Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РБ от 10.12.2003
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ МЭРА ГОРОДА УЛАН-УДЭ ОТ 7 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА № 171 "О ПОРЯДКЕ НАЧИСЛЕНИЯ ОПЛАТЫ ЗА ПОТРЕБЛЕННУЮ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ АБОНЕНТАМ, НЕ ИМЕЮЩИМ ЭЛЕКТРОСЧЕТЧИКОВ"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 235, 16.12.2003


Вступил в силу с 10 декабря 2003 года (пункт 3 данного документа)



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2003 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ МЭРА
ГОРОДА УЛАН-УДЭ ОТ 7 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА № 171 "О ПОРЯДКЕ
НАЧИСЛЕНИЯ ОПЛАТЫ ЗА ПОТРЕБЛЕННУЮ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ
АБОНЕНТАМ, НЕ ИМЕЮЩИМ ЭЛЕКТРОСЧЕТЧИКОВ"

Конституционный суд Республики Бурятия в составе председателя К.А.Будаева, судей А.Д.Улымжиева, Г.В.Егоровой, с участием заявителей - гражданки Л.А.Кремлевой; председателя Союза потребителей города Улан-Удэ И.А.Баертуева; представителя мэра города Улан-Удэ - заведующей отделом по правовому обеспечению жилищно-коммунального хозяйства Правового управления Администрации города Улан-Удэ Н.В.Максимовой, руководствуясь статьей 99, частью 3 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, частью 3 статьи 3, статьями 47, 50, 55 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" (в редакции Законов Республики Бурятия от 14.04.2000 № 373-II, от 24.12.2001 № 895-II), рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановления мэра города Улан-Удэ от 7 апреля 2000 года № 171 "О порядке начисления оплаты за потребленную электроэнергию абонентам, не имеющим электросчетчиков", опубликованного в газете "Городская газета", № 14, 13.04.2000, в связи с обращениями гражданки Лидии Анатольевны Кремлевой и Союза потребителей города Улан-Удэ.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.В.Егоровой, объяснения представителей сторон, а также выступления приглашенных в заседание представителей: от МУП "Городские электрические сети" - юрисконсульта И.Б.Бузиной, от Энергосбыта ОАО "Бурятэнерго" - заместителя директора по правовым вопросам А.Н.Утенкова, от Бурятского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - ведущего специалиста Д.Н.Гомбоевой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Бурятия

установил:

10 октября 2003 года в Конституционный суд Республики Бурятия поступило обращение гражданки Л.А.Кремлевой о признании неконституционным постановления мэра города Улан-Удэ от 7 апреля 2000 года № 171 "О порядке начисления оплаты за потребленную электроэнергию абонентам, не имеющим электросчетчиков".
18 ноября 2003 года в Конституционный суд Республики Бурятия поступило обращение Союза потребителей города Улан-Удэ о признании вышеуказанного постановления мэра города Улан-Удэ не соответствующим Конституции Республики Бурятия.
Определением Конституционного суда Республики Бурятия от 20 ноября 2003 года данные обращения соединены в одном производстве.
Согласно пунктам "ж" и "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации, пунктам "ж" и "и" статьи 61 Конституции Республики Бурятия к ведению Российской Федерации отнесены основы ценовой политики и федеральные энергетические системы. По предметам исключительного ведения Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют только те полномочия, которые закреплены за ними федеральными законами и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. ст. 76, 78 Конституции Российской Федерации). В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ, от 10.01.2003 № 6-ФЗ, от 26.03.2003 № 38-ФЗ, 07.07.2003 № 125-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. Согласно этому положению федерального закона в Республике Бурятия государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, решением Правительства Республики Бурятия поручено Региональной энергетической комиссии.
7 апреля 2000 года мэр города Улан-Удэ принял постановление "О порядке начисления оплаты за потребленную электроэнергию абонентам, не имеющим электросчетчиков". Данным постановлением был определен порядок оплаты за потребленную электроэнергию в отношении жителей (абонентов) города Улан-Удэ, не имеющих электросчетчиков, с применением коэффициентов, учитывающих количество проживающих в квартире членов семьи и количество комнат, до установки приборов учета. Таким образом, население города Улан-Удэ, потребляющее электроэнергию, по-существу, подразделилось на две группы: абоненты, оплачивающие стоимость потребленной электроэнергии согласно тарифам, предусмотренным федеральными нормативно-правовыми актами и нормативно-правовыми актами Республики Бурятия, и абоненты, не имеющие электросчетчиков, оплачивающие за потребленную электроэнергию в соответствии с постановлением мэра города Улан-Удэ от 7 апреля 2000 года № 171 "О порядке начисления оплаты за потребленную электроэнергию абонентам, не имеющим электросчетчиков".
Представитель мэра города Улан-Удэ в суде заявила, что оспариваемое постановление не носит нормативно-правового характера, а содержит рекомендации по начислению оплаты за потребленную электроэнергию, так как других законодательных актов в отношении данных абонентов не существует.
Однако в соответствии с пунктом 1 ст. 29 Устава города Улан-Удэ, принятого в 1997 г. (в редакции решений городского Совета депутатов от 27.05.1999 № 399-47, от 06.09.2001 № 179-22, от 25.10.2001 № 195-23), пунктом 1 ст. 25 Устава муниципального образования "Город Улан-Удэ", принятого решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов 21.11.2002 (в редакции решения городского Совета депутатов от 25.09.2003 № 435-48), правовые акты, принятые главой муниципального образования - мэром города в пределах его компетенции, именуются постановлениями, распоряжениями. Постановление - акт, принимаемый главой муниципального образования - мэром города по вопросам его компетенции, носит нормативный характер и обязателен для всех лиц, проживающих на территории города.
Объяснениями заявителей Л.А.Кремлевой и председателя Союза потребителей города Улан-Удэ И.А.Баертуева, а также письменными ответами руководства Муниципального унитарного предприятия "Городские электрические сети" по жалобам Л.А.Кремлевой, семьи Ильницких, показаниями свидетеля О.В.Мокровой подтверждается, что постановление мэра города Улан-Удэ от 7 апреля 2000 года носит обязательный характер для граждан и организаций и является нормативным правовым актом.
Размер оплаты по постановлению мэра города Улан-Удэ для абонентов, не имеющих электросчетчиков, существенно выше тарифов, утвержденных Региональной энергетической комиссией Республики Бурятия на основе Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Постановление мэра города Улан-Удэ от 7 апреля 2000 года № 171 "О порядке начисления оплаты за потребленную электроэнергию абонентам, не имеющим электросчетчиков" ставит заявительницу Л.А.Кремлеву и других абонентов, не имеющих электросчетчиков, в неодинаковые условия по сравнению с другими гражданами-потребителями электроэнергии, имеющими приборы учета. Такое положение создает неравенство граждан перед законом, что противоречит требованиям частей 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации и частей 1 и 2 статьи 17 Конституции Республики Бурятия, которые гласят: "1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".
Согласно части 2 ст. 11 Конституции Республики Бурятия законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Бурятия, не должны противоречить Конституции Республики Бурятия, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
В соответствии со ст. ст. 7 и 8 Всеобщей Декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 61, 62, 75 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия", Конституционный суд Республики Бурятия

постановил:

1. Признать постановление мэра Улан-Удэ от 7 апреля 2000 года № 171 "О порядке начисления оплаты за потребленную электроэнергию абонентам, не имеющим электросчетчиков" не соответствующим Конституции Республики Бурятия, ее статьям 17 (части 1 и 2), 11 (часть 2).
2. Согласно части 5 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, части 5 статьи 3 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" постановление мэра города Улан-Удэ от 7 апреля 2000 года № 171 утрачивает силу.
3. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
4. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном суде Республики Бурятия" данное постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.

Конституционный суд
Республики Бурятия


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru