Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 17.01.2005
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 7 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О ДОПЛАТЕ К ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ ДОЛЖНОСТИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА В.Б.БОХИЕВА"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 9, 22.01.2005
"Собрание законодательства Республики Бурятия", № 1 - 2, 2005


Вступил в силу с 17 января 2005 года (пункт 2 данного документа).



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2005 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 7
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О ДОПЛАТЕ К ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ
ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ ДОЛЖНОСТИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА В.Б.БОХИЕВА

Конституционный Суд Республики Бурятия в составе председателя К.А.Будаева, судей Г.В.Егоровой, А.Д.Улымжиева, с участием заявителя В.Б.Бохиева, полномочного представителя Президента Республики Бурятия в Народном Хурале Республики Бурятия и Конституционном Суде Республики Бурятия, начальника Государственно-правового управления Президента Республики Бурятия М.А.Магомедовой, представителей Народного Хурала Республики Бурятия: заместителя председателя Комитета Народного Хурала Республики Бурятия Д.Ц.Мункуева, консультанта Правового управления Народного Хурала Республики Бурятия О.М.Дондоковой, руководствуясь статьей 99, частью 3 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, частью 3 статьи 3, статьями 47, 50, 55 Закона Республики Бурятия от 25.10.1994 № 42-I "О Конституционном Суде Республики Бурятия" (в ред. Законов Республики Бурятия от 14.04.2000 № 373-II, от 24.12.2001 № 895-II), рассмотрел в открытом заседании дело по жалобе гражданина В.Б.Бохиева о проверке конституционности пункта 2 статьи 7 Закона Республики Бурятия от 29 сентября 2001 года № 808-II "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия" (в ред. Законов Республики Бурятия от 06.06.2002 № 1079-II, от 27.03.2003 № 242-III, от 27.12.2004 № 1014-III).
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Д.Улымжиева, объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия

установил:

Закон Республики Бурятия от 29 сентября 2001 года № 808-II "О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия" (ст. 7) установил, что размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии пересчитывается при увеличении месячного денежного вознаграждения или денежного содержания по соответствующей государственной или муниципальной должности или при повышении государственной пенсии, с учетом которой установлен размер ежемесячной доплаты. 27 марта 2003 года в данный Закон были внесены изменения и дополнения. Статья 7 Закона в новой редакции состоит из 2 частей и гласит:
"1. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии пересчитывается при увеличении месячного денежного вознаграждения или денежного содержания по соответствующей государственной (муниципальной) должности или при изменении в соответствии с федеральным законодательством базовой или страховой частей трудовой пенсии, с учетом которой установлен размер ежемесячной доплаты.
2. Перерасчет размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в случае увеличения месячного денежного вознаграждения или денежного содержания по соответствующей государственной должности производится в соответствии с отдельным правовым актом Президента Республики Бурятия при включении необходимых средств в республиканский бюджет на соответствующий год.".
Указом Президента Республики Бурятия от 20 октября 2003 года № 290 "О повышении заработной платы работников органов государственной власти Республики Бурятия" с 1 октября 2003 года были повышены в 1,11 раза денежное вознаграждение лиц, замещающих государственные должности Республики Бурятия. Пенсионерам, получающим ежемесячную доплату к трудовой пенсии, перерасчет произведен не был. 5 августа 2004 года распоряжением Президента Республики Бурятия Министерству труда и социального развития Республики Бурятия было поручено произвести перерасчет ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, с 1 мая 2004 года исходя из повышения в 1,11 раза денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Республики Бурятия.
В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Бурятия гражданин В.Б.Бохиев оспаривает конституционность пункта 2 статьи 7 Закона Республики Бурятия от 29 сентября 2001 года № 808-II "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия" (в ред. Законов Республики Бурятия от 06.06.2002 № 1079-II, от 27.03.2003 № 242-III, от 27.12.2004 № 1014-III), согласно которому перерасчет размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в случае увеличения месячного денежного вознаграждения или денежного содержания по соответствующей государственной должности производится в соответствии с отдельным правовым актом Президента Республики Бурятия при включении необходимых средств в республиканский бюджет на соответствующий год. По мнению заявителя, названная норма не соответствует статье 17 Конституции Республики Бурятия, согласно которой все равны перед законом и судом, государство гарантирует равенство прав и свобод человека.
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 1 пункт "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункт "ж" статьи 62 Конституции Республики Бурятия).
В соответствии с частью 3 статьи 39 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 37 Конституции Республики Бурятия в Республике Бурятия могут создаваться дополнительные формы социального обеспечения.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 31.12.2002 № 198-ФЗ, от 29.11.2003 № 154-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П) отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Из изложенного вытекает, что законодатель Республики Бурятия вправе устанавливать доплату к трудовой пенсии в отношении государственных служащих, прекративших свои трудовые отношения в связи с выходом на пенсию.
Таким образом, установленная Законом Республики Бурятия от 29 сентября 2001 года № 808-II "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия" (в ред. Законов Республики Бурятия от 06.06.2002 № 1079-II, от 27.03.2003 № 242-III, от 27.12.2004 № 1014-III) ежемесячная доплата к трудовой пенсии является дополнительной адресной социальной поддержкой для государственных и муниципальных служащих, предоставленной им за счет средств республиканского бюджета и не затрагивает конституционные права граждан.
Оспариваемое положение пункта 2 статьи 7 Закона Республики Бурятия от 29 сентября 2001 года № 808-II "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия" содержит механизм реализации правила, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 данного Закона. Оно соответствует пункту 3 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 № 116-ФЗ, от 08.08.2001 № 126-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 10.07.2002 № 86-ФЗ, от 24.07.2002 № 104-ФЗ, от 24.07.2002 № 110-ФЗ, от 07.07.2003 № 117-ФЗ, от 07.07.2003 № 123-ФЗ, от 11.11.2003 № 147-ФЗ, от 11.11.2003 № 148-ФЗ, от 08.12.2003 № 158-ФЗ, от 23.12.2003 № 184-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ, от 20.08.2004 № 111-ФЗ, от 20.08.2004 № 120-ФЗ, от 23.12.2004 № 174-ФЗ, от 28.12.2004 № 182-ФЗ, от 29.12.2004 № 195-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 31.12.1999 № 227-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, 09.07.1999 № 159-ФЗ (ред. 09.07.2002), от 24.12.2002 № 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 № 12-П, Федеральным законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ), в соответствии с которым увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон (решение) о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.
Пункт 2 статьи 7 Закона Республики Бурятия от 29 сентября 2001 года № 808-II "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия" (в ред. Законов Республики Бурятия от 06.06.2002 № 1079-II, от 27.03.2003 № 242-III, от 27.12.2004 № 1014-III) не противоречит конституционному установлению об обеспечении государством защиты прав и свобод граждан (статья 15 Конституции Республики Бурятия) и не нарушает конституционных принципов равенства (статья 17 Конституции Республики Бурятия).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 88 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", Конституционный Суд Республики Бурятия

постановил:

1. Признать не противоречащим Конституции Республики Бурятия пункт 2 статьи 7 Закона Республики Бурятия от 29 сентября 2001 года № 808-II "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия" (в ред. Законов Республики Бурятия от 06.06.2002 № 1079-II, от 27.03.2003 № 242-III, от 27.12.2004 № 1014-III).
2. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее Постановление вступает в силу после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
3. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" данное Постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.

Конституционный Суд
Республики Бурятия





ОСОБОЕ МНЕНИЕ
СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ А.Д.УЛЫМЖИЕВА
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 7
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "О ДОПЛАТЕ К ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ
ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ ДОЛЖНОСТИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА В.Б.БОХИЕВА

Постановление Конституционного Суда Республики Бурятия по данному делу имеет определенные недостатки в мотивировочной части.
В ней не получили отражения обстоятельства, свидетельствующие о допустимости жалобы заявителя в соответствии со статьей 85 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия".
В частности, здесь следовало бы указать:
"Мировой судья 3 участка Советского района города Улан-Удэ, куда В.Б.Бохиев обратился с иском к Правительству Республики Бурятия, решением от 5 ноября 2004 года отказал в удовлетворении требований истца о взыскании в его пользу суммы индексации ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за период с 1 октября 2003 года по 1 мая 2004 года.
При этом мировой судья исходил из того, что в силу предписаний пункта 2 статьи 7 Закона Республики Бурятия от 29 сентября 2001 года № 808-II "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия" (в ред. Законов Республики Бурятия от 06.06.2002 № 1079-II, от 27.03.2003 № 242-III) увеличение денежного содержания госслужащим Республики Бурятия и перерасчет доплаты к трудовым пенсиям бывших госслужащих не совпадают по времени, напротив, для перерасчета доплаты требуется дополнительный нормативный акт, который в свою очередь не может быть принят без соответствующего включения необходимых для этих целей средств в республиканский бюджет.
Указанное решение не вступило в законную силу, так как обжаловано В.Б.Бохиевым в апелляционном порядке".
В мотивировочной части Постановления надо было бы отразить сформулированную и неоднократно подтвержденную Конституционным Судом Российской Федерации правовую позицию, согласно которой изменение законодателем (в том числе посредством временного регулирования) ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере...; это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года № 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В.Жмаковского").
Данная правовая позиция носит общий характер и должна учитываться законодателем.
Предложение мотивировочной части "Оспариваемое положение пункта 2 статьи 7 Закона Республики Бурятия "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Республики Бурятия и органах местного самоуправления в Республике Бурятия" содержит механизм реализации правила, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 данного Закона" следовало бы дополнить словами: ", который сам по себе не исключает выплаты лицам, замещавшим должности в органах государственной власти Республики Бурятия, недополученных сумм (сумм индексации) ежемесячных доплат к трудовым пенсиям с момента увеличения месячного денежного вознаграждения или денежного содержания по соответствующей государственной должности до момента перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, установленного в соответствии с отдельным правовым актом Президента Республики Бурятия".

Судья
Конституционного Суда
Республики Бурятия
А.Д.УЛЫМЖИЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru