Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 08.10.2001 № 348
"О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ (2002 - 2004 ГГ.)"

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 198, 18.10.2001


Утратил силу с 1 января 2004 года в связи с изданием Постановления Правительства РБ от 30.07.2003 № 243.



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2001 г. № 348

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ (2002 - 2004 ГГ.)"

В целях создания необходимых правовых, финансовых, экономических и организационных условий для трудоустройства и закрепления молодых специалистов в Республике Бурятия Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую республиканскую целевую программу "Обеспечение жильем молодых специалистов Республики Бурятия (2002 - 2004 годы)" (далее - Программа).
2. Утвердить Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту (Мантуров С.В.) государственным заказчиком Программы.
3. Утвердить Министерство по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству Республики Бурятия (Быков Н.И.) государственным заказчиком - координатором Программы.
4. Государственному комитету Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту (Мантуров С.В.) совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями принять комплексные меры по выполнению Программы.
5. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) и Государственному комитету Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту (Мантуров С.В.) при формировании проекта республиканского бюджета на 2002 и последующие годы предусмотреть финансирование Программы.
6. Рекомендовать главам муниципальных образований республики предусмотреть в пределах средств соответствующих бюджетов финансирование Программы.
7. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные ее направления могут уточняться, а объемы финансирования - корректироваться с учетом утвержденных расходов республиканского бюджета, бюджетов органов местного самоуправления и потребности в обеспечении жильем молодых специалистов.
8. Рекомендовать Администрации г. Улан-Удэ (Айдаев Г.А.) во втором квартале 2002 года принять целевую программу "Обеспечение жильем молодых специалистов в г. Улан-Удэ (2003 - 2004 гг.)".
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по социальной политике Ханхалаева Е.К.

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ

Исполняющий обязанности Управляющего
Делами - Руководителя Администрации
Президента и Правительства
Республики Бурятия
Н.М.АНТОНОВ





Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 08.10.2001 № 348

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ (2002 - 2004 ГГ.)"

Паспорт
республиканской целевой программы
"Обеспечение жильем молодых специалистов
Республики Бурятия (2002 - 2004 гг.)"

   ----------------T---------------------------------------------------------¬

¦Наименование ¦Республиканская целевая программа "Обеспечение жильем ¦
¦Программы ¦молодых специалистов Республики Бурятия (2002 - ¦
¦ ¦2004 гг.)" ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Дата принятия ¦Протокол заседания Правительственной комиссии Российской ¦
¦решения о ¦Федерации по делам молодежи от 07.12.2000 № 1 ¦
¦разработке ¦Распоряжение Правительства Республики Бурятия от ¦
¦Программы ¦07.05.2001 № 446-р ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Государственный¦Государственный комитет Республики Бурятия по делам ¦
¦заказчик ¦молодежи, туризму, физической культуре и спорту ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Государственный¦Министерство по строительству и жилищно-коммунальному ¦
¦заказчик - ¦хозяйству Республики Бурятия ¦
¦координатор ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Основные ¦Государственный комитет Республики Бурятия по делам ¦
¦разработчики ¦молодежи, туризму, физической культуре и спорту, ¦
¦Программы ¦Восточно-Сибирский государственный технологический ¦
¦ ¦университет, Бурятский государственный университет ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Цель ¦Создание необходимых правовых, финансовых, экономических ¦
¦Программы ¦и организационных условий для трудоустройства и ¦
¦ ¦закрепления молодых специалистов в сельской местности ¦
¦ ¦Республики Бурятия путем создания системы государственной¦
¦ ¦поддержки молодых специалистов в решении жилищной ¦
¦ ¦проблемы ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Основные ¦1. Создание республиканской нормативно-правовой основы ¦
¦задачи ¦государственной поддержки молодых специалистов в ¦
¦Программы ¦приобретении (строительстве) жилья при их личном участии.¦
¦ ¦2. Создание механизмов привлечения финансовых ресурсов ¦
¦ ¦для обеспечения жилищного инвестиционно-строительного ¦
¦ ¦процесса. ¦
¦ ¦3. Создание организационной инфраструктуры и механизма ¦
¦ ¦реализации системы государственной поддержки молодых ¦
¦ ¦специалистов по приобретению (строительству) жилья. ¦
¦ ¦4. Стабильное обеспечение сельских районов ¦
¦ ¦республики высококвалифицированными кадрами специалистов.¦
¦ ¦5. Обеспечение государственной поддержки инициативы ¦
¦ ¦молодых специалистов по улучшению своих жилищных условий ¦
¦ ¦для закрепления в местах распределения. ¦
¦ ¦6. Проведение консультаций по техническому обеспечению ¦
¦ ¦молодых специалистов при решении их жилищных проблем ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Государственный комитет Республики Бурятия по делам ¦
¦Программы ¦молодежи, туризму, физической культуре и спорту, ¦
¦ ¦Министерство Республики Бурятия по строительству и ¦
¦ ¦жилищно - коммунальному хозяйству, ¦
¦ ¦Министерство образования и науки Республики Бурятия, ¦
¦ ¦Министерство культуры Республики Бурятия, ¦
¦ ¦Министерство здравоохранения Республики Бурятия, ¦
¦ ¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия ¦
¦ ¦Республики Бурятия, ¦
¦ ¦Министерство финансов Республики Бурятия, ¦
¦ ¦Государственный комитет Республики Бурятия по ¦
¦ ¦статистике, ¦
¦ ¦Органы местного самоуправления, ¦
¦ ¦Бурятское региональное отделение Союза МЖК Российской ¦
¦ ¦Федерации ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦- Нормативно - правовое обеспечение Программы ¦
¦реализации: ¦- Формирование организационных и финансовых механизмов ¦
¦2002 г. ¦государственного субсидирования молодых специалистов в ¦
¦ ¦приобретении (строительстве) жилья ¦
¦ ¦- Отработка схемы взаимодействия всех участников системы ¦
¦ ¦государственного субсидирования молодых специалистов в ¦
¦ ¦приобретении (строительстве) жилья ¦
¦ ¦- Реализация программных мероприятий по обеспечению ¦
¦ ¦жильем молодых специалистов в сельских районах ¦
¦ ¦Республики Бурятия ¦
¦ ¦- Создание системы мониторинга реализации Программы, ¦
¦ ¦жилищных и социально-бытовых проблем молодых специалистов¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦2003 - 2004 гг.¦- Реализация и совершенствование Программы с учетом ¦
¦ ¦итогов ее реализации на практике в сельских районах ¦
¦ ¦Республики Бурятия ¦
¦ ¦- Реализация программных мероприятий по обеспечению ¦
¦ ¦жильем молодых специалистов в городах Республики Бурятия ¦
¦ ¦- Программные мероприятия будут определены по результатам¦
¦ ¦выполнения первого этапа. ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Объемы и ¦Источники финансирования Программы ¦
¦источники ¦- Республиканский бюджет - 40%; ¦
¦финансирования ¦- местный бюджет - 40%; ¦
¦Программы ¦- внебюджетные источники (средства предприятий, ¦
¦ ¦организаций, учреждений, собственные средства молодых ¦
¦ ¦специалистов) - 20%. ¦
¦ ¦Объем финансирования - 108,009 млн. руб. (в ценах ¦
¦ ¦2000 г.) всего, в том числе по годам: ¦
¦ ¦2002 г. - 34,465 млн. руб. ¦
¦ ¦2003 - 2004 гг. - 73,544 млн. руб. ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦1. Повышение уровня жилищной обеспеченности молодых ¦
¦конечные ¦специалистов. ¦
¦результаты ¦2. Привлечение внебюджетных источников для ¦
¦реализации ¦финансирования жилищного строительства. ¦
¦Программы ¦3. Эффективное использование трудового потенциала ¦
¦ ¦республики в сельской местности. ¦
¦ ¦4. Сохранение воспроизводственных процессов в обществе, ¦
¦ ¦положительных демографических тенденций ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Система ¦Общее руководство, межведомственную координацию и ¦
¦организации ¦контроль за реализацией мероприятий Программы ¦
¦контроля за ¦осуществляет Государственный комитет Республики Бурятия ¦
¦исполнением ¦по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту ¦
¦Программы ¦ ¦
L---------------+----------------------------------------------------------


Введение

Республиканская целевая программа "Обеспечение жильем молодых специалистов Республики Бурятия (2002 - 2004 гг.)" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральной целевой программой "Молодежь России (2001 - 2005 гг.)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1015;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.96 № 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации";
- протоколом заседания Правительственной комиссии Российской Федерации по делам молодежи от 07.12.2000 № 1;
- Республиканской целевой программой "Молодежь Бурятии (2001 - 2005 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.12.2000 № 425.
Программа создана на основе изучения жилищной проблемы молодых специалистов и предполагает создание механизма оказания в 2002 - 2004 годах государственной и иных видов поддержки молодых специалистов в строительстве (реконструкции) и приобретении жилья.

1. Состояние проблемы

С началом рыночных преобразований происходит постепенный переход от бесплатного предоставления жилья очередникам, как основной формы помощи гражданам со стороны государства в решении жилищной проблемы, к развитию иных подходов, один из которых - приобретение жилья в рассрочку. Особенно актуален данный вид приобретения жилья для молодых специалистов, которые не имеют значительных накоплений для приобретения нового жилья, но имеют устойчивый, в потенциале растущий доход, и которые не выйдут из трудоспособного возраста до окончания выкупа ими построенных (реконструируемых) квартир.
Из-за неблагоприятных экономических условий сокращены капитальные вложения в системе государственного строительства жилья, не восстановлен уровень ввода жилья, который был в 1990 году. Существовавшее движение молодежных жилищных комплексов (МЖК), обеспечивавшее молодых специалистов жильем, в настоящее время приостановлено.
Переход к рыночным отношениям в экономике требует создания новых механизмов в системе обеспечения жильем малоимущих слоев населения, в том числе молодых специалистов. Нерешенность проблемы обеспечения молодых специалистов жильем приводит к негативным явлениям в социальной сфере:
- у молодежи формируется чувство социальной незащищенности, возникают отрицание молодежью ее причастности к государственным делам, неверие в способность органов государственной власти решать проблемы молодежи;
- угасает интерес к трудовой деятельности из-за отсутствия нормальных условий жизни;
- снизилась потребность в создании семьи из-за трудностей, связанных с обеспечением жильем;
- снизилась деторождаемость в республике;
- усилилась миграция молодежи из сельской местности.
Снижение объемов жилищного строительства для молодых специалистов приводит не только к негативным социальным факторам, но и имеет негативные экономические факторы, некоторые из которых:
- сокращение рабочих мест в стройиндустрии;
- увеличение обращения теневого капитала;
- сужение налоговой базы, снижение валового национального продукта;
- застой в развитии строительной индустрии.
Проведенные социологические исследования показывают, что для молодых специалистов жилищная проблема является первостепенной.
По данным Государственного комитета Республики Бурятия по статистике численность молодежи в республике составляет 235 тыс. чел. или 22,6% от постоянного населения. При этом необходимо отметить устойчивый рост этой категории граждан (с 1991 по 1999 год он составил примерно 7%).
Молодых специалистов, состоящих на учете для получения жилой площади в органах местного самоуправления на 1 июня 2001 года, по республике было 727 человек, из них наибольшее количество молодых специалистов приходится:
- на систему образования - 376 человек (почти 52%),
- органы здравоохранения - 98 человек (13%),
- сельское хозяйство и культуру - 51 и 59 человек соответственно (7% и 8%).
При исследовании проблемы установлено, что наибольшую потребность в молодых специалистах испытывают наиболее удаленные от центра районы, такие как Окинский - 80 человек (11%), Тункинский - 51 человек (7%), Баунтовский - 50 человек (7%).
В настоящее время от эффективности функционирования системы формирования, распределения и использования трудового и творческого потенциала молодых специалистов напрямую зависит социальное и экономическое развитие республики, каждой организации в отдельности.
По уровню интеллектуального и образовательного потенциала, числу занятых с высшим и средним специальным образованием в экономике Бурятия занимала в 1996 году 23 место среди 89 субъектов Российской Федерации, по численности студентов высших учебных заведений на 10 тыс. чел. населения - 19 место, что свидетельствует о высоком образовательном уровне экономически активного населения. В то же время республика находилась на 68 месте по экономическим и на 80 месте по социальным показателям, которые отодвинули республику в группу депрессивных или критических территорий. Таким образом, существующий значительный разрыв между социально - экономическими и интеллектуальными показателями позволяет сделать вывод о том, что ожидаемый экономический рост возможен только при одновременном развертывании процессов рационализации использования трудовых ресурсов региона.
Эффективное использование трудового потенциала требует формирования цивилизованного рынка труда, в том числе и в сельской местности. Вопросы рынка труда на селе до сих пор не находили полноценного решения. В настоящее время происходит радикальная смена поколений специалистов, отличающихся друг от друга по уровню и содержанию знаний и навыков, распределению по отраслям и видам деятельности, мотивации к труду, условиям жизни и трудовой деятельности. Но сельские районы республики не готовы к естественной смене поколений специалистов. Увеличение среди работающих ныне специалистов числа лиц пожилого возраста может еще более осложнить ситуацию через несколько лет.
Действующий в республике социально - экономический механизм весьма затрудняет свободный перелив рабочей силы, приводит к нарастанию неполной занятости и потенциальному росту безработицы молодых специалистов в г. Улан-Удэ, с одной стороны, и острой потребности в квалифицированных кадрах на селе, с другой. Деформация структуры занятости имеет противоречивый характер в связи с неодинаковыми темпами движения к рынку городской и сельской местностей, неравномерностью развития различных отраслей и секторов экономики, общей неразвитостью состояния рынка труда. Основные причины плохой закрепляемости кадров в сельской местности - низкая оплата труда, экономическая нестабильность предприятий и хозяйств, отсутствие необходимой инфраструктуры, свертывание учреждений сферы соцкультбыта и, в первую очередь, отсутствие жилья.
Оценка рынка труда молодых специалистов республики в отраслевом и территориальном аспектах, проведенная в июне 2001 г., показала, что в сельских районах общая потребность в молодых специалистах составила 669 человек, из них 356 чел. - в сфере образования, 134 чел. - здравоохранения, 122 чел. - культуры и искусства, 42 чел. - сельского хозяйства и т.д. Ежегодная средняя численность выпускников только государственных вузов и техникумов республики насчитывает более 7 тысяч человек, из них в области сельского хозяйства - 500 чел., здравоохранения - 600 чел., культуры и искусства - 600 чел., образования - 700 чел., что практически полностью удовлетворяет потребность экономики и социальной сферы в специалистах. В то же время, например, по данным Министерства образования и науки Республики Бурятия, потребность в учителях практически не уменьшается: в 1999 г. - 619 чел., в 2000 г. - 727 чел., 2001 г. - 656 человек.
Переход аграрного сектора экономики республики на рыночные отношения требует стабильного кадрового сопровождения, но образовательный уровень руководителей и специалистов сельского хозяйства продолжает снижаться. С 1995 по 1999 г. численность руководителей хозяйств с высшим образованием уменьшилась на 17,3%, главных специалистов - на 15,6%, специалистов на 33,4%. Соответственно сократилась численность руководителей и специалистов со средним специальным образованием, что отрицательно сказалось на качественных показателях кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
На основе приведенных данных можно констатировать резкое снижение эффективности системы профессионального образования вследствие негативных тенденций в использовании молодых специалистов на региональном рынке труда. Разрушается связь между профессиональной школой и профессиональным трудом. Миграционная активность молодых специалистов из сельской местности приводит к оттоку квалифицированных кадров в сферы деятельности, не требующие специальной подготовки. Кроме того, ежегодно возрастает миграционная убыль из республики. Только за последние 5 лет 8289 человек в возрасте от 16 до 29 лет выбыли из региона, среди них значительную часть составляют молодые специалисты.
Дефицит качественной рабочей силы в сельской местности республики требует разработки государственной программы поддержки кадров молодых специалистов.
В связи с тем, что финансовые ресурсы ограничены, необходима концентрация государственных вложений на решение жилищной проблемы молодых специалистов, как наиболее острой и имеющей первостепенное значение. Согласно Российскому статистическому ежегоднику в 2000 г. по уровню обеспеченности жильем на душу населения среди экономических районов Российской Федерации Восточно - Сибирский район занимал последнее место (17,5 м2), а среди регионов Восточной Сибири Бурятия по данному показателю находилась на предпоследнем месте (16,2 м). В настоящее время 727 молодых специалистов нуждаются в жилье в сельских районах республики. Кроме того, 785 молодых семей состоят на учете для получения жилой площади в органах местного самоуправления, из них значительная часть - семьи молодых специалистов. Уровень доходов молодых специалистов при существующих ценах не позволяет им приобрести жилье за счет собственных средств. В связи с этим для ускорения темпов обеспечения жильем данной категории граждан требуется комплексное решение указанной проблемы посредством внедрения практики предоставления государственных безвозмездных жилищных субсидий для строительства или приобретения жилья за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также собственных средств молодых специалистов.
Наличие собственного жилья повышает качество жизни и социальный статус молодого специалиста, расширяет выбор вариантов поведения на рынке труда, порождает уверенность в стабильности положения, благоприятствует личному планированию перспектив трудовой карьеры. Улучшение материального положения молодых специалистов уменьшит необходимость поиска дополнительных заработков, что обеспечит повышение интенсивности и производительности труда.
Государственная помощь молодым специалистам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, может осуществляться на основании различных видов отношений, предусмотренных российским законодательством, включая:
- предоставление государственных безвозмездных жилищных субсидий;
- предоставление государственных целевых жилищных (ипотечных) кредитов;
- обеспечение индивидуального строительства материалами;
- содействие жилищно - строительным кооперативам;
- предоставление жилья с рассрочкой оплаты;
- предоставление социального жилья.
Опыт предоставления государственных безвозмездных жилищных субсидий на приобретение жилья доказал свою более высокую по сравнению с бюджетным финансированием нового строительства эффективность.
Данная форма позволяет:
- ускорить решение жилищной проблемы путем предоставления молодым специалистам возможности приобретения готового жилья на рынке;
- предоставить молодым специалистам право свободного выбора качественных характеристик и местоположения жилья;
- повысить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, направляемых непосредственно гражданам - получателям;
- экономить бюджетные средства путем повышения заинтересованности граждан в скорейшем получении жилья и их готовности частично использовать собственные средства;
- избежать замораживания бюджетных средств в незавершенном строительстве.
Однако данная форма эффективна только в том случае, когда организационно - финансовый механизм предоставления государственных безвозмездных жилищных субсидий позволяет задействовать помимо бюджетных средств собственные средства граждан.

2. Цели и задачи программы

Целью Программы является создание необходимых законодательных, финансовых, экономических и организационных условий для трудоустройства и закрепления молодых специалистов в сельской местности Республики Бурятия путем создания системы государственной поддержки молодых специалистов в решении жилищной проблемы. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Создание республиканской нормативно - правовой базы по вопросам государственной поддержки молодых специалистов в приобретении (строительстве) жилья при их личном участии.
2. Создание организационной инфраструктуры и механизма реализации системы государственной поддержки молодых специалистов в приобретении (строительстве) жилья.
3. Стабильное обеспечение сельских районов республики высококвалифицированными специалистами.
4. Обеспечение государственной поддержки инициативы молодых специалистов по улучшению своих жилищных условий для закрепления в местах распределения.
5. Проведение консультаций по техническому обеспечению молодых специалистов при решении их жилищных проблем.

3. Сроки и этапы реализации программы

Срок реализации Программы - 2002 - 2004 годы.
Этапы реализации:
2002 г.
- Нормативно - правовое обеспечение Программы
- Формирование организационных и финансовых механизмов государственного субсидирования молодых специалистов в приобретении (строительстве) жилья
- Отработка схемы взаимодействия всех участников системы государственного субсидирования молодых специалистов в приобретении (строительстве) жилья
- Создание системы мониторинга реализации Программы, жилищных и социально - бытовых проблем молодых специалистов
2003 - 2004 гг.
- Реализация и совершенствование Программы с учетом итогов ее реализации на практике в сельских районах Республики Бурятия
- Программные мероприятия будут определены по результатам выполнения первого этапа

4. Механизм реализации программы

4.1. Основные понятия
Получатели государственной безвозмездной жилищной субсидии: молодые специалисты, имеющие право на участие в Программе.
Молодые специалисты: специалисты в возрасте до 30 лет, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения и работающие в сельской местности.
Сельская местность - сельские поселения, поселки городского типа.
Государственная безвозмездная жилищная субсидия - денежные средства, предоставляемые молодым специалистам на безвозвратной основе для приобретения или строительства жилья.
Участники Программы - молодые специалисты, отвечающие следующим условиям:
- молодые специалисты должны быть гражданами Российской Федерации;
- молодые специалисты должны быть зарегистрированы (прописаны) по месту постоянного жительства на территории Республики Бурятия;
- на молодого специалиста и членов его семьи по месту регистрации (прописки) приходится менее 12 кв. метров общей площади жилья;
- молодые специалисты, не имеющие жилого помещения;
- молодые специалисты, проживающие в общежитии и служебном помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
- молодые специалисты должны заключить трудовой договор на срок не менее 5-ти лет.
Состав участников Программы на территории Республики Бурятия утверждается Государственным заказчиком Программы, на основании данных администраций районов и городов.
Приоритетные категории молодых специалистов в рамках настоящей Программы:
- Молодые специалисты, занятые в организациях, финансируемых из средств бюджетов разных уровней.
Вид государственной финансовой помощи:
- Государственная безвозмездная жилищная субсидия.
Государственная безвозмездная жилищная субсидия: денежные средства, предоставляемые участникам Программы из республиканского и местных бюджетов в размере 80% (из республиканского бюджета в размере 40%, и при наличии соответствующего согласования 40% из местного бюджета) расчетной стоимости приобретаемого жилья по социальной норме площади.
Государственные безвозмездные жилищные субсидии предоставляются только участникам Программы, после получения ими статуса Участник Программы.
Государственный заказчик Программы: орган исполнительной власти Республики Бурятия, утвержденный Правительством Республики Бурятия в качестве Государственного заказчика Программы (Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту).
4.2. Право на участие в Программе получают:
- выпускники высших и средних учебных заведений, официально получившие направление после окончания учебы на работу в сельские населенные пункты;
- молодые специалисты, прибывшие в сельские населенные пункты на постоянное место жительства по приглашению руководителей учреждений, организаций и предприятий в связи с острой потребностью в специалистах данного профиля и уровня квалификации.
Право на получение государственной безвозмездной жилищной субсидии имеют исключительно участники настоящей Программы. Такое право может быть использовано только один раз, при этом молодые специалисты снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Предоставление государственной безвозмездной жилищной субсидии за счет средств республиканского бюджета молодым специалистам, не являющимся участниками настоящей Программы, не допускается.
4.3. Условия предоставления государственной безвозмездной жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по социальной норме:
- Участники Программы имеют право получить государственную безвозмездную жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья по месту постоянной работы и прописки (регистрации) в сельской местности;
- Размер государственной безвозмездной жилищной субсидии рассчитывается уполномоченным органом районной администрации и является неизменным на весь срок его действия;
- Государственная безвозмездная жилищная субсидия для целей приобретения готового жилья (квартиры, индивидуального жилого дома) оформляется в индивидуальном порядке при представлении договора купли - продажи жилья, зарегистрированного в установленном порядке в органах регистрации недвижимого имущества и сделок с ним, и других необходимых документов;
- Государственная безвозмездная жилищная субсидия для целей строительства выдается молодым специалистам с даты получения официального разрешения на строительство индивидуального жилого дома. После завершения строительства государственная комиссия осуществляет приемку жилья;
- Предоставление государственной безвозмездной жилищной субсидии из республиканского бюджета осуществляется при условии соответствующего финансирования доли местного бюджета (40%) и доли, выплачиваемой из личных средств молодого специалиста (20%).
- В случае отсутствия финансирования из местного бюджета государственная безвозмездная жилищная субсидия из республиканского бюджета (40%) выделяется молодому специалисту при условии, если:
- долю местного бюджета (40%) оплачивает предприятие, где
работает на постоянной основе молодой специалист (после
перечисления предприятием соответствующей суммы на специальный
счет);
- долю местного бюджета (40%) и долю, выплачиваемую из личных
средств молодого специалиста (20%), оплачивает предприятие,
где работает на постоянной основе молодой специалист (после
перечисления предприятием соответствующей суммы на специальный
счет);
- 60% стоимости приобретения (строительства) жилья
выплачивается из личных средств молодого специалиста.
- Государственная безвозмездная жилищная субсидия не может использоваться на проектные или иные работы, связанные с организацией строительства индивидуальных жилых домов;
- Иные условия предоставления государственной безвозмездной жилищной субсидии в рамках настоящей Программы не допускаются.
4.4. Основные финансовые условия реализации Программы:
Размер государственной безвозмездной жилищной субсидии рассчитывается органом местного самоуправления, осуществляющим регистрацию участников Программы, утверждается Государственным заказчиком Программы.
Источники государственной финансовой помощи
Предоставление государственной безвозмездной жилищной субсидии молодым специалистам - участникам Программы производится адресно за счет средств бюджета Республики Бурятия и средств местных бюджетов через специальный счет Государственного заказчика Программы.
Местные администрации Республики Бурятия ежегодно предусматривают выделение средств из местных бюджетов на реализацию Программы и направляют их на этот же специальный счет.
Аккумулирование финансовых средств из республиканского и местного бюджетов на одном специальном счете позволит ускорить и упростить механизм финансирования приобретения (строительства) жилья и повысить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, направляемых непосредственно участникам Программы.
Источники финансирования Программы
- средства бюджета Республики Бурятия (40%);
- средства местных бюджетов (40%);
- средства иных источников, не запрещенных законодательством (средства предприятий, организаций, учреждений, внебюджетных источников и иных поступлений, собственные средства молодых специалистов и т.д.) (20%).
Вклады участников Программы могут быть внесены в виде денежных средств, строительных материалов, земельных участков и т.п. Оценка вносимого вклада производится и заверяется документально соответствующими органами местных администраций.
4.5. Размер предоставляемой государственной безвозмездной жилищной субсидии:
Размер предоставляемой государственной безвозмездной жилищной субсидии для молодого специалиста рассчитывается по установленной социальной норме площади жилого помещения, исходя из стоимости приобретаемого (строящегося) жилья, которая определяется количеством членов семьи молодого специалиста на момент получения государственной безвозмездной жилищной субсидии (в составе семьи учитываются только супруги и их дети, включая приемных детей) и с учетом социальной нормы на одного человека для сельских районов.
Размер государственной безвозмездной жилищной субсидии, выделяемой молодому специалисту - участнику Программы для приобретения жилого помещения, рассчитывается по формуле:

Р (руб) = С х Н х К, где

Р - размер государственной безвозмездной жилищной субсидии;
С - размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья,
Н - социальная норма площади жилья;
К - коэффициент 0,8
Размер средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на первичном и вторичном рынках жилья по Республике Бурятия определяется Государственным комитетом Республики Бурятия по статистике.
Социальная норма площади жилья (Н), исходя из которой определяется размер государственной безвозмездной жилищной субсидии, устанавливается в следующих размерах:

   ---------------------------T---------------------------------¬

¦Численность семьи молодого¦ Социальная норма площади жилья ¦
¦ специалиста (человек) ¦ (кв. метров общей площади) ¦
+--------------------------+---------------------------------+
¦1 ¦33 ¦
+--------------------------+---------------------------------+
¦2 ¦42 ¦
+--------------------------+---------------------------------+
¦3 и более ¦18 х n, где n - численность семьи¦
L--------------------------+----------------------------------


Коэффициент 0,8 (К) - норматив государственной безвозмездной жилищной субсидии в общей стоимости приобретаемого (строящегося) жилья участником Программы.
Молодые специалисты имеют право приобрести на первичном или вторичном рынках жилья у любых физических и юридических лиц жилые помещения (в том числе часть дома), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, и благоустроенные - применительно к условиям населенных пунктов сельской местности, являющихся местом постоянного проживания.
Участникам Программы предоставляется право свободного выбора площади и качественных характеристик жилья, но оплата дополнительно приобретаемой (строящейся) площади жилья сверх рассчитанной по вышеуказанным параметрам общей площади жилья производится исключительно за счет средств молодого специалиста.
4.6. Общий порядок приобретения (строительства) жилья в рамках настоящей Программы включает:
- подачу молодым специалистом заявления и других необходимых первичных документов в администрацию района для включения в состав участников Программы;
- подачу ходатайства от предприятия, учреждения или организации, где работает молодой специалист, о включении его в число участников Программы с обязательным обоснованием необходимости закрепления данного молодого специалиста по месту трудоустройства;
- получение молодым специалистом статуса участника Программы;
- выбор варианта приобретения (строительства) жилья:
а) приобретение готового жилья на первичном или вторичном рынке;
б) строительство своими силами индивидуального жилого дома;
- подготовка, в зависимости от выбранного варианта приобретения (строительства) жилья, необходимого пакета документов для оформления государственной безвозмездной жилищной субсидии;
- внесение на открытый блокированный целевой счет в отделении уполномоченного банка первоначального единовременного взноса на приобретение (строительство) жилья, на который будут зачислены денежные средства в размере выделенной субсидии. Средства с блокированного целевого счета могут быть использованы только на оплату приобретения (строительства) жилья в безналичной форме;
- использование денежных средств для приобретения (строительства) жилья в течение установленного срока;
- оформление необходимых документов для переезда в приобретенное (построенное) жилье.
4.7. Порядок реализации и осуществление контроля за реализацией Программы:
I. На республиканском уровне
1. Государственный заказчик Программы и Государственный заказчик - координатор программы осуществляют:
- ежегодную подготовку финансовых заявок в проект республиканского бюджета на выплату государственных безвозмездных жилищных субсидий молодым специалистам;
- общую координацию и мониторинг реализации Программы;
- корректировку Программы по промежуточным итогам ее реализации;
- определение условий предоставления органам местного самоуправления средств, выделяемых из республиканского бюджета;
- создание уполномоченной организации для управления реализацией Программы;
- финансирование реализации Программы через специальный счет Государственного заказчика Программы;
- утверждение и внесение изменений в списки молодых специалистов на получение государственной безвозмездной жилищной субсидии;
- общий контроль за реализацией Программы на республиканском уровне.
- вносят в Правительство Республики Бурятия предложения по формированию нормативно - правовой базы для реализации Программы;
II. На уровне районов республики.
Администрация района осуществляет:
- прием заявлений от молодых специалистов на участие в Программе;
- рассмотрение первичных документов, подтверждающих право молодых специалистов на участие в Программе;
- подготовку списка молодых специалистов на участие в Программе;
- расчет размеров государственных безвозмездных жилищных субсидий по каждому участнику Программы;
- контроль за предоставлением и использованием государственной безвозмездной жилищной субсидии молодым специалистам;
- подготовку статистических и итоговых отчетов о выполнении Программы.
Финансовый контроль за реализацией Программы
Функции финансового контроля выполняет Управление республиканского казначейства Министерства финансов Республики Бурятия и его территориальные отделения.

5. Ресурсное обеспечение реализации программы

При расчете экономических показателей Программы приняты следующие допущения:
При определении стоимостных показателей Программы цены, расценки и тарифы принимаются неизменными на момент расчета с последующей корректировкой в связи с инфляционными процессами. Средняя стоимость 1 кв. м для районов Республики Бурятия - 3150 руб. (на строительство индивидуального жилого дома - по данным Министерства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству Республики Бурятия), для вторичного рынка - индивидуальные дома - 1228 руб., 1 комнатные благоустроенные квартиры - 1600 руб. (по данным районных администраций).
Вклады участников Программы и местного бюджета могут быть внесены в виде денежных средств, материальных ценностей, земельных участков и т.п. Оценка вносимого вклада производится администрацией района.
Число участников Программы составит 1580 чел, из них:
- 1342 участников одиноких;
- 238 участников имеют семьи.
Для реализации Программы потребуется 108,009 млн. руб. (см. приложение)
Из них:
- из республиканского бюджета - 43,203 млн. руб. (40%);
- из местных бюджетов - 43,203 млн. руб. (40%);
- из внебюджетных источников - 21,603 млн. руб. (20%).
(средства предприятий, организаций,
учреждений, собственные средства
молодых специалистов)

6. Ожидаемый социально - экономический эффект

В результате реализации Программы будут достигнуты следующие социально - экономические результаты:
- 1342 молодых специалистов и 238 молодых семей будут трудоустроены и обеспечены жильем в сельских районах Республики Бурятия;
- разработка эффективного механизма, создающего наиболее благоприятные условия для реального содействия улучшению жилищных условий молодых специалистов;
- развитие нетрадиционных схем финансирования жилищного строительства на основе адресной государственной поддержки молодых специалистов из республиканского бюджета и бюджета муниципальных образований, диверсификация источников финансирования;
- привлечение и мобилизация внебюджетных средств в государственные социальные программы, в том числе личных средств молодых специалистов;
- наращивание объемов жилищного строительства;
- эффективное использование трудового потенциала республики в сельской местности;
- повышение интеллектуального потенциала населения на селе;
- повышение социальной защищенности молодых специалистов;
- улучшение качества жизни молодых специалистов и их семей;
- укрепление института семьи, улучшение демографической ситуации на селе;
- снижение уровня безработицы среди молодых специалистов в г. Улан-Удэ.





Приложение
к Республиканской целевой программе
"Обеспечение жильем молодых
специалистов Республики Бурятия
(2002 - 2004 гг.)"

2002 год - 500
человек - участников

   ----------------------T---T----T--------T---------T-------------¬

¦ ¦ ¦Кол-¦Площади,¦Стоимость¦ Примечание ¦
¦ ¦ ¦во, ¦ кв. м ¦ (руб.) ¦ ¦
¦ ¦ ¦чел.¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---+----+--------+---------+-------------+
¦из них: 85% одиноких ¦425¦425 ¦14025 ¦ ¦на 1 человека¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦33 кв. м ¦
+---------------------+---+----+--------+---------+-------------+
¦15% семейных (3 чел.)¦ 75¦225 ¦ 4050 ¦ ¦на 1 человека¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦18 кв. м ¦
+---------------------+---+----+--------+---------+-------------+
¦Необходимая площадь ¦ ¦ ¦18075 ¦ ¦ ¦
+---------------------+---+----+--------+---------+-------------+
¦30% нового жилья ¦ ¦ ¦ 5422,5 ¦ 17080875¦1 кв. м = ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3150 руб ¦
+---------------------+---+----+--------+---------+-------------+
¦70% вторичный рынок ¦ ¦ ¦12652,5 ¦ ¦ ¦
+---------------------+---+----+--------+---------+-------------+
¦из них: 70% ¦ ¦ ¦ 8856,75¦ 10876089¦1 кв. м = ¦
¦индивидуальные дома ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1228 руб. ¦
+---------------------+---+----+--------+---------+-------------+
¦30% благоустроенные ¦ ¦ ¦ 3795,75¦ 6073200¦1 кв. м = ¦
¦1-комнатные квартиры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1600 руб. ¦
+---------------------+---+----+--------+---------+-------------+
¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦ 34030164¦ ¦
L---------------------+---+----+--------+---------+--------------


34,465 млн. руб.

Распределение по источникам
финансирования, млн. руб.

   ---------------------------T-------¬

¦40% республиканский бюджет¦ 13,786¦
+--------------------------+-------+
¦40% местный бюджет ¦ 13,786¦
+--------------------------+-------+
¦20% внебюджетные средства ¦ 6,893¦
+--------------------------+-------+
¦Итого ¦ 34,465¦
L--------------------------+--------


2003 год - 530
человек - участников

   ----------------------T-----T----T--------T----------T----------------------¬

¦ ¦ ¦Кол-¦Площади,¦Стоимость,¦ Примечание ¦
¦ ¦ ¦во, ¦кв. м ¦ руб. ¦ ¦
¦ ¦ ¦чел.¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----+----+--------+----------+----------------------+
¦из них: 85% одиноких ¦450,5¦450 ¦ 14850 ¦ ¦на 1 человека 33 кв. м¦
+---------------------+-----+----+--------+----------+----------------------+
¦15% семейных (3 чел.)¦ 80 ¦240 ¦ 4320 ¦ ¦на 1 человека 18 кв. м¦
+---------------------+-----+----+--------+----------+----------------------+
¦Необходимая площадь ¦ ¦ ¦ 19170 ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----+----+--------+----------+----------------------+
¦30% нового жилья ¦ ¦ ¦ 5751 ¦18115650 ¦1 кв. м = 3150 руб. ¦
+---------------------+-----+----+--------+----------+----------------------+
¦70% вторичный рынок ¦ ¦ ¦ 13419 ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----+----+--------+----------+----------------------+
¦из них: 70% ¦ ¦ ¦ 9393,3¦11534972,4¦1 кв. м = 1228 руб. ¦
¦индивидуальные дома ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----+----+--------+----------+----------------------+
¦30% благоустроенные ¦ ¦ ¦ 4025,7¦ 6441120 ¦1 кв. м = 1600 руб. ¦
¦1-комнатные квартиры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----+----+--------+----------+----------------------+
¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦36091742,4¦ ¦
L---------------------+-----+----+--------+----------+-----------------------


36,092 млн. руб.

Распределение по источникам
финансирования, млн. руб.

   ---------------------------T-------¬

¦40% республиканский бюджет¦14,4368¦
+--------------------------+-------+
¦40% местный бюджет ¦14,4368¦
+--------------------------+-------+
¦20% внебюджетные средства ¦ 7,2184¦
+--------------------------+-------+
¦Итого ¦36,092 ¦
L--------------------------+--------


2004 год - 550
человек - участников

   ----------------------T-----T----T--------T-----------T----------------------¬

¦ ¦ ¦Кол-¦Площади,¦Стоимость, ¦ Примечание ¦
¦ ¦ ¦во, ¦кв. м ¦ руб. ¦ ¦
¦ ¦ ¦чел.¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----+----+--------+-----------+----------------------+
¦из них: 85% одиноких ¦467,5¦467 ¦15411 ¦ ¦на 1 человека 33 кв. м¦
+---------------------+-----+----+--------+-----------+----------------------+
¦15% семейных (3 чел.)¦ 83 ¦249 ¦ 4482 ¦ ¦на 1 человека 18 кв. м¦
+---------------------+-----+----+--------+-----------+----------------------+
¦Необходимая площадь ¦ ¦ ¦19893 ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----+----+--------+-----------+----------------------+
¦30% нового жилья ¦ ¦ ¦ 5967,9 ¦18798885 ¦1 кв. м = 3150 руб. ¦
+---------------------+-----+----+--------+-----------+----------------------+
¦70% вторичный рынок ¦ ¦ ¦13925,1 ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----+----+--------+-----------+----------------------+
¦из них: 70% ¦ ¦ ¦ 9747,57¦11970015,96¦1 кв. м = 1228 руб. ¦
¦индивидуальные дома ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----+----+--------+-----------+----------------------+
¦30% благоустроенные ¦ ¦ ¦ 4177,53¦ 6684048 ¦1 кв. м = 1600 руб. ¦
¦1-комнатные квартиры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----+----+--------+-----------+----------------------+
¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦37452948,96¦ ¦
L---------------------+-----+----+--------+-----------+-----------------------


37,452 млн. руб.

Распределение по источникам
финансирования, млн. руб.

   ---------------------------T-------¬

¦40% республиканский бюджет¦14,9808¦
+--------------------------+-------+
¦40% местный бюджет ¦14,9808¦
+--------------------------+-------+
¦20% внебюджетные средства ¦ 7,4904¦
+--------------------------+-------+
¦Итого ¦37,452 ¦
L--------------------------+--------


2002 - 2004 годы - 1580
человек - участников

   -----------------------T----T----T--------T------------T----------------------¬

¦ ¦ ¦Кол-¦Площади,¦ Стоимость, ¦ Примечание ¦
¦ ¦ ¦во, ¦кв. м ¦ руб. ¦ ¦
¦ ¦ ¦чел.¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+----+----+--------+------------+----------------------+
¦из них: 85% одиноких ¦1342¦1342¦44286 ¦ ¦на 1 человека 33 кв. м¦
+----------------------+----+----+--------+------------+----------------------+
¦1,5% семейных (3 чел.)¦ 238¦ 714¦12852 ¦ ¦на 1 человека 18 кв. м¦
+----------------------+----+----+--------+------------+----------------------+
¦Необходимая площадь ¦ ¦ ¦57138 ¦ ¦ ¦
+----------------------+----+----+--------+------------+----------------------+
¦30% нового жилья ¦ ¦ ¦17141,4 ¦ 53995410 ¦1 кв. м = 3150 руб ¦
+----------------------+----+----+--------+------------+----------------------+
¦70% вторичный рынок ¦ ¦ ¦39996,6 ¦ ¦ ¦
+----------------------+----+----+--------+------------+----------------------+
¦из них: 70% ¦ ¦ ¦27997,62¦ 34381077,36¦1 кв. м = 1228 руб. ¦
¦индивидуальные дома ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+----+----+--------+------------+----------------------+
¦30% благоустроенные ¦ ¦ ¦11998,98¦ 19198368 ¦1 кв. м = 1600 руб. ¦
¦1-комнатные квартиры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+----+----+--------+------------+----------------------+
¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦107574855,36¦ ¦
L----------------------+----+----+--------+------------+-----------------------


108,009 млн. руб

Распределение по источникам
финансирования, млн. руб.

   ---------------------------T-------¬

¦40% республиканский бюджет¦ 43,203¦
+--------------------------+-------+
¦40% местный бюджет ¦ 43,203¦
+--------------------------+-------+
¦20% внебюджетные средства ¦ 21,609¦
+--------------------------+-------+
¦Итого ¦108,009¦
L--------------------------+--------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru