Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 07.07.2005
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ СТАТЬИ 2 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2005 - 2007 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 124, 13.07.2005
"Собрание законодательства Республики Бурятия", № 6-7 (75-76), 2005


Вступил в силу с 7 июля 2005 года (пункт 2 данного документа).



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2005 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ
БУРЯТИЯ СТАТЬИ 2 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О ПРОГРАММЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
НА 2005 - 2007 ГОДЫ"

Конституционный Суд Республики Бурятия в составе Председателя К.А.Будаева, судей Г.В.Егоровой, А.Д.Улымжиева, с участием представителей Президента Республики Бурятия: М.А.Магомедовой - начальника Государственно-правового управления Президента Республики Бурятия, Полномочного представителя Президента и Правительства Республики Бурятия в Народном Хурале Республики Бурятия и Конституционном Суде Республики Бурятия, А.П.Будацыренова - заместителя начальника Государственно-правового управления Президента Республики Бурятия, представителей Народного Хурала Республики Бурятия: М.В.Дампиловой - заместителя начальника Правового управления Народного Хурала Республики Бурятия, Н.И.Тарханова - консультанта Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, руководствуясь пунктом "а" части 1 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, пунктом "а" части 1 статьи 3, статьями 47, 50, 55, 72 Закона Республики Бурятия от 25 октября 1994 года № 42-I "О Конституционном Суде Республики Бурятия" (в редакции законов Республики Бурятия от 14.04.2000 № 373-II, от 24.12.2001 № 895-II), рассмотрел в открытом заседании дело по запросу Президента Республики Бурятия о соответствии Конституции Республики Бурятия статьи 2 Закона Республики Бурятия от 30 марта 2005 года № 1069-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Президента Республики Бурятия, в котором оспаривается конституционность статьи 2 Закона Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Бурятия оспариваемое заявителем законоположение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Д.Улымжиева, объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия

установил:

1. В запросе Президента Республики Бурятия оспаривается конституционность статьи 2 Закона Республики Бурятия от 30 марта 2005 года № 1069-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы".
В статье 2 Закона Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы" закреплено:
"Президент Республики Бурятия по результатам выполнения Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы представляет ежегодно в Народный Хурал Республики Бурятия отчет об ее исполнении.".
По мнению заявителя, данное положение нарушает принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и противоречит части 1 статьи 5 Конституции Республики Бурятия. Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом "и" статьи 74, пунктом "м" статьи 86 Конституции Республики Бурятия, пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Бурятия от 2 апреля 1996 года № 284-I "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Бурятия" Президент Республики Бурятия представляет Народному Хуралу Республики Бурятия ежегодное послание, которое содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год. Исходя из этого, Президент Республики Бурятия не должен представлять помимо ежегодных посланий, с которыми он обращается к Народному Хуралу Республики Бурятия, ежегодные отчеты по выполнению программ социально-экономического развития Республики Бурятия. Заявитель полагает, что отчет о выполнении программы социально-экономического развития должен утверждаться только один раз, а в иных случаях должна представляться информация о выполнении данной программы в виде ежегодного послания Президента Республики Бурятия.
2. В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 № 106-ФЗ, от 08.02.2001 № 3-ФЗ, от 07.05.2002 № 47-ФЗ, от 24.07.2002 № 107-ФЗ, от 11.12.2002 № 169-ФЗ, от 04.07.2003 № 95-ФЗ, от 19.06.2004 № 53-ФЗ, от 11.12.2004 № 159-ФЗ, от 29.12.2004 № 191-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, с изм., внесенными постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П, от 12.04.2002 № 9-П) законом субъекта Российской Федерации утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В подпунктах "б" и "в" пункта 2 статьи 21 указанного Федерального закона закреплено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проекты программ социально-экономического развития; готовит отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту "г" статьи 86 Конституции Республики Бурятия к ведению Народного Хурала Республики Бурятия относится утверждение республиканского бюджета, государственных программ социально-экономического развития Республики Бурятия, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении.
В соответствии с пунктом "е" статьи 74 Конституции Республики Бурятия Президент Республики Бурятия представляет Народному Хуралу Республики Бурятия государственные программы социально-экономического развития Республики Бурятия и отчеты об их исполнении.
В пунктах "в" и "г" части 3 статьи 93 Конституции Республики Бурятия установлено, что Правительство Республики Бурятия разрабатывает для представления Президентом Республики Бурятия Народному Хуралу Республики Бурятия проекты республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и программ социально-экономического развития Республики Бурятия; обеспечивает исполнение республиканского бюджета и программ социально-экономического развития Республики Бурятия, готовит отчеты об исполнении республиканского бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Бурятия для представления их Президентом Республики Бурятия Народному Хуралу Республики Бурятия.
Аналогичные нормы закреплены в пункте 17 статьи 9 Закона Республики Бурятия от 14 мая 1994 года № 422-XII "О Президенте Республики Бурятия" (в ред. Законов Республики Бурятия от 08.05.2001 № 690-II, от 28.02.2002 № 930-II, от 07.08.2002 № 47-III, от 23.04.2003 № 284-III, от 30.12.2003 № 575-III, от 03.05.2005 № 1161-III), в пунктах 2 и 3 статьи 12, пунктах "г" и "д" статьи 22 Закона Республики Бурятия от 21 июня 1995 года № 140-I "О Правительстве Республики Бурятия" (в ред. Законов Республики Бурятия от 26.11.2001 № 880-II, от 10.06.2003 № 333-III, от 30.04.2004 № 693-III, от 03.05.2005 № 1164-III).
Подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 2 статьи 25 Закона Республики Бурятия от 19 апреля 1995 года № 111-I "О Народном Хурале Республики Бурятия" (в ред. Законов Республики Бурятия от 12.07.2001 № 756-II, от 24.04.2002 № 993-II, от 07.08.2002 № 50-III, от 16.10.2002 № 97-III, от 29.09.2003 № 424-III, от 30.12.2003 № 610-III, от 30.04.2004 № 702-III, от 05.05.2005 № 1172-III) установлено, что отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Бурятия утверждаются Народным Хуралом Республики Бурятия и принимаются в форме закона Республики Бурятия.
Периодичность представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отчетов о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации федеральным законодательством не определена. Она не закреплена и в Конституции Республики Бурятия. Однако данный вопрос может быть решен Народным Хуралом Республики Бурятия в законодательном порядке. В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктом "н" статьи 62 Конституции Республики Бурятия установление общих принципов организации системы органов государственной власти относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 16-П по делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года; от 1 февраля 1996 года № 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области субъект Российской Федерации вправе по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законом, осуществлять собственное правовое регулирование. Исходя из этого, Народный Хурал Республики Бурятия вправе установить в законе Республики Бурятия периодичность представления Президентом Республики Бурятия отчетов о выполнении государственных программ социально-экономического развития Республики Бурятия в Народный Хурал Республики Бурятия. Это не нарушает принципа разделения властей, закрепленного в части 1 статьи 5 Конституции Республики Бурятия.
3. Согласно пункту "и" статьи 74 Конституции Республики Бурятия Президент Республики Бурятия обращается с посланиями к Народному Хуралу Республики Бурятия.
В соответствии с пунктом "м" статьи 86 Конституции Республики Бурятия к ведению Народного Хурала Республики Бурятия относится заслушивание посланий Президента Республики Бурятия.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 9 Закона Республики Бурятия "О Президенте Республики Бурятия" и в пункте 17 части 1 статьи 25 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия".
Ежегодное послание Президента Республики Бурятия, с которым он обращается к Народному Хуралу Республики Бурятия, представляет собой акт политического характера. В нем содержатся программные принципы, дается оценка положения дел в республике и определяются основные ориентиры дальнейшего развития. Для ежегодного послания Президента Республики Бурятия характерна высокая степень обобщения содержащейся в нем информации, что не позволяет в полной мере отразить ход выполнения среднесрочной программы социально-экономического развития Республики Бурятия.
Следовательно, заслушивание Народным Хуралом Республики Бурятия ежегодных посланий Президента Республики Бурятия не может рассматриваться в качестве единственно возможного варианта осуществления Народным Хуралом Республики Бурятия ежегодного контроля за выполнением программы социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочную перспективу.
Таким образом, статья 2 Закона Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы" не противоречит Конституции Республики Бурятия.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 60, 61, 62, 64, 65, 66, 72, 75 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", Конституционный Суд Республики Бурятия

постановил:

1. Признать положение статьи 2 Закона Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы" не противоречащим Конституции Республики Бурятия.
2. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее постановление является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу после его провозглашения.
3. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.

Конституционный Суд
Республики Бурятия


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru