Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 25.10.2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РБ "О ВЫБОРАХ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 № 417-II, признавшего Закон Республики Бурятия от 24.08.1999 № 235-II утратившим силу.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Шагдаровой Т.А. (единолично), при секретаре Желаевой Ю.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Улан-Удэ 25 октября 2001 г. дело по заявлению прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Бурятия "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" от 24.08.1999 № 235-II

установил:

Обращаясь в суд, прокурор Республики Бурятия просил признать не соответствующими федеральному законодательству следующие положения указанного закона:
1. Пункт 2 ст. 5, предусматривающий, что главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации и Республики Бурятия, за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и достигших до дня выборов 21 года, который противоречит федеральному законодательству в части ссылки на гражданство Республики Бурятия.
2. Пункт 9 ст. 12, устанавливающий обязанность суда в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно рассмотреть жалобу на решение участковой избирательной комиссии по заявлению о неточности в списках избирателей.
3. Пункт 1 ст. 18, закрепляющий, что членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть судьи.
4. Пункт 3 ст. 21, закрепляющий право суда расформировать территориальную, окружную, участковую избирательную комиссию в случае нарушения ею избирательных прав граждан, повлекшее признание Избирательной комиссией РБ в порядке, установленном настоящим законом (в том числе на основании судебного решения) недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов.
5. Пункт 4 ст. 61, предоставляющий суду право отменить решение соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования или о результатах выборов, или иное решение избирательной комиссии, в случаях, предусмотренных республиканским законодательством.
6. Пункт 7 ст. 61, закрепляющим обязанность суда известить избирательную комиссию о поступившей жалобе.
7. Пункты 2 и 4 ст. 62, закрепляющие право суда отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а также устанавливающих основания такой отмены.
В обоснование доводов (по позициям № 2 - № 7) прокурор ссылается на то обстоятельство, что указанные нормы закона РБ регулируют вопросы статуса судей и деятельности судов, что противоречит пункту "О" ст. 71 Конституции РФ, согласно которому судоустройство находится в исключительном ведении РФ, Закону РФ от 26.06.92 "О статусе судей в РФ", ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", которые имеют прямое действие на всей территории РФ.
8. Пункт 5 ст. 22, предусматривающий, что лица, входящие в состав избирательных комиссий, могут быть в любое время освобождены от обязанностей члена комиссии по личному заявлению либо по решению органа, сформировавшего комиссию, тогда как согласно ст. 24 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" член комиссии с правом совещательного голоса назначается зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком.
9. Подпункт 5 пункта 17 ст. 28, предусматривающий иные основания отказа окружной избирательной комиссии зарегистрировать кандидата согласно Закона РБ, тогда как согласно пункта 9 ст. 32 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" иные основания предусматриваются федеральным законом.
10. Пункт 20 ст. 28, устанавливающий, что если зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена из-за злоупотреблений правом на проведение агитации, все расходы, понесенные окружной избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата как противоречащий пункту 15 ст. 32 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", согласно которому указанные расходы относятся на счет кандидата только в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 14 этой же статьи (не осталось ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов, и выборы будут отложены).
11. Пункт 1 ст. 30, закрепляющий, что все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных федеральным и республиканским законодательством - в части ссылки на республиканское законодательство, поскольку законодательством субъекта РФ не могут устанавливаться случаи предоставления преимуществ либо ограничения прав зарегистрированных кандидатов.
12. Подпункт "б" пункта 8 ст. 39 устанавливающий, что иностранным гражданам запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков как противоречащий подпункту "б" пункта 4 ст. 47 и пункту 8 ст. 4 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", в соответствии с которыми иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право вносить пожертвования в избирательные фонды согласно международных договоров РФ и соответствующих им федеральных законов, законов субъектов РФ.
В письменном отзыве заместитель Председателя Народного Хурала РБ согласился со всеми доводами заявления прокурора.
Президент Республики Бурятия в письменном отзыве согласился, что нормы республиканского закона, указанные в позициях № 1, № 8 - № 12, действительно противоречат федеральному законодательству, что же касается положений Закона РБ, дублирующих нормы федерального закона (по позициям № 2 - № 7), то они не противоречат требованиям Конституции РФ и федерального законодательства.
В судебном заседании представитель прокуратуры РБ Абросова О.С. (по доверенности) поддержав заявление в части, заявила отказ от требований о признании противоречащими федеральному законодательству по п. 3 ст. 21 и п. 4 ст. 61 Закона РБ, который принимается судом и по которому выносится отдельное определение, в остальной части заявление поддержала, просила суд руководствоваться уточненным заявлением, где исправлены допущенные описки, от 25.10.2001.
Представитель Народного Хурала Республики Бурятия Башитова М.А. (по распоряжению Председателя Народного Хурала РБ от 22.10.2001 № 456-II) заявление прокурора признала в полном объеме.
Представитель Президента Республики Бурятия Будацыренов А.П. (по доверенности от 09.10.2000) признал заявление прокурора РБ в части, изложенной в письменном отзыве Президента РБ от 10.10.2001, в остальной части заявление полагал необоснованным, суду пояснил, что принятие республиканского законодательства невозможно без дублирования федерального.
Суд, выслушав представителей прокурора, Президента и Народного Хурала Республики Бурятия, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению в части.
Представителем Народного Хурала РБ заявление прокурора признано обоснованным по всем оспариваемым положениям Закона РБ "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия".
Представитель Президента РБ признал заявление прокурора в части, указанных в установочной части решения в позициях № 1, № 2, № 7.
Суд, руководствуясь ст. ст. 34, 165 ГПК РСФСР, принимает признание заявления заинтересованными сторонами, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, и приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора в части признанной заинтересованными сторонами в бесспорном порядке.
Что же касается требований прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству п. 9 ст. 12, п. 1 ст. 18, п. 7 ст. 61 Закона РБ "О выборах главы муниципального образования", регулирующих вопросы статуса судей и деятельности судов (позиции 2, 3, 7), то они также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п "О" ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустройства находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Кроме того, единый статус судей определен ФКЗ "О судебной системе РФ" от 31.12.96, Законом РФ "О статусе судей в РФ" от 26.06.1992 (в ред. от 14.04.1993 с изм. и дополн.).
Нормы, детально регулирующие организацию деятельности судов при рассмотрении жалоб о нарушении избирательных прав граждан, поступивших в ходе избирательной кампании, содержатся в ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 19.09.97 (в ред. от 30.03.1999, 10.07.2001).
В силу пункта 1 ст. 76 Конституции РФ принимаемые по предметам ведения Российской Федерации федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
На этом основании распространение действия указанных законов на территорию республик - субъектов РФ - специальными законодательными актами республики противоречит понятию исключительного федерального ведения и, кроме того, излишне с точки зрения экономии законодательной техники.
Поэтому суд полагает, что дублирование норм федерального закона, регулирующих предметы ведения, относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации, недопустимо.
Вместе с тем, суд считает, что довод представителя Президента РБ о непротиворечии пунктов 2 и 4 ст. 62 Закона РБ "О выборах главы муниципального образования в РБ" федеральному законодательству, вполне обоснован.
Указанные нормы предусматривают, что в случае, если после установления соответствующей избирательной комиссией итогов голосования или определения результатов выборов суд установит, что нарушения, перечисленные в п. 1 этой статьи, имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов; суды, Избирательная комиссия РБ могут отменить решение территориальной, участковой избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ и РБ.
Данные нормы соответствуют п. 5 ст. 63 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", согласно которому в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов РФ, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования или о результатах выбора, референдума или иное решение избирательной комиссии, комиссии референдума.
Следовательно, в Законе РБ могут быть установлены случаи, когда суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии, как это сделано в п. 2 ст. 62 Закона, так и возможна ссылка отмены решений избирательных комиссий судом в случаях, предусмотренных законодательством РБ (п. 4 ст. 62).
Поэтому заявление прокурора не может быть удовлетворено в части признания противоречащими федеральному законодательству указанных двух пунктов Закона РБ.
Таким образом, заявление прокурора РБ подлежит удовлетворению в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Бурятия удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу следующих положений Закона Республики Бурятия "О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия" от 24.08.99 № 235-II:
- пункт 2 ст. 5 в части указания на гражданство Республики Бурятия;
- пункт 9 ст. 12 в части установления обязанностей суда;
- пункт 1 ст. 18 в части указания на то, что членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть судьи;
- пункт 5 ст. 22 в части ссылки на решение органа, сформировавшего комиссию;
- подпункт 5 пункта 17 ст. 28, пункт 20 ст. 28, пункт 1 ст. 30 в части ссылки на республиканское законодательство;
- подпункт "б" пункта 8 ст. 39, пункт 7 ст. 61 в части установления обязанности суда известить избирательную комиссию о поступившей жалобе.
В удовлетворении заявления прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству п. 2 и 4 ст. 62 Закона РБ "О выборах главы муниципального образования в РБ" отказать.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья
Т.А.ШАГДАРОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru