ПОСТАНОВЛЕНИЕ Народного Хурала РБ от 27.01.1995 № 98-I
"О КОНЦЕПЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 21, 07.02.1995,
"Бурятия", № 27, 15.02.1995
"Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия", № 3, 1995
НАРОДНЫЙ ХУРАЛ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 1995 г. № 98-I
О КОНЦЕПЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Рассмотрев концепцию местного самоуправления в Республике Бурятия, представленную Президентом Республики Бурятия, Народный Хурал Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить Концепцию местного самоуправления в Республике Бурятия.
2. Комитету по государственному устройству, местному самоуправлению, законодательству, законности и правопорядку Народного Хурала Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия подготовить на основе Концепции местного самоуправления в Республике Бурятия проекты законов:
- о местном самоуправлении в Республике Бурятия;
- о формировании органов местного самоуправления;
- об основах муниципальной службы в Республике Бурятия;
- об административно - территориальном устройстве в Республике Бурятия;
- о передаче отдельных полномочий органов государственной власти Республики Бурятия органам местного самоуправления.
Председатель Народного Хурала
Республики Бурятия
М.И.СЕМЕНОВ
Приложение
к Постановлению Народного Хурала
Республики Бурятия
от 27.01.1995 № 98-I
КОНЦЕПЦИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
1. Общие положения о местном самоуправлении
Республики Бурятия
Местное самоуправление - система организации деятельности граждан для самостоятельного решения проблем обеспечения жизнедеятельности населения города, района, аймака, округа, поселка, села, сомона, улуса на основе Конституции и законов Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия и ее законов.
Местное самоуправление в Республике Бурятия в пределах своих полномочий самостоятельно.
Органы государственной власти взаимодействуют с органами местного самоуправления на основе законов.
Местное самоуправление осуществляется на территориях городов, районов, аймаков, округов, сомонов, поселков, сел, улусов. Местное самоуправление в городах, районах, аймаках действует в лице главы местного самоуправления и соответствующего органа представительной власти.
Глава местного самоуправления избирается населением соответствующей территории и возглавляет представительный орган.
В поселковых, сомонных, сельских округах избираются комитет самоуправления из представителей сел, сомонов, поселков, улусов и глава местного самоуправления, который возглавляет комитет самоуправления.
В селах, улусах, поселках местное самоуправление действует через собрания, сходы, конференции граждан и выборного администратора - старосту или председателя.
Административно - территориальное устройство республики в соответствии с Конституцией Республики Бурятия определяет Народный Хурал Республики Бурятия.
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующей территории.
2. Функции местного самоуправления
К функциям местного самоуправления относится решение всех вопросов местного значения.
Основными вопросами местного значения, составляющими предмет ведения местного самоуправления, являются:
комплексное социально - экономическое развитие территории (район, город, поселок, село, улус);
использование земель соответствующей территории;
водо- и энергоснабжение соответствующей территории;
жилищно - коммунальное обслуживание населения;
транспортные перевозки местного значения;
бытовое и торговое обслуживание населения;
защита прав потребителя;
здравоохранение;
социальная защита населения;
образование;
развитие физической культуры и спорта;
сохранение и развитие исторических и культурных традиций местного населения;
охрана общественного порядка;
охрана окружающей природной среды.
3. Правовая основа местного самоуправления
Правовую основу местного самоуправления составляют:
- Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Бурятия;
- федеральные и республиканские законы о местном самоуправлении;
- акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции.
Организация деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении в соответствии с нормами, установленными законами Республики Бурятия.
4. Финансово - экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, растительный и животный мир), находящиеся в границах соответствующей территории, движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности, средства местного бюджета, государственная собственность, переданная органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных функций, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей местного населения.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Муниципальная собственность является достоянием населения соответствующей территории.
В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно - территориальных единиц находятся имущество органов местного самоуправления, средства местного бюджета, местных внебюджетных и валютных фондов, муниципальный жилищный фонд, нежилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание населения и находящиеся на соответствующей территории, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоемы, леса, луга и другое), ценные бумаги и другие финансовые активы, нежилые помещения, предприятия, другие имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения, а также имущество, необходимое для удовлетворения коммунально - бытовых и социально - культурных потребностей населения соответствующей территории.
Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе устанавливать местные налоги, сборы, штрафы и иные платежи.
5. Организационные формы органов местного самоуправления
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 111 Конституции Республики Бурятия, столицей Республики Бурятия является город Улан-Удэ. Статус столицы устанавливается республиканским законом.
6. Разграничение полномочий между органами государственной
власти и местного самоуправления
Органы государственной власти на основе Конституции Республики Бурятия гарантируют местное самоуправление, создают необходимые условия для его становления и развития.
Взаимоотношения между органами государственной власти республики и органами местного самоуправления осуществляются на основе:
- Конституций Российской Федерации и Республики Бурятия, законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия о местном самоуправлении;
- заключения договоров и соглашений;
- создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих.
Предложения органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти.
На органы местного самоуправления может быть возложено исполнение отдельных государственных полномочий. Возложение государственных полномочий в обязательном порядке предусматривает передачу органам местного самоуправления достаточных материальных и финансовых ресурсов. Реализация государственных полномочий органами местного самоуправления подконтрольна органам государственной власти в рамках переданных полномочий.
7. Гарантия деятельности органов местного самоуправления
Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для предприятий, организаций и граждан соответствующей территории.
Органы государственной власти не вправе вмешиваться в решение вопросов местного значения.
Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.
8. Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления
Контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется в виде права населения города, района, аймака, поселка, сомона, села, улуса через:
- систему представительства в органах местного самоуправления (городские, районные собрания, комитеты самоуправления);
- право отзыва или выражения недоверия должностным лицам органов местного самоуправления;
- право населения соответствующей территории на получение информации о деятельности органов местного самоуправления.
Государственные органы власти Республики Бурятия осуществляют контроль за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления.