Законодательство
Республики Бурятии

Бурятия

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного Суда РБ от 18.07.2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РБ "О ТУРИЗМЕ">

Официальная публикация в СМИ:
"Бурятия", № 156, 21.08.2001






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РЕШЕНИЕ

Верховный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего Мурзиной Е.А. (единолично),
при секретаре Желаевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Бурятия о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Бурятия "О туризме",

установил:

Народным Хуралом Республики Бурятия 21 ноября 1995 г. был принят Закон Республики Бурятия № 201-I "О туризме".
Прокурор Республики Бурятия обратился в суд с заявлением о признании не действующими и не подлежащими применению частей 1 и 2 статьи 5, статью 9 указанного Закона, мотивируя тем, что оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству.
Оспариваемые пункт 1 и 2 статьи 5 республиканского Закона предоставляют налоговые льготы предприятиям, занимающимся туристской деятельностью, чем противоречат п. 3 ст. 12, ч. 2 ст. 17, ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 9 Закона Республики Бурятия "О туризме", согласно которой классификация и оценка туристских ресурсов Российской Федерации, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов Российской Федерации и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов Российской Федерации с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую среду определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия, противоречит статье 13 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности", не предусматривающей право субъектов Российской Федерации регулировать вопросы, связанные с туристскими ресурсами.
В судебном заседании представители Прокурора Республики Бурятия - прокуроры отделов прокуратуры Республики Бурятия Цыбикова Э.А. и Болдоева Э.В., действующие на основании доверенности, поддержали заявленные требования, уточнив их. При этом просили исключить мотивацию заявления по подпунктам "а" и "б" пункта 1 статьи 5 республиканского Закона. Просили признать пункты 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Бурятия "О туризме" противоречащими по тому основанию, что оспариваемый закон не относится к налоговым законам, в связи с чем не может регулировать вопросы предоставления налоговых льгот.
Представитель Народного Хурала Республики Бурятия Доржиев А.Д., действующий на основании распоряжения Председателя Народного Хурала Республики Бурятия от 16.07.2001 № 431-II, признал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Президента Республики Бурятия Будацыренов А.П., действующий на основании доверенности от 09.10.2000 № 101-0207, не согласился с заявленными требованиями. Пояснив, что под актом законодательства о налогах и сборах можно понимать любой другой закон, в котором содержатся нормы о налогах и сборах. Кроме того, подпункт "г" пункта 1 статьи 5 республиканского Закона фактически не действует, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" налог на приобретение транспортных средств утратил силу с 1 января 2001 г. Статья 9 республиканского Закона не противоречит федеральному законодательству, поскольку термин "законодательство Российской Федерации" включает в себя не только федеральные нормативные правовые акты, но и законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителей Прокурора Республики Бурятия, заинтересованных лиц, исследовав представленные материалы, Верховный суд Республики Бурятия находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Доводы Прокурора Республики Бурятия о том, что оспариваемые пункты 1 и 2 статьи 5 республиканского Закона противоречат федеральному законодательству потому, что данный Закон не является нормативным актом о налогах и сборах, устанавливая экономические и правовые гарантии туризма и туристской деятельности, не может быть признан состоятельным.
В силу п. "и" ч. 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этими принципами органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и отменять налоги и сборы, а также льготы налогоплательщикам в рамках того перечня региональных налогов и сборов, который содержится в налоговом законодательстве Российской Федерации.
Право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации устанавливать льготы в пределах сумм налогов, поступающих в их бюджеты, предусмотрено в пункте 1 статьи 59 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.
Статья 4 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" устанавливает, что государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем, в том числе, налогового регулирования, предоставления налоговых льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11-1 Закона Российской Федерации от 1 января 1993 года "О государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 г.", нормы о налогах, содержащиеся в неналоговых законах, подлежат непосредственному применению.
Таким образом, пункты 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Бурятия "О туризме", устанавливающей в целях создания стимулов для развития туризма и туристской деятельности в Республике Бурятия, привлечения инвестиций в сферу туризма на территории Республики Бурятия систему налоговых льгот в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Бурятия, и содержащая указание на распространение указанных льгот на налоги, сборы и другие платежи, зачисляемые в республиканский бюджет, не противоречат федеральному законодательству.
Статья 9 Закона Республики Бурятия "О туризме" устанавливает, что классификация и оценка туристских ресурсов Республики Бурятия, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Статья 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" указывает, что под туристскими ресурсами понимаются природные, исторические, социально - культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.
Согласно ст. 13 названного Федерального закона, субъектам Российской Федерации не предоставлено право регулировать вопросы туристских ресурсов. В частности, данная статья устанавливает, что классификация и оценка туристских ресурсов Российской Федерации, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов Российской Федерации и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов Российской Федерации с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
А в соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие туристскую деятельность, не могут ему противоречить.
При таких обстоятельствах доводы представителя Президента Республики Бурятия являются несостоятельными.
Оспариваемая статья 9 республиканского Закона подлежит признанию противоречащей федеральному законодательству.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2000 № 19 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" в случае удовлетворения заявления прокурора о признании противоречащим федеральному закону закона субъекта Российской Федерации в резолютивной части решения должно быть указано об этом, а также о том, что данный закон признается не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Согласно статье 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 196, 197, 203 ГПК РСФСР, Верховный суд Республики Бурятия

решил:

Заявление Прокурора Республики Бурятия удовлетворить частично.
Признать противоречащей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению статью 9 Закона Республики Бурятия от 21.11.1995 № 210-I "О туризме".
В остальной части заявление Прокурора Республики Бурятия оставить без удовлетворения.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Бурятия".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок со дня оглашения.

Судья
Е.А.МУРЗИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru