Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 21.05.2004 № 106
"О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002 - 2004 ГОДЫ ЗА 2003 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2004 г. № 106

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002 - 2004 ГОДЫ ЗА 2003 ГОД

Во исполнение статьи 2 Закона Республики Бурятия от 06.07.2001 № 766-II "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить и представить в Народный Хурал Республики Бурятия доклад Правительства Республики Бурятия "О результатах выполнения Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы за 2003 год" (прилагается).
2. Назначить официальным представителем Правительства Республики Бурятия для представления доклада "О результатах выполнения Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы за 2003 год" в Народном Хурале Республики Бурятия Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Гейдебрехта В.О.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ





Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 21.05.2004 № 106

ДОКЛАД
О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002 - 2004 ГОДЫ ЗА 2003 ГОД

Выполнение Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы, утвержденной Законом Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы", в 2003 году характеризуется положительной динамикой и достижением целевых макроэкономических индикаторов социально-экономического развития Республики Бурятия.
Для достижения поставленных целей и задач, определенных Программой, Правительством реализованы мероприятия по созданию условий для развития реального сектора экономики, обеспечению социальных гарантий и партнерства, укреплению общественной безопасности, законности и правопорядка, совершенствованию механизмов природопользования и охраны окружающей среды, по разработке правовых основ государственного строительства и социально-экономического развития республики.
Политика Президента, Народного Хурала и Правительства Республики Бурятия по укреплению экономического потенциала республики, обеспечившая достижение высоких темпов экономического роста в последние два года, получила одобрение и поддержку на II Республиканском экономическом совещании, состоявшемся 16 апреля 2004 года.
2003 год явился ключевым для ускорения реализации среднесрочной Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы.
Усилия органов государственной власти Республики Бурятия и местного самоуправления, сконцентрированные на улучшении инвестиционного и предпринимательского климата и реализация мер, предусмотренных Программой социально-экономического развития на 2003 год, обеспечили выполнение основных макроэкономических индикаторов социально-экономического развития Республики Бурятия (приложение 1).
Удалось обеспечить превышение пороговых значений индикаторов по темпам роста валового регионального продукта, промышленного производства, инвестиций в основной капитал, розничного товарооборота, внешнеторгового оборота, реальных и номинальных денежных доходов населения, ввода жилья.
Вместе с тем не достигнуты пороговые значения индикаторов по темпам роста производства продукции сельского хозяйства, балансовой прибыли и среднегодовой численности занятых в экономике.
По оценке Госкомстата Республики Бурятия численность населения по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в республике составила на 1 января 2003 года 979,4 тыс. человек.

I. Уровень жизни населения и развитие социальной сферы

Доходы и занятость населения.
Социальная политика Правительства Республики Бурятия в 2003 году была направлена на закрепление положительных тенденций повышения уровня жизни и доходов населения, осуществление мероприятий по приближению параметров развития к среднероссийским показателям, что позволило обеспечить рост основных индикаторов уровня жизни населения.
Реальные денежные доходы населения возросли по сравнению с 2002 годом на 8,5%, уровень бедности снизился до 38,2 процента. Соотношение среднедушевых денежных доходов и среднедушевого прожиточного минимума достигло 1,64 раза. Начисленная среднемесячная заработная плата за 2003 год составила 5035 рублей и в реальном выражении увеличилась на 10,5% расчете на увеличилась на 10,5%.
За два года реализации Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест в Республике Бурятия на 2001 - 2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.07.2001 № 258, создано и сохранено свыше 23 тыс. рабочих мест. В соответствии с Программой подготовки персонала на производстве в Республике Бурятия на 2001 - 2003 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.06.2001 № 226, обучено 32,2 тыс. человек.
По состоянию на 01.01.2004 численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 9806 чел. (118% к аналогичному периоду прошлого года) или 2,2% от численности экономически активного населения (122,2% к прошлому году).
Социальная защита и демография.
В 2003 году продолжалась реализация мероприятий Республиканской программы по улучшению условий и охраны труда на 2001 - 2003 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.12.2000 № 426. За 2002 - 2003 годы прошли обучение около 3 тыс. руководителей и специалистов, проведено 504 экспертизы по условиям труда работников и 17 тысяч инструментальных исследований вредных производственных факторов.
В двадцати специализированных учреждениях для безнадзорных детей прошли социальную реабилитацию 2615 несовершеннолетних.
В 2003 году в рамках реализации Республиканской программы "Семья и дети", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.12.2000 № 424, около 40 тыс. детей получили социальную поддержку.
В 2003 году было оздоровлено 78% детей от 7 до 17 лет или 152,5 тыс. детей, с превышением на 8% уровня 2002 года.
69 тыс. семей (более 55,5% малообеспеченных семей от общего числа нуждающихся) получили субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
На приобретение жилья выделено 1,5 млн. руб. 25 молодым специалистам, направленным на работу в сельскую местность.
Различные виды льгот и услуг предоставлены 179 тыс. ветеранам и 60,6 тыс. инвалидам республики на сумму более 194 млн. рублей.
Реализация мероприятий Концепции демографического развития Республики Бурятия на период до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.04.2002 № 129, позволила снизить миграционный отток населения на 20,1% и повысить рождаемость в 2003 году на 4% по сравнению с 2002 годом.
Образование.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р, приняты Республиканская целевая программа "Развитие образования и науки Республики Бурятия на 2004 - 2007 годы" (постановление Правительства Республики Бурятия от 22.09.2003 № 296), Концепция развития воспитания в системе образования Республики Бурятия на 2003 - 2008 годы (постановление Правительства Республики Бурятия от 02.06.2003 № 196), Концепция развития попечительского движения в Республике Бурятия (постановление Правительства Республики Бурятия от 13.10.2003 № 307).
С администрациями муниципальных образований решались вопросы модернизации образования, укрепления и развития материально-технической базы учреждений образования в рамках реализации республиканских целевых программ, в том числе "Школьный автобус", "Социальная защита детей", "Отдых и оздоровление педагогических работников" и других.
Получили дальнейшее развитие такие формы, как интеграция образовательных учреждений, университетские (академические) комплексы, созданные при всех вузах Республики Бурятия, в состав которых вошли более 100 общеобразовательных школ, учебных заведений среднего и начального профессионального образования.
Здравоохранение.
В соответствии с Концепцией развития и реформирования социальной сферы Республики Бурятия на 2001 - 2010 годы, одобренной постановлением Правительства Республики Бурятия от 23.05.2001 № 187, приоритетными были развитие амбулаторно-поликлинической помощи с внедрением стационарозамещающих технологий, реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений, организация системы врача общей практики (семейного врача), внедрение современных технологий.
Осуществлялся комплекс мероприятий по охране материнства и детства, борьбе с социально значимыми заболеваниями, профилактике и лечению неинфекционных хронических заболеваний.
Значительно снизился показатель младенческой смертности - с 16,3 до 14,3 человек на 1 тыс. человек.
Возросло количество консультативных услуг, оказываемых специалистами медицинских центров Министерства здравоохранения России и Российской академии медицинских наук в республиканском телемедицинском центре.
Культура.
В сфере культуры проводилась политика, направленная на сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия народов Республики Бурятия, обеспечение доступа к культурным ценностям и доступности услуг культуры для всех слоев населения.
В 2003 году в театрах были организованы новые постановки, в том числе театром "Бадма Сэсэг" - фольклорно-хореографический спектакль на основе возрождения забытых мелодий и танцев народов и племен монгольского мира, ретроспективная концертная программа "Сказание о Байкале".
Более 430 тыс. читателей или 45% населения Республики Бурятия пользуются услугами библиотек.
В музеях активизировалась экспозиционная деятельность, проводятся выставки межрегионального и международного значения.
Проведены работы по ремонту и реставрации памятников архитектуры федерального и республиканского значения на общую сумму около 2,6 млн. рублей.
Существенно расширились масштабы межрегионального и международного культурного сотрудничества. Подписаны соглашения о культурном сотрудничестве с регионами Российской Федерации, в том числе с г. Москвой, Иркутской и Читинской областями, республиками Саха (Якутия), Алтай, Тыва, Усть-Ордынским и Агинским бурятскими автономными округами.
Физическая культура и спорт.
Достигнута положительная динамика в развитии массовой физической культуры, детско-юношеского спорта, спорта среди инвалидов, в пропаганде физической культуры и спорта в средствах массовой информации.
Открытие новых детско-юношеских спортивных школ позволило увеличить количество занимающихся в них с 23 тыс. до 26 тыс. человек, число спортивных залов возросло до 413.
Растет массовость и количество физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (2002 г. - 270, 2003 г. - более 350).
Молодежная политика.
Приоритетными направлениями деятельности в сфере реализации молодежной политики являлись обеспечение занятости, правовой защиты молодежи, духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
Продолжалась работа по возрождению студенческих отрядов. Было организовано 14 отрядов с общей численностью более 300 человек.
В 2003 году началась реализация подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Республики Бурятия (2003 - 2010 годы)" и Республиканской целевой программы "Молодежь Бурятии".
В рамках Плана первоочередных мероприятий по усилению профилактики детской беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних создан социально-консультационный центр для подростков на базе подросткового клуба "Ровесник" с целью отработки технологий уличной социальной работы.
Информационная политика.
В результате реализации проекта по созданию единого информационного пространства для районных средств массовой информации во всех редакциях районных газет начала действовать электронная почта. Открыто 24 общественных пункта подключения к открытым информационным системам, в том числе в 9 сельских районах республики, что способствовало значительному ускорению информационного обмена.
Для обеспечения общедоступности государственных информационных ресурсов в сети Интернет функционирует и постоянно обновляется официальный сервер органов государственной власти Республики Бурятия.
Обеспечение безопасности граждан.
Комплексное решение задач по предупреждению, раскрытию правонарушений и преступлений, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводилось в рамках республиканских целевых программ "Программа по усилению борьбы с преступностью на 2001 - 2003 годы" и "Семья и дети Республики Бурятия" на 2001 - 2003 годы.
Началась реализация Республиканской программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Бурятия на 2003 - 2005 годы". Не было допущено проникновение на территорию республики наркотиков героиновой группы.
Возросла результативность по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, их раскрываемость составила 53%, что на 12% выше аналогичного показателя 2002 года.
В результате профилактических мер сократилось количество преступных деяний, совершенных несовершеннолетними, на 3,7%, лицами в состоянии алкогольного опьянения - на 10,4%, групповых - на 8,3%, бытовых - на 1,6 процента.
В 2003 году индикатор "уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения" составил 2560 преступлений.
Продолжалась реализация программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Бурятия на период до 2005 года".
Создан республиканский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций с целью осуществления контроля за состоянием природных и техногенных источников чрезвычайных ситуаций.
В 2003 году для проведения поисково-спасательных работ, способствующих снижению гибели и травматизма населения, создана Бурятская республиканская поисково-спасательная служба (БР ПСС) в составе 30 человек, которая работает в круглосуточном режиме.
Организованы отделения Бурятской республиканской поисково-спасательной службы в Селенгинском, Тункинском, Курумканском районах.
Реализация экологической политики.
Задачи по снижению негативного воздействия на окружающую среду были связаны с выполнением основных природоохранных мероприятий по улучшению экологической обстановки в Республике Бурятия.
Продолжалось строительство мусороперерабатывающего предприятия в г. Улан-Удэ (первая очередь по строительству производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов). Велись работы на строительстве доочистки сточных вод правобережной части г. Улан-Удэ.
В рамках реализации Республиканской программы "Обеспечение населения Республики Бурятия питьевой водой" пробурены скважины в Еравнинском, Окинском, Кяхтинском районах.
Проведены работы по строительству и ремонту защитных дамб обвалования населенных пунктов.

II. Экономический рост и развитие реального сектора
экономики

Намеченный темп роста валового регионального продукта достигнут и составил 8% к уровню 2002 года.
Промышленность.
Динамичному развитию промышленности в немалой степени способствовала реализация мероприятий, предусмотренных Планом действий Правительства Республики Бурятия на 2003 год, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.02.2003 № 43. Основной задачей Правительства Республики Бурятия на 2003 год в промышленности являлась модернизация и техническое перевооружение производства.
По итогам 2002 - 2003 годов (данные Госкомстата России) Республика Бурятия отнесена к регионам с высокими темпами роста промышленного производства, который в 2003 году составил 112,1% при программном значении 109% или за 2002 - 2003 годы - 129% и 118,3% соответственно.
В 2003 году организациями промышленности, заключившими соглашения с Правительством Республики Бурятия о социально-экономическом сотрудничестве, было произведено продукции на 20,5 млрд. руб., что составляет 77% объема промышленного производства. Данным организациям оказана государственная поддержка в виде бюджетного кредита и компенсационных выплат части платы за пользование кредитами коммерческих банков в объеме 55,8 млн. рублей.
Реализация Концепции промышленной политики в Республике Бурятия позволила обеспечить в машиностроении прирост производства на 58,2% к уровню 2002 года.
Реализация мероприятий Стратегии развития угольной отрасли позволила достичь 110,2% добычи угля.
В соответствии с Концепцией развития строительного комплекса Республики Бурятия на 2003 - 2010 годы в 2003 году был разработан и реализован комплекс мер, что позволило превысить индикатор по производству строительных материалов на 6,9 процента.
Положительная динамика в промышленности сопровождалась развитием инфраструктурных отраслей - транспорта и связи.
Не удалось реализовать потенциал развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (-5,1%), легкой (-8,4%) промышленности, энергетики (-3,6%), цветной металлургии (-0,6%), которые развиваются более низкими темпами, чем предусмотрено среднесрочной программой.
Агропромышленный комплекс.
Государственная поддержка отраслей сельского хозяйства осуществлялась в виде страхования посевов, введения льготного налогообложения и кредитования, выделения дотаций и компенсаций на отдельные виды продукции, прямого субсидирования производственных и социальных программ развития агропромышленного комплекса.
В 2003 году объем производства продукции сельского хозяйства составил 7,0 млрд. руб. или 99,6% от уровня 2002 года. Основная причина допущенного отставания - недобор зерновых культур в результате засухи. Производство зерна по сравнению с 2002 годом сократилось на 38% и составило 81,4 тыс. тонн.
Объем производства картофеля составил 178 тыс. т (110,6% к 2002 году), производство овощей составило 81,4 тыс. т (113%).
Валовой надой молока составил 232 тыс. т (уровень 2002 года), производство мяса - 58 тыс. т (106% к 2002 году), яйца - 59 млн. шт. (101% к 2002 году).
Наибольшая доля государственной поддержки направлена на производство молока и развитие племенного дела. Продолжалась реализация целевых отраслевых программ "Зерно", "Плодородие", "Развитие животноводства до 2010 года".
Внедрение мероприятий Концепции реформирования системы заработной платы и доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, позволило довести среднемесячную заработную плату до 999,3 руб., что выше программного уровня на 2 процента.
С целью оптимизации числа получателей господдержки было заключено 20 двусторонних соглашений о сотрудничестве между Правительством Республики Бурятия и администрациями муниципальных образований и 161 трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Правительством Республики Бурятия, администрациями муниципальных образований и сельскохозяйственными организациями.
Производство продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в 2003 году составило 2171,8 млн. руб. или 98,7% к уровню 2002 года.
Рост производства продукции к уровню 2002 года достигнут в мясной (на 1,8%), молочной (на 9%) и макаронной (на 37,8%) отраслях. Больше чем в 2002 году произведено цельномолочной продукции (на 8,5%), сыра жирного (на 27,4%), макаронных изделий (на 57%).
Снизились объемы производства в кондитерской отрасли - на 17,8% (на 672 т), спиртовой - на 68,2%, ликеро-водочной - на 24,4% (спирта - на 216,8 тыс. дал, водки - на 189,2 тыс. дал).
Низкая конкурентоспособность продукции мукомольно-крупяной промышленности в связи с высокой стоимостью зерна не позволила обеспечить рост объемов производства в отрасли. В итоге выполнение среднесрочной программы за 2002 - 2003 годы составило 34,1% к уровню 2001 года при программном значении 105,1 процента.
Финансы и реализация денежно-кредитной политики.
За 2003 год в бюджеты всех уровней мобилизовано 6770,9 млн. рублей налогов и платежей или 104,2% к уровню 2002 года. Налоговые поступления в консолидированный бюджет составили 5010,3 млн. рублей и увеличились на 582,3 млн. рублей (113,2%).
Увеличение налоговых поступлений в целом обеспечено за счет роста поступлений налога на доходы физических лиц - на 607,7 млн. рублей (в 1,35 раза), акцизов - на 335,0 млн. рублей (в 1,9 раза), платежей за природные ресурсы - на 168,0 млн. рублей (в 1,4 раза).
В то же время наблюдается снижение поступлений налога на добавленную стоимость (1177,8 млн. руб. в 2003 году и 1527,8 млн. руб. в 2002 году), налога на прибыль (720,9 млн. руб. и 871,1 млн. руб. соответственно) и налога на имущество организаций (494,9 млн. руб. и 568,3 млн. руб. соответственно).
Структурные изменения в отраслях экономики, значительный рост экспорта, налоговая политика, проводимая государством по снижению налогового бремени, обусловили снижение налоговой нагрузки на организации. Налоговая нагрузка снизилась с 16,4% от ВРП в 2002 году до 14,3% в 2003 году.
Реализация денежно-кредитной политики в 2003 году осуществлялась в соответствии с Концепцией развития банковского сектора Республики Бурятия и была направлена на расширение масштабов и улучшение качественных параметров банковской деятельности.
Общий объем финансовых ресурсов составил 4,9 млрд. руб. или 146% к уровню 2002 года. В структуре ресурсов на долю привлеченных средств приходится 81%, из которых вклады населения и средства юридических лиц составляют 68 процентов.
Объем собственных средств кредитных организаций в республике составил 940 млн. рублей и возрос в 1,4 раза к уровню 2002 года.
Общая сумма выданных кредитов составила 13,5 млрд. руб., из них на инвестиционные цели направлено порядка 119 млн. руб. В целом объем кредитных вложений возрос в 1,6 раза к уровню 2002 года.
Сохраняющийся экономический рост и стабильная ставка рефинансирования Банка России (16%) позволили банкам снизить процентные ставки по банковским кредитам. Средневзвешенная ставка по кредитам банков, выданным юридическим лицам (в рублях), уменьшилась на 3,7%, физическим лицам - на 4,2 процента.
Управление государственной собственностью.
Главными целями в области управления государственной собственностью Республики Бурятия являются оптимизация состава и эффективное управление государственным имуществом, обеспечение доходов от использования государственного имущества, использование государственной собственности и вытекающих из этого прав в реформировании отраслей и госпредприятий в целях повышения их эффективности.
По состоянию на 1 января 2004 года в реестр республиканского имущества внесена информация о 1541 объекте, учтено 230 республиканских юридических лиц, из них: 151 - государственные учреждения; 35 - государственные унитарные предприятия; 44 - ОАО с участием республики.
За последние годы значительно выросли доходы от использования государственной собственности Республики Бурятия, так:
- доходы от вовлечения государственного имущества в арендные отношения в 2003 году составили 37,2 млн. руб., что в 1,8 раза больше чем в 2002 году;
- дивиденды хозяйственных обществ и отчисления части прибыли госпредприятий в 2003 году составили 1,4 млн. руб., что в 1,9 раза больше чем в 2002 году;
- доходы от приватизации госпредприятий и продажи госимущества в 2003 году составили 17,2 млн. руб., что в 6,8 раза больше чем в 2002 году.
Основным источником доходов от использования государственного имущества являются доходы от аренды. По состоянию на сегодняшний день по республиканскому недвижимому имуществу заключено 128 договоров аренды (из них 80 договоров с субъектами малого предпринимательства), площадь, переданная в аренду, составляет 28,5 тыс. кв. м.
Целенаправленно ведется работа по сохранению и улучшению качества государственного имущества без снижения поступления доходов от его использования в бюджет. За 2002 - 2003 годы проведена восстановительная работа и реконструкция 42 объектов недвижимости, из них 24 являются объектами культурного и исторического наследия. За указанный период всего инвестировано на эти работы 10,3 млн. руб., из них 7,0 млн. руб. за счет средств арендаторов.
Вместе с тем анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий показывает, что количество убыточных предприятий не уменьшается, некоторые из них находятся в предбанкротном состоянии, ряд предприятий выполняют функции не свойственные для государства. Федеральный закон строго устанавливает случаи, в которых возможно создание государственных предприятий. В основном в такие случаи входят выполнение определенных социальных задач, функций относящихся исключительно к государственной сфере, что соответственно требует определенных дотаций по причине их низкой рентабельности. В связи с этим продолжается работа по оптимизации количества существующих республиканских государственных унитарных предприятий, которая направлена на их существенное сокращение с использованием механизмов преобразования в хозяйственные общества, так как данная организационно-правовая форма наиболее оптимальна для работы в конкурентной рыночной среде.
В течение 2002 - 2003 годов ликвидировано и реорганизовано пять предприятий. К концу 2005 года планируется сохранить в статусе государственных всего 12 предприятий.
В последние годы Правительством Республики Бурятия последовательно реализуется курс на приватизацию небольших пакетов акций (где доля участия государства в акционерных обществах менее 25%), не позволяющих реально влиять на управление акционерными обществами, а также убыточных и деятельность которых не связана с экономическими интересами республики.
Для того чтобы Правительство РБ могло распоряжаться землями на правах собственника, начиная с 2002 года, проводятся мероприятия по разграничению государственной собственности на землю и оформлению прав собственности. Учитывая, что это дорогостоящее, трудоемкое мероприятие и все предложения по разграничению обязательно согласовываются с Правительством РФ, данную работу планируется завершить к 2008 году.
В соответствии с процедурой, материалы на 1171 земельный участок Правительством Республики Бурятия через Минимущество России направлены в Правительство Российской Федерации. Правительством РФ из всех представленных материалов утверждено право собственности только на 11 земельных участков, расположенных на территории Республики Бурятия. Все эти участки относятся к собственности Российской Федерации, остальные 1160 участков, в том числе относящиеся к собственности Республики Бурятия, по настоящее время процедуру утверждения не прошли.
На сегодняшний день очень остро стоит вопрос об обеспечении сохранения уровня поступлений налогов на землю в бюджет республики. Единственный путь решения этой проблемы это стимулировать выкуп земли собственниками, расположенных на земельном участке, зданий, строений и сооружений, для чего необходимо вначале понизить кратность ставки земельного налога, а в дальнейшем ее наращивать, тем самым побудить пользователей к выкупу земли.
Развитие минерально-сырьевой базы.
В 2003 году на территории Республики Бурятия проводились геолого-разведочные работы по оценке и локализации прогнозных ресурсов минерального сырья: благородных, редкоземельных и редких металлов, неметаллических полезных ископаемых, топливно-энергетического сырья.
Минерально-сырьевую базу месторождений рудного золота и россыпей составляют суммарные балансовые запасы 87,5 тонн, доля разведанных запасов составляет 57 процентов.
Прогнозируемый уровень добычи россыпного золота в течение 2003 - 2010 годов составит 2,5 - 3,0 тонн, рудного - от 5,5 до 7 тонн ежегодно.
Обеспеченность золотодобывающих организаций пролицензированными и разведанными запасами (кат. С1) составляет по рудному золоту 4 года, по россыпному золоту - 5 лет.
Подсчитаны запасы бурого угля Боденского месторождения в количестве кат. С1 1,6 млн. тонн, кат. С2 - 12,7 млн. тонн.
Получен прирост запасов плавикового шпата на Хэлтэгейском месторождении кат. С1 66 тыс. тонн руды (61% от годового плана) со средним содержанием флюорита 41,8 процента.
Ожидается прирост запасов категории С1 + С2 нефрита-сырца в количестве 150 тонн и прогнозных ресурсов категории Р1 - 100 тонн на Горлыкгольском месторождении в Восточных Саянах.
Развитие потребительского рынка.
Положительная динамика развития потребительского рынка отмечена ростом оборота розничной торговли на 14,1%, высокой насыщенностью потребительскими товарами, удовлетворением платежеспособного спроса населения.
Торговые организации формируют до 79% оборота розничной торговли. Продолжается перевод рынков, контейнерных площадок в современные торговые комплексы ("Заря", "Сагаан-Морин", "Большой", "Темп" и другие).
Число организаций общественного питания возросло на 29 единиц или 1756 посадочных мест. В результате создано дополнительно 95 рабочих мест, обеспеченность посадочными местами в общественном питании возросла на 5,7% и составила 66% от нормативного значения. Улучшилось финансовое состояние организаций торговли и общественного питания.
Развитие малого бизнеса.
В 2003 году внедрен регламент государственной регистрации юридических лиц по технологии "одного окна", предусматривающей обращение заявителей и подачу необходимой документации на регистрацию юридического лица в одну инстанцию. При этом экономия времени заявителей на регистрацию юридического лица составляет 15 - 17 календарных дней.
Меры, принимаемые Правительством Республики Бурятия в развитии малого предпринимательства, позволили малым предприятиям в 2003 году произвести товаров и услуг на сумму 4,3 млрд. руб. с темпом роста в фактических ценах 150 процентов.
Объем инвестиций в основной капитал организаций в сфере малого бизнеса составил 180,2 млн. руб.
Общая численность работающих в сфере малого бизнеса составляет более 89 тыс. человек или 22,1% от численности занятых.
Развитие туризма.
В 2003 году произошло снижение объемов туристического потока, что связано с объективными причинами: неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, связанная со случаями заболевания атипичной пневмонией в Азиатском регионе, возникновение пожароопасной ситуации в Байкальском регионе.
Продолжалось строительство туристического комплекса "Байкал-клуб" в Прибайкальском районе сметной стоимостью 69 млн. руб., ввод которого планируется в 2005 году. В текущем году введен 1 корпус.
Внешнеэкономическая деятельность.
Реализация мер в области внешнеэкономической деятельности способствовала увеличению экспортных поставок Республики Бурятия за 2002 - 2003 годы в 2,1 раза, в том числе древесины и изделий из нее, угля - в Китай, Японию, Корею, авиатехники и запасных частей к ней - в Иран, Пакистан, Индию, Корею, Азербайджан, другие страны.
Внешнеторговый оборот Республики Бурятия в 2003 году достиг 347 млн. долл. с ростом к уровню 2002 года на 136,5 процента.

III. Реализация Республиканской инвестиционной программы

Объем инвестиций в основной капитал организаций в Республике Бурятия в 2003 году составил 9144,5 млн. руб. или 126,8% к уровню 2002 года (приложение 2).
Из общего объема инвестиций 89% направлено на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов производственного назначения, 11% - на развитие непроизводственной сферы.
По источникам инвестиций на долю государственных инвестиций приходится 21%, собственные средства предприятий составляют 59%, привлеченные средства - 20 процентов. Общий объем финансирования федеральных и республиканских целевых программ составил 601 млн. руб., в том числе за счет федеральных средств - 241 млн. руб., республиканских - 360 млн. рублей.
Государственная поддержка реального сектора экономики из республиканского бюджета в 2003 году составила 387 млн. руб., что превышает уровень 2002 года на 25%, и была распределена по следующим направлениям: реализация инвестиционных проектов - 112 млн. руб., капитальные вложения по лимитам Правительства Республики Бурятия - 204 млн. руб., лизинг сельхозтехники - 59 млн. руб., государственная поддержка депрессивных территорий - 5,3 млн. руб., реформирование экономики - 7,3 млн. руб., субсидии на развитие производства - 2,7 млн. руб., развитие информационных сетей - 4,3 млн. руб., НИОКР - 1,9 млн. рублей.
Десяти организациям предоставлены компенсации процентной ставки коммерческих банков, что позволило привлечь для реализации инвестиционных проектов кредитные ресурсы коммерческих банков в сумме 800 млн. рублей.
Из республиканского бюджета на реализацию республиканских программ в 2003 году выделено 417 млн. руб., в том числе 196 млн. руб. по лимитам капитальных вложений.
Это позволило провести реконструкцию действующих объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, снизить уровень износа объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, ввести в эксплуатацию 119,3 тыс. кв. м нового жилья, повысить уровень обеспеченности лечебных учреждений медицинским оборудованием и местами стационарного лечения.
За счет капитальных вложений по лимитам Правительства Республики Бурятия осуществлялось строительство объектов социальной сферы в 18 районах Республики Бурятия. Обеспечен ввод в эксплуатацию школы в п. Багдарин на 422 ученических места в Баунтовском районе, школы-сада в 113 квартале г. Улан-Удэ, школы в с. Шара-Азарга Закаменского района (1 очередь на 300 ученических мест), Дома культуры в с. Желтура Джидинского района, ЦРБ в п. Нижнеангарск, пищеблока ЦРБ в с. Бичура.





Приложение 1
к Докладу "О результатах
выполнения программы
социально-экономического
развития Республики
Бурятия на 2002 - 2004
годы за 2003 год"

ВЫПОЛНЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРОВ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
НА 2002 - 2004 ГГ. ЗА 2002 - 2003 ГОДЫ

   ----------------------------T-----T-----------------------T----------------------T-------T-----------------T------------¬

¦ Индикаторы ¦ Ед. ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦2003 г.¦ 2004 год ¦ 2004 г. к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2001 г. ¦
¦ ¦ изм.+-------T--------T------+-------T-------T------+ к +-------T---------+------T-----+
¦ ¦ ¦ Закон ¦ Отчет ¦% вып.¦ Закон ¦ Отчет ¦% вып.¦2001 г.¦ Закон ¦Программа¦Оценка¦Закон¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦1. Численность постоянного ¦тыс. ¦ 1027,4¦ 1019,4 ¦ 99,2¦ 1024,0¦ 1013,5¦ 99,0¦ ¦ 1021,2¦ 1009,1¦ ¦ ¦
¦населения на начало года ¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦ 99,7¦ 99,3 ¦ -0,4¦ 99,7¦ 99,4¦ -0,3¦ 98,7¦ 99,7¦ 99,5¦ 98,2¦ 99,1¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦2. Производство ВРП (в ¦млн. ¦35709,7¦39728,0 ¦ 111,3¦43224,8¦47357,8¦ 118,0¦ ¦51345,7¦ 64520 ¦ ¦ ¦
¦действующих ценах) ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦107,0 -¦ 106,1 ¦ -0,7¦107,0 -¦ 108,0¦ 1,0¦ 114,8¦107,0 -¦ 107 ¦ 122,6¦122,7¦
¦году ¦ ¦108,0 ¦ ¦ ¦108,0 ¦ ¦ ¦ ¦108,0 ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦Объем ВРП на душу населения¦тыс. ¦ 34,8¦ 40,6 ¦ 116,7¦ 42,2¦ 48,4¦ 125,4¦ ¦ 50,3¦ 66 ¦ ¦ ¦
¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦3. Продукция промышленности¦млн. ¦18298,0¦21288,2 ¦ 129,4¦23634,6¦25351,3¦ 107,3¦ ¦28779,8¦ 30036 ¦ ¦ ¦
¦(в действ. ценах) ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущем ¦% ¦ 108,5¦ 116,3 ¦ 7,8¦ 109,0¦ 112,1¦ 3,1¦ 130,4¦ 110,0¦ 108 ¦ 140,8¦127,9¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦в том числе по отраслям <*>¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦3.1. Электроэнергетика ¦млн. ¦ 5719,5¦ 5931,8 ¦ 103,7¦ 7540,6¦ 6193,2¦ 82,1¦ ¦ 9976,2¦ 7400 ¦ ¦ ¦
¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦ 105,0¦ 117,6 ¦ 12,6¦ 103,0¦ 84,4¦ -18,6¦ 99,3¦ 103,0¦ 103 ¦ 102,2¦113,6¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦3.2. Топливная ¦млн. ¦ 829,7¦ 739,3 ¦ 89,1¦ 976,2¦ 815,4¦ 83,5¦ ¦ 1159,7¦ 873 ¦ ¦ ¦
¦промышленность ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦ 111,3¦ 94 ¦ -17,3¦ 106,0¦ 110,2¦ 4,2¦ 103,6¦ 108,0¦ 102 ¦ 105,7¦127,4¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦3.3. Цветная металлургия ¦млн. ¦ 2153,1¦ 2541,2 ¦ 118,0¦ 2567,5¦ 2949,4¦ 114,9¦ ¦ 2953,3¦ 3130 ¦ ¦ ¦
¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦ 113,3¦ 109,1 ¦ -4,2¦ 109,4¦ 101,4¦ -8,0¦ 110,6¦ 107,5¦ 102 ¦ 772,5¦133,2¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦3.4. Машиностроение и ¦млн. ¦ 3917,2¦ 6605,6 ¦ 168,6¦ 4862,0¦ 9803,9¦ 201,6¦ ¦ 5776,1¦ 11940 ¦ ¦ ¦
¦металлообработка ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦ 107,0¦ 131,8 ¦ 24,8¦ 107,0¦ 158,2¦ 51,2¦ 208,5¦ 108,0¦ 116 ¦ 247,9¦123,6¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦3.5. Промышленность ¦млн. ¦ 514,1¦ 432,3 ¦ 84,1¦ 625,5¦ 453,5¦ 72,5¦ ¦ 735,1¦ 492 ¦ ¦ ¦
¦строительных материалов ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦ 103,2¦ 116,7 ¦ 13,5¦ 104,0¦ 110,9¦ 6,9¦ 129,4¦ 104,0¦ 104,5¦ 755,2¦111,6¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦3.6. Лесная, ¦млн. ¦ 1381,1¦ 1241,8 ¦ 89,9¦ 1646,5¦ 1235,9¦ 75,1¦ ¦ 1920,3¦ 1310 ¦ ¦ ¦
¦деревообрабатывающая и ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦целлюлозно-бумажная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦ 105,0¦ 98,5 ¦ -6,5¦ 105,5¦ 100,4¦ -5,1¦ 98,9¦ 107,0¦ 101 ¦ 99,9¦118,5¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦3.7. Легкая промышленность ¦млн. ¦ 518,7¦ 459,8 ¦ 88,6¦ 688,0¦ 411,8¦ 59,9¦ ¦ 847,6¦ 420 ¦ ¦ ¦
¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦ 118,0¦ 104 ¦ -14,0¦ 119,5¦ 93,6¦ -25,9¦ 97,3¦ 112,0¦ 100 ¦ 97,3¦157,9¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦3.3. Пищевая промышленность¦млн. ¦ 1702,4¦ 1683,4 ¦ 98,9¦ 2037,8¦ 1871,6¦ 91,8¦ ¦ 2332,3¦ 2100 ¦ ¦ ¦
¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦ 105,0¦ 126,8 ¦ 21,8¦ 105,0¦ 90,5¦ -14,5¦ 114,8¦ 105,0¦ 705 ¦ 120,5¦115,8¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦3.9. Мукомольно-крупяная и ¦млн. ¦ 236,4¦ 133,2 ¦ 56,3¦ 270,3¦ 81,8¦ 30,3¦ ¦ 297,9¦ 117 ¦ ¦ ¦
¦комбикормовая ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦ 102,0¦ 81,6 ¦ -20,4¦ 103,0¦ 41,9¦ -61,1¦ 34,2¦ 103,0¦ 117 ¦ 40,0¦108,2¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦4. Сельское хозяйство ¦млн. ¦ 7608,8¦ 6018,2 ¦ 79,1¦ 8734,9¦ 6987,5¦ 80,0¦ ¦ 9816,2¦ 8476,6¦ ¦ ¦
¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦ 102,2¦ 100,4 ¦ -1,8¦ 102,5¦ 99,6¦ -2,9¦ 100,0¦ 103,1¦ 104 ¦ 104,0¦108 ¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦5. Инвестиции в основной ¦млн. ¦ 5572,9¦ 6109,3 ¦ 109,6¦ 5037,9¦ 9144,5¦ 181,5¦ ¦ 6710,5¦ 8921,1¦ ¦ ¦
¦капитал ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦ 108,0¦ 95,4 ¦ -12,6¦ 80,0¦ 126,8¦ 46,8¦ 725,3¦ 120,0¦ 105 ¦ 129,4¦103,7¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦в том числе без БАМа темп ¦% ¦ 114,6¦ 129,9 ¦ 15,3¦ 113,0¦ 133,3¦ -12,7¦ ¦ 122,0¦ 173,9¦ ¦ ¦
¦роста к предыдущему году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦Доля инвестиций в ВРП ¦% ¦ 13,9¦ 16,2 ¦ ¦ 11,0¦ 17,9¦ ¦ ¦ 12,3¦ 13,8¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦6. Оборот розничной ¦млн. ¦16144,0¦18006,4 ¦ 111,5¦18823,9¦22578,5¦ 119,9¦ ¦21948,7¦ 26500 ¦ ¦ ¦
¦торговли ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦ 104,0¦ 114 ¦ 10,0¦ 106,0¦ 114,1¦ 8,1¦ 130,1¦ 106,0¦ 108,8¦ 141,5¦116,9¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦7. Внешнеторговый оборот ¦млн. ¦ 141,3¦ 254,4 ¦ 170,4¦ 163,0¦ 347,2¦ 213,0¦ ¦ 174,5¦ 308 ¦ ¦ ¦
¦ ¦долл.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущем ¦% ¦ 103,3¦ 140,8 ¦ 27,7¦ 115,0¦ 136,5¦ 29,2¦ 188,0¦ 107,0¦ 89 ¦ 171,0¦127,7¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦8. Среднегодовая ¦тыс. ¦ 410,3¦ 381,53¦ 95,6¦ 419,6¦ 386,3¦ 93,8¦ 95,5¦ 429,0¦ 401 ¦ 105,1¦106 ¦
¦численность занятых в ¦чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экономике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦темп роста к предыдущему ¦% ¦ 101,4¦ 99,4 ¦ -1,9¦ 102,3¦ 101,3¦ -2,0¦ ¦ 102,2¦ 101,9¦ ¦ ¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦9. Реальные располагаемые ¦% ¦ 105,0¦ 122,0 ¦ 17,0¦ 105,5¦ 108,1¦ 2,6¦ 131,9¦ 106,0¦ 109,9¦ 144,9¦117,4¦
¦денежные доходы населения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦темп роста к предыдущему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦10. Ввод жилья ¦тыс. ¦ 181,6¦ 184,9 ¦ 101,8¦ 184,9¦ 185,4¦ 100,3¦ ¦ 190,4¦ 190,4¦ 107,1¦107,1¦
¦ ¦кв. м¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+-----+
¦12. Прибыль (балансовая) ¦млн. ¦ 1740 ¦ 647,6 ¦ 37,2¦ 2001 ¦ 712 ¦ 35,6¦ ¦ 2333,0¦ 822,2¦ 56,7¦160,9¦
¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------+-----+-------+--------+------+-------+-------+------+-------+-------+---------+------+------






Приложение 2
к Докладу "О результатах
выполнения Программы
социально-экономического
развития Республики
Бурятия на 2002 - 2004
годы за 2003 год"

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ЗА
2002 - 2003 ГГ.

На выполнение основных мероприятий и инвестиционных проектов Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы за 2002 - 2003 годы привлечено инвестиций в основной капитал 15588,8 млн. руб. (2002 г. - 6444,33 млн. руб., 2003 г. - 9144,48 млн. руб.), в том числе: федеральный бюджет - 966,78 млн. руб. (2002 г. - 604,92 млн. руб., 2003 г. - 361,78 млн. руб.); республиканский бюджет - 1247,9 млн. руб. (2002 г. - 603,88 млн. руб., 2003 г. - 643,89 млн. руб.); внебюджетные средства - 13374,3 млн. руб.
Темп роста в 2002 г. составил 100,84% против заданного Программой 108,0%; в 2003 г. - 126,8%, что выше на 46,8 процентных пункта установленного плана (80%).

Диаграмма 1

Темпы роста инвестиций в 2002 - 2003 гг.

Проценты, %
140,00 ---------------------------------------------¬
¦ 126,80 ¦
¦
   -----¬    ¦

120,0 +----------------------------------+ +----+
¦ 108,00 ¦ ¦ ¦
¦
   -----¬    100,84              ¦    ¦    ¦

100 +----+ +----T----T--------------+ +----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 80,00 ¦ ¦ ¦
80,00 +----+ +----+ +----T----T----+ +----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
60,00 +----+ +----+ +----+ +----+ +----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
40,00 +----+ +----+ +----+ +----+ +----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
20,00 +----+ +----+ +----+ +----+ +----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----+----+----+-T--+----+----+----+----+
¦ программа факт ¦ программа факт ¦
¦ 2002 ¦ 2003 ¦
L---------------------+-----------------------


Таким образом, программные индикаторы по темпам роста инвестиций в основной капитал выполнены. Следует также отметить, что республика в 2003 г. по темпам роста инвестиций в основной капитал опережала среднероссийский на 16,3 процентных пункта, в 2002 г. данный индикатор был ниже на 1,8 процентных пункта. Доля инвестиций в ВРП в 2003 году выше на 1,7 процентных пункта по сравнению с 2002 годом и составила 17,9%.
В 2002 году на развитие производственной и социальной сферы направлено инвестиций 6444,33 млн. руб., что составляет 116% от порогового значения программного индикатора - 5572,91 млн. руб. На развитие отраслей промышленности направлено инвестиций в 1,4 раза больше, чем в 2001 году или 1906,53 млн. руб. Проведены мероприятия по реализации 24 федеральных и 37 республиканских целевых программам. Общий объем финансирования целевых программ составил 650,59 млн. руб. или 53,8% от объема государственных инвестиций, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 314,3 млн. руб., республиканского - 336,4 млн. руб.
За счет средств республиканского бюджета по лимитам Правительства Республики Бурятия и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ профинансированы объекты жилищного строительства, социально-культурной сферы, коммунального хозяйства и прочих направлений.
Основным источником финансирования мероприятий Программы являются внебюджетные средства, на долю которых в 2002 году приходилось 81,24% от общего объема инвестиций в основной капитал. В структуре внебюджетных средств значительную часть составляют собственные средства предприятий 54,0% или 2827,68 млн. руб.
2003 год отмечается некоторым сокращением отставания от среднероссийского уровня по объему инвестиций на душу населения. В 2002 году в республике этот показатель отставал от среднероссийского в 1,9 раза, а в 2003 - в 1,6 раза.
Общий объем инвестиций в основной капитал в 2003 году составил 9144,48 млн. руб. и составил 126,8% к уровню 2002 года, превысив пороговые значения программных индикаторов в 1,8 раза.
Наибольшее влияние на этот рост оказали инвестиции на завершение строительства БАМа (Северомуйский тоннель) - удельный вес в общем объеме инвестиций составил 45%. Объем инвестиций в отрасли транспорт отмечен на уровне 4118,83 млн. руб., темп роста - 198,46%.

Диаграмма 2

Инвестиции в основной капитал в 2001 - 2003 гг. по отраслям

Диаграмма не приводится.

   -----T-------T--------T------T------T-------T------T--------T------T-------T-------T------T--------T-------¬

¦ ¦Промыш-¦Сельское¦Лесное¦Строи-¦Транс- ¦Связь ¦Торговля¦ ЖКХ ¦Здраво-¦Образо-¦Наука ¦Культура¦Другие ¦
¦ ¦лен- ¦хозяй- ¦хозяй-¦тель- ¦порт ¦ ¦и общ. ¦ ¦охране-¦вание ¦и ¦и искус-¦отрасли¦
¦ ¦ность ¦ство ¦ство ¦ство ¦ ¦ ¦питание ¦ ¦ние ¦ ¦научн.¦ство ¦ ¦
+----+-------+--------+------+------+-------+------+--------+------+-------+-------+------+--------+-------+
¦2001¦1221,62¦ 96,82¦ 0,66¦135,33¦2763,96¦ 85,49¦ 22,45¦210,04¦ 80,43¦ 72,51¦ 5,17¦ 39,61¦1012,61¦
+----+-------+--------+------+------+-------+------+--------+------+-------+-------+------+--------+-------+
¦2002¦1906,53¦ 118,40¦ 0,81¦ 73,64¦1854,74¦106,98¦ 44,17¦269,71¦ 266,49¦ 152,41¦ 45,93¦ 26,28¦1578,26¦
+----+-------+--------+------+------+-------+------+--------+------+-------+-------+------+--------+-------+
¦2003¦1709,59¦ 118,34¦ 0,52¦103,02¦4118,83¦249,05¦ 91,58¦468,69¦ 253,19¦ 176,64¦ 3,81¦ 20,48¦1830,75¦
L----+-------+--------+------+------+-------+------+--------+------+-------+-------+------+--------+--------


Увеличению объема инвестиций в основной капитал также способствовал рост инвестиций в отрасли связь - в 2 раза (249,05 млн. руб.), в торговле, общественном питании и оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения - в 1,85 раза (91,58 млн. руб.), в жилищно-коммунальном хозяйстве - в 1,55 раза (468,69 млн. руб.), в строительстве - 1,25 раза (103,0 млн. руб.).
Вместе с тем в 2003 же году отмечается снижение объемов инвестиций в промышленности до 81,37% от уровня предыдущего года (объем инвестиций - 1709,59 млн. руб.). Максимальный темп снижения объемов инвестиций в промышленности приходится на топливную (угольную) промышленность - в 2,7 раза и промышленность стройматериалов - в 6,8 раза. В числе основных причин можно назвать сокращение объемов финансирования за счет государственных инвестиций.
Динамика структуры источников инвестиций свидетельствует об уменьшении бюджетной составляющей при увеличении их внебюджетной части: доля бюджетных инвестиций сократилась с 18,76% в 2002 году до 11,0% в 2003 году, в то время как доля внебюджетных источников возросла с 81,24% до 89,0% в 2003 г.
Государственные инвестиции в 2003 году составили 1005,67 млн. руб., в том числе 643,89 млн. рублей из средств республиканского бюджета (7,04% в общем объеме инвестиций), из федерального бюджета - 361,78 млн. руб. (3,96%), из внебюджетных источников - 8138,81 млн. руб. (89%).
Из общего объема инвестирования 90,8% или 8307,68 млн. рублей использовано на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов производственного назначения и 9,2% (836,8 млн. руб.) на развитие непроизводственной сферы.
Государственная поддержка производственной и социальной сферы экономики из республиканского бюджета за 2002 - 2003 годы составила 662,82 млн. рублей:

   ----------------------------------------------------T--------T--------¬

¦ Основные виды государственной поддержки ¦2002 год¦2003 год¦
+---------------------------------------------------+--------+--------+
¦- финансирование инвестиционных проектов ¦ 75,8 ¦ 110,1¦
+---------------------------------------------------+--------+--------+
¦- капитальные вложения по лимитам Правительства РБ,¦ 103 ¦ 181,4¦
¦включая лимиты Министерства сельского хозяйства и ¦ ¦ ¦
¦продовольствия РБ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------+--------+--------+
¦- лизинг сельхозтехники ¦ 43,6 ¦ 35,3¦
+---------------------------------------------------+--------+--------+
¦- государственная поддержка депрессивных территорий¦ 9,2 ¦ 5,0¦
+---------------------------------------------------+--------+--------+
¦- реформирование экономики ¦ 3,1 ¦ 7,3¦
+---------------------------------------------------+--------+--------+
¦- формирование интегрированных структур ¦ ¦ 5,5¦
+---------------------------------------------------+--------+--------+
¦- НИОКР ¦ 1,4 ¦ 1,9¦
+---------------------------------------------------+--------+--------+
¦- субсидии на развитие производства ¦ 63,3 ¦ 2,7¦
+---------------------------------------------------+--------+--------+
¦- развитие информационных сетей ¦ 3,62¦ 10,6¦
L---------------------------------------------------+--------+---------


За период 2002 - 2003 гг. в целях реализации инвестиционных проектов предоставлена государственная поддержка в сумме 156,1 млн. рублей. Предоставлена государственная поддержка высокоэффективным социально и экономически значимым инвестиционным проектам г. Улан-Удэ, Бичурского, Селенгинского, Заиграевского, Иволгинского районов. Так на реализацию одиннадцати инвестиционных проектов предоставлены бюджетные кредиты на общую сумму 59,1 млн. рублей.
Одним из эффективно действующих механизмов привлечения инвестиций в экономику Республики Бурятия является оказание организациям, реализующим инвестиционные проекты, государственной поддержки в виде компенсации части процентной ставки по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. В 2003 году 10 организаций получили компенсацию процентной ставки коммерческих банков в объеме 49,0 млн. руб. Государственная поддержка инвестиционных проектов в виде компенсационных выплат и государственных гарантий, обеспечивающая снижение инвестиционных рисков кредитных организаций, позволила тем самым привлечь кредитные ресурсы коммерческих банков на сумму порядка 800 млн. рублей. На 1 руб. вложенных бюджетных инвестиций из республиканского бюджета (110,1 млн. руб.) привлечено 2,2 руб. кредитов банков (в 2002 г. - 6 руб.).
В результате реализации наиболее значимых инвестиционных проектов, осуществляемых с использованием государственной поддержки, организациями проведена модернизация производств, внедрены современные технологии способствующие выпуску конкурентоспособной продукции.
Лесопереработка. В целях модернизации производства ООО "СПК "Зодчий" установлено новое оборудование по производству дверных и оконных блоков. В рамках реализации 2-го этапа инвестиционного проекта "Глубокая переработка древесины" ООО "Лес Сибири" создана механизированная линия по изготовлению и сборке дверных и оконных блоков.
Стройиндустрия. Начата реализация инвестиционного проекта "Строительство дробильно-сортировочного комплекса на Билютинском месторождении известняка" ОАО "Управление карьера Татарский ключ".
Агропромышленный комплекс. Продолжается техническое перевооружение колбасного производства на ОАО "Бурятмясопром". Осуществлено техническое оснащение современным немецким оборудованием на ЗАО "Амта". Установлена технологическая линия по производству короткорезаных макаронных изделий на ОАО "Улан-Удэнская макаронная фабрика".
Туризм. Продолжается строительство туристического комплекса в пос. Гремячинск на берегу оз. Байкал ОАО "Байкал-Клуб".
Угольная промышленность. Реализуется проект ООО "Орхон" в Селенгинском районе "Развитие малых угольных разрезов", в целях увеличения добычи угля приобретены основные производственные средства на сумму 9,0 млн. руб.
Реализация инвестиционных проектов Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2003 год, получивших государственную поддержку из республиканского бюджета способствовала:
- созданию новых производств, модернизации, техническому перевооружению и реконструкции действующих;
- повышению конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей за счет расширения ассортимента и улучшения качественных характеристик;
- снижению социальной напряженности, решению проблем занятости (в 2002 г. создано и сохранено порядка 2654 рабочих мест, в 2003 г. - 3592);
- дополнительному производству продукции на сумму порядка 1200,0 млн. рублей, перечислению около 140 млн. рублей налогов во все уровни бюджетов.
За счет капитальных вложений по лимитам Правительства Республики Бурятия осуществлялось строительство объектов здравоохранения, культуры, образования. В 2003 году лимит капитальных вложений Правительства Республики Бурятия, включая лимиты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия составил 196,9 млн. руб., что в два раза выше уровня 2002 года. Фактическое финансирование составило 92% или 181,4 млн. рублей. Лимиты капитальных вложений предоставлялись преимущество на строительство и реконструкцию объектов социально-культурной сферы, их доля составила 88% от общей суммы (против 63% 2002 года).
За 2002 - 2003 годы введены в эксплуатацию следующие объекты: общежитие в п. Нижнеангарск, школа в с. Сорок Окинского района на 198 уч. мест, Международный эколого-образовательный центр (МЭОЦ) "Истомино" в Кабанском районе, больница в с. Курумкан на 50 коек, здание военкомата в г. Улан-Удэ, Дом культуры в с. Желтура Джидинского района, школа-сад в 113 квартале г. Улан-Удэ на 492 учебных места, центральная районная больница в п. Нижнеангарск на 50 коек (1 очередь), школа в с. Субуктуй Кяхтинского района на 80 ученических мест, школа в п. Багдарин Баунтовского района на 422 ученических места, школа в с. Шара-Азарга Закаменского района (2 очередь) на 264 ученических места, пищеблок центральной районной больницы в с. Бичура (202 кв. м).
Одним из условий активизации процессов в инвестиционной сфере является привлечение сбережений населения в экономику Республики Бурятия. Одним из механизмов привлечения средств населения в жилищное строительство является ипотека. В 2002 - 2003 годах ОАО "Ипотечная корпорация Республики Бурятия" предоставлено ипотечных займов на сумму 30,0 млн. рублей, при этом средняя сумма ипотечного займа составила - 225,0 тыс. рублей, что способствовало введению в эксплуатацию 5380 кв. м общей жилой площади.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru