Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РБ от 04.07.2002 № 591-р
<О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО И КОНФИСКОВАННОГО ИМУЩЕСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 июля 2002 г. № 591-р

На основе проведенного рабочей группой анализа текущего состояния и уровня реализации арестованного и конфискованного имущества, эффективности механизма взыскания бюджетной задолженности в рамках исполнительного производства выявлены следующие факторы и тенденции.
Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации и регулируется Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. Взыскание обращается, в первую очередь, на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте. При отсутствии у должника денежных средств в рублях взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество. Должник вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь.
Принудительная реализация имущества является заключительным этапом процесса обращения взыскания на имущество должника. Как составная часть процесса исполнительного производства реализация имущества регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Правительство Российской Федерации постановлениями от 21.12.2000 № 980 и от 19.04.2002 № 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" наделило функциями специализированной организации по реализации имущества исключительно Российский фонд федерального имущества (РФФИ). РФФИ на основании договоров поручения привлекает к реализации имущества отобранных на конкурсной основе юридических и физических лиц (представители РФФИ), которые выступают от его имени. Осуществление любой деятельности на основе договора предполагает равенство сторон, право сторон в любое время прекратить отношения, обязательное возмещение расходов, связанных с договорной деятельностью.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 № 980 "О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества" его Сибирским межрегиональным отделением аккредитовано 9 организаций из Республики Бурятия:
СГУ "Фонд имущества Республики Бурятия";
СГУ "Республиканский долговой центр при Правительстве Республики Бурятия";
ОАО "Бурятдальрыбпром";
ООО "Ключ - эксперт";
ООО "Риндар";
ООО "Данак";
Торгово - производственный отдел МВД Республики Бурятия;
ЗАО "Финансовая компания Улан-Удэ";
ГУП "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Бурятия".
Фактически в 2001 году реализацией арестованного и конфискованного имущества занималось 6 организаций.
В течение 2001 года по принудительному взысканию задолженности по налогам и сборам судебными приставами - исполнителями ССП УМЮ РФ по РБ произведено арестов имущества по 248 исполнительным производствам на общую сумму 413,4 млн. рублей, в том числе 24 ареста на дебиторскую задолженность на сумму 120,1 млн. рублей и 97 арестов на имущество третьей очередности взыскания на сумму 119,2 млн. рублей.
В 2001 году Службой судебных приставов УМЮ РФ по РБ было передано имущества на реализацию организациям - представителям РФФИ по постановлениям налоговых органов на сумму 239289,3 тыс. рублей, реализовано имущества на сумму 9121,4 тыс. рублей, перечислено подразделениям Службы судебных приставов 8247,5 тыс. рублей.
Всего в 2001 году было передано арестованного имущества на реализацию органами, осуществляющими взыскание, организациям - представителям РФФИ на сумму 293007,6 тыс. рублей, реализовано имущества на сумму 18831,7 тыс. рублей, перечислено органам, осуществляющим взыскание, 170273 тыс. рублей.
Основные проблемы, связанные с эффективностью механизма взыскания бюджетной задолженности:
1. Низкая ликвидность арестованного имущества и, соответственно, высокий процент возвращаемого имущества, составляющий около 80% от общей суммы переданного на реализацию имущества.
2. Отсутствие разветвленной торговой инфраструктуры, особенно в отдаленных районах республики. На сегодняшний день рынок арестованного имущества в республике деформирован, то есть реализация в основном происходит в г. Улан-Удэ и близлежащих районах.
3. Отсутствие единой общероссийской информационной базы данных реализуемого имущества, позволяющей сделать процесс реализации более прозрачным и эффективным.
4. Несовершенство законодательства в части судебного и исполнительного производства, оценки и реализации имущества.
Основные факторы, влияющие на данную ситуацию:
- отсутствие платежеспособного спроса среди граждан и юридических лиц республики, затрудняющее реализацию крупных объектов организаций - должников;
- низкая ликвидность арестованного имущества, высокая степень материального и морального износа имущества технического назначения. Износ основных фондов на предприятиях составляет от 50 до 89%. Морально устаревшее имущество на многих предприятиях достигает 100%. Здания и сооружения требуют колоссальных средств на восстановление;
- отзыв имущества с реализации из-за приостановления исполнительных действий по решениям судов и уполномоченных органов;
- нормативная база и структуры, занимающиеся реализацией арестованного имущества, за последние пять лет постоянно изменялись (Федеральная служба налоговой полиции, Министерство юстиции, Федеральный долговой центр, Российский фонд федерального имущества);
- незаинтересованность аккредитованных при РФФИ структур, находящихся на самоокупаемости, в развитии сети представителей в отдаленных районах, прежде всего из-за экономической нецелесообразности.
Несмотря на уценку, имущество не продается по причине либо его невостребованности вообще, либо несоответствия его цены после уценки, фактическому состоянию. Если имущество не продается, комиссионное вознаграждение не выплачивается и возмещение затрат не производится. В результате организации - представители РФФИ по отозванному и возвращенному имуществу несут прямые убытки, что, в свою очередь, вынуждает специалистов организаций "искать" у судебных приставов ликвидное имущество и за счет него покрывать убытки.
Реализация дебиторской задолженности (переуступка прав требований) должников приводит к тому, что предприятия теряют важный источник жизнеобеспечения своей производственной деятельности и поэтому предприятия оспаривают ее арест в судебном порядке.
Огромные суммы имеющихся дебиторских задолженностей приходятся на организации - дебиторы, прекратившие свою деятельность, либо находящиеся в стадии банкротства, ликвидации. Реализуется лишь одна двадцатая часть арестованных дебиторских задолженностей.
В связи с тем, что отсутствуют административные рычаги, понуждающие организации и население покупать арестованное имущество, для увеличения реализации необходимо, чтобы имущество пользовалось спросом. Если у предприятий арестовывать ликвидное имущество, это грозит остановкой производства и усугубляет ситуацию с неплатежами.
Вопрос об увеличении объемов реализации арестованного имущества для поступления в бюджет нельзя рассматривать изолированно от других процессов и без учета приоритета целей других процессов, с которыми связана реализация арестованного имущества. Если пополнение бюджета за счет арестованного имущества сделать приоритетной целью, тогда для достижения краткосрочных результатов можно попытаться изъять самое ликвидное имущество в ущерб производству, социально - экономической ситуации и наполнить бюджет сегодня. Но остается задача сохранения налогооблагаемой базы и производственного потенциала республики. Вопрос из сферы пополнения бюджета за счет продажи арестованного имущества необходимо переводить в сферу выяснения причин неплатежей. Такими причинами могут быть:
- ошибки управления в производственном процессе предприятия (отсутствие спроса на его продукцию);
- при наличии спроса недостаток платежеспособности;
- соразмерность установленных налогов.
Ситуация с реализацией арестованного имущества складывается именно такой, какая она есть как следствие внешних и внутренних факторов, воздействующих на предприятия и приводящих к неплатежам.
Для повышения эффективности реализации арестованного имущества необходимо:
- налагать арест на имущество, пользующееся наибольшим спросом;
- оценивать его по ценам ниже рыночной, чтобы учитывать затраты на реализацию и комиссионное вознаграждение;
- увеличить размер комиссионного вознаграждения и сумм возмещаемых затрат;
- укреплять материально - техническую базу специализированных государственных учреждений, занимающихся реализацией арестованного имущества;
- развивать информационную базу данных продаваемого имущества.
В целях совершенствования системы реализации арестованного и конфискованного имущества, повышения уровня взыскания бюджетной задолженности в рамках исполнительного производства:
1. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) при формировании бюджета 2003 года и последующих финансовых годов рассмотреть возможность частичного целевого финансирования специализированных государственных учреждений "Фонд имущества Республики Бурятия", "Республиканский долговой центр" и государственного учреждения "Агентство по государственным закупкам Республики Бурятия" для организации и проведения реализации арестованного имущества.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований республики оказывать содействие организациям, аккредитованным при Российском фонде федерального имущества, в организации торговых площадок, предоставлении торговых мест на объектах муниципальной собственности для решения целевых задач по реализации арестованного и конфискованного имущества с предоставлением им льгот по налогам в местный бюджет, а также льгот по арендной плате.
3. Государственному комитету имущественных отношений Республики Бурятия (Пальцев Е.М.) совместно с СГУ "Фонд имущества Республики Бурятия" (Орбодоев А.Ф.) оперативно рассматривать запросы организаций, аккредитованных при Российском фонде федерального имущества, по аренде помещений, находящихся в республиканской собственности, для работы с арестованным и конфискованным имуществом, а также возможность предоставления им льгот по аренде.
4. Рекомендовать Торгово - промышленной палате Республики Бурятия (Кукшинов В.К.) и Союзу промышленников и предпринимателей Республики Бурятия (Альцман К.П.) осуществлять сбор информации о потребностях предприятий и организаций в том или ином виде движимого и недвижимого имущества.
5. Министерству экономики и внешних связей Республики Бурятия (Атанов Н.И.) до 15 июля 2002 года рассмотреть возможность подключения специализированных государственных учреждений "Фонд имущества Республики Бурятия" и "Республиканский долговой центр при Правительстве Республики Бурятия" к Информационному центру Правительства Республики Бурятия.
6. Государственному учреждению "Агентство по государственным закупкам Республики Бурятия" (Олзоев Е.К.) до 1 августа 2002 года рассмотреть возможность прохождения аккредитации при Российском фонде федерального имущества для работы по реализации арестованного и конфискованного имущества в отдаленных районах республики.
7. Рекомендовать Службе судебных приставов Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия (Дашиев А.Б.) и СГУ "Фонд имущества Республики Бурятия" (Орбодоев А.Ф.) до 20 июля 2002 года создать рабочую группу для ежемесячного рассмотрения и решения вопросов, возникающих при аресте, оценке и реализации имущества.
8. Рекомендовать Союзу промышленников и предпринимателей Республики Бурятия (Альцман К.П.) совместно с отраслевыми министерствами вносить проблемные вопросы по реализации арестованного и конфискованного имущества на рассмотрение комиссии при Президенте Республики Бурятия по работе с неэффективно работающими предприятиями и неиспользуемым имуществом, включая вопросы лизинга имущества, его использование при формировании территориально - производственных зон.
9. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru