Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 13.10.2003 № 307
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2003 - 2010 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 198, 22.10.2003, Официальный вестник № 53






ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2003 г. № 307

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО
ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2003 - 2010 ГОДЫ

В целях разработки и реализации государственной политики в области образования и науки по решению социально-гуманитарных проблем общества, повышения эффективности ресурсного обеспечения образования, его доступности и качества Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития попечительского движения в Республике Бурятия на 2003 - 2010 годы (далее - Концепция).
2. Руководителям министерств, ведомств принять необходимые меры по выполнению положений Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления, общественным объединениям принять участие в реализации Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 13.10.2003 № 307

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
НА 2003 - 2010 ГОДЫ

Введение

Попечительство как институт гражданского общества имеет глубокие исторические корни. Сегодня попечительская деятельность актуализируется на всех уровнях общественной жизни, приобретая новые формы в виде партнерства государства и коммерческого сектора, государства и гражданина в оказании поддержки в тех направлениях, где государство испытывает недостаток возможностей для реализации конституционных и неотъемлемых прав граждан.
Вновь формируемое российское законодательство, используя мировой опыт, дает некоторую возможность развивать благотворительность и направлять ее на решение социально значимых задач. Особой поддержки в сложных социально-экономических условиях требует образование. Российская нормативно-правовая база предоставляет право образовательным учреждениям в условиях значительного дефицита бюджетных средств привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Для этого общеобразовательным учреждениям рекомендовано открывать внебюджетные счета либо создавать фонды развития образовательных учреждений, курируемые советами фондов или попечительскими советами, создание которых продиктовано необходимостью упорядочения отношений образовательных учреждений с обучающимися, их родителями, педагогическими и другими организациями и учреждениями, а также благотворителями на основе равноправного партнерства.
Термин "попечительство" означает одну из форм участия общественности в управлении образованием. Попечительская деятельность - это производство целей системы образования, это опосредование общественных образовательных потребностей и поиск ресурсов реализации этих образовательных потребностей. Более того, попечительство - это институт образовательной политики.
Анализ форм участия общественности в управлении образованием в западных странах показывает, что 90% попечителей участвуют в управлении образовательными учреждениями (или образовательными округами) через попечительские советы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" попечительский совет является формой самоуправления образовательного учреждения и призван помочь дальнейшему развитию системы образования в целом, в том числе дополнительному привлечению внебюджетных финансовых ресурсов и осуществлению контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды образовательных учреждений. Порядок выборов и компетенция попечительского совета определяются уставом общеобразовательного учреждения.
Для организации деятельности попечительских советов необходима поддержка государственных и муниципальных органов власти, поскольку это является политическим решением на основе гражданской инициативы.

1. Основные тенденции и проблемы развития
попечительского движения в Республике Бурятия

Республика Бурятия, как стабильно развивающийся субъект Российской Федерации, вносит свой вклад в экономические, политические, социальные процессы, в становление и развитие демократического правового государства. Это заслуга многих отраслей, среди которых ведущее место занимают образование и наука.
В системе образования Республики Бурятия, направленной на получение современного качественного образования всех уровней, в течение последнего десятилетия происходят значительные изменения, обусловленные процессом демократизации общества, предоставлением академической автономии образовательным учреждениям.
В республике развернуто инновационное движение, создана сеть инновационного образования. Новым этапом образовательной политики республики стало развитие попечительского движения.
Движение попечителей в Бурятии развивается в двух направлениях. С одной стороны - представители коммерческих и некоммерческих организаций, включая руководителей крупных торгово-промышленных предприятий, граждане, известные своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной деятельностью и заинтересованные в своем участии в образовательной политике, пришли в образование в качестве реформаторов. Крупный бизнес начал помогать школам, и предприниматели увидели, как неэффективно устроено хозяйство образования: отсутствует автономия школы, и как следствие отсутствие финансового маневра для экономики школы.
С другой стороны, Министерство образования и науки Республики Бурятия при поддержке Правительства Республики Бурятия создает проект партнерства бизнеса и образования. Это партнерство выражается не только в том, что успешный в бизнесе предприниматель оказывает благотворительную помощь образовательному учреждению. Проект предполагает участие успешных в бизнесе людей, которые могут стать общественными управляющими, т.е. лицами, реализующими функции общественного соуправления образованием и которые смогут вести диалог с властью.
Методика, разработанная Министерством образования и науки Республики Бурятия совместно с Институтом образовательной политики "Эврика", предусматривает подготовку попечителей по вопросам развития и становления попечительской деятельности в целях организации индивидуальной и корпоративной работы, связанной с анализом, систематизацией и обобщением действующего опыта в области социальной образовательной политики и практики его применения.
Попечительская деятельность в республике сегодня существует на разных уровнях: на уровне образовательных учреждений и на муниципальном. В настоящее время преобладающей организационно-правовой формой попечительства являются попечительские советы при общеобразовательных учреждениях, имеющие различную организационно-правовую форму. В анализе нормативных материалов выделены два аспекта нормативно-правового обеспечения: федеральное законодательство, на которое опираются организаторы деятельности попечительских советов и собственные локальные нормативные акты, используемые в деятельности попечительских советов. Наблюдается тенденция к росту в республике попечительских советов. В целом по республике 75% образовательных учреждений от общего количества школ (569) имеют попечительские советы. По данным районов первое полугодие 2002 г. попечительский фонд составил 6143,8 тыс. рублей. Средства распределяются по решению совета по мере необходимости для нужд образовательных учреждений.
В настоящее время динамика развития попечительского движения требует институциализации этого движения на республиканском уровне и создания соответствующих организационных структур.
Экономическая функция попечительского движения, определенная действующей нормативно-правовой базой создания и функционирования попечительских советов: Указом Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 "О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации" и принятого в соответствии с ним постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1999 № 1379 "Об утверждении примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения", характеризуется следующими факторами:
- попечительские советы рассматриваются как один из каналов привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования школы;
- финансовые средства попечительского совета частично компенсируют отсутствие средств из бюджета на обеспечение учебного процесса;
- в состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения;
- реальным владельцем финансовых средств попечительского совета становится образовательное учреждение.
Сегодня очевидно, что без реализации многоканальных схем внебюджетного, долевого финансирования образовательного учреждения невозможно не только его развитие, но и функционирование. Наличие финансовой, правовой и имущественной базы попечительского совета обуславливает конкурентные преимущества коллектива образовательного учреждения на рынке труда и образовательных услуг. С другой стороны, данные факторы, а также требования рыночной экономики обуславливают необходимость обеспечения реальной финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, включая наличие собственной бухгалтерии и расчетного счета.
Попечительский совет обеспечит выполнение новых управленческих функций в образовании - реализацию принципов общественно-государственного управления образовательными учреждениями. Современные условия требуют включения общественности в управление образованием, что положительно скажется на качестве оказываемых населению образовательных услуг.
Реализация политической функции попечительского совета позволит также использовать попечительский совет для проведения стратегии модернизации в образовании с учетом национально-региональных, культурных особенностей Республики Бурятия. При этом очевидной закономерностью является то, что движение попечителей эффективно развивается там, где есть сильные политики, предприниматели или деятели образования, которым верят попечители.

2. Цель и задачи развития попечительского движения

Основной целью развития попечительского движения Республики Бурятия является повышение эффективности ресурсного обеспечения образования, его доступности и качества путем создания системы общественно-государственного управления образованием.
Основными задачами развития попечительского движения являются:
- содействие в укреплении престижа гуманистических ценностей гражданского общества, общественного самоуправления;
- защита прав и интересов учащихся, студентов, творческой интеллигенции, педагогических и трудовых кадров;
- поддержка инновационных направлений в сфере образования и гуманитарных инициатив;
- создание института общественных управляющих (объединение усилий влиятельных в обществе, разумных, успешных и социально мотивированных людей, которые хотели бы занять нишу общественной власти в образовании);
- формирование устойчивого финансового внебюджетного фонда развития образовательных учреждений, который поможет повышению эффективности их функционирования;
- установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды образовательных учреждений;
- контроль за использованием целевых внебюджетных средств;
- содействие совершенствованию материально-технической базы образовательных учреждений;
- внесение предложений учредителю по совершенствованию их деятельности, реализация механизмов соучредительства и т.д.
Основными направлениями развития попечительского движения являются:
- создание Союза попечителей Республики Бурятия;
- обучение, консультационная поддержка лидеров и членов попечительских советов в области некоммерческого менеджмента, направленной на обеспечение развития попечительского движения, повышения эффективности в деятельности попечительских советов;
- всестороннее содействие процессу построения взаимовыгодного взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления, средствами массовой информации;
- подготовка к утверждению учредительных документов деятельности, как необходимого условия функционирования и развития попечительского движения.

3. Основные положения и принципы организации
попечительской деятельности

Федеральная нормативно-правовая база, достаточная для создания, функционирования и развития попечительских советов как институтов общественного влияния, представлена следующими федеральными документами:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями.
3. Закон Российской Федерации "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ с изменениями и дополнениями.
4. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
5. Закон Российской Федерации "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 № 82-ФЗ с изменениями и дополнениями.
6. Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 "О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации".
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.1999 № 1379 "Об утверждении примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения".
8. Типовые положения о соответствующих типах образовательных учреждений.
Республиканская нормативно-правовая база представлена Законом РБ "Об образовании" (1996 г.) и распоряжением Правительства Республики Бурятия от 18.12.2002 № 1118-р.
Основные возможные функции попечительских советов:
1. Совершенствование образовательного процесса и повышение качества образования в образовательных учреждениях.
2. Участие в развитии воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
3. Привлечение дополнительных ресурсов для обеспечения деятельности и развития образовательных учреждений.
4. Совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений.
5. Создание дополнительных социальных гарантий педагогическим и другим работникам образовательных учреждений и улучшение условий их труда.
6. Улучшение условий обучения учащихся, повышение степени их социальной защищенности.
Важным условием успешности внедрения механизмов государственно-общественного управления образованием является реализация принципа финансово-хозяйственной и академической автономии образовательного учреждения в рамках действующего законодательства.
Одним из первоочередных мероприятий по реализации Концепции попечительского движения в республике является подготовка законопроекта о попечительской деятельности в Республике Бурятия.

4. Ожидаемые результаты реализации концепции

Реализация Концепции развития попечительского движения в Республике Бурятия предполагает:
- защиту прав и интересов учащихся, студентов, творческой интеллигенции, педагогических и трудовых кадров;
- создание системы общественно-государственного управления образованием, в том числе института общественных управляющих и Союза попечителей республики;
- подготовку законопроекта о попечительской деятельности в Республике Бурятия;
- разработку механизма стимулирования деятельности попечителей в Республике Бурятия.

5. Организация и контроль реализации концепции

Координацию и контроль реализации Концепции развития попечительского движения в Республике Бурятия на 2003 - 2010 годы осуществляет Министерство образования и науки Республики Бурятия, которое:
- анализирует ход реализации Концепции и вносит предложения по его коррекции;
- осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Концепции;
- ежегодно информирует Правительство Республики Бурятия о ходе выполнения Концепции.
Концепция реализуется за счет средств республиканского бюджета в пределах средств, предусмотренных законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий год.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru