Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 07.07.2004
"О РАЗРЕШЕНИИ СПОРА МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И НАРОДНЫМ ХУРАЛОМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В СВЯЗИ С ИЗДАНИЕМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ О СОСТОЯНИИ ДЕЛ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ" (В ЧАСТИ ПУНКТОВ 1 И 2)"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 127, 09.07.2004


Вступил в силу с 7 июля 2004 года (пункт 4 данного документа).



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2004 года

О РАЗРЕШЕНИИ СПОРА МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И
НАРОДНЫМ ХУРАЛОМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В СВЯЗИ С ИЗДАНИЕМ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "ОБ
ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ О СОСТОЯНИИ ДЕЛ
В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И МЕРАХ
ПО СНИЖЕНИЮ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И
ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ" (В ЧАСТИ ПУНКТОВ 1 И 2)

Конституционный Суд Республики Бурятия в составе Председателя К.А.Будаева, судей Г.В.Егоровой, А.Д.Улымжиева, с участием представителей Правительства Республики Бурятия: М.А.Магомедовой - начальника Государственно-правового управления Президента Республики Бурятия, Полномочного представителя Президента Республики Бурятия в Народном Хурале Республики Бурятия и Конституционном Суде Республики Бурятия, Л.Н.Мотошкина - заместителя начальника Государственно-правового управления Президента Республики Бурятия, представителей Народного Хурала Республики Бурятия: В.Г.Ирильдеева - Председателя комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, А.Д.Доржиева - консультанта Правового управления Народного Хурала Республики Бурятия, руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, пунктом "а" части 2 статьи 3, статьями 47, 50, 55 Закона Республики Бурятия от 25.10.1994 № 42-I "О Конституционном Суде Республики Бурятия" (в редакции Законов Республики Бурятия от 14.04.2000 № 373-II, от 24.12.2001 № 895-II), рассмотрел в открытом заседании дело по ходатайству Правительства Республики Бурятия о разрешении спора о компетенции между Правительством Республики Бурятия и Народным Хуралом Республики Бурятия в связи с изданием постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 29 апреля 2004 года № 730-III "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" (в части пунктов 1 и 2).
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Правительства Республики Бурятия, полагающего, что издание Народным Хуралом Республики Бурятия постановления "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" (в части пунктов 1 и 2) нарушает установленное Конституцией Республики Бурятия разграничение компетенции между Народным Хуралом Республики Бурятия и Правительством Республики Бурятия.
Основанием к рассмотрению дела явилось обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности соответствующего полномочия.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Д.Улымжиева, объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия

установил:

29 апреля 2004 года Народным Хуралом Республики Бурятия было принято постановление № 730-III "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию", которое официально опубликовано в газете "Бурятия" от 13 мая 2004 года № 87 (3231).
В пунктах 1 и 2 данного постановления закреплено:
"1. Отметить недостаточную работу Правительства Республики Бурятия в системе жилищно-коммунального хозяйства республики.
2. Провести независимую экспертизу экономической обоснованности тарифов на электрическую, тепловую энергии и жилищно-коммунальные услуги в республике".
В соответствии с действующим федеральным законодательством, Конституцией и законодательством Республики Бурятия полномочиями, касающимися сферы жилищно-коммунального хозяйства, обладают органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Бурятия и органы местного самоуправления.
Согласно частям 1 и 4 статьи 5 Конституции Республики Бурятия государственная власть в Республике Бурятия едина и осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и их взаимодействие устанавливаются федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия.
1. В статье 86 (пункты "в", "г", "ш", "щ", "я") Конституции Республики Бурятия закреплено, что к ведению Народного Хурала Республики Бурятия относятся определение совместно с Президентом Республики Бурятия внутренней политики Республики Бурятия; утверждение республиканского бюджета, государственных программ социально-экономического развития Республики Бурятия; осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Бурятия, исполнением республиканского бюджета; осуществление контрольных функций в пределах и формах, установленных законом Республики Бурятия; осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия.
В пункте 2 статьи 52 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" установлено, что Народный Хурал вправе давать оценку, выражать мнение о деятельности других органов государственной власти, должностных лиц, а также положению, ситуации, сложившимся в общественно-политической и социально-экономической сфере Республики Бурятия и Российской Федерации. Обращения, предложения и рекомендации, в которых содержатся позиция, мнение и оценка Народного Хурала, могут быть направлены соответствующим органам государственной власти, организациям и должностным лицам.
В соответствии с частью 3 статьи 93 (пункты "а", "в", "г", "и") Конституции Республики Бурятия Правительство Республики Бурятия разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Бурятия; разрабатывает для представления Президентом Республики Бурятия Народному Хуралу Республики Бурятия проекты республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и программ социально-экономического развития Республики Бурятия; обеспечивает исполнение республиканского бюджета и программ социально-экономического развития Республики Бурятия; обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие Республики Бурятия и муниципальных образований Республики Бурятия.
Указанные положения статьи 86 и части 3 статьи 93 Конституции Республики Бурятия устанавливают, соответственно, определенные полномочия Народного Хурала и Правительства Республики Бурятия, касающиеся сферы жилищно-коммунального хозяйства. В целях обеспечения реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Бурятия образовано Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия, которое является органом исполнительной власти Республики Бурятия.
Поэтому Народный Хурал Республики Бурятия вправе выражать мнение о деятельности Правительства Республики Бурятия, давать оценку положению, ситуации, сложившейся в социально-экономической сфере Республики Бурятия, в том числе и в области жилищно-коммунального хозяйства, что не противоречит положениям Конституции Республики Бурятия.
2. В части 1 статьи 11 Конституции Республики Бурятия закреплено, что в Республике Бурятия устанавливается верховенство закона. Органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Конституцию Республики Бурятия и законы Республики Бурятия.
В части 2 статьи 11 Конституции Республики Бурятия установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Бурятия, не должны противоречить Конституции Республики Бурятия, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам.
В соответствии с пунктами "в", "я" статьи 86 Конституции Республики Бурятия, пунктом 2 статьи 52 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" Народный Хурал Республики Бурятия участвует в определении внутренней политики Республики Бурятия, вправе официально выражать свое мнение по вопросам социально-экономического развития Республики Бурятия и может доводить его до сведения соответствующих органов государственной власти, организаций и должностных лиц.
В ходе судебного заседания представители Народного Хурала Республики Бурятия пояснили, что пункт 2 постановления Народного Хурала Республики Бурятия "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" выражает мнение Народного Хурала Республики Бурятия.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" деятельность Народного Хурала Республики Бурятия основывается на принципах демократизма, законности, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Из содержания частей 1 и 2 статьи 11 Конституции Республики Бурятия, статьи 3 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" следует, что официальное мнение Народного Хурала Республики Бурятия не должно противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции Республики Бурятия и законам Республики Бурятия, должно основываться на принципе законности.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ, от 10.01.2003 № 6-ФЗ, от 26.03.2003 № 38-ФЗ, от 07.07.2003 № 125-ФЗ) Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, утверждает правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Согласно части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. Федеральных законов от 12.01.1996 № 9-ФЗ, от 21.04.1997 № 68-ФЗ, от 10.02.1999 № 29-ФЗ, от 17.06.1999 № 113-ФЗ, от 08.07.1999 № 152-ФЗ, от 24.12.2002 № 179-ФЗ, от 06.05.2003 № 52-ФЗ) Правительством Российской Федерации устанавливаются основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (пункт 16), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию (глава III "Порядок проведения экспертизы по делам об установлении тарифов (цен)", пункты 15, 16), утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 30 октября 2002 г. № 75-э/5, предусмотрено проведение независимой экспертизы предложений об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункты 2, 17, 18), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 года № 89, предусмотрено проведение независимой экспертизы - анализа экономической обоснованности цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги. Такая экспертиза проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления и органами государственной власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.
Приняв пункт 2 постановления "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" о проведении независимой экспертизы "экономической обоснованности тарифов на электрическую, тепловую энергию и жилищно-коммунальные услуги в республике", Народный Хурал Республики Бурятия вышел за пределы своих полномочий, поскольку такая экспертиза законодательством не предусмотрена. Действующим федеральным законодательством предусмотрено проведение независимых экспертиз предложений об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней, экономической обоснованности цен на жилье и тарифов на коммунальные услуги.
Изданное Народным Хуралом Республики Бурятия постановление "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" в части пункта 2 вступает в противоречие с частями 1 и 4 статьи 5, частями 1 и 2 статьи 11, пунктом "я" статьи 86 Конституции Республики Бурятия, статьей 3, пунктом 2 статьи 52 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 64, 65, 66, 83 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", Конституционный Суд Республики Бурятия

постановил:

1. Признать издание постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 29 апреля 2004 года № 730-III "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" в части пункта 1 входящим в компетенцию Народного Хурала Республики Бурятия, соответствующим установленному Конституцией Республики Бурятия принципу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничению компетенции между ними.
2. Признать издание постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 29 апреля 2004 года № 730-III "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" в части пункта 2 не входящим в компетенцию Народного Хурала Республики Бурятия, не соответствующим установленному Конституцией Республики Бурятия принципу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничению компетенции между органами государственной власти Республики Бурятия, между органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия.
3. Согласно части 5 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, части 5 статьи 3 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" пункт 2 постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 29 апреля 2004 года № 730-III "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" утрачивает силу.
4. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу после его провозглашения.
5. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее Постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.

Конституционный Суд
Республики Бурятия


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru