Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Бурятия91.txt.6633
Бурятия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 07.07.2004
"О РАЗРЕШЕНИИ СПОРА МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И НАРОДНЫМ ХУРАЛОМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В СВЯЗИ С ИЗДАНИЕМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ О СОСТОЯНИИ ДЕЛ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ" (В ЧАСТИ ПУНКТОВ 1 И 2)"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 127, 09.07.2004


Вступил в силу с 7 июля 2004 года (пункт 4 данного документа).



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2004 года

О РАЗРЕШЕНИИ СПОРА МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И
НАРОДНЫМ ХУРАЛОМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В СВЯЗИ С ИЗДАНИЕМ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "ОБ
ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ О СОСТОЯНИИ ДЕЛ
В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И МЕРАХ
ПО СНИЖЕНИЮ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И
ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ" (В ЧАСТИ ПУНКТОВ 1 И 2)

Конституционный Суд Республики Бурятия в составе Председателя К.А.Будаева, судей Г.В.Егоровой, А.Д.Улымжиева, с участием представителей Правительства Республики Бурятия: М.А.Магомедовой - начальника Государственно-правового управления Президента Республики Бурятия, Полномочного представителя Президента Республики Бурятия в Народном Хурале Республики Бурятия и Конституционном Суде Республики Бурятия, Л.Н.Мотошкина - заместителя начальника Государственно-правового управления Президента Республики Бурятия, представителей Народного Хурала Республики Бурятия: В.Г.Ирильдеева - Председателя комитета Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, А.Д.Доржиева - консультанта Правового управления Народного Хурала Республики Бурятия, руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, пунктом "а" части 2 статьи 3, статьями 47, 50, 55 Закона Республики Бурятия от 25.10.1994 № 42-I "О Конституционном Суде Республики Бурятия" (в редакции Законов Республики Бурятия от 14.04.2000 № 373-II, от 24.12.2001 № 895-II), рассмотрел в открытом заседании дело по ходатайству Правительства Республики Бурятия о разрешении спора о компетенции между Правительством Республики Бурятия и Народным Хуралом Республики Бурятия в связи с изданием постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 29 апреля 2004 года № 730-III "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" (в части пунктов 1 и 2).
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Правительства Республики Бурятия, полагающего, что издание Народным Хуралом Республики Бурятия постановления "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" (в части пунктов 1 и 2) нарушает установленное Конституцией Республики Бурятия разграничение компетенции между Народным Хуралом Республики Бурятия и Правительством Республики Бурятия.
Основанием к рассмотрению дела явилось обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности соответствующего полномочия.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Д.Улымжиева, объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия

установил:

29 апреля 2004 года Народным Хуралом Республики Бурятия было принято постановление № 730-III "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию", которое официально опубликовано в газете "Бурятия" от 13 мая 2004 года № 87 (3231).
В пунктах 1 и 2 данного постановления закреплено:
"1. Отметить недостаточную работу Правительства Республики Бурятия в системе жилищно-коммунального хозяйства республики.
2. Провести независимую экспертизу экономической обоснованности тарифов на электрическую, тепловую энергии и жилищно-коммунальные услуги в республике".
В соответствии с действующим федеральным законодательством, Конституцией и законодательством Республики Бурятия полномочиями, касающимися сферы жилищно-коммунального хозяйства, обладают органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Бурятия и органы местного самоуправления.
Согласно частям 1 и 4 статьи 5 Конституции Республики Бурятия государственная власть в Республике Бурятия едина и осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и их взаимодействие устанавливаются федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия.
1. В статье 86 (пункты "в", "г", "ш", "щ", "я") Конституции Республики Бурятия закреплено, что к ведению Народного Хурала Республики Бурятия относятся определение совместно с Президентом Республики Бурятия внутренней политики Республики Бурятия; утверждение республиканского бюджета, государственных программ социально-экономического развития Республики Бурятия; осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Бурятия, исполнением республиканского бюджета; осуществление контрольных функций в пределах и формах, установленных законом Республики Бурятия; осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия.
В пункте 2 статьи 52 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" установлено, что Народный Хурал вправе давать оценку, выражать мнение о деятельности других органов государственной власти, должностных лиц, а также положению, ситуации, сложившимся в общественно-политической и социально-экономической сфере Республики Бурятия и Российской Федерации. Обращения, предложения и рекомендации, в которых содержатся позиция, мнение и оценка Народного Хурала, могут быть направлены соответствующим органам государственной власти, организациям и должностным лицам.
В соответствии с частью 3 статьи 93 (пункты "а", "в", "г", "и") Конституции Республики Бурятия Правительство Республики Бурятия разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Бурятия; разрабатывает для представления Президентом Республики Бурятия Народному Хуралу Республики Бурятия проекты республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и программ социально-экономического развития Республики Бурятия; обеспечивает исполнение республиканского бюджета и программ социально-экономического развития Республики Бурятия; обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие Республики Бурятия и муниципальных образований Республики Бурятия.
Указанные положения статьи 86 и части 3 статьи 93 Конституции Республики Бурятия устанавливают, соответственно, определенные полномочия Народного Хурала и Правительства Республики Бурятия, касающиеся сферы жилищно-коммунального хозяйства. В целях обеспечения реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Бурятия образовано Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия, которое является органом исполнительной власти Республики Бурятия.
Поэтому Народный Хурал Республики Бурятия вправе выражать мнение о деятельности Правительства Республики Бурятия, давать оценку положению, ситуации, сложившейся в социально-экономической сфере Республики Бурятия, в том числе и в области жилищно-коммунального хозяйства, что не противоречит положениям Конституции Республики Бурятия.
2. В части 1 статьи 11 Конституции Республики Бурятия закреплено, что в Республике Бурятия устанавливается верховенство закона. Органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Конституцию Республики Бурятия и законы Республики Бурятия.
В части 2 статьи 11 Конституции Республики Бурятия установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Бурятия, не должны противоречить Конституции Республики Бурятия, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам.
В соответствии с пунктами "в", "я" статьи 86 Конституции Республики Бурятия, пунктом 2 статьи 52 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" Народный Хурал Республики Бурятия участвует в определении внутренней политики Республики Бурятия, вправе официально выражать свое мнение по вопросам социально-экономического развития Республики Бурятия и может доводить его до сведения соответствующих органов государственной власти, организаций и должностных лиц.
В ходе судебного заседания представители Народного Хурала Республики Бурятия пояснили, что пункт 2 постановления Народного Хурала Республики Бурятия "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" выражает мнение Народного Хурала Республики Бурятия.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" деятельность Народного Хурала Республики Бурятия основывается на принципах демократизма, законности, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Из содержания частей 1 и 2 статьи 11 Конституции Республики Бурятия, статьи 3 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" следует, что официальное мнение Народного Хурала Республики Бурятия не должно противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции Республики Бурятия и законам Республики Бурятия, должно основываться на принципе законности.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ, от 10.01.2003 № 6-ФЗ, от 26.03.2003 № 38-ФЗ, от 07.07.2003 № 125-ФЗ) Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, утверждает правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Согласно части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. Федеральных законов от 12.01.1996 № 9-ФЗ, от 21.04.1997 № 68-ФЗ, от 10.02.1999 № 29-ФЗ, от 17.06.1999 № 113-ФЗ, от 08.07.1999 № 152-ФЗ, от 24.12.2002 № 179-ФЗ, от 06.05.2003 № 52-ФЗ) Правительством Российской Федерации устанавливаются основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (пункт 16), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию (глава III "Порядок проведения экспертизы по делам об установлении тарифов (цен)", пункты 15, 16), утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 30 октября 2002 г. № 75-э/5, предусмотрено проведение независимой экспертизы предложений об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункты 2, 17, 18), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 года № 89, предусмотрено проведение независимой экспертизы - анализа экономической обоснованности цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги. Такая экспертиза проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления и органами государственной власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга.
Приняв пункт 2 постановления "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" о проведении независимой экспертизы "экономической обоснованности тарифов на электрическую, тепловую энергию и жилищно-коммунальные услуги в республике", Народный Хурал Республики Бурятия вышел за пределы своих полномочий, поскольку такая экспертиза законодательством не предусмотрена. Действующим федеральным законодательством предусмотрено проведение независимых экспертиз предложений об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней, экономической обоснованности цен на жилье и тарифов на коммунальные услуги.
Изданное Народным Хуралом Республики Бурятия постановление "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" в части пункта 2 вступает в противоречие с частями 1 и 4 статьи 5, частями 1 и 2 статьи 11, пунктом "я" статьи 86 Конституции Республики Бурятия, статьей 3, пунктом 2 статьи 52 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 64, 65, 66, 83 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", Конституционный Суд Республики Бурятия

постановил:

1. Признать издание постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 29 апреля 2004 года № 730-III "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" в части пункта 1 входящим в компетенцию Народного Хурала Республики Бурятия, соответствующим установленному Конституцией Республики Бурятия принципу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничению компетенции между ними.
2. Признать издание постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 29 апреля 2004 года № 730-III "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" в части пункта 2 не входящим в компетенцию Народного Хурала Республики Бурятия, не соответствующим установленному Конституцией Республики Бурятия принципу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничению компетенции между органами государственной власти Республики Бурятия, между органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия.
3. Согласно части 5 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, части 5 статьи 3 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" пункт 2 постановления Народного Хурала Республики Бурятия от 29 апреля 2004 года № 730-III "Об информации Правительства Республики Бурятия о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Бурятия и мерах по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электрическую энергию" утрачивает силу.
4. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу после его провозглашения.
5. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее Постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.

Конституционный Суд
Республики Бурятия


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru