд перспективных месторождений и рудопроявлений в Баунтовском районе: (Рудная Горка, Горное, Верхне-Ганьковское и др.), в Закаменском районе (Золотая Горка, Водопадная, Барун-Нарын и др.) и в Бичурском районе (Петропавловское).
Основные разведанные запасы и ресурсы золота сосредоточены в настоящее время в минерализованных зонах (Зун-Холбинское, Зун-Оспинское, Горное, Каменное, Нижний Орлов и др.). На втором месте по запасам и ресурсам находятся месторождения нового для Республики Бурятия золото-порфирового типа (Коневинское, Рудная Горка). На третьем жильные золото-сульфидно-кварцевые и малосульфидные золото-кварцевые месторождения (Барун-Холба, Ирокинда, Кедровка, Каралонская группа).
Перспективы выявления новых рудных месторождений на территории Республики Бурятия велики и, прежде всего, на Хойто-Окинской и Сархойской площадях в юго-восточной части Восточного Саяна; в Талаи-Каралонской рудной зоне, Кедровско-Ирокиндинском рудном узле и в северном обрамлении Муйской глыбы в Муйском районе; в Наммаминской, Няндонинской, Орколикан-Правомайской, Анамакитской и Нерунда-Мукадекской зонах в Северо-Байкальском районе; в Кудур-Таликитской рудной зоне и на Уакитской площади Баунтовского района; в контурах Джидинского рудного поля и на Верхнеджидинской площади в Закаменском районе.
В целом по Республике Бурятия прогнозные ресурсы рудного золота, предварительно апробированные в ЦНИГРИ, оцениваются в 1311 т, в том числе Р1 - 117 т, Р2 - 448 т, Р3 - 746 т.
2.1.2. Россыпные месторождения золота делятся на так называемые "традиционные" россыпи речных долин: мелкозалегающие для открытой отработки и глубокозалегающие для подземной отработки. Кроме них на территории Республики Бурятия установлены новые типы россыпей - россыпи тектонических уступов, а также золотоносные рыхлые отложения, так называемые "желтые разрезы", значительную долю занимают техногенные россыпи и отвальные комплексы (ГЭО) ранее отработанных россыпей.
Всего на территории Республики Бурятия установлено 358 промышленных россыпей, группирующихся в шести золотороссыпных районах: Северобайкальский, Муйский, Баунтовский, Курба-Еравнинский, Джидинский и Прибайкальский, а также один перспективный золотороссыпной район - Восточно-Саянский. В пределах золотороссыпных районов (ЗРР) выявляется от 2 до 5 более локальных золотороссыпных узлов (ЗРУ). Подавляющее большинство россыпей золота относятся к мелким месторождениям с запасами 20 - 500 кг, с низкими и средними содержаниями золота 400 - 1000 мг/куб. м.
Прогнозные ресурсы россыпного золота перспективных площадей (ЗРР) на территории Республики Бурятия по состоянию на 01.07.2003 оцениваются в 45 т, в том числе кат. Р1 - 7 т, кат. Р2 - 11 т и кат. Р3 - 27 т.
Следует отметить, что в оценку прогнозных ресурсов россыпного золота не входят россыпи тектонических уступов и "желтые разрезы", которые могут значительно (на порядок) превышать ресурсы золота традиционных россыпей. Так, ресурсы золота только по оцененным четырем бассейнам рек Горбылок, Алакар, Чина и Талой составили по кат. Р2 + Р3 по разным оценкам от 52,7 до 76,5 т (авторский вариант).
В целом на территории Республики Бурятия находится около двух десятков кайнозойских впадин, перспективных на выявление россыпей тектонических уступов и "желтых" разрезов. Общий ресурсный потенциал, оцененный по аналогии с Горбылокской системой впадиной, может составить до 250 т.
Техногенные россыпи и отвальные комплексы как источники объекта добычи золота стали рассматривать в Республике Бурятия только в самое последнее время. Предварительная оценка ресурсов золота в гале-эфельных отвалах отработанных россыпей Баунтовского района (руч. Сиво, Якша, Ауник, Гулинга и др.) показала, что они могут представлять собой объекты для добычи с ресурсами золота до 100 - 150 кг каждая. Ресурсы золота ГЭО только трех (Ауник-Багдаринского, Горбылокского и Карафтитского) золото-россыпных узлов Баунтовского района оцениваются в 1,5 тонны. Общая оценка потенциала техногенных россыпей золота и отвальных компонентов Республики Бурятия по аналогии с изученными составляет 10 - 12 т золота.
2.1.3. Золотоносные коры выветривания на территории Республики Бурятия выявлены на Харанурском участке в юго-восточной части Восточного Саяна и в Озернинском рудном узле. Дистанционными методами (дешифрирование космических и аэрофотоснимков), апробированными на примере Озернинского рудного узла, установлено широкое распространение мезо-кайнозойских кор выветривания на территории Республики Бурятия. Можно предполагать, что большинство этих кор выветривания, расположенных в золоторудных и золотороссыпных районах, будут золотоносными.
На эталонном объекте в Озернинском рудном узле установлены линейные коры выветривания ферритного профиля, развивающиеся вдоль зон разрывных нарушений по золото-полиметаллическим рудам, частично перемещенные и переотложенные коры выветривания. С последними связаны россыпные месторождения золота. Оценка ресурсов золота в корах выветривания Озернинского рудного узла на фактических данных (канавы, шурфы, геохимические и шлиховые пробы), по разным вариантам расчетов, представлена ресурсами: Р1 - 3,0 т, Р2 - 15,0 - 20 т, Р3 - 37,0 - 43,5 т. Всего от 55 до 66 т. Вместе с ресурсами золота россыпей - 77,5 т. С учетом переотложенных кор выветривания общий ресурсный потенциал золота Озернинского рудного узла оценивается в 110 - 120 т (авторский вариант) со средними содержаниями золота в корах 2,0 г/т, в связанных с ними россыпях 0,5 - 0,6 г/м3.
На территории Республики Бурятия при современном уровне изученности золотоносные коры выветривания Озернинского типа (Сср - 2,0 г/т) ожидаются в Баунтовском, Прибайкальском, Хоринском, Закаменском, Джидинском, Северо-Байкальском, Муйском районах. Оценка ресурсов золота кор выветривания этих районов не производилась, но судя по результатам исследований и оценки ресурсов в Озернинском рудном узле, ресурсы золота кор выветривания такого типа могут оказаться значительными - 600 - 800 т.
Обнадеживающим фактором являются находки в Юго-Восточной части Восточного Саяна кор выветривания Олимпиадного типа с содержаниями золота до 9 - 10 г/т. Кроме того, вполне вероятна связь "желтых разрезов" с золотоносными корами выветривания. Последние могут служить источником золота для желтых разрезов и вместе с ними для россыпей золота в аллювиальных отложениях рек. Все эти факторы указывают на то, что золотоносные коры выветривания при надлежащем геологическом изучении их могут оказаться вторым по значению после коренных месторождений объектом добычи золота в Республике Бурятия с ресурсами, во много раз превышающими долю россыпей.
2.1.4. Комплексные месторождения золота на территории Республики Бурятия представляют собой золото-молибденовые и золото-сульфидные (полиметаллические) месторождения. Типичным представителем золотоносного сульфидного объекта является Назаровское золото-цинковое месторождение с содержанием золота в сульфидных полиметаллических рудах - 5,2 г/т и запасами 6,2 т золота. К потенциально золото-редкометальному типу относится крупнейшее штокверковое Орекитканское молибденовое месторождение с содержанием золота до 2,0 г/т и с возможными потенциальными ресурсами золота около сотни тонн. При подтверждении относительно высоких средних содержаний золота в молибденовых рудах 1,0 - 1,5 г/т Орекитканское молибденовое месторождение по стоимости золота в нем может превратиться в крупный золоторудный объект.
Перспективными на золото, серебро и платину являются также широко распространенные мелкие полиметаллические месторождения так называемого Забайкальского типа. В отдельных из них (Мыкерт) установлены содержания платиноидов до 14 - 15 г/т, серебра до 500 - 600 г/т и золота от 1,0 - 3,0 до 30,0 г/т. Учитывая высокие содержания свинца в рудах (25 - 30%), такие месторождения представляют интерес для старательской отработки.
Определенный интерес как комплексные месторождения могут представлять фланги Джидинского рудного поля, где установлены системы совмещенных кварцевых жил, несущих золоторудную или вольфрамовую минерализацию (Золотая Горка). По своей сути системы этих жил представляют собой крупножильные штокверки, но из-за небольшой мощности и разобщенности жил, не представляющих в настоящее время промышленной ценности. Отработка их как самостоятельных руд возможна попутно при возобновлении добычи вольфрамовых руд в карьере или как рудоносных пород вскрыши.
Общий ресурсный потенциал золота комплексных золото-сульфидных и золото-редкометальных месторождений оценивается в 200 - 250 т.
2.1.5. Другие месторождения как возможные источники золота представлены флюоритовыми, флюорит-бериллиевыми, урановыми, железорудными (гематитовыми) проявлениями и месторождениями, месторождениями древних кор выветривания (бокситы, аллиты) и др.
Среди урановых месторождений Республики Бурятия золотоносность установлена в гидрогенных месторождениях Хиагдинского типа и месторождениях пятиэлементной формации в черных сланцах (Хан-Модонский тип). Золотоносность плавиковошпатовых (флюоритовых) месторождений и проявлений связана с участками сульфидизации в них и специально не изучалась. Учитывая встречающиеся довольно часто высокие содержания золота в сульфидно-кварц-флюоритовых жилах до 15 - 20 г/т, такие участки могут представлять промышленный интерес.
Золотоносность (до 1,0 - 1,5 г/т) установлена в железорудных гематитовых проявлениях (зонах и сланцах) в юго-восточной части Восточного Саяна. Золото в отдельных пробах (до 10 г/т) было установлено также в гематитовых бокситах на Боксонском месторождении бокситов в Окинском районе и в скарноидах, развивающихся по бокситоподобным породам (там же).
Нетрадиционные и экзотические месторождения на золото специально не изучались. Анализы проб на золото являются случайными. Тем не менее, обратить внимание на факты золотоносности перечисленных выше рудных и нерудных месторождений надо. Не исключена возможность обнаружения новых типов золоторудных месторождений.
Ресурсный потенциал золота Республики Бурятия всех типов золоторудных месторождений, включая нетрадиционные, оценивается в настоящее время в 10 - 11 тыс. т. При этом в Северобайкальском геолого-экономическом районе (Северобайкальский, Муйский и часть Баунтовского районов) ресурсный потенциал золота составляет 5 тыс. т. В Восточно-Саянском - 3 тыс. т. В Закаменском 0,5 тыс. т. В Прибайкальском, Баунтовском, Хоринском, Еравнинском и др. 1,5 тыс. т.
2.2. Проблемы изучения и воспроизводства
минерально-сырьевой базы золота
Основными проблемами воспроизводства минерально-сырьевой базы золота Республики Бурятия являются организационно-технические - несоответствие задач и существующих условий проведения геологоразведочных работ на золото в Республике Бурятия, проблемы финансирования геологоразведочных работ и кадровые проблемы.
2.2.1. Организационно-технические проблемы. Проблемы несоответствия задач и существующих условий проведения геологоразведочных работ по сути своей являются организационно-техническими и обусловлены незавершенным периодом перехода от плановой системы (советской) проведения ГРР к рыночной (американской). Геологоразведочные работы в настоящее время проводятся как специализированными экспедициями "советского" или "полусоветского" образца - типа Государственного федерального унитарного предприятия "Бурятгеоцентр" или Государственного (Республиканского) унитарного предприятия "Северо-Байкальская геологоразведочная экспедиция", так и различными ведомственными геологическими организациями типа экспедиции "Бурятзолоторазведка", принадлежащей ОАО "Бурятзолото", или самими золотодобывающими предприятиями - старательскими артелями, производственными кооперативами, компаниями и пр.
Наиболее слабыми в организационно-техническом и финансовом плане являются государственные предприятия ГФУП "Бурятгеоцентр" и ГУП СБ ГРЭ, работающие по государственным заказам и договорам с различными, в основном, горнодобывающими предприятиями и не имеющими своего производства. Наиболее сильными являются акционерные общества, специализирующиеся на производстве геологоразведочных работ и добыче полезных ископаемых, ОАО "Бурятзолото", ОАО "Сосновгео", ООО А/С "Сининда-1" и др.
В современных условиях, когда государство отказалось от производства разведочных работ и финансирует только региональные, прогнозные, поисковые и оценочные работы, государственные геологические предприятия долгое время проводили только региональные работы ГДП-200 и ГК-1000 000, утратили производственные базы и технику и не способны организовать и провести работы поисковой и тем более оценочной стадии.
Геологические предприятия акционерных обществ и компаний, ведущие работы за собственные средства, заняты только разведочными работами и приростом запасов в пределах своих небольших горных и земельных отводов. В сложившейся ситуации, когда одни не могут, а другие не хотят проводить полномасштабные поисковые и оценочные работы, - подготовка рудных объектов для лицензирования либо просто не производится, либо происходит медленно с неоправданными перерывами.
Другой организационно-технической причиной являются длительные сроки (до 1 - 2 лет) согласования и утверждения программ и ежегодных перечней объектов лицензирования как для добычи полезных ископаемых, так и для геологического изучения.
Неудовлетворительная ситуация сложилась и с согласованием и утверждением программ, пообъектных планов, контрактов и дополнительных соглашений геологоразведочных работ, проводимых за счет бюджетных средств.
2.2.2. Проблемы финансирования геологоразведочных работ являются главными проблемами проведения геологоразведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы золота Республики Бурятия. Финансирование геологоразведочных работ в Бурятии производится из федерального и республиканского бюджетов и из собственных средств предприятий. Финансирование из бюджета Российской Федерации связано с финансированием их из бюджета Республики Бурятия и производилось до 2004 г. по согласованным программам в сложившейся пропорции на 1 руб. республики 2 руб. федерации.
Проблемы, связанные с финансированием геологоразведочных работ из бюджета Республики Бурятия, связаны, прежде всего, с недостаточной выделяемой суммой и неоднократным ежегодным ее секвестированием. Источником бюджетного финансирования ГРР в республике являются налоговые поступления в бюджет Республики Бурятия за пользование недрами и от производства самих геологоразведочных работ.
Поступление налогов в 2003 г. во все уровни (расчет произведен по данным золотодобывающих предприятий) по расчетам ГУПРа должно было составить 739466 тыс. руб. Из них сумма налогов с добычи - 568820 тыс. руб., налог с ГРР - 170646 тыс. руб. В бюджет Республики Бурятия, по данным предприятий, поступает 54% (529000 тыс. руб.).
По справке Налоговой инспекции, в консолидированный бюджет Республики Бурятия поступило платежей за пользование природными ресурсами 539030 тыс. руб., в том числе налог на добычу - 106,4 млн. руб.
В 2004 году поступление налогов от добычи золота и производства геологоразведочных работ в бюджет Республики Бурятия останется на том же уровне. Кроме того, финансовые средства в бюджет Республики Бурятия поступят от проведения конкурсов и аукционов на месторождения полезных ископаемых, всего - 25895 тыс. руб. (в законе о бюджете запланировано только 8534 тыс. руб.), из них по золотым месторождениям 2060 тыс. руб.
Общие ожидаемые поступления в бюджет Республики Бурятия от деятельности золотодобывающих предприятий и от производства геологоразведочных работ и конкурсов (аукционов) составят в 2004 г. 310 - 330 млн. руб., в т.ч. НДПИ - 124,7 млн. руб. В соответствии с Законом Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2004 год" от 8 января 2004 года № 592-III, на оплату геологоразведочных работ выделяется 17,05 млн. руб., что составляет всего 4,2%. Необходимый лимит финансирования производства ГРР на 2004 год - 60 млн. руб. Кроме того, для выполнения необходимого объема финансирования по воспроизводству МСБ ежегодный объем ассигнований должен составлять не менее 18 - 20% от налоговых поступлений за пользование недрами.
Проблемы финансирования ГРР за счет собственных средств заключаются в том, что они уже больше не могут компенсировать бюджетные сокращения, так как достигли своего предела - 300 - 320 млн. руб. в год.
Учитывая то, что собственные средства используются предприятиями для приращивания запасов на уже разведанных месторождениях для компенсации добытого золота, привлечение их на поисковые работы на новых площадях невозможно.
В связи с этим перевод ресурсов золота в запасы в Республике Бурятия на новых месторождениях практически прекратился, что и объясняет отставание воспроизводства МСБ золота от его добычи.
2.2.3. Кадровые проблемы заключаются в крайне недостаточной обеспеченности как геологоразведочных работ по воспроизводству МСБ золота, так и добычи золота квалифицированными специалистами. Особенно - маркшейдерами, топографами, обогатителями, разведчиками, буровиками и горняками.
Кризис в системе образования и подготовки новых специалистов геологического профиля определил разрыв в 15 лет между уходящими старыми (50 - 70 лет) кадрами и приходящими новыми 25 - 30 лет, который некем компенсировать, так как срок приобретения необходимого практического опыта и знаний в геологической отрасли составляет 10 - 15 лет.
Решение этой проблемы на первых порах видится в создании в республике новых техникумов при производственных предприятиях для подготовки техников-геологов, способных работать на производстве.
III. Состояние и проблемы добычи золота в Республике Бурятия
3.1. Структура добычи золота в Республике Бурятия по
состоянию на 01.01.2004
Добыча золота на территории Республики Бурятия началась в последней четверти 19 века и производилась в основном из россыпей. До 1990 года объем добычи в год составлял 1,5 - 2,0 т. С вводом в действие Холбинского рудника она стала расти и к 1994 году поднялась до 5,0 т, затем 5 лет держалась на уровне 4,5 - 4,6 т в год. Устойчивый рост добычи начался только после дефолта 1998 года, который изменил экономическую ситуацию в золотодобывающей промышленности России.
С 1998 года и до настоящего времени в Бурятии рост добычи золота составлял в среднем 10 - 13% в год и даже в 2003 "безводном" году он не опустился ниже 8127 кг.
По уровню добычи золота Бурятия занимает 11 место в России (3,2%) и третье место в Сибирском федеральном округе (11,9%). Рост золотодобычи идет преимущественно за счет эксплуатации коренных месторождений в Восточно-Саянском и Муйском геолого-экономических районах. В настоящее время разрабатываются четыре коренных месторождения золота (Зун-Холбинское, Барун-Холбинское, Ирокиндинское и Кедровское), на которые приходится 77% балансовых запасов рудного золота. Подготавливаются к освоению Зун-Оспинское, Гранитное, Лево-Самартинское, Правобережное, Самартинское, Снежное, Водораздельное, Таинское и Троицкое месторождения. Все они находятся в распределенном фонде.
В золотодобывающей отрасли Бурятии работают 34 предприятия разных форм собственности. Преимущественно это небольшие старательские артели. Наиболее крупное - ОАО "Бурятзолото", на долю которого приходится 57% добычи (из них 98,9% из коренных месторождений). Больше всех золота из россыпей добывают ЗАО а/с "Искра" - 4,3%; ООО а/с "Сининда-I" - 4,2% и ООО "Старатели Закаменска" - 3,9% от общей добычи по республике (табл. 3).
Золото (рудное). В настоящее время распределены 100% разведанных запасов рудного золота. На их отработку получили лицензии 7 недропользователей различных форм собственности. Разрабатываются 4 месторождения, в которых сосредоточено 77% запасов рудного золота. ОАО "Бурятзолото" готовит к освоению Пионерское месторождение (Окинский район), разрабатывает Зун-Холбинское (там же) и Ирокиндинское (Муйский р-н) месторождения; ООО "Мушэн" отрабатывает Динамитное, а ООО а/с "Западная" - Кедровское месторождения. ЗАО "Зун-Хада" выполняет геологоразведочные, горно-подготовительные и добычные работы по освоению Барун-Холбинского месторождения. ОАО "С/а "Китой" заканчивает строительство дороги для того, чтобы приступить к освоению Зун-Оспинского месторождения. ЗАО "ИРИС" в 2000 г. разработало временные кондиции для освоения северной части месторождения Троицкое (Рудная Горка - Баунтовский район).
В 2003 г. добыто 5151 кг рудного золота. Основной объем добычи осуществлен ОАО "Бурятзолото" на Зун-Холбинском (2030 кг) и Ирокиндинском (2602 кг), ЗАО "Зун-Хада" на Барун-Холбинском (248 кг) и ОАО с/а "Западная" на Кедровском (270 кг) месторождениях. В 2003 году добыча золота не превысила уровень 2002 года (табл. 4).
На Зун-Холбинском месторождении действуют рудник Холбинский и обогатительная фабрика с гидрометаллургическим цехом. За весь период отработки этого месторождения из недр добыто около 18 т металла. Наивысший уровень добычи достигнут в 2002 г., он составил 2134 кг золота. Ожидаемый уровень добычи в 2004 году - 2200 кг.
Таблица 3
Сведения о добыче золота в Республике Бурятия за 2003 год
На Ирокиндинском месторождении (рудник Ирокиндинский) эксплуатируются три рудных тела: на жила Юрасовская, № 30 и Серебряковская. Вскрытие всех жил штольневое. Учитывая выбытие отработанных мощностей (жилы Юрасовская и Серебряковская), рудник ведет проектирование для вовлечения в отработку жил N№ 35, 35а и Центрально-Тулуинской.
В 2002 г. на обогатительной фабрике рудника "Ирокинда" был модернизирован дробильно-сортировочный комплекс. Производительность рудника в 2002 г. достигла 234,6 тыс. тонн руды в год с годовой добычей золота 2525 килограммов. В 2003 году добыча увеличилась по сравнению с уровнем 2002 года (до 2602 кг).
ОАО "Бурятзолото" является наиболее устойчивым золотодобывающим предприятием. В 2002 г. объем добычи золота составил 4659 кг, а общие денежные издержки за унцию реализованного металла составили 164 долл. США по сравнению с 4578 кг золота, добытыми в 2001 г., при общих денежных расходах 172 долл. США. При увеличении добычи золота за год на 4% и снижении общих денежных издержек на 5%, значительном увеличении чистой прибыли и денежных потоков от операционной деятельности - чистая прибыль составила 5,5 млн. долларов США, а поток операционной наличности вырос до 12,7 миллионов долларов США. Предприятие завершило 2002 год с чистым оборотным капиталом в размере 2,8 миллионов долларов США по сравнению с дефицитом оборотных средств в размере 3,3 миллионов долларов США, существующим на конец 2001 года. Налоговые поступления от предприятия в 2002 г. составили 230100 тыс. руб., в т.ч.: в бюджет ФБ - 61615 тыс. руб., в РБ - 125113 тыс. руб. и в МБ - 43372 тыс. руб. Учитывая то обстоятельство, что золотодобыча оказалась в центре внимания инвесторов, руководители предприятия рассчитывают на долгосрочный период развития производства.
Рост золотодобычи в республике в течение 1993 - 2002 гг. обусловлен главным образом увеличением количества добытой и переработанной руды на рудниках Холбинский (114 тыс. т в 1993 г., 200 тыс. т в 1995 г., 229 тыс. т в 2002 г.) и Ирокинда ( до 220 тыс. т в 2002 г.). За период с 2004 по 2010 годы на руднике Холбинский за счет вовлечения в отработку глубоких горизонтов Зун-Холбинского месторождения возможно увеличение объема добычи до 400 тыс. т (свыше 3000 кг золота), на руднике Ирокинда двойное увеличение добычи возможно при условии достаточного финансирования ГРР, направленных на поиски, разведку и дальнейшее вовлечение в отработку новых золоторудных жил.
С 2004 по 2010 годы реальную возможность довести уровень ежегодной добычи коренного золота до 500 - 700 кг имеют также: ЗАО "Зун Хада" на Барун-Холбинском месторождении с балансовыми запасами металла 5,9 тонн и ресурсами около 35 тонн, ООО "с/а "Китой" на Зун-Оспинском месторождении с балансовыми запасами - 6,4 тонны и ресурсами около 60 тонн, ООО "а/с "Западная" на Кедровском месторождении с балансовыми запасами - 5,7 тонн и ресурсами около 35 тонн. При проведении дополнительных промышленных технологических испытаний на рудах северной части месторождения Троицкое в Баунтовском районе и геологоразведочных на остальной его площади ЗАО "ИРИС" имеет возможность перевода геологических запасов в балансовые и организации на их основе добычных работ.
Разведанные запасы и ресурсы золота имеет и Курба-Еравнинский рудный район. Здесь золотоносные цинковые руды Назаровского месторождения и ряда других менее значимых объектов. Извлечение золота из этих месторождений возможно при комплексной переработке руд.
Золото (россыпное). Для разработки россыпных месторождений недропользователи имеют 140 лицензий. Россыпная золотодобыча ведется в Северо-Байкальском, Муйском, Баунтовском, Хоринском и Закаменском районах, где разведано 358 мелких по запасам россыпей (20 - 500 кг) с низким и средним содержанием золота (400 - 1000 мг/куб. м). По сравнению с 1999 г. в 2003 г. отмечено заметное (с 1977 до 2976 кг) повышение россыпной золотодобычи. В Баунтовском районе добыто наибольшее количество россыпного золота - 1295 кг (43,5%), далее следуют Муйский (596,8 кг - 20,4%), Закаменский (521,3 кг - 17,5%), Северо-Байкальский (468,7 кг - 15,8%) и Хоринский (84,7 кг - 2,8%), Джидинский (9 кг - 0,3%) районы.
Из общего количества предприятий, разрабатывающих россыпные месторождения золота, 48% обеспечено запасами на срок менее пяти лет. В их числе такие стабильно работающие предприятия, как с/а "Искра" и "Сининда-1", "Старатели Закаменска" и "Старатели Каралона", "Витимгеопром" и "Джидинский вольфрам", а/с "Север".
Среди золотодобывающих предприятий выделяются 2 группы: к первой относятся артели, добывающие от 1,5 до 2,2 кг в год на работающего, ко второй - 0,5 - 1,4 кг.
Примером из первой группы может служить ООО "с/а "Сининда-1". При численности работающих 193 чел. артелью в 2003 г. добыто 407,7 кг золота, чистая прибыль от реализации продукции составила 12332 тыс. руб. Предприятие ведет опережающие геологоразведочные работы, имеет подготовленные балансовые запасы золотоносных песков и прогнозирует ежегодно (до 2010 г. включительно) добывать по 350 кг золота, обеспечивая себе ежегодную чистую прибыль в размере 17495 тыс. руб. Общие налоговые поступления от предприятия в различные уровни бюджета в 2002 г. составили 20538 тыс. руб., в т.ч. налог на прибыль - 3928 тыс. руб., отчисления на соцнужды 10760 тыс. руб. В последующие годы до 2010 г. ожидаемое ежегодное поступление налоговых платежей составит около 20000 тыс. руб.
Кроме артели "Сининда-1", свыше 300 кг способны добывать ежегодно ЗАО "а/с "Искра", ОАО "Прииск "Ципиканский", ООО "Закаменск" и ряд других.
3.2. Проблемы золотодобывающей промышленности
Республики Бурятия
Основными проблемами золотодобывающей промышленности Бурятии является слабая обеспеченность предприятий запасами, сокращение и нерациональное использование минерально-сырьевой базы золота.
3.2.1. Проблемы обеспеченности запасами
Как уже говорилось, обеспеченность большинства золотодобывающих предприятий разведанными запасами колеблется от 0,6 до 12 лет, что обусловлено мелкими параметрами большинства россыпных месторождений золота с запасами от 50 до 500 кг.
При этом обеспеченность разведанными запасами рудного золота (кат. С1 и С2) основных золотодобывающих предприятий при достигнутом уровне добычи (5263 кг) составляет:
рудник Холбинский 7 лет (?)
рудник Ирокинда - 3 года (проблемы ОАО "Бурятзолото" см. ниже)
рудник Кедровский - 12 лет.
Анализ золотодобычи и обеспеченности запасами россыпного золота старательских артелей свидетельствует о том, что в Республике Бурятия разрабатываются только россыпи, предназначенные для открытого способа. Достигнутый уровень добычи составил в 2002 году 3005,6 кг (3000 кг). При количестве пролицензированных запасов 20040 кг обеспеченность запасами в среднем по республике составила (20040 : 3000) - 6,7 года, а с учетом общего количества балансовых запасов кат. С1 и С2 - (26740 кг) - 8,9 лет.
(26740 : 3000 = 8,9 лет)
Обеспеченность добывающих предприятий балансовыми запасами россыпного золота (каждого в отдельности) для открытой отработки по состоянию на 01.01.2001 приведена в приложении № 3; по основным золотодобывающим районам в табл. 5.
Следует отметить, что из общего количества добывающих предприятий обеспечено запасами на срок от 1 до 3 лет - 43%, на срок до 5 лет - 75%. Самое неблагополучное положение с запасами в Джидинском и Курба-Еравнинском ЗРР, где у отдельных предприятий почти нулевая обеспеченность балансовыми запасами (ОАО МРА "Джидинский вольфрам").
3.2.2. Проблемы полноты отработки и извлечения золота
и нерационального использования минерально-сырьевой базы
Проблемы нерационального использования минерально-сырьевой базы золота связаны с применением устаревшего оборудования большинством старательских артелей и неполнотой извлечения из недр золотых руд. Изучение золотоносности отработанных россыпей и ГЭО в Баунтовском районе показали, что при отработке россыпей дражным способом золото остается в плотике и в недоступных для драги целиках. Потери же тонкого золота в ГЭО достигают 25%. Использование новейшего оборудования, такого, как "Ромашка" позволяет сократить потери тонкого золота и повысить полноту отработки россыпей (см. ниже).
Особенно серьезные проблемы, связанные с нерациональным использованием недр, возникли у ОАО "Бурятзолото" на Зун-Холбинском месторождении, где первоначально ГКЗ РФ было утверждено 83,2 т запасов золота, разведанных по категории С1 (20%) и С2 (30%) со средним содержанием золота 11,6 г/т. Использование маломощной обогатительной фабрики, перерабатывающей 200 - 220 тыс. т руды в год, не позволяет этому предприятию добывать запланированные 3 - 5 т золота в год. Для решения своих организационно-технических и финансовых проблем ОАО "Бурятзолото" пошло по пути выборочной отработки месторождения (ее обогащенной части) за счет пересмотра кондиций в сторону их ужесточения. В результате двукратного повышения бортового и минимального промышленного содержания в блоке произошло уменьшение запасов золота на 39,6 т со средним содержанием от 4,2 до 7,2 г/т и вследствие этого сокращение сроков обеспеченности Холбинского рудника разведанными запасами с 10 - 15 до 2 - 3 лет.
IV. Основные положения программы
4.1. Приоритетные направления и задачи развития
золотодобывающей промышленности Республики Бурятия
Сложившиеся условия проблемы добычи и воспроизводства минерально-сырьевой базы определяют основные направления и задачи развития золотодобывающей промышленности Республики Бурятия в целом. Наиболее важной и первой из задач является расширение добычи золота из коренных месторождений, поддержание на прежнем уровне добычи золота из россыпей за счет вовлечения новых территорий и новых нетрадиционных типов россыпей и постепенный перевод старательских артелей на добычу золота из нового для республики, но наиболее перспективного источника золота - золотоносных кор выветривания. Второй задачей, не менее важной для защиты интересов республики, является задача рационального использования недр, достижения полноты и комплексности извлечения полезных ископаемых из руд и золотоносных песков, укрепление налогового и административного контроля, горный надзор, геолконтроль за деятельностью золотодобывающих предприятий в этой области. Наконец, третьей задачей является решение правовых, территориальных, технологических, социально-экономических и других вопросов, связанных с добычей золота на Байкальской природной территории (ландшафтно-сберегающие технологии, рекультивация земель, сохранение биоразнообразия и пр.).
Три перечисленных выше приоритетных направления (задачи) состоят из 12 более узких и специальных задач:
1. Укрепление и расширение минерально-сырьевой базы золота и других благородных металлов Республики Бурятия (расширение прогнозно-поисковых работ, поисков, оценки и разведки месторождений золота).
2. Освоение новых месторождений рудного золота и увеличение добычи золота на уже эксплуатируемых месторождениях.
3. Вовлечение в эксплуатацию комплексных золотополиметаллических, золото- редкометальных месторождений.
4. Продолжение добычи золота из мелкозалегающих россыпей, вовлечение в эксплуатацию подземным способом глубокозалегающих россыпей традиционных типов.
5. Разработка технологии, способов отработки и вовлечение в эксплуатацию нетрадиционных для Бурятии типов россыпей тектонических уступов и золотоносных "желтых разрезов".
6. Поиски, оценка, разведка и разработка технологии, способов отработки и вовлечения в эксплуатацию месторождений золотоносных кор выветривания.
7. Переоборудование золотодобывающих предприятий с заменой устаревшей техники на новую, более производительную и технически более эффективную технику и оборудование.
8. Внедрение новых технологий извлечения золота из руд и золотоносных песков - кучное выщелачивание, подземное выщелачивание и др.
9. Разработка принципов и условий эксплуатации золоторудных месторождений на Байкальской природоохранной территории.
10. Повышение полноты и комплексности извлечения полезных ископаемых и рационального использования недр.
4.2. Основные направления и задачи воспроизводства
минерально-сырьевой базы золота
Анализ состояния и проблемы, связанные с воспроизводством минерально-сырьевой базы золота, позволяют выделить следующие основные направления и задачи геологоразведочных работ на территории Республики Бурятия на период до 2010 года:
1. Расширение прогнозно-поисковых, поисковых и оценочных работ на рудное золото в Восточно-Саянском, Северо-Байкальском, Муйском и Джидинском рудных районах за счет последовательного вовлечения новых площадей, в первую очередь, в обрамлении Муйской глыбы, Няндонинской и Нерунда-Мукадекской зонах, на Сархойской и Хойто-Окинской площадях и, во вторую очередь, на Орколиканской, Уакитской, Верхнеджидинской и Верхнеокинской площадях.
2. Вовлечение в процессе геологического изучения (прогнозно-поисковые работы, поиски и оценка) районов Баргузинской тайги - Баунтовский, Баргузинский, Курумканский, Еравнинский административные районы.
3. Доизучение и переоценка разведанных рудных месторождений полиметаллических, молибденовых, вольфрамовых, редкометальных, железорудных и др. на золото и платину (Назаровское, Озерное, Холоднинское, Орекитканское, Холтосонское, Доваткинское, Санжиевское и др.).
4. Проведение научно-исследовательских, тематических и прогнозно-поисковых работ на выявление новых нетрадиционных типов золотого и благороднометального, в целом, оруденения (золото-флюоритового, золото-уранового месторождений пятиэлементной формации и др., древних кор выветривания, бокситов и др.).
5. Организация и проведение геологоразведочных работ на золотоносные коры выветривания, включающие научно-исследовательские, тематические прогнозно-поисковые работы, поиски и оценку месторождений. На первом этапе в кратчайшие сроки дистанционными методами (дешифрирование аэро- и космоснимков) необходимо оценить всю территорию Республики Бурятия на коры выветривания и наземными методами разбраковать их на золотоносные и не золотоносные. На втором оценить их с определением ресурсов кат. Р1 и Р2, привлекая для этого ближайшие геологоразведочные и горнодобывающие организации с использованием для этого как бюджетных средств, так и средств предприятий.
6. Геологоразведочные работы на россыпное золото (прогнозно-поисковые, поиски и оценка) целесообразно проводить по трем направлениям:
1) Вовлечение в изучение новых площадей - Озернинский рудный узел, Восточно-Саянский рудный район, Верхнеджидинская, Олокитская площади и др.
2) Поиски и оценка россыпей тектонических уступов и "желтых" разрезов (в первую очередь в Баунтовском районе), изучение технологии извлечения золота из них.
3) Оценка остаточной золотоносности отработанных россыпей (особенно дражных полигонов) и золотоносности гале-эфельных отвалов с определением ресурсов кат. Р1 и подсчетом запасов кат. С2 в Баунтовском, Муйском и Закаменском районах.
4.3. Основные направления и перспективы развития добычи
золота в Республике Бурятия
4.3.1. Возможности и пределы увеличения добычи золота
Основной задачей развития золотодобывающей промышленности является последовательное увеличение годовой добычи этого металла с 8,1 т в 2003 до 20 т в 2010 году, т.е. обеспечение ежегодного роста добычи 1,5 - 2,5 т. Апробированные в ЦНИГРИ и утвержденные МПР РФ ресурсы золота Республики Бурятия вполне позволяют осуществить эту программу при условии ежегодного перевода ресурсов в запасы (прироста запасов) также не менее 20 - 25 т в год.
Увеличение добычи рудного золота заключается в решении основных проблем перед рудниками: расширение и укрепление минерально-сырьевой базы золота и организация ее наиболее полного и рационального использования.
В Восточно-Саянском рудном районе в ближайшие два года (2004 - 2005 гг.) ожидается ввод в эксплуатацию Зун-Оспинского и Коневинского месторождений, а к 2007 - 2008 году одного месторождения на Сархойской площади (участок Хорингольский). В начальный период добыча золота на этих объектах не будет превышать 300 - 500 кг в год, всего 1000 - 1100 кг. К 2010 году может увеличиться до 1,5 - 2,0 т в год. Ожидается, что к 2006 году возобновится добыча золота на Барун-Холбинском месторождении (рудник Зун-Хада) с добычей золота 300 - 500 кг ежегодно.
На Зун-Холбинском месторождении (рудник Холбинский) при условии возврата в эксплуатацию даже части списанных запасов - 15 - 17 т, из списанных 39 т с модернизации обогатительной фабрики с доведением переработки руды до 400 тыс. т в год возможно увеличение годовой добычи золота до 3,0 т и даже 5,0 т, как это было первоначальному проекту. Всего к 2007 - 2008 гг. добыча золота в Восточном Саяне может достигнуть 5,0 - 5,6 т в год.
В Муйском районе на Ирокиндинском месторождении (рудник Ирокинда) значительного роста добычи золота не ожидается, так как известные ранее, наиболее значительные золото-кварцевые жилы уже вовлечены в эксплуатацию. Поиски, оценка и подготовка к эксплуатации новых жил займет не менее 3 - 5 лет, что позволит только компенсировать убыль запасов. Поэтому расширение добычи золота Ирокиндинским рудником возможно за счет выхода на новые площади - Нижне-Орловское рудное поле и Уряхское месторождение в Иркутской области. У рудника Кедровского имеются перспективы увеличения добычи золота как на эксплуатируемом Кедровском месторождении, так и за счет новых жил, найденных в его окрестностях. Общее количество годовой добычи золота этими двумя рудниками может достичь к 2007 году - 3,5 - 4,0 т, а с учетом ввода в эксплуатацию Нижне-Орловского или Уряхского месторождений к 2010 г. - 4,5 - 5,0 т в год. В Муйском районе к 2008 году ожидается завершение геологоразведочных работ и ввод в эксплуатацию месторождений Каралонского рудного поля и месторождения Каменного с добычей золота на каждом из них по 300 - 500 кг в год. Всего в Муйском районе добыча золота к 2010 году может возрасти до 5,0 - 5,5 т в год.
В Северо-Байкальском районе в Нерунда-Мукаденской зоне после завершения оценки Нерундинского рудного поля (участки Кедровый, Безымянный, Центральный, Штокверковый, Габбровый) уже к 2006 году возможно вовлечение в эксплуатацию одного мелкого по размерам золоторудного месторождения с годовой добычей 500 - 800 кг, а к 2008 году еще одного, но среднего по размерам, месторождения с годовой добычей 800 - 1200 кг в год. Всего к 2010 году - 1800 - 2000 кг в год.
При проведении дополнительных промышленных технологических испытаний на рудах северной части месторождения Троицкое (Рудная Горка) в Баунтовском районе и завершении геологоразведочных работ на остальной его части ЗАО "Ирис" сможет перевести ресурсы золота в балансовые запасы и организовать к 2006 году добычные работы с добычей золота к 2010 году - 1,5 - 2,0 т в год.
Разведанные запасы и оцененные ресурсы золота есть и на золото-цинковом Назаровском месторождении в Курба-Еравнинском рудном районе (7,6 т кат. С1 + С2), увеличение которых возможно при доизучении ряда подобных золото-цинковых проявлений Озернинского рудного узла. Месторождение подготовлено к эксплуатации и выставлено на аукцион уже в текущем 2004 году. Начало добычных работ ожидается уже в 2005 году с доведением добычи золота к 2008 - 2010 гг. до 500 - 600 кг в год.
Кроме перечисленных выше золоторудных месторождений, добыча благородных металлов (в том числе серебра и платиноидов) может начаться в связи с вводом Харанхойской обогатительной фабрики и вовлечением в эксплуатацию серебро-полиметаллических месторождений Доватка, Мыкерт, Санжиевка и др.
Увеличение добычи золота в 2006 - 2010 гг. возможно за счет оценки, разведки и вовлечения в эксплуатацию золотоносных кор выветривания как Олимпиаднинского типа (средние содержания золота 9 - 10 г/т и выше), так и слабозолотоносного типа с содержанием золота 1,0 - 4,0 г/т. В первую очередь добыча золота из кор выветривания может начаться в Озернинском рудном узле на Назаровском месторождении на корах ферритного профиля, а также на площадных и перемещенных корах выветривания верховьев ключей южного склона Зазинского хребта.
Добыча золота из кор выветривания в значительной степени связана с внедрением кучного и подземного выщелачивания. Эта технология новая для Республики Бурятия и требует определенного времени для налаживания производства в условиях многолетней мерзлоты. По опыту работ на Урале и внедрения этих методов в Читинской области, потребуется от 1,5 до 3 лет в зависимости от природных условий месторождений. Поэтому добыча золота из кор выветривания планируется только на конец 2008 - 2010 гг. Она может составлять вначале 0,3 - 0,5 т в год и к 2010 году вырасти до 1,0 т. В дальнейшем просматривается рост добычи золота из кор выветривания на 0,5 - 0,8 т ежегодно.
Уровень добычи россыпного золота в Республике Бурятия из традиционных мелкозалегающих россыпей будет находиться около 2,5 - 3,0 т в год. При этом не только ООО с/а "Сининда-1", ЗАО а/с "Искра", ОАО "Прииск "Ципиканский", ООО "Закаменск", очевидно, смогут добывать более 300 кг золота ежегодно.
Увеличение объема добычи россыпного золота свыше достигнутых трех тонн возможно, во-первых, за счет вовлечения в отработку балансовых запасов кат. С1 и С2 (8196 кг) глубокозалегающих россыпей распределенного фонда и государственного резерва, во-вторых, за счет переработки гале-эфельных отвалов техногенных россыпей со значительной долей мелкого и тонкого золота. Существенное увеличение объемов добычи до 5 - 6 т россыпного золота возможно за счет вовлечения россыпей тектонических уступов и желтых разрезов, в первую очередь, Горбылок-Талойской системы впадин (Горбылок, Алакар, Чина, Талой) и затем Ципиканской, Витимканской, Мало-Амалатской, Кыджимитской, Алянгинской, Зазинской, Еравнинской и др.
Одним из реальных способов увеличения добычи россыпного золота является также совершенствование технологий переработки золотоносных песков с применением высокоэффективного оборудования и доводочного оборудования (ПГБ-1000, ПРО-800/1200 "Ромашка", МОД-2, концентрационные столы, разнообразные сепараторы и т.д.). Применение доводного оборудования позволит увеличить добычу золота на 10 - 20% по сравнению с традиционными технологиями.
Такое оборудование имеется в ОАО а/с "Сининда", ООО "Старатели Каралона", ООО а/с "Курба", ООО с/а "Закаменск", ОАО МРА "Джидинский вольфрам".
Техническое переоснащение старательских артелей требуется, прежде всего, в Баунтовском районе, где следствием применения морально устаревшего оборудования является наиболее низкая производительность промывки песков и удельная добыча золота на одного работающего в среднем - 0,7 кг/чел.
4.3.2. Обоснование направления развития золотодобывающей
промышленности
Современное состояние минерально-сырьевой базы, структура и достигнутый уровень добычи золота в Республике Бурятия - это пассивное и фактически бесперспективное развитие золотодобывающей промышленности, вытекающее из сложившихся проблем в финансировании воспроизводства минерально-сырьевой базы золота, обеспеченности золотодобывающих предприятий разведанными запасами и проблем рационального их использования. По этому варианту (табл. 1, рис. 1 - не приводится) из-за недостаточного финансирования геологоразведочных работ начиная с 2004 года произойдет снижение прироста запасов с 9,0 - 9,5 т до 8,0 - 7,5 т в год. Разрыв между приростом запасов и их убылью при растущей ежегодной добыче 8,2 - 11 т и более к 2007 году составит 3 - 4 т, а к 2010 - 5 - 6 т. Необеспеченность запасами и сложная затратная структура балансовых запасов у большинства золотодобывающих предприятий приведет к торможению ежегодного роста добычи и в конечном итоге начиная с 2007 года к снижению добычи золота в целом, а в 2010 - 2015 гг. к ее свертыванию.
Для преодоления начинающегося кризиса в золотодобывающей промышленности рассчитан активный вариант ее развития (рис. 2 - не приводится, табл. 2). Он основывается на расширении минерально-сырьевой базы золота, ее структурной и качественной перестройке и реорганизации самой золотодобывающей промышленности, ориентированной на более полное извлечение золота из недр. Этот вариант предусматривает увеличение ассигнований на геологоразведочные работы за счет новых источников финансирования, модернизацию золотодобывающей промышленности, развитие новых технологий добычи золота, усиление режима качественного использования недр.
В активном варианте предусматриваются поиски и оценка новых рудных, россыпных месторождений золота и месторождений золота в корах выветривания. Разведка новых месторождений и вовлечение их в эксплуатацию, создание новых рудников, проведение антимонопольной политики использования недр должно способствовать их более качественному использованию. В этом варианте финансирование геологоразведочных работ из бюджета Республики Бурятия должно составлять в 2004 году не менее 60 млн. руб. и в 2010 году - 180 млн. руб. Общие ассигнования на геологоразведочные работы к 2010 году должны возрасти до 800 - 1000 млн. руб., включая собственные средства предприятий - 500 - 700 млн. руб. При этом предусматривается обеспечить качественное улучшение и рост минерально-сырьевой базы золота и опережение прироста запасов, его убыль за счет добычи золота уже в 2010 году на 0,2 - 0,5 тонн. Предполагается и дальнейшее увеличение годового прироста запасов.
В сложившихся условиях развитие золотодобывающей промышленности является ключом к развитию горнодобывающей промышленности Республики Бурятия в целом. К 2010 году на базе золотодобывающей промышленности будут преодолены организационный, финансовый и кадровый кризисы в области добычи полезных ископаемых. К этому времени будут залицензированы и начнут вовлекаться в эксплуатацию крупнейшие месторождения полиметаллов, асбеста, редких металлов, цементного сырья, апатитов и др. полезных ископаемых. В связи с этим активный вариант является безальтернативным вариантом развития золотодобывающей промышленности.
4.3.3. Материально-техническое развитие золотодобывающих
предприятий
Для реализации программы по добыче золота с ее увеличением к 2010 году до 20 т в год потребуется переоснащение и техническое перевооружение уже существующих предприятий, а также внедрение новых технологий по добыче и извлечению золота из песков и руд.
Кроме этого предусматривается строительство новых золотодобывающих рудников на Хужирском, Нижнеорловском и Троицком (Рудная Горка) месторождениях. Расчет необходимых привлеченных инвестиций для реализации программы "Золото Бурятии" приведен в табл. 6.
Таблица 6
Расчет необходимых привлеченных затрат на
материально-техническое развитие золотодобывающих
предприятий для реализации программы "Золото Бурятии"
5.1. Контроль и общее руководство реализацией Программы осуществляет Государственный заказчик Программы - Правительство Республики Бурятия с использованием следующих методов:
- административных - путем наделения органов исполнительной власти соответствующими полномочиями, позволяющими воздействовать на исполнителей и соисполнителей Программы;
- договорных - выступая Заказчиком (самостоятельно или через уполномоченный орган исполнительной власти) выполнения мероприятий Программы, управляя исполнителями через требования технических заданий и условия госконтрактов (договоров);
- экономических - посредством распределения финансовых средств между участниками Программы;
- правовых - с помощью подготовки законодательных и иных нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение реализации Программы.
5.2. Техническое обеспечение и текущее управление реализацией Программы, а именно:
- текущий контроль за реализацией программных мероприятий независимо от источников финансирования;
- подведение промежуточных итогов реализации Программы (не реже 1 раза в год);
- представление ежегодной информации о ходе реализации Программы и об использовании средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников в Правительство, Министерство экономического развития и внешних связей и Министерство финансов Республики Бурятия, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Бурятия и другие учреждения по согласованию с Правительством Республики Бурятия;
- составление, корректировка и согласование ежегодных планов мероприятий по выполнению Программы, промежуточных сроков реализации, объемов их финансирования на предстоящий год, исходя из предварительных результатов выполнения Программы;
- осуществление отбора первоочередных (приоритетных) мероприятий (проектов), финансируемых за счет средств федерального и республиканского бюджетов, на предстоящий финансовый год;
- разработка бюджетной заявки на финансирование первоочередных (приоритетных) мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета на очередной финансовый год;
- определение формы реализации программных мероприятий (государственные контракты, долевое субсидирование, договор о совместной деятельности, кредитование и др.), организация проведения конкурсов, аукционов и тендеров, конкурсный отбор, заключение контрактов, контроль их исполнения и эффективности;
- внесение предложений в органы государственной власти республики и федеральные органы исполнительной власти о корректировке Программы, о совершенствовании нормативной базы, использовании дополнительных источников финансирования и по другим вопросам, связанным с реализацией программных мероприятий;
- организация эффективного контроля в области рационального и более эффективного использования недр;
- осуществление лицензионного контроля за переоснащением и техническое перевооружение золотодобывающих предприятий, внедрение новых технологий отработки месторождений и извлечения золота;
- организацию приемки и оценку эффективности завершенных работ по Программе обеспечивает Государственный комитет Республики Бурятия по природопользованию и охране окружающей среды во взаимодействии с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Бурятия. Формы и регламент взаимодействия будут определены совместным Распоряжением.
5.3. Источники финансирования Программы.
Развитие золотодобывающей промышленности требует:
1) Создания гарантированных источников финансовых средств для воспроизводства МСБ золота:
- бюджетное финансирование геологоразведочных работ по воспроизводству МСБ золота (прогнозно-поисковые работы, поиски и оценка месторождений). За счет средств бюджета Российской Федерации <*> - геологоразведочные работы на рудное золото, за счет бюджета Республики Бурятия - на россыпи и золотоносные коры выветривания;
- привлечение собственных средств предприятий <*> на оценку и разведку месторождений золота всех типов.
2) Формирования привлекательного инвестиционного климата в золотодобывающей отрасли.
3) Предоставления добывающим предприятиям ссуд на возвратной основе для проведения геологоразведочных работ.
4) Привлечения иностранных инвестиций через создание современных предприятий (СП) с участием иностранных инвесторов.
--------------------------------
<*> справочно.
VI. Прогноз социально-экономических показателей развития
золотодобывающей отрасли на период до 2010 г. включительно
Реализация Программы "Золото Бурятии" в течение 10 лет позволит существенно улучшить минерально-сырьевую базу золотодобывающей отрасли, на сегодня являющейся одной из опор развития экономики республики, и получить новый импульс освоения новых перспективных месторождений полезных ископаемых республики (табл. 9).
Развитие горнодобывающей промышленности в Северо-Байкальском, Муйском, Баунтовском, Закаменском, Окинском районах приведет к существенному сокращению безработицы, росту доходов и повышению уровня жизни, соответственно, улучшению качества жизни населения. Дополнительно будет создано около 500, а с учетом сезонных, более 4000 рабочих мест.
Наполнение бюджетов всех уровней при выполнении активного варианта увеличится с 637725 тыс. рублей в 2003 г. до 900 - 1000 тыс. рублей в 2010 году.
Социально-экономические показатели золотодобывающей отрасли в перспективе до 2010 г. представлены в таблицах 7, 8, (рис. 3 - не приводится).
Таблица 7
Социально-экономические показатели золотодобывающей отрасли
в перспективе до 2010 г. (фактический вариант)
ГУПР и ООС МПР России по РБ - Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов по Республике Бурятия
ГК Республики Бурятия ПП и ООС - Государственный комитет Республики Бурятия по природопользованию и охране окружающей среды
ГЭО - гале-эфельные отвалы
Кат. С1 - категория С1
МСБ - минерально-сырьевая база
Сср. - среднее содержание
ЦНИГРИ - Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов
Таблица 9
План мероприятий по геологическому изучению недр,
направленных на развитие МСБ и добычи драгоценных металлов
в 2001 - 2010 гг.