Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Бурятия91.txt.5931
Бурятия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 28.07.2003 № 237
"О КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 143, 06.08.2003, Официальный вестник № 37






ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2003 г. № 237

О КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

В целях реализации Республиканской программы "Стратегия перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.05.2002 № 159, обеспечения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики республики Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной маркетинговой стратегии Республики Бурятия (далее - Концепция).
2. Министерству экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (Думнова Т.Г.) совместно с органами исполнительной власти Республики Бурятия до 15 февраля 2004 года разработать мероприятия по реализации Концепции и представить их на утверждение в Правительство Республики Бурятия в марте 2004 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 28.07.2003 № 237

КОНЦЕПЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Введение

Стратегия регионального маркетинга является составной частью региональной экономической политики. Региональный маркетинг формирует уникальные свойства региона, приобретающие стоимость и полезность и, в соответствии с приоритетами, способствует социально-экономическому развитию Республики Бурятия. Региональный маркетинг дает возможность максимально эффективно включить население в развитие производства, управления. Основной целью регионального маркетинга является построение оптимальной модели развития Республики Бурятия, ориентированной на продвижение ее уникальных особенностей с учетом всех имеющихся и потенциальных ресурсов.
Маркетинговая политика в Республике Бурятия направлена на концентрацию усилий по продвижению региональных продуктов на внешние рынки, поддержку сложившихся и развитие новых связей с другими территориями, повышение имиджа Республики Бурятия как в России, так и за рубежом.

I. Цели и задачи стратегии регионального маркетинга
Республики Бурятия

Региональная маркетинговая политика направлена на создание благоприятных условий для повышения качества республиканских ресурсов, поиск их потенциальных потребителей и вывод Республики Бурятия на лидирующие позиции в межрегиональном разделении труда.
Исходя из этого целью первого порядка регионального маркетинга Республики Бурятия является построение оптимальной модели Республики Бурятия, ориентированной на продвижение ее уникальных особенностей с учетом всех имеющихся и потенциальных ресурсов и повышение его конкурентных преимуществ в системе территориального разделения труда с целью улучшения качества жизни населения.
Исходя из вышеназванной цели задачами регионального маркетинга являются:
- создание узнаваемого и запоминающегося позитивного имиджа Республики Бурятия;
- сохранение и улучшение конкурентоспособности расположенных в Республике Бурятия организаций производственной сферы и сферы услуг;
- вывод бурятских товаров на российские и международные рынки;
- поиск потенциальных рынков сбыта и потребителей, а также необходимых для устойчивого развития экономики Республики Бурятия видов и объемов ресурсов;
- совершенствование степени идентификации граждан со своей территорией проживания;
- привлечение в Республику Бурятия новых инвесторов;
- создание уровня известности выше республиканского;
- маркетинговое сопровождение товарообмена на территории Республики Бурятия и за ее пределами;
- повышение благосостояния территорий и комфортности проживания в Республике Бурятия;
- проведение исследования, создание реестра бурятских товаров.
Целями второго порядка являются совершенствование управления, повышение культурной привлекательности Республики Бурятия и улучшение ее инфраструктуры.
Достижение этих целей позволяет использовать становящиеся все ограниченнее ресурсы с большей пользой и большей ориентацией на целевые группы. При этом подразумевается решение следующих задач:
- единство трех основных функций территории: как места жительства, как места отдыха (природная среда) и как места хозяйствования;
- определение отдельных признаков, по которым будет оцениваться Республика Бурятия;
- необходимо, чтобы цели регионального маркетинга работали на перспективу, но, с другой стороны, были реально достижимыми;
- маркетинг городов и других населенных пунктов Республики Бурятия должен являться составной частью общего регионального маркетинга.

II. Приоритеты республиканской политики при реализации
стратегии регионального маркетинга

Приоритетами республиканской политики при реализации стратегии регионального маркетинга являются:
2.1. Поддержка организаций, функционирующих на территории Республики Бурятия, продукция и услуги которых успешно реализуются в других регионах и за рубежом (отсрочки или рассрочки налоговых платежей, предоставление ссуд на льготных условиях и другие меры господдержки).
2.2. Привлечение из других регионов хозяйствующих субъектов преимущественно "чистых" отраслей, наукоемких, High-Tech-производств.
2.3. Привлечение организаций Республики Бурятия к участию в различных ярмарочно-выставочных миссиях, презентациях, проводимых в городах Российской Федерации и за рубежом, с целью пропаганды бурятских товаропроизводителей и достижений экономики Республики Бурятия.
2.4. Содействие в использовании высоких технологий для модернизации отраслей промышленности.
2.5. Поддержка создания и производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, разработки новой техники и технологий.
2.6. Поддержка сотрудничества и укрепление деловых взаимоотношений с другими регионами в области интеллектуальной деятельности.
2.7. Содействие организациям в Республике Бурятия в расширении рынка сбыта продукции через развитие республиканской кооперации и межрегиональных связей.
2.8. Содействие внедрению систем сертификации товаров и услуг для повышения их конкурентоспособности на межрегиональных и международных рынках.
2.9. Стимулирование развития и расширения сети услуг.

III. Состояние регионального маркетинга Республики
Бурятия, анализ конкурентных преимуществ и недостатков

Демонтаж государственной планово-распределительной системы и установление господства рыночной системы привели российские, в том числе сибирские, регионы к новому позиционированию своих возможностей в рамках межрегионального разделения труда. Изначально разные стартовые условия территорий (географическое расположение, природно-ресурсный потенциал, уровень технологического развития) повлияли на усиление позиций одних и ослабление других. Все это привело к тому, что в рамках системы межрегиональной конкуренции диспропорции между регионами-лидерами и аутсайдерами нарастают. В непросто складывающейся межрегиональной конкурентной борьбе требуются новые комплексные подходы к продвижению республиканских товаров и услуг, а также достижений и особенностей Республики Бурятия как универсального экономико-культурного продукта, перепозиционирование негативных сторон ее имиджа и оценка недостатков и преимуществ основных составляющих ее характеристик: геополитического положения, природно-ресурсного потенциала.

3.1. Геополитическое положение Республики Бурятия

Геополитическое положение Республики Бурятия отличает ряд уникальных особенностей:
1. Территория Республики Бурятия является транзитной по отношению к проходящей через ее территорию транссибирской магистрали. Кроме того, Республика Бурятия - крупный транспортный терминал с наличием междугородного аэропорта, автодорог магистрального значения.
2. По экономическим традициям более 3/4 всех взаимопоставок продукции и товаров между Республикой Бурятия и регионами России приходится на Сибирский Федеральный округ - 68,4% (в том числе Иркутская, Новосибирская, Омская, Кемеровская области, Красноярский край). На другие федеральные округа приходятся: Приволжский - 11,0% (в том числе Оренбургская область, Республика Башкортостан), Центральный - 7,8% (в том числе г. Москва, Московская область), Уральский - 5,6% (в том числе Свердловская, Челябинская области), Северо-Западный - 4,5% (г. Санкт-Петербург), Дальневосточный - 1,3%, Южный - 1,3%.
Геополитические ограничения экономического позиционирования Республики Бурятия состоят в том, что Республика Бурятия сегодня отрезана от ближайших традиционных рынков соседями. С запада продвижение бурятских товаров блокируется нарастающей внутренней интеграцией субъектов Уральского Федерального округа, а также соседями по Сибирскому Федеральному округу (Иркутская область, Красноярский край), а также мощным аграрным потенциалом Иркутской области и Алтайского края, имеющим выигрыш при транспортировке на рынки Кузбасса, Хакасии и Красноярского края.
С востока барьеры образуются Читинской и Амурской областями, Хабаровским и Приморским краями, обладающими во многом похожей по структуре экономикой и имеющими преимущество в виде выхода на морские пути. Таким образом, экспансия бурятских товаров в этих направлениях сопровождается жесткой конкуренцией, поэтому первоочередные задачи должны быть направлены на сохранение ранее завоеванных позиций.

3.2. Природно-климатический потенциал

Оценка природных ресурсов республики свидетельствует, что базовыми для его исходного позиционирования являются так называемые возобновляемые ресурсы. 10,4% территории Республики Бурятия занято сельскохозяйственными угодьями, 84,6% - землями лесного фонда. Невозобновляемые ресурсы: на территории Республики Бурятия выявлено более 500 месторождений полезных ископаемых, из них более 300 учтены в государственном балансе Республики Бурятия. Среди выявленных - месторождения золота, молибдена, полиметаллов, вольфрама, марганца, бериллия, бора, олова, апатитов, фосфоритов, угля, графита, плавикового шпата, бентонита, асбеста, перлита, кварцита и другие. Доля Республики Бурятия в разведанных запасах молибденовых руд России составляет около 30%, причем около 20% запасов представлены высококачественными рудами с содержанием молибдена 0,1% и выше. Республика Бурятия обладает крупной разведанной и подготовленной к промышленному освоению сырьевой базой кварцевого сырья, в том числе гранулированного кварца. Доля Республики Бурятия в разведанных запасах плавикового шпата в России составляет около 16%.
Однако степень геологической изученности недр Республики Бурятия далеко недостаточна, поэтому можно прогнозировать с высокой степенью достоверности обнаружение здесь новых перспективных месторождений различных видов полезных ископаемых. Таким образом, с точки зрения использования сырья наибольшим потенциалом в продвижении Республики Бурятия на внешние рынки обладают отрасли, связанные с возобновляемыми ресурсами - лесопромышленный и агропромышленный комплексы, в том числе все отрасли растениеводства, животноводства, а также добыча и переработка продуктов земли и леса.
Неблагоприятным фактором является экологическая обстановка. Город Улан-Удэ относится к экологически неблагополучным территориям России. Основные источники загрязнения окружающей среды - автотранспорт и промышленные предприятия. Общий неблагоприятный фон накладывает свой отпечаток и на внешний имидж Республики Бурятия. Уровень комфортности отелей может быть не выше третьего класса. Однако при планировании и осуществлении специального комплекса мероприятий экологические риски маркетинга Республики Бурятия могут быть минимизированы.

3.3. Экономическая структура

Экономика Республики Бурятия представляет собой многоукладное хозяйство со специализацией, сформировавшейся при кардинально различных экономических системах. Ее структура претерпела большое количество трансформаций.
В настоящий период экономическая структура Республики Бурятия представлена различными отраслями, как исторически традиционными - промышленность, сельское хозяйство, торговля, так и новыми, укрепляющими свои позиции в рыночной среде, - финансы, кредит, страхование, информационно-вычислительное обслуживание.
Специализацию реального сектора экономики в Республике Бурятия определяют агропромышленный, промышленный комплексы и строительство, на долю которых в отраслевой структуре валового регионального продукта приходится более 44%. На сферу торговли, транспорта и связи - 32,7%. Экономикообразующий сегмент в Республике Бурятия - промышленный сектор. Здесь сконцентрирована основная часть производственных фондов, занято большое количество работающего персонала, формируется более половины налоговых поступлений в бюджетную систему.
С учетом данной специфики бурятской экономики наиболее перспективными и динамично развивающимися являются электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, пищевая и легкая промышленность.
Из 79 регионов России Республика Бурятия в 2002 году находилась в десятке первых: по объему промышленной продукции (5 место), по реальным денежным доходам (2 место), по вводу жилья (39 место), по индексу физического объема продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (56 место), по производству мяса (47 место), по производству молока (34 место), по обороту розничной торговли (22 место).
Данное распределение наглядно демонстрирует преимущества и слабые места бурятской экономики, определяет сегменты потенциального усиления маркетинговых исследований ресурсных рынков.
Несмотря на складывающуюся отраслевую специализацию Республики Бурятия, качество продуктовой специализации остается неудовлетворительным, прежде всего, из-за отсутствия системы республиканских торговых марок и маркетингового сопровождения продвижения многих бурятских товаров.

3.4. Внешнеторговые обороты и иностранные инвестиции

Сложившаяся структура внешнеторговых оборотов в целом отражает и подтверждает сложившуюся хозяйственную специализацию Республики Бурятия и в целом фиксирует стратегические направления маркетинга республиканского товарного рынка.
Так, в 2002 году структура экспорта товаров выглядела следующим образом:

   ------------------------------------T---------------------¬

¦ Наименование товарной группы ¦ Доля в общем объеме ¦
¦ ¦экспорта в Республике¦
¦ ¦ Бурятия (%) ¦
+-----------------------------------+---------------------+
¦Машиностроительная продукция ¦ 49,0¦
+-----------------------------------+---------------------+
¦Продовольственные товары и ¦ 7,2¦
¦сельскохозяйственное сырье ¦ ¦
+-----------------------------------+---------------------+
¦Древесина и целлюлозно-бумажные ¦ 31,7¦
¦изделия ¦ ¦
+-----------------------------------+---------------------+
¦Продовольственные товары и ¦ 7,2¦
¦сельскохозяйственное сырье ¦ ¦
+-----------------------------------+---------------------+
¦Топливно-энергетические товары ¦ 5,6¦
+-----------------------------------+---------------------+
¦Продукция химической промышленности¦ 1,1¦
+-----------------------------------+---------------------+
¦Металлы и изделия из них ¦ 2,2¦
+-----------------------------------+---------------------+
¦Текстиль и текстильные изделия, ¦ 0,8¦
¦обувь ¦ ¦
+-----------------------------------+---------------------+
¦Кожевенное сырье, пушнина и изделия¦ 0,3¦
¦из них ¦ ¦
L-----------------------------------+----------------------


Расширилась география поставок продукции машиностроения: если в 2001 году товары этой группы экспортировались в 10 стран дальнего и ближнего зарубежья (Иран, Китай, Монголия, Шри-Ланка, ЮАР, Словакия, Казахстан, Литва, Украина, Узбекистан), то в 2002 - в 13 стран, новыми партнерами стали Пакистан, Корея (КНДР), Малайзия, Мьянма, Папуа-Новая Гвинея, США, Азербайджан, Латвия. Поставки продукции машиностроения в 2002 году в такие страны, как Монголия, ЮАР, Шри-Ланка, Украина и Узбекистан, не производились.
Ведущие позиции в экспортных поставках из Республики Бурятия занимают Китай, Монголия, Латвия, Казахстан.
География экспорта также имеет свою товарную специализацию:
- Китай - лесоматериалы необработанные, пиломатериалы, бумага и картон, металлолом;
- Монголия - электроэнергия, газовый конденсат природный, узлы и части к локомотивам, оборудование и механические устройства, молоко и молочные продукты, кондитерские изделия из сахара, мучные кондитерские изделия, мука пшеничная;
- Латвия - ткань из шерстяной пряжи;
- Казахстан - бумага и картон.
Наряду с товарами Республика Бурятия экспортирует услуги. Общая стоимость экспорта услуг, оказанных хозяйствующими субъектами Республики Бурятия, составила 1008,3 тыс. долларов США. Основная часть оказанных услуг приходится на страны дальнего зарубежья (97,84%).
Наибольшая доля услуг приходится на ремонт транспортного оборудования (32,38%). Как положительное явление можно отметить расширение перечня экспортируемых услуг. Впервые в нем появился такой вид услуг, как ремонт машин и оборудования. Этот факт свидетельствует о том, что производители машиностроительной продукции совершенствуют свою экспортную деятельность, оказывая сервисные услуги, в конечном счете повышая конкурентоспособность выпускаемых товаров на внешних рынках.
Структура импорта в 2002 году в значительной мере отражает существующие резервы импортозамещающих производств на территории Республики Бурятия:

   --------------------------------T--------------------¬

¦ Наименование товарной группы ¦Доля в общем объеме ¦
¦ ¦импорта в Республике¦
¦ ¦ Бурятия (%) ¦
+-------------------------------+--------------------+
¦Машиностроительная продукция ¦ 47,3¦
+-------------------------------+--------------------+
¦Продовольственные товары и ¦ 46,1¦
¦сельскохозяйственное сырье ¦ ¦
+-------------------------------+--------------------+
¦Металлы и изделия из них ¦ 1,5¦
+-------------------------------+--------------------+
¦Текстиль и текстильные изделия,¦ 1,0¦
¦обувь ¦ ¦
L-------------------------------+---------------------


Прежде всего, в структуре импорта по сравнению со структурой экспорта отмечается высокая доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (46,1% к 7,2% соответственно). Основными партнерами по импорту для Республики Бурятия являются Монголия, Китай, Германия, Узбекистан, Украина и Беларусь, на долю которых приходится около 100% всей стоимости ввезенных в 2002 году товаров.
Товарная структура импорта по странам выглядит следующим образом:
- Монголия - мясо и субпродукты;
- Китай - фрукты, овощи, мясо и мясные продукты;
- Узбекистан - шерсть овечья, продукты питания;
- Германия - машиностроительная продукция;
- Украина - машиностроительная продукция;
- Беларусь - машиностроительная продукция, мебель.
Внешнеторговый оборот за 2002 год составил 237,6 млн. долларов США, в том числе экспорт - 200,4 млн. долларов США, импорт - 37,2 млн. долларов США. Положительное сальдо торгового баланса составило 163,2 млн. долларов США.
С начала 90-х годов в Республике Бурятия ведется целенаправленная работа по повышению инвестиционной привлекательности Республики Бурятия. Привлечение иностранных инвестиций в Республику Бурятия осуществляется в виде прямых иностранных инвестиций (создание предприятий с иностранными инвестициями и филиалов) и иностранных кредитов, удельный вес которых составляет 0,5% от общего объема инвестиций. Наиболее распространенной формой иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия, что характерно в целом для России, являются прямые инвестиции - вложения в создание организаций с иностранными инвестициями (ОИИ), включая организации со 100-процентным иностранным капиталом. С начала 90-х годов и к концу 2000 года на территории Республики Бурятия было зарегистрировано 148 организаций с иностранными инвестициями с общей суммой уставного капитала 27,4 млн. долларов США, в том числе накопленный объем иностранных инвестиций составил 15,04 млн. долларов США или 55%. Из общего числа организаций с иностранными инвестициями 37 - предприятия со 100-процентным иностранным капиталом (19% от общей суммы иностранного капитала).
В создании организаций с иностранными инвестициями на территории Республики Бурятия участвует капитал 29 стран, причем большая часть ОИИ (136) образована с участием стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Наибольшее количество организаций с иностранными инвестициями создано с КНР (62), Монголией (26) и Республикой Корея (9).
По объему вложенных в создание организаций с иностранными инвестициями средств доли стран АТР и Европы почти одинаковы и близки к 50%. Наибольшая сумма иностранных инвестиций приходится на Китай - 5,04 млн. долларов США, Ирландию - 3,0 млн. долларов США, Австрию - 2,8 млн. долларов США, Республику Корея - 1,3 млн. долларов США. 12 организаций созданы с участием капитала стран СНГ: Украины, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Беларуси. С 1990 по 2000 год в Республике Бурятия максимальный приток прямых иностранных инвестиций был обусловлен принятием законодательных и нормативных документов на федеральном и республиканском уровнях. Размеры инвестиций составили:
- в 1992 году - 3,7 млн. долларов США (21 ОИИ);
- в 1994 году - 4,18 млн. долларов США ( 40 ОИИ);
- в 1997 году - 3,87 млн. долларов США (7 ОИИ).
В 1999 году происходит некоторое увеличение создания ОИИ по их количеству и по сумме иностранного капитала: было зарегистрировано 5 ОИИ с уставным капиталом 117,41 тыс. долларов США, в том числе иностранный капитал - 60,86 тыс. долларов США или 51,8%. Из этого числа 3 организации созданы с участием капитала Китая.
В 2000 году созданы только 3 организации с незначительной суммой иностранного капитала - 7,62 тыс. долларов США. Страны-инвесторы: Республика Корея, КНР, АРВМ КНР. Сфера деятельности организаций: швейное производство, производство, заготовка, переработка и реализация продукции сельского хозяйства, торгово-посредническая деятельность.
Несмотря на то, что по экспертным оценкам Республика Бурятия входит в двадцатку регионов, имеющих наиболее высокий ресурсный потенциал, и в пятерку лучших регионов, имеющих благоприятный законодательный фон для иностранных инвестиций, некоторые позиции, в частности, ресурсно-сырьевой, интеллектуальный потенциал, законодательный фон делают Республику Бурятия малопривлекательной для иностранных инвесторов вследствие слабого производственного потенциала, недостаточно развитой инфраструктуры и низких потребительских возможностей.
Тенденция сокращения количества организаций с иностранными инвестициями и в целом притока иностранных инвестиций сохраняется. Необходимо осуществить комплекс мер, направленных на активизацию инвестиционного процесса в Республике Бурятия. От того, насколько успешно будет решаться эта проблема, зависит будущее экономическое развитие Республики Бурятия.

IV. Пути реализации стратегии регионального маркетинга

4.1. Общие установки стратегии

Пути реализации стратегии регионального маркетинга включают в себя несколько составных частей:
1. Повышение маркетингового потенциала производственной сферы.
2. Повышение инвестиционного потенциала предприятий-участников стратегии регионального маркетинга и совокупных ресурсов Республики Бурятия.

4.2. Повышение маркетингового потенциала
производственной сферы

Сфера товарного производства является основой экономики и основным источником наполнения бюджетов всех уровней, поэтому развитию промышленности уделяется особое внимание. В настоящее время в Республике Бурятия развитие отраслей промышленности происходит по-разному. Наиболее эффективно развиваются топливно-энергетический комплекс, машиностроительный комплекс, легкая промышленность, лесопромышленный комплекс и пищевая промышленность. На предприятиях этих отраслей промышленности наблюдается устойчивый рост выпуска продукции, маркетинговое сопровождение продукции на товарные рынки, активное заполнение новых сегментов рынка. Во многом это вызвано эффективной работой маркетинговых служб предприятий (там, где они имеются), высокой квалификацией работающего там персонала. Но, несмотря на это, в основной массе в организациях машиностроительного комплекса, легкой промышленности, строительной индустрии, лесопромышленного комплекса роль и состояние маркетинговых служб, а также квалификация работающих остаются на низком уровне.
С целью повышения маркетингового потенциала производственной сферы необходимо:
- проведение мониторинга маркетинговых служб организаций всех отраслей промышленности в Республике Бурятия;
- утверждение практики формирования долгосрочных планов маркетингового развития организаций во всех отраслях промышленности;
- издание экономического аналитического журнала "Маркетинг в Бурятии" и его распространение в Сибирском Федеральном округе, а также позиционирование в сети Интернет;
- формирование единой республиканской электронной информационной базы данных хозяйствующих субъектов Республики Бурятия;
- активизация промышленной политики Правительства Республики Бурятия по продвижению продукции хозяйствующих субъектов на внешние рынки в другие регионы России, страны СНГ и дальнее зарубежье;
- формирование единого плана выездных выставочных мероприятий хозяйствующих субъектов при поддержке Правительства Республики Бурятия;
- закрепление на региональных рынках посредством создания в регионах торговых домов или торговых представительств от Правительства Республики Бурятия;
- проведение ряда мероприятий по укреплению и развитию системы подготовки кадров в сфере маркетинга.
Хозяйствующие субъекты являются основополагающим элементом маркетинга Республики Бурятия. Их выход на внешние рынки определяется культурой менеджмента, эффективностью их маркетинговой стратегии, умением работать с созданием и продвижением собственных торговых марок.
Только незначительная часть организаций гармонично использует составляющие успешного продвижения продукции на внешние рынки.
Этапы технологии повышения маркетингового потенциала производственной сферы выстраиваются по следующим направлениям:
1. Мониторинг менеджмента и маркетинговой культуры предприятий производственной сферы Республики Бурятия.
2. Классификация и группировка всех хозяйствующих субъектов по уровню развития менеджмента и маркетинговой культуры.
3. Распределение организаций по уровню развития внутри группы.
4. Мониторинг группового и внутригруппового состояния.
5. Разработка комплекса мер для каждой группы по уровню развития, включая дифференцированную систему государственной поддержки, с целью повышения его положения внутри группы, а также для создания условий перехода в вышестоящую группу.
Главная задача настоящего этапа - повышение качества предпринимательских ресурсов, формирование оптимальных хозяйственных связей, позволяющих эффективно управлять сырьевыми и товарными потоками на территории Республики Бурятия. Основой данной модели сотрудничества является информационно-аналитический блок, позволяющий сопоставлять параметры спроса и предложения не только на количественном, но и на качественном уровне.

4.3. Повышение инвестиционного потенциала предприятий -
участников стратегии регионального маркетинга и
совокупных ресурсов Республики Бурятия

Объективно условием эффективной реализации инвестиционной политики является согласованность и скоординированность всех предпринимаемых в ее рамках действий с учетом других направлений экономической политики. Соответственно, инвестиционные решения на макроуровне должны быть согласованы с управленческими решениями в других сферах и обосновываться исходя из общеэкономических целей, а приоритеты инвестиционной политики должны быть обусловлены приоритетами общеэкономической политики.
Формирование системы приоритетов - объективная необходимость, поскольку имеющиеся в наличии инвестиционные ресурсы не в состоянии удовлетворить всех потребностей, что обуславливает необходимость выбора сфер приложения усилий, требующих первоочередного внимания.
Решение о концентрации инвестиционного капитала в той или иной отрасли на республиканском уровне принимается исходя из социальных, экономических и политических соображений. Основные факторы, влияющие на формирование системы инвестиционных приоритетов:
- концентрация инвестиционного потенциала в той сфере, где Республика Бурятия имеет реальные преимущества для получения дополнительного дохода в бюджет, то есть в качестве приоритетных выбираются отрасли, дающие наибольшую отдачу, или быстроокупаемые самодостаточные коммерческие проекты;
- уровень развития сфер экономики, обеспечивающих интенсивное развитие экономики в перспективе: структурные преобразования в регионально-отраслевых хозяйственных комплексах и инвестирование в инновационные технологии;
- обеспечение экономической безопасности, к критериям которой относятся:
1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.
2. Зависимость экономики от импорта.
3. Уровень внешнего и внутреннего долга.
4. Самообеспеченность экономики стратегическими ресурсами.
5. Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг.
6. Поддержание и прогрессивное развитие научного потенциала Республики Бурятия, сохранение научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки.
7. Сохранение и расширение межрегиональных экономических отношений.
8. Финансирование проектов, предусматривающих диверсификацию производств, освоение новых видов продукции, услуг, позволяющих с минимальными затратами переориентировать имеющиеся мощности на производство близкой по организации, технологии профильной продукции.
9. Вложения в повышение качества производимой продукции, работ и услуг.

V. Участники реализации Концепции стратегии
регионального маркетинга Республики Бурятия

Основными участниками реализации стратегии регионального маркетинга Республики Бурятия являются:
1. Население Республики Бурятия.
2. Хозяйствующие субъекты Республики Бурятия.
3. Общественные организации, профессиональные союзы, отраслевые ассоциации и другие объединения.
4. Органы муниципального управления Республики Бурятия.
5. Органы исполнительной власти Республики Бурятия.
В соответствии с этим формируются зоны ответственности (зоны полномочий) участников реализации стратегии регионального маркетинга Республики Бурятия:
- для населения - повышение уровня самоорганизации (самоуправления) и общей культуры;
- для хозяйствующих субъектов - создание системы производства и продвижения товаров и услуг, соответствующих современным стандартам качества;
- для общественных организаций, профессиональных союзов, отраслевых ассоциаций и других объединений - координация взаимодействия представляемых ими участников;
- для органов муниципального управления Республики Бурятия - благоустройство территории и создание комфортных условий проживания и социально-культурного обслуживания населения как резидентного, так и нерезидентного характера;
- для органов исполнительной власти Республики Бурятия - координация действий всех участников стратегии регионального маркетинга по ее реализации, корректировка стратегии и осуществление глобального регионального маркетинга.

VI. Ожидаемые результаты реализации стратегии
регионального маркетинга Республики Бурятия

1. Повышение имиджа Республики Бурятия.
2. Рост благосостояния населения.
3. Повышение качества менеджмента всех звеньев регионального маркетинга Республики Бурятия.
4. Увеличение количества организаций, достигших наивысшего уровня развития менеджмента.
5. Увеличение количества предприятий, работающих с торговыми марками, создание административного механизма, поддерживающего процесс регистрации торговой марки.
6. Увеличение доли населения, занятого в науке, непосредственно связанной с производством.
7. Рост числа малых наукоемких предприятий.
8. Снижение уровня безработицы, увеличение уровня доходов населения.
9. Увеличение количества рентабельных организаций Республики Бурятия.
10. Рост объемов инвестиционных вложений в экономику Республики Бурятия.
11. Выравнивание отраслевых диспропорций.
12. Повышение доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки.
13. Расширение сферы услуг.
14. Повышение инновационности экономики.
15. Развитие рыночной инфраструктуры.

VII. Заключение

Реализация стратегии регионального маркетинга Республики Бурятия способствует оптимизации структуры экономики, созданию узнаваемой системы уникальных особенностей Республики Бурятия через развитие ее продуктовой специализации и расширению потенциальных рынков сбыта республиканских продуктов и услуг, а также приведет к максимальному и сбалансированному использованию ресурсов Республики Бурятия и получению продукта с высокой долей добавленной стоимости.
Организация ярмарочно-выставочных услуг, повышение уровня маркетинговой и менеджерской культуры позволят создать качественно новые условия для инвестиционной привлекательности Республики Бурятия.
Перепозиционирование Республики Бурятия обеспечит ее лидирующие позиции в межрегиональном разделении труда и поможет сформировать у потенциального потребителя узнаваемый и запоминающийся имидж Республики Бурятия, в конечном итоге повысит благосостояние населения Республики Бурятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru