Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РБ от 28.09.2001 № 338
"О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2001 г. № 338

О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002 ГОД

Рассмотрев представленную Министерством финансов Республики Бурятия Концепцию республиканского бюджета Республики Бурятия на 2002 год, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить указанную Концепцию (прилагается).
2. Министерству финансов, иным органам исполнительной власти Республики Бурятия принять данную Концепцию к реализации.

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ

Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
В.Е.ГУЛГОНОВ





Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 28.09.2001 № 338

КОНЦЕПЦИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002 ГОД

Бюджет 2002 года должен стать активным инструментом государственной экономической политики, направленной на достижение экономического роста, повышение благосостояния населения.
Цель бюджета 2002 года - обеспечение достижения социально - экономических показателей, утвержденных Законом "О программе социально - экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы" (далее - Программа).
Необходимо максимально быстро отработать систему среднесрочного бюджетного планирования, которая способствовала бы решению стратегических задач, поставленных в Программе. Следует продолжать совершенствование внутригодового бюджетного планирования в процессе исполнения бюджета, включая установление ежемесячных лимитов расходов, уточнения процедур использования дополнительных бюджетных доходов. Такое планирование должно осуществляться на основе постоянного анализа краткосрочных экономических тенденций, уточнения потребностей бюджетных организаций, анализа ситуации на финансовых рынках, а также соответствия эффективности реализуемых мер экономической политики по сравнению с ориентирами, заложенными в основу бюджетных расчетов. В то же время, показатели, установленные бюджетами, должны стать действенным инструментом укрепления финансовой дисциплины, а дополнительные расходы могут осуществляться исключительно при крайней необходимости.
Следует в кратчайшие сроки:
- искоренить порочную практику расходования средств сверх бюджетных ассигнований, наращивание кредиторской задолженности. Первоочередной мерой должна стать постоянная инвентаризация бюджетных расходов с последующей оценкой их эффективности. Это позволит получить относительно полное представление о масштабах государственного участия в экономике и осуществлять обоснованную бюджетную политику;
- урегулировать кредиторскую и дебиторскую задолженность бюджета республики. В отношении кредиторской задолженности это подразумевает ее максимально возможное погашение, реструктуризацию или списание несанкционированной части и оставшихся долгов. В отношении дебиторской задолженности это означает, прежде всего, добровольную реструктуризацию налоговой недоимки с дальнейшим инициированием процедур банкротства тех предприятий, которые не урегулировали свою задолженность перед бюджетом.
Несмотря на определенные позитивные сдвиги, республиканский бюджет и бюджеты муниципальных образований остаются недостаточно прозрачными. Прежде всего это относится к процедурам государственных закупок. Обязательность конкурсов, публичность их проведения, регистрация контрактов - лишь первые шаги по совершенствованию механизмов государственных закупок и экономии бюджетных средств. Необходимо обеспечить реальный конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд. Результатом станет:
- сокращение бюджетных расходов при организации закупки продукции для республиканских нужд и повышение их эффективности;
- стимулирование спроса на продукцию и услуги местных товаропроизводителей.
Исполнение республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований должно осуществляться исключительно через казначейскую систему. В 2002 году необходимо завершить переход республиканского и местных бюджетов на казначейское исполнение. Задача состоит в том, чтобы органы республиканского казначейства осуществляли свою деятельность на основе единых федеральных стандартов. В конечном счете, за рамками казначейского учета не должны остаться ни одна статья доходов или расходов, ни один распорядитель бюджетных средств.
В соответствии с поставленной целью в рамках бюджетной политики 2002 года необходимо решить 6 приоритетных задач:
1. Обеспечение экономического роста в 2002 году не менее 7%, достижение эффективности государственных расходов.
2. Эффективное вложение инвестиций.
3. Повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, недопущение возникновения кредиторской задолженности.
4. Исполнение доходной части бюджетов республики в соответствии с Программой.
5. Недопущение роста кредиторской задолженности по оплате жилищно - коммунальных услуг, стимулирование повышения эффективности функционирования отрасли ЖКХ.
6. Повышение эффективности управления государственным долгом Республики Бурятия при строгом соблюдении федерального законодательства.
Для решения первой задачи целесообразно, чтобы формирование бюджета осуществлялось исключительно на основе оценки эффективности расходов. Необходимо выработать такие критерии, которые бы позволяли оценивать достигнутый результат, с ответственностью каждого ведомства за достижение заявленного конечного результата, который взят в основу бюджетных потребностей. Должна найти практическое применение введенная в 2000 году система индикативного управления.
Для достижения прогнозируемого экономического роста расходы республиканского бюджета необходимо разделить на текущие расходы и расходы регионального развития. Целью данного разделения является концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики, критерии которых являются:
- мультипликативное воздействие на другие отрасли;
- решение острых социально - экономических проблем развития республики, включая конкурентоспособность продукции, удовлетворение государственных нужд и др.
Бюджетные средства, определенные на региональное развитие, должны расходоваться в рамках единой идеологии, будь то инвестиционный проект, целевая программа, лизинг, ипотека или субсидии сельскому хозяйству. Ключевым механизмом стимулирования развития производства в 2002 году должна стать компенсация части процентных ставок по кредитам на инвестиционные проекты, одобренные Правительством Республики Бурятия. Поддерживая тот или иной инвестиционный проект, следует прогнозировать предполагаемый результат от его реализации.
Рост валового регионального продукта на 50% зависит от роста объемов розничного товарооборота, который в свою очередь полностью определяется доходами населения республики. В бюджете с июня 2002 года будет заложен рост заработной платы в 1,2 раза работникам бюджетной сферы и государственным служащим.
Увеличение заработной платы направлено и на решение третьей задачи, - безусловное обеспечение исполнения доходов бюджета Республики Бурятия в соответствии с Программой. Решить эту задачу возможно не только за счет увеличения собираемости налогов, повышения платежной дисциплины, хотя важность этих мер неоспорима, а, прежде всего, конкретной работой по росту налогооблагаемой базы, увеличению объемов производства и экономического роста в целом.
С этой целью в 2002 году будет продолжена работа:
- по мониторингу за финансовым состоянием всех крупнейших бюджетообразующих налогоплательщиков - предприятий;
- по погашению накопившейся налоговой задолженности предприятий;
- по укреплению системы налогового администрирования, рационализации системы налоговых льгот.
Для решения четвертой задачи необходимо навести порядок в жилищно - коммунальном хозяйстве. Первое и важнейшее требование, чтобы во всех районах республики тарифы соответствовали реальной себестоимости. В результате будет определено сколько реально необходимо средств для функционирования отрасли. На втором этапе - уровень оплаты населением коммунальных услуг. Федеральный стандарт - 90 процентов, целесообразно его ввести по всей республике с января 2002 года. Для групп населения, которые не в состоянии полностью оплачивать коммунальные услуги, разработан механизм субсидий.
Для повышения эффективности управления государственным долгом Республики Бурятия необходимы:
1. Реальное прогнозирование доходной и расходной частей бюджета.
2. Принятие бездефицитного бюджета. Если запланированы реальные доходы, то дефицит покрывается за счет заимствований, причем покрываются текущие расходы. Целесообразно соблюдать принцип - все текущие расходы и социальные инвестиционные проекты на 100 процентов покрываются за счет доходов бюджета, заимствования осуществляются только на развитие (исключительно - на проекты, имеющие бюджетную эффективность). В нормальных условиях необходимо иметь резерв как минимум 10% от предельной величины государственного долга на непредвиденные расходы бюджета, именно поэтому бюджет 2002 года должен быть бездефицитным.
3. Определение целей и четких критериев осуществления заимствований и предоставления гарантий. С этой целью в 2002 году необходимо:
- продолжать политику реструктуризации государственного долга. Новые заимствования осуществлять только в пределах погашения сумм основного долга, стремиться к постепенному и обязательному удлинению сроков заимствований;
- гарантии выдавать в соответствии с перечнем, утвержденным законом о республиканском бюджете 2002 года;
- вести мониторинг реализации инвестиционных проектов.

Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения внутри республики должны совершенствоваться. Необходимо закрепить стабильные нормативы отчислений по регулирующим налогам. В методике распределения финансовой помощи муниципальным образованиям исключить дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности. По субвенции на выплату заработной платы с начислениями механизм расчета следует оставить прежним, по субвенции на расчеты за тепло-, электроэнергию усовершенствовать: за базу для определения субвенций взять бюджетную потребность на оплату коммунальных услуг каждого муниципального образования.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru