Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 13.11.2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РБ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ">

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 51, 21.03.2002






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гурман Л.И. единолично, при секретаре Будаевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 13 ноября 2001 г. дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применение отдельных положений Закона Республики Бурятия "Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия",

установил:

Обратившись в суд с вышеуказанным заявлением, прокурор Республики Бурятия указал на то, что пункт 2 статьи 4, абзац 2 пункта 3 статьи 12 Закона Республики Бурятия противоречат п. п. "в, д, к" Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Федерального закона "О недрах", ст. 4 Федерального "О животном мире", ст. ст. 46, 47 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 36, 37 Водного кодекса Российской Федерации. По мнению прокурора, перечисленными нормами закреплено, что вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В настоящее время нет закона или договора между Российской Федерацией и Республикой Бурятия, в силу которых в государственную собственность Республики Бурятия были бы переданы объекты природы. Поэтому Республика Бурятия и не вправе декларировать положения, закрепленные в п. 2 ст. 4, абзаце 2 п. 3 ст. 12 Закона.
Также прокурор считает, что подпункт "в" пункта 2 ст. 7, пункт 4 ст. 24 Закона Республики Бурятия противоречат ст. 7, п. 2 ст. 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители прокуратуры Республики Бурятия Архинчеева С.Е. и Григорьева Н.Н. требования прокурора поддержали. При этом также пояснили, что в силу ст. ст. 209, 212 ГК РФ распоряжаться собственностью может только ее собственник. Природные объекты не являются собственностью Республики Бурятия, в связи с чем она и не вправе распоряжаться природными ресурсами.
Представители Президента Республики Бурятия Будацыренов А.П. и Бизина Т.Г., а также представитель Народного Хурала Республики Бурятия Усенов К.О. с требованиями прокурора согласились в части признания противоречащими федеральному законодательству подпункта "в" п. 2 ст. 7, п. 4 ст. 24 Закона Республики Бурятия. В остальной части требования прокурора не признали, пояснив, что в п. 2 ст. 4 Закона Республики Бурятия под понятием "государственная собственность" понимается только государственная собственность Республики Бурятия в соответствии с п. 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия. Кроме того, сослались на то, что действующим федеральным законодательством допускается разграничение в установленном порядке (в соответствии с федеральном законом или договором о разграничении собственности) природных ресурсов на федеральные и субъектов Российской Федерации. Поскольку пунктом 2 ст. 4 Закона Республики Бурятия предусмотрено включение природных объектов в состав государственной собственности Республики Бурятия при условии их отнесения к собственности Республики Бурятия в соответствии о законодательством и договорами о разграничении собственности, то данный пункт федеральному законодательству не противоречит.
В абзаце 2 пункта 3 ст. 12 Закона Республики Бурятия также идет речь о принятии решений Правительством Республики Бурятия о передаче в залог или аренду тех природных ресурсов, которые в установленном порядке отнесены к собственности Республики Бурятия. Такие полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусмотрены подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6.10.1999, в связи с чем названные положения Закона Республики Бурятия также не противоречат федеральному законодательству.
Обсудив пояснения сторон, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации разграничение государственной собственности, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "в, г" ч. 1 ст. 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76).
Действующим федеральным законодательством допускается разграничение государственной собственности на природные ресурсы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом или по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации в соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О животном мире" от 24.04.1995 № 52-ФЗ животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со ст. 4, 36, 37 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты могут находиться в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти Республики Бурятия от 29.08.96 к совместному ведению Российской Федерации и Республики Бурятия относится вопрос об установлении экономической деятельности и природопользования на территории Республики Бурятия, прилегающей к озеру Байкал.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 № 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О федеральных природных ресурсах" от 16.12.1993 № 2144 установлено:
1. Считать целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения.
2. Установить, что к федеральном природным ресурсам могут относиться иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 4 Закона Республики Бурятия "Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия" от 28.01.2000 № 343-II государственную собственность в числе иных объектов составляют земля, леса, недра, водные и другие природные ресурсы, отнесенные в соответствии с законодательством и договорами (соглашениями) о разграничении собственности к государственной собственности.
Таким образом, названной нормой Закона Республики Бурятия предусмотрено включение в состав государственной собственности Республики Бурятия перечисленных в ней природных объектов только в установленном вышеперечисленными федеральными законами порядке - в соответствии с законодательством или договорами о разграничении собственности между Российской Федерацией и Республикой Бурятия.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству положений п. 2 ст. 4 Закона Республики Бурятия.
Доводы представителей прокуратуры Республики Бурятия о том, что в настоящее время отсутствует федеральный закон или договор между Российской Федерацией и Республикой Бурятия, в силу которых к собственности Республики Бурятия были бы отнесены определенные природное ресурсы, не могут быть приняты во внимание как не имеющие правового значения для разрешения заявления прокурора в оспариваемой части Закона Республики Бурятия.
В силу требований абзаца 2 п. 3 ст. 12 Закона Республики Бурятия решение о передаче природных ресурсов в залог и аренду принимается постановлением Правительства Республики Бурятия или уполномоченным им иным органом исполнительной власти Республики Бурятия.
Как следует из содержания п. 2 ст. 4 Закона Республики Бурятия, в п. 3 ст. 12 Закона Республики Бурятия также речь идет о распоряжении Правительством Республики Бурятия природными ресурсами, отнесенными к собственности Республики Бурятия в установленном порядке. При этом абзацем 1 пункта 3 Закона Республики Бурятия предусмотрено, что природные ресурсы, являющиеся собственностью Республики Бурятия, могут передаваться в аренду или залог только в случае, если такой оборот допускается законами о соответствующих природных ресурсах.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 ст. 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6.10.1995 № 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, положения абзаца 2 пункта 3 ст. 12 Закона Республики Бурятия соответствуют приведенной норме федерального закона, в связи с чем требования прокурора в части признания противоречащим федеральному законодательству указанного положения Закона Республики Бурятия удовлетворению также не подлежат.
Подпункт "в" пункта 2 ст. 7 Закона Республики Бурятия предусматривает, что Народный Хурал Республики Бурятия создает республиканские государственные внебюджетные фонды, определяет порядок их формирования и использования. Данные положения противоречат ст. 7, п. 2 ст. 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относящих регулирование данных отношений к ведению Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 24 Закона Республики Бурятия установлено, что особенности создания правового положения и ликвидации государственных учреждений - внебюджетных фондов определяются Законом Республики Бурятия "О республиканских государственных внебюджетных фондах Республики Бурятия".
Данная норма противоречит п. 2 ст. 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которого правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с настоящим Кодексом.
С учетом изложенного и принимая во внимание признание заявления прокурора в части оспаривания подпункта "в" пункта 2 ст. 7, пункта 4 ст. 24 Закона Республики Бурятия представителями заинтересованных лиц, суд находит данные требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В силу изложенного и руководствуясь ст. 197 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Бурятия

решил:

Заявление прокурора Республики Бурятия удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу подпункт "в" пункта 2 статьи 7, пункт 4 статьи 24 Закона Республики Бурятия "Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия" от 28.01.2000 № 343-ФЗ.
Сообщение о принятом решении в изложенной части подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
В остальной части требований прокурору Республики Бурятия отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в десятидневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующий
Л.И.ГУРМАН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru