Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РБ от 26.07.2002 № 666-р
<О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА НА 2003 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 июля 2002 г. № 666-р

С целью определения основных направлений бюджетной политики Республики Бурятия на 2003 год и на период до 2005 года:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию (основные направления) республиканского бюджета на 2003 год и на период до 2005 года.
2. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.), иным органам исполнительной власти Республики Бурятия принять данную Концепцию к реализации.

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ





Одобрена
Распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 26.07.2002 № 666-р

КОНЦЕПЦИЯ
(ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ) РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
НА 2003 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

В 2003 году проект республиканского бюджета и основные показатели финансового плана на 2004 - 2005 годы подлежат формированию на основе Программы социально - экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 гг., утвержденной Законом Республики Бурятия от 06.07.2002 № 766-II.

I. Цели бюджетной политики

Долгосрочная цель - формирование эффективной системы бюджетного устройства, обеспечивающей динамичное развитие экономики и социальной сферы Республики Бурятия и оптимальное распределение финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы.
Среднесрочные цели:
- создание условий для технологического обновления и модернизации производства, обеспечение положительной динамики развития экономики;
- создание стимулов для органов государственной власти и местного самоуправления проводить структурные реформы в экономике, поддерживать конкурентную среду, благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, содействовать росту доходов и приведению параметров местных бюджетов в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- обеспечение социальной справедливости путем выравнивания доступа граждан к основным государственным услугам и социальным гарантиям вне зависимости от места их проживания;
- создание стимулов для инвесторов (акционеров) вкладывать инвестиции в наиболее конкурентные отрасли экономики Республики Бурятия, переход от методов прямой финансовой поддержки коммерческих проектов к инфраструктурным способам государственной поддержки инвестиций.

II. Основные задачи бюджетной политики

Перечень основных задач в бюджетной сфере, на решение которых должна быть направлена политика Правительства Республики Бурятия в 2003 году:
- улучшение качества составления и исполнения республиканского бюджета;
- упорядочение полномочий и ответственности между органами власти Республики Бурятия по осуществлению бюджетных расходов в пределах своей компетенции (далее - расходные полномочия);
- создание условий для укрепления собственной доходной базы местных бюджетов;
- обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

III. Основные задачи бюджетной политики
в области доходов

Основными задачами в этой области являются:
- расширение налогооблагаемой базы;
- сокращение числа налоговых льгот с более активным применением налоговых и инвестиционных налоговых кредитов;
- совершенствование налогового законодательства.
Реализация поставленных задач должна сопровождаться увеличением налоговых поступлений в бюджет при одновременном снижении налогового бремени.
Формирование проекта республиканского бюджета на 2003 год проходит в условиях проведения налоговой реформы, завершение которой предусматривается в 2004 - 2005 гг.
Необходимо принять к сведению, что с 1 января 2003 г. предполагаются:
- отмена налога с владельцев транспортных средств;
- отмена налога на водно - воздушные транспортные средства;
- отмена налога на пользователей автомобильных дорог;
- введение регионального транспортного налога с единой налоговой базой в виде мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах или в виде валовой вместимости транспортного средства. Учитывая региональный характер налога, право установления конкретных ставок (в пределах максимальных, определяемых федеральным законом), а также налоговых льгот по этому налогу отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации;
- увеличение региональной ставки налога на прибыль организаций с 14,5 процента до 18,5 процента с одновременным соответствующим уменьшением федеральной ставки с 7,5 процента до 3,5 процента. Указанный прирост в 4% поступлений по данному налогу предполагается направить в распоряжение местных бюджетов;
- зачисление в полной сумме в бюджеты регионов платежей по земельному налогу и арендной платы за землю и индексация их ставок в 1,8 раза против действующих в 2002 году;
- изменение системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Здесь должен быть проведен детальный анализ и дана оценка вводимым изменениям как в количественном, так и в качественном выражении;
- отмена налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
- индексация ставок акцизов на пиво, в полном объеме зачисляемых в региональные бюджеты, на 25%;
- зачисление 100% акцизов на табачные изделия в федеральный бюджет, зачисляемых в настоящее время в региональные бюджеты.
Указанные изменения в налоговом законодательстве необходимо учесть при формировании проекта бюджета на 2003 год.
В среднесрочной перспективе предполагаются:
- реформирование имущественных налогов путем замены налогом на недвижимость существующих налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога;
- отмена с 1 января 2004 года налога с продаж.
Задачи бюджетной политики в области доходов не ограничиваются только вопросами налоговой политики. Дальнейшего развития требует система управления государственными активами. Их использование должно приносить больше средств, чем бюджет реально располагает на настоящий момент. При этом все доходы от использования государственной собственности Республики Бурятия должны в обязательном порядке учитываться в доходах республиканского бюджета.
Особое внимание при разработке бюджета на 2003 год будет обращено на качество прогнозов доходных показателей. Бюджетная политика нацелена на устранение неравных стартовых условий функционирования местных бюджетов. Поэтому одним из главных моментов бюджетной политики на 2003 год является разработка достоверных оценок налогового потенциала муниципальных образований. Налоговый потенциал позволяет получить более объективную картину бюджетного положения отдельных территорий для проведения сопоставительного анализа и определения размера финансовой поддержки из республиканского бюджета.

IV. Основные задачи бюджетной политики
в области расходов

Начиная с 2003 года, одной из основных задач бюджетной политики с целью обеспечения сбалансированности бюджета должно стать снижение удельного веса расходов консолидированного бюджета в валовом региональном продукте. Данный шаг обусловлен ожидаемым уменьшением уровня финансовой помощи из федерального бюджета, в связи с передачей органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряда налоговых полномочий по регулирующим федеральным налогам. Этот процесс должен сопровождаться повышением эффективности расходов республиканского и местных бюджетов.
Приоритетной задачей бюджетной политики остается повышение реальных доходов населения. С 1 января 2003 года будут в 1,5 раза увеличены стипендии студентам. С 1 октября 2003 г. оплата труда работников бюджетной сферы, оплачиваемых по ЕТС, денежное содержание госслужащих, денежное довольствие военнослужащих будут индексированы в 1,33 раза. С 2004 года планируется осуществить переход на систему оплаты труда, учитывающую специфические условия отдельных отраслей бюджетной сферы и, соответственно, отменить обязательный характер ЕТС.
С 2003 года республиканский бюджет по отраслям социальной сферы и ЖКХ будет рассчитан на основе разрабатываемых социальных и финансовых нормативов.
Расходы остальных отраслей республиканского бюджета на 2003 год необходимо скорректировать с учетом инфляции от уровня фактических расходов 2001 года.
Должны быть продолжены последовательные шаги по проведению реформы жилищно - коммунального хозяйства, в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, путем перевода дотаций организациям жилищно - коммунального хозяйства в адресные субсидии гражданам с использованием установленных мер социальной защиты граждан. Указанные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации предполагается учесть при распределении дотаций из федерального бюджета.
В 2003 году Правительством Российской Федерации планируются изменения в системе социальных выплат и льгот. По льготам, установленным федеральным законодательством в отношении отдельных категорий граждан, предполагается разграничение источников финансирования. Средства федерального бюджета будут предоставляться в виде субсидий в порядке возмещения произведенных расходов.
В соответствии с принятыми Правительством Российской Федерации Основными характеристиками проекта федерального бюджета на 2003 год и на период до 2005 года за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается финансирование льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", путем возмещения расходов организациям жилищно - коммунального хозяйства. При этом при рассмотрении проекта республиканского бюджета на 2003 год должны быть установлены размеры льгот, предоставляемых ветеранам труда.
Должен быть осуществлен перевод на казначейскую систему исполнения расходов, финансируемых за счет доходов бюджетных организаций от платных услуг и предпринимательской деятельности.
С целью оздоровления в целом бюджетной системы Республики Бурятия особое внимание следует обратить на принятие республиканского и местных бюджетов в строгом соответствии с бюджетным законодательством. И это касается не только параметров государственного долга, расходов по его обслуживанию и дефицита бюджета. Раздельный учет текущих и капитальных расходов бюджетов также является обязательным требованием бюджетного законодательства. Это положение Бюджетного кодекса должно найти отражение в проекте республиканского и местных бюджетов на 2003 год.
Расходы регионального развития на республиканском уровне состоят из двух частей: целевых программ и собственно расходов регионального развития, предусматривающих выделение средств на возвратной основе и в определенной доле от необходимого на проект финансирования, а также государственные гарантии.
При формировании целевых программ к рассмотрению будут приниматься программы исходя из двух принципов:
- республиканские программы, к которым будут отнесены только те программы, которые решают крупные общереспубликанские проблемы;
- все представленные программы должны пройти конкурсный отбор и быть увязаны с перспективным финансовым планом Республики Бурятия на 2003 - 2005 гг., Программой социально - экономического развития Республики Бурятия до 2004 года.
Основная цель политики расходов регионального развития на 2003 год - концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики для стимулирования инвестиционных процессов, создания благоприятного инвестиционного и делового климата в республике, привлечения внебюджетных средств.
Бюджетные средства капитальных расходов направляются по следующим приоритетным направлениям:
- софинансирование мероприятий по формированию интегрированных отраслевых комплексов по производству конкурентоспособных видов продукции;
- поддержка домашних хозяйств, кредитной кооперации и финансирование социальной сферы проблемных населенных пунктов;
- софинансирование строительства объектов по лимитам Правительства Республики Бурятия, вводимых в соответствующем году;
- финансирование мероприятий по реформированию и финансовому оздоровлению предприятий;
- софинансирование инвестиционных проектов, связанных с вводом мощностей;
- целевые социальные программы.
Предоставление средств за счет расходов регионального развития осуществляется:
- путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам;
- посредством прямых инвестиций организациям, осуществляющим инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций;
- в виде целевых субсидий на софинансирование капитальных вложений в общественную инфраструктуру на безвозвратной основе.
Процесс формирования расходов регионального развития включает в себя следующие этапы:
1. Предпроектный.
1.1. Инвентаризация всех программ в целях исключения ("замораживания") программ, утративших актуальность целевого исполнения, с истекшим сроками финансирования.
1.2. Исключение в программах текущих расходов.
1.3. Проведение паспортизации объектов капитальных вложений с учетом значений индикатора обеспеченности учреждений социальной сферы площадью, технического состояния зданий и демографической ситуации территории.
1.4. Проведение анализа на предмет неэффективности реализации программ по следующим критериям:
1.4.1. Соответствие федеральным нормативам социальной обеспеченности.
1.4.2. Отклонение сроков ввода объектов от нормативных.
1.4.3. Степень изношенности и аварийности объектов.
1.4.4. Нарушение графика финансирования.
2. Составление проекта.
3. Корректировка плановых объемов финансирования в рассматриваемом году в соответствии с утвержденными в бюджете объемами финансирования программ.
В условиях ограниченности расходов регионального развития принятие решения о первоочередном финансировании производится в соответствии со следующими критериями (каждому критерию присваивается 1 балл, в первую очередь финансируются проекты (программы), набравшие наибольшее количество баллов, потребность в новом строительстве рассчитывается исходя из норм социальной обеспеченности, по реконструкции - исходя из степени изношенности и аварийности объекта):
1. Инвестиционные проекты:
1.1. Экономическая и бюджетная эффективность.
1.2. Срок окупаемости проекта.
1.3. Научная и социальная значимость.
1.4. Первостепенная значимость проекта для Республики Бурятия.
1.5. Степень завершенности проекта.
2. Программы социального характера:
2.1. Соответствие, в территориальном разрезе, российским нормативам социальной обеспеченности на 1 жителя.
2.2. Долевое участие в реализации программы (50% софинансирования из других источников).
2.3. Соответствие общероссийским приоритетам.
2.4. Первостепенная значимость для Республики Бурятия.
2.5. Степень завершенности программы.
3. Программы ЖКХ:
3.1. Социальная значимость объекта в целом.
3.2. Соответствие, в территориальном разрезе, российским нормативам социальной обеспеченности на 1 жителя.
3.3. Пообъектно: по степени износа и аварийного состояния.
3.4. Степень завершенности объекта.
4. Капитальные вложения:
4.1. Социальная значимость объекта в целом.
4.2. Соответствие, в территориальном разрезе, российским нормативам социальной обеспеченности на 1 жителя.
4.3. Пообъектно: по степени износа и аварийного состояния.
4.4. Долевое участие в финансировании.
4.5. Степень завершенности объекта.

V. Межбюджетные отношения

Особое внимание следует уделить предстоящему изменению в структуре доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия. В связи с возможными изменениями нормативов отчислений по ряду регулирующих налогов и передачей некоторых налоговых полномочий, реформированием системы льгот в сфере ЖКХ, дополнительными обязательствами федерального бюджета объем средств, направляемых из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, может быть скорректирован в сторону уменьшения.
Система финансовой помощи местным бюджетам в 2003 году должна быть направлена на дальнейшее выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и обеспечение доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным государственным услугам и социальным гарантиям при одновременном повышении эффективности бюджетных расходов.
Финансовую помощь целесообразно разделить на выравнивающую и стимулирующую.
В расчетах бюджетной обеспеченности не должны использоваться отчетные данные о фактически произведенных бюджетных расходах и фактически поступивших налоговых доходах. В 2002 году будет завершена разработка социальных и финансовых нормативов, позволяющих объективно рассмотреть расходную часть местных бюджетов.
С этой же целью должна быть проведена работа по расчету налогового потенциала муниципальных образований Республики Бурятия.
При разработке финансового плана на 2004 - 2005 годы необходимо обеспечить предсказуемость объемов и принципов распределения финансовой помощи, позволяющей муниципальным образованиям самостоятельно прогнозировать основной объем финансовой поддержки и создающей стимулы для увеличения собственных доходов.
Формирование межбюджетных отношений в 2003 году будет строиться на следующих принципах:
- сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
- усиление заинтересованности органов государственной власти и органов местного самоуправления в повышении уровня собственных доходов, наиболее полном и своевременном сборе налогов;
- повышение ответственности органов власти Республики Бурятия на каждом уровне за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность;
- сокращение дотационности местных бюджетов;
- применение в межбюджетном регулировании единой для всех муниципальных образований методики и критериев, учитывающих индивидуальные особенности каждого муниципального образования;
- разграничение расходных полномочий между республиканским и местными бюджетами;
- передача части федеральных, подлежащих зачислению в республиканский бюджет, и региональных налогов в местные бюджеты для обеспечения финансирования минимальных местных бюджетов и государственных мандатов.
Предоставление органам местного самоуправления реальных расходных полномочий, сбалансированных с финансовыми ресурсами, является ключевой задачей реформы межбюджетных отношений, которую необходимо начать в 2003 году:
- по осуществлению нормативно - правового регулирования бюджетных расходов, определению объемов, качества и доступности государственных услуг, установлению натуральных и финансовых нормативов, определению уровня и структуры расходов;
- по обеспечению их финансовыми средствами;
- по финансированию государственных услуг.
Указанные меры по четкому разграничению расходных полномочий должны привести к сокращению нефинансируемых мандатов, обеспечить реальную самостоятельность местных бюджетов и создать стимулы к проведению ответственной финансовой политики.
Еще одним важным направлением бюджетной политики становится увеличение доходной базы местных бюджетов Республики Бурятия. В настоящее время органы местного самоуправления практически бесправны во многих финансовых вопросах: они не располагают ни бюджетными, ни другими финансовыми средствами в минимально необходимом объеме для выполнения возложенных на них задач.
Для обеспечения расходов муниципальных образований, связанных с выполнением государственных полномочий, переданных на местный уровень, а также в целях заинтересованности муниципальных образований в повышении мобилизации доходов на своих территориях, которые позволят им эффективно планировать свои бюджеты при их составлении на 2003 год, будут пересмотрены нормативы отчисления от регулирующих налогов. Целесообразно установить нормативы по регулирующим налогам на срок не менее трех лет.

VI. Политика управления государственным долгом

В настоящее время большее значение имеет не размер государственного долга (объем государственного долга находится в рамках предельных параметров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации), а эффективность управления им и в целом бюджетом, особенно его расходами. В этой связи чрезвычайно важным является максимально точное определение сезонных пиков расходов бюджета и средств, необходимых для их покрытия. Политика в этой области должна быть максимально гибкой и чутко реагировать на все происходящие изменения. Это потребует:
- осуществлять планирование долговой политики, основанной на взаимосвязи с бюджетной и инвестиционной политикой;
- прекратить практику заимствований по потребности при безусловном выполнении обязательств прошлых лет;
- производить заимствования только на развитие экономики;
- использовать политику привлечения только среднесрочных и долгосрочных займов;
- минимизировать стоимость заимствований.
Особое внимание в 2003 году следует уделить проблеме муниципальных долгов, которая имеет как фискальные, так и юридические последствия. Решение данной проблемы в среднесрочной перспективе должно стать одной из приоритетных задач.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru