Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 31.07.2003
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РБ "О ЯЗЫКАХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Хаыковой И.К. (единолично) с участием прокурора Григорьевой Н.Н. при секретаре Щербаковой Е.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 31 июля 2003 г. дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании отдельных положений Закона РБ "О языках народов Республики Бурятия" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению,

установил:

Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с заявлением о признании статей 2, 4, 12, ч. 2 ст. 13, ч. 3 ст. 18, 19 Закона РБ "О языках народов Республики Бурятия" от 10 июня 1992 г. № 221-ХII противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента обнародования закона 23.06.1992, ссылаясь на то, что данными положениями закона, принятыми в противоречие федеральному законодательству, урегулированы правоотношения, отнесенные к предмету ведения Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Бурятия Саргаева Н.П., действующая на основании доверенности от 31.07.2003, поддержала заявление в полном объеме по указанным в заявлении основаниям.
Представители заинтересованных сторон - Президента РБ Будацыренов А.П., действующий на основании доверенности от 01.07.2002 № 101-0160, Народного Хурала РБ - Дондокова О.М. и Мантатова С.Б., действующие на основании доверенности от 30.07.2003 № 832, указанные в заявлении прокурора РБ требования признали в полном объеме и суду пояснили, что с заявлением прокурора РБ согласны, возражений не имеют.
Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованных сторон, заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора РБ подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Статьей 19 Закона Республики Бурятия "О языках народов Республики Бурятия" от 10.06.1992 № 221-ХII (далее - Закон РБ) предусмотрено, что в органах арбитража Республики Бурятия при рассмотрении и решении хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями по согласию сторон используются государственные языки Республики Бурятия.
Однако данное положение Закона РБ противоречит федеральному законодательству, поскольку согласно ч. 1 ст. 12 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации, а также ч. 1 ст. 16 Закона РФ "О языках народов Российской Федерации" от 25.10.91 № 1807-I в последующей редакции предусмотрено, что на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации. Официальное делопроизводство в республиках ведется также на государственных языках данных республик.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона РБ нарушение установленного законодательством Республики Бурятия порядка использования языков в судопроизводстве и делопроизводстве в правоохранительных органах является основанием для отмены судебного решения и всех других процессуальных решений, принимаемых по делам, находящимся в производстве.
Данное положение закона также противоречит федеральному законодательству, поскольку Конституцией РФ установлено, что уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации, по предметам ведения которой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Частью 2 статьи 13 указанного Закона РБ предусмотрено, что в районах, где большинство составляет бурятское население, делопроизводство может вестись на бурятском языке, а при необходимости дублироваться на русском языке, что противоречит ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О языках народов Российской Федерации", в соответствии с которой в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений Российской Федерации используются государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик и иные языки народов Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Закона РБ документы местных органов власти и управления принимаются и объявляются или на русском, или на бурятском языке в зависимости от контингента населения, что не соответствует ст. 11 вышеуказанного Закона РФ, предусматривающей, что работа в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Таким образом, использование государственного языка Российской Федерации является обязательным и не может зависеть от контингента населения той или иной местности.
В соответствии со ст. 4 Закона РБ в сферах общения, подлежащих правовому регулированию, право выбора и использования языка общения гражданами Республики Бурятия определяется законодательством Республики Бурятия, что противоречит федеральному законодательству, поскольку к сферам общения, подлежащим правовому регулированию, относится общение в органах государственной власти Российской федерации, на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, в т.ч. в судопроизводстве, которое не может регулироваться законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 2 указанного Закона РБ установлено, что Республика Бурятия на своей территории решает все вопросы, связанные с языками, обеспечивает их экономическую, социальную и юридическую защиту.
Данное положение закона также не может быть признано соответствующим федеральному законодательству, поскольку отдельные вопросы, связанные с использованием языков народов Российской Федерации, не могут регулироваться правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание данные требования закона, суд признает вышеуказанные нормы Закона РБ противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня приятия оспариваемого Закона РБ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Бурятия удовлетворить.
Признать статьи 2, 4, 12, часть 2 ст. 13, ч. 3 ст. 18, ст. 19 Закона Республики Бурятия "О языках народов Республики Бурятия" от 10.06.92 № 221-ХII противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня его принятия 10.06.1992.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.

Судья Верховного Суда
Республики Бурятия
И.К.ХАЫКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru