Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 14.12.2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РБ "О ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Закона Республики Бурятия от 02.12.2004 № 917-III, признавшего Закон Республики Бурятия от 23.12.1997 № 608-I утратившим силу.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Хаыковой И.К. /единолично/ при секретаре Желаевой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 14 декабря 2001 г. дело по заявлению Прокурора Республики Бурятия о признании отдельных положений Закона РБ "О личном подсобном хозяйстве в Республике Бурятия" противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению,

установил:

Прокурор РБ обратился в суд с заявлением о признании отдельных положений Закона РБ "О личном подсобном хозяйстве в Республике Бурятия" от 23.12.97 № 608-I противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.
В обоснование заявленных требований прокурором РБ указано на то, что статья 1 оспариваемого Закона определяет правовое положение личного подсобного хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта без образования юридического лица, представленного гражданином или гражданами, а также в статье закреплена специальная гражданская правоспособность личного подсобного хозяйства - производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.
Однако согласно ст. 2 ГК РФ правовое положение участников гражданского оборота, к которому следует отнести и гражданскую правоспособность, является предметом гражданского законодательства.
В соответствии со ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и состоит из ГК РФ, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, правовое положение и гражданская правоспособность хозяйствующего субъекта не может закрепляться законом субъекта РФ.
В связи с этим ст. 1 Закона РБ "О личном подсобном хозяйстве в Республике Бурятия" противоречит гражданскому законодательству РФ.
Статьей 7 предусмотрена возможность объединения граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, в ассоциации.
Однако согласно ст. 121 ГК РФ объединения в форме ассоциаций могут создавать лишь юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации. Личные подсобные хозяйства не обладают правоспособностью юридических лиц, поэтому не могут создавать ассоциации.
В связи с этим ст. 7 указанного Закона противоречит гражданскому законодательству.
Кроме того, статья 10 данного Закона РБ, закрепляющая состав имущества личного подсобного хозяйства, также противоречит федеральному законодательству, поскольку в соответствии со ст. 2 ГК РФ, имущественные отношения также относятся к предмету гражданского законодательства, поэтому не могут регулироваться законом субъекта РФ.
Абзац 2 статьи 17 Закона РБ предусматривает возможность установления льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков, что по сути свидетельствует о возможности предоставления индивидуальных налоговых льгот.
Однако согласно ст. 56 Налогового кодекса РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Таким образом, абзац 2 ст. 17 оспариваемого Закона противоречит налоговому законодательству РФ.
В судебном заседании представители прокурора РБ Ковалева Г.Н., действующая на основании доверенности от 05.12.01 № 7/5-2001, и Болдоева Э.В., действующая на основании доверенности от 23.10.01 № 8-р, заявленные прокурором РБ требования поддержали в полном объеме.
Представитель Народного Хурала РБ Усенов К.О., действующий на основании распоряжения от 30.10.01 № 305-2, заявление прокурора признал и суду пояснил, что полностью согласен со всеми доводами, указанными прокурором РБ в заявлении.
Представитель Президента РБ Башкирцев А.Ю., действующий на основании доверенности от 23.10.01 № 101-0261, заявление прокурора РБ признал частично и суду пояснил, что в целом заявление прокурора РБ признает и согласен с приведенными доводами, однако возражает в части оспаривания прокурором ст. 17 данного Закона, устанавливающей возможность предоставления отдельным плательщикам льгот по земельному налогу.
Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованных сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора РБ подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
23.12.97 Народным Хуралом РБ был принят Закон РБ "О личном подсобном хозяйстве в Республике Бурятия" № 608-I.
22.06.99 принят Закон РБ "О внесении изменений и дополнений в Закон РБ "О личном подсобном хозяйстве в Республике Бурятия".
Статья 1 указанного Закона определяет, что личное подсобное хозяйство граждан является самостоятельным хозяйствующим субъектом без образования юридического лица, представленным гражданином или гражданами, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе личного и /или/ наемного труда с использованием находящейся в их собственности или арендованной ими земли, другого движимого и недвижимого имущества.
Статьей 10 данного Закона предусмотрено, что имущество личного подсобного хозяйства составляют: земельный участок, жилые и хозяйственные постройки, насаждения, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, произведенная продукция, переходящие запасы семян, удобрений, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, необходимое для осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом, в статье 1 Закона определяется правовое положение личного подсобного хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта без образования юридического лица, т.е. личному подсобному хозяйству придается статус участника гражданского оборота, а статьей 10 Закона закрепляется состав имущества личного подсобного хозяйства.
Однако согласно ст. 2 ГК РФ правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав определяются гражданским законодательством, которое также регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Согласно ст. 3 ГК РФ в соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и состоит из ГК РФ, принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, положения статей 1 и 10 Закона РБ "О личном подсобном хозяйстве в Республике Бурятия" противоречат федеральному законодательству РФ.
Статьей 7 оспариваемого прокурором РБ Закона предусмотрено, что граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, могут добровольно объединяться в коллективные хозяйства, ассоциации и другие организации.
Однако ст. 121 ГК РФ установлено, что ассоциации являются объединениями юридических лиц - коммерческих и некоммерческих организаций.
Личные подсобные хозяйства граждан не являются юридическими лицами, поэтому не могут создавать ассоциации.
В связи с изложенным статья 7 Закона РБ "О личном подсобном хозяйстве в Республике Бурятия" в части указания на объединение в ассоциации противоречит федеральному законодательству.
В статье 17 оспариваемого по данному делу закона предусмотрено, что представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
Таким образом, законом предусмотрена возможность предоставления льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков в индивидуальном порядке.
Однако согласно п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 196, 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление Прокурора Республики Бурятия удовлетворить.
Признать ст. 1, ст. 7 в части указания о праве на объединение в ассоциации, ст. 10 и ч. 2 ст. 17 Закона РБ "О личном подсобном хозяйстве в Республике Бурятия" № 608-I от 23.12.97 в редакции закона от 22.06.99 противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней через верховный суд РБ.

Председательствующий
И.К.ХАЫКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru