ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 22.06.1995 № 221
"О ПРОГРАММЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 1995 - 1996 ГОДЫ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ЭКСПЕРТИЗЫ, УТИЛИЗАЦИИ И УНИЧТОЖЕНИЯ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 1995 г. № 221
О ПРОГРАММЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БУРЯТИЯ НА 1995 - 1996 ГОДЫ
В целях совершенствования государственной системы защиты прав потребителей, широкого развития общественного потребительского движения, создания эффективного механизма защиты прав потребителей Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить Программу защиты прав потребителей в Республике Бурятия на 1995 - 1996 годы (прилагается).
2. Министерствам, ведомствам, контролирующим органам, задействованным в Программе, в месячный срок представить в Бурятское антимонопольное управление ГКАП РФ мероприятия по ее реализации.
3. Главам местных администраций:
3.1. В месячный срок определить места утилизации и уничтожения недоброкачественных и опасных для здоровья человека и окружающей среды пищевых продуктов и продовольственного сырья согласно Положению, разработанному Бурятским антимонопольным управлением ГКАП Российской Федерации.
3.2. Создать специализированные службы для производства работ по уничтожению и утилизации недоброкачественных и опасных для здоровья человека и окружающей среды за счет средств местного бюджета.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Бурятское территориальное управление ГКАП Российской Федерации (Борголов Л.А.).
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами Президента и
Правительства Республики Бурятия
Р.Б.ГАРМАЕВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 22.06.95 № 221
ПРОГРАММА
ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ
БУРЯТИЯ НА 1995 - 1996 ГОДЫ
По поручению Правительства Республики Бурятия (постановление от 10.04.1995 № 125) Бурятским территориальным управлением Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее - БТУ ГКАП России) <*> с участием других контролирующих органов разработана "Программа защиты прав потребителей в Республике Бурятия на 1995 - 1996 годы". Программа рассмотрена и одобрена Межведомственным советом по делам потребителей.
В силу известных причин, приведших к падению производства, нарушению сложившихся связей производителей, наблюдается тенденция к ухудшению качества выпускаемой продукции, оказываемых услуг. Потребительский рынок заполняют импортные товары, а слабый государственный контроль за реализацией договоров российских фирм с зарубежными поставщиками ведет к поставкам товаров, не соответствующих обязательным требованиям стандартов Российской Федерации. В результате увеличивается число обращений потребителей в отделы защиты прав потребителей. Если в 1993 году в антимонопольное управление поступило 97 заявлений по признакам нарушений прав потребителей, то в 1994 году - 282. В 1994 году возвращено некачественных товаров на сумму 23,9 млн. рублей, за 1 квартал 1995 г. - на 35,6 млн. рублей, заменено потребителям некачественных товаров соответственно на 3,3 и 24,1 млн. рублей.
Отсутствие нормативной базы, определяющей механизм уничтожения, утилизации продукции, не отвечающей требованиям безопасности и качества товаров, не исключает попадания на товарный рынок некачественных продуктов, дает возможность недобросовестным предпринимателям реализовывать ее потребителю в отдаленных сельских районах Республики Бурятия.
В связи с этим Бурятское антимонопольное управление ГКАП Российской Федерации разработало Положение о порядке экспертизы, утилизации, уничтожения недоброкачественных и опасных для здоровья человека и окружающей среды пищевых продуктов и продовольственного сырья (прилагается).
Правительство Республики Бурятия постановлением от 02.10.1992 № 265 обязало глав местных администраций создать органы по защите прав потребителей. В большинстве районов защитой прав потребителей занимаются по одному специалисту, на которых в ряде районов (Бичурский, Джидинский) возложена дополнительно обязанности по контролю за соблюдением дисциплины цен, лицензированию. В Закаменском районе функции органа по защите прав потребителей возложены на отдел организации торговли, в Кяхтинском районе должность специалиста по защите прав потребителей ликвидирована. В результате практически жители сельских населенных пунктов в большинстве лишены возможности защиты своих прав.
Программа ориентирована на совершенствование государственной системы защиты прав потребителей, широкое развитие общественного потребительского движения при поддержке органов государственной власти и управления Республики Бурятия, администраций городов и районов, а также практической помощи со стороны предприятий и организаций.
Выполнение программы защиты прав потребителей обеспечит реализацию Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" на территории Республики Бурятия, создаст эффективный механизм защиты прав потребителей в условиях рыночной экономики.
--------------------------------
<*> Аббревиатуры других ведомств и организаций:
ЗПП - защита прав потребителей;
БЦСМ - Бурятский центр стандартизации и метрологии;
ЦГСЭН - Центр Госсанэпиднадзора;
ГТИ - Бурятское республиканское управление
госторгинспекции;
ТПП - Торгово-промышленная палата;
БРО РТИ - Бурятское республиканское отделение Российской
транспортной инспекции;
МВД - Министерство внутренних дел;
БЦИКП - Бурятский центр испытаний качества продукции;
БУ ГХИ - Бурятское управление государственной хлебной
инспекции
МВЭСиМО РБ - Министерство внешних экономических связей и
международных отношений;
ИЗиКП - инспекция по заготовкам и качеству с/х продукции
МСХиП РБ
БЦГМС - Бурятский центр по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды
Цель Программы
Программа защиты прав потребителей направлена на создание условий, при которых каждый гражданин Республики Бурятия имеет возможность защитить свои права потребителя.
Программа защиты прав потребителей включает следующие направления:
- создание единой системы защиты прав потребителей;
- информационно-просветительская деятельность;
- защита прав потребителей от недоброкачественной продукции и недобросовестной рекламы;
- защита интересов потребителей при оказании услуг.
Основные направления
Программы защиты прав потребителей в
Республике Бурятия
1. Создание единой системы защиты прав потребителей
------T-----------------------------T-----------T-------------------¬
¦ N№ ¦ ¦ Сроки ¦ Ответственные ¦
¦ п/п ¦ Мероприятия ¦ исполнения¦ исполнители ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦1.1. ¦Завершение формирования ¦1995 г. ¦Главы местных ¦
¦ ¦органов по защите прав ¦ ¦администраций ¦
¦ ¦потребителей при главах ¦ ¦ ¦
¦ ¦местных администраций ¦ ¦ ¦
¦ ¦численностью 2 - 3 человека ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦1.2. ¦Создание в городах и районах ¦1995 - ¦Главы местных ¦
¦ ¦республики, на промышленных ¦1996 гг. ¦администраций, ¦
¦ ¦предприятиях, а также по ¦ ¦республиканское ¦
¦ ¦месту жительства (села, ¦ ¦общество ЗПП, ¦
¦ ¦поселки, микрорайоны) ¦ ¦руководители ¦
¦ ¦общественных организаций по ¦ ¦предприятий, ¦
¦ ¦защите прав потребителей с ¦ ¦профсоюзные ¦
¦ ¦привлечением к работе в них ¦ ¦организации ¦
¦ ¦широких кругов потребителей, ¦ ¦предприятий, ¦
¦ ¦обеспечить общественные ¦ ¦районные отделы ¦
¦ ¦организации методическими и ¦ ¦ЗПП, БТУ ГКАП ¦
¦ ¦нормативными документами ¦ ¦России ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦1.3. ¦Оказание практической помощи ¦постоянно ¦БТУ ГКАП России, ¦
¦ ¦общественным организациям ¦ ¦главы администраций¦
¦ ¦потребителей всех уровней ¦ ¦районов ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦1.4. ¦Участие членов общественных ¦постоянно ¦Органы ¦
¦ ¦организаций потребителей в ¦ ¦государственного ¦
¦ ¦контрольной деятельности ¦ ¦контроля, ¦
¦ ¦органов государственного ¦ ¦общества ЗПП всех ¦
¦ ¦контроля, представляя ¦ ¦уровней ¦
¦ ¦интересы потребителей, в том ¦ ¦ ¦
¦ ¦числе: ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- в разработке стандартов, ¦ ¦ ¦
¦ ¦устанавливающих требования по¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности товаров (работ, ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуг); ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- в совместных проверках ¦ ¦ ¦
¦ ¦правил торгового, бытового и ¦ ¦ ¦
¦ ¦иных видов обслуживания ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения; ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- в аккредитации ¦ ¦ ¦
¦ ¦испытательных лабораторий ¦ ¦ ¦
¦ ¦(центров) и органов по ¦ ¦ ¦
¦ ¦сертификации ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦1.5. ¦Создание при республиканском ¦1995 г. ¦Республиканское ¦
¦ ¦обществе защиты прав ¦ ¦общество ЗПП, БТУ ¦
¦ ¦потребителей Фонда для ¦ ¦ГКАП России, Совет ¦
¦ ¦оказания квалифицированной ¦ ¦профсоюзов РБ, ¦
¦ ¦юридической помощи и ¦ ¦главы местных ¦
¦ ¦правовой защиты потребителей,¦ ¦администраций, ¦
¦ ¦информационно- ¦ ¦БЦСМ, ЦГСЭН, ГТИ, ¦
¦ ¦просветительской ¦ ¦БЦИКП ¦
¦ ¦деятельности, развития ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребительского движения за ¦ ¦ ¦
¦ ¦счет учредительных, ¦ ¦ ¦
¦ ¦вступительных членских ¦ ¦ ¦
¦ ¦взносов и штрафов от участия ¦ ¦ ¦
¦ ¦в совместных с ¦ ¦ ¦
¦ ¦контролирующими органами ¦ ¦ ¦
¦ ¦проверках, а также ¦ ¦ ¦
¦ ¦поступлений по договорам с ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятиями и организациями¦ ¦ ¦
¦ ¦о сотрудничестве по защите ¦ ¦ ¦
¦ ¦прав потребителей (проведение¦ ¦ ¦
¦ ¦в коллективах просветительной¦ ¦ ¦
¦ ¦работы, оказание ¦ ¦ ¦
¦ ¦консультационных услуг, ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощи в разрешении ¦ ¦ ¦
¦ ¦конфликтных ситуаций) ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦1.6. ¦Организация учебы членов ¦постоянно ¦Республиканское ¦
¦ ¦общественных организаций ¦ ¦общество ЗПП, БЦСМ ¦
¦ ¦потребителей для правильного ¦ ¦ЦГСЭН, ГТИ, БТУ ¦
¦ ¦проведения контроля за ¦ ¦ГКАП России, БЦИКП ¦
¦ ¦качеством и безопасностью ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции (работ, услуг) ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦II. Информационно-просветительская деятельность ¦
+-----T-----------------------------T-----------T-------------------+
¦2.1. ¦Пропаганда в средствах ¦постоянно ¦БТУ ГКАП России, ¦
¦ ¦массовой информации, на ¦ ¦БЦСМ, ЦГСЭН, ГТИ, ¦
¦ ¦лекциях и в беседах среди ¦ ¦БРО РТИ, ¦
¦ ¦населения основных положений ¦ ¦Госкомторг, ¦
¦ ¦Законов "О защите прав ¦ ¦Госкомэкология, ¦
¦ ¦потребителей", "Об охране ¦ ¦БЦГМС, ¦
¦ ¦окружающей среды", других ¦ ¦республиканское ¦
¦ ¦нормативных актов, ¦ ¦общество ЗПП ¦
¦ ¦деятельности контролирующих ¦ ¦ ¦
¦ ¦органов и общественных ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций потребителей ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦2.2. ¦Завершить работу по включению¦1995 г. ¦Министерство ¦
¦ ¦в учебные планы и программы ¦ ¦образования РБ, ¦
¦ ¦высших и средних учебных ¦ ¦БТУ ГКАП России ¦
¦ ¦заведений, профтехучилищ и ¦ ¦ ¦
¦ ¦общеобразовательных школ ¦ ¦ ¦
¦ ¦курса "Основы ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательства о ¦ ¦ ¦
¦ ¦защите прав потребителей" ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦2.3. ¦Проведение кустовых семинаров¦1995 - ¦Министерство ¦
¦ ¦с заведующими библиотек ¦1996 гг. ¦культуры РБ, ¦
¦ ¦высших и средних специальных ¦ ¦Министерство ¦
¦ ¦учебных заведений, профтех- ¦ ¦образования РБ, ¦
¦ ¦училищ, общеобразовательных ¦ ¦БТУ ГКАП России, ¦
¦ ¦школ, сельских клубов и Домов¦ ¦отделы ЗПП при ¦
¦ ¦культуры по ознакомлению с ¦ ¦главах местных ¦
¦ ¦законодательством по защите ¦ ¦администраций ¦
¦ ¦прав потребителей в связи с ¦ ¦ ¦
¦ ¦включением в учебные ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы курса "Основы ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательства о защите ¦ ¦ ¦
¦ ¦прав потребителей" ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦2.4. ¦Проведение семинаров- ¦ежегодно ¦Комитет госслужбы, ¦
¦ ¦совещаний с заместителями ¦ ¦кадровой политики ¦
¦ ¦глав местных администраций по¦ ¦и по работе с ¦
¦ ¦экономике, специалистами ¦ ¦местными ¦
¦ ¦отделов защиты прав ¦ ¦администрациями, ¦
¦ ¦потребителей при главах ¦ ¦БТУ ГКАП России, ¦
¦ ¦администраций, руководителями¦ ¦БЦСМ, ЦГСЭН, ГТИ, ¦
¦ ¦общественных организаций ¦ ¦БЦИКП и др. ¦
¦ ¦потребителей ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦2.5. ¦Проведение конференций, ¦регулярно ¦БТУ ГКАП России, ¦
¦ ¦круглых столов потребителей ¦ ¦органы ЗПП при ¦
¦ ¦ ¦ ¦главах местных ¦
¦ ¦ ¦ ¦администраций ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦2.6. ¦Проведение семинаров, ¦регулярно ¦Союз промышленников¦
¦ ¦совещаний по законодательству¦ ¦и предпринимателей,¦
¦ ¦о защите прав потребителей с ¦ ¦Госкомторг, БЦСМ, ¦
¦ ¦руководителями и ¦ ¦ЦГСЭН, БЦИКП, БТУ ¦
¦ ¦специалистами предприятий, ¦ ¦ГКАП России,БУ ГХИ,¦
¦ ¦производящих и реализующих ¦ ¦главы местных ¦
¦ ¦населению товары, оказывающих¦ ¦администраций ¦
¦ ¦услуги, выполняющих работы по¦ ¦ ¦
¦ ¦заказам населения ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦2.7. ¦Информирование населения о ¦постоянно ¦БЦСМ, ЦГСЭН, БЦИКП,¦
¦ ¦потребительских свойствах ¦ ¦БТУ ГКАП России, БУ¦
¦ ¦товаров и услуг, разъяснение ¦ ¦ГХИ ¦
¦ ¦в средствах массовой ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации и на стендах ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Уголков потребителя" ¦ ¦ ¦
¦ ¦торговых предприятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦обозначений на маркировках, ¦ ¦ ¦
¦ ¦этикетках и в ¦ ¦ ¦
¦ ¦сопроводительной документации¦ ¦ ¦
¦ ¦к товарам ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦2.8. ¦Информирование населения ¦постоянно ¦БЦСМ, ЦГСЭН, БЦИКП,¦
¦ ¦через средства массовой ¦ ¦ТПП, БТУ ГКАП ¦
¦ ¦информации о государственных ¦ ¦России ¦
¦ ¦стандартах на потребительскую¦ ¦ ¦
¦ ¦продукцию, о медико- ¦ ¦ ¦
¦ ¦биологических показателях и ¦ ¦ ¦
¦ ¦основаниях отнесения основных¦ ¦ ¦
¦ ¦видов продукции к ¦ ¦ ¦
¦ ¦нестандартной, о случаях ¦ ¦ ¦
¦ ¦несоответствия продукции ¦ ¦ ¦
¦ ¦установленным требованиям, ¦ ¦ ¦
¦ ¦вести широкую антирекламу ¦ ¦ ¦
¦ ¦появляющихся на товарном ¦ ¦ ¦
¦ ¦рынке опасных для жизни и ¦ ¦ ¦
¦ ¦здоровья товаров, услуг, ¦ ¦ ¦
¦ ¦а также предприятий, ¦ ¦ ¦
¦ ¦выпускающих такую продукцию ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦III. Правозащитная деятельность ¦
+-----T-----------------------------T-----------T-------------------+
¦3.1. ¦Взаимодействие контролирующих¦постоянно ¦БТУ ГКАП России, ¦
¦ ¦органов с прокуратурой, ¦ ¦ГТИ и др. ¦
¦ ¦Минюстом, арбитражным судом, ¦ ¦контролирующие ¦
¦ ¦судами, МВД по созданию ¦ ¦органы, ¦
¦ ¦эффективного механизма защиты¦ ¦Прокуратура РБ, ¦
¦ ¦прав потребителей в рыночных ¦ ¦Минюст РБ, МВД, ¦
¦ ¦условиях, создание Совета по ¦ ¦Верховный суд РБ, ¦
¦ ¦взаимодействию ¦ ¦арбитражный суд РБ ¦
¦ ¦правоохранительных и ¦ ¦ ¦
¦ ¦контролирующих органов, ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработка Положения о Совете¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦3.2. ¦Пропаганда в средствах ¦постоянно ¦БТУ ГКАП России, ¦
¦ ¦массовой информации ¦ ¦республиканское ¦
¦ ¦материалов о правовой защите ¦ ¦общество ЗПП, ¦
¦ ¦потребителей ¦ ¦Прокуратура РБ, ¦
¦ ¦ ¦ ¦Минюст РБ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦3.3. ¦Подготовка нормативных ¦1995 год ¦Госкомторг РБ, ¦
¦ ¦документов по организации ¦ ¦Минюст РБ ¦
¦ ¦уличной торговли, развитию ¦ ¦ ¦
¦ ¦малых муниципальных вещевых ¦ ¦ ¦
¦ ¦рынков ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦3.4. ¦Разработка Торгового кодекса ¦1995 год ¦Госкомторг РБ, ¦
¦ ¦РБ ¦ ¦Минюст РБ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦3.5. ¦Подготовка предложений для ¦1995 год ¦Госкомторг РБ, ¦
¦ ¦выработки Закона РБ ¦ ¦Минюст РБ ¦
¦ ¦"О внутренней торговле" ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦IV. Защита прав потребителей от недоброкачественной продукции и ¦
¦недобросовестной рекламы ¦
+-----T-----------------------------T-----------T-------------------+
¦4.1. ¦Добиваться учета интересов ¦постоянно ¦БЦСМ ¦
¦ ¦потребителей в стандартизации¦ ¦ ¦
¦ ¦потребительских свойств ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаров и услуг, осуществляя:¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- контроль за соблюдением ¦ ¦ ¦
¦ ¦требований государственных ¦ ¦ ¦
¦ ¦стандартов по безопасности ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции и услуг, в т.ч. ¦ ¦ ¦
¦ ¦при разработке нормативной ¦ ¦ ¦
¦ ¦документации на продукцию; ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- определение предельно ¦ ¦ ¦
¦ ¦допустимых значений ¦ ¦ ¦
¦ ¦показателей безопасности ¦ ¦ ¦
¦ ¦пищевой продукции; ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- проведение сертификации ¦ ¦ ¦
¦ ¦импортной продукции на уровне¦ ¦ ¦
¦ ¦требований стран-импортеров, ¦ ¦ ¦
¦ ¦если по качеству, ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности и экологической ¦ ¦ ¦
¦ ¦чистоте они не противоречат ¦ ¦ ¦
¦ ¦российским нормативным актам ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦4.2. ¦Выработка единой системы ¦1995 год ¦Межведомственный ¦
¦ ¦контроля за качеством ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦продукции в соответствии с ¦ ¦ ¦
¦ ¦требованиями Закона ¦ ¦ ¦
¦ ¦"О защите прав потребителей",¦ ¦ ¦
¦ ¦функции и взаимодействие ¦ ¦ ¦
¦ ¦контролирующих органов ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦4.3. ¦Создание координационного ¦1995 год ¦БЦСМ ¦
¦ ¦Совета органов по ¦ ¦ ¦
¦ ¦сертификации и испытательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦лабораторий при БЦСМ ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦4.4. ¦Создание сети испытательных ¦1995 - ¦Главы ¦
¦ ¦лабораторий и органов по ¦1996 гг. ¦администраций, ¦
¦ ¦сертификации продукции в ¦ ¦БЦСМ, ЦГСЭН, БЦИКП ¦
¦ ¦районах республики, особенно ¦ ¦и др. ¦
¦ ¦в отдаленных (Северо- ¦ ¦ ¦
¦ ¦Байкальский, Тункинский, ¦ ¦ ¦
¦ ¦Закаменский, Кяхтинский, ¦ ¦ ¦
¦ ¦Баргузинский), по ¦ ¦ ¦
¦ ¦подтверждению безопасности ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции (работ, услуг), для¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечения сертификации ¦ ¦ ¦
¦ ¦всей продукции согласно ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Перечню продукции (работ, ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуг), подлежащей ¦ ¦ ¦
¦ ¦обязательной сертификации" ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦4.5. ¦Расширение области ¦1995 - ¦БЦСМ, ЦГСЭН, ГТИ, ¦
¦ ¦аккредитации по сертификации ¦1996 гг. ¦Госкомторг, БЦИКП ¦
¦ ¦продукции и услуг: ¦ ¦ ¦
¦ ¦при Бурятском ЦСМ: ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- на товары ¦ ¦ ¦
¦ ¦электротехнической, ¦ ¦ ¦
¦ ¦электронной и ¦ ¦ ¦
¦ ¦приборостроительной ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленности; ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- на товары сырьевых отраслей¦ ¦ ¦
¦ ¦и деревообработки; ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- на товары бытовой химии; ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- на запчасти к автомото- ¦ ¦ ¦
¦ ¦технике: ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- на услуги гостиниц и ¦ ¦ ¦
¦ ¦туризма ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦при Бурятском ЦИКП: ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- на парфюмерно-косметические¦ ¦ ¦
¦ ¦товары; ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- на обувь, посуду; ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- на табачные изделия; ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- на услуги общественного ¦ ¦ ¦
¦ ¦питания (БЦИКП, ГТИ, ¦ ¦ ¦
¦ ¦Госкомторг); ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+-----------+-------------------+
¦ ¦- на услуги гостиниц и ¦ ¦ ¦
¦ ¦туризма ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦4.6. ¦Аккредитация эколабораторий ¦1995 - 1996¦Госкомэкология ¦
¦ ¦на предприятиях ¦гг. ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦4.7. ¦Систематический контроль за ¦1995 - 1996¦Госкомторг РБ, ¦
¦ ¦соблюдением условий ¦гг. ¦Госторгинспекция, ¦
¦ ¦реализации товаров на ¦ ¦Комцен ¦
¦ ¦предприятиях торговли всех ¦ ¦ ¦
¦ ¦форм собственности, торговых ¦ ¦ ¦
¦ ¦надбавок на социально ¦ ¦ ¦
¦ ¦значимые товары, ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственной дисциплины ¦ ¦ ¦
¦ ¦цен, обеспечение населения ¦ ¦ ¦
¦ ¦товарами повседневного ¦ ¦ ¦
¦ ¦спроса, качества обслуживания¦ ¦ ¦
¦ ¦участников войны, ¦ ¦ ¦
¦ ¦многосемейных, сельских ¦ ¦ ¦
¦ ¦жителей ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦4.8. ¦Контроль за контрактами ¦постоянно ¦МВЭС РБ, ТПП, ¦
¦ ¦предпринимателей Республики ¦ ¦Таможня ¦
¦ ¦Бурятия по импорту продукции ¦ ¦ ¦
¦ ¦в части обеспечения ¦ ¦ ¦
¦ ¦требований к качеству и ¦ ¦ ¦
¦ ¦безопасности в соответствии ¦ ¦ ¦
¦ ¦со стандартами РФ и контроль ¦ ¦ ¦
¦ ¦за ввозимыми товарами ¦ ¦ ¦
¦ ¦непосредственно организациями¦ ¦ ¦
¦ ¦и фирмами за рубежом, ¦ ¦ ¦
¦ ¦наделенными правами контроля ¦ ¦ ¦
¦ ¦и сертификации продукции и ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуг по соглашениям ¦ ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации со ¦ ¦ ¦
¦ ¦странами-экспортерами или их ¦ ¦ ¦
¦ ¦органами ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦4.9. ¦Контроль за исполнением ¦постоянно ¦МВД РБ, ЦГСЭН, ¦
¦ ¦"Положения о порядке ¦ ¦БЦСМ, ИЗиКП, ¦
¦ ¦экспертизы продовольствия, ¦ ¦Госторгинспекция ¦
¦ ¦изъятия, утилизации и ¦ ¦ ¦
¦ ¦уничтожения ¦ ¦ ¦
¦ ¦недоброкачественных и опасных¦ ¦ ¦
¦ ¦для здоровья человека и ¦ ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦ ¦
¦ ¦продовольственного сырья и ¦ ¦ ¦
¦ ¦пищевых продуктов" ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦4.10.¦Разработка механизма ¦1995 год ¦БТУ ГКАП России ¦
¦ ¦реализации Указа Президента ¦ ¦ ¦
¦ ¦РФ "О защите прав ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребителей от ¦ ¦ ¦
¦ ¦недоброкачественной рекламы" ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦V. Защита интересов потребителей при оказании услуг ¦
+-----T-----------------------------T-----------T-------------------+
¦5.1. ¦Создание в республике техно- ¦1995 - ¦Госкомторг, ¦
¦ ¦торговых центров совместно ¦1996 гг. ¦Бурятбытсервис ¦
¦ ¦с заводами-изготовителями по ¦ ¦ ¦
¦ ¦ремонту сложно-бытовой ¦ ¦ ¦
¦ ¦техники на базе ремонтных ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятий бытового ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживания ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦5.2. ¦Заключение договоров ¦1995 - ¦Госкомторг ¦
¦ ¦предприятий торговли всех ¦1996 гг. ¦ ¦
¦ ¦форм собственности с ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятиями ремонтной ¦ ¦ ¦
¦ ¦службы на предпродажную ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовку и гарантийное ¦ ¦ ¦
¦ ¦обслуживание сложно-бытовой ¦ ¦ ¦
¦ ¦техники ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦5.3. ¦Выработка единой системы ¦1995 г. ¦Администрация ¦
¦ ¦контроля за качеством ¦ ¦г. Улан-Удэ и ¦
¦ ¦предоставления ¦ ¦районов ¦
¦ ¦жилищно-коммунальных услуг ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦5.4. ¦Контроль за правильностью ¦1995 г. ¦Администрация ¦
¦ ¦начисления и взимания платы ¦ ¦г. Улан-Удэ, ¦
¦ ¦за жилье и коммунальные ¦ ¦Госкомцен ¦
¦ ¦услуги ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦5.5. ¦Разработка мероприятий по ¦1995 - ¦БРО РТИ ¦
¦ ¦формированию конкурентной ¦1996 гг. ¦ ¦
¦ ¦среды на рынке ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребительских услуг ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортно-дорожного ¦ ¦ ¦
¦ ¦комплекса ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------+-----------+-------------------+
¦5.6. ¦Контроль за техническим ¦1995 г. ¦БРО РТИ, БТУ ¦
¦ ¦совершенствованием услуг ¦ ¦ГКАП России, ¦
¦ ¦транспортно-дорожного ¦ ¦администрации ¦
¦ ¦комплекса и соблюдением прав ¦ ¦городов, ¦
¦ ¦потребителей ¦ ¦населенных пунктов ¦
L-----+-----------------------------+-----------+--------------------
Разработано
Бурятским территориальным
управлением ГКАП России
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ЭКСПЕРТИЗЫ, УТИЛИЗАЦИИ И УНИЧТОЖЕНИЯ
НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ
Настоящее Положение разработано в соответствии с решением Межведомственного совета по защите прав потребителей от 18 мая 1995 г. в целях определения схемы и порядка экспертизы нестандартных и недоброкачественных пищевых продуктов и продовольственного сырья, установления порядка их использования и уничтожения, а также координации действий органов государственного надзора и контроля в этой области.
Положение направлено на охрану здоровья населения от негативного влияния некачественной продукции в результате нарушения условий использования, обезвреживания и утилизации.
Основные положения документа определены законодательством Российской Федерации, регламентирующим права и обязанности производителей, продавцов продукции в области обеспечения контроля качества и безопасности продовольствия, а также Положением о соответствующих органах государственного надзора и контроля, уполномоченных проводить экспертизу продукции и принимать решения о возможности и условиях ее использования.
Общие положения
Недоброкачественная продукция - продукция, не соответствующая требованиям стандартов по своим потребительским свойствам.
Экспертиза продукции - оценка свойств, характеризующих потребительские свойства, пищевую и энергетическую ценность продукции, ее безвредность для здоровья человека и окружающей среды.
Утилизация продукции - способы переработки (использования) нестандартной и недоброкачественной продукции с целью исключения возможности ее вредного воздействия на здоровье людей и окружающую среду.
Уничтожение продукции - действия, предпринимаемые в случае неприемлемости любых других решений по использованию или утилизации продукции, включающие приведение ее в состояние, при котором она полностью утрачивает свои первоначальные потребительские свойства и стоимость.
Экспертиза продукции
1. Качество и безопасность продукции должны быть подтверждены соответствующими документами производителя (поставщика) продукции и сертификатом соответствия, выданным в установленном порядке.
Оценка качества продукции на основании экспертизы сопроводительных документов и внешнего осмотра партии, включая проверку состояния упаковки и маркировки продукции, осуществляется предприятием - получателем продукции при ее приеме для использования (реализации).
В случае установления несоответствия качества поступившего товара действующим требованиям по качеству и безопасности продукции руководитель предприятия обязан приостановить его использование (реализацию) до проведения соответствующей экспертизы и принятия решения о возможности дальнейшего использования продукции. Приостановление реализации недоброкачественной продукции является также обязанностью любого органа государственного управления, осуществляющего надзор за деятельностью предприятий, производящих и реализующих пищевые продукты и продовольственное сырье.
Лабораторные исследования, необходимые для установления качества товара и его опасности для здоровья потребителей, проводятся в аккредитованных для этих целей лабораториях (испытательных центрах) за счет изготовителя (поставщика), продавца продукции.
2. Решение о возможности использования продукции, не отвечающей установленным требованиям по качеству, по товароведческим показателям, принимается Государственной инспекцией по качеству товаров и торговли в пределах ее компетенции и в соответствии с Положением о Госторгинспекции.
При наличии гигиенических (эпидемических) показаний, свидетельствующих об опасности продукции для жизни и здоровья потребителей, решение о пригодности продукции в пищу и о путях его дальнейшего использования принимается учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Решение об использовании продукции, не соответствующей требованиям ветеринарного законодательства, принимается органами ветеринарного надзора, в необходимых случаях (при наличии угрозы здоровью людей от использования такой продукции) с участием специалистов госсанэпидслужбы.
По итогам экспертизы документов, данным осмотра партии продукции или результатам лабораторного исследования, подтверждающим несоответствие продукции действующим требованиям, соответствующими органами государственного управления, осуществляющими контроль за безопасностью товаров для потребителей, составляется акт и в пределах их компетенции принимается решение о приостановлении (запрещении) реализации продукции или условиях ее дальнейшего использования.
По итогам экспертизы (товароведческой, гигиенической, ветеринарно - санитарной) нестандартной продукции может быть принято решение:
- о пригодности продукции для питания людей при соблюдении определенных требований и условий (определение срока реализации; дополнительной проверки каждой единицы упаковки; продажа только в определенных местах, при условии особого контроля и т.д.);
- о непригодности продукции для непосредственного потребления, но о возможности его использования в качестве сырья при переработке его на специально указанных предприятиях;
- о безусловной непригодности продукции в пищу, т.е. о необходимости уничтожения или технической утилизации либо использования в качестве корма для скота (при наличии положительного заключения органов госветнадзора).
Порядок учета, использования, утилизации и уничтожения
продукции, условно годной и непригодной для пищевых целей
В случае признания продукции условно годной либо направления ее на промышленную переработку в акте экспертизы должно быть указано, на кого персонально возлагается ответственность за выполнение предложенных условий (сроков, условий хранения и использования и т.д.), определяется, на каком предприятии будет проводиться переработка продукции.
После переработки продукции на предприятии в качестве сырья конечный продукт должен быть повторно представлен на экспертизу для подтверждения его пригодности в пищу.
Если продукция, признанная непригодной в пищу, передается на корм животным или на техническую утилизацию, руководитель предприятия обязан представить органу, выдавшему заключение, официальный документ, подтверждающий факт сдачи продукции в соответствии с заключением на корм скоту (утилизацию), с указанием даты, количества сданной продукции и реквизитов его получателя.
Пищевые продукты и продовольственное сырье, признанное непригодным в пищу и подлежащее уничтожению, оформляются решением соответствующего органа государственного управления, осуществляющего контроль за безопасностью товаров, с указанием порядка, способа, срока уничтожения продукции, а также порядка обжалования решения.
В случае если решение об уничтожении обжалуется, допускается отсрочка уничтожения в случаях, если хранение продукции не опасно в санитарно-эпидемическом отношении, имеются условия для обеспечения надлежащего хранения, и продукция по своему состоянию еще может храниться не подвергаясь дальнейшей порче.
Продукция, признанная непригодной в пищу, до ее переработки, утилизации или уничтожения должна храниться в отдельном помещении, на особом учете, с точным указанием количества. Ответственность за сохранность продукции и ее дальнейшее использование несет руководитель предприятия.
Во избежание возможности использования в пищу продукции, подлежащей уничтожению и представляющей реальную угрозу здоровью и жизни потребителей (в случае незаконного направления на пищевые цели), она должна быть денатурирована каким-либо резко пахнущим веществом либо раствором какого-либо красителя, либо иным способом. Инфицированная продукция, опасная для населения, перед уничтожением или в процессе уничтожения обеззараживается.
Уничтожение производится силами и средствами владельца продукции, в присутствии представителей Госсанэпиднадзора, Госкомэкологии, Министерства внутренних дел (в случае необходимости могут присутствовать представители других органов государственного управления).
Об уничтожении продукции составляет акт, в котором указывается: время и место составления акта, наименование предприятия, которому принадлежит продукция, и откуда он был получен; наименование и количество уничтоженной продукции, способ уничтожения; наименование документа, на основании которого уничтожена продукция; фамилия, имя, отчество, должность представителей органов государственного управления, присутствовавших при уничтожении. Акт об уничтожении забракованной продукции в трехдневный срок должен быть представлен органу, принявшему решение об ее уничтожении.