Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Бурятской ССР от 23.12.1991 № 164-XII
(с изм. от 20.06.1996)
"ОБ ОСНОВАХ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В БУРЯТСКОЙ ССР"
(принят Верховным Советом РБ 23.12.1991)

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 184, 27.12.1991
"Ведомости Верховного Совета Республики Бурятия", № 4, 1992


Утратил силу в связи с изданием Закона Республики Бурятия от 24.08.1999 № 238-II, вступившего в силу со дня официального опубликования в газете "Бурятия".



23 декабря 1991 года № 164-XII

   ------------------------------------------------------------------


БУРЯТСКАЯ ССР

ЗАКОН

ОБ ОСНОВАХ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
В БУРЯТСКОЙ ССР

(с изм., внесенными Законами Республики Бурятия
от 20.06.1996 № 331-I, от 07.09.1995 № 184-I)

Принят
Верховным Советом
Республики Бурятия
23 декабря 1991 года

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Бюджет

Бюджет представляет собой смету доходов и расходов соответствующего органа власти. Каждый орган власти может иметь только один бюджет.

Статья 2. Внебюджетные фонды

Решением законодательных органов Бурятской ССР, решениями Советов народных депутатов в рамках законодательства Бурятской ССР могут могут образовываться целевые внебюджетные фонды, независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Статья 3. Бюджетная система

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета и бюджета административно-территориальных образований Бурятской ССР.

Статья 4. Бюджетное устройство

Организация бюджетной системы и принципы ее построения представляют собой бюджетное устройство.
Бюджетное устройство в Бурятской ССР основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Бурятской ССР.

Статья 5. Бюджетный процесс

1. Бюджетный процесс - регламентированная Законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
2. Бюджетный процесс в Бурятской ССР строится в соответствии с настоящим Законом и решениями Советов народных депутатов, в необходимой степени уточняющими и дополняющими настоящий Закон.
3. Составление бюджета производится на основе сводных финансовых балансов, разрабатываемых в соответствии с планами и программами социально-экономического развития территорий.
4. Республиканский бюджет Бурятской ССР, бюджеты административно - территориальных образований Бурятской ССР утверждаются в форме законов соответственно Верховным Советом Бурятской ССР, а также в форме решений Советами народных депутатов.
5. Советом Министров Бурятской ССР, исполнительными комитетами Советов народных депутатов ежегодно составляются консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов на соответствующей территории.
6. Финансовый (бюджетный) год на территории Бурятской ССР устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря календарного года).
Счетный период включает финансовый год и льготный период после его завершения, составляющий 2 месяца, в течение которых завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Счетный период составляет 14 месяцев.

Статья 6. Бюджетно - финансовая политика

1. Бюджетно - финансовая политика Бурятской ССР, включающая налоговую политику, координируется с бюджетно - финансовой политикой местных органов власти и проводится согласованно с денежно - кредитной, ценовой и валютной политикой Бурятской ССР.
2. Бурятская ССР участвует в согласовании и координации бюджетно - финансовой политики с республиками в составе РСФСР, краями и областями.

Раздел II. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА

Статья 7. Структура бюджетной системы.

В соответствии с Конституцией Бурятской ССР в бюджетную систему Бурятской ССР как самостоятельные части включаются: республиканский бюджет Бурятской ССР, местные бюджеты.
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между местными бюджетами республики и вышестоящим бюджетом (республиканским бюджетом РСФСР).
Местными бюджетами являются районные бюджеты, городские бюджеты, бюджеты районов в городе, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Статья 8. Единство бюджетной системы Бурятской ССР

1. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой, законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единых классификаций, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего уровня на следующий уровень бюджета для составления консолидированного бюджета Бурятской ССР, согласованными принципами бюджетного процесса.
2. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней. Механизм частичного перераспределения финансовых ресурсов включает в себя использование регулирующих доходных источников, предоставление субвенций, создание целевых и региональных внебюджетных фондов, финансирование целевых комплексных программ.
3. Единство бюджетной системы реализует через единую налоговую, социально-экономическую и инвестиционную политику.

Статья 9. Самостоятельность бюджетов

Республиканский бюджет Бурятской ССР, местные бюджеты являются самостоятельными. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их расходования.
К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
- закрепленные Законом доходные источники для каждого уровня бюджета;
- отчисления по регулируемым доходным источникам;
- дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно соответствующим законодательным или представительным органом власти в рамках законодательства Бурятской ССР и РСФСР и не ущемляющие интересов населения;
- субвенции, направляемые из бюджета вышестоящего уровня.

Статья 10. Доходы бюджета

Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с Законом Бурятской ССР "О местном самоуправлении в Бурятской ССР", законами РСФСР и Бурятской ССР о налоговой системе и статьей 9 настоящего Закона.

Статья 11. Расходы бюджетов

Расходы бюджетов всех уровней распределяются на бюджет текущих расходов и бюджет развития.
В бюджет текущих расходов включаются расходы на текущее содержание учреждений социально - культурной сферы, науки, правоохранительных органов, органов государственной власти и управления.
В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

Статья 12. Бюджетная классификация

1. В Бурятской ССР используются единые экономическая, функциональная (предметная), ведомственная и смешанная бюджетные классификации, обеспечивающие общесоюзную и международную сопоставимость бюджетных данных.
2. Утверждение структуры и состава бюджетной классификации в Бурятской ССР возлагаются на Верховный Совет Бурятской ССР.

Статья 13. Сбалансированность бюджета

1. Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно - финансовой политики.
2. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы по текущему бюджету.
3. В целях сбалансированности бюджета законодательным органом и Советами народных депутатов могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.

Статья 14. Взаимоотношения бюджетов с предприятиями и другими юридическими лицами

1. Плательщики налога в соответствии с законами РСФСР и Бурятской ССР о налогах уплачивают платежи в бюджеты в первоочередном и бесспорном порядке.
Изъятие средств предприятий и иных самостоятельных юридических лиц и зачисление их в бюджет сверх налогов, сборов, взносов и обязательных платежей, установленных законом, допускается только по решению суда или арбитражного суда.
2. Расходная часть бюджетов развития может содержать ассигнования и дотации предприятиям или иным юридическим лицам. Это не влечет за собой установление прав собственности республики или муниципальной собственности на соответствующие предприятия или на имущество иных юридических лиц.
3. Расходная часть бюджетов развития может содержать ассигнования на инвестиции и капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий. Результатом таких инвестиций является собственность республики или местных Советов народных депутатов на эквивалентную часть капитала, находящую свое выражение в полном владении или во владении акциями (паями) акционерного общества или товарищества.
4. Созданная за счет республиканских и местных бюджетных инвестиций собственность производственного и непроизводственного назначения передается соответствующим специальным органам управления государственным имуществом.
5. Доходы от эксплуатации республиканской и муниципальной собственности (дивиденды) или от продажи - сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций, могут быть полностью или частично включены в доход бюджета, либо направлены на нужды развития соответствующего предприятия.
6. Капиталовложения за счет бюджетных ассигнований любого органа государственной власти на территории Бурятской ССР производятся свободно в капитал любой категории предприятий на общих коммерческих условиях за исключением отраслей и предприятий, специально выделенных решением законодательной власти.

Статья 15. Создание и использование внебюджетных фондов

1. Для управления внебюджетными фондами решениями органов власти, учредителями этих фондов в соответствии со статьей 2 настоящего закона утверждаются дирекция фонда и наблюдательная комиссия по контролю за деятельностью каждого фонда, состоящая из народных депутатов, специалистов, в которую также могут включаться представители заинтересованных общественных организаций.
2. Внебюджетные фонды носят целевой характер, их средства не могут быть истрачены на цели, не соответствующие назначению фонда, определенного в решении о его создании.
Внебюджетные фонды действуют на основе утвержденного статуса. Статус каждого целевого фонда исключает характеристику источников их доходов и направления финансирования, а также методов управления фондом.
3. Источниками поступления во внебюджетные фонды могут быть как привлеченные средства, так и бюджетные ассигнования. Привлечение средств во внебюджетные фонды носит добровольный характер. Введение специальных взносов, сборов, платежей для дополнения внебюджетных фондов относится исключительно к компетенции законодательного органа Бурятской ССР.

Раздел III. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Статья 16. Организация бюджетного процесса

1. Составление и исполнение бюджета является функцией органов исполнительной власти, рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджета - законодательного органа Бурятской ССР, местных Советов народных депутатов.
2. В Бурятской ССР устанавливается банковская система кассового исполнения бюджета.
3. Совет Министров Бурятской ССР, исполнительные комитеты Советов народных депутатов ежегодно до начала рассмотрения проекта бюджета в Верховном Совете Бурятской ССР и местных Советах народных депутатов делают его достоянием гласности.
В качестве статистической информации Совет Министров Бурятской ССР ежегодно публикует сводный отчет об исполнении консолидированного бюджета республики, формировании и использовании средств внебюджетных фондов.
4. Совет Министров Бурятской ССР представляет сведения об утверждении и исполнении сводного бюджета республики в Минфин РСФСР. Определение конкретных форм бюджетной отчетности для бюджетов возлагается на Министерство финансов РСФСР.
5. Верховным Советом Бурятской ССР, Советами народных депутатов рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производится гласно и публично.

Статья 17. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов

1. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов развития республики и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти вносят предложения в законодательный орган и Советы народных депутатов о санкционировании соответствующих бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджета.
Принимаемые Верховным Советом республики или местными Советами народных депутатов постановления или решения, предусматривающие выделение ресурсов, должны содержать источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания новых доходных источников, перераспределение расходов.
Решение Верховного Совета и Советов народных депутатов о санкционировании бюджетных расходов является основой для выделения бюджетных ассигнований.
2. Совет Министров республики, исполкомы Советов народных депутатов на основании санкционированных бюджетных расходов с учетом реальных возможностей финансирования вносят на утверждение уточненный проект бюджета. Конкретный объем бюджетных ассигнований для осуществления санкционированных расходов определяется при утверждении закона или постановления о бюджете на предстоящий год.
   ------------------------------------------------------------------

Действие пункта 3 статьи 17 приостановлено Законом Республики Бурятия от 20.06.1996 № 331-I.
   ------------------------------------------------------------------

3. В случае неутверждения ассигнований в срок органы исполнительной власти имеют право расходовать средства в размере 1/12 объема предыдущего года в течение каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований законами и решениями Советов народных депутатов.
4. По решению Верховного Совета Бурятской ССР и местных Советов народных депутатов могут утверждаться ассигнования по целевым программам, рассчитанным на несколько лет, которые включаются в бюджеты последующих лет.
5. Ассигнования на финансирование деятельности органов законодательной власти, аппарата исполнительной власти, судебной власти, финансирование деятельности местных Советов народных депутатов включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов. Расходы по финансированию деятельности Верховного Совета включаются в республиканский бюджет Бурятской ССР.
6. При постатейном рассмотрении и утверждении Верховным Советом и Советами народных депутатов расходной части соответствующих бюджетов в составе статей функциональной классификации выделяется часть расходов текущего (оперативного) и капитального (инвестиционного) характера. Каждая из этих статей утверждается отдельно, при этом сумма текущих расходов составляет текущий бюджет, а капитальных расходов - бюджет развития соответствующего органа государственной власти.

Статья 18. Исполнение бюджета

1. Совет Министров Бурятской ССР по согласованию с органами исполнительной власти республики устанавливается порядок исполнения бюджетов. Контроль за использованием бюджетных ассигнований в ходе исполнения бюджетов возлагается на соответствующие финансовые органы.
2. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти Бурятской ССР имеют право вносить изменения по доходам и расходам соответствующего бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.
Для бюджетных организаций и учреждений в процессе исполнения бюджета финансирование производится по трем указанным статьям:
- заработная плата;
- другие текущие расходы;
- затраты инвестиционного характера.
3. Доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджетов, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляются в соответствующие бюджеты, изъятию не подлежат и используются по усмотрению соответствующего Совета народных депутатов.
4. Потери в доходах и дополнительные расходы из вышестоящих бюджетов безвозмездно не компенсируются за исключением случаев, когда указанные дополнительные доходы, экономия в расходах или потери вызваны изменением действующего законодательства.
5. Оборотная кассовая наличность, используемая в течение финансового года, должна быть восстановлена полностью на конец года.

Раздел IV. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ

   ------------------------------------------------------------------

Действие статьи 19 приостановлено Законом Республики Бурятия от 20.06.1996 № 331-I.
   ------------------------------------------------------------------

Статья 19. Составление бюджета

Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает глава исполнительной власти республики за 15 месяцев до начала соответствующего финансового года. На основании этого решения Совет Министров Бурятской ССР организует постоянную работу по составлению проекта бюджета.

Первый этап

В течение первых двух месяцев составляется прогноз социально - экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период.

Второй этап

В течение последующих двух месяцев органами государственного территориального управления ведется детальная проработка и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр бюджета.

Третий этап

В течение одного месяца Минфин Бурятской ССР готовит проект бюджета и представляет его на рассмотрение в Совет Министров Бурятской ССР. Одобренный Советом Министров, проект бюджета представляется главе исполнительной власти республики. Этот этап завершается представлением главой исполнительной власти проекта бюджета в Верховный Совет Бурятской ССР и публикацией в печати.
Бюджетное послание главы исполнительной власти Верховному Совету Бурятской ССР должно включать:
- основные показатели социально - экономического развития Бурятской ССР на соответствующий период;
- сводный финансовый баланс по территории Бурятской ССР;
- основные направления бюджетной политики;
- проект республиканского бюджета Бурятской ССР;
- проект консолидированного бюджета Бурятской ССР;
- оценка исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов.
Глава исполнительной власти выступает с бюджетным посланием на сессии Верховного Совета Бурятской ССР в начале апреля года, предшествующего соответствующему финансовому году.

   ------------------------------------------------------------------

Действие статьи 20 приостановлено Законом Республики Бурятия от 20.06.1996 № 331-I.
   ------------------------------------------------------------------

Статья 20. Рассмотрение республиканского бюджета

Комитеты Верховного Совета Бурятской ССР с момента внесения бюджета до 15 июня проводят рассмотрение представленного проекта бюджета и выносят по нему заключения.
На сессии Верховного Совета Бурятской ССР заслушивается заключение комитетов и проводится дискуссия по основным направлениям бюджетной политики.
В случае возникновения разногласий создается согласительная комиссия. Решение согласительной комиссии принимается большинством голосов в течение трех дней. Ее решение по санкционированию бюджетных расходов является окончательным. Рассмотрению в согласительной комиссии подлежат только те вопросы, по которым не было принято согласованного решения на предыдущем этапе рассмотрения.
На основании постановления Верховного Совета Бурятской ССР о санкционировании бюджетных расходов глава исполнительной власти организует доработку и уточнение бюджета.

   ------------------------------------------------------------------

Действие статьи 21 приостановлено Законом Республики Бурятия от 20.06.1996 № 331-I.
   ------------------------------------------------------------------

Статья 21. Утверждение республиканского бюджета

Уточненный проект бюджета вносится главой исполнительной власти на рассмотрение Верховного Совета Бурятской ССР не позднее 15 сентября года, предшествующего очередному финансовому году.
На этапе утверждения Верховный Совет Бурятской ССР принимает решение по следующим основным характеристикам:
- верхний предел объема ассигнований текущего бюджета и бюджета развития (расходная часть);
- пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной величины или процентной доли от прогнозируемых его доходов).
Затем утверждаются бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной бюджетной классификацией.
С 15 сентября до 15 октября комитеты Верховного Совета Бурятской ССР принимают заключения по вышеперечисленным характеристикам представленного проекта бюджета и отдельным статьям.
С 15 октября по 30 ноября Верховный Совет Бурятской ССР утверждается бюджет в форме Закона Бурятской ССР.
Утверждение бюджета происходит на сессии Верховного Совета Бурятской ССР. Доклад о бюджете представляет глава исполнительной власти или по его поручению иное должностное лицо.
Решение по утверждению основных характеристик бюджета по разделам и статьям принимается большинством голосов. На голосование выносятся предложения по конкретным размерам ассигнований, содержащимся в окончательном варианте проекта бюджета, представленном главой исполнительной власти.
В случае неутверждения основных характеристик ставится вопрос о недоверии правительству. В случае непринятия решения о недоверии правительству вопрос об основных характеристиках бюджета решается главой исполнительной власти.
В случае неутверждения отдельных статей представленного бюджета Верховный Совет Бурятской ССР проводит повторное голосование по перераспределению бюджетных ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований. Решение принимается большинством голосов. В случае, если решение по данному вопросу не будет принято Верховным Советом Бурятской ССР до 1 декабря года, предшествующего финансовому году, вопрос решается главой исполнительной власти.

Статья 22. Контроль за исполнением бюджета

1. Отчетный доклад об исполнении бюджета за прошедший финансовый год представляется Советом Министров Бурятской ССР ежегодно в мае года, следующего за отчетным.
2. Отчет об исполнении бюджета рассматривается и утверждается Верховным Советом Бурятской ССР простым большинством голосов.
3. Для осуществлении контроля законодательной власти за текущим исполнением бюджета при Верховном Совете Бурятской ССР формируются контрольно - счетная группа, ее председатель утверждается Верховным Советом Бурятской ССР по предложению Председателя Верховного Совета республики из числа независимых экспертов, не работающих одновременно в составе органов ни исполнительной, ни законодательной власти.
4. Контрольно - счетная группа обязана ежеквартально направлять главе исполнительной власти республики, в Верховный Совет республики сообщения о ходе исполнения бюджета. Главное внимание должно быть уделено тому, выдерживаются ли в действительности утвержденные пропорции между основными характеристиками бюджета и соотношением объема расходов и доходов и его сбалансированность, дается прогноз исполнения бюджета. На основе докладов контрольно - счетной группы в случае снижения поступлений в бюджет на протяжении не менее чем трех месяцев подряд в сравнении с предусмотренными в бюджете размерами бюджетных доходов и при обоснованном прогнозе дальнейшего снижения поступлений на основе представления Совета Министров Бурятской ССР глава исполнительной власти может издать указ о введении секвестра на утвержденные бюджетные расходы с тем, чтобы не допустить увеличения размера дефицита бюджета более чем на 20 процентов, в сравнении с утвержденным уровнем. В случае принятия Верховным Советом Бурятской ССР решения о пределах абсолютной величины дефицита бюджета развития в качестве конкретной цели бюджетной политики на ряд лет, секвестр может быть применен в условиях дефицита в текущем финансовом году в годичном исчислении, в сравнении с намеченной целью.
5. Секвестр заключается в пропорциональном снижении на 5, 10, 15 и т.д. процентов государственных расходов ежемесячно по всем статьям текущего бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Председатель Верховного
Совета Бурятской ССР
Л.В.ПОТАПОВ
г. Улан-Удэ
23 декабря 1991 года
№ 164-XII


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru