Вступил в силу со дня опубликования (пункт 4 данного документа).
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2005 г. № 312
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ПЛОДОРОДИЕ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ
В целях комплексного развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия, участия в ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 гг." Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Республиканскую программу "Плодородие" на 2006 - 2010 годы".
2. Определить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Бубнов В.В.) государственным заказчиком Республиканской программы "Плодородие" на 2006 - 2010 годы.
3. Исключить из пункта 2 постановления Правительства Республики Бурятия от 03.08.2005 № 249 "О внесении дополнений и изменений в программу "Развитие агропромышленного комплекса на 2004 - 2007 гг." подпрограмму "Плодородие" на 2006 - 2007 годы".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 26.09.2005 № 312
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
"ПЛОДОРОДИЕ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ
Паспорт Программы
----------------------T-----------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Республиканская программа "Плодородие" на 2006 - 2010¦
¦Программы ¦годы ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия ¦
¦заказчик Программы ¦Республики Бурятия ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------+
¦Разработчик Программы¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия ¦
¦ ¦Республики Бурятия ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦Цель - Сохранение и воспроизводство почвенного ¦
¦Программы ¦плодородия в условиях экосистемы озера Байкал и ¦
¦ ¦соблюдение конституционных прав граждан на ¦
¦ ¦благоприятную окружающую среду. ¦
¦ ¦Задачи - Проведение комплекса организационно- ¦
¦ ¦хозяйственных, технических мероприятий для ¦
¦ ¦обеспечения сохранения и повышения плодородия почв и ¦
¦ ¦получения гарантированного урожая ¦
¦ ¦сельскохозяйственных культур, в целях удовлетворения ¦
¦ ¦потребностей социально-экономического развития ¦
¦ ¦Республики Бурятия ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------+
¦Основные показатели ¦Общий мониторинг состояния сельскохозяйственных ¦
¦Программы ¦угодий - 500 тыс. га, агротехнические работы - 340 ¦
¦ ¦тыс. га, культуртехнические работы - 278 тыс. га, ¦
¦ ¦реконструкция мелиоративных систем на площади 5,8 ¦
¦ ¦тыс. га ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2006 - 2010 гг. ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------+
¦Исполнители Программы¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия ¦
¦ ¦Республики Бурятия, ФГУ Государственная станция ¦
¦ ¦агрохимической службы "Бурятская", ФГУ "Управление ¦
¦ ¦Бурятмелиоводхоз", Научно-исследовательский институт ¦
¦ ¦сельского хозяйства СО РАСХН, БГСХА им. ¦
¦ ¦В.Р.Филиппова, муниципальные образования ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Общая потребность в средствах для финансирования - ¦
¦финансирования ¦640,2 млн. рублей, в том числе за счет федерального ¦
¦ ¦бюджета - 150,0 млн. рублей <*>; бюджета Республики ¦
¦ ¦Бурятия - 170,0 млн. рублей; внебюджетных источников ¦
¦ ¦- 320,2 млн. рублей <**> ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Сохранение и воспроизводство почвенного плодородия, ¦
¦результаты ¦защита от эрозии почв, реконструкция мелиоративных ¦
¦ ¦систем, мелиоративных сооружений, создание ¦
¦ ¦дополнительных рабочих мест, снижение социального ¦
¦ ¦напряжения в обществе. Будет произведено до 200 тыс. ¦
¦ ¦тонн зерна, до 194,3 тыс. тонн картофеля, 91,4 тыс. ¦
¦ ¦тонн овощей в год ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------+
¦Управление ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия ¦
¦реализацией Программы¦Республики Бурятия, Министерство финансов Республики ¦
¦и контроль за ходом ¦Бурятия ¦
¦ее выполнения ¦ ¦
L---------------------+------------------------------------------------------
--------------------------------
<*> Средства федерального бюджета в Паспорте Программы и далее в приложениях указаны справочно.
<**> Внебюджетные источники - средства землепользователей в Паспорте Программы и далее в приложениях указаны ориентировочно.
1. Введение
Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Российской Федерации является приоритетной задачей Программы.
Конечным результатом Программы является обоснованный перечень мероприятий по ее реализации с указанием объемов и источников финансирования. Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета, собственных средств землепользователей, а также за счет средств федерального бюджета в соответствии с разделом Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 гг.
2. Обоснование проблемы, анализ современного состояния
сельскохозяйственных угодий
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Республике Бурятия составляет 3151,4 тыс. га, из них 635 тыс. га пашни и 2334,6 тыс. га кормовых угодий.
Неустойчивое производство продукции растениеводства в республике обусловлено не только экстремальными природно-климатическими условиями, но и неудовлетворительным состоянием плодородия сельскохозяйственных угодий. Запасы гумуса находятся на низком уровне, его содержание составляет от 0,5 - 4%. В результате совместного действия водной и ветровой эрозии нарушено до 70% площадей пашни.
В последние 10 лет, в результате резкого снижения объемов внесения органических и минеральных удобрений, возросла минерализация почв. Ежегодные потери гумуса достигли 600 тыс. тонн, дефицит азота, фосфора и калия, соответственно, 35, 45, 30 кг на 1 га пашни. Для поддержания бездефицитного баланса гумуса необходимо вносить ежегодно на 1 га севооборота 8,0 - 10 тонн органики и 40 - 60 кг д.в. азота и фосфора, при практическом внесении органических удобрений 0,5 т/га, минеральных - 1,4 кг д.в. на 1 га.
При освоении целинных земель в 60-е годы были вовлечены в оборот эрозионные почвы с низким содержанием гумуса и на склонах, превышающих 5 - 7 градусов.
Почвозащитные мероприятия в сельхозпредприятиях республики проводятся в недостаточных объемах и с грубыми нарушениями рекомендаций зональной системы земледелия. Несмотря на расширение эрозионных площадей пашни в сельхозпредприятиях республики ежегодно снижаются площади плоскорезной обработки, размещения культур по полосам, обработки поперек склона.
Механическая обработка пашни и паров проводится без внесения минеральных удобрений, не расширяются в сельхозпредприятиях площади обработки гербицидами. Мало применяются посевы донника как азотонакопителя.
Угрожающие размеры принимает деградация сельхозугодий, граничащих с окраинами крупных населенных пунктов и используемых населением под выпас домашнего скота.
Работы по коренному и поверхностному улучшению сенокосов и пастбищ проводятся в небольших объемах, без подсева и перезалужения.
В республике практически прекратилось производство семян многолетних трав.
В связи с увеличением поголовья скота в индивидуальном секторе резко возросло загрязнение водных источников органическими отходами животноводства.
Более 50% площадей пашни расположено на склонах различной крутизны и в связи с ливневым характером осадков почвы на них подвержены смыву. Широкое распространение получила линейная эрозия - оврагообразование: общая протяженность оврагов составляет более 9 тыс. км.
Противоэрозионное строительство проводится в незначительных объемах, бессистемно и только за счет федерального бюджета.
Ни в одном сельхозпредприятии республики не разработана и не внедрена ландшафтно-контурная система земледелия.
В республике более 36 тыс. га засоленных и солонцеватых земель. Начатые попытки проведения химической и водной мелиорации не внесли существенных изменений в состояние плодородия этих земель, а в ряде случаев ухудшили их. Проведение работ по использованию соле- и засухоустойчивых культур в республике не начато. Не внедрены в производство методы биологической защиты растений от вредителей, болезней и сорной растительности.
Из имеющихся в республике 151,2 тыс. га орошаемых земель используется не более 121,2 тыс. га, остальные площади, особенно с механическим забором и распределением воды, требуют реконструкции систем. На осушенных землях необходимо провести ремонтно-восстановительные и культуртехнические работы с участием средств землепользователей и землевладельцев.
С началом земельной реформы и распределением сельхозугодий по паям в хозяйствах повсеместно нарушены системы внутрихозяйственного землеустройства. Особенно сильным разрушающим фактором явилось уменьшение поголовья скота в коллективных сельхозпредприятиях и как результат - сокращение площадей кормовых культур. Сокращение кругооборота органики в сельхозпроизводстве - это путь к опустыниванию сельхозугодий.
3. Комплекс мер по сохранению плодородия почв
Плодородие почвы, во взаимодействии с другими природными условиями, составляет особую производительную силу земли, существенно влияющую на производительность труда в земледелии и величину стоимости произведенного продукта. Почвенное плодородие земель сельскохозяйственного назначения является достоянием народа, главной характеристикой ценности сельскохозяйственных угодий, которую необходимо сохранить и улучшить.
Основой существования аграрного сектора республики и собственного производства зерна, кормов, овощей, картофеля, а также охраны окружающей среды является сохранение на этом этапе, а в дальнейшем - повышение почвенного плодородия сельхозугодий. В этих целях необходимо осуществить комплекс мер, направленных на проведение агротехнических, мелиоративных, агрохимических, противоэрозионных мероприятий, требующих объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия.
Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, кормовых угодий), необходимо систематическое агрохимическое обследование почв сельскохозяйственных угодий, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.
Результаты агрохимического обследования, проводимого ФГУ Государственная станция агрохимической службы "Бурятская", станут надежной информационной базой для разработки проектно-технологической документации и рекомендаций по применению органических, минеральных удобрений, а также позволят привлечь в производство дополнительные источники органо-минерального сырья и бытовых отходов (приложение № 1).
Проведение этих мероприятий позволит в 2007 году по минимальному прогнозу произвести 185 тыс. т зерна, по максимальному прогнозу до 200 тыс. т; картофеля соответственно 178,5 тыс. т и 194,3 тыс. т; овощей соответственно 84 тыс. т и 91,4 тыс. т, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы. В 2010 году необходимо произвести до 230 тыс. т зерна, что удовлетворит потребность республики в зерне собственного производства на 75 - 80%, полностью покрыть потребность в крупяных и технических культурах для пищевой, спиртовой промышленности, защитить почву от ветровой и водной эрозии на площади до 2,2 млн. га сельхозугодий.
Большое значение эти мероприятия будут иметь для решения социальной проблемы на селе - создание дополнительных рабочих мест.
Выполнение намечаемых мероприятий обеспечивается силами землепользователей, землевладельцев, а также специализированных организаций.
3.1. Защита почв от эрозии
Эрозия почв является наиболее негативным процессом, вызывающим деградацию, разрушение и уничтожение почвенного покрова, создаваемого в природных условиях миллионами лет, приносящим невосполнимые потери почвы на полях и неисчислимый ущерб природе, озеру Байкал и всему народному хозяйству республики.
В комплексе мер по борьбе с эрозией почв первостепенное значение отводится организационно-хозяйственным, агротехническим, гидротехническим и лесомелиоративным мероприятиям на основе природоохранного законодательства (приложения N№ 2, 3).
В этих целях необходимо:
- приступить с 2006 года к разработке систем внутрихозяйственного землеустройства в коллективных и крупных фермерских хозяйствах на основе ландшафтно-контурной системы земледелия;
- ввести в учебный процесс БГСХА им. В.Р.Филиппова курс основ ландшафтно-контурной системы земледелия;
- организовать на землях БГСХА (опытное поле в м. Тапхар) учебный полигон со всеми элементами ландшафтно-контурной системы земледелия;
- организовать курсы повышения квалификации специалистов хозяйств по основам ландшафтно-контурной системы земледелия;
- восстановить в необходимых объемах полосное размещение культур и обработку почвы поперек склона (до 90 тыс. га);
- залужить сильно- и среднеэродированные супесчаные и песчаные почвы на площади более 200 тыс. га, организовав на ней химическую борьбу с однолетними сорняками и коноплей;
- провести выполаживание оврагов и промоин с закреплением их посадками облепихи и строительством валов-распылителей, донных гидротехнических сооружений;
- произвести ремонт и реконструкцию ранее созданных полезащитных полос, посадок новых с максимальным использованием хвойных пород;
- ограничить размещение посевов, особенно пропашных культур, на склонах более 5 - 7 градусов, подверженных эрозии.
4. Агрохимическое обеспечение
Центральное место отводится применению агрохимических средств (удобрений), ибо без них невозможно регулировать биологический круговорот веществ в агроэкосистемах, сохранить и обеспечить расширенное воспроизводство почвенного плодородия в рамках экологической безопасности и экономической целесообразности.
4.1. Применение органических удобрений
В республике ограничены возможности получения органических удобрений в коллективных сельхозпредприятиях, неэффективно их использование в личных подворьях, но в естественных условиях во всех районах республики имеются запасы торфа и сапропеля. Кроме того, постоянным возобновляемым удобрительным сырьем являются осадки сточных вод г. Улан-Удэ (ежегодно образуется до 8 - 11 тыс. тонн). Необходимо организовать их добычу, подработку и внесение. Настоящей Программой предусмотрено:
- довести применение органических удобрений в 2010 году до 296 тыс. тонн;
- в пригородных районах (Иволгинский и Заиграевский) внедрить использование в виде органических удобрений осадки городских сточных вод согласно разработанным техническим условиям и методическим рекомендациям (приложения 4, 5, 6, 7);
- в целях оздоровления экологической обстановки в пригородной зоне продолжить работу по переработке птичьего помета на Улан-Удэнской птицефабрике в биогумус по вермитехнологии, с дальнейшим применением биогумуса для выращивания овощей в сельхозпредприятиях республики;
- внедрить в практику метод высокого среза донника, рапса, масличной редьки для зимнего выпаса скота, лошадей, использовать пожнивные остатки;
- изучить возможность подзимнего посева в отдельных районах озимого ячменя для выпаса скота, лошадей.
4.2. Применение минеральных удобрений
По результатам агрохимических обследований, более 80% площади пашни, сенокосов характеризуется низким и очень низким содержанием органического вещества (гумуса), нитратного азота.
Для пополнения выносимых из почвы с урожаем сельскохозяйственных культур питательных веществ необходимо вносить ежегодно не менее 45 - 60 кг минеральных удобрений в действующем веществе на 1 га пашни. Но финансовые возможности большинства сельхозпредприятий республики ограничены. Указанные нормы необходимо сохранить на семенных посевах культур. Также нужно рассмотреть возможность использования фосфорсодержащих минералов, имеющихся в республике в изобилии. Для оценки перспективности их использования следует силами научных сотрудников сельскохозяйственных организаций республики организовать производственные испытания местных фосфорных удобрений в различных земледельческих зонах республики.
Объемы применения минеральных удобрений планируется довести в 2010 году до 1,8 тыс. тонн в действующем веществе или 10 кг на 1 га семенных посевов (приложение 8).
5. Гидромелиорация земель и культуртехнические работы
Одним из важнейших факторов обеспечения воспроизводства плодородия почв является оросительная и осушительная мелиорация в сочетании с агрохимическими, культуртехническими, агролесомелиоративными и другими мероприятиями. Только при этом условии обеспечивается наивысшая эффективность мелиорированных земель.
По данным мелиоративного кадастра на 1 января 2005 года в Республике Бурятия имеется 151,2 тыс. га орошаемых и 28,4 тыс. га осушенных земель. Ежегодно используется в сельскохозяйственном производстве 125 тыс. га орошаемых и 22 тыс. га осушенных земель. Полив производится на площади 90 - 92 тыс. га. Комплексная реконструкция требуется на 40% общей площади мелиорированных земель. Поскольку Бурятия является животноводческой республикой, и традиционным орошаемым земледелием является самотечный, поверхностный полив лугов и пашен, мероприятия, предусмотренные в Программе, увязаны с этими специфическими условиями, и поэтому восстановление разрушенных оросительных систем с механической подачей воды электрифицированными насосными станциями широкозахватной дождевальной техникой не предусматривается. Основное внимание уделено сохранению и поддержанию в исправном состоянии гидромелиоративных систем и ГТС, призванных обеспечить безопасность гидротехнических объектов и мелиоративных систем, отнесенных к федеральной собственности, как наиболее важных и необходимых, с привлечением денежных средств на их содержание из республиканского и районных бюджетов.
Программой предусмотрено провести комплексную реконструкцию на площади 5830 га, на которой мелиоративные системы находятся в смешанной форме собственности - федеральной, муниципальной и сельскохозяйственных предприятий, согласно приложению 9.
С целью поддержания в работоспособном состоянии мелиоративных систем и ГТС особое значение приобретает необходимость проведения очистки оросительно-осушительных каналов от наносов и растительности и ремонта гидротехнических сооружений (приложение № 10).
Немаловажное значение повышения урожайности имеют культуртехнические работы по улучшению лугов и пастбищ. Эти работы предусмотрены на площади 278 тыс. га согласно приложению № 11.
5.1. Коренное и поверхностное улучшение сенокосов и пастбищ
В настоящее время, в связи с увеличением поголовья крупного рогатого скота в личные подворья граждан, основные площади кормовых угодий переданы в ведение местных администраций. Но вопрос удовлетворения потребностей скота в кормах сохраняется. Первостепенное внимание будет уделено коренному улучшению сенокосов, пастбищ (приложение № 4).
6. Восстановление земель, загрязненных тяжелыми металлами,
радиоактивными веществами
В целях восстановления почв, загрязненных тяжелыми металлами, пестицидами, радиоактивными веществами и другими токсикантами, дальнейшей защиты от загрязнения отходами промышленности и сельскохозяйственного производства ФГУ Государственная станция агрохимической службы "Бурятская" предусматриваются:
- проведение ежегодно почвенно-агрохимических, токсикологических обследований сельхозугодий на площади не менее 160 тыс. га;
- внедрение системы реперных участков и опытных полей для отработки технологий защиты и реабилитации почв, загрязненных токсикантами.
6.1. Консервация деградированных и загрязненных земель
Консервация земель - временное исключение деградированных и загрязненных сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота для приостановки и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и целевого использования.
В зависимости от способов восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степени их загрязнения вместо консервации почв может вводиться специальный режим их использования или изменения целевого назначения.
Консервация почв проводится по мере выявления непригодных для сельхозиспользования земель в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель с изъятием их из оборота.
7. Реализация Программы "Плодородие"
Программа направлена на реализацию следующих приоритетных направлений:
- борьба с эрозией почв, их переуплотнением, максимальное использование органических и минеральных удобрений;
- повышение эффективности использования мелиорированных земель;
- коренное улучшение сенокосов и пастбищ.
Финансовые средства должны обеспечить меры, имеющие долговременное действие по сохранению плодородия почв.
Затраты на проведение работ осуществляются как за счет собственных средств землепользователей, так и из средств республиканского бюджета.
Изложенные в Программе принципы реализуются через систему земледелия отдельных хозяйств, в которых должен быть предусмотрен комплекс экономических, организационно-хозяйственных мер и производственных заданий.
Эти программы не должны противоречить зональной научно обоснованной системе земледелия и природоохранному законодательству.
7.1. Система земледелия
Эффективность применения всех средств сохранения плодородия почв и интенсификации производства сельскохозяйственной продукции возможна только при наличии в каждом хозяйстве научно обоснованной системы земледелия, разработанной с учетом рельефа, почв, экологических требований.
7.2. Внутрихозяйственное землеустройство
Непосредственная реализация землевладельцами, землепользователями и собственниками земли мероприятий по сохранению почвенного плодородия осуществляется через проекты внутрихозяйственного землеустройства (приложение № 12), в которых отражаются меры:
- по защите почв от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, переуплотнения и других неблагоприятных процессов;
- по предотвращению зарастания сельскохозяйственных угодий сорной растительностью и кустарниками;
- по предотвращению загрязнения почв ядохимикатами, сточными водами, другими вредными веществами.
8. Основные направления научно-исследовательских работ по
проблемам сохранения почвенного плодородия
В целях сохранения продуктивности сельскохозяйственных угодий Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия совместно с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Бурятия, ФГУ Государственная станция агрохимической службы "Бурятская", Бурятским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства СО РАСХН, БГСХА им. В.Р.Филиппова необходимо в 2006 - 2010 гг. обеспечить проведение исследований по следующим важнейшим проблемам:
- разработка и внедрение в производство ландшафтно-контурной системы земледелия, обеспечивающей максимальную защиту от ветровой и водной эрозии;
- проведение производственных испытаний по использованию местных нетрадиционных органо-минеральных удобрений;
- разработка системы управления процессами почвообразования в условиях антропогенной нагрузки и интенсивного землепользования;
- разработка и внедрение экологически устойчивых агроландшафтов и систем земледелия, методов их осуществления в условиях земельной реформы, экологически безопасных и энергосберегающих технологий;
- методы комплексной мелиорации;
- подготовка и переподготовка кадров по проблемам сохранения и повышения плодородия почв, ландшафтного земледелия.
Проводимые научные исследования должны носить комплексный характер и объединять усилия ученых различных направлений для решения поставленных задач, иметь прикладное значение. Достижение практических целей должно иметь первостепенное значение.
9. Экономический механизм реализации мероприятий Программы
Финансирование мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв осуществляется из всех источников, не запрещенных законом, включая федеральный, республиканский, районный бюджеты, средства землепользователей, собственников земли, заемные средства, средства международных фондов, грантов.
Финансирование работ осуществляется на долевой основе, а также землепользователями, землевладельцами, собственниками за счет своих источников (приложение № 13).
Выделение бюджетных средств на финансирование работ по сохранению и повышению плодородия почв юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Выполнение мероприятий по рекультивации и восстановлению нарушенных земель осуществляется за счет виновных организаций.
Землепользователи, не выполняющие требования проектов землеустройства по сохранению и повышению плодородия почв, лишаются государственной поддержки и несут ответственность в соответствии с земельным законодательством.
9.1. Оценка эффективности социально-экономических и
экологических последствий реализации Программы
Важнейшей целью Программы является создание благоприятных условий функционирования агропромышленного комплекса в условиях наиболее полного использования природно-экономического потенциала, направленного на повышение продуктивности отечественного сельскохозяйственного производства, его экологизации в целях обеспечения населения республики качественным продовольствием и улучшения социальной обстановки на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест. Восстанавливать и развивать деятельность предприятий ряда отраслей промышленности.
Экологическая значимость заключается в предотвращении дальнейшего снижения плодородия почв, ослаблении отрицательного влияния других природных факторов на сельское хозяйство (засуха, ветровая и водная эрозия и т.д.).
Противоэрозионные, агрохимические работы, гидротехнические и культуртехнические мероприятия, восстановление нарушенных земель обеспечат также увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, повысят ее качество.
Реализация Программы позволит повысить рост рентабельности производства растениеводческой продукции на пашне с 20% в 2004 году до 45% в 2010 году, на лугах с 15 до 50%.
Бюджетная эффективность Программы (отношение доходов к расходам бюджета) составляет 28%, что соответствует сроку ее окупаемости 3,5 года (приложение № 14).
Социально-экономическая эффективность определяется:
- восстановлением и повышением почвенного плодородия, улучшением почвенного плодородия, улучшением экологической обстановки, что повлечет за собой увеличение продуктивности сельскохозяйственных угодий в 1,5 - 2 раза;
- повышением доходов сельского населения, улучшением условий труда.
10. Организационно-правовое обеспечение
В целях реализации Республиканской программы "Плодородие" на 2006 - 2010 гг. необходимо разработать на ее основе районные программы "Плодородие" с определением объемов работ и источников финансирования по каждому сельхозпредприятию.
10.1. Управление реализацией Программы и контроль за ходом
ее выполнения
Управление и контроль за выполнением Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия. За целевым использованием финансовых средств контроль осуществляет Министерство финансов Республики Бурятия.
Приложение № 1
к Республиканской
Программе "Плодородие"
на 2006 - 2010 годы
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ АГРОХИМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ