Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации г. Улан-Удэ от 22.08.2001 № 352
"О СОЗДАНИИ КОМИССИИ ПО УТВЕРЖДЕНИЮ "ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИССИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Г. УЛАН-УДЭ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О КОМИССИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Г. УЛАН-УДЭ",
"ВРЕМЕННОЙ ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ГОРОДА, ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ СЛУЖБ ГО")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Постановления Администрации г. Улан-Удэ от 18.08.2005 № 295.



АДМИНИСТРАЦИЯ Г. УЛАН-УДЭ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2001 г. № 352

О СОЗДАНИИ КОМИССИИ ПО УТВЕРЖДЕНИЮ
"ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИССИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Г. УЛАН-УДЭ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ"

Для осуществления управления и координации действий органов исполнительной власти при выполнении задач в области гражданской обороны, определенных статьей 2, и эффективного использования полномочий, определенных статьями 7, 8 и 9 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.98 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановляю:
1. Утвердить "Положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики г. Улан-Удэ Республики Бурятия в военное время" (приложение № 1).
2. Создать комиссию по повышению устойчивости функционирования экономики г. Улан-Удэ Республики Бурятия в военное время (приложение № 2).
3. Комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики г. Улан-Удэ Республики Бурятия в военное время организовать работу по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время на территории города, а также проконтролировать создание отраслевых и объектовых комиссий в учреждениях, организациях и на объектах экономики.
В своей работе руководствоваться "Положением о комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время на территории Российской Федерации".
Организовать плановую работу комиссий.
При проведении комплексных, штабных, командно - штабных и иных учений гражданской обороны предусматривать вопросы исследования устойчивости объектов экономики и их работы в условиях военного времени, для разработки планов мероприятий по повышению устойчивости их функционирования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Управление по делам ГО и ЧС г. Улан-Удэ (Батуев А.Г.).

Мэр г. Улан-Удэ
Г.А.АЙДАЕВ





Утверждаю
Начальник ГО -
Мэр г. Улан-Удэ
Г.Айдаев

ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Г. УЛАН-УДЭ

1. Общие положения

1. Комиссия по повышению устойчивости функционирования (ПУФ) города является постоянно действующим органом. Она создается приказом начальника ГО из наиболее подготовленных и опытных инженерно - технических специалистов городских служб во главе с заместителем Мэра города и призвана осуществлять планирование и внедрение инженерно - технических мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования города и служб в экстремальных ситуациях мирного и военного времени.
2. Комиссия по ПУФ в своей работе руководствуется законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, распоряжениями вышестоящих органов управления, настоящим Положением и другими нормативными документами.
3. Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для выполнения всеми руководителями структурных подразделений города и его служб.
4. Расходы по внедрению в производство мероприятий по ПУФ город и подчиненные службы, предприятия осуществляют за счет своих средств и средств министерств, ведомств.
5. Общее руководство деятельностью комиссии по ПУФ осуществляет НТО через Управление по делам ГО и ЧС г. Улан-Удэ. Руководство повседневной деятельностью комиссии осуществляет мэр - председатель комиссии. Разработку годовых и перспективных планов мероприятий по ПУФ, ведение протоколов заседаний комиссии и оформление ее решений осуществляет секретарь комиссии.
6. Показателем эффективности работы комиссии является степень защищенности наибольшей работающей смены и производства от воздействия возможных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и военных факторов.

2. Основные задачи и полномочия комиссии по ПУФ

1. Планирование мероприятий и организация работ по повышению устойчивости функционирования города для исключения и снижения потерь рабочих, служащих и материальных средств от возможных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и современных средств поражения в условиях войны, содействие КЧС в организации ее работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
2. Организация и проведение исследовательских работ (учений) по оценке уязвимости производства от аварий, катастроф, стихийных бедствий мирного времени и современных средств поражения при военных действиях.
3. Организация и проведение командно - штабных учений и тренировок с руководящим составом по вопросам повышения устойчивости функционирования города, защиты рабочих и служащих от ЧС.
4. Заслушивание на заседаниях комиссии руководителей производственных подразделений о выполнении решений по вопросам ПУФ, защите рабочих и служащих от ЧС. Осуществление контроля за проведением мероприятий по ПУФ в структурных подразделениях служб города.
5. Привлечение к разработке и внедрению мероприятий по ПУФ специалистов сторонних организаций, согласование и координация этих работ с ведомственными органами управления и местными органами исполнительной власти.
6. Подготовка руководящего состава и специалистов города по вопросам ПУФ.

3. Организация работы комиссии

1. При повседневной деятельности:
Организует работу в соответствии с годовым планом, проводит заседания один раз в квартал (или по необходимости) с рассмотрением и выработкой мероприятий по повышению устойчивости функционирования производства, защиты рабочих и служащих от ЧС.
Принимает решения, обязательные для исполнения всеми руководителями производственных подразделений.
Координирует свою работу по вопросам ПУФ с комиссией по чрезвычайным ситуациям.
В период между заседаниями решения принимает председатель комиссии или его заместитель.
2. При угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации:
Организует работу в соответствии с планом мероприятий по повышенного устойчивости функционирования производства, защите рабочих и служащих в условиях ЧС. Свои действия согласует с комиссией по чрезвычайным ситуациям.
Осуществляет непосредственное руководство комплексом мероприятий по безаварийной остановке объектов производства и предотвращению вторичных факторов.
Осуществляет мероприятия по ПУФ в ходе перевода системы ГО с мирного на военное положение.

4. Функциональные обязанности членов комиссии

1. Председатель комиссии:
- руководит повседневной деятельностью комиссии по планированию и осуществлению мероприятий по ПУФ в структурных подразделениях и службах города;
- проводит плановые (или по мере необходимости) заседания комиссии;
- подписывает решения и распоряжения по вопросам ПУФ, обязательные для исполнения всеми должностными лицами.
2. Заместитель председателя комиссии:
- в отсутствие председателя выполняет его обязанности;
- организует работу главных специалистов и начальников служб ГО в вопросах планирования и осуществления мероприятий по ПУФ производства;
- осуществляет контроль исполнения решений и распоряжений председателя комиссии по вопросам ПУФ в структурных подразделениях города.
3. Секретарь комиссии:
- осуществляет разработку годовых и перспективных планов по ПУФ;
- ведет протоколы заседаний, оформляет решения, готовит проекты распоряжений по ПУФ.
4. Члены комиссии:
- разрабатывают годовые и перспективные планы повышения устойчивости функционирования своих структурных подразделений в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- осуществляют руководство и контроль по вопросам внедрения мероприятий по ПУФ в подчиненных подразделениях;
- принимают участие в проведении исследовательских работ (учений) по оценке уязвимости своих подразделений от возможных ЧС;
- разрабатывают предложения и рекомендации по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
5. Начальники служб (комплексов, отделов):
- осуществляют руководство по планированию и внедрению мероприятий по ПУФ на своих производствах;
- организуют и проводят исследовательские работы по оценке уязвимости производства от ЧС;
- принимают участие в командно - штабных учениях и тренировках по вопросам ПУФ;
- разрабатывают предложения и рекомендации по ликвидации ЧС;
- организуют работы по выполнению решений и распоряжений председателя комиссии по ПУФ в своих подразделениях.

Председатель комиссии
по ПУФ г. Улан-Удэ
заместитель мэра
А.БИТУЕВ





Утверждаю
Начальник ГО -
Мэр г. Улан-Удэ
Г.Айдаев

ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ГОРОДА,
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ СЛУЖБ ГО

1. Основы повышения устойчивости работы объектов

Под устойчивостью работы объекта понимается его способность в условиях военного времени выпускать установленные виды продукции в объемах и номенклатуре, предусмотренных соответствующими планами. Для объектов непроизводственного назначения под устойчивостью работы понимается способность выполнять возложенные на них задачи в тех же условиях.
Основным критерием оценки устойчивости работы объекта является защищенность его личного состава и живучесть производства (деятельности) в условиях опасностей, возникающих при военных действиях.
Устойчивость работы объектов проверяется на опытно - исследовательских учениях, порядок проведения которых определяется "Инструкцией по подготовке по местной обороне в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Результаты исследований анализируются, а по их выводам разрабатывается и планируется проведение комплекса инженерно - технических, технологических и организационных мероприятий.
Для проведения исследований на объекте по основным направлениям повышения устойчивости работы создаются:
группа по исследованию защищенности личного состава объекта и населения военного городка;
группа по исследованию живучести основных производственных фондов и технологического процесса;
группа по исследованию живучести систем водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения;
группа по исследованию устойчивости материально - технического обеспечения;
группа по исследованию устойчивости управления производством.
Направления исследования, группы и их состав определяются в зависимости от объема выполняемых на объекте задач. В состав исследовательских групп включаются руководящий и инженерно - технический состав основных подразделений объекта, а также должностные лица штаба и начальники служб местной обороны объекта.
Для обобщения результатов исследования и выработки предложений создается группа руководства во главе с одним из заместителей начальника.
На объектах с численностью менее 200 человек создается одна общая рабочая группа с включением в ее состав специалистов по исследуемым направлениям.
Работа по исследованию повышения устойчивости выполняется в три этапа.
На первом этапе проводится сбор или уточнение исходных данных, получаемых от различных источников (ст. 578 Руководства по противопожарной защите и местной обороне в Вооруженных Силах Российской Федерации), а также информации о рельефе местности, метеорологических условиях района в различные периоды года, плотность и тип прилегающей застройки зданий и сооружений и пр.
На втором этапе проводится оценка уязвимости объекта в военное время, по результатам которой должны быть определены:
возможные потери личного состава;
какие разрушения получит объект при различных избыточных давлениях (световых импульсах) с учетом воздействия вторичных факторов поражения;
какое максимальное избыточное давление во фронте воздушной ударной волны способны выдержать основные производственные фонды без остановки производства, а также, какие разрушения явятся первыми причинами такой остановки;
при каких разрушениях возможно восстановление производства своими силами и средствами.
По итогам второго этапа определяются наиболее уязвимые места и производится общая оценка устойчивости работы объекта в военное время, основные показатели которой сводятся в карточку оценки обстановки на объекте (Приложение 1).
В ходе третьего этапа разрабатывается комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение устойчивости работы объекта.
Итогом работы третьего этапа является составление плана мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время (Приложение 5).

2. Оценка уязвимости работы объекта в военное время

Оценка уязвимости заключается во всестороннем изучении воздействия поражающих факторов, прежде всего ядерного оружия, на объект и их влияние на выполнение им задач в военного время.
Расчеты по оценке уязвимости проводятся по воздействию воздушной ударной волны, светового излучения, электромагнитного импульса, проникающей радиации и радиоактивного загрязнения, а также вторичных поражающих факторов, возникающих вследствие происшедших заражений, разрушений, пожаров и т.д.

2.1. Оценка защищенности личного состава
от ядерного оружия

В ходе оценки защищенности личного состава:
определяется его обеспеченность защитными сооружениями в соответствии с нормами укрытия на объекте и в районе рассредоточения;
проверяется наличие и полнота разработки планов строительства быстровозводимых убежищ и простейших укрытий, обеспеченность этого строительства проектно - технической документацией, строительными материалами, конструкциями и элементами внутреннего оборудования;
оценивается обеспеченность личного состава объекта и населения военного городка индивидуальными средствами защиты и средствами оказания первой медицинской помощи.
При анализе запланированных мероприятий по рассредоточению личного состава и населения военных городков оцениваются возможности для сокращения сроков вывоза (выхода) людей в отведенные районы, а также размещения и всестороннего обеспечения личного состава и населения в этих районах.
Анализ потерь от ядерного оружия проводится по каждому расчетному варианту, а оценка возможных максимальных потерь производится для случая внезапного нападения по варианту с избыточным давлением deltaРф = 1 кгс/кв. см. При оценке потерь оцениваются возможные потери от радиоактивного загрязнения местности.

2.2. Оценка уязвимости основных производственных фондов

К основным производственным фондам объекта относятся его здания, сооружения, технологические установки и оборудование, системы энерго-, газо- и водоснабжения, складское хозяйство и транспорт, использующиеся в производственном процессе.
При оценке уязвимости сооружения объекты разделяются на основные (основного производства), вспомогательные и не использующиеся в производстве.
Для выявления уязвимых мест объекта рассматриваются и сравниваются между собой несколько расчетных вариантов разрушения объекта при различных величинах избыточного давления. При этом учитываются взаимное расположение зданий и сооружений, плотность и тип застройки, экранирование одних зданий другими, а также их расположение относительно эпицентра взрыва.
При анализе расчетных вариантов определяются степень разрушения и огнестойкость элементов объекта, возможные потери производственных (складских) площадей, технологического оборудования, мощностей энергоснабжения, транспорта, военного имущества и техники. Результаты анализа вносятся в таблицу (Приложение 2).
Для проведения необходимых расчетов используются справочные таблицы 1 - 7 (Приложение 6).
При анализе уязвимости зданий и сооружений степень разрушения элементов объекта определяется в зависимости от величины избыточного давления deltaРф по справочной табл. 1, а разрушения конструктивных элементов зданий и сооружений - по справочной табл. 2.
Состояние элементов объекта и возможность их дальнейшего использования при различных степенях разрушения определяются по справочной табл. 3. Вышедшими из строя считаются промышленные здания с тяжелым металлическим и железобетонным каркасом, получившие сильные разрушения, остальные промышленные и гражданские здания и другие инженерные сооружения, технологическое оборудование, транспортные, дорожные и строительные машины, получившие средние разрушения (повреждения).
Сооружения обычно выходят из строя при избыточном давлении, вызывающем средние разрушения его составных элементов. Так, например, если здание цеха получает средние разрушения при deltaРф = 0,3 кгс/кв. см, его технологическое оборудование - при deltaРф = 0,5 кгс/кв. см, а коммуникации энергоснабжения, проложенные по эстакаде, - при deltaРф = 0,2 кгс/кв. см, то можно сделать вывод, что цех выйдет из строя при избыточном давлении deltaРф = 0,2 кгс/кв. см, так как из-за повреждения коммуникаций энергоснабжения прекратится выпуск продукции, хотя при этом само здание и его оборудование существенных разрушений и повреждений не получат.
Выход из строя отдельных производств, служб и т.п. определяется аналогично и характеризуется величиной избыточного давления, при котором выходят из строя наиболее уязвимые цехи, сооружения, установки, связанные между собой общим технологическим процессом.
Анализ уязвимости технологических линий, коммуникаций и оборудования проводится с учетом специфики производства и предполагаемых изменений в производственном процессе на военное время. При анализе оценивается их сопротивляемость воздействию поражающих факторов ядерного взрыва, подготовленность объекта к защите уникального и особо ценного оборудования. Главной задачей является определение наиболее уязвимых участков, повреждение которых ведет к остановке производства.
Анализ надежности энерго- и водоснабжения проводится исходя из того, что деятельность объекта в значительной степени зависит от бесперебойной работы систем снабжения электроэнергией, водой и т.д. При проведении анализа оценивается степень защищенности от воздействия ядерного взрыва источников энергии, воды, распределительных устройств, трансформаторных, газораспределительных и насосных станций и т.д. Особое внимание обращается на состояние защиты артезианских скважин и резервуаров для чистой воды от радиоактивного, химического и бактериологического заражения. Отдельно учитывается воздействие светового излучения ядерного взрыва на элементы объекта, зависящее от величины светового импульса, наличия на объекте горючих материалов и зданий, имеющих наружные сгораемые конструкции.
Для выявления очагов возможного воспламенения по справочной табл. 4 находится величина светового импульса, соответствующая принятому для расчетного варианта избыточному давлению. Затем, используя данные справочной табл. 5, определяются и наносятся на схему объекта очаги воспламенения.

2.3. Оценка воздействия вторичных факторов поражения

Разрушения, полученные в результате ядерного взрыва, могут вызвать вторичные поражающие факторы, воздействия которых при определенных условиях превосходят по своим масштабам воздействия поражающих факторов ядерного взрыва (например, на складах горючего или взрывчатых веществ). Возможность возникновения вторичных факторов выявляется путем анализа результатов воздействия ударной волны и светового излучения как на сам объект, так и на соседние. Полученные данные о воздействии на элементы объекта вторичных факторов ядерного взрыва заносятся в графу 15 таблицы, приведенной в Приложении 2.
Пожары в очаге ядерного взрыва могут возникнуть как от светового излучения, так и при разрушении систем энергоснабжения, печей, котельных, емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и т.д. Оценка возможной пожарной обстановки производится на основе данных справочной табл. 6 в зависимости от величины избыточного давления, степени огнестойкости зданий и сооружений, категории пожарной опасности производств и складов, а также плотности застройки территории объекта. Вероятность распространения пожаров от здания к зданию определяется по справочной табл. 7. По каждому расчетному варианту возможная пожарная обстановка наносится условными обозначениями на схему объекта.
Для тех объектов, где возможны взрывы и загрязнения территории сильнодействующими ядовитыми веществами, учитывается их воздействие на личный состав и производственный комплекс объекта. Взрывы могут произойти в результате детонации хранящихся на объекте взрывчатых веществ (боеприпасов) и воспламенения от огня или нагретых поверхностей газовоздушных смесей, образовавшихся при повреждении трубопроводов и емкостей, заполненных горючими жидкостями или газами.
Загрязнение сильнодействующими ядовитыми веществами может произойти при разрушении ударной волной емкостей и трубопроводов с этими веществами и распространении их паров по направлению движения воздуха. Зоны поражения от взрывов и загрязнения от сильнодействующих ядовитых веществ определяются по специальным инструкциям и методикам в зависимости от свойств хранимых веществ, их количества, рельефа местности и других условий.
Катастрофическое затопление представляет опасность для объектов, расположенных ниже плотин гидроузлов, и его воздействие зависит от местонахождения объекта в зоне затопления, времени начала затопления (прихода волны прорыва) и уровня воды. На основании данных о возможном затоплении, полученных от штабов местной обороны гарнизонов и штабов округов (флотов), на объекте определяются объем разрушений зданий и сооружений, повреждения оборудования и порчи материальных ценностей, а также продолжительность времени выхода объекта из строя.
В ходе анализа особое внимание обращается на подготовленность объекта к переводу на особые режимы работы и режимы светомаскировки. При этом оцениваются готовность к быстрой безаварийной остановке производства, наличие необходимых инструкций, знание их инженерно - техническим и дежурным персоналом. Итоги проделанной работы по анализу уязвимости необходимы для оценки устойчивости основных производственных фондов объекта от воздействия первичных и вторичных факторов ядерного взрыва. Для этого полученные данные объединяются в таблицу (Приложение 2), производится сравнительная оценка возможных разрушений каждого из элементов объекта по всем расчетным вариантам и определяется избыточное давление, при котором эти элементы выходят из строя.
Устойчивость всего производственного комплекса в целом оценивается исходя из степени разрушения наиболее важных сооружений, установок и коммуникаций основного производства, энергохозяйства и т.д., так как от их сопротивляемости поражающим факторам ядерного взрыва зависит устойчивость работы всего объекта. В целом, объект считается вышедшим из строя при получении средних разрушений хотя бы одного из его элементов, если в результате этого прекращается или в значительной степени сокращается его деятельность. Например, если деятельность объекта зависит от совместной работы четырех цехов, из которых два выходят из строя при deltaРф = 0,3 кгс/кв. см, третий - при deltaРф = 0,2 кгс/кв. см, четвертый - при deltaРф = 0,1 кгс/кв. см, то из этого следует, что выход из строя объекта произойдет при deltaРф = 0,1 кгс/кв. см.
Результаты работы по оценке устойчивости основных производственных фондов объекта оформляются в виде отчета, состоящего из схем, таблиц и краткой пояснительной записки с выводами.

2.4. Оценка устойчивости системы материально -
технического обеспечения

Выполнение объектом задач военного времени в значительной мере зависит от надежного обеспечения необходимыми материальными средствами, оборудованием, комплектующими изделиями, материалами, топливом, электроэнергией, водой и т.д. Нарушение материально - технического снабжения может привести к сокращению или полному прекращению деятельности объекта.
При анализе состояния системы материально - технического обеспечения объекта в военное время оцениваются надежность производственных связей, наличие запасов и резервов, условия их хранения, обеспеченность энергоресурсами и водой.
Надежность производственных связей объекта зависит от размещения поставщиков и состояния путей подвоза, так как в военное время поставщики могут быть разрушены, а транспортные коммуникации прерваны. Наиболее устойчивой будет работа тех объектов, у которых производственные связи не выходят за пределы одной области или экономического района, а от поставщиков к объектам имеются запасные пути подвоза. При анализе производственных связей объекта изучается зависимость его производства от поставщиков, выявляются наиболее важные поставки материалов, деталей, комплектующих изделий и т.д., а затем определяются объем поставок и величина пути подвоза. Производственные связи могут считаться достаточно устойчивыми, если поставки будут обеспечены в условиях военного времени, а их задержка (при наличии запасов) не будет влиять на производство.
Наличие запасов и резервов на объекте должно соответствовать установленным нормам и обеспечивать его бесперебойную деятельность в военное время. При анализе оцениваются объем и номенклатура установленных запасов и резервов, условия их хранения и возможная продолжительность работы объекта за счет запасов. Условия хранения запасов оцениваются возможностями их складирования в защищенных хранилищах или рассредоточения их за пределы зоны возможных разрушений. Кроме того, оцениваются подготовленность запасов материальных средств, продовольствия, воды к защите от радиоактивного, химического и бактериологического заражения и возможность быстрого вывоза готовой продукции с территории объекта.
Обеспеченность объекта энергоресурсами и водой оценивается имеющимися возможностями удовлетворения производственных нужд и неотключаемых потребителей, а также удовлетворения первоочередных нужд при прекращении снабжения из общих энергосистем или частичном разрушении объекта.
Устойчивость материально - технического обеспечения объекта оценивается обычно для вариантов разрушения, при которых объект получает слабые и средние разрушения, а также для возможных вариантов нарушения производственных и транспортных связей. Материально - техническое обеспечение считается устойчивым, если время функционирования объекта за счет запасов и незавершенного производства (в сутках) при нарушении подвоза извне равно и более времени, установленного вышестоящим командованием.
Основные данные по оценке условий материально - технического обеспечения объекта сводятся в таблицу (Приложение 3), а по результатам анализа составляется пояснительная записка с приложением необходимых таблиц и расчетов.

2.5. Оценка готовности объекта к
восстановлению производства

При анализе готовности объекта к восстановлению в случае получения им разрушений оцениваются возможные сроки восстановления производства с учетом его специфики и сложности, наличия людских и материальных ресурсов (машин, строительных материалов и конструкций, технологического оборудования, аппаратуры и приборов, необходимых для проведения восстановительных работ). Также оцениваются возможность автономной работы и взаимозаменяемость цехов, участков, станочных групп и отдельных станков и подготовка к упрощению и изменению технологии производства на случай выхода из строя отдельных звеньев технологического процесса.
Производственные возможности объекта, получившего разрушения, после проведения на нем спасательных и других неотложных работ оцениваются для каждого варианта следующим соотношением, выраженным в процентах:
Ов
М = -- * 100%
Оз

где М - производственная мощность объекта по выпуску продукции военного времени после получения им разрушений и проведения АС и ДНР.
Ов - возможный объем выпуска продукции за сутки после проведения АС и ДНР.
Оз - заданный объем выпуска продукции за сутки по плану военного времени.
При радиоактивном загрязнении местности оцениваются влияние времени приостановления деятельности объекта и принятых режимов работы личного состава на продолжительность восстановительных работ и выпуска продукции.
При анализе готовности объекта к восстановлению производства осуществляется также оценка разработанных планов восстановления и обеспеченности восстановительных работ необходимой строительной, технической и технологической документацией. Восстановление производства объекта считается нецелесообразным, если на это потребуется больше затрат, чем на новое строительство.

2.6. Оценка устойчивости системы управления объектом

При анализе системы управления объектом изучаются состояние и защищенность технических средств управления и подготовленность руководства к действиям в условиях военного времени. В процессе исследования оцениваются: состояние пунктов управления и узлов связи, их степень защиты; возможность своевременного получения сигналов оповещения; надежность связи с вышестоящими штабами, подразделениями формирования, цехами и службами объекта, районом рассредоточения; использование для руководства производством систем централизованного дистанционного управления; подготовленность руководящего состава к действиям в условиях военного времени; непрерывность руководства рабочими сменами; взаимозаменяемость личного состава на случай возможных потерь, наличие графика перевозок смен и обеспечение их транспортом.

2.7. Оценка устойчивости работы объекта в целом

Анализ возможного состояния элементов объекта и его деятельности после нанесения ядерного удара должен выявить те наиболее слабые элементы и участки, выход из строя которых приводит к остановке или значительному сокращению производства. Данные, полученные в результате анализа, сводятся в карточку оценки обстановки на объекте (Приложение 1).
Оценка устойчивости работы объекта в военное время в целом производится по следующим основным показателям:
а) защищенность личного состава от оружия массового поражения - оценивается процентом укрытия наибольшей работающей смены в защитных сооружениях, отвечающих действующим нормам, и обеспечением индивидуальными средствами защиты;
б) уровень устойчивости производственного комплекса объекта - оценивается величиной избыточного давления во фронте ударной волны, при котором наиболее уязвимый элемент (из основных элементов) объекта получает средние разрушения и выходит из строя, что приводит к полной остановке или значительному сокращению производства;
в) возможность материально - технического обеспечения производства при временном нарушении поставок оценивается временем (в сутках) работы объекта за счет запасов и незавершенного производства в условиях изоляции от поставщиков;
г) готовность объекта к восстановлению при получении слабых и средних разрушений - оценивается наличием плана восстановления объекта, обеспеченностью необходимыми материалами, конструкциями, оборудованием и рабочей силой;
д) устойчивость управления деятельностью объекта в условиях войны - оценивается наличием и готовностью защищенного пункта управления, надежностью оповещения и связи, подготовленностью руководящего состава.
При получении объектом средних разрушений время, необходимое для восстановления производства (в сутках) до возможного (в конкретных условиях) или установленного командованием уровня, характеризует в целом устойчивость объекта и возможности его восстановления.
На основании изучения и комплексной оценки всех материалов и данных, полученных в ходе проведенных работ, делаются выводы об устойчивости работы объекта в военное время, а результаты оценки используются для уточнения планов местной обороны и разработки мероприятий по повышению устойчивости работы объекта.

3. Мероприятия по повышению устойчивости работы объекта

Мероприятия по повышению устойчивости работы объекта проводятся заблаговременно (в мирное время) и направлены на обеспечение защиты личного состава, снижение возможных потерь и разрушений, создание условий для проведения спасательных и других неотложных работ и восстановления производства в максимально короткие сроки. Характер разрабатываемых мероприятий должен в наибольшей степени соответствовать деятельности объекта и перспективам его дальнейшего развития, а проведение их должно быть увязано с планами капитального строительства и ремонта.
К выбору мероприятий по повышению устойчивости приступают, всесторонне оценив их целесообразность в военном, производственном и экономическом отношении. Наиболее приемлемы такие мероприятия, которые обеспечивают одновременное выполнение задач по снижению разрушений и потерь и задач производства мирного времени по улучшению и повышению надежности технологического процесса, технике безопасности, автоматизации производства и управления и т.д.
Далее перечисляются организационные и инженерно - технические мероприятия по повышению устойчивости работы, которые могут быть осуществлены на объектах местной обороны.

3.1. Обеспечение защиты личного состава

Для обеспечения защиты личного состава на объекте разрабатываются и проводятся следующие мероприятия:
дооборудование имеющихся на объекте защитных сооружений, поддержание их в исправном состоянии и готовности к приему укрываемых;
строительство в мирное время недостающих защитных сооружений для полного обеспечения личного состава объекта;
подготовка к строительству в угрожаемый период быстровозводимых убежищ с упрощенным оборудованием (при отсутствии убежищ капитального типа);
обеспечение всего личного состава и населения военного городка индивидуальными средствами защиты;
разработка планов рассредоточения личного состава и эвакуации членов семей с использованием средств транспорта и пешим порядком;
учет имеющихся в отведенных районах рассредоточения подвалов и помещений, которые могут быть приспособлены под противорадиационные укрытия;
заблаговременная всесторонняя подготовка района рассредоточения (планирование строительства противорадиационных укрытий, разработка вопросов обеспечения людей водой, продовольствием, топливом, медицинским обслуживанием и др.);
обучение личного состава объекта и населения военного городка способам защиты от оружия массового поражения.

3.2. Повышение устойчивости основных
производственных фондов и уменьшение опасности
возникновения вторичных очагов поражения

Для объектов, расположенных в зонах с избыточным давлением deltaРф = 0,5 - 0,1 кгс/кв см, проведение мероприятий по повышению сопротивляемости уязвимых элементов объекта может привести к значительному уменьшению радиусов поражения. Однако увеличение сопротивляемости всех элементов объекта нельзя рассматривать как основной способ повышения устойчивости из-за технических трудностей и больших затрат. Поэтому мероприятия по усилению прочности элементов объекта проводятся в следующих случаях:
а) когда отдельные особо важные элементы объекта, от которых зависит его деятельность, значительно слабее и их сопротивляемость ударной волне целесообразно "подтянуть" до некоторого максимально возможного избыточного давления, при котором объект еще продолжает работать;
б) когда необходимо защитить особо ценные и уникальные агрегаты, станки и оборудование;
в) когда необходимо сохранить отдельные важные цехи, участки, которые могут самостоятельно функционировать при выходе из строя остальных и обеспечивать выпуск важной продукции.
Для повышения устойчивости зданий и сооружений, установок, станков, технологического оборудования и коммуникаций при проектировании строительства новых или расширении и реконструкции действующих объектов предусматривается:
строительство зданий с металлическим или железобетонным каркасом, небольшой высоты (уменьшение "парусности") и сферической формы;
увеличение площади световых проемов и применение легких материалов для заполнения стен каркасных зданий;
применение легких, долговечных и огнестойких кровельных материалов;
применение для несущих конструкций высокопрочных и легких материалов;
установка оборудования на открытых площадках;
размещение наиболее важных элементов объекта под землей, их заглубление или сочетание заглубления с обсыпкой и обваловкой;
размещение элементов производства в горных выработках и пещерах;
подземная прокладка энергетических, технологических и других коммуникаций;
повышение надежности работы установок, станков и оборудования цехов и участков основного производства.
В угрожаемый период предусматривается уменьшение пролетов зданий и сооружений (с помощью установки дополнительных опор), усиление несущих конструкций и их связей, установка оттяжек и дополнительных креплений, защита особо ценного и уникального оборудования от падающих обломков (с помощью кожухов, зонтов, шатров и т.д.).
К мероприятиям, повышающим надежность энерго- и водоснабжения объекта, относятся:
энергоснабжение объекта от двух и более источников, не поражаемых одновременно одним ядерным взрывом;
заглубление, дублирование и кольцевание объектовых сетей;
сооружение и приобретение автономных источников энергии (стационарных или передвижных электростанций, компрессоров, паровых котлов и т.п.) и обеспечение их защиты от воздействия ядерного взрыва;
приспособление собственных котельных для перевода на резервный вид топлива в короткие сроки;
подготовка к переводу на резервные источники энерго- и водоснабжения для обеспечения первоочередных нужд объекта в случае его поражения ядерным взрывом;
строительство и дооборудование (герметизация) артезианских скважин и резервуаров чистой воды.
Также проводятся подготовительные мероприятия по светомаскировке, в частности, централизация управления наружным освещением.
К мероприятиям, направленным на уменьшение опасности возникновения вторичных очагов поражения, относятся:
доведение до минимума объема используемых для производства сильнодействующих ядовитых, взрыво- и пожароопасных веществ;
размещение запасов горючих и взрывчатых веществ и материалов на безопасном расстоянии от объекта;
защита емкостей, хранилищ, и коммуникаций с этими веществами от воздействия ударной волны путем обвалования и заглубления;
предотвращение разлива горючих жидкостей при повреждении емкостей с помощью ловушек и отводных канав;
установка на трубопроводах горючих жидкостей и газов отключающих автоматических устройств и клапанов - отсекателей, срабатывающих при разрушении трубопроводов или от давления (импульса) ударной волны;
создание систем индикации, сигнализации и оповещения об опасности заражения.
Особое внимание должно быть обращено на проведение таких противопожарных мероприятий, как снос ветхих строений, удаление пожароопасных материалов с прилегающей к сооружению территории, огнезащита сгораемых конструкций и сооружений, создание резерва средств пожаротушения, внедрение автоматических систем пожарной сигнализации и тушения пожаров и др.
Для защиты объекта от возможного катастрофического затопления осуществляется строительство дамб, используемых в мирное время, заблаговременная подготовка к эвакуации материальных ценностей и консервации оборудования, которое не может быть вывезено и др.
В целях уменьшения разрушений и потерь на объекте разрабатываются подробные инструкции по безаварийной остановке производства и по светомаскировке для инженерно - технического и дежурного персонала.

3.3. Повышение устойчивости системы
материально - технического обеспечения

В условиях военного времени устойчивость материально - технического обеспечения может быть повышена проведением на объекте ряда мероприятий, к которым относятся:
создание запасов материальных средств и обеспечение их сохранности размещением в защищенных хранилищах или безопасной зоне;
определение необходимости введения и повышения норм несжигаемых запасов и резервов (исходя из потребностей военного времени);
защита материальных ценностей, продовольствия и воды от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
определение дублеров по поставке тех или иных материальных средств на случай выхода из строя основных поставщиков;
согласование с поставщиками и транспортными органами запасных маршрутов доставки необходимых объекту ресурсов;
выяснение возможностей использования продукции местной промышленности, местного сырья и материалов для нужд объекта;
развитие и улучшение подъездных путей;
планирование материально - технического обеспечения производственной деятельности в районе рассредоточения.

3.4. Подготовка к восстановлению производства

Мероприятия по подготовке к восстановлению производства объекта проводятся заблаговременно в мирное время и имеют целью сократить время, необходимое для возобновления его деятельности после полученных разрушений.
Для этого проводится ряд мероприятий, к которым относятся:
разработка планов восстановления объекта для вариантов слабых и средних разрушений;
накопление и разработка проектно - технической документации для проведения восстановительных работ, в том числе по возведению временных сооружений с применением сборно - разборных, пневматических и других конструкций, по строительству сооружений и сетей упрощенного типа в соответствии с особыми строительными нормами и правилами;
определение необходимых запасов строительных материалов и конструкций, станков, технологического оборудования и приборов для первоочередного восстановления;
определение возможности использования для восстановления местных строительных материалов и других ресурсов;
разработка технологических схем и технической документации для продолжения производственного процесса при выходе из строя отдельных станков, установок, технологических линий или цехов за счет перевода производства в другие цеха, изменения и упрощения технологии, замены дефицитных материалов на более доступные, налаживания выпуска отдельных полуфабрикатов и изделий на соседних предприятиях и т.д.
планирование использования в порядке взаимодействия сил и средств других объектив, воинских частей, формирований гражданской обороны для ликвидации последствий нападения противника и восстановления производства;
обеспечение сохранности планирующей, строительной и технической документации для восстановления производства объекта;
разработка режимов работы личного состава объекта при радиоактивном загрязнении местности.
Возможности объекта по проведению восстановительных работ зависят от степени разрушения его элементов, наличия и подготовки сил, техники, транспорта, оборудования, материалов для восстановления и характеризуются сроками проведения этих работ.
При разрушениях на объекте проводятся следующие виды восстановительных работ:
неотложные аварийно - восстановительные работы - в целях обеспечения успешного и безопасного ведения спасательных работ и предотвращения разрушений и потерь, вызываемых вторичными факторами поражения;
первоочередные восстановительные работы - в целях восстановления его деятельности (выпуска продукции) в максимально возможном объеме. Эти работы начинаются сразу же после неотложных аварийно - восстановительных работ и проводятся силами и средствами объекта;
капитальные восстановительные работы - в целях восстановления деятельности объекта (выпуска продукции) в полном объеме;
Эти работы выполняются объектом с привлечением сил проектных и строительно - монтажных организаций по решению начальника, которому подчинен объект.
На объекте разрабатываются планы восстановления, в которых планируются работы по первоочередному восстановлению. Для проведения этих работ используются сохранившиеся оборудование (которое размещается в поврежденных зданиях после их восстановления, под временными навесами и на открытых площадках), строительные материалы и конструкции, резервные (автономные) источники энергоснабжения, имеющиеся в наличии рабочая сила и техника.
В качестве исходной обстановки для составления плана восстановления при слабых разрушениях на объекте используется вариант, когда большинство основных элементов объекта получили слабые разрушения или повреждения, а один из них - средние, что привело к прекращению деятельности объекта. Для составления плана восстановления при средних разрушениях на объекте используется вариант, когда большинство основных элементов объекта получили средние разрушения, а остальные сильные или слабые разрушения. При получении большинством основных элементов объекта слабых разрушений предполагается, что в ходе первоочередных восстановительных работ его деятельность восстанавливается в полном объеме, и при получении средних разрушений - в уменьшенном.
Для каждого варианта определяются:
а) состав и объем восстановительных работ по основным элементам объекта и потребность в силах, технике, оборудовании и материалах для их выполнения;
б) последовательность работ и сроки выполнения по отдельным видам работ, сооружениям и этапам восстановления;
в) срок восстановления объекта до возможного (в условиях объекта) или установленного вышестоящим командованием уровня производства.
Полученные в результате расчетов данные вносятся в ведомости объемов первоочередных восстановительных работ и потребности в рабочей силе, машинах, материалах и оборудовании (Приложение 4).

3.5. Повышение устойчивости системы управления объектом

Для повышения устойчивости системы управления объектом в военное время проводятся следующие мероприятия:
оборудование в одном из убежищ, имеющем необходимую степень защиты, пункта управления с узлом связи;
обеспечение надежного и своевременного оповещения путем включения объекта в централизованные системы оповещения войск и гражданской обороны;
обеспечение надежной связи с вышестоящим командованием, штабом местной обороны гарнизона, цехами (службами, отделами) объекта, подразделениями формирования местной обороны, районом рассредоточения объекта, а также с территориальными штабами гражданской обороны и соседними объектами (защита узлов связи и радиостанций, подземная прокладка линий связи, дублирование другими видами связи и т.д.);
оснащение производства системами автоматизированного и дистанционного управления;
оборудование диспетчерских пунктов, пультов управления и узлов связи в наиболее прочных сооружениях или частях зданий;
детальная разработка планов организации производства и местной обороны объекта на военное время;
подготовка всего руководящего и инженерно - технического состава объекта к действиям в условиях военного времени на специальных занятиях, тренировках и учениях;
создание двух групп управления - на объекте и в районе рассредоточения - для непрерывного руководства рабочими сменами на объекте, на отдыхе и при проведении спасательных и других неотложных работ;
разработка графиков перевозки смен в район рассредоточения.
Необходимо также предусмотреть взаимозаменяемость руководящего и инженерно - технического состава, овладение личным составом смежными профессиями и спланировать подготовку новых кадров взамен призываемых в Вооруженные Силы по мобилизации.
По итогам исследования командованию, которому подчинен объект, представляется доклад с выводами по устойчивости работы объекта и обоснованием необходимости и целесообразности намечаемых мероприятий, выполняемых как собственными силами и средствами, так и за счет сил и средств вышестоящего командования. К докладу прилагаются карточка оценки обстановки на объекте и план мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время.
Вышестоящее командование на основании полученных от объектов докладов принимает решение по повышению их устойчивости и, в свою очередь, проводит исследование устойчивости работы комплекса подчиненных ему объектов в условиях военного времени. Проведенные расчеты и правильность разработанных рекомендаций и предложений по повышению устойчивости работы проверяются на учениях местной обороны. На этих учениях необходимо создавать различные варианты возможной обстановки, в которой может оказаться объект, на этом фоне определить целесообразность и эффективность предлагаемых мероприятий по повышению его устойчивости.
По мере расширения и реконструкции действующих объектов их планы повышения устойчивости корректируются и дополняются путем проведения новых исследований.
Все материалы и данные по устойчивости, полученные в результате исследований и учений местной обороны, хранятся на объекте и используются для разработки мероприятий по повышению устойчивости и документов, определяющих деятельность объекта в условиях военного времени.

Председатель комиссии
по ПУФ г. Улан-Удэ
Заместитель мэра
А.Битуев


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru