ЗАКОН Республики Бурятия от 26.04.1991
(ред. от 25.02.2004)
"О ЛЕСЕ"
(принят Верховным Советом РБ 26.04.1991)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Бурятия", № 171, 11.09.1999,
"Собрание законодательства Республики Бурятия", № 3, 1999,
"Ведомости Верховного Совета Республики Бурятия", № 3, 1992.
Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 № 899-III.
Принят
Верховным Советом
Республики Бурятия
26 апреля 1991 года
(в ред. Законов Республики Бурятия
от 25.08.1999 № 260-II, от 07.05.2001 № 740-II,
от 25.02.2004 № 653-III)
Настоящий Закон регулирует лесные отношения по осуществлению полномочий Республики Бурятия, определенных Лесным кодексом Российской Федерации, по вопросам владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территории Республики Бурятия, а также другие положения, не урегулированные федеральным законодательством.
Статья 1. Общие понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
участок лесного фонда - участки леса, а также участки лесных земель, не покрытые лесной растительностью, участки нелесных земель;
группа лесов - классификационная категория лесов, устанавливаемая для их дифференциации по основному социально - экономическому и экологическому назначению, местоположению, выполняемым функциям и определением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и лесопользования;
категория защитности лесов - классификационная категория, устанавливаемая для дифференциации лесов первой группы, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных функций, а также лесов особо охраняемых природных территорий. Природоохранные функции леса подразделяются на водоохранные, защитные, санитарно - гигиенические, оздоровительные и другие, которые могут усиливаться или ослабляться в зависимости от состояния леса;
особо защитный участок леса - участки лесов с охраняемым режимом лесопользования, где может быть запрещено применение рубок главного пользования;
лесные ресурсы - запасы древесины, технического и лекарственного сырья, а также иные лесные ресурсы;
лесопользование - заготовка древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, осуществление побочных лесопользований, а также для нужд охотничьего хозяйства, научно - исследовательских, культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целей;
главное пользование - пользование лесным фондом, осуществляемое в порядке проведения рубок главного пользования, которые могут быть сплошными, постепенными и выборочными;
промежуточное пользование - пользование древесиной, осуществляемое при проведении рубок промежуточного пользования, к которым относятся рубки ухода, выборочные санитарные рубки, рубки реконструкции;
пользование второстепенными лесными ресурсами - заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовой, сосновой, еловой лапки, новогодних елок и др.);
побочное лесопользование - пользование лесным фондом для сенокошения и пастьбы скота, размещения ульев, пасек и др., заготовки и сбора пищевой и другой недревесной лесной продукции;
дикоросы - дикорастущие плоды, ягоды, грибы, орехи и другие пищевые лесные ресурсы, а также лекарственное и техническое сырье;
промысловая заготовка продукции побочного лесопользования - организованная заготовка (сбор) продуктов побочного пользования, а также закуп их юридическими и физическими лицами в районах произрастания указанных продуктов для реализации в натуральном или переработанном виде;
древостой - совокупность деревьев, являющихся основным компонентом насаждений;
лесосека - участок леса, отведенный для рубок главного пользования, рубок ухода за лесом, санитарных и иных рубок, отграниченный визирами и закрепленный лесосечными, деляночными столбами;
Абзац исключен. - Закон Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II
Абзац исключен. - Закон Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II
лесные культуры - создаваемые искусственным путем насаждения (посадкой или посевом) древесных и кустарниковых пород. К лесным культурам относятся также лесные земли, на которых посажены или посеяны древесные и кустарниковые породы, до перевода их в покрытые лесом земли;
охрана леса - область деятельности, направленная на предотвращение, обнаружение, ограничение распространения и ликвидацию лесных пожаров, выявление и пресечение нарушений лесного законодательства и законодательства об охране и использовании животного мира, привлечение нарушителей к установленной законодательством ответственности;
защита леса - комплекс правил, методов и технологий, используемых для повышения устойчивости и защиты лесов, лесных питомников, плантаций и лесных культур, прочих объектов лесного хозяйства и лесной продукции от вредителей, болезней и природных явлений;
собственные нужды - потребность гражданина или юридического лица в древесине и других лесных ресурсах для обеспечения нужд собственного хозяйства;
Абзац исключен. - Закон Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II
Статья 2. Полномочия Народного Хурала Республики Бурятия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов
К полномочиям Народного Хурала Республики Бурятия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся:
1) разработка и принятие законов Республики Бурятия;
2) утверждение территориальных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
3) утверждение расходов, направляемых из средств бюджета Республики Бурятия на финансирование воспроизводства лесов;
4) отнесение лесов к ленточным борам, защитным полосам вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского значения, запретным полосам лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к лесам на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющих важное значение для охраны окружающей природной среды, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы лесов в другую;
5) запрещение побочных лесопользований в районах, загрязненных тяжелыми металлами и радионуклидами;
6) установление границ участков лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства и лесопользования на территории традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей.
Статья 3. Полномочия Правительства Республики Бурятия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов
К полномочиям Правительства Республики Бурятия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся:
1) участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территории Республики Бурятия:
2) разработка и реализация территориальных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
3) принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование, а также в краткосрочное пользование для удовлетворения местных потребностей;
4) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
5) приостановление, ограничение и прекращение работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства лесов;
6) установление порядка привлечения граждан и юридических лиц к тушению лесных пожаров;
7) организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите лесов от вредителей и болезней леса;
8) организация воспитания, образования и просвещения населения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
9) обеспечение населения необходимой информацией по вопросам использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
10) перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах второй и третьей групп, установление размеров платы, взимаемой с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществлен указанный перевод и (или) изъятие земель;
11) утверждение нормативов лесопользования для удовлетворения собственных нужд граждан, имеющих право на льготы по платежам за пользование лесным фондом;
12) согласование правил подсочки древостоев, а также зоны обязательной подсочки;
13) утверждение нормативов пользования древесиной и другими лесными ресурсами для удовлетворения собственных потребностей граждан и юридических лиц при передаче участков лесного фонда в безвозмездное пользование;
14) утверждение правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочных лесопользований;
15) установление порядка пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, научно - исследовательских, культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целей;
16) согласование мест строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, после проведения государственной экологической экспертизы;
17) участие в утверждении расчетных лесосек;
18) установление режима ведения лесного хозяйства и лесопользования в лесах, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения:
19) утверждение параметров особо защитных участков лесов и принятие решений о запрещении в них рубок главного пользования;
20) утверждение составов конкурсных комиссий по передаче участков лесного фонда в аренду, а также аукционных комиссий по проведению лесных аукционов;
21) расширение перечня видов второстепенных лесных ресурсов и побочных лесопользований по согласованию с уполномоченным на то органом исполнительной власти;
(в ред. Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II)
22) выставление участков лесного фонда на лесные конкурсы и лесных ресурсов на лесные аукционы;
23) ограничение пребывания граждан в лесах в целях пожарной безопасности, а также сбора дикоросов в интересах ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства;
24) Исключен. - Закон Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II
25) установление порядка ведения лесного хозяйства, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений;
26) установление ставок лесных податей и ставок арендной платы (за исключением минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню), а также платы за перевод лесных земель в нелесные земли по согласованию с уполномоченным на то органом исполнительной власти.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II)
Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления районов и городов в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов законами Республики Бурятия.
К полномочиям органов местного самоуправления районов и городов относится:
1) распределение лесосечного фонда, предоставляемого в краткосрочное пользование для удовлетворения потребностей в древесине организаций, учреждений, финансируемых за счет бюджета, сельскохозяйственных организаций и населения соответственно располагающихся и проживающего на данной территории;
2) участие в работе комиссий по проведению конкурсов на предоставление участков лесного фонда в аренду;
3) участие в работе комиссий по проведению лесных аукционов для предоставления лесных участков в краткосрочное пользование;
4) регулярное бесплатное получение от уполномоченных на то органов исполнительной власти информации о состоянии лесного фонда на соответствующей территории;
(в ред. Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II)
5) участие вместе с уполномоченным на то органом исполнительной власти в регулировании площадей в пределах лесного фонда, на которых разрешается сенокошение и пастьба скота;
(в ред. Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II)
6) участие в организации и проведении противопожарных мероприятий.
Статья 5. Исключена. - Закон Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II
Статья 6. Исключена. - Закон Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II
Статья 7. Лесные конкурсы
Для проведения лесного конкурса создается комиссия, состав которой утверждается Правительством Республики Бурятия.
Часть 2 исключена. - Закон Республики Бурятия от 25.02.2004 № 653-III.
Статья 8. Установление границ участков лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства и лесопользования на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей
На территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей законодательством Российской Федерации устанавливается особый режим ведения лесного хозяйства и лесопользования, обеспечивающий сохранение условий для традиционной хозяйственной деятельности указанных народов и общностей. Границы указанных территорий устанавливаются Народным Хуралом Республики Бурятия по предложениям субъектов права законодательной инициативы Республики Бурятия.
Статья 9. Утверждение параметров особо защитных участков лесов
Часть 1 исключена. - Закон Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II
Параметры особо защитных участков лесов утверждаются Правительством Республики Бурятия по представлению уполномоченного на то органа исполнительной власти.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II)
Предложения по параметрам особо защитных участков лесов подготавливаются при лесоустройстве, охотустройстве и утверждаются до разработки проектов. Такие участки лесов в соответствии с утвержденными параметрами отграничиваются на планово - картографических материалах.
В периоды между лесоустройством, охотустройством параметры особо защитных участков лесов уточняются или устанавливаются поданным натурных обследований специалистов лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством и других организаций, которые готовят необходимые обоснования по установлению параметров особо защитных участков лесов.
На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение сплошных рубок главного пользования, а также других способов рубок Правительством Республики Бурятия по предложению уполномоченного на то органа исполнительной власти, Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Бурятия, Государственного комитета Республики Бурятия по экологии и природопользованию.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II)
Статья 10. Ограничение права пребывания граждан в лесах
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что граждане имеют право свободно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы и другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье в порядке, установленном правилами побочных лесопользований, а также участвовать в культурно - оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пребывание граждан в лесах, сбор дикоросов для собственных нужд могут быть ограничены в интересах пожарной безопасности лесов и ведения орехопромыслового, лесоплодового, лесосеменного хозяйства. Решения об ограничении пребывания граждан в лесах принимаются Правительством Республики Бурятия в период высокой пожарной опасности по предоставлению уполномоченного на то органа исполнительной власти и (или) органами местного самоуправления по представлению лесхоза.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II)
В решении указываются сроки и территория лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, в которых ограничено (запрещено) пребывание граждан в лесах.
Решения об ограничении пребывания граждан в лесах в интересах ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства принимаются Правительством Республики Бурятия по предложениям уполномоченного на то органа исполнительной власти. В решении указываются сроки и участки лесного фонда, где ограничено пребывание граждан в лесах или запрещен сбор дикоросов.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II)
В государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и других особо охраняемых природных территориях ограничение пребывания граждан в лесах регламентируется установленным в них режимом лесопользования.
Статья 11. Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и ведения лесного хозяйства
Источниками финансирования расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и ведения лесного хозяйства являются:
Абзац 2 исключен. - Закон Республики Бурятия от 25.02.2004 № 653-III.
собственные средства органов лесного хозяйства, которые образуются за счет:
1) выручки от реализации лесопродукции, полученной при проведении рубок промежуточного пользования (древесины, новогодних елок, хвойного лапника, метел и других материалов), реализации семян и посадочного материала;
2) лесных податей и арендной платы в размере разницы между фактическими платежами и платежами по минимальным ставкам, направляемым в бюджеты разных уровней;
3) платы за оказанные услуги юридическим и физическим лицам;
4) сумм неустоек и штрафных санкций за нарушение правил лесопользования и лесного законодательства;
5) компенсационных выплат за ущерб, связанный с отчуждением и порчей земель лесного фонда;
6) прибыли, полученной от переработки и утилизации низкосортной и мелкотоварной древесины, от рубок ухода за лесом и реализации продукции побочного пользования лесом при условии использования этой прибыли на ведение лесного хозяйства;
7) благотворительных взносов и пожертвований юридических и физических лиц;
8) других поступлений, не противоречащих законодательствам Российской Федерации и Республики Бурятия.
Эти средства приравниваются к бюджетным и направляются на ведение лесного хозяйства и развитие социальной сферы.
Статья 12. Финансирование расходов на воспроизводство лесов
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации расходы на воспроизводство лесов финансируются за счет средств бюджета Республики Бурятия.
Финансирование должно обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству лесов в объемах, предусмотренных федеральными и республиканскими государственными программами использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
При отсутствии указанных программ финансирование должно обеспечивать выполнение объемов указанных мероприятий, определенных проектами лесоустройства по видам и срокам их проведения.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II)
Статья 13. Республиканские программы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд
Республиканские программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов разрабатываются уполномоченным на то органом исполнительной власти с привлечением научно - исследовательских учреждений и участием республиканских органов в области охраны окружающей природной среды, других заинтересованных организаций и утверждаются Народным Хуралом Республики Бурятия.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II)
Реализация республиканских программ использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляется уполномоченный на то орган исполнительной власти, в городских лесах - органами местного самоуправления.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II)
Финансирование разработки указанных программ и их реализация осуществляются из бюджета Республики Бурятия.
Статья 14. Распределение платежей, поступающих за пользование лесным фондом
Платежи за пользование лесным фондом зачисляются в доходы федерального бюджета и доходы республиканского бюджета в соответствии с федеральным законодательством.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 25.02.2004 № 653-III)
Часть лесных податей и арендной платы за древесину, отпускаемую на корню, от средств, поступивших в бюджет Республики Бурятия, направляется соответствующему уполномоченный на то орган исполнительной власти на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми федеральным органом управления лесным хозяйством.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 № 740-II)
Часть 3 исключена. - Закон Республики Бурятия от 25.02.2004 № 653-III.
Штрафы и иные суммы принудительного изъятия от применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности подлежат зачислению в бюджеты в соответствии с федеральным законодательством.
(в ред. Закона Республики Бурятия от 25.02.2004 № 653-III)
Контроль за использованием средств на воспроизводство лесов осуществляется Счетной палатой Республики Бурятия, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и финансовыми органами республики.
Председатель Верховного
Совета Бурятской ССР
С.Н.БУЛДАЕВ
г. Улан-Удэ, Дом Советов
26 апреля 1991 года